Мнение и толпа

Государственное общеобразовательное учреждение Московской области

Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Кафедра социологии и гуманитарных наук

Реферат по культурологии

по фрагменту книги Г.Тарда. Заглавие

Реферат по дисциплине «Культурология»

Выполнила: студентка гр. 2152 направления экономика Травникова А.

Проверила: Хохлова С.П.

2010

Содержание

Введение 3

Основная часть 5

  1. Психология толпы и публики 4
  2. Злободневность 5
  3. Зарождение публики и её задачи 5
  4. Различия между публикой и толпой 7

Заключение 9

Список литературы 10

Введение

Жан Габриель Тард (фр. Gabriel Tarde; 12 марта 1843, Сарла, Франция — 13 мая 1904, Париж) — французский социолог и криминалист.

Особой темой исследований Тарда было сравнительное изучение толпы и публики. Полемизируя с Г.Лебоном, Тард выступал против описания современной ему действительности как «века толпы». С его точки зрения, XIX век — это, скорее, век публики. В книге «Публика и толпа» представлен очень большой комплекс проблем, который Тард пытался разъяснить. Среди них: откуда происходит публика, как она зарождается, её изменение с течением времени, её развитие, её отношение к – толпе, своим главарям, к государству, к корпорациям, её способ чувствовать.

Реферируемый мною текст может быть отнесён к такому разделу культурологии, как морфология культуры, а если говорить о направлении культурологических исследований, то я считаю, что этот текст относится к социологическому направлению.

Основная часть Психология толпы и публики

Толпа – социальная группа прошлого; она чуть младше семьи по возрасту и считается одной из самых древних. Она не способна увеличиваться за границы известного предела во всех своих видах – сидит ли или стоит, движется или неподвижна. В том случае если на неё перестают влиять вожаки, она распадается, ибо голос главного уже не слышен. Толпа – она не только привлекает и сильно манит к себе, тех кто её видит – психология толпы.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... которым подчиняются эти явления. Поэтому предметом изучения в психологии являются психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область ...

Не грамотные люди очень любят очень любят употреблять это слово к различным группировкам людей. Нужно чётко провести границы между двумя понятиями толпа и публика и впредь не перемешивать их. Говорят: публика театра – в этом случае слово публика и есть толпа, но этот смысл не самый важный и он не один. Теперь выясним психологию публики. Она может быть разной, то есть объединение отдельных лиц с общими взглядами и интересами или связанных чисто духовной совокупностью.

В первоначальных животных общинах ассоциация в основном предполагает материальное соединение. По мере того, как мы поднимаемся вверх по дереву жизни, социальные отношения становятся более духовными.1 Но если вдруг случается так, что одна единица этого материального соединения, очень далеко отстранится от другой или они больше вообще не могут встретиться, они перестают осуществлять эту ассоциацию.

Совсем по-другому обстоят дела с общественными течениями, они не создаются на площади или улице в связи непосредственной близости. Они наоборот далеко друг от друга так сказать рассеяны по обширной территории. Назревает вопрос, что же связывает их? – Связь эта заключается в сознание, в одновременности их увлечений, взглядов на жизнь, мыслей. Вот к примеру как только индивид узнает о том что данная идея популярна и разделяется большим количеством людей и тут же на него начинает действовать это большое количество людей.

Злободневность

Журналист очень сильно действует на читателя, в то время как последний даже не догадывается об этом. Журналист прекрасно знает своё предназначение и никогда не забывает о вкусе публики. У читателя же далее меньше сознания: он вовсе не предполагает, как влияет круг других читателей на него самого. На чём же оно отражается? К примеру, на интересах. Если читатель знает что тот или иной интерес, который присущ ему, разделяет большое количество людей, то он становится ещё более интересней для него читателя. Человек открывает газету, считая её, свежей и начинает поглощать информацию, но потом, обратив на то, что число издания старое, она становится ему совершенно не интересна. Это и есть доказательство того, что живость нашего интереса поддерживалась призраком сходства нашего чувства с чувствами других индивидов.

