1.Нарушение ощущения и восприятие

Ощущение — это самый простой психический процесс отражения отдельных свойств и качеств среды при непосредственном воздействии на специфические рецепторы органов чувств физических, химических, механических и других раздражителей. По виду рецепторов различают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения. Экстероцептивные ощущения дают общую информацию о состоянии внешней среды обитания человека. Интероцептивные ощущения сообщают о событиях, происходящих внутри организма (иногда их называют висцероцептивными, когда речь идет о сигналах, исходящих от внутренних органов). Проприоцептивные ощущения сигнализируют о позиции, местоположении и движении тела или его частей, они отвечают за пространственную ориентацию.

Восприятие есть осмысленный и опосредованный словом процесс отражения совокупности свойств и качеств, который зависит от цели жизнедеятельности. Поэтому восприятие характеризуется активностью, пристрастностью и мотивированностью. Совокупность ощущений в восприятии складывается в виде конструируемого сознанием целостного образа реальности на основе предоставляемой ощущениями информации. Восприятие представляет собой необходимую предпосылку для анализа и познания окружающего мира, регуляции и контроля поведения, а также оно оказывает влияние на чувства и настроения. Восприятие предполагает взаимодействие самых разных психических процессов: внимание, память, мотивационно-эмоциональные и т. п. Таким образом, нарушения на уровне восприятия могут косвенным образом приводить к изменению других психических функций.

В зависимости от того, какой орган чувств принимает преимущественное участие в восприятии, различаются зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие.

В основе расстройств восприятия лежит нарушение процесса идентификации субъективного образа с воспринимаемым объектом (узнавание).

В случае психосенсорных расстройств искажается процесс восприятия объекта или его признаков. В случае агнозий затрудняется процесс узнавания воспринимаемых объектов. В случае иллюзий возникающий субъективный образ не соответствует реальному объекту и полностью его замещает.

5 стр., 2056 слов

II. Психические процессы Лекция № 3. Тема: Процесс ощущение. ...

... процессов организма. Рецепторы находятся в стенках желудка, кишечника, сердца и кровеносных сосудов и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения ... а лишь получает от внешней среды толчки, возбуждающие их собственные процессы. Каждый орган чувств, согласно этой теории, обладает своей собственной «специфической энергией», которая ...

В основе нарушений ощущений лежит изменение порога чувствительности: снижение или повышение уровня ощущений по отношению к норме. Снижение порога — гиперестезия — представляет собой усиление восприимчивости, интенсификацию ощущения, что в крайних случаях может приводить к раздражению, несдержанности, гневу, дискомфорту. Повышение порога может проявляться в виде гипестезии или анестезии. Гипестезия — снижение восприимчивости, понижение чувствительности. Анестезия — полная нечувствительность при анатамо-физиологической сохранности (психическая слепота, утрата вкусов, способности распознавать запахи, утрата чувства боли).

2.Нарушение внимания и памяти

Память — это психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающими возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Типы памяти

Сенсорная (мгновенная) память осуществляет сохранение информации на уровне рецепторов. Она обладает очень коротким временем хранения «отпечатка» (0,3-1,0 сек) воздействующего объекта. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память.

Кратковременная память характеризуется очень кратким (около 20 сек.) сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Этот вид памяти называется также первичным.

Вторичная, долговременная память — длительное сохранение информации (начинается от 20 сек и простираясь на часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения.

Буферная (промежуточная) память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов

Свойства памяти

Объем памяти — количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время.

Скорость — время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.

Прочность — длительность сохранения информации.

Точность — правильность и полнота воспроизведения информации.

Готовность- умение своевременно вспомнить требуемое.

Виды памяти

Различают два основных вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную.

Наследственная память сохраняет информацию, которая не только определяет анатомическое и физиологическое построение организма в процессе развития, но и врожденные формы видового поведения (инстинкты).

Прижизненная память — это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. 

Нарушение памяти

Гипермнезия — одностороннее усиление некоторых мнемонических процессов

Гипомнезия — ослабление памяти вплоть до полной утраты мнестических функций (амнезия

Парамнезия — извращение памяти, когда информационные пробелы заполняются ложными воспоминаниями.

