Развитие медицины, изменение взглядов на место и роль медицинской сестры в системе здравоохранения, формирование сестринского дела как самостоятельной профессии послужили причиной создания моделей, применение которых позволило развивать не только теорию, но и практику сестринского дела.
В настоящее время разработано множество концептуальных моделей сестринского дела. В литературе понятия «модель» и «теория» часто используются как синонимы. Однако большинство авторов сходятся во мнении, что особенностью концептуальной модели является то, что она позволяет выявить относящиеся к проблеме элементы и исключить те из них, которые к делу не относятся.
Исторически сложилось так, что чёткого описания моделей сестринского дела даже в зарубежной литературе не было до начала 1970-х гг. В настоящее время единый подход к определению природы и структуры сестринского дела отсутствуют. Различные модели отражают существующие концепции сестринского дела в разных странах. Это позволяет оценить их преимущества и недостатки и выбрать из каждой модели то, что применимо в условиях конкретной страны. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, её политики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель. Каждая модель отражает различия в понимании авторами не только термина «сестринское дело», но и понятий «пациент», «здоровье», «окружающая среда».
Автор одной из моделей считает, что медицинская сестра должна помогать пациенту удовлетворять потребности, связанные с самоуходом, и оказывает ему помощь, пока это будет необходимо. По другой модели медицинская сестра помогает адаптироваться к жизненным стрессам, чтобы пациенту легче было переносить заболевания, ими вызванные (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, один из типов сахарного диабета, некоторые заболевания щитовидной железы, ишемическая болезнь сердца и др.).
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОДЕЛЯХ И СИСТЕМАХ ЦЕННОСТЕЙ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
... и понятий «пациент», «здоровье», «окружающая среда». Автор одной из сестринских моделей считает, что сестринское дело должно помочь пациенту удовлетворить потребности, связанные с самоуходом, и будет оказывать ... типов сахарного диабета, некоторые заболевания щитовидной железы, ишемическая болезнь сердца и др.). В отличие от врачебной модели, не изменяющейся на протяжении столетий и ориентированной ...
Модель сестринского дела должна, прежде всего, учитывать конкретные условия страны, для которой она разрабатывается:
- принципы, задачи и состояние системы здравоохранения;
- демографические показатели;
- социально-экономическое состояние общества;
- доминирующие морально-этические принципы, культуру.
Модель сестринского дела должна быть ориентирована:
- на человека, а не на болезнь;
- сохранение здоровья человека, улучшение качества жизни и независимость от болезни;
- нарушенные потребности и возникающие проблемы;
- определение ответной реакции человека, его родственников, семьи на болезнь;
- решение проблем, связанных со здоровьем человека, семьи, групп людей и общества.
Компонентами модели сестринского дела являются:
- пациент как объект деятельности сестринского персонала;
- источник проблем пациента;
- цели и задачи ухода (сестринской помощи);
- роль медицинской сестры;
- направленность сестринской помощи;
- способы оказания сестринской помощи;
- оценка качества и результатов ухода.
Пациент. Модели по-разному определяют потребности пациента. Одна из них рассматривает человека как «набор» анатомических органов и физиологических систем, другая – как более совершенную систему. Модель Д.Джонсон акцентирует внимание сестринского персонала на различных типах поведения человека.
Источник проблем пациента. В различных моделях выделяют разные проблемы со здоровьем, требующие сестринского ухода. Так, в одних моделях проблемы представлены как нарушение функций анатомических органов или физиологических систем. Авторы других моделей видят источник проблем и в том, что человек не может изменять своё поведение в зависимости от обстоятельств, предполагая, что это происходит из-за функциональных и структурных стрессов (модель Д.Джонсон).
В.Хендерсон считает, что проблемы пациента связаны с недостатков его силы воли и знаний. В некоторых моделях рассматривают сестринский процесс достаточно просто: проблема – определение характера сестринского вмешательства. В других он более сложный: определение проблем – их исследование (изучение природы) – определение характера сестринского вмешательства. В моделях также по-разному обозначены приоритеты при проведении оценки состояния пациента.