В то время как мы слепо попадаем под это невидимое влияние со стороны публики, мы объясняем это обаянием злободневности. Злободневность это всё то что вызывает интерес у людей. К примеру, все те факты, которые волнуют всеобщие интересы, новые или даже очень старые, всё равно какие они. Злободневно всё то, что в моде и наоборот незлободневно то, что ново, но не подвергается взгляду публики. И одно из самых удивительных её проявлений это общественность. Страсть к злободневности растёт вместе с общественностью.

Зарождение публики и её задачи

Детский возраст это — то время когда мы чувствуем, как на нас влияет взгляд других, это выражается в поступках, жестах, в идеях и суждениях и.т.д. Только после долгого влияния, которому мы подвергались и подвергали другие субъекты, мы становимся способны посредством идеи, мысли о взгляде другого внушить, что мы составляем предмет внимания для далеких от нас людей. Так же как лишь после того, как мы большое время испытывали на себе и использовали влияние авторитетного голоса, нам достаточно прочесть какое нить энергетическое утверждение для того, что бы подчинится ему. Для образования публики нужна духовная и общественная эволюция. Отсюда образование публики есть более сложный процесс, чем образование толпы.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... тела. Потом я …очень скоро оказался в толпе серых фигур. Говорю «толпа», потому что их было так много, что некоторые ...

В древних языках, берём в поле зрения латинский и греческий, не было ни одного слова обозначающее слово публика. Есть слова указывающие на все различные толпы. Спрашивается почему? Или тут уместен другой вопрос, а была ли публика в средние века? Нет. Зарождение публики стало возможным только после распространения книгопечатания в XVI веке. Передача силы на расстоянии – ничто по сравнению с передачей мысли на расстояние.2 В то время как Библия была издана в миллионах экземплярах, она повлекла за собой удивительное явление. То есть люди ежедневно читающие Библию почувствовали что составляют некое новое социальное тело, отделённое от церкви. Но эта же новорождённая публика и была церковью. Слабость протестантизма в этом и заключается, что он был и публикой и церковью одновременно.

Выделилась публика более – менее ясно при Людовике XIV. И эта самая публика составлялась из незначительного количества «honnetes gens», что значит с французского честные люди, которые читали свой ежемесячный журнал и небольшое количество книг, написанных для узкого круга людей. Эти читатели были сгруппированы по всему Парижу. Растёт и раздробляется эта публика в XVIII веке, во второй половине XVIII века появляется политическая публика, которая возрастая и развиваясь, поглотила все другие виды публик – научная, литературная, философская. Но до революции они были мало интенсивными и получали значения только благодаря жизни толпы. Революция повлекла за собой водворение журнализма, а следовательно и публики, это тот самый момент лихорадочного роста публики. Это не значит, что ранее революции не волновали толпы, но в этом оно не чем подобным не отличалась, как допустим в эпоху Фронды. Когда толпы влекли за собой убийства, разрешения, пожары, постройки баррикад. В 1789 году обстояло всё иначе, главная характеризующая черта, которой не знали предыдущие эпохи, это огромное распространение газет. Так же клубы и собрания в кафе сыграли важную роль во время революционного периода, родились от публики, между тем как до революции публика была скорее следствием, чем причиной собраний в салонах и кафе.

Благодаря инновационным технологиям, с помощью которых можно моментально передавать мысли и информацию в любую точку мира, на наш век выпала задача дать безграничное распространение публике. К которому она так способна, и которое так резко создаёт контраст, между толпой и публикой. Ведь самая большая аудитория для толпы – это Колизей вместимостью сто тысяч человек. Но вот публика бесконечно растяжима, и по мере растяжимости её социальная жизнь всё более интенсивная, отсюда следует, что она вполне возможно станет социальной группой будущего. Я не могу согласиться со смелым писателем Лебоном (Гюстав Лебон (1841—1931) — знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, бесспорный основатель социальной психологии.), заявляющим, что наш век – это «эра толпы». Наш век — это эра публики или публик, что далеко не похоже на его утверждение.3 Что касается меня, то я поддерживаю Тарда, наш информационный век просто обязан плодить публику до бесконечности.

