Невропатология 2

1)В качестве самостоятельной ветви медицины Н. начала постепенно выделяться с половины 19 в.; до этого времени нервные б-ни составляли лишь одну из глав психиатрии или внутренней медицины. Как-раз в Германии это объединение Н. и внутренней медицины в одну общую дисциплину задержалось особенно долго, в то время как в большинстве других стран, в том числе и в России Н. сравнительно рано отделилась or смежных специальностей.

В 19 веке описано большинство известных нам болезней нервной системы. В 1891г. Г.Квинке произвел первую люмбальную пункцию с извлечением ликвора для снижения внутричерепного давления. На рубеже 19 и 20 столетий и в первой половине 20 века крупный вклад в развитие неврологии и нейрохирургии внесли В.К.Рот, В.М.Бехтерев, М.И.Аствацатуров, С.Вильсон, М.Б.Кролль, С.Н.Давиденков, Н.В.Коновалов, Н.К.Боголепов, Е.В.Шмидт и многие др.

В 40-е годы XIX столетия впервые делается систематизация известной симптоматологии нервных болезней и впервые выпускается специальное руководство по нервным болезням (М. Ромберг), которые способствовали выделению невропатологии в отдельную медицинскую дисциплину. Однако про­цесс становления этой новой науки проходил очень медленно, так как большинство врачей не признавало существование нервных болезней. Передовым борцом за создание невропа­тологии был М. Ромберг. Он не только систематизировал данные о признаках поражения нервной системы, но и создал первую классификацию нервных болезней, исходя из физио­логического принципа, т. е. создал симптоматологическую классификацию нервных болезней.

В 40-е годы изменяются взгляды врачей на принципы на­значения лечения. Врачи начинают говорить об этиологиче­ском лечении, под которым понималось лечение симптома; за­тем некоторыми учеными (Б. Штиллинг и др.) стали выска­зываться гипотезы о патогенетическом лечении. Для снятия болевых признаков болезни применялись анестезирующие вещества (вератрин, аконит), хина и др.; в 50-х годах бро­мистым калием начинают лечить эпилепсию. В 1859 г. Г. Гутри был предложен амитал-натрий как сосудорасширяющее средство.

В 40—50 годы на основе успехов нейрофизиологии уточ­няется клиника известных заболеваний и выделяются новые формы нервных болезней.

8 стр., 3610 слов

Механизм развития алкогольного поражения центральной нервной ...

... подвижность обоих процессов. И. П. Павлов называл алкоголь парализатором нервной системы. Парализующее действие алкоголя на высшие отделы центральной нервной системы сказывается даже при его незначительной дозе. Ассоциативные процессы ... (этот факт установил великий русский физиолог И. М. Сеченов свыше 100 лет назад). По мере увеличения дозы алкоголя, циркулирующего в организме, все большая область ...

В университетах на медицинских факультетах профессора начинают уделять большое внимание преподаванию нервных болезней. В некоторых терапевтических клиниках западно­европейских университетов (Вена, Париж, Б. Флин и др.) создаются специальные палаты для нервных больных.

Большие успехи наблюдались при аналитическом изучении проявления отдельных болезней нервной системы. Эти успехи выявились в выделении специфичных симптомов или симптомокомплексов для поражения того или иного отдела нервной системы (Ж. Шарко).

Развитие методик выявления нарушений отдельных функ­ций нервной системы шло в направлении разработок тестов вначале определения грубых, а затем при их усовершенство­вана едва заметных поражений функции нервной системы. Последние сопоставляются с субстратом поражения с целью определения симптомов, характеристик для поражений того или иного образования системы или ее проводящих путей и центров.

Среди врачей неврологов получил распространение прин­цип, что изучение симптома, как признака проявления болез­ни, должно стоять на первом месте (Ж. Шарко, В. Эрб, Э. Лейден, К. Вернике, У. Говерс и др.) в невропатологии.

В 80-е годы невропатологи начинают изучать общие во­просы этиологии нервных болезней. Проводятся исследования по установлению роли семенно-наследственного фактора ев возникновении нервных болезней, инфекционных возбудите­лях при первичных и вторичных заболеваниях головного и спинного мозга. Первое направление зародилось в клинике Ж. Шарко. Первая работа на эту тему «Фамильные невро­патии» была напечатана в 1884 г. и принадлежит К. Фере. Более подробнее этот вопрос был изложен в книге Ж. Дежерин «Наследственность и болезни нервной системы» (1887).