Цели и задачи ухода. В ХIХ в. Ф.Найтингейл полагала, что цель ухода за больными состоит в том, чтобы создать условия для комфортного самочувствия пациента, наилучшие санитарно-гигиенические условия для поддержания нарушенных функций. В некоторых моделях и сейчас цель ухода заключается в восстановлении функции отдельных органов и систем. Согласно другой модели в результате ухода должно быть восстановлено равновесие в поведении человека. Многие считают, что необходимо улучшить психологическое или социальное состояние пациента. Большинство авторов считают, что цели сестринского ухода должны быть согласованы с пациентом. Авторы практические всех моделей полагают, что целями должны быть видимые стороны поведения человека и другие измеряемые параметры. Успешность достижения поставленных целей определяется тем, как пациент оценивает прогресс в достижении цели и что ему удается сделать самостоятельно. Авторы некоторых моделей считают, что следует устанавливать поэтапные цели (краткосрочные, промежуточные и долгосрочные).
Психогенетика поведения человека. Модели поведения
... Н.А. Цветкова добавляет ещё модели борьбы и модели болезни, модели отказа, и модели опозданий и задержек. Также есть ещё речевые модели, которые очень индивидуальны. Модели человека действуют в его судьбе, как ...
Роль медицинской сестры. Авторы одних моделей отводят сестре исключительную роль помощника врача, другие рассматривают её как защитника прав пациента, третьи – как постоянную сиделку, четвёртые – как человека, который изменяет поведение пациента. Авторы каждой модели приводят множество аргументов в пользу той или иной роли сестры.
Направленность сестринской помощи. Этот пункт предполагает определе-ние проблем пациента, на которые направлена деятельность медицинской сестры.
Способы оказания сестринской помощи. При реализации плана ухода внимание медицинской сестры должно быть сосредоточено на различных аспектах состояния больного. Ф.Найтингейл полагала, что сестра наблюдает за изменением окружающей среды (чистота, свет, тепло, свежий воздух, пища, вода).
Авторы некоторых моделей считают, что сестринская помощь направлена исключительно на конкретные анатомические или физиологические системы. Авторы моделей, предполагающих холистический подход к пациенту, отдают предпочтение восстановлению полного равновесия между человеком и окружающей средой. Некоторые модели предусматривают сестринскую помощь, обеспечивающую пациенту возможность самоухода.
Оценка качества и результатов ухода. Авторы большинства моделей считают, что для того, чтобы оценить качество и результат ухода за пациентом, необходимо определить, достигнута ли поставленная цель. Причём медицинская сестра определяет, насколько целесообразным было то или иное вмешательство. В одних моделях оценивают функцию анатомических и физиологических систем организма, в других – психологические и поведенческие системы, в третьих – степень достижения пациентом возможности самоухода.
Если одновременно используются несколько моделей, то определяют целесообразность использования той или иной модели для конкретного пациента.
Добавочно-дополняющая модель в.Хендерсон
Модель, предложенная В.Хендерсон (1966), акцентирует внимание сестринского персонала на физиологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринского ухода. Одним из непременных условий этой модели является участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
Пациент. Модель Хендерсон в настоящее время наиболее известна среди медицинских сестер. Согласно этой модели пациент имеет 14 жизненно важных потребностей, одинаковых для всех людей, которые выделены на основе теории А.Маслоу. Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей в удовлетворении этих потребностей. В то же время в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти он может быть не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно. Именно в это время медицинская сестра помогает ему. В.Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Презентация на тему: Медицинская реабилитация в психиатрии
... типология включает три вида реабилитации: медицинскую, профессиональную и психосоциальную. *Медицинская реабилитациявключает в себя фармакотерапию, лечебную ... личности, социального окружения, условий труда и быта пациента); *-социальнаяи профессиональная направленность (означает, что основной ... кулинарию). Усилия направляются не только на помощь больным в овладении навыками и на профориентацию, ...
Источник проблем пациента. Согласно модели источником проблем пациента являются обстоятельства, условия, перемены в жизни, когда человек не может осуществлять уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания. Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.
Цели и задачи ухода. В.Хендерсон считает, что при восстановлении независимости пациента медицинской сестре следует ставить только долгосрочные цели. Краткосрочные и промежуточные цели тоже можно формулировать, но только при острых состояниях. В.Хендерсон также рекомендует составлять план сестринской помощи письменно, изменяя его по мере оценки результатов. Приоритетной задачей медицинской сестры является восстановление независи-мости пациента при удовлетворении им 14 жизненно важных потребностей.
Роль медицинской сестры. В модели В.Хендерсон роль медицинской сестры представлена двояко. С одной стороны, это самостоятельный и независимый специалист, решающий вопросы по удовлетворению нарушенных жизненно важных потребностей человека; с другой – помощник врача, так как медицинская сестра выполняет его назначения.
