Целью конфликта будет – достижение собственного интереса за счёт интересов других.

Тема 13. Социальные конфликты.

Проблема конфликта – одна из актуальных в социологии. Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых: определение понятия конфликта как социального явления, его природы, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, а так же типология, классификация конфликтов и выявление их роли в общественной жизни. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. К ним приводят социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти и престиже. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества.

Вопрос 1. Подходы к изучению конфликтов.

Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов как субъектов взаимодействия. Он всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов, как членов тех или иных социальных групп.

Конфликты порождают обострённые противоречия, которые пронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную и духовную. Одновременное их обострение создаёт зоны кризиса, а проявлением кризиса всего общества служит резкий подъём социальной напряжённости, которая нередко перерастает в конфликт.

Многие социологи отмечают, что конфликт есть временное состояние общества, которое можно преодолеть рациональными средствами. Большинство из них считают, что существование общества без конфликтов невозможно, так как они источник происходящих в обществе изменений. Конфликты делают социальные отношения более мобильными и под их воздействием общество преобразовывается. Чем сильнее конфликт, тем заметнее его влияние на течение и темпы социальных процессов.

Истоки исследования конфликта исходят к глубокой древности. Ещё китайские философы в VII-VI веках до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в развитии вещей. Большое внимание уделил исследованию конфликтов итальянский мыслитель Н. Макиавелли. В своих работах посвящённых римской истории он рассматривал конфликты разного уровня и отмечал их положительную роль в общественном развитии.

Как социальное явление конфликт был впервые рассмотрен А. Смитом, который писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и их экономическое соперничество. Противоречия рассматривались им как движущие силы развития общества.

3 стр., 1296 слов

Чацкий и фамусовское общество (конфликт)

... мотивы и порывы. Противостояние человека и общества, которое его окружает – вот ключевая идея повествования и произведения в целом. Сочинение Конфликт Чацкого и фамусовского общества Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» ... угрожает, их привычному и комфортному укладу жизни. Свет пытается найти выход из неприятной ситуации. Во время бала Софья, разговаривая с одним из приглашенных, утверждает, что ...

В ХIХ-ХХ векахМ. Вебер и Л. Гумпловичисходили их того, что конфликт – это реальность, неизбежное явление в истории человеческого общества и стимул социального различия.К. Маркс и Ф. Энгельссчитали, что конфликты порождаются социальным (имущественным) неравенством и проявляются в классовой борьбе, которая не только неизбежна, но и необходима для разрешения противоречий капиталистического строя. Правда их критики отмечали, что проблема конфликта в марксизме не получила всестороннего обоснования, так как она рассматривались только как столкновение между антагонистическими классами, а экономические отношения, как причина конфликта, абсолютизировались. Иное объяснение конфликта далГ. Зиммель, определивший конфликт не только как сферу разногласий, но и как социализирующую силу, способную объединить противоборствующие стороны.

В ХХ веке столкнулись 2 теории: теория конфликта и теория структурно-функционального анализа общества. Сторонними последней отводят конфликту только негативную роль и придерживаются бесконфликтной модели общества. Для них общество – это система, существование и единство которой обеспечивается её составными элементами (государство, политические партии, церковь, семья и др.) Решающим средством социального единства они называют единые для всего общества ценности (правовые нравственные, религиозные), что является односторонним и узким подходом к рассмотрению происходящих в обществе явлений.

Конфликтное направление в социологии, в котором конфликты рассматривались как явления, органически присущие жизни общества, оформилось в средине ХХ века. Наиболее известными его представителями являются: Р. Дарендорф, Л. Козер, К.Э. Боулдинг.

По теории «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа любое общество подвержено социальным изменениям и, поэтому, испытывает социальный конфликт в каждый момент. В основе причины формирования и этапов развития социальных конфликтов он видел конфликт интересов. Именно интересы субъектов непосредственно влияют на формирование конфликта. При этом он выделяет объективные (латентные) и субъективные (явные) интересы.

Они обнаруживаются уже на первом этапе проявления конфликта, когда вырисовываются обе его стороны. В каждой из этих сторон (квазигрупп) происходит формирование общих интересов и психологической направленности на их защиту. На втором этапе обе квазигруппы организуются в фактические группы, с осознанием их латентных (скрытых) интересов. Третий этап это непосредственное столкновение «идентичных» групп (классов, наций, политических организаций, малых групп).

