Негосударственное образовательное учреждение 18

15

высшего профессионального образования

«СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА

Кафедра ПСИХОЛОГИИ

П Р О Г Р А М М А

Государственного итогового междисциплинарного экзамена

по специальности

030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»

специализация “Психологическое консультирование”

Утверждено

на заседании кафедры Психологии

(протокол № 11 от 19.06.2014г.)

Заведующий кафедрой психологии_____ Е.Б. Редькина

Москва, 2014

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Общая характеристика психологии как науки. Объект, предмет и задачи психологической науки. Психологическая наука как особая форма знания. Теория и эмпирия. Методологические принципы психологии: детерминизм как объяснительный принцип научного познания, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности.

Основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предмете психологии.

Основные направления зарубежной психологии (ассоциативная психология, психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология).

10 стр., 4971 слов

Этнопсихология как отрасль психологической науки. Предмет и междисциплинарные ...

... Р. Бенедикт).   Этнопсихология как отрасль психологической науки. Предмет и междисциплинарные связи этнопсихологии. Этнопсихология, изучающая психологию различных этнических групп, не является устоявшейся научной ... Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций — М.: Издательство «Экзамен», 2002. 6. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов- ...

Методы исследования в психологии. Классификация методов исследования. Наблюдение как метод исследования в психологии. Основные характеристики метода наблюдения: целенаправленность, систематичность, планомерность и др. Интроспекция. Беседа – организация устного опроса. Анкетирование – организация письменного опроса. Характеристики психологического тестирования. Сущность и особенности метода тестирования: стандартизированность, процедуры стандартизации данных; надежность, ее виды, способы определения; валидность данных, ее виды, способы определения. Эксперимент как основной метод психологического исследования; его разновидности в различных психологических школах, представленные как типы исследования в психологии. Виды эксперимента в психологии.

Проблемы развития психики. Представление о психике как свойстве высокоорганизованной материи. Психика и отражение. Возникновение и развитие психики в филогенезе. Сенсорная психика. Перцептивная психика. Психика животных и психика человека. Сознание как высшая форма психического.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Проблема культурной детерминации психического. Развитие высших психических функций. Представление о натуральных и высших психических функциях. Осознанность, произвольность, опосредованность, системность, взаимозаменяемость как свойства высших психических функций. Естественные корни и социогенез высших психических функций. Орудие и знак, их роль в становлении и функционировании сознания. Проблема интериоризации в культурно-исторической теории.

Сознание. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая).

Активность, интенциональность, рефлексивность как свойства сознания. Структура сознания (по В.П.Зинченко).

Значение и личностный смысл.

Сознание и бессознательное, сознание и неосознаваемое. Проблема соотношения сознательного и бессознательного в традициях различных психологических направлений. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное) и динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого.

Представление о психологических защитах в контексте проблемы отношения сознательного и бессознательного. Защитные механизмы и факторы их осознания.

Понятие деятельности в психологии. Потребности человека. Виды потребностей: витальные и социальные потребности. Первичные и вторичные потребности. Функции потребностей в психической активности человека. Динамика потребностей. Потребности в структуре деятельности человека. Иерархия потребностей. Классификация человеческих потребностей по Г. Мюррею и А. Маслоу.

Потребности и мотивы в структуре личности и деятельности, их соотношение. Классификация мотивов. Виды мотивов. Мотивы знаемые и мотивы реально действующие. Мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы.

Понятие «деятельность». Виды деятельности. Структура деятельности. Представление о действиях и операциях. Механизмы регуляции действий и операций. Явление сдвига мотива на цель.

7 стр., 3313 слов

14-Психологическая теория деятельности. Виды деятельности

... формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Виды ведущей деятельности:  — непосредственное общение младенца ...