Направленность сестринской помощи. Модель В.Хендерсон предполагает удовлетворение биологических, психологических, социальных потребностей пациента и его привлечение к планированию и осуществлению ухода.
Способы оказания сестринской помощи. Сестринская помощь включает контроль за приёмом лекарственных средств и выполнение процедур, назначенных врачом, а также привлечение больного и его семьи к процессу ухода.
Оценка качества и результатов ухода. По данной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все жизненно важные потребности, в отношении которых были предприняты действия медицинской сестры.
Модель сестринского ухода н.Роупер
Н.Роупер в 1976г. предложила модель сестринского ухода. Так же, как и В.Хендерсон, она использовала определенный перечень потребностей, присущих всем людям.
Пациент. Рассматривая человека как объекта сестринской деятельности, Н.Роупер выделила 16 видов повседневной жизнедеятельности (фундаментальных потребностей), один из них необходимы для поддержания жизни, другие же, являясь необходимыми для жизнедеятельности, влияют на её качество. Часть из них имеет физиологическую основу, другая – культурную и социальную. Степень удовлетво-рения тех или иных видов жизнедеятельности зависит от возраста человека, его социального статуса и культурного уровня.
Источник проблем пациента. Н.Роупер выделяет пять факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе:
- инвалидность и связанные с этим нарушение физиологических функций;
- патологические и дегенеративные изменения в тканях;
- несчастный случай;
- инфекционные заболевания;
- последствие влияния физических, психологических и социальных факторов окружающей среды.
Эти факторы могут сделать человека частично или полностью зависимым.
Соматоформные психические расстройства у пациентов больницы скорой помощи
... Основными показаниями для оказания психиатрической помощи были несоответствие жалоб пациентов данным объективных методов исследования, отсутствие эффективности соматотронной фармакотерапии, некоторая неадекватность в поведении пациентов и измененная ими оценка внутренней ...
Цели и задачи ухода. Планирование сестринского ухода фактически начинается с первичной оценки состояния пациента, когда совместно с ним медицинская сестра формирует цели ухода. В дальнейшем она определяет средства для осуществления конкретных вмешательств.
Роль медицинской сестры. Н.Роупер выделяет независимую, зависимую и взаимозависимую роли медицинской сестры. Независимая роль заключается в оценке совместно с пациентом его состояния, планирования и осуществлении сестринской помощи и оценке результатов ухода. Зависимая роль подразумевает помощь врачам при тех или иных процедурах, а также выполнение назначений лечащего врача. Взаимозависимая роль возникает при работе в составе бригады других специалистов.
Направленность сестринской помощи. По данной модели медицинская сестра совместно с пациентом последовательно оценивает его возможности в удовлетворении потребностей, устанавливая фактические и потенциальные проблемы больного. Эта модель предусматривает непрерывную оценку удовлетворения потребностей пациента.
Способы оказания сестринской помощи. После того как медицинская сестра обсудила с пациентом цель ухода, она выбирает способы помощи, направленные на удовлетворение потребностей. Это может быть расширение степени подвижности, уменьшение тревоги, обучение навыкам общения, самоухода и т.д.
Оценка качества и результатов ухода. Критериями оценки должна стать степень удовлетворения каждой потребности в соответствии с поставленными целями. Если желаемый результат не достигнут, медицинская сестра совместно с пациентом пересматривает и цели, и предполагаемые вмешательства.
Модель дефицита самоухода д.Орэм
Д.Орэм придает большое значение личной ответственности человека за сохранение собственного здоровья. Модель основана на принципах самоухода (самопомощи), которые Д.Орэм определяет как деятельность по сохранению жизни, здоровья и благополучия, которую люди начинают и осуществляют самостоятельно. В то же время она уделяет большое внимание и сестринской помощи в профилактике заболеваний, при травмах и в обучении.
Пациент. Больного рассматривают как единую функциональную систему, имеющую мотивацию к самоуходу. Человек осуществляет самоуход независимо от того, здоров он или болен, т.е. его возможности и потребности в самоуходе должны быть в равновесии. Потребности в самоуходе Д.Орэм подразделяет на три группы:
- универсальные;
- достаточное потребление воздуха;
- достаточное потребление жидкости;
- достаточное потребление пищи;
- достаточная возможность выделения;
- сохранение баланса между активностью и отдыхом;
- время пребывания в одиночестве, сбалансированное с временем, проведен-ным в обществе других людей;
- предупреждение опасностей для жизни, нормальной жизнедеятельности и хорошего самочувствия;
- желание соответствовать определенной социальной группе (социальному статусу) в соответствии с индивидуальными способностями и возможнос-тями;
- связанные со стадией развития (от рождения до старости);
- связанные с нарушениями здоровья, приводящие к изменениям: анатоми-ческим, физиологическим, а также поведения и образа жизни.