Если идентичность отсутствует, то конфликт считается не полный (до конца не сформировался).

По Р. Дарендорфу конфликты могут возникать в любом обществе, где есть господствующие и подчинённые. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей. А отсюда неравенство их положения и противоречивость интересов. Борьба за обладание и распоряжение ресурсами, за лидерство, власть и престиж делают социальные конфликты неизбежными. Но воспринимать их необходимо не как благо, а как неизбежный способ разрешения противоречий.

3 стр., 1122 слов

Межгрупповые конфликт— это, как правило, конфликты интересов ...

... совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги"). Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты. В организациях ...

Конфликты не позволяют застаиваться обществу, а подавление и «отмена» конфликтов ведёт к их обострению. Поэтому главная задача – уметь контролировать конфликт. Он должен быть легализирован и развиваться на основе существующих в обществе правил. Аналогичных взглядов придерживаются Л. Козер, К.Э. Боулдинг.

В советское время в нашей стране преобладала марксистская концепция анализа столкновений между антагонистическими классами. Считалось, что при отсутствии в социалистическом обществе антагонистических классов, отсутствуют и конфликты. Поэтому исследования по этой проблеме почти не велись. Только в последнее двадцатилетие она стала широко освещаемой.

Вопрос 2. Функции и классификация конфликтов

Исходя из 2-х точек зрения – о вреде социального конфликта и о его пользе, существуют негативныеипозитивные функции конфликта.

Если конфликт это неизбежное явление общества, то его позитивными функциями могут быть:

  • разрядка психологической напряжённости в отношении противоборствующих сторон(она помогает взаимной адаптации и стимулирует положительные изменения);
  • коммуникативно-связующая(через неё участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы и выявляют общие проблемы);
  • консолидирующая(в ходе конфликта люди по новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес и возможности к сотрудничеству).

Если же конфликты носит негативный и разрушительный характер, то они могут:

  • дестабилизировать социальные системы;
  • разрушить социальные общности и групповое единство.

(Пример: забастовка может нанести серьёзный урон предприятию, а национальный конфликт – отношению между нациями).

На сегодняшний день конфликты различаются по: масштабам, формам, типам, составу участников, причинам, целям, последствиям, сферам жизни. Кроме того их можно классифицировать в зависимости от субъектов и зон разногласий:

Личностный– конфликт внутри личности на уровне индивидуального сознания.

Межличностный– конфликт между двумя или более людьми, одной или несколькими группами.

Межгрупповой– конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами (самый распространенный).

Конфликт принадлежности– конфликт в силу двойной принадлежности индивидов при образовании группы внутри другой или когда индивид одновременно входит в 2 конкурентные группы, преследующие одну цель.

Конфликт с внешней средой– при нём группа индивидов испытывает давление из вне, со стороны административных и экономических норм и предписаний, и встает в конфликт с институтами поддерживающими их.

Типами конфликта могут быть:

  • Конфронтация– пассивное противостояние групп с противоборствующими интересами.

Она не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления.

  • Соперничество– борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации.

Его цель – приобретение лучших позиций, признание или демонстрация превосходства.

  • Конкуренция– особый тип конфликта.

Его цель — получение выгоды, прибыли, либо доступа к дефицитным благам.

25 стр., 12204 слов

Конфликт между личностью и группой

... Межгрупповой конфликт Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Ярким примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт профсоюзов ...

Наиболее открытой формой выражения конфликтов могут быть разного рода массовые действия (Пример:- предъявление требований к власти со стороны недовольных социальных групп; — использование общественного мнения в поддержку своего мнения или альтернативных программ, прямые акции социального протеста).

Массовый протест – это активная форма конфликтного поведения.Он может бытьорганизованнымилистихийным,прямымиликосвенным,насильственнымили не насильственным.Его организатором, как правило, выступают политические организации и «группы давления».

Формами выражения протеста так же бывают: митинги, демонстрации, пикетирование, кампании гражданского неповиновения, забастовки, голодовки.

При организации акций социального протеста должны чётко осознаваться какие задачи можно решить с помощью той или иной акции и на какую общественную поддержку можно рассчитывать (Пример: лозунг достаточный для организации пикетирования, вряд ли может быть использован для организации кампании гражданского неповиновения).

