II. Психические процессы Лекция № 3. Тема: Процесс ощущение. Психофизические и психофизиологические закономерности процесса ощущение

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

  1. Понятие процесса ощущение.
  2. Теории ощущений.
  3. Классификации видов ощущений.
  4. Свойства ощущений.
  5. Развитие ощущений.
  6. Психофизические основы ощущений.
  7. Психофизиологические основы ощущений.
  8. Патология ощущений.

Процесс ощущение- чувственное отображение объективной реальности. Данный процесс возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс воздействия – раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс – возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения.

Рецептор – орган, специально приспособленный для рецепции раздражений, он отличается особенно низкими порогами раздражения, т.е. его чувствительность, обратно пропорциональна порогу, особенно высока. В этом состоит первая особенность рецептора как специализированного аппарата. Обладая особенно большой чувствительностью, он специально приспособлен для рецепции раздражений.

Каждый рецептор специализируется применительно к определенному раздражителю:

  • Тангорецепторы – прикосновение
  • Густорецепторы – вкусовые
  • Стиборецепторы – обоняние
  • Фонорецепторы – звук
  • Фоторецепторы – свет

Теории ощущений.

  1. Теория И Мюллера и Г. Гельмгольца «Специфическая энергия органов чувств»

Согласно этой теории каждый из органов чувств не отражает воздействия внешнего мира, не дает информации о реальных процессах, протекающих в окружающей среде, а лишь получает от внешней среды толчки, возбуждающие их собственные процессы. Каждый орган чувств, согласно этой теории, обладает своей собственной «специфической энергией», которая возбуждается любым воздействием, доходящим из внешнего мира. Так, достаточно нажать на глаз, воздействовать на него электрическим током, чтобы получить ощущение света. Значит, органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаются от них, и человек воспринимает не объективные воздействия внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состояния, отражающие деятельность его органов чувств. Иначе говоря, это значит, что органы чувств не соединяют человека с внешним миром, а наоборот, отделяют человека от него.

6 стр., 2681 слов

Деловое общение. Психологические способы воздействия в процессе общения

... особоеположение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии,страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин. Целью исследования является изучениепсихологических способов, приемов воздействия в процессе делового общения. Задачами, поставленными ...

  1. На противоположных позициях стоят представители материалистического направления, считающие возможным объективное отражение внешнего мира. Изучение эволюции органов чувств убедительно показывает, что в процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы, которые специализировались на отражении особых видов объективно существующих форм движения материи: слуховые рецепторы отражают звуковые колебания, зрительные отражают определенные диапазоны электромагнитых колебаний.
  2. Рецепторная теория ощущений. Орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом являются соответствующие ощущения. Согласно этой теории, ощущение как пассивный процесс противопоставляется движению, которое рассматривается как активный процесс.
  3. Рефлекторная теория ощущений. Ощущения вовсе не являются пассивными процессами, они носят активный характер и участие двигательных компонентов в ощущении может осуществляться на разном уровне, протекая иногда как элементарный рефлекторный процесс ( например, при сокращении сосудов или мышечных напряжениях, возникающих в ответ на каждое ощущаемое раздражение), а иногда как сложный процесс активной рецепторной деятельности (например, при активном ощупывании предмета или разглядывании сложного изображения).

Классификация:

  1. По модальности:
    1. Зрительные
    2. Слуховые
    3. Обонятельные
    4. Осязательные
    5. Вкусовые
  2. Систематическая классификация Ч. Шеррингтона:
    1. Интероцептивные
    2. Проприоцептивные
    3. Экстероцептивные

Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Рецепторы находятся в стенках желудка, кишечника, сердца и кровеносных сосудов и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Возникающие импульсы проводятся по волокнам, идущим частично в составе боковых столбов спинного мозга, а частично в составе вегетативной системы. Объективное значение интероцептивных ощущений очень велико: они являются основными в регуляции баланса внутренних процессов обмена или того, что называют гомеостазом (уравновешенностью) обменных процессов в организме. Интероцептивно возникающие сигналы вызывают поведение, направленное на удовлетворение влечений или устранение тех состояний напряжения, которые могут появляться в результате факторов, нарушающих работу внутренних органов.

Проприоцептивные ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве. Они составляют афферентную основу движений человека и играют решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной, или глубокой, чувствительности находятся в мышцах и суставных поверхностях (сухожилиях и связках) и имеют форму особых нервных телец (тельца Паччини).

7 стр., 3382 слов

Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности

... В данном реферате будут рассмотрены такие особенности творческой личности, как ощущение и чувствительность, и сделана попытка проанализировать эти понятия. Особенности формирования творческой ... увлечений или излишнее внимание к ним; неприятие состязательности; эмоциональная неуравновешенность; чувствительность к критике, тенденция критиковать других; нереалистические цели. Л. Холлингуорт делает ...

Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают изменения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов.

