СМ № 7
Тема: .Гештальт психология
-
Блок
Задание
Оценка
1
1.1.Тесты по темам 30-34
1.2.Таблица 7.1.
Таблица 7.2.
Итог за 1 блок
2
2.3.Решение кроссворда
2.4. Термины
Итог за 2 блок
3
3.5. Работа с первоисточниками
3.6.Составление кроссворда
Итог за 3 блок
Блок 1
Здание1.
Пройти тесты на компьютере с темы 30 – 34.
Задание 2.
Заполните таблицы 7.1.
табл. 7.1
Исторические предшественники гештальт — психологии |
|||
Ученые |
Годы жизни |
Их взгляды |
|
Иммануил Кант |
(1724-1804) |
Внёс свой вклад в портретную характеристику обладателей разных видов темперамента. |
|
Франц Брентано |
(1838 — 1917) |
Свою концепцию психологии Б.назвал психологией акта.Оказал занчительное влияние на понимание мышления в процессуальном аспекте. |
|
Эрнст Мах |
(1838-1916) |
Книга профессора физики «Анализ ощущений» оказала непосредственное влияние на возникновение гештальт – психологии. В этой работе рассматриваются проблемы восприятия пространственных объектов и временных процессов. |
|
Кристиан фон Эренфельс |
(1859 — 1932) |
В психологии наиболее известен своей работой «О гештальт-качествах»1890,в которой он ввел понятие «гештальт-качество» и поставил проблему целостности восприятия. |
|
Вильям Джемс |
(1842 — 1910) |
Рассматривал элементы сознания лишь в качестве отвлеченных понятий. Подчеркивал, что мы воспринимаем объекты как единое целое, а не в качестве набора ощущений. |
Табл.. 7.2
Основные принципы организации восприятия по М.Вертхаймеру |
|||||
Название |
Содержание принципа |
||||
1 |
Близость |
Элементы, близкие друг другу в пространстве или во времени, кажуться нам объединенными в группы, и мы стремимся воспринимать их совместно. |
|||
2 |
Непрерывность |
В нашем восптиятии существует тенденция следования в направлении, позволяю щем связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придать им определенную ориентацию. |
|||
3 |
Сходство |
Подобне элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнуте группы. |
|||
4 |
Замыкание |
В нашем восприятии существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков. |
|||
5 |
Простота |
Мы стремимся видеть фигуры настолько завешенными, нас колько это возможно. |
|||
6 |
Фигура — фон |
Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигуру) и задний план (фон), на котором она представлена. |
Блок 2
Задание 3.
Решите кроссворд
1 |
|||||||||||||||||||
8 |
к |
||||||||||||||||||
5 |
к |
о |
ф |
ф |
к |
а |
|||||||||||||
е |
н |
||||||||||||||||||
4 |
3 |
н |
т |
||||||||||||||||
г |
м |
о |
|||||||||||||||||
2 |
в |
е |
р |
т |
х |
е |
й |
м |
е |
р |
|||||||||
ш |
х |
е |
|||||||||||||||||
т |
н |
||||||||||||||||||
а |
о |
||||||||||||||||||
9 |
к |
е |
л |
е |
р |
6 |
л |
е |
в |
и |
н |
||||||||
ь |
о |
||||||||||||||||||
т |
7 |
г |
е |
р |
м |
а |
н |
и |
я |
||||||||||
и |
|||||||||||||||||||
я |
|||||||||||||||||||
Вопросы:
По горизонтали:
2. Кто из гештальт – психологов перечислил основне принципы организации восприятия.
5. Какой ученый родился в 1886 г. в Берлине, а умер в 1914 г. в Америке.
6. Кто написал статью «Намерения, воля и потребности» в 1926 г.
7. В какой стране зародилась гештальти – психология.
9. Какой ученый родился 21 января 1887 г., а умер 11 июня 1967 г.
По вертикали:
1. Согласно теории какого философа восприятие – это не пассивное впечатление и не комбинации чувствительных элементов, как предполагали эмпирики и ассоцианисты, а активная организация элементов в связный, соглассованный опит.
3. Автор книги «Анализ ощущений».
4. Понятие, которое обозначает целостные (т.е. несводимые к сумме своих частей) структуры сознания.
8. Какое движение в немецкой философии и психологии изучает неискаженное описание непосредственного опыта в том виде, в каком он происходит.
Задание 4.
Дайте определение терминам:
Феноменология – направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознанияи выделение в нём сущностных черт.
Фи – феномен – ощущение движения, возникающее при последовательном включении стационарных источников света, а также сама форма этого движения[1].
Фи-феномен был открыт Максом Вертгеймером в 1910 году и описан в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» 1912 года. Вместе с ассистентами Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой он обнаружил, что два источника света, загорающиеся с разным интервалом, воспринимаются человеком по-разному.Характерной особенностью фи-феномена является то, что ощущение движения не зависит ни от цвета, ни от размера, ни от пространственной локализации источников света.
Гештальт – школа психологии начала XX века.
Инсайт – (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка, прозрение) — многозначный термин из области зоопсихологии, психологии,психоанализа и психиатрии, описывающий сложное интеллектуальное явление, суть которого состоит в неожиданном, отчасти интуитивном прорыве к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении её решения.
Блок 3
Задание 5.
Сформулируйте название 3-5 книг авторов, творчество которых приходится на периоды становления гештальт – психологии и предпосылок гештальт – психологии.
М. Вертгеймера.
Главным постулатом Макса Вертгеймера являлось, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов.
Основные положения учения Ф.Перлса.
Основной тезис следующего гештальт-психологии заключается в том, что окружающий мир воспринимается не как отдельные элементы (которые, согласно структуралистам, затем интегрируются сознанием или, согласно бихевиористам, обусловлены стимулированием), а как организованные, целостные формы – гештальты.
Вольфганг Кёлер, полагал, что «гештальт-психология стала своего рода приложением физики поля к некоторым важным разделам психологии»
__________________________________________________________________
Задание 6
Создайте собственный кроссворд по теме античность
Кроссворд должен включать в себя не меньше 10 слов.