Формами выражения социального конфликта могут быть революциииреформы. Отличиями революций от реформ являются:

  • революции затрагивают все стороны жизни общества (экономику, политику, социальную сферу, культуру, идеологию и общественную психологию) и связаны с крайне радикальными формами социальной активности народных масс. Они ведут к установлению нового общественного строя.
  • революции часто связаны с применением разнообразных методов принуждения и насилия;
  • революции – это быстрый взрывной процесс изменения политической власти.

Реформы – это иное проявление социального конфликта, точнее его разрешения. Они направлены на мирное изменение и обновление общественной жизни и являются процессом противоположным революциям.

Особенностями реформ являются:

  • реформы, как правило, планируются и организуются «сверху» (существующей государственной властью);
  • реформы чаще всего бывают постепенными, их проведение в жизнь затягивается на длительное время;
  • реформы осуществляются легальными средствами в соответствии с действующими конституциями и законами.

При проведении дебатов между профессорами А. Раппопортом (Мичиганский университет) иТ. Шеллингом (Гарвардский университет), первый убедительно доказал, что невозможно все конфликты подгонять под единую универсальную схему. Могут существовать и такие типы конфликтов как:

схватка– когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу;

дебаты— где возможен спор, маневры и обе стороны могут засчитывать на компромисс;

игры— где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому оно никогда не завершаются разрушением всей структуры отношений.

Этот вывод снимает представление о безысходности и обречённости любого конфликта, поэтому в современной социологии:

Социальный конфликт – это модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов и ценностных ориентаций, формами отстаивания интересов и целей.

Исходя из этого определения:

Целью конфликта будет – достижение собственного интереса за счёт интересов других.

Если интересы сторон чётко демонстрируются, выявлены его субъекты, объект и суть, а так же тактика поведения сторон, то конфликт будет открытым (полномасштабным).

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... исследовании поведения действием. Современные отечественные и западные авторы предлагают улучшить ситуацию при помощи учета следующих факторов: создание надежного и чувствительного инструмента ... две базовые стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). Исследователей другого, ...

Если же этого нет – конфликт будетскрытым (неполным).

На стыке психологического и социологического подходов выделяют такжеложный конфликт– когда отсутствуют объективные основания.

Рассматривая действующих лиц конфликта различают понятия: стороны конфликта, участник, субъектипосредник.Различие между участником и субъектом конфликта состоит в том, что участником может оказаться стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса, а субъект конфликта – это отдельный индивид или группа, способные создавать конфликтную ситуацию.

По Р. Дарендорфу к субъектам конфликта относят 3 вида социальных групп:

  • первичные– непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения несовместимых целей;
  • вторичные– те кто стремится быть не замешанным в конфликте, но вносит вклад в его разжигание;
  • третьи– силы заинтересованные в разрешении конфликта.

Вопрос 3. Стадии протекания конфликта

Анализ конфликтов обычно начинают с истоков его возникновения. Традиционно конфликт начинается с потребности, структура которой специфична для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоуподразделяет на 5 основных типов:

  • физические потребности(пища, секс, материальное благополучие);
  • потребности в безопасности;
  • социальные потребности(общение, социальные контакты, взаимодействие);
  • потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определённого уровня компетенции;
  • высшие потребности в самовыражении и самоутверждении(потребности в творчестве).

Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своёй цели в соответствии с этими потребностями.

Анализ протекания конфликта целесообразно проводить по 3-м стадиям:

Предконфликтная стадия.

Это своеобразное состояние между противоречиями и конфликтом, непосредственно предшествующее последнему. Оно весьма неустойчиво, так как необратимые процессы, ведущие к открытому конфликту, может вызвать случайное событие. Сочетание разных обстоятельств на этой стадии, как правило, порождают несовместимые требования, при этом удовлетворение интересов одной стороны препятствует удовлетворению интересов другой.

Важный момент зарождения конфликта – это наличие объекта, обладание которым связано с удовлетворением потребностей сторон, втягиваемых в конфликт. Он может стать причиной конфликта, так как данная ситуация создаётся конфликтующими сторонами.

В предконфликтной ситуации конфликтующие субъекты, прежде чем решится на открытые действия, оценивают свои возможности (материальные ценности, власть, информацию, связи и т.д.) и предпринимают шаги для консолидации сил противоборствующих сторон (поиска сторонников).