В состав описываемой группы ощущений, дающих сигналы о положении тела в пространстве, входит специальный вид чувствительности, который называют ощущением равновесия, или статическим ощущением. Его периферические рецепторы заложены в полукружных каналах внутреннего уха, которые расположены в трех плоскостях. Жидкость, заполняющая эти каналы, меняет свое положение в зависимости от положения тела и, в частности, головы, раздражает особые «волосковые» клетки, которые смещаются под влиянием тока этой жидкости и таким образом сигнализируют об изменениях положения головы в пространстве. Аппараты вестибулярной чувствительности тесно связаны со зрением, которое также участвует в процессе ориентировки в пространстве.

Экстероцептивные ощущения доводят до человека информацию из внешнего мира:

  1. Контактные – непосредственное воздействие объекта на органы чувств (вкус, осязание).
  2. Дистантные – отражают качества объектов, которые находятся на некотором расстоянии от органов чувств (слух, зрение.

Обоняние не входит в эту классификацию, т.к. его можно отнести и туда и туда.

  1. Генетическая классификация Хэда:
    1. Протопатическая чувствительность – примитивная, аффективная, менее дифференцированная и локализованная (органические чувства голод и жажда).

      Эти ощущения неотделимы от эмоциональных состояний и не отражают с достаточной отчетливостью объективные предметы внешнего мира, она носит непосредственный характер, далека от мышления, и ее нельзя разделить на четкие категории, которые можно было бы обозначить определенными обобщенными терминами. ( пример – интероцептивные ощущения)

    2. Эпикритическая – более тонко дифференцированная, рациональная. К ней относятся основные виды ощущений человека. Не носит субъективного характера, отделена от эмоций, отражает объективные предметы внешнего мира и стоит значительно ближе к сложным интеллектуальным процессам. Эта чувствительность более молодая в генетическом плане, осуществляет контроль за протопатической.( Пример – зрительные ощущения)

Протопатическая и эпикритическая чувствительность имеют различную мозговую организацию. Их центральные аппараты расположены на различных уровнях. Мозговые аппараты протопатической чувствительности расположены на уровне верхнего ствола, зрительного бугра и древней лимбической коры, в то время как аппараты эпикритической чувствительности представлены в соответственных отделах зрительной, слуховой, и осязательной коры головного мозга с их сложной организацией и зонами перекрытия.

Наблюдения показали, что в работе едва ли не каждого органа чувств есть элементы как протопатической, так и эпикритической чувствительности, хотя и в неодинаковых соотношениях. Так, в зрительных ощущениях протопатические компоненты представлены тем эмоциональным тоном, который имеют «холодные» и «теплые» цвета, а эпикритические компоненты – восприятием таких групп цветов, которые могут быть обозначены обобщающими понятиями «красный», «желтый» и т.п. Аналогичное имеет место и в слуховых ощущениях, где эмоциональный тон звука относится к протопатическим, а его предметный характер (например звук часов) к эпикритическим компонентам.

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

... тактильный и др. Нарушения ощущений. Нарушения ощущений очень многообразны: гиперестезия (повышенная чувствитель­ность), гипестезия (пониженная чувствительность), ане­стезия (отсутствие чувствительности), парестезия (жже­ние, покалывание, ... обстановку, но она кажется им “какой-то не такой”. Привычные раздражители окружающей среды утрачивают остроту своего воздействия на органы чувств. Нередко ...

Свойства ощущений:

  1. Качество- свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. (например: запах цветочный, сладкий и т.д.)
  2. Длительность – временная характеристика возникшего ощущения. Определяется функциональным состоянием органа чувств и временем действия раздражителя, его интенсивностью.
  3. Интенсивность — количественная характеристика. Зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнить свои функции.
  4. Пространственная локализация – сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Развитие ощущений.

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность, вкусовая и обонятельная.

Однако, обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они развиты мало у большинства людей даже в 4-5 лет.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и их меньшей зрелостью к моменту рождения.

Психофизические основы ощущений.

Наличие зависимости ощущений от внешних раздражителей заставляет поставить вопрос о характере этой зависимости, т.е. об основных закономерностях, которым она подчиняется. Это центральный вопрос психофизики. Ее основы заложены исследованиями Э. Вебера и Г.Фехнера. основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах:

  • ощущения (абсолютные)
  • различения(разностные)

Исследования установили прежде всего, что не низкий раздражитель вызывает ощущение. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Мы не слышим множества вибраций окружающих нас тел, не видим микроскопических изменений. Нужна минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта интенсивность называется нижним абсолютным порогом. Нижний порог дает количественное выражение для чувствительности.

Чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу.

Е = I / J где Е – чувствительность, J — пороговая величина раздражителя.

Наряду с нижним порогом существует и верхний абсолютный порог, т.е. максимальная величина (интенсивность), возможная для ощущения данного качества. Эти пороги для различных видов ощущений различны. В пределах одного и того же вида они могут быть различны у разных людей, у одного и того же человека в разное время, при различных условиях.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... пианистов и скрипачей неодинакова. У кого чувствительность выше? Чем объясняется это различие в уровне звуковысотной чувствительности? № 5 Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере? А. ... абсолютного слуха, в) тренировка чувствительности, г)сенсибилизация, д) синестезия. № 6 Что общего имеется между приведенными примерами? О какой закономерности ощущений здесь идет речь? А. ...