Ощущения человека и их психологическая характеристика. Роль ощущений в психической жизни человека. Физические характеристики среды, порождающие ощущения. Связь различных ощущений с объективными свойствами среды. Основные концепции генезиса ощущений. Основные закономерности возникновения и динамики ощущений. Ощущения света как отражение электромагнитных волн. Слуховые ощущения как отражение колебаний давления воздуха. Специфика обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений. Кинестетические ощущения. Субсенсорные ощущения, их значение и экспериментальные доказательства существования. Количественные характеристики ощущений. Понятия чувствительности; абсолютный и относительного пороги ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

Психологическая характеристика восприятия. Восприятие в системе когнитивного взаимодействия человека со средой. Виды и свойства восприятия. Отличие восприятия от ощущений. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы: близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость. Восприятие пространства, времени и движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины. Восприятие глубины и удаленности, направления и скорости движений. Восприятие времени. Движение и его роль в различных видах восприятия.

Психология памяти. Память как запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Виды памяти. Основания для классификации видов памяти. Мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая. Образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная. Произвольная и непроизвольная; механическая и логическая; непосредственная и опосредованная. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Связь памяти с другими психическими процессами. Психологические закономерности мнемической деятельности. Память и научение. Индивидуальные особенности памяти, их качественный и количественные характеристики. Различия в объеме кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память. Слуховая память и сфера ее профессионального использования. Логическая память. Эффект Зейгарник. Роль речи в управлении развитием мнемических процессов. Структурная организация запоминаемого материала. Условия и приемы эффективного запоминания.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Соотношение мышления и чувственного познания. Мышление как обобщение и опосредствованное отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Теоретическое и практическое мышление. Словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное мышление. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Суждение, умозаключение. Научные и житейские понятия.

Речь в системе познавательной деятельности. Психологическая характеристика речевой деятельности. Функции речи. Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления).

Виды речи, их значение. Внутренняя и внешняя речь. Устная и письменная речь. Отличие речи от языка. Значение и смысл. Слово как понятие. Речь как средство познания. Речь как средство общения. Язык и речь. Психология порождения и понимания высказывания. Речь как инструмент мышления. Мышление и речь. Значение слова как единицы мышления и речи.

8 стр., 3813 слов

Роль речи в трудовой и познавательной деятельности человека

... в индивидуальном сознании [1]. Трудовая деятельность человека изначально носит коллективный характер. Различные средства коммуникации, и прежде всего речь, играли и играют важную роль ... В сознании человека процессы мышления и воображения теснейшим образом связаны с речевой деятельностью, образуя специфически человеческий вид мыслительной деятельности – речевое мышление. Развитие речи тесно связано ...

Психология воображения. Психологическая сущность воображения. Отличие воображения от образов памяти и восприятия. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Виды воображения: активное, пассивное; продуктивное, репродуктивное — их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения. Мечты и фантазии. Место воображения в системе познавательной деятельности человека. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния.

Внимание и его роль в организации познавательной активности. Место внимания в структуре познавательной деятельности. Основные представления о внимании. Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Теория внимания Т. Рибо. Концепция Д. Н. Узнадзе. Внимание как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности. Внимание как действие контроля. Теория П.Я. Гальперина. Низшие и высшие формы внимания. Развитие внимания. Внимание как сосредоточение сознания на объекте, виде деятельности (Н.Ф. Добрынин).

Функции внимания: активизация, обеспечение избирательности познавательных процессов. Виды внимания: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание. Основные свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем. Формирование и развитие внимания. Методы активизации внимания.

Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Приспособительное значение эмоций. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций Джемса-Ланге. Теория эмоций Кенннона-Барда. Активационная теория эмоций Линдслея — Хебба. Когнитивные теории эмоций. Объяснение эмоций в русле теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера. Информационная теория эмоций П. В. Симонова.

Проблема эмоций в современной психологии. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Классификация и виды эмоций: эмоции в узком смысле слова, настроение, аффект, страсть и стресс. Интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, динамика развития, направленность, способ выражения эмоций. Эмоции и чувства. Аффекты. Представление о стрессе и дистрессе. Чувства как продукт эмоционального развития человека.