Кроме того, предконфликтная ситуация – это период формирования каждой стороной своей стратегии (или нескольких стратегий) действий. Как правило, применяется та из них, которая в наибольшей степени соответствует ситуации. Стратегия– это видение ситуации участниками конфликта (или «плацдарма»), формирование цели к противоборствующей стороне и выбор способа воздействия на противника. Так же соперники проходят разведку для выяснения слабых мест друг друга, возможных способов ответных действий и пытаются рассчитать свои собственные действия.

7 стр., 3015 слов

Проблема решения конфликтов (политических, социальных, национальных, ...

... которые являются жизненно важными для той и другой конфликтующей стороны [3, с.268]. Конфликты и конфликтные ситуации, возникающие в трудовом коллективе, можно подразделить на различные виды ... поведения людей и основывается на единстве интересов, потребностей и ценностей персонала. Социальные конфликты считаются высшей стадией развития противоречий в трудовых отношениях отдельных работников, ...

Непосредственно конфликт.

Начало развития конфликта происходит с определёнными изменениями, так как складывающиеся отношения в его начале существенно различаются (активность субъектов, неожиданные повороты событий).

Поэтому, создаются дополнительные причины для его углубления и разрастания. Процесс разрастания конфликта длится до тех пор, пока не появятся первые ощутимые результаты противоборства, которые осмысливаются и анализируются субъектами конфликта. На этом начальный этап конфликта заканчивается.

Значение начальной стадии – создание благоприятных условий для вмешательства с целью преодолеть начавшийся конфликт. Столкнувшись с сопротивлением противника, каждая сторона почувствовала его силу и может понять, как нелегко ей будет приблизится к победе. Эта стадия так же является периодом наибольших колебаний участников (не случайно сторонники открытых конфликтов проводят работу по поддержанию боевого духа его участников, убеждая их идти до конца).

На этом этапе могут быть предприняты действия, которые позволят остановить открытое столкновение, придя к компромиссному решению.

Для начала конфликта требуется 3 условия:

  • Объективно складывающаяся конфликтная ситуация.
  • Субъекты конфликтов (если стороны миролюбивы, наличие только одной конфликтной ситуации недостаточно).
  • Наличие повода для конфликта («спускового механизма» способствующего развитию событий).

Действия сторон в течении самого конфликта могут быть:

открытыми (непосредственными), скрытыми (опосредованными), физическими, психологическими, идеологическимии т.д.

Кроме того существуют предсказуемыеинепредсказуемые действия. Как правило, они расширяют сферу конфликта.

Разрешение конфликта.

Стадия разрешения конфликта предполагает: знание его объекта конфликта, его участников, исторических корней конфликта, его непосредственного повода, а так же представление об уровне напряжённости.

Признаком разрешение конфликта служит завершение инцидента – прекращение конфликтного взаимодействия между конфликтующими сторонами. Его устранение – это необходимое, но не достаточное условие для погашения конфликта, так как при определённых обстоятельствах угаснувший конфликт может вспыхнуть вновь.

Разрешение конфликта возможно:

либопри изменении конфликтной ситуации, если будет изжита его коренная причина, изменится установка соперников относительно друг друга и они перестанут видеть друг в друге противника;

либокогда изменится требование сторон и соперник пойдёт на уступки (возможны и одновременные обоюдные уступки).

Разрешение конфликта может быть:

  • полным – это полное прекращение конфликта и кардинальная перестройка всего образа конфликтной ситуации(образ врага переходит в образ партнёра и установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество);
  • частичным – при этом меняется только внешняя форма конфликта, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства.

Успешное разрешение конфликта связано с определёнными установками:

9 стр., 4100 слов

Методы избежания конфликтов

... ситуации их возникновения на конфликты деятельности, конфликты поведения и конфликты отношении.  В современной школе таких конфликтов стало больше, так как к обычному падению учебной мотивации в подростковом возрасте добавились социальные ... придерживаются авторитарного стиля общения с детьми; определенные ситуации конфликта порождаются мерой несовместимости различных личных качеств (характера, ...

  1. Своевременной и точной диагностикой его причин (в её ходе выявляется объективно существующие противоречия, интересы и цели и на этой основе определяется деловая зона конфликта;
  2. Обоюдной заинтересованностью сторон в преодолении противоречий (при этом важно, что бы субъекты конфликта освободились от недоверия друг к другу);
  3. Совместным поиском путей преодоления конфликта (для этого могут быть использованы самые разные средства и методы).