В Германии изучению этиологии нервных болезней внимание уделял А. Штрюмпель (1884).

С середины 80-х годов устанав­ливается инфекционная этиология некоторых болезней нервной системы: например А. Вейхсельбаум выделяет менингококк из цереброспинальной жидкости. Патогистологическое изучение некоторых заболеваний явилось причиной возникновения взглядов о существовании системных заболеваний спинного мозга (Э. Вульпиан).

Развитие неврологии во второй половине XIX века

Темп развития медицины по сравнению с предыдущим полустолетием значительно ускорился. Одной из причин быстрого развития медицины было создание новых медицин­ских факультетов при университетах, увеличение числа врачей и профессоров, разрабатывающих актуальные вопросы медицины. При многих университетах организуются научно-исследовательские институты и лаборатории, оснащенные специальным оборудованием. В этих научных учреждениях со второй половины XIX века осуществлялось использование достижений естествознания и техники для раскрытия этиологии и патогенеза заболеваний, экспериментального изучения действия фармакологических препаратов. В это же время стало больше ощущаться влияние философии на теоретиче­ские вопросы медицины и, в частности, на разработку общепатологических проблем и изучение психики,

2 стр., 808 слов

Формулярная система в психиатрии

... классификаций болезней, в частности МКБ-10. В этом же направлении, по-видимому, в ближайшие годы будут развиваться страховые “стандарты” медицинской деятельности. В психиатрии тенденция ... повышению эффективности терапии только при хорошо отлаженных, организованных и взаимосвязанных звеньях системы: 1) исследование состояния больного; 2) оценка состояния на основе согласованных диагностических ...

Основные этапы развития отечественной неврологии

Особым путем шло развитие неврологии и психиатрии в России. К чести Древней Руси служит тот факт, что отношение к душевнобольным было более гуманным, чем на Западе. Таких больных на Руси обычно считали юродивыми, «жертвами божьего наказания» и призревали их (по указу Ивана Грозного) богадельни для «прокаженных и престарившихся и не могущих нигде главы преклонити». В XVIII веке по указу Петра I создаются первые военные госпитали. В 1779 году в Петербурге был открыт первый психиатрический госпиталь. С 1857 года в России начинается преподавание курса психиатрии, а в 1867-м открывается психиатрическая клиника при Петербургской медико-хирургической академии. Позже на базе этой кафедры и клиники И.П. Мержеевский преподавал курс нервных болезней. Выдающимися представителями отечественной психиатрии XIX века явились И.М. Балинский, И.П. Мержеевский, В.Х. Кандинский.

В 1869 году при Московском университете открыта первая в России клиника нервных болезней и кафедра нервных и душевных болезней, которую возглавил замечательный врач, ученый, педагог А.Я. Кожевников. Ему принадлежит описание многих нервных заболеваний, в том числе особого вида судорог (кожевниковская эпилепсия).

Кожевников воспитал ряд талантливых русских ученых, создал первое в России общество невропатологов и психиатров и по праву считается основоположником отечественной школы невропатологов. В 80-е годы XIX века курс нервных и душевных болезней включается в учебный план медицинских факультетов и создаются соответствующие кафедры и клиники. Огромен вклад русских ученых в развитие невропатологии и психиатрии. Прежде всего это фундаментальные работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова, создавших учение о рефлексах; о возбуждении и торможении как основе деятельности мозга. Выдающийся ученый С.С. Корсаков явился основателем нозологического направления в психиатрии» ввел в психиатрических больницах должность медицинских сестер, реорганизовал систему лечения и содержания психических больных и поднял русскую психиатрию до мирового уровня. Активно изучал анатомо-физиологические основы нервных и психических заболеваний другой вы- дающийся русский ученый — В.М. Корсаков Бехтерев.

