Профиль: дошкольная дефектология

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет Дошкольной и социальной педагогики и психологии

Кафедра Физического и психического здоровья ребенка

УТВЕРЖДАЮ

________________

Декан факультета Власова Л.П.

«____» _____________20____г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Учебно-исследовательская практика

В составе основной общеобразовательной программы по подготовке: бакалавров

По направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: дошкольная дефектология

Фора обучения: очная, заочная

Курс: 3, семестр 6

Петрозаводск

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендация ПрООП по направлению подготовки бакалавров 050700 «Специальное (дефектологическое) образование по профилю «дошкольная дефектология»

Разработчики программы:

Старший преподаватель кафедры ФиПЗР Т.В. Пушкина

Старший преподаватель кафедры ФиПЗР Ю.Б. Стельмах

Старший преподаватель кафедры ФиПЗР О.П. Сидловская

К.психол.н., доцент кафедры ФиПЗР Н.Н. Шельшакова

«__» __________20___г. _____________/ ___________

Программа учебной практики «учебно-исследовательская практика» обсуждена и утверждена на заседании кафедры Физического и психического здоровья ребенка от…….. 2011 года, протокол №….

Заведующий кафедрой: Ольга Павловна Сидловская, старший преподаватель

«__» __________20___г. _____________/ ___________

Настоящая программа

11 стр., 5051 слов

Рабочая Программа государственной аттестации

... задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования по программам подготовки магистра в соответствии с п.1.4 вышеупомянутого стандарта. ... государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. Аннотация Квалификационная ...

не может быть использована

другими вузами или подразделениями КГПА

без разрешения разработчика программы

  1. Цели учебной практики:

Целями данного вида практики является подтверждение теоретических положений специальной психологии и коррекционной педагогики.

2. Задачи учебной практики:

  • расширение и конкретизация теоретических знаний о закономерностях психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • расширение представлений бакалавров о методах и методиках оценки своеобразия психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • обучения методу сбора и анализа анамнестических данных детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • развитие умений планировать исследования по актуальным проблемам специальной психологии и коррекционной педагогики, анализировать эмпирические данные, обобщать и интерпретировать их.

3. Место учебной практики в структуре ооп.

Учебная практика «учебно-исследовательская практика» является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю дошкольная дефектология.

Программа учебной практики «учебно-исследовательская практика» составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от 18 января 2010 г. № 49).

Учебной практике предшествует изучение следующих дисциплин: 1) гуманитарного и социально-экономического цикла: Иностранный язык, История, Основы речевой культуры дефектолога, Правоведение с основами семейного права и прав человека, Социология, Культурология, Методология и методы психолого-педагогического исследования; 2) математического и естественнонаучного цикла: Математика и информатика, Концепции современного естествознания, Информационные и коммуникационные технологии в образовании; Методы математической статистики в психолого-педагогическом исследовании. 3) общепрофессионального цикла: а) Федеральный компонент: Возрастная анатомия и физиология, Психология человека, Психология развития, Введение в педагогическую деятельность, Педагогика, Современный русский язык, Основы специальной педагогики психологии, Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях; Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ; Детская олигофренопсихология и дошкольная олигофренопедагогика с практикумом; Психология детей с ЗПР, Воспитание и обучение детей с ЗПР с практикумом; Тифлопсихология и тифлопедагогика с практикумом; б) вариативного компонента ФГОС ВПО: Детская психология, Психолого-педагогический практикум по детской психологии, Дошкольная педагогика, Детская психопатология, Технологии речевого развития детей с ОВЗ, Детская невропатология; в) курсов по выбору студентов: Здоровый дошкольник, Педагогическая физиология, Тренинг общения, Арттерапия и артпедагогика.

10 стр., 4652 слов

Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями

... социологии, психологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Вместе с тем, дети с ограниченными возможностями не ... внимание уделяется анализу причин возникновения детской инвалидности детей с ограниченными возможностями и изучению проблем их адаптации ... ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшается здоровье населения страны, особенно женщин репродуктивного возраста. ...