Внимание — это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, образах, мыслях и чувствах самого человека. Таким образом, внимание рассматривается как психический процесс, не являющийся самостоятельной формой отражения, а как организующий другие формы отражения (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции), в результате которого что-то сажается в сознании более отчетливо, а другое — менее отчетливо.

11 стр., 5284 слов

Нарушения памяти и мышления

... извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Для извлечения информации необходим ключ кодирования мелодия, запах, предмет и т.д Извлечение информации проходит на разных ... Мышление это высшая форма психической деятельности человека, включающая в себя активную переработку чувственных ощущений и восприятия, т.е. это опосредованное отражение связей и отношений между предметами ...

Непроизвольное внимание представляет собой реакцию на раздражитель, оно не обусловлено волевым актом человека

Произвольное внимание, так же как и вторичное непроизвольное внимание является социально опосредованным типом внимания, но оно тесно связано с волей человека, сознательно поставленной целью. 

Объем внимания характеризуется количеством идей, объектов и видов деятельности

Концентрация внимания выражается в степени интенсивности (сосредоточенности) внимания на одном объекте

Нарушение внимания

Временные нарушения внимания типичны при утомлении или влиянии сильных эмоций. Достаточно устойчивое сохранение отклоняющего от нормы определенного соотношения основных характеристик внимания, приводящее к невнимательности, может быть как личностно-возрастной особенностью человека, так и следствием различных заболеваний.

Все разнообразие ослабления внимания в патологии объединяют термином «гипопрозексия», Напротив, при  гиперпрозексии внимание крайне усиливается: происходит своеобразное «прилипание» внимания к определенным мыслям или представлениям, причем больные могут это даже осознавать (повышенная избирательность внимания).

Парапрозексия (извращение внимания) бывает иногда у здоровых людей, когда ожидание какого-либо события в условиях нервного напряжения становится тормозом для адекватного отражения этого события в сознании. В психопатологии под паропрозексиями обычно понимают дисфункции внимания диссоциативного характера, сходные с таковыми и в других сферах психической деятельности у больных шизофренией.

3.Нарушение мышления и речи

Мышление — психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мыслительная деятельность возникает и протекает в виде особых умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации и систематизации) с последующим переходом к образованию понятий.

Анализ — мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путем изучения каждой его части.

Синтез — мысленное соединение частей в единое целое

Сравнение — мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или качественными особенностями.

Обобщение — мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств

Виды мышления

Выделяют три основных вида мышления, которые появляются последовательно в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое

2 стр., 800 слов

42 Методики изучения мышления и воображения

... замок – рис. Раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезность, легкомыслие, преувеличенное воображение человека, который обычно не успевает справляться со своими обязанностями; простой сельский дом ... (методика «сравнения понятий»). Методика относится к классическим, используется для изучение мышления школьников любого возраста. Исп-му предлагается сравнить понятия, указать сходство, а ...

Наглядно-действенное (практическое) мышление — вид мышления, который опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущения и восприятия)

Наглядно-образное мышление — вид мышления, который характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует

Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесное, теоретическое) мышление — вид мышления, который опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними.

Методы мышления

Дедуктивное умозаключение — ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному), здесь переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Индуктивное умозаключение — рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение по аналогии — делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям или от част­ного к частному, минуя общее).

Широта ума проявляется в кругозоре человека и характеризуется разносторонностью знаний, умением мыслить творчески и рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями, способностью к широким обобщениям.

Глубина ума выражается в умении проникать в сущность вопроса, умении увидеть проблему, выделить в ней главное и предвидеть последствия решения

Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов

Гибкость мышления выражается в свободе его от сковывающего влияния бытующих стереотипов, способность находить нетрадиционные способы решений в зависимости от изменений обстановки.