Источники проблем пациента. К потребностям в сестринской помощи приводит дефицит в самопомощи и самообслуживании – неспособность осуществлять заботу о себе.
Поведение как психофизиологический феномен
... которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки. Поведение как акт состоит из нескольких этапов: формирование потребности развитие ... его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание ...
Цели и задачи ухода. Следует создать условия для того, чтобы больной смог осуществлять самоуход, направленный на достижение и поддержание оптимального уровня здоровья.
Роль медицинской сестры. Д.Орэм видит медицинскую сестру как учителя и контролёра. Она дополняет возможность пациента осуществлять самоуход.
Направленность сестринской помощи. Сестринская помощь направлена на выявление потребностей пациента, причин дефицита самоухода. При определении направления помощи медицинская сестра должна:
- установить уровень требований пациента к самоуходу;
- оценить его возможности для осуществления этих требований;
- оценить степень безопасности больного при осуществлении им самоухода;
- оценить перспективы осуществления самоухода в будущем.
Способы оказания сестринской помощи. Медицинская сестра выполняет следующие функции:
- делает что-либо за больного;
- руководит и направляет его действия;
- оказывает физическую и психологическую поддержку;
- создает условия для обеспечения возможностей самоухода (самопомощи);
- обучает больного и его родственников.
Необходимым условием осуществления сестринской помощи является желание и возможность пациента принять эту помощь. Выделяют три системы помощи:
- полностью компенсирующую – применяется в тех случаях, когда пациент находится либо в бессознательном состоянии, либо ему нельзя двигаться, либо он не способен к обучению;
- частично компенсирующую – применяется по отношению к пациентам, вре-менно утратившим способность осуществлять отдельные аспекты самоухода;
- консультативную (обучающую) – применяется при необходимости обучения пациента (родственников) навыкам самоухода.
Оценка качества и результатов ухода. Результатом ухода должно стать достижение больным оптимального уровня самопомощи. Даже в том случае, если медицинская сестра с полностью компенсирующей системы помощи перешла на частично компенсирующую, поддерживающую пациента при самоуходе, можно считать сестринское вмешательство эффективным. Таким образом, сестринская помощь может быть направлена как на расширение возможностей самоухода, так и на изменение потребностей в нем (выздоровление).
Модель, направленная на изменение поведения пациента (модель д.Джонсон)
В отличие от В.Хендерсон и Н.Роупер Д.Джонсон (1968) предлагает радикаль-но уйти от врачебных представлений о человеке и сосредоточить сестринскую помощь на поведении людей, а не на их потребностях. В соответствии с моделью Д.Джонсон сестринская помощь должна быть направлена на коррекцию поведения человека, его адекватность в периоды нарушения здоровья и выздоровления.
Цель: усвоить материал о предмете, задачах и методах психологического ...
... помощи пациенту, охранение его от неблагоприятных влияний. Выделяются 4 основная часть медицинской психологии: 1) Общая психология – изучает психическую функцию человека; ... и организованном восприятии и регистрации поведения исследуемого объекта. Наблюдение может быть сплошным ... и макрогруппа); семью и ее функционирование (здоровье семьи); адаптацию, психогигиену; 2) Клиническая психология. ...
Пациент. Согласно модели Д.Джонсон пациент имеет набор взаимосвязанных подсистем поведения, каждая из которых стремится к равновесию. Д.Джонсон определяет, что действие каждой подсистемы заключается в стремлении человека на основе прошлого опыта достичь определенных целей. Результат действия зависит от того, как человек воспринимает свое поведение, насколько может изменить его. Человек предрасположен к двум основным типам поведения:
- создаваемому действиями и объектами непосредственно вокруг человека;
- создаваемому прошлыми привычками.
Источники проблем пациента. Источниками проблем являются болезнь, стресс, изменения образа жизни и поведения пациента, которые обусловлены установками, основанными на его прошлом и настоящем опыте, связанном с окружающей средой. Всё это может разбалансировать подсистемы поведения чело-века. Сестринский уход должен быть направлен на восстановление их равновесия.