Он внес большой вклад в разработку проблемы локализации функций в коре головного мозга, в детскую психоневрологию, в использование при лечении методов внушения и гипноза, основал Психоневрологический институт. По инициативе Бехтерева в 1897 году в петербургской .Военно-медицинской академии были открыты клиника неврологии и первая в мире нейрохирургическая операционная, а в 1909-м основана кафедра хирургической невропатологии. Работы талантливых русских ученых И.П. Павлова, С*С. Корсакова, Г.И. Россолимо, В.М. Бехтерева, М.Е. Введенского и др. создали славу отечественной неврологии и психиатрии и вывели их на передовые рубежи. f Их дело продолжили выдающиеся советские ученые В.А. Ги-ляровский, П.Б. Ганнушкин, В.П. Протопопов, В.П. Осипов, О.В. Кербиков, В.Н. Мясищев, А.В. Снежневский, С.Н. Давиден-ков, П.К. Анохин, Н.К. Боголенов, Е.В. Шмидт, Н.Н. Бурденко. отечественной неврологии и психиатрии. В 1921 году был организован Центральный институт судебной психиатрии. В 1918 году при Наркомздраве РСФСР создан отдел детской психологии, в 1923-м учреждены психоневрологические диспансеры, позже по инициативе В.А. Гиляровского создаются дневные стационары, организовывается также неотложная-психиатрическая помощь. В 1926 году начал работать Харьковский НИИ неврологии и психиатрии. В 1926 году в Ленинграде открыт первый в мире институт нейрохирургии, а в 1932-м Н.Н. Бурденко и В.В. Крамер создают аналогичный институт в Москве. Открываются нейрохирургические клиники в Харькове и Ростове-на-Дону. В 1944 году в Москве создан Институт неврологии АМН СССР, а в 1944-м был создан Институт психиатрии АМН СССР.

19 стр., 9373 слов

Психиатрия — Билеты с ответами

... ноотропил, аминалон, феназепам, либриум, валиум, тазепам, аминазин, неулептил. 3.Лечение больных нервной анорексии и нервной булемией. Нервная (психическая) анорексия — заболевание, при котором больной сознательно отказывается от ... еды для похудания, при этом развиваются соматоэндокринные нарушения и физическое истощение. Нервная булимия — заболевание, при котором у больного чрезмерный аппетит и он ...

Благодаря такому высокому уровню развития и правильной организации неврологической и психиатрических служб, этапности лечения, развернутой Нейрохирургической помощи, высокой квалификации и самоотверженности медицинского персонала, 73% раненных в годы Великой Отечественной войны вернулись в строй. В последующие годы в научных центрах страны продол-жались исследования по важнейшим направлениям невропатологии и психиатрии. Изучаются проблемы сосудистой патологии мозга (Н.В. Верещагин, Е.И. Гусев); патологии периферической нервной системы (Я.Ю. Попелянский, И.П. Антонов); детской невропатологии (Л.О. Бадалян); эпилепсии (В.А. Карлов); вегетопатологии (А.М. Вейн); а также проблемы расстройства чувствительности (И.И. Шо-гам) и иейроиммунологии (С.К. Евтушенко); сексопатологии (A.M. Свядощ, Г.С. Васильченко), психотерапии (К.И. Платонов, Б.Д. Карвасарский).

В Ростовском РГМУ (В.А. Балязин) исследуются проблемы нейроонкологии.

2) Формирование невропатологии как самостоятельной науч­ной дисциплины в России связано с именем А.Я. Кожевникова (1836 — 1902), которому в 1869 г. правлением Московского университета было поручено организовать кафедру нерв­ных и душевных заболева­ний. До этого времени в про­грамме медицинских фа­культетов еще не существо­вало невропатологии и пси­хиатрии как самостоятель­ных клинических учебных дисциплин.

Талантливый ученый и блестящий организатор, А.Я. Кожевников сделал очень многое для раз­вития отечественной невро­патологии и психиатрии. Им была организована первая кафедра нервных и душев­ных заболеваний, построена клиника нервных болезней.

Описанный им вариант эпилепсии с постоянными клоническими судорогами в какой-либо группе мышц, перемежающимися с генерализованными эпилептическими судорожными приступами, в мировой медицине получил название кожевниковской эпилепсии. Им написан известный “Курс нервных болезней”, выдержавший 5 изданий. Он внес существенный вклад в изучение афазии, особенно сенсорной, а также в изучение гистологии нервной системы, в частности в уточнение строения корково-спинномозговых (пирамидных) путей, ядер лицевого и глазодвига-тельного нервов, впервые подробно описал воспалительные изменения клеток передних рогов спинного мозга при полиомиелите.А.Я. Кожевников по праву считается выдающимся пред­ставителем отечественной невропатологии, создателем круп­ной отечественной школы неврологов. В числе его учеников С.С. Корсаков, В.К. Рот, В.А. Муратов, Л.О. Даришкевич, Г.И. Россолимо и др.

