Выбор перспективной модели школы, строящейся на принципах, обеспечивающих преобразование и использование всего положительного, что накопила традиционная школа, связан, на наш взгляд, с решением проблем реальной направленности образовательного процесса на развитие личности школьника и на формирование навыков учебной деятельности.
Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).
Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся способные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.
Исходя из этого, структура учреждения образования функционирует в рамках трех ступеней:
I ступень |
– начальные классы (1-4-е общеобразовательные классы и 1-5-е классы для детей с особенностями психофизического развития).
|
II ступень |
– базовая школа (5-9-е общеобразовательные классы и 6-10-е классы для детей с особенностями психофизического развития).
|
III ступень |
– средняя школа (10-11-е классы). |
Чтобы правильно организовать образовательный процесс, надо установить те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:
- природные задатки человека, определяющие возможности его личностных способностей и черт характера;
- особенности семьи и ее отношение к ребенку;
- социальная среда, в которой живет и развивается человек.
Система образовательного процесса в адаптивной школе предполагает следующие моменты:
- Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка.
- Классно-урочные занятия.
- Занятия в факультативах, кружках, секциях.
- Самообразование.
- Внеклассная (внеурочная) воспитательная работа школы.
- Общешкольное ученическое самоуправление.
- Трудовая деятельность учащихся.
- Сохранение и укрепление здоровья школьников.
- Социальная адаптация ребенка.
Такая модель, по нашему мнению, поможет ребенку реализовать свои способности и возможности, а также системно и целенаправленно привить навыки здорового образа жизни, работать над формированием негативного отношения к вредным привычкам и профилактикой противоправного поведения,
Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:
- мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;
- овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.
Особенности и условия построения модели адаптивной школы:
- создание индивидуального облика школы – выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу;
- отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества;
- позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов здоровьесберегающей и психосберегающей направленности.
Цель программы: отработка модели адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям, способствующей непрерывному образованию в соответствии с интересами личности и обеспечению социальной защищенности участников образовательного процесса.
Основные задачи программы:
- обеспечение прав ребенка на качественное образование;
- реализация преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем, предоставляющих каждому обучающемуся сферы деятельности, необходимой для его развития;
- совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик – учитель – родитель»;
- создание системы работы педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями психофизического развития;
- совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих и психосберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью.
В основу образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:
- Принцип гуманизации является основополагающим, так как предусматривает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций. Основное в педагогическом процессе – развитие ученика.
- Принцип демократизации управления школой предполагает взаимоотношения учительского и ученического коллективов.
- Принцип преемственности в обучении определяет, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.
- Принцип природосообразности позволяет создать максимально благоприятные условия для выявления природных способностей каждого ребенка, направлен на всестороннее развитие школьников.
- Принцип индивидуализации обучения имеет в виду повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика в школе, применение методов творческой и исследовательской деятельности и использование современных педагогических технологий.
- Принцип гуманитаризации образования способствует формированию у учащихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития человека.
Направления развития адаптивной школы
- В содержании обучения:
- усиленное внимание русскому языку и математике;
- возможность изучения второго иностранного языка с 5-го класса;
- информатика должна реально трансформироваться в информационные технологии, используемые в обучении на других предметах;
- искусство в начальной школе как способ всестороннего развития базовых способностей ребенка;
- развитие функционального чтения как способа понимания внешней информации;
- технология учебного труда проходит через все периоды школьной жизни, углубляясь и усложняясь;
- система факультативных занятий должна быть разнообразной и соответствовать не только социальным ожиданиям, но и реальной возможности каждого ученика;
- решение задач, проблем, подготовка ответственного решения должны стать содержательной составляющей всех учебных предметов;
- выполнение образовательных стандартов.
- В методиках и технологиях обучения:
- продуцирование диалогического формата уроков;
- приучение детей говорить и самостоятельно презентовать свои достижения;
- объективизация и выставление оценок прозрачно, аргументировано и регулярно;
- разнообразие форм оценивания учебных достижений;
- активное использование информационных и телекоммуникационных технологий, активных методов обучения;
- развитие внеурочной деятельности по предметам.
- В организации обучения:
- оптимизация учебных нагрузок;
- недопустимость учебной перегрузки учащихся;
- создание условий безболезненного перехода учащихся из одной ступени в другую;
- использование возможностей социума;
- конструктивное, регулярное взаимодействие с родителями;
- неукоснительное выполнение режимных моментов;
- оказание платных услуг;
- развитие сети факультативных занятий.
- В организации воспитательной работы:
- Правила школьной жизни должны быть едиными на всем образовательном пространстве. Родители и учащиеся должны быть ознакомлены с ними при поступлении в школу. Правила должны действовать для всех участников образовательного процесса.
- Классное руководство. Четко прописанный и понятный функционал. Классный руководитель должен иметь ясное представление о своих правах и обязанностях, о своей ответственности за класс. Размеры доплат должны соответствовать системе поощрений и контроля. Тесное сотрудничество с социально-педагогической и психологической службой школы, с руководителями факультативов, кружков, секций. Повышение профессионального уровня классных руководителей. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Создание методической базы по классному руководству.
- Корпоративная культура. Единство стиля, единство информационной среды. Стиль руководства, стиль общения участников образовательного процесса, стиль образовательной среды.
- Традиции школы. Традиции по ступеням. Дети должны пройти все этапы школьных традиционных мероприятий.
- Развитие детского самоуправления, направленное на сплочение классных коллективов и дающее возможность каждому ребенку раскрыть и реализовать свои способности.
- Активизация деятельности детских общественных организаций. Возрождение вожатского движения, шефской помощи.
- Взаимодействие разных ступеней школы, соблюдение принципов преемственности. Планирование совместных мероприятий, обмен информацией.
- Значимость общественно полезного труда.
- В работе с педагогами и другими сотрудниками:
- Систематический мониторинг профессионального уровня педагогического персонала.
- Составление портфолио педагога.
- Создание внутренней системы повышения квалификации. Самообразование.
- Объективная оценка достижений.
- Развитие корпоративной и профессиональной культуры работников.
- Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
- Помощь и поддержка начинающих.
- Создание кадрового резерва.
- Информационный всеобуч.
- Выпуск методических сборников «Поделюсь своей удачей».
Организационно-управленческая работа по реализации Концепции содержит:
- гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса;
- создание единого воспитательного пространства;
- воспитание успехом;
- развитие положительного имиджа и уникальности школы;
- доверие и делегирование полномочий;
- воспитание готовности взять на себя ответственность;
- предоставление учителю права самостоятельно выбирать формы и методы организации образовательного процесса исходя из уставных целей и Концепции развития школы;
- коллективное обсуждение, принятие и исполнение единых педагогических требований;
- активное привлечение родительской общественности к управлению школой;
- учет интересов всех участников образовательного процесса;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;
- поощрение и поддержка ученического самоуправления;
- создание положительного психологического климата;
- сохранение и развитие доброжелательной атмосферы для реализации личностного потенциала обучающихся и повышения профессиональной компетентности педагогов как приоритетного фактора в жизнедеятельности школы;
- стимулирование инициативы и творчества педагогов;
- содействие повышению личностно-профессионального роста учителя;
- системное внедрение инноваций;
- создание комфортных условий для эффективной работы учителя;
- развитие системы платных услуг;
- привлечение внебюджетных источников финансирования;
- сохранение и развитие традиций школы;
- создание условий для проявления успеха всем участникам образовательного процесса в реализации Концепции развития школы.