Воля как сознательная регуляция деятельности. Основные теории воли. Основные функции воли. Выбор мотивов и целей при их конфликте. Регуляция деятельности в условиях избытка или дефицита информации и мотивации. Интеллект и аффект, их соотношение в произвольной регуляции деятельности. Структура волевого акта. Волевые качества личности. Волевая саморегуляция. Воля и проблемы самовоспитания.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

Индивидуально-психологические особенности человека. Представление об индивидуально-психологических особенностях человека. Свойства нервной системы и темперамент. Проблема соотношения природных и социальных предпосылок формирования темперамента человека. Типология темпераментов. Холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический темпераменты. Современные представления о психологической природе темперамента. Онтогенез темперамента человека. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности, общения и поведения.

Характер как совокупность устойчивых индивидуальных черт. Представление о характерологических свойствах личности. Соотношение характера и темперамента. Статический и динамический подходы к характеру. Акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко).

Типологии характеров.

Способности как индивидуально-психологические особенности, обусловливающие успешность выполнения деятельности. Задатки и способности. Уровни развития способностей. Общие и специальные способности. Одаренность, ее особенности.

Личность. Понятие личности в системе человекознания. Проблема личности в психологии. Становление понятия «личность» в психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.

Базовые теории личности в зарубежной и отечественной психологии (психоаналитический подход, экзистенциально-гуманистический подход, бихевиоральный подход, теория А.Н. Леонтьева, теория С.Л. Рубинштейна).

Социализация и адаптация в развитии личности. Понятие социализации как «двустороннего процесса, включающего, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» (Г.М.Андреева).

Теории социализации и развития личности. Процесс социализации как процесс становления личности. Три сферы становления личности: деятельность, общение, сознание. Стадии и институты процесса социализации. Социально-психологические механизмы социализации. Адаптация как составная часть социализации, ее механизмы и стадии. Трудности адаптации в условиях социального кризиса. Соотношение процессов социализации и развития личности.

Личность в общении и деятельности. Личность в группе. Проблема самоопределения личности в группе. Представление о внушаемости, конформизме и конформности

Раздел 2. Прикладная психология

Социальная психология. Общение как форма реализации системы общественных и межличностных отношений. Специфика социально-психологического подхода к общению. Значение общения для развития индивида и социальных общностей. Общение и деятельность. Общение как: обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Виды общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. ... производится в определенной временной перспективе развития человека («ориентация на развитие»); во втором -на основе сравнения ... оценки эффективности труда учителей является разработанная И.Сонер система оценки эффективности деятельности учителя, построенная ...

Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информацией. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения. Понятие о вербальных и невербальных средствах общения. Речь как средство коммуникации. Виды и техники слушания партнера по общению.

Интерактивная сторона общения. Общение как организация взаимодействия между общающимися индивидами. Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт. Способы воздействия в процессе общения: убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание.

Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие и понимание друг друга партнерами по общению. Межличностное восприятие как основа для взаимопознания и взаимопонимания людей. Механизмы социальной перцепции: идентификация и рефлексия. Роль эмпатии в этих процессах. Эффекты межличностного восприятия: проекции, «ореола», стереотипизации, доминирующей потребности и др. Интерпретация причин поведения другого человека – явление каузальной атрибуции. Межличностная аттракция.

Понятие малой группы. Классификация малых групп.

Психологические характеристики группы: групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели. «Мы-чувство» как индикатор осознания принадлежности личности к группе. Феномен группового сознания. Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания. Динамические процессы в малой группе. Феномен группового давления. Явление конформизма в группе. Групповая сплоченность. Ценностно-ориентационное единство как показатель групповой сплоченности в условиях совместной деятельности. Уровни групповой сплоченности. Понятие социально-психологического климата группы и пути его оптимизации. Развитие малой группы. Стадии и периоды развития группы и критерии их выделения. Изменение связей и отношений в группе как критерий ее развития. Совместная деятельность как основание развития социальной группы. Социометрический метод исследования: цели и границы применения.