Цель и задачи ухода. Целью сестринского ухода является обеспечение равновесия поведенческой системы и функциональной стабильности пациента. Он может быть направлен на изменение:
- мотивов поведения;
- действия подсистемы поведения, создаваемого прошлым опытом;
- поведения, определяемого прошлой предрасположенностью к тому или иному типу действия;
- установки, создаваемой окружающей средой (тип 1) или прошлым опытом (тип 2).
Если причиной нарушения равновесия в поведенческой подсистеме являются функциональные изменения, целью сестринского ухода должно быть обеспечение защиты, опеки, стимулирования к изменению поведения. Для достижения цели медицинская сестра с помощью конкретных вмешательств стремится восстановить равновесие в каждой подсистеме, изменяя те или иные факторы окружающей среды.
Роль медицинской сестры. Роль сестры является дополняющей по отношению к роли врача, но не зависит от неё. Сестре отведена роль специалиста, восстанавливающего равновесие подсистем, регулирующих поведение человека во время психологического и физического кризиса или стресса.
Направленность сестринской помощи. Медицинская сестра определяет нарушения равновесия в подсистемах поведения, их причины, побуждает пациента на мотивы поведения, связанные с прошлым и настоящим жизненным опытом.
Согласно модели Д.Джонсон сестринская помощь направлена:
- на контроль и ограничение неадекватного поведения;
- защиту от угроз и факторов, вызывающих стресс;
- подавление ненужных реакций;
- поощрение к изменению поведения, поддержку и партнерство.
Способы оказания сестринской помощи. Сестринская помощь включает действия: по ограничению поведения (например, курения, избыточного питания); защищающие от неблагоприятных факторов окружающей среды; подавляющие неэффективные реакции (страх, гнев и др.); поощряющие к изменению поведения (например, выполнение утренней оздоровительной гимнастики, прекращение курения и др.).
Поведение экспрессивное
... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и бодрой, пружинистой походкой здорового человека; приветливым выражением ... и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ...
Оценка качества и результатов ухода. Д.Джонсон полагает, что можно оценить результаты ухода в пределах какой-то подсистемы по поведению пациента, вызванному теми или иными структурными изменениями. В том случае, если ожидаемые результаты связаны с окружающей средой, изменение поведения может быть обусловлено сестринским вмешательством в связи с функциональными изменениями. Если сестринское вмешательство не привело к ожидаемому результату: адекватному поведению и реакции пациента при возникновении стресса, формируются новые цели и вмешательства.
Адаптационная модель к.Рой
Пациент. Адаптационная (эвалюционно-адаптационная) модель рассматривает пациента как личность с учётом его индивидуальных и социальных особенностей. Согласно этой концепции как для физиологических, так и для психологических систем существует состояние относительного равновесия, которого стремится достичь человек, т.е. диапазона состояний, в котором люди могут адекватно справляться со своими переживаниями. Для каждого человека этот диапазон уникален. К.Рой выделяет три фактора, влияющих на уровень адаптации, которые называются раздражителями:
- очаговый – находится в окружении человека;
- ситуационный – возникает при оказании сестринской помощи рядом с очаговым и оказывает на него влияние;
- остаточный – является результатом прошлых переживаний, верований, взаимоотношений.
При сочетании с очаговым и ситуационным остаточный раздражитель влияет на уровень адаптации.
При этом существуют четыре способа адаптации, влияющие на поведение: физиологическая система; Я-концепция; роль-функция; взаимозависимость.
Физиологическая система – это реакция человека на температуру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород, углекислый газ и другие сенсорные раздражители. Способность справляться с новыми, непривычными физиологическими раздражителями обусловлена не только ими, но зависит от возможностей физиологической системы адаптации конкретного человека.
Я-концепция – это желание человека понять самого себя: как духовно, так и телесно. Это система адаптации тоже имеет границы, в пределах которых человек может справляться с изменениями своих психологических и телесных «Я». Эта система особенно нужна при подготовке человека к операциям, изменяющим его тело: ампутации конечности, мастэктомии, наложению стомы и т.п.
Роль-функция – это система предполагает изменение роли человека в силу тех или иных обстоятельств (например, деятельный человек оказывается в лечебном учреждении и вынужден адаптироваться к пассивной роли пациента).
Человек может выйти за рамки своих возможностей адаптации.
Взаимозависимость – система подразумевает стремление людей достичь состояния относительного баланса во взаимоотношениях, например мать – сын, муж – жена, продавец – покупатель, учитель – ученик, врач – пациент, сестра – пациент. Сестринскому персоналу следует учитывать ограниченность возможностей адаптации в ситуациях, когда пациент испытывает чувство давления, презрения, одиночества, отторжения, фамильярности и др.