Деятельность В.А. Муратова (1865—1916) на кафедре нервных болезней Московского университета характеризует­ся продолжением и укреплением так называемого нозологи­ческого направления1. В своих лекциях В.А. Муратов при описании клинической картины того или иного заболевания обращал особое внимание на причины, обусловившие разви­тие данной болезни и ее патогенез. Он стремился выделять обособленные группы заболеваний нервной системы, но в то же время указывал на связь их с другими близкими клиниче­скими формами. Так, именно В.А. Муратову принадлежит замечательное обобщение, касающееся сближения таких за­болеваний, как сирингомиелия, гидромиелия, гидроцефа­лия2 и киста мозжечка, как родственных форм, обусловлен­ных одним и тем же процессом — врожденным заболеванием эпендимы3.

18 стр., 8689 слов

Психиатрия и наркология

... на С. 41-42, необходимые для выполнения заданий. Занятие 2. Методы обследования психически больных. Биологическая терапия психических заболеваний (шоковые ме­тоды, нейролептики, кор­ректоры – ... 17]. Занятие 3. Расстройства памяти и интеллекта. Совре­мен­ные направления в психиатрии. Классификация психических болезней (МКБ-10). Психофармакотерапия (ноотропы, психо­сти­муляторы), побочные действия ...

Большое внимание В.А. Муратов уделял заболеваниям нервной системы у детей. Из научных работ, касающихся дет­ского возраста, следует указать на его известный труд «Кли­нические лекции по нервным болезням детского возраста». Книга содержит 12 лекций, посвященных детальному клиническому разбору различных нервных заболеваний у детей. Клинические лекции по нервным болезням детского возраста были настольной книгой многих невропатологов.

В.А. Муратов интересовался также и психопатологией дет­ского возраста. Его работы «К учению о периодических поме­шательствах у детей» (1907), «Истерия и истерический харак­тер. Лечебные и медико-воспитательные меры» (1893) говорят о глубоком интересе автора к смежным дисциплинам. В. А. Муратов не замыкался в кругу вопросов органической не­вропатологии. Он подчеркивал необходимость тесной связи между неврологией и психиатрией. «По существу, — пи­сал он, — изучение нервных и душевных болезней слива­ется в одну специальность и представляется частями од­ного и того же предмета»4.

В числе крупнейших не­врологов московской школы широкой известностью поль­зовался Г.И. Россолимо (1860—1928), деятельность которого отличалась исклю­чительной разносторон­ностью. Прекрасный клини­цист-невропатолог, Г.И. Рос­солимо (рис. 2) в начале своей Я деятельности уделял много внимания вопросам морфологии нервной системы. В ис­следовании «О путях, проводящих движение и чувствитель­ность в спинном мозгу» и ряде других он уточнил ход проводни­ков в центральной нервной системе. Эти работы имели серьез­ный экспериментальный характер.

В дальнейшем Г.И. Россолимо публикует ряд клинических работ на различные темы в области невропатологии как взрос­лых, так и детей.

Ценным вкладом Г.И. Россолимо в методику исследова­ния нервной системы является открытие им так называемо­го пальцевого рефлекса. Этот рефлекс — важный клинический симптом при органических поражениях пирамидного пути. Пальцевой рефлекс Россолимо получил широкое рас­пространение в клинике нервных болезней и стал непремен­ным приемом при объективном исследовании нервной сис­темы.

Г.И. Россолимо проявлял большой интерес к изучению дет­ской невропатологии и психиатрии, поэтому его по праву мож­но считать одним из основоположников отечественной детской невропатологии и психоневрологии.

В 1911 г. Г.И. Россолимо совместно с группой своих учени­ков (В.П. Хорошко, И.М. Присман, С.Я. Рабинович, А.Д. Сур­ков, Ф.Д. Забугин и др.) организовал Институт детской психо­логии и неврологии. В этом институте впервые в России были организованы конференции, на которых с участием педагогов проводились клинико-педагогические разборы аномальных детей.

19 стр., 9384 слов

Подход Берта Хеллингера при формировании устойчивости семейной ...