Социальный конфликт внешне похож на спиралеобразные природные явления (водовороты, вихри и т.д.) и вполне допустимо рассматривать каждый его этап в виде витка спирали, имеющей свои подъёмы и спады, напряжённость и разрядку. Признание спиралеобразного движения отношений в конфликте позволяет находить и использовать средства их регулирования.

Вопрос 4. Управление конфликтами и методы их разрешения

Основная задача управления конфликтом – это не допустить его разрастания и снизить его негативные последствия.

В качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как любая из сторон, так и третья сила, не участвующая в нём, но заинтересованная в его урегулировании. Кто бы не выступал субъектом управления социальным конфликтом, важно найти способы и выработать технологию регулирования конфликтных отношений.

Этому могут способствовать:

  • гласность и максимальная открытость социальных конфликтов (прежде всего теневых и неявных).

Это позволяет поставить их под контроль и своевременно отреагировать на процессы, происходящие в отношениях противоборствующих сторон.

  • снижение социального психологического возбуждения.

Это позволяет воспрепятствовать детонации ситуаций в отношении сторон конфликта.

Разрешение социального конфликта дело довольно сложное и может идти разными методами:

  • Метод избегания конфликта.

(Пример: уход или угроза ухода с политической арены политического деятеля, избегание встреч с противником и т.д.).

Но избегание конфликта не означает его ликвидацию, так как остаётся его причина.

  • Метод переговоров.

Позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров идёт обмен мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон и объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Они позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания и согласия, открыть путь к сотрудничеству.

  • Метод использования посредничества.

Это примирительная процедура, в которой посредником могут выступать как организации, так и частные лица. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт (Пример:в сложных социальных конфликтах на Западе роль посредников выполняют лауреаты Нобелевской премии).

  • Метод откладывания.

Нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Сторона «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в её пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное.

14 стр., 6881 слов

Влияние уровня самооценки подростка на его социальный статус ...

... наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время – социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста. Л.С.Выготский подробно рассматривал ... методика. Глава 1. Взаимосвязь самооценки и социометрического статуса подростка в группе сверстников. 1.1 Психологические особенности подросткового возраста. Подростковый возраст обычно характеризуется ...

  • Метод третейского разбирательства (арбитраж).

При этом строго руководствуются нормами законов, в том числе и международного права.

Поиск путей выхода из конфликтных ситуаций способствует выработке и других методов разрешения социальных конфликтов. Социологами выработаны рекомендации ускорения процесса разрешения конфликта:

1)Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению вопросов, касающихся содержанию конфликта.

2)Стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряжённости.

3)Необходимо демонстрировать взаимное уважение друг к другу.

4)Участники переговоров должны гласно и доказательно раскрывать позиции друг друга, и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями;

5)Все участники переговоров должны проявлять склонность к согласию.

Вопрос 5. Характеристики конфликта.

Признано, что общество сохраняется как целое, благодаря постоянному разрешению присущих ему внутренних конфликтов. Конфликты могут принимать самую различную форму – от простой ссоры 2-х людей до крупного военного или политического столкновения с участием миллионов. Но, не смотря на многочисленные их проявления в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик (параметров):

Причины конфликта. Это то, вокруг чего разворачивается конфликтная ситуация. Основными причинами конфликтов могут быть:

  • наличие противоположных ориентаций

У каждого индивида или группы в социальной жизни имеется свой набор различных и противоположных ценностных ориентаций. При стремлении к их удовлетворению и наличии блокирующих целей, достичь которые пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение, и могут стать причиной возникновения конфликта (Пример: — различные отношения к собственности многих групп населения. Одни предпочитают коллективную, другие – частную, третьи – кооперативную; — различные отношения к работе, при которых одни считают, что работать при данных условиях нельзя, то есть нужно проводить забастовку, а другие настаивают на продолжении работы).

Эти конфликты крайне разнообразны и могут возникать из-за различного отношения к любви, семье и браку, манере поведения, искусству, спорту, а так же к любым социальным институтам. Наиболее острые конфликты появляются при различиях в культуре, восприятии ситуации, статуса или престижа.