Критичность мышления — это умение человека объективно оценивать свои и чужие суждения

Классификация расстройств мышления

1. Нарушения темпа мышления

  1. Ускоренное мышление (тахифрения) — увеличение количества ассоциаций в единицу времени. 
  2. Замедленное мышление (брадифрения) — уменьшение количества ассоциаций в единицу времени. Мышление при этом хотя и сохраняет свою целенаправленность, но также становится малопродуктивным 

2. Нарушения подвижности мышления

а)  Детализированное мышление — цель рассуждения достигается не по краткому пути, а через множество побочных

б)  Обстоятельное мышление — выраженная детализация, сочетающаяся с длительным застреванием на побочных ассоциациях (обстоятельность), но все же с последующим возвращением к основной теме мысли; это «лабиринтное», малопродуктивное мышление.

9 стр., 4027 слов

Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти

... не всех познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания. Упражнения, направленные на развитие мышления Загадки Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и ... им тренировать внимание для того, чтобы стать хорошими шофёрами, лётчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть.) Проигрыш не должен вызывать чувства ...

в) Вязкое мышление — крайняя степень обстоятельности, при которой детализация до такой степени искажает основное направление мысли, что делает ее практически непонятной, а мышление непродуктивным

Речь

По своему значению речь имеет полифункциональный характер. Для человека она является основным средством общения, средством мышления, носителем сознания и памяти, носителем информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.

Речь — это процесс словесного общения, выражение какой-либо мысли.

Язык — это система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенный смысл и значение. Общение — это обмен информацией, а язык есть система знаков. Мысли и переживания человека должны быть сначала превращены (закодированы) в устные (звуки) или письменные (буквы, изображения) знаки, чтобы передать их другим людям. 

Диалог — это речь, которая активно поддерживается собеседником и она «свернута», так как в ней многое подразумевается в силу знания и понимания ситуации партнером.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи но, в отличие от монолога, строится при помощи письменных знаков.

Нарушения речи

Нарушения речи могут возникать как вследствие врожденного недоразвития всех или отдельных звеньев речевой системы, так и при различных заболеваниях, особенно при поражении речевых зон коры головного мозга.

При ряде психических заболеваний у заболевшего исчезает инициатива в вербальном общении — больной ведет себя пассивно, отвечает кратко, незаинтересованно (ответы типа «да», «нет») или отказными понятиями («не помаю», «не знаю»), что порой ошибочно трактуется как нарушения памяти и интеллекта. Угасание потребности в общении является одним из главных проявлений аутизма. Реже встречается противоположное состояние — многоречивость, но также с отсутствием заинтересованности в собеседнике. Главный признак здесь — монологичность речи, исчезновение диалогичности. Такое обезличенное общение часто называют «аутизмом наоборот, наизнанку».

4.Нарушение воображения

Воображение (фантазия) — познавательный психический процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, когда требуется быстрый поиск решения, опережающий конкретные практические действия по ее разрешению (опережающее отражение), что также характерно и для мышления. 

Виды воображения

Воображение может быть пассивным и активным, а активное, в свою очередь разделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное воображение).

Пассивное воображение характеризуется непроизвольностью возникновения, что проявляется в сновидениях и грезах. Грезы человек может вызвать и преднамеренно, но и в этом случае возникновение самих образов воображения отличается непроизвольностью.

Активное воображение характеризуется произвольностью, и человек при этом по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, оно более ориентировано на практическую деятельность.

2 стр., 702 слов

Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями ...

... длительное; произвольное, непроизвольное; логическое (осмысленное), механическое; сплошное, выборочное. Следующий процесс памяти - сохранение. С.Л. Рубинштейн рассматривает его как сложный динамический процесс, который ... взрослых, в первую очередь - родителей, требуют комплексное вмешательство специалистов и врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопросы о необходимости воспитания и ...

При воссоздающемрепродуктивном воображении образ предмета или явления создается по его словесному описанию. Это необходимо человеку при чтении книг, изучении различных схем и карт. Репродуктивное воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

При творческом, продуктивном воображении предполагается самостоятельное создание совершенно новых образов без опоры на готовое описание. Оно требует отбора из запасов памяти соответствующих представлений и их реконструкции в соответствии с замыслом.