... Определить эффективность системного подхода Б. Хеллингера при формировании устойчивости семейной системы в период ненормативных кризисов. Объект исследования: системный подход Б. Хеллингера в ... системного подхода Б. Хеллингера в консультировании при формировании устойчивости семейной системы в период ненормативных кризисов. Гипотеза: подход Б. Хеллингера эффективен при формировании устойчивости ...

В некоторой части своих работ Г.И. Россолимо успешно со­четал вопросы медицины и педагогики, по праву считая себя врачом-педагогом. Темы его публичных выступлений, как, на­пример «Страх и воспитание», «Искусство и больные нервы», «Роль театра в воспитании», «К вопросу о душевных катастро­фах в юношеском возрасте», подтверждают его неослабный ин­терес к педагогическим вопросам.

Г.И. Россолимо уделял большое внимание вопросам изуче­ния дефективного детства и может считаться одним из осново­положников отечественной дефектологии.

Углубленная работа Г.И. Россолимо как клинициста-невро­лога сочеталась с активной общественной деятельностью. Он был одним из организаторов Общества невропатологов и пси­хиатров, где состоял бессменным председателем в течение де­сяти лет, основателем и редактором журнала «Невропатология и психиатрия», а также одним из организаторов Психологиче­ского общества при Московском университете. Г.И. Россолимо принимал активное участие в работе специальных съездов, связанных с воспитанием и обучением слепых, глухонемых и умственно отсталых детей, а также являлся непременным лек­тором на различных курсах усовершенствования учителей специальных школ.

3) Многое во второй половине XIX и в начале XX века было сделано и в области изучения анатомии нервной системы (В. А. Бец, В. М. Бехтерев и др.).

Так, В. А. Бец (1834-1894) впервые обнаружил гигантские пирамидные клетки в двигательной зоне коры больших полушарий, изучил их топографию и развитие. Он провел большие исследования по макроскопической топографии поверхности полушарий головного мозга. В. А. Бец по праву считается основоположником учения о цитоархитектонике мозга.

Выдающимся невропатологом и психиатром был B. М. Бехтерев (1857-1927), который в результате своей разносторонней деятельности оставил большое научное наследие в области невропатологии и психиатрии, анатомии и физиологии нервной системы.

Многие анатомические образования головного и спинного мозга были описаны им впервые или подвергнуты тщательному исследованию и уточнению. Он впервые изучил и описал некоторые болезни нервной системы, рефлексы и симптомы при различных нервно-психических заболеваниях. Много научных работ В. М. Бехтерев посвятил разработке методов лечения гипнозом. Будучи крупнейшим организатором, он впервые в России создал Научно-исследовательский психоневрологический институт (ныне Институт имени В. М. Бехтерева в Ленинграде).

Ценный вклад в развитие отечественной невропатологии за годы Советской власти внесли ученые-невропатологи: М. И. Аствацатуров, М.Б.Кроль, М.С.Маргу-лис, В.К.Хорошко, А.М.Гринштейн, Е.К.Сепп, C.Н.Давиденков, Н.И.Гращенков, Н.В.Коновалов, И.Н.Филимонов, Н.К.Боголепов и многие другие.

10 стр., 4556 слов

Центральная нервная система: строение, функции

... развития нервной системы в онтогенезе (эмбрионегинез нервной системы) Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни, продолжая развитие и в первые годы после рождения. Нервная система ... внешние и внутренние воздействия (стимулы). Функции нервной системы достаточно многообразны. Основные функции нервной системы 1. Аналитическая функция (анализ информации) · Из ...

Истоки истории психиатрии в России относятся ко временам древней Руси. Имеются сведения о том, что в Киевской Руси в X-XI веках при монастырях осуществлялась помощь психически больным. В то время господствовали религиозные взгляды на происхождение и сущность психических заболеваний. Следует отметить, что уже в этот период отношение к психически больному человеку в России было неизмеримо более гуманным, чем в странах Западной Европы. В то время в Западной Европе применялись жестокие меры обращения с психически больными, так как психическая болезнь рассматривалась как

«дьявольская порча». Многих психически больных сжигали на кострах, считая их колдунами и ведьмами, «одержимыми дьяволом». В России же к психически больным относились как к «жертвам божьего наказания» и призревали их в монастырях.

В XVII веке в Московской Руси стал все более утверждаться взгляд, что «помешательство» — болезнь.