В результате прохождения данного вида учебной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать:

− принципы организации обследования детей с ограниченными возможностями здоровья;

− планирование организации обследования детей с ограниченными возможностями здоровья;

− особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

− психолого-педагогические методы изучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

− педагогические принципы и методы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

− разнообразные наглядно-дидактические и технические средства для детей, учитывающие возрастные и специфические возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;

уметь:

− планировать обследование детей с ограниченными возможностями здоровья;

− высказывать обоснованное предположение о проблеме исследования;

− организовывать исследование с помощью комплекса разнообразных методов и методик (наблюдение, беседа, эксперимент, проективный метод);

— фиксировать эмпирические данные в протоколах исследования;

− анализировать результаты проведенного обследования, квалифицировать выявленные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

— обобщать и интерпретировать эмпирические данные;

− определять особенности организации системы специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

владеть:

− способами рациональной фиксации эмпирических данных о детях с ограниченными возможностями здоровья;

− способами рационального ведения диагностической документации;

− умениями обосновывать пути оптимизации психического развития детей с учетом выявленных индивидуальных и возрастных особенностей.

Учебная практика является основой для изучения дисциплин: 1) гуманитарного и социально-экономического цикла: Экономики образования, Правоведения с основами семейного права и прав человека, Социологии, Культуры Карелии, Детской субкультуры, Детская литература, 2) общепрофессионального цикла: Психология детей с нарушениями функций ОДА, Психология детей с ЗПР, Детская тифлопсихология, Детская сурдопсихология, Дошкольная сурдопедагогика, Воспитание и обучение детей с нарушениями функций ОДА, Безопасность жизнедеятельности, Детская психология, Детская практическая психология, Психокоррекционная работа с детьми, Психология, воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, Детская логопсихология и дошкольная логопедия, Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения, Практикумы по специальной психологии, Практикумы по специальной дошкольной педагогике, Технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья, Социальная психологи, Конфликтология, Педагогическая психология, Психология и культура умственного труда, Актуальные проблемы образования, Оздоровление ребенка дошкольника, Половое воспитание ребенка, Педагогические технологии в воспитании, Современные технологии игрового обучения детей, Девиантология, Психокоррекционные технологии, Гиперактивность и агрессивность в детском возрасте, Основы педагогического мастерства, Воспитание толерантности у детей дошкольного и школьного возраста, Дети детского дома, Перинатальная психология, Актуальные проблемы психологии, Коррекционная ритмика.

Данный вид практики является основой для прохождения последующих видов педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю дошкольная дефектология.

4. Формы проведения учебной практики. Данный вид педагогической практики является очной, исследовательской. Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.

Студенты заочного обучения самостоятельно определяют базовое учреждение для прохождения практик, разрабатывают индивидуальный график ее прохождения.

5. Место и время проведения учебной практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единицы, или 2 недели, или 108 часов.

Разделы (этапы)

практики

Недели

Общая трудоемкость

Формы текущего контроля

Кредиты

часы

Учебно-исследовательская практика

2

3

108

Дифференцированная оценка

Данный вид учебной практики бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем подготовки «дошкольная дефектология» проводится на базе общеобразовательных дошкольных учреждений, дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования, лечебно-педагогических и реабилитационных

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • укомплектованность образовательных, лечебно-профилактических учреждений и учреждений социальной защиты педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;
  • уровень оснащенности учебной литературой;
  • наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);
  • наличие оборудования для проведения практического исследования.

  1. Компетенции обучающихся, формируемые в результате прохождения учебной практики.

Общепрофессиональные компетенции:

способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

В области диагностико-консулътативной деятельности:

способностью организовывать и осуществлять психолого-иедагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

В области исследовательской деятельности:

готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

Специальные компетенции:

способен осуществлять обследование обучающихся, воспитанников, определять структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития (СК-2);

готов к взаимодействию с родителями (лицами, их замещающими) по оказанию помощи в воспитании и обучении детей с ОВЗ (СК-8).

7. Структура и содержание учебной практики.

Общая трудоемкость учебной практики бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем подготовки «дошкольная дефектология» составляет 3 зачетных единицы, или 2 недели.

№ п/п

Разделы (этапы) практики

Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

Проектная

Диагностическая

Консультативно-просветительская

Научно-исследовательская

Самостоятельная

1

Определение проблемы исследования

5

5

Научный аппарат исследования

2

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

10

10

Теоретический обзор по проблеме исследования

3

Отбор и обоснование программы исследования по проблеме

5

5

Обоснование методов и методик исследования

4

Изучение

документов

специалистов образовательно-го учреждения по контролю за ходом психического развития ребенка с ОВЗ

4

4

Анализ истории развития ребенка, анализ анамнестических данных

5

Проведение исследования в учреждениях для детей с ОВЗ

2

10

8

10

Составление протоколов обследования

6

Обобщение и интерпретация эмпирических данных

10

14

Выводы по результатам обследования, составление заключения по проблеме исследования

7

Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации педагогического взаимодействия с детьми ОВЗ с учетом выявленных особенностей

2

2

Разработка рекомендаций для педагогов, родителей (программы, картотеки и пр.)