Психология конфликта. Конфликт как феномен социальной и духовной жизни человека. Сущностные свойства конфликта: наличие противоречий, различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов; противодействие, противоборство субъектов конфликта; негативное эмоции и чувства. Основные элементы структуры конфликта: стороны (участники, субъекты) конфликта; предмет конфликта; условия протекания; образы конфликтной ситуации; мотивы участников, их действия; исход конфликтной ситуации. Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов. Стратегии конфликтного взаимодействия: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, соперничество.

Психология развития и возрастная психология. Младенчество. Автономная речь. Эгоцентрическая речь ребенка как промежуточная форма между внутренней и внешней речью. Дискуссия Л. С. Выготского и Ж. Пиаже о сущности и судьбе эгоцентрической речи. Становление и функционирование детской речи, развитие ее грамматических структур и коммуникативных функций. Механизмы усвоения речи ребенком.

10 стр., 4800 слов

Педагогическое сопровождение в развитии коллективной творческой ...

... в развитии коллективной творческой деятельности учащихся. В соответствии с этой целью выдвинуты задачи: 1.Проанализировать понятие «коллективная творческая деятельность»; 2.Изучить сущность коллективной творческой деятельности учащихся ... позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.). В технологии коллективного творческого воспитания совместные ...

Концепция детского интеллекта и этапов его становления по Ж. Пиаже; стадии сенсомоторного интеллекта, дооперационального мышления, конкретных и формальных операций. Ассимиляция и аккомодация. Феномены Ж.Пиаже, их экспериментальное изучение.

Детство: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольное детство. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования. Кризис 1 года. Развитие речи. Кризис трех лет – кризис социальных отношений. Самосознание. Развитие произвольного поведения. Формирование морального сознания. Кризис семи лет; обобщение переживаний, возникновение смысловой ориентировочной основы поступка. Готовность к школьному обучению

Подростковый возраст. Социальная ситуация развития в отроческом возрасте. Переход от детства к взрослости как основное содержание подросткового возраста. Анатомо-физиологическая перестройка организма. Психическое и личностное развитие. Общение – ведущая деятельность в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста.

Юношеский возраст. Социальная ситуация и основные задачи развития в юношеском возрасте. Учебная деятельность и особенности общения в юношеском возрасте. Развитие самосознания. Позитивные тенденции в развитии: стремление к знаниям и профессионализму, расширение интересов. Развитие самосознания. Проблема выбора профессии. Личностное мировоззрение. Близкие и далекие планы.

Проблема периодизации развития взрослого человека. Социальная ситуация жизни человека в период взрослости. Молодость – период реализации возможностей саморазвития человека. Основные проблемы молодости: поиски себя, выработка индивидуальности, осознание себя как взрослого человека. Формирование целеполагания, перспективы жизни. Кризис 30-летнего возраста – кризис переоценки ценностей. Психология взрослого человека. Зависимость изменения интеллектуальных функций от характера профессиональной деятельности, уровня обучения. Период взрослости – период независимости. Зрелость человека — осознание человеком ответственности и стремление к ней. Средняя взрослость: консолидация социальных и профессиональных ролей, пик работоспособности. Поздняя зрелость: социальные и специальные роли; изменение структуры семейных отношений; смена иерархии мотивов. Психологические проблемы зрелости. Геронтогенез и его периодизация: пожилой возраст, старческий, долгожители. Особенности психических процессов в пожилом возрасте. Позитивные и негативные тенденции развития личности. Кризисы старения и их содержание. Личностное старение. Типы старости (по И.Кону, Д.Б. Бромлей).

Педагогическая психология. Проблема соотношения обучения и развития в психологии (У. Джеймс, Э. Торндайк, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Обучение и воспитание как всеобщая форма психического развития человека. Учение Л.С.Выготского о взаимосвязи обучения и развития. Понятие «зоны ближайшего развития» и ее значение для объяснения связи развития и обучения.