Наряду с абсолютными, существуют разностные пороги различения. Э.Вебер установил, что ттребуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выраженно в законе, установленном Э.Вебером:

Отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной

 I / I = K где I – раздражение

 I – прирост

К – постоянная величина, зависящая от рецептора.

Для ощущения давления величина прибавки, для получения едва заметной разницы, должна всегда равняться приблизительно 1 / 30 исходного веса. Для силы звука 1 / 10, для силы света 1 / 100 и т.д.

Закон Э.Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины. При приближении к абсолютным порогам величина прибавки перестает быть постоянной. Наряду с этим, закон Э.Вебера допускает и расширение. Он применим не только к едва заметным, но и ко всяким различиям ощущений.

Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы в ощущениях можно рассматривать как равные, поскольку все они – величины бесконечно малые, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (или интеграл) едва заметных увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности.

Вывод: Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии.

E = K log I + C

Где К и С некоторые константы.

Это и есть психофизический закон Вебера- Фехнера

Однако, ряд явлений, открытых новейшими исследованиями чувствительности, не укладывается в рамки закона Вебера – Фехнера. Особенно значительное противоречие с законом обнаруживают явления протопатической чувствительности , не обнаруживают постепенного нарастания по мере усиления раздражения, а по достижении известного порога сразу же появляются в максимальной степени.

Пороги, и соответственно, чувствительность органов никак не приходится представлять как некие раз и на всегда фиксированные, неизменные лимиты. Целый ряд исследований показал их чрезвычайную изменчивость.

Пороги чувствительности существенно сдвигаются в зависимости от отношения человека к той или иной задаче, которую он разрешает, дифференцируя те или иные чувственные данные. Один и тот же физический раздражитель одной и той же интенсивности может оказаться ниже, и выше порога чувствительности и , таким образом, быть и не быть замеченным в зависимости от того, какое значение он приобретает для человека: появляется ли он как безразличный момент окружения данного индивида или становится значимым показателем условий его деятельности. Поэтому, чтобы исследование чувствительности дало сколько-нибудь законченные результаты и привело к практически значимым выводам, оно должно, не замыкаясь в рамках одной лишь физиологии, перейти и в план психологический. Психологическое исследование, таким образом, имеет дело не только с «раздражителем», но и с предметом, и не только с органом, но и с человеком.

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

... тактильный и др. Нарушения ощущений. Нарушения ощущений очень многообразны: гиперестезия (повышенная чувствитель­ность), гипестезия (пониженная чувствительность), ане­стезия (отсутствие чувствительности), парестезия (жже­ние, ... например прикосновение (чувство вкуса, различные виды тактильной чувствительности, вибрационное чувст­во и др.). Ощущения классифицируются по качеству, силе и дли­тельности. ...

Психофизиологические закономерности.

Характеристика ощущений не исчерпывается психофизическими закономерностями. Для чувствительности органа имеет значение и физиологическое его состояние (или происходящие в нем физиологические процессы).

Значение физиологических моментов складывается прежде всего в явлениях адаптации. Адаптация – приспособление органа к длительно воздействующему раздражителю. Его приспособление выражается в изменении чувствительности – понижении или повышении ее (адаптация к запаху).

С адаптацией тесно связано явление контраста, которое сказывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражения (после сладкого, обостряется ощущение кислого).

Эффект последействия – свойство рецепторов задерживать ощущения. Ощущения не сразу достигают своего окончательного значения и не сразу исчезают после прекращения раздражения, а держаться некоторое время и лишь затем постепенно исчезают. Благодаря этому явлению, при быстром следовании раздражений одного за другим, происходит слияние отдельных ощущений в единое целое (мелодия, фильм).

Взаимодействие рецепторов выражается во влиянии, которое раздражение одного рецептора оказывает на пороги другого (зрительные раздражения влияют на пороги слуховых и наоборот).

Синестезия – слияние различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную ( цветной звук, кричащий цвет)

Огромное влияние на изменение чувствительности оказывает практическая и познавательная деятельность человека. В процессе профессиональной деятельности происходит сенсибилизация – повышение чувствительности органов чувств под влиянием упражнения ( например красильщики различают до 40 оттенков черного цвета).

В процессе и под влиянием деятельности, прежде всего, изменяется разностная, дифференциальная чувствительность. Абсолютная чувствительность в меньшей мере поддается тренировке.

Патология процесса ощущения.

Патологические изменения ощущений бывают двух видов:

  1. Количественные, к ним относятся:
  • Анестезия – утрата способности ощущать различные виды раздражений.
  • Гипостезия – снижение способности ощущать различные виды ощущений.
  • Гиперестезия – повышение способности ощущать различные виды ощущений.
  • Качественные, относятся:
  • Синестезия
  • Парестезии – появление неприятных ощущений онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и т.д. Могут возникать в различных частях тела, иметь тенденцию к перемещению. При этом люди становятся суетливыми, неусидчивыми, тревожными. Отмечается повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с одеждой. В основном захватывают тактильную чувствительность.
  • Сенестопатии – трудно локализуемые ощущения стягивания, переливания, покалывания, шевеления.