Первый психиатрический долгауз был открыт в Петербурге в 1779 г. Такое же учреждение, получившее впоследствии название Преображенской психиатрической больницы, было открыто в Москве в 1809 г.

Несмотря на ряд принимаемых мер, положение больных в психиатрических больницах было тяжелым. Широко использовались всевозможные меры стеснения больных: их связывали, надевали на них цепи и смирительные рубашки.

Работы русских врачей первой половины XIX столетия оказали благотворное влияние на развитие научной психиатрии в нашей стране. Доказательством этого являются исследования выдающихся представителей отечественной психиатрии второй половины XIX века И.М.Балинского, И.П.Мержеевского, В.X.Кандинского и др.

И. М. Балинский (1827-1902) впервые в России начал научное преподавание курса психиатрии в Петербургской медико-хирургической академии (1857).

В 1867 г. при академии была открыта психиатрическая клиника. И. М.

Балинский много внимания уделял вопросам организации ухода и лечения психически больных.

И. П. Мержеевский (1838-1908), ученик И. М. Балинского, развивавший его материалистические идеи, широко известен своими исследованиями патологической анатомии прогрессивного паралича, микроцефалии и других психозов.

Видным клиницистом-психиатром в эту эпоху был В. X. Кандинский (1849-1889), который известен своими исследованиями галлюцинаций, бреда и ряда других симптомов и синдромов, а также исследованиями в области судебной психиатрии и психопатий.

Научные достижения в области психиатрии в конце XIX века прежде всего связаны с именем С. С. Корсакова.

С. С. Корсаков (1854-1900)-выдающийся отечественный ученый-врач, передовой общественный деятель, один из крупнейших основоположников отечественной психиатрии, основатель московской психиатрической школы, которая славилась гуманным подходом к психически больному.

С именем С. С. Корсакова связано введение в России системы нестеснения психически больных. Огромным, принципиально важным достижением явился предложенный С. С. Корсаковым постельный режим в психиатрических больницах. Тем самым психически больные по положению приравнивались к обычным соматически больным, и психиатрические учреждения превращались в больницу, где оказывалась лечебная помощь. С. С. Корсаков ввел в психиатрических больницах сестринский уход.

11 стр., 5391 слов

Развитие моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью

... постоянно динамически взаимодействуют между собой и с другими отделами центральной нервной системы. Значительный вклад в дальнейшее развитие учения о психомоторике внес А.Р. Лурия. Он показал роль ... и процессе общественного роста как индивидуальности.век - период интенсивного систематического изучения в России и за рубежом психомоторного развития детей первых лет жизни, в результате которого в ...

Основой психической болезни С. С. Корсаков считал повреждение мозга, заболевание всего организма. С. С. Корсаков впервые в 1899 г. описал заболевание, клинические проявления которого в основном сводятся к полиневриту в сочетании со своеобразными нарушениями памяти. Клиническая картина этого заболевания получила мировое признание и носит название болезни Корсакова. Так не только со всей убедительностью была доказана правильность материалистического понимания сущности психоза, но и открыта новая эпоха в психиатрии. До С. С. Корсакова в психиатрии господствовало так называемое симптоматическое направление, когда отдельные симптомы или комплексы симптомов рассматривались как

самостоятельные заболевания, например мания, аменция, меланхолия и др. С. С. Корсаков же показал, что единственно научно обоснованным является нозологическое (nosos-болезнь) направление, когда выделяется заболевание

с определенной причиной, клинической картиной, характером течения и исходом. Описанное им заболевание явилось именно такой нозологической единицей.

В советский период начался новый этап в развитии психиатрии. Большую роль в этом сыграло учение И. П. Павлова — естественнонаучный фундамент для дальнейшего успешного изучения нервно-психических заболеваний.

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ

В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций.

Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2 — 3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются “нейронные ансамбли”, которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.

К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное Развитие нередко связано с речевым; чем увереннее передвигается Ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития указанных функций. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства Я, т. е. выделению себя из окружающего мира. До 2 — 2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение его может заметно измениться. Наблюдается значительный рост, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается довольно определенно выраженное чувство Я. У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.

12 стр., 5956 слов

Анатомо-физиологические и функциональные особенности нервной системы у детей

... обусловливает частые отёки у детей. Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает ... заболевание должно быть распознано до 1.5 лет, так как позже лечение будет неэффективным. К моменту рождения ребенка его нервная система, ... зрелое образование. Это определяет его более совершенные функции и наличие спинальных автоматизмов к моменту рождения. ...