Основные психологические теории учения и обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина): умственное действие, его характеристики, этапы и условия формирования. Формы действия: материальное, перцептивное, внешне – речевое, умственное. Первичные и вторичные свойства действия. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова. Принципы развивающего обучения: систематичность, преемственность, наглядность, научность, самоорганизация и т.д. Личностно- отчужденное и личностно – ориентированное обучение: цели, отбор содержания, способы организации обучающей среды (И.С. Якиманская).

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... занятых определенным родом деятельности. Быть может, понятие "профессия" является в нашей науке чисто отраслевым, т. е. относящимся исключительно к психологии труда и инженерной психологии? В этом не ... бизнесе - от разработки продукта до его реализации.  1. Развитие профессии «Психолог» Отнесенность понятия "профессия" к психологии не очевидна. Во всяком случае, в наиболее распространенных у ...

Тенденции развития педагогической психологии в современном мире (системы В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Д.Б. Эльконина, школы М.Монтессори, Вальдорфские школы).

Воспитание как социальная категория. Воспитание, как процесс присвоения субъектом общечеловеческих ценностей. Воспитание, как процесс преобразования личности. Цели воспитания на современном этапе развития личности. Проблема выбора ценностных приоритетов. Воспитание как процесс передачи-освоения ценностей, норм, образцов поведения и деятельности в обществе и культуре. Понимание воспитания как процесса целенаправленного формирования личности в психологии. Психологические теории воспитания человека (Л.Колберг, К.Роджерс, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн и другие).

Общая характеристика учебной деятельности: содержание, внешняя и внутренняя структура. Формирование структуры и субъекта учебной деятельности. Индивидуальный стиль учебной деятельности. Учебная мотивация: общая характеристика. Характеристики учебной мотивации: направленность, устойчивость, динамичность. Иерархическая структура учебной мотивации: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель учения, отношение к учению, интерес (по А.К. Марковой).

Классификация мотивов учения: познавательные и социальные, внешние и внутренние. Ориентация учения на результат, на процесс; учение, как средство саморазвития личности. Учебные действия: общие и специальные. Основные виды и формы учебного взаимодействия. Совместно-раздельные формы учебной деятельности.

Гуманизация образования и деятельность педагога. Проблема профессиональной подготовки современных педагогов. Личностные свойства учителя и их место в структуре профессионально значимых качеств.

Методика преподавания психологии. Психологические различия традиционной и инновационной стратегий развития образования. Цели обучения психологии в области формирования и развития личности.

Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов. Специфика изучения психологии в школе. Специфика обучения психологии в ВУЗе. Особенности конструирования предметного содержания учебного курса психологии. Организационные основы преподавания психологии. Основные требования к содержанию учебного курса психологии. Влияние на конструирование курса психологии профиля профессиональной подготовки специалиста, уровня подготовленности преподавателя, его мотивации, условий его профессиональной деятельности.

Таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм деятельности и сознания. Особенности организации лекций, семинаров, практикумов по психологии в вузе. Многообразие интеллектуальной деятельности и проектирование систем психологических задач в учебных курсах. Использование различных средств и методов стимулирования студентов, разнообразных форм контроля, взаимоконтроля, коррекции.

8 стр., 3919 слов

Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

... игры - сам процесс и определенный результат в условной сфере деятельности; предметом учения - система конкретных знаний; труда - создаваемый материальный или творческий результат. Глава 2. Общение Общение ... Начиная от момента рождения индивида, первым видом его деятельности является общение, затем следует игра, учение и труд. Конечно, в реальной жизни такого строгого поэтапного подразделения ...

Психология труда. Психологическая характеристика труда. Продукты труда, их виды. Объекты труда и их основные разновидности (биологические системы, неживые природные и технические системы, социальные и знаковые системы, формы художественного отображения действительности).

Предмет труда как социально фиксированная система признаков объекта труда. Цели труда. Объективно заданные и субъективно принятые цели труда, их разновидности, Цели труда как субъективные образы желаемого будущего. Средства, орудия труда и их основные разновидности. Вещественные орудия, функциональные средства труда (внешние и внутренние).