Тема 7: « Психология здоровья и здорового образа жизни, психолого-педагогические ...
... стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. ... затрудняет общение, препятствует адаптации индивидуума в социальной жизни. В рамках этой модели в содержании социально-психологического компонента образа телесного «Я» мы выделяем четыре ...
Источники проблем пациента. Источниками проблем являются настоящие и предстоящие изменения в жизни человека, особенно в критические периоды, которые оказывают негативное влияние на здоровье вследствие недостатка возможностей адаптации.
Цель и задачи ухода. Главной (приоритетной) задачей медицинской сестры является оказание помощи пациенту в достижении и поддержании оптимального уровня здоровья в критические периоды жизни.
Роль медицинской сестры. Медицинская сестра способствует адаптации человека в период здоровья и болезни.
Направленность сестринской помощи. Помощь направлена на адаптацию пациента к окружающей обстановке во время происходящих в его жизни изменений, требующих действий для поддержания оптимального уровня здоровья.
Способы оказания сестринской помощи. Применяют разные способы стимулирования и поддержки пациента. Сестринское вмешательство направлено на раздражители, находящиеся за пределами уровня адаптации пациента, с целью их изменения или возвращения в пределы уровня адаптации.
Оценка качества и результатов ухода. Результатом помощи являются достижение оптимального уровня здоровья пациента в критические периоды жизни. При оценке качества ухода сестра и пациент обращают внимание на положительные сдвиги в той или иной системе адаптации.
Модель, направленная на укрепление здоровья (модель м.Аллен)
М.Аллен предложила свою модель в начале 1970-х гг., когда получила признание концепция первичной медико-санитарной помощи. Принципы первичной медико-санитарной помощи ориентированы больше на здоровье, чем на болезнь, на привлечение к сохранению здоровья самого человека, его семьи, общества.
Пациент. Объектом модели является семья, а не отдельный человек, поскольку именно в ней формируется поведение, ориентированное на здоровье.
Модель предлагает рассматривать человека через призму семьи, признавая как влияние семьи на личность, так и влияние отдельной личности на семью. В процессе такого взаимодействия люди и семьи в повседневных житейских ситуациях получают возможности социального, психологического и профессионального роста и развития. Пациент играет активную роль в укреплении своего здоровья.
Источники проблем пациента. М.Аллен считает источником проблем пациента неправильное поведение его семьи, наличие факторов риска возникновения заболеваний в семье, отрицательное отношение семьи к здоровью, ведение нездорового образа жизни и т.д. Пациент усваивает ту модель социального поведения, которая соответствует его образу жизни и ценностям.
Цель и задачи ухода. Здоровье – это основная цель сестринской помощи. Задачей медицинской сестры является выработка в семье поведения, ориентиро-ванного на здоровый образ жизни и обучение совокупности навыков по преодолению проблемных ситуаций. Модель М.Аллен делает акцент на потенциале людей, который можно задействовать при обучении здоровому образу жизни.
Роль медицинской сестры. Медицинская сестра организует обучение. Она создает благоприятную обстановку, которая стимулирует, привлекает и заинтересовывает семью в укреплении здоровья её членов. При этом семья является активным участником процесса оздоровления.
Направленность сестринской помощи. По М.Аллен медицинская сестра делает акцент на получении пациентом и его семьёй знаний о принципах ведения здорового образа жизни. Личность в семье выступает в качестве объекта медицинского и социального обучения медицинской сестры. Пациент обучается в процессе наблюдения за поведением других людей, которое трансформируется в его сознании в определенную модель.
Медицинская сестра рассматривает пациента как активного участника процесса обучения, способного решать проблемы и принимать решения, необходимые для улучшения его здоровья. Она стремится обеспечить здоровье пациенту и его семье повсюду – в больнице, поликлинике и дома.
Способ оказания сестринской помощи. Медицинская сестра совместно с пациентом выбирает способы вмешательства, направленные на укрепление его собственного здоровья и здоровья членов его семьи. Это может быть формирование и развитие здоровой семьи, занятие физкультурой и спортом, обеспечение необходимой поддержки и развития активного и ответственного участия членов семьи в сохранении и укреплении здоровья и т.д.