Патологические формы воображения и их оценка

В клинической практике врачу нередко приходится встречаться с больными, у которых психопатологическая симптоматика может относиться как к нарушениям пассивного, так и активного воображения. Все эти нарушения чаще встречаются у лиц с особым психическим складом, отличающимся чертами инфантилизма и признаками чрезмерной возбудимости воображения с наклонностью к выдумкам и фантазированию.

Патологические формы пассивного воображения

В психиатрической и общесоматической клинике оценка особенностей пассивного воображения чаще всего требуется у больных при различных видах снижения уровня бодрствования и состояний помрачения сознания, а также нарушениях сна в связи со сновидениями.

Онейроид  сновидное, грезоподобное помрачение сознания, наблюдающееся в результате травм черепа.

Ониризм — больной перестает ощущать различия образов воображения в сновидениях с реальностью.

Галлюцинации воображения разновидность психогенных галлюцинаций, фабула которых вытекает из аффективно значимых и длительно вынашиваемых в воображении идей. 

Патологические формы активного воображения

Главным признаком расстройств активного воображения является нарушение критичности к его продуктам и (или) их применению. Чаще всего в клинической практике врачу приходится сталкиваться с феноменом патологической лживости — так называемой фантастической псевдологией (pseudologia phantastica). Она выражается в том, что человек начинает искренне верить в созданные им самим фантазмы (фантастические идеи и образы).

В современном понимании псевдология рассматривается в двух основных вариантах.

Фантазмы психотические, где воображаемое субъективно более устойчиво принимается за истину (например, как приконфабуляциях) и оно может переходить в целые сюжетные псевдологии и даже бредоподобные фантазии. 

Фантазмы непсихотические, где псевдология является сочетанием двух видов фантазирования: «для себя» («бегство» в мир мечты от действительности) и «для других» (повышение собственной привлекательности), т.е. обладает свойствами как механизмов психологической защиты, так и свойствами «манипуляционных механизмов» другими людьми.

5.Клиническое мышление и его роль в профессиональной деятельности врача

Клиническое мышление представляет собой одну из когнитивных функций, осуществляемую врачом в целях достижения определенного результата.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей ... связанные между собой [10,с.17]. Овладение связной речью происходит постепенно с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. ...

Этим результатом могут быть постановка правильного диагноза, грамотный выбор необходимого лечения.

Учиться врач продолжает и после получения диплома, и учится всю свою жизнь. Каждый врач должен стремиться к овладению принципами клинического мышления как к наивысшему уровню развития своих способностей. Необходимыми составляющими клинического мышления являются анализ и синтез поступающей информации, а не простое сравнение данных, полученных при сравнении с эталоном.

Клиническое мышление характеризуется способностью к принятию адекватного в каждой отдельной ситуации решения в целях достижения наиболее благоприятного результата. Врач должен уметь не только принять решение, но и взять на себя ответственность за его принятие, а это станет возможным только при полноценной теоретической подготовке врача, когда принятие решений будет обусловлено его знаниями, будет обдуманным и осознанным, будет направлено на достижение вполне определенной цели.

Врач, обладающий способностью к клиническому мышлению, всегда грамотный, квалифицированный специалист. Но, к сожалению, не всегда врач с большим опытом может похвастаться способностью к такому мышлению. Некоторые называют такое свойство врачебной интуицией, но известно, что интуиция является постоянной работой мозга, направленной на решение определенной проблемы.

Даже когда врач занят другими вопросами, какая-то часть мозга перебирает возможные варианты решения проблемы, и, когда находится единственно верный вариант, он и расценивается как интуитивное решение. Клиническое мышление позволяет оценивать состояние больного как целостного организма, с учетом всех его особенностей; рассматривает болезнь как процесс, выясняя факторы, приводящие к ее развитию, ее дальнейшую эволюцию с присоединившимися осложнениями и сопутствующими заболеваниями.

Такой подход позволяет подобрать правильную схему лечения. Учет принципов диалектики, выяснение причинно-следственных связей между процессами, происходящими в организме, использование при решении вопросов принципов логики позволяют мышлению выйти на качественно новый уровень развития.

Только специалист, обладающий клиническим мышлением, может достойно и эффективно осуществлять свою основную задачу– лечить людей, избавлять их от страданий, повышать качество их жизнедеятельности.