Условия труда. Субъект труда как “многопризнаковая” разноуровневая система. Внутренние условия и средства деятельности субъекта труда: психические регуляторы трудовой деятельности (знания, умения, профессиональный опыт, представления, образы, ценностные ориентации, интересы, цели и мотивы, сознание “Я” и профессиональное самосознание); функциональное состояние профессионала в труде (трудоспособность, профессиональная работоспособность, особые психические состояния в труде); свойства индивидуальности субъекта труда (профессионально-важные качества — свойства интегральной индивидуальности разных уровней: способности, свойства психических процессов, темперамента, характера, личности, возрастные особенности).

Психологическое изучение профессий как путь построения “психологической картины” мира труда. Психологические типологии профессий. Классификация профессий, созданная в целях профориентации и профконсультации. Другие классификации: классификация гностических, социономических, артономических профессий; по степени тяжести труда, по степени интеллектуальной сложности; классификации профессий в целях профессиональной психодиагностики, построенные на основе факторного и кластерного анализа, метода распознавания образов; типологии трудовых задач в инженерной психологии и др. Принципы и схемы профессиографирования, способы фиксации профессиографического материала. Понятия: профессиография, психограмма профессионала.

Развитие человека как субъекта труда и профессиональный жизненный путь. Этапы (стадии) развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Жизненный путь профессионала, варианты профессиональных карьер. Нормативные кризисы профессионального развития личности, биографический метод в изучении кризисов профессионального развития.

Профориентация как комплексная социальная проблема. Психологические аспекты профориентации молодежи и реориентации безработных. Типы профессиональных карьер. Выбор профессии, как проектирование профессионального жизненного пути. Психологическая и врачебная профконсультация. Анализ возможностей и ограничений в отношении точности и дальности профконсультационного прогноза.

Индивидуальный стиль трудовой деятельности. Концепция интегральной индивидуальности, уровни исследования индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности. Эффективный индивидуальный стиль трудовой деятельности и “псевдостиль”. Пути и способы формирования эффективного индивидуального стиля трудовой деятельности.

Специальная психология. Понятие нормы в психологии. Понятие психического дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза. Виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие.

Методы организации корректирующего и восстановительного обучения. Функции психолога в психолого-медико-педагогической службе, его взаимодействие с другими специалистами. «Опыт Вальдорфской школы, школы Марии Монтессори в работе с детьми с особыми потребностями. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное образовательное пространство.

Психология управления. Процессы принятия управленческих решений.

Раздел 3. Практическая психология

Психологическое консультирование. Понятие психологической помощи. Психологическое консультирование, психотерапия, психодиагностика и психокоррекция в системе практической помощи населению.

Понятие психологического консультирования. Современные представления о видах психологического консультирования в различных направлениях. Цели и задачи психологического консультирования. Условия результативности психологического консультирования.

Основные подходы в психологическом консультировании и основания для их выбора. Проблемно-ориентированное консультирование. Личностно-ориентированное консультирование. Решение-ориентированное консультирование. Духовно-ориентированное консультирование. Разрушение полярности оценочной позиции.

Механизмы психологического консультирования. Осознание. Понимание конгруэнтного образа Я. Спонтанность. Понятие о внутренней свободе (Я. Морено).

Переживание, как высшая степень осознания и принятия. Коммуникация и уровни ее установления.

Структура психологического консультирования. Модели структуры психологического консультирования. Эклектическая модель Р. Кочюноса. Четырехступенчатая модель. Шестишаговая модель А. Блазера. Понятие беседы в психологическом консультировании. Схемы беседы в психологическом консультировании. Специфичность проведения беседы на различных этапах психологического консультирования.

Процесс психологического консультирования. Модели в психологическом консультировании. Симптоматическая модель. Консультационная модель. Критерии и факторы разграничения моделей консультирования. Психотерапевтическая модель, ее отличительные особенности и возможность использования в практике психолога-консультанта.