8

Презентация результатов исследования

2

Научно исследовательский отчет по практике. Доклад на конференцию или спецсеминар. Текст исследовательской работы

ВСЕГО: 108

7

10

4

39

48

8. Образовательные, научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

В процессе организации и проведения данного вида учебной используются разнообразные технологии.

Во время прохождения учебной практики студентами проводятся организационные и учебные (исследовательские) занятия. Занятия строятся преимущественно на основе интерактивных технологий (обсуждения, дискуссии и т.п.).

Важной составляющей практики являются мастер-классы, которые организуют для студентов опытные педагоги-психологи для передачи своего опыта по использованию отдельных психолого-педагогических технологий, методов и приемов обследования детей.

Студенты в собственной практической деятельности используют разнообразные научно-исследовательские и психолого-педагогические технологии: диагностический инструментарий, ролевые и деловые игры, дискуссии, различные формы просветительской деятельности (лекции, выставки и т.д.).

При выполнении исследовательской составляющей учебной практики студенты знакомятся с логикой и особенностями психолого-педагогического исследования, используют его разнообразные эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент и др.), формулируют цель и задачи, гипотезу исследования.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике.

В процессе самостоятельной работы студенты изучают теоретическую литературу по проблемам нормативно-правового урегулирования специального образования детей с ОВЗ, основам диагностики и коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей ОВЗ, основам работы с коллективом, психологическим основам общения, профессиональной рефлексии.

Практически каждый этап (раздел) учебной практики предполагает самостоятельную работу.

Примерный перечень заданий для самостоятельной работы:

Определение проблемы исследования

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

Отбор и обоснование программы исследования по проблеме

Изучение документов специалистов образовательного учреждения по контролю за ходом психического развития ребенка с ОВЗ

Проведение исследования в учреждениях с детьми с ОВЗ

Обобщение и интерпретация эмпирических данных

Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации педагогического взаимодействия с детьми ОВЗ с учетом выявленных особенностей

Презентация результатов исследования

10.Формы промежуточной аттестации по итогам практики

Подведение итогов практики осуществляется по месту ее проведения на собрании группы, в котором принимают участие групповой руководитель, методисты факультета и преподаватели баз практик.

Каждый студент выступает с сообщением по итогам практики, о содержании выполненной программы, самоанализе и самооценке деятельности, ее успешности и научном характере, причинно-следственных связях; дает самооценку профессионально-личностного развития на данном этапе обучения, концентрирует внимание на перспективах своего дальнейшего развития. Его выступление дополняется суждениями методистов факультета и преподавателей баз практик.

В вузе организуется итоговая научно-практическая конференция или учебно-исследовательский спецсеминар, на котором студенты делают доклады по итогам исследования.

Студентам бакалаврам выставляется зачет в соответствии с обозначенными критериями.

Критерии оценки учебной практики:

  1. Посещаемость консультаций научного руководителя, в том числе установочных и итоговых конференций;
  2. Своевременность и качество разработки индивидуального плана исследовательской работы;
  3. Посещаемость мастер-классов (открытых занятий) и методических мероприятий специалистов учреждения, студентов-практикантов;
  4. Соблюдение требований профессиональной культуры и этики. Характер отношения к детям и их родителям;
  5. Качество составления анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  6. Качественный анализ результатов исследования, его представление на научно-практической конференции/спецсеминаре с тематическими докладами;
  7. Своевременность и качество ведение документации по практике.
  8. Самостоятельность, инициативность и активность студента.
  9. Соответствие содержания выполненной деятельности программе практики.

Оценки:

«Неудовлетворительно» — оценивается студент, не выполнивший практику в полном объёме, имеющий пропуски за период прохождения практики без уважительных причин, недисциплинированный, незаинтересованный в профессиональной подготовке, теоретически некомпетентный, немеющий грамотно анализировать деятельность, некачественно заполняющий документацию.

«Удовлетворительно» — оценивается студент, выполнивший программу педагогической практики в полном объёме, но имеющий поверхностные теоретические представления в области педагогики и психологии, проявивший несамостоятельность в организации профессиональной деятельности, недостаточную активность в овладении профессиональными умениями и навыками, склонный к репродуктивному, нетворческому, формальному отношению к делу, имеющий дисциплинарные нарушения, некачественно ведущий документацию, требующий организующей методической помощи.

«Хорошо» — оценивается студент, выполнивший программу педагогической практики в полном объёме, проявивший активность, самостоятельность в работе, творчески компетентный, умеющий выстраивать профессиональную деятельность согласно гуманистическим принципам дидактики; владеющий профессиональной культурой и этикой. Может испытывать трудности в анализе профессиональной деятельности. Требует стимулирующей методической помощи.