В возрасте 5 — 7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство “психологической дистанции” в отношениях со взрослыми. В то же время еще недостаточно самокритики и самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.

При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточиваться на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, когда ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить “срывы” нервной деятельности. Результатом таких “срывов” может быть развитие неврозов. В период второго криза впервые могут возникать психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства.

Невропатология — Стр 2

В возрасте 12 — 16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный (возмужалый) период. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Так, у девочек начинаются менструации. У мальчиков наблюдаются поллюции (семяизвержение), связанные, как правило, со сновидениями эротического характера.

Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков противодействие всякому разумному совету. Они становятся заносчивыми и самоуверенными.

Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым. Иногда такое стремление выражается в нежелательных формах. К таким формам относятся, например, неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Стремление казаться взрослым выражается в том, что мимика и жесты подростка приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер. У здоровых подростков к 16 годам обычно наступает фаза успокоения. Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло.

Нежелательные проявления особенно ярко выражены у подростков с теми или иными нарушениями нервной системы.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание нервной системы, то эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем).

Такие асинхронии часто наиболее ощутимо проявляются именно в периоды возрастных кризов.

Педагог-дефектолог должен хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры предупреждения тех нежелательных явлений, которые иногда возникают во время критических периодов развития. В том случае, если во время таких кризов у конкретного ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, надо провести определенные медицинские и коррекционно-воспитательные воздействия.

Есть основание полагать, что к 18—20 годам формирование нервной системы завершается. Например, картина электрической активности коры головного мозга у восемнадцатилетних людей и лиц более старшего возраста примерно одна и та же.

РАЗВИТИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПАТОЛОГИИ

Сложность и многоэтапность становления нервно-психических функций в онтогенезе (в процессе постнатального развития организма) нарушаются при различных заболеваниях нервной системы и проявляются в форме задержки темпа ее развития, выпадения функций анализаторов. Для научного обоснования лечебных и лечебно-педагогических мероприятий, направленных на улучшение состояния больных, коррекцию и компенсацию нарушенных функций, необходим прежде всего неврологический и педагогический анализ структуры дефекта и причин, вызвавших заболевание, выяснение его патофизиологических механизмов, времени образования дефекта, степени его тяжести, характера течения заболевания и особенностей развития ребенка. Такой подход возможен при комплексном участии в лечении ребенка невропатолога, психиатра, психолога, педагога-дефектолога. Уточнению характера патологического процесса или состояния помогают широко используемые в неврологической клинике дополнительные методы исследования: электроэнцефалография, эхоэнцефалография, реоэнцефалография, электромиография, рентгенография черепа, компьютерная томография. Кроме того, используются рентгеноконтрастные, биохимические и цитогенетические методы исследования.

Многие заболевания нервной системы возникают вследствие неблагоприятных факторов во внутриутробном периоде развития или в раннем детстве. Причинами патологии нервной системы плода и ребенка раннего возраста могут быть инфекционные агенты (различные бактерии, вирусы, паразиты), физические факторы (ионизирующая радиация, высокочастотное излучение, повышенная вибрация и др.), различные химические вещества, заболевания матери, несовместимость крови матери и плода по группам крови и резус-фактору, неблагоприятное течение беременности и другие факторы.

Мозг наиболее чувствителен к различным неблагоприятным воздействиям в критические периоды своего развития, когда формируются наиболее важные “функциональные ансамбли”, выражена напряженность обменных процессов, наблюдается интенсивный рост отдельных элементов нервной системы. Наиболее выраженные и диффузные изменения нервной системы и других органов возникают в случае воздействия вредных факторов на раннем этапе развития плода. Неблагоприятные воздействия на плод на 3 — 10-й неделе его развития могут быть причиной формирования таких грубых пороков развития нервной системы, как анэнцефалия (отсутствие больших полушарий головного мозга), микроцефалия (уменьшение объема и массы мозга), гидроцефалия (водянка головного мозга).

Эти неблагоприятные воздействия нередко приводят к гибели плода или рождению нежизнеспособного новорожденного. В том случае, когда нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьировать в различной степени: от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития.