Понятие и характерные особенности консультативного контакта. Консультативный контакт и теоретическая ориентация консультанта. Понятия вербального и невербального контакта. Правила невербального поведения консультанта. Понятие речевых высказываний и их роль в психологическом консультировании. Понятие активного и пассивного слушания. Понятие терапевтического климата, определение, значение. Физические и эмоциональные компоненты терапевтического климата. Требование к внешней обстановке консультирования. Требования к структурированию времени консультирования.

Основные техники и методы проведения психологического консультирования. Психологическая беседа. Речь консультанта. Приемы ведения беседы. Специальные и уточняющие техники задавания вопросов в процессе психологической беседы. Открытые и закрытые вопросы. Парадоксальные вопросы и возможности их использования. Эмоциональные техники в психологическом консультировании. Техника одобрения, принятия и успокоения клиента. Техника отражения чувств клиента. Техника самораскрытия консультанта. Понятие и суть техники молчания. Значение паузы. Правила использования техники молчания в психологическом консультировании. Сущность и достоинства техники структурирования. Способы осуществления техники структурирования. Понятие руководства в психологическом консультировании. Техника интерпретации в психологическом консультировании.

Понятие интерпретации. Особенности техники интерпретации. Факторы эффективности техники интерпретации. Виды интерпретации. Особенности поведения клиента при проведении техники интерпретации. Техника конфронтации в психологическом консультировании.

Понятие конфронтации в психологическом консультировании. Случаи применения техники конфронтации. Условия и правила применения техники конфронтации.

Групповые методы психологического консультирования. Пространственно-временные и организационные аспекты группового консультирования. Роль консультанта в групповом психологическом консультировании. Цели группового психологического консультирования. Нормы и принципы группового психологического консультирования. Отличительные особенности группового консультирования. Преимущества групповой формы работы. Виды группового взаимодействия. Психологический тренинг как форма психологического консультирования. Виды психологического тренинга. Тренинги развития саморегуляции. Коммуникативные тренинги. Тренинги личностного роста. Обучающие тренинги.

Основы психотерапии. Понятие о психотерапии: предмет и задачи психотерапии. Медицинская и немедицинская психотерапия.

Основные направления психотерапии. Психоанализ и психоаналитическая терапия. Юнгианский анализ. Основные положения и сферы применения психотерапевтической модели Адлера. Психосинтез Р. Ассаджиоли. Программа самоанализа по К.Хорни. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Когнитивная психотерапия Бека. Телесно-ориентированная психотерапия. Гештальттерапия. Трансакционный анализ. Гуманистическая психотерапия. Экзистенциональная психотерапия. НЛП – нейролингвистическое программирование.

Психология семьи и семейное консультирование. Теоретические основы семейного консультирования: психоаналитическая (Н.Аккерман, К.Сэджер и др.), когнитивно-поведенческая (Р.Дрейкурс, А.Эллис и др.), структурная семейная терапия С.Минухина, позитивная семейная терапия Н.Пезешкиана и др.

Основы семейного консультирования. Методы и приемы семейного консультирования. Классификация проблем консультирования и их характерные особенности. Формы и особенности организации консультирования супругов.

Добрачное и предбрачное психологическое консультирование. Формы, методы и специфика добрачного и предбрачного консультирования (информационное, телефон доверия, индивидуальное, групповое психологическое консультирование).

Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми. Методические приемы и формы психолого-педагогического обучения родителей. Особенности диагностики эффективности стиля воспитания и семейных отношений.

Психолого-педагогическое консультирование. Психолого-педагогическое консультирование: цели, задачи, особенности.

Консультирование по проблемам дошкольного возраста. Проблема социальной (материнской) депривации. Типы семейного воспитания и их влияние на психическое развитие ребенка. Проблемы эмоционального развития: нарушение сна, плач, страхи, заикание. Возрастные страхи. Проблемы формирования личности: тревожность, упрямство, негативизм.