«Отлично» — оценивается студент, выполнивший программу педагогической практики в полном объёме с большей долей самостоятельности, проявивший активность, инициативу и творчество; обладающий достаточно высоким уровнем профессиональной культуры и этики, не испытывающий трудностей в анализе профессиональной деятельности; умеющий на основе диагностических данных выстраивать индивидуальную и групповую деятельность, проявивший высокую творческую компетентность. Ведение документации систематично, целенаправленно, студент умеет оказывать методическую помощь коллегам, выстраивает деятельность с семьёй и педагогическим коллективом на основе сотрудничества.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики.

Перед началом практики студент знакомится с методической литературой по организации и проведению исследования.

а) основная литература

  1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для ст-тов высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
  2. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, Трикста, 2006. – 352 с.
  3. Волков, Б.С. Методы исследований в психологии: Учебно-методическое пособие. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 208 с.
  4. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол. – мед. – пед. комис. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 32 с.; 115 карт.
  5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2005. – 208 с.
  6. Кисова В. В., Конева И. А. Практикум по специальной психологии. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.
  7. Коновалова, М.Д. Экспериментальная психология: Конспект лекций. / М.Д. Коновалова. – М.: Высшее образование, 2006. – 188 с.
  8. Константинов, В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. / В.В. Константинов. – СПб: Питер, 2006. – 272 с.: ил.
  9. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для ст-тов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
  10. Куликов, Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. / Л.В. Куликов. – СПб.: Речь, 2002. – 184 с.
  11. Курсовые и дипломные работы по психологии: требования и метод. рек. к выполнению / [ сост.: Л.К. Минакова, О.П. Сидловская; Федерал. Агентство по образованию, ГОУВПО «КГПА». – 2-е изд. – Петрозаводск: изд-во КГПА, 2010. – 68с.]
  12. Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями в развитии. – М.: «Книголюб», 2007. – 152 с.
  13. Маркова А. К., Лидерс А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – 180 с.
  14. Минакова Л.К. Изучение особенностей психического развития детей раннего возраста; метод. рекомендации / Л.К. Минакова; Федерал. агентство по образованию, ГОУВПО «КГПУ».– Петрозаводск, 2007.–52с.
  15. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. / П.И. Образцов. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.: ил.
  16. Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста. Психолого-педагогическая характеристика: Методическое пособие/ Сост.: И.Л. Гольдфельд, В.Н. Колесников, Л.К. Минакова — Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 1998.-108 с.
  17. Романова Е. С., Усанова О. Н., Потемкина О. Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. – Н. Новгород, 1993.
  18. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
  19. Стребелева Е. А. и др. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста (с приложением).

    – М.: Просвещение, 2004.

  20. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 143 с.

б) дополнительная литература

  1. Батыгина Т.И. Познавательные процессы у детей с умственной отсталостью: учебно-методическое пособие / Т.И. Батыгина; Федерал. агентство по образованию, ГОУВПО «КГПУ».– Петрозаводск, 2008.–68 с.
  2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.
  3. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. – М., 1990.
  4. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. – М.: Генезис, 2005. – 128 с.
  5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
  6. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений /И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003.
  7. Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М.,1990.
  8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2001. – 208 с.
  9. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
  10. Усанова О. Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1991.
  11. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов /И.А. Фурманов. М.,2004.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

www.pedlib.ru www.zapolsliy.ru/book http://www.osoboedetstvo.ru/ http://shishkova.ru/

http://suvorov.reability.ru/ http://www.rgbs.ru/

http://www.cpalsy.baikal.ru/cpalsy.html

http://www.lekoteka.ru/index.html

http://www.downsideup.org/index.htm http://www.danyloff.narod.ru/

http://curative.chat.ru/

http://www.vitalhelp.org/russian/general_information.html

  1. Материально-техническое обеспечение учебной практики.

Необходимое материально-техническое оборудование предоставляется как образовательными учреждениями – базами практик на основании договоров вуза и факультета Дошкольной и социальной педагогики и психологии.

К нему относятся:

  1. оборудованные кабинеты педагога-психолога;
  2. диагностический инструментарий, игры и игрушки для коррекционной и развивающей работы, учебная и учебно-методическая литература для педагога-психолога/дефектолога;
  3. аудиовизуальные, технические и компьютерные средства; оборудование для записи и воспроизведения аудио и видео информации (в т.ч. для записи коррекционно-развивающих занятий и консультаций).

13