Оценка качества и результатов ухода. Критериями оценки качества и результатов ухода должно быть улучшение здоровья семьи в соответствии с поставленными целями. Сестра достигает цели, последовательно выполняя семь этапов ситуационно обусловленной сестринской помощи: выявляет проблему, изучает контекст ситуации, определяет временные границы, анализирует проблему, составляет план, выполняет план, оценивает результаты.
Уровни потребностей человека по а.Маслоу
Чтобы жить, быть здоровым и счастливым, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей своей жизни. Они во многом зависят от поведения человека. Так, каждый пациент нуждается в пище, однако не все одинаково реагируют на поднос с едой: один, улыбаясь, скажет «спасибо» и с удовольствием начнёт есть, другой, посмотрев на блюда, мимикой и словами даст понять, что «это» он есть не будет, третий предпочтёт вначале поспать, а затем уже принимать пищу. Таким образом, у всех пациентов разная потребность в еде. Оказывается, болезнь тоже мешает удовлет-ворению потребностей, приводит к дискомфорту.
В 1943 году американский психолог А.Маслоу разработал теорию иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. По его теории, одни потребности для человека важнее, чем другие. Это положение позволило классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень).
А.Маслоу изобразил уровни потребностей человека в виде пирамиды (см. рис.).
Эта фигура имеет широкое основание (основу, фундамент).
В пирамиде физиологические потребности человека составляют фундамент (основу) его жизнедеятельности. Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от нескольких факторов: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и способностей самого человека. Прежде всего удовлетворяют потребности низшего порядка, т.е. физиологические.
Физиологические потребности
Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности в воздухе, пище, воде. Кроме того, каждый из нас нуждается в движении, сне, отправлении физиологических потребностей, а также в общении с людьми, удовлетворении своих сексуальных потребностей.
Существует несколько классификаций потребностей. Согласно классифика-ции А.Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей:
- ДЫШАТЬ
- ЕСТЬ
- ПИТЬ
- ВЫДЕЛЯТЬ
- ДВИГАТЬСЯ
- БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ)
- ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА
- СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ
- ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ
- БЫТЬ ЧИСТЫМ
- ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ
- ОБЩАТЬСЯ
- ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
- РАБОТАТЬ
- ИГРАТЬ И УЧИТЬСЯ.
Следует помнить, что физиологические потребности одинаковы у всех людей, но удовлетворяются в разной степени.
Потребность в кислороде (нормальном дыхании) – основная физиологическая потребность человека. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия. Человек усвоил давно: dum spiro spero (лат.) – пока дышу, надеюсь. Многие слова в русском языке имеют «дыхательный» смысл: отдых, вдохновение, дух и т.п. Поддержание этой по-требности должно стать для медицинской сестры приоритетной задачей. Кора го-ловного мозга очень чувствительна к недостатку кислорода. При недостатке кисло-рода дыхание становится частым и поверхностным (тахипноэ), появляется одышка. Например, длительное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу: кожа и видимые слизистые оболочки приобретают синюшный оттенок.
Человек, удовлетворяя потребность в кислороде, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.
Потребность в пище. Питание имеет значение для поддержания здоровья и хорошего самочувствия. Родители, удовлетворяя потребность младенца в рациональном питании, проявляют не только родительскую заботу, но и обеспечивают ребёнку возможность нормального роста и развития. Рациональное питание взрослого помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена употреблением пищи, богатой насыщенными животными жирами и холестерином.
Рацион, содержащий большое количество круп и растительных волокон, снижает риск развития рака толстой кишки. Адекватное питание при болезнях способствует выздоровлению. Так, высокое содержание белка в пище содействует заживлению ран, в том числе и пролежней.
Неудовлетворённая потребность человека в питании часто приводит к ухудшению самочувствия и здоровья.
Потребность в жидкости. Здоровый человек должен выпивать 2,5-3 л жидкости ежедневно. Такое количество жидкости восполняет физиологические потери в виде мочи, пота, кала и испарений при дыхании. Для сохранения водного баланса человек должен употреблять жидкости больше, чем выделять, в противном случае проявляются признаки обезвоживания. От знания и умений медицинской сестры предвидеть обезвоживание зависит возможность пациента избежать многих осложнений.
Потребность в физиологических отправлениях. Непереваренная часть пищи выводится из организма в виде кала. Акт дефекации и мочеиспускания у каждого индивидуальны, и их удовлетворение нельзя отложить на долгое время. Большинство людей считает эти процессы личными, интимными и предпочитают не обсуждать их. В связи с этим медицинская сестра, оказывая помощь пациенту, имеющему проблемы с отправлениями физиологических потребностей, должна быть особенно деликатна и, уважая право человека на конфиденциальность, обеспечить ему возможность уединения.