9 стр., 4283 слов

Теория ‘толпы’ в работах Г. Тарда и Г. Лебона

... повторения. И эта характеристика выявляется особенно отчетливо при исследовании поведения толпы, публики. В своем анализе публики Тард подчеркивает роль общественного мнения, под которым понимает не только ... Лебон, говоря о заразительности, имеющей место в толпе, обращает внимание на подражательность. Тард при характеристике и толпы, и публики особое внимание уделяет именно моменту подражания. Это ...

Различия между публикой и толпой

Между публикой и толпой есть ещё много разных различий. Принадлежать можно только к одной толпе, а вот принадлежать к различным видам публик вполне можно. Отсюда большая симпатия вызывает публика и наоборот нетерпимость к толпе, особенно те нации, где присутствует такой дух. Есть случаи когда публика падает до толпы, но это очень редко происходит. Примером этого служит сильноагрессивная публика, которая расхаживает по улице с криками «Да здравствует» или «Смерть» чему либо. Даже столкновение двух публик, менее опасно для общества, чем встреча двух враждебных толп.

Ещё одно из различий это климатические условия. Толпа более естественная группа и она подчиняется силам природы. Она зависит от солнечной погоды или же от дождя, от снега или зноя, чаще можно её увидать летом, а ни зимой. По-другому обстоит с публикой, ей всё равно, что на улице, какая бы погода там не была, эта высшая группа не подвластна изменениям климата.

Отпечаток расы гораздо менее отражается на публике чем на толпе. Хороший наблюдатель по национальности толпы может с уверенностью предсказать последующие действия, чем предсказать, как поступит каждый индивид составляющих её. Почему? Потому что в образование толпы индивидуумы учувствуют своими похожими национальными чертами, которые слагаются и образуются в одно целое, но не свои индивидуальными отличиями, они попросту пропадают. При составлении толпы углы индивидуальности сходят на нет, в пользу национального типа, который в свою очередь прорывается наружу. И это происходит вопреки индивидуальному влиянию вождя.

Тард утверждает, для того что бы увидеть разделение публики достаточно только открыть глаза и станет всё ясно. Разделение это чисто психологическое подобающее различного рода состоянию умов, стремится собою заслонить все с большей очевидностью экономическое, эстетическое, политическое и религиозное подразделение общества на секты, школы, партии и.т.д. Нет не одной секты, которая не хотела бы иметь собственной газеты. В то время как последняя содействовала созданию коллективного сознания, в котором бы погрязла публика. Точно так же дело обстоит и с профессией. Большая ли или незначительная, всё равно она заинтересована в своём журнале или газете, точно так же как в средние века каждая корпорация имела священнослужителя.

Заключение

Работа Тарда стала основой для изучения феномена толпы, народных масс во всей последующей литературе XX в. Наряду с пророческими взглядами Тарда относительно механизма образования и социальных черт толпы, в его трудах есть немало не получивших практического или научного подтверждения ни в социологии, ни в социальной истории XX –XXI века. Так, например, гипотеза Тарда о делении людских сообществ на собственно «толпу» и «публику» стала рудиментом сословного характера общества XIX века. Авторы этого периода считали представителей высших, более образованных сословий публикой, а низших, маргинальных слоёв собственно толпой, «охлосом». XX век убедительно показал, что с формированием наций, институтов парламентаризма, современных типов средств массовой информации происходит общественно-политическое слияние разных сословий.

18 стр., 8627 слов

Психология политической коммуникации

... многом определяют политические роли. Чем ярче собственные я – тем сильнее позиции. Психология политической личности и элит, кажется. Активные и пассивные граждане с позиции политики. ... патологии. Психологические факторы и механизмы образования и функционирования властных отношений. Первое. Генезис психологии власти (обзор концепций и подходов): Социобиологический подход. Одной из первых попыток ...

Список литературы

Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М., 1999. С.259-299.

1Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. 1999. С. 259

2Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. 1999. С.263.

3Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. 1999. С.266.

9