Консультирование по проблемам готовности ребенка к школьному обучению. Консультирование по проблемам младшего школьного возраста: особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте, проблема отношения ребенка к учению; консультирование по проблемам адаптации ребенка к школе. Проблемы школьников, испытывающих трудности в обучении и общении, консультирование по проблемам дефицита внимания, леворукости, готовности учащихся к переходу в среднее звено школы.

Консультирование по проблемам подросткового возраста: консультирование по вопросам трудностей в учении в подростковом возрасте; подростки с личностными проблемами; подростки с нарушениями общения; консультирование по проблемам поведения в стрессогенных ситуациях; личностные и поведенческие расстройства у подростков (девиантность, бродяжничество, агрессия и т.д.).

Консультирование по проблемам подростков группы «риска»: акцентуации характера и психопатии, дебюты психических заболеваний, склонность к алкоголю, употреблению наркотических и токсических средств и т.д.

Консультирование по проблемам юношеского возраста: проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте; консультирование по проблемам личностной самореализации в юношеском возрасте; юноши и девушки группы «риска»: юношеская сексуальность, асоциальное поведение.

Психологическая коррекция. Психокоррекция как вид деятельности практического психолога. Проблема нормы как междисциплинарная проблема. Принципы психокоррекционной работы: единство диагностики и коррекции, нормативности развития, коррекции «сверху — вниз» и «снизу — вверх», системности развития психической деятельности, коррекции в активной деятельности клиента.

Психокоррекционные программы. Принципы составления психокоррекционных программ: системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, единства коррекции и диагностики, приоритетности коррекции каузального типа, деятельностный принцип, учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента, комплексности методов психологического воздействия, активного привлечения ближайшего социального окружения, опоры на разные уровни организации психических процессов, программированного обучения, возрастания сложности, принцип учета объема, степени и эмоциональной сложности материала. Модели коррекции: общая, типовая и индивидуальная.

Основы профотбора и профконсультирования Понятие профориентационного консультирования. Принципы работы профконсультанта. Профориентация в школе: цели и задачи, принципы, условия эффективности. Методы профконсультации в школе. Развивающая профконсультация. Профконсультация взрослых людей.

Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях. Понятие и характеристики психологической травмы. Типы травматических ситуаций. Симптомы детской травмы. Особенности детских переживаний психотравмы. Психологические характеристики массовой травмы. Оценка эффективности экстренной психологической помощи.

Система экстренной психологической помощи. Содержание и методы экстренной помощи. Общность условий и цели оказания экстренной психологической помощи. Модель деятельности психолога. Группа организации работ. Группа селекции. Группа помощи специалистам. Группа завершения. Условия выбора методов экстренной психологической помощи.

Психологическая помощь при ПТСР. Психологическая помощь в переживании острого горя. Психологическая помощь в зоне боевых действий и послевоенный период.

Психология рекламы. Психология рекламы как отрасль психологии, основные понятия и определения. Психология рекламной коммуникации. Типы рекламной коммуникации (односторонняя коммуникация, с обратной связью, с обширными межличностными связями).

Системный анализ рекламной коммуникации. Реклама и личность. Концепция рекламы как «коммуникации для коммуникаций».

Роль учета психологических особенностей потребителей в рекламе. Изучение влияния рекламы на «целевые группы». Сравнительный анализ суггестивного и маркетингового подходов. Реклама как «опредмечивание» потребностей. Социально-ориентированный подход в психологии рекламы. Изучение влияния рекламы на «нецелевые группы», на общество, культуру, на социальные нормы и ценности. Мотивация потребительского поведения. Концепция «рекламно-информационного комфорта». Теория установки и мотивация потребительского мышления и поведения. Когнитивный, аффективный и конативный компоненты социально-психологической установки в рекламе. Теория установки Узнадзе и теория социально-психологической установки. Парадокс Лапьера в рекламной деятельности. Психологическая экспертиза рекламы.