6.Способы улучшения познавательных процессов для профессиональной деятельности врача.

Большинство из нас периодически попадают в ситуацию, когда важные в данный момент сведения как-бы стираются. При этом четко понимаешь, что знаешь нужную информацию, но вспомнить ее оперативно не можешь. Иногда это касается каких-нибудь цифровых или знаковых (буквенных) данных типа PIN-кода, пароля доступа и т.п. Нужно время и действия, типа телефонных звонков или писем для решения проблемы.  

21 стр., 10171 слов

Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии

... неумение в нужный момент использовать информацию, имеющуюся у них в памяти. Эту особенность памяти, правда, в несколь­ко ином ... ­щие дидактические средства. В связи с этим возникает проблема, свя­занная с дифференциацией и индивидуализацией обучения и ... труду в социальном плане и поставило перед тифлопедагогами проблему разработки социально-психологической реабилитации, что требует изучения и ...

А если забыли имя человека уже через несколько минут после встречи? Тогда в общении с ним приходится всячески стараться не попасть в неловкую ситуацию, ведь можно произвести очень неблагоприятное впечатление и ухудшить отношения, как говорится «на пустом месте».

Этот список проблем и сложностей из-за проблем с запоминанием можно продолжать бесконечно. Хотя не кажется ли вам странным, что проблемы из-за «дырявой памяти» мы хорошо помним, а то, что действительно нужно запоминать, вспоминаем с трудом? Но даже этому есть свое объяснение, к которому вернемся несколько позже.

Можно ли улучшить свою память и внимание и как это сделать? Можно, если перестать полагаться на авось, а использовать некоторые из многочисленных методик по развитию памяти, что, безусловно, приведет к достижению этой цели. Вторая хорошая новость заключается в том, что чем больше вы тренируете свою память и внимание, тем лучше и эффективнее они действуют.

Как улучшить память и внимание

Наш мозг с легкостью удерживает внимание и запоминает информацию, которая биологически важна для выживания. Это те данные, которые воспринимается нашими органами чувств – запахи, вкус, цвет, форма, структура и т.п. Это то, что вызывает значительный эмоциональный отклик нашего сознания и организма в целом. Именно поэтому мы хорошо помним проблемы и их последствия для нас.

Но современная жизнь предъявляет совсем другие требования к вниманию и памяти – запоминать цифры, буквы, символы в самых разнообразных сочетаниях и в огромных количествах. Неудивительно, что мозгу достаточно трудно кодировать эту «неестественную» информацию для запоминания, хранения и последующего воспроизведения.

Поэтому для того, чтобы улучшить память, нужно помочь ей в обработке этого массива, подключив к процессу запоминания другие познавательные процессы, которые осуществляются с помощью мозга. Например, мышление. Одним из самых используемых для этого приемов считается мнемоника.

Мнемонические методы в чистом виде являются  инструментами, используя которые достаточно легко, быстро и на продолжительное время запоминается информация. Особенно эффективно использование мнемонических приемов для запоминания цифр и знаков.

Одной из основных идей мнемоники является создание ассоциативных связей  между образами для облегчения кодирования сложной информации для запоминания определенным способом, позволяющим затем эту информацию вспоминать.

Другая базовая идея состоит в том, чтобы кодировать данные с помощью ярких мысленных образов. Причем, чем более эти образы будут яркими, тем легче происходит запоминание и воспроизведение информации из памяти. Т.е. в данном случае велика роль воображения для улучшения памяти.

Третья идея – привязка образа к объектам, которые хорошо знакомы. Это позволяет вспоминать нужные сведения без риска пропустить важные части.

Итак, для улучшения памяти и внимания используйте мнемонические техники. Более подробно о конкретных методах по развитиюпамяти и внимания, развитию мышления читайте в других материалах на сайте.

13 стр., 6384 слов

Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения ...

... исследования являлись психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека, возможности извлечения такой информации из памяти субъекта, носителя образа лица, е ... теоретическая разработка комплекса вопросов, касающихся методологических и психологических аспектов проблемы метода словесного портрета, изучение которых позволило бы выявить причины ...