  • идеологические причины

Это частный случай конфликта противоположных ориентаций, при котором причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения у различных групп общества (отношение к доминированию, то есть власти, субординации, мировоззрению).

При этом катализатором противоречий становятся элементы веры, религиозные и социально-политические устремления.

6 стр., 2630 слов

Внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;

... обусловленные положением личности в социальной группе; 3) внешние причины, обусловленные положением личности в обществе. 1. Внутренние причины: противоречие между потребностью и социальной нормой. Внутриличностный конфликт, возникающий на этой ...

  • различные формы экономического и социального неравенства

Они связаны со значительным различием в распределении ценностей между индивидами или группами (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.д.) Это неравенство существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которое:

во-первых — расценивается одной из социальных групп как весьма значительное;

во-вторых — это значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей одной из групп.

  • причины между элементами социальной структуры

Они появляются в результате разных мест занимаемых структурными элементами общества, организации или социальной группы. По этой причине конфликт может быть связан:

1)с различными целями отдельных элементов (конфликт за самостоятельность между центром и периферией);

2)с желанием структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре (конфликт между подразделениями организации с целью получения большей доли ресурсов).

Любая из перечисленных причин может послужить толчком к началу конфликта только при наличии определенных внешних условий, служащих его питательной средой.

Острота конфликта. Острый социальный конфликт – это конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, для которого характерны частые открытые столкновения, сливающиеся в одно целое. В наибольшей степени острота конфликта зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон и ситуации, требующей немедленных действий (Пример: конфликт 2-х эмоционально настроенных пассажиров в автобусе. Если пассажиры поддерживают одного из них, конфликт может приобрести боле острый характер).

Потому впитывая энергию извне, конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение внутреннюю энергию. В результате острота конфликта возрастает.

Острый конфликт бывает более кратковременным, но и более разрушителен. Он наносит значительный урон ресурсам противника, их престижу, статусу и психологическому равновесию. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями, которые подогреваются прежними непримиримыми противоречиями, серьезными обидами или основаны на мести (кровавых инцидентах).

Длительность конфликта. От возникновения конфликта до его разрешения проходит различное время (Пример: кратковременная стычка между начальником и подчиненным или длительное противостояние религиозных групп на протяжении нескольких поколений).

Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. От неё зависит:

  • величина и стойкость изменений в группах и системах, как результат расходования ресурсов в столкновениях;
  • увеличение расхода эмоциональной энергии и появление вероятности возникновения нового конфликта из-за накопленных обид и отсутствия равновесия в социальных системах.

Поэтому, вопрос затягивания конфликта жизненно важен для существования социальной группы и организации. Исследования конфликтов показывают, что длительные затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.

Последствия социального конфликта. Они весьма противоречивы. С одной стороны они разрушают социальные структуры и приводят к необоснованным затратам ресурсов, с другой – способствуют сплочению групп и достижению социальной справедливости. Эта двойственность до сих пор не привела к общей точке зрения среди конфликтологов, по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Забастовки, супружеские конфликты, национальные конфликты, могут разрушают социальные общности, а могут усиливать групповые взаимодействия. В результате конфликта возможны внедрение нового лидерства, новой политики, новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряжённой ситуации, к достижению равновесия и снятию напряжённости в группе (Пример: конфликт общества с преступными группировками).

Существуют 2 типа последствий конфликтов:

  • дезинтегративные последствия(усиливают ожесточение, ведут к разрушению и кровопролитию, разрушаю каналы кооперации, отвлекаю внимание членов группы от насущных проблем);
  • интегративные последствия(определяют выход из сложных ситуаций, усиливают групповую сплочённость, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят группу к пониманию интересов её членов).

************************************************************************

Контрольные вопросы:

  1. Что такое социальный конфликт и каковы его разновидности?
  2. Какие существуют функции социального конфликта исходя из 2-х точек зрения – о его вреде и о его пользе?
  3. Как классифицируются конфликты в зависимости от субъектов и зон разногласий?
  4. Какие существуют типы социальных конфликтов?
  5. В чём состоят различия таких форм выражения конфликтов как революции и реформы?
  6. По каким стадиям производится анализ социального конфликта?
  7. Каковы основные методы разрешения социального конфликта?
  8. Что является основными характеристиками конфликта?
  9. Какие существуют типы последствий социальных конфликтов?

************************************************************************