Потребность во сне и отдыхе. А.Маслоу также относит к физиологическим потребностям. Чередование периодов сон – бодрствование является основным фоном для повседневной деятельности человека.
Исследования Т.Гауэра (1997) показали, что женщины чаще страдают от усталости, вызванной недосыпанием. Недосыпание стоит на втором месте после работы по дому среди причин усталости. В случаях, когда человек выкраивает время для занятий делами за счёт сна, он увеличивает долг недосыпания, поскольку продолжительность сна современного человека, необходимая для нормального существования, не менее 7-7,5 ч.
При недосыпании у человека ухудшается здоровье. Уменьшается уровень глюкозы в плазме крови, изменяется питание мозга, замедляется кратковременная память, замедляются скорость и точность вычислений, снижается способность к обучению. Исследования, проведённые американскими специалистами (Гауэр Т., 1997), свидетельствуют об уменьшении количества фагоцитирующих клеток в организме недосыпающего человека. Известно, что мы тратим на сон треть своей жизни. Больному человеку сон необходим ещё больше, поскольку способствует улучшению самочувствия.
Сон – изменённое состояние состояния, периодически возникающее у человека на более или менее длительное время и способствующее восстановлению его сил и самочувствие. Состояние сонливости наступает дважды в течение суток: с 00:00 до 04:00, затем между 12:00 и 16:00. Не смотря на снижение восприимчивости человека к внешним раздражителям во время сна, это очень активное состояние.
Отдых – состояние пониженной физической и психической активности. Отдыхать можно не только лёжа на диване, но и во время длительной прогулки, чтения книг или выполнения специальных релаксирующих упражнений. В лечебном учреждении отдыху могут помешать громкий шум, яркий свет, присутствие других людей, а также частые лечебные процедуры. Отдых и сон необходимы для повседневной жизнедеятельности человека.
Потребность в движении. Ограничение подвижности или неподвижность создают множество проблем для человека. Неподвижностью называется состояние, при котором человек не может двигаться или испытывает затруднения при движениях, необходимых для нормального функционирования. Это состояние бывает длительным или кратковременным, преходящим или постоянным. Оно может быть обусловлено вынужденным применением ортопедических систем (шина, вытяжение, корсет или какое-либо специальное средство для удерживания тела), болью (в суставах, спине и т.п.); хроническим заболеванием (артрит, остаточные явления нарушения мозгового кровообращения и т.п.), нарушением психики (делирий, депрессия и т.п.).
Неподвижность – один из факторов риска развития трофических нарушений (возникновение пролежней), патологическое изменение опорно-двигательного аппарата (остеопороз, мышечная атрофия, контрактура суставов), нарушений в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем (особенно в положении лёжа на спине).
При длительной полной неподвижности наблюдаются изменения в системе пищеварения (диспепсия, метеоризм, анорексия, диарея или запор).
Регулярное и интенсивное натуживание, к которому пациент вынужден прибегать во время акта дефекации в лежачем положении, приводит к геморрою, инфаркту миокарда, остановке сердца. Неподвижность вызывает нарушение мочевыделения, что в свою очередь приводит к развитию инфекций мочевыводящих путей и/или возникнове-нию мочекаменной болезни.
И главное, неподвижный человек лишён общения с окружающей средой, которая оказывает влияние на формирование собственного «Я». Выраженность и продолжительность неподвижности оказывает влияние на психосоциальную сферу человека: изменяются способность к обучению, мотивация, чувства и эмоция.
Помощь медицинской сестры, направленная на восстановление подвижности, имеет важное значение для улучшения качества жизни пациента.
Любое заболевание, то есть наличие в организме патологического процесса, сопровождается нарушением функций различных органов и систем. Медсестра, в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления.
Вопросы для самоподготовки
- Что представляет собой модель сестринского дела?
- Перечислите основные компоненты модели сестринского дела.
- На что должна ориентирована модель сестринского дела?
- Охарактеризуйте добавочно-дополнительную модель.
- Что включает в себя модель сестринского ухода П.Роупер?
- Каковы положения модели дефицита самоухода?
- Дайте характеристику модели, направленной на изменение поведения пациента.
- В чем заключается адаптационная модель?
- Назовите основные положения модели, направленной на укрепление здоровья.
10.Охарактеризуйте значение моделей для развития сестринского дела в России.
15