Неврологические заболевания у детей раннего возраста нередко приводят к своеобразному аномальному развитию функций. Речь идет об искажении программы развития. Каждая функция в своем развитии проходит определенные стадии, между которыми существует закономерная преемственность. Появление новых форм реагирования сопровождается угасанием первоначальных примитивных реакций. Чрезмерная выраженность последних может блокировать и искажать дальнейшее формирование функций. Примером такого заболевания является детский церебральный паралич.

Многие заболевания, протекающие с нарушением зрения, слуха, отставанием в психическом развитии, проявляются не сразу после рождения. Они характеризуются длительным скрытым течением с последующим внезапным клиническим проявлением на определенном этапе онтогенеза. Эти заболевания обусловлены генными мутациями, и для их лечения кроме средств, корригирующих и стимулирующих нормальное развитие функции, необходимо возмещение недостающих продуктов обмена веществ.

Кроме органических заболеваний нервной системы, т. е. заболеваний, протекающих с изменениями в структуре мозга, у детей могут наблюдаться нарушения, обусловленные вариациями темпа созревания функциональных систем.

В определенные периоды онтогенеза, например во время миелинизации нервной системы (т. е. созревания оболочек, покрывающих нервные проводники), а также в периоды возрастных кризов неравномерность темпа развития и созревания морфофункциональных систем значительно возрастает. В условиях повышенной эмоциональной нагрузки на относительно незрелые структуры последние могут становиться источником разнообразных, чаще преходящих, патологических состояний. Под влиянием разнообразных неблагоприятных воздействий внешней среды, в частности инфекционных заболеваний, травм, неправильного воспитания, а также при наличии генных мутаций или патологии внутриутробного развития и т.д., относительная возрастная незрелость и диспропорция созревания могут становиться основой таких нарушений, как задержки темпа развития (ретардации).

При соответствующей организации медико-педагогических мероприятий такие формы задержки развития, как правило, ликвидируются.

Однако очень глубокие и стойкие задержки темпа развития морфофункциональных систем не всегда поддаются необходимой коррекции. В некоторых случаях активные медико-педагогические воздействия могут лишь временно компенсировать дефицит функции. В дальнейшем, с возрастанием предъявляемых к ребенку требований, нередко все более отчетливо проявляется функциональная недостаточность.

В детском возрасте нередко наблюдаются также случаи временного ускорения развития функций, которое затем сменяется заметным замедлением темпов развития. Такое замедление зачастую обусловлено чрезмерной “эксплуатацией” познавательных способностей ребенка, приводящей к своеобразным истощениям внутренних резервов нервной системы.

Перечисленные выше отклонения в развитии нервной системы не исчерпывают всех возможных вариантов. Следует помнить, что развитие ребенка не всегда идет строго по схеме. Становление функций может как отставать, так и опережать указанные сроки. Это зависит от особенностей внутриутробного развития ребенка, течения родов и периода новорожденности. В каждом случае важно установить причину имеющегося дефекта: связан ли он с первичным поражением нервной системы, является ли результатом других заболеваний или так называемой педагогической запущенности.

Под термином “педагогическая запущенность” понимают задержку развития, обусловленную недостаточностью целенаправленного развития функций и педагогического воздействия в целом. Педагогическая запущенность развивается на определенных этапах развития, а именно в период интенсивного развития функций. Например, в момент развития речи пребывание ребенка в неречевой среде, малое общение с матерью могут привести к задержке развития речи. Недостаточность зрительных, слуховых, эмоциональных и других раздражителей, т. е. так называемый “информационный голод”, приводит к задержке психического развития.

Таким образом, при анализе нарушений нервно-психического развития следует учитывать не только особенности состояния нервной системы ребенка, но и то окружение, в котором он растет и развивается.

1Нозологическое направление характеризуется выделением самосто­ятельных форм болезней.

2Сирингомиелия и гидромиелия — заболевания спинного мозга. Первая характеризуется образованием полостей в спинном мозге и разрас­танием глиозных клеток, вторая — патологическим расширением центрального канала спинного мозга, который у человека является зарощенным. Гидроце­фалия — скопление мозговой жидкости в желудочках мозга в результате воспа­ления мозговых оболочек.

3Эпендима — особая ткань, выстилающая стенки желудочков мозга и центрального канала.

4Муратов В. А. Руководство к изучению болезней нервной системы. — М., 1917.