Организация воспитательной работы с осужденными

Содержание

воспитательный осужденный учет профилактический

Введение

Глава 1. Методическое обеспечение воспитательной работы с осужденными

.1 Научно-методическое обеспечение воспитательной работы с осужденными

Глава 2. Категории профилактического учета осужденных

.1 Постановка и снятие с профилактического учета осужденных

Глава 3. Особенности воспитательной работы с осужденными

3.1 Проведение профилактических мероприятий с осужденными

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

За время функционирования исправительно-трудовой (уголовно-исполнительной) системы в структуре МВД России накоплен значительный положительный опыт организации воспитательной работы с осужденными. Тем не менее, эта работа нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании с учетом тенденций развития социально — экономических, политических, государственно — правовых, нравственно — этических основ общества и государства, состояния, структуры и динамики преступности. Особое внимание следует обратить на поиск новых и использование традиционных форм и методов воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно — исполнительной системы, внедрения положительного отечественного и зарубежного опыта, научных рекомендаций, возможностей кадрового и материально — ресурсного обеспечения УИС.

Важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными явилась передача УИС из ведения МВД России в Министерство юстиции, что делает ее более открытой, предоставляет возможность участия в ее делах широкому кругу представителей общественности, а приобщение к международным правовым нормам и стандартам предполагает выработку новых подходов к обеспечению требований по защите гражданских прав, законных интересов и безопасности осужденных, внесение соответствующих изменений в содержание воспитательной работы с ними.

Все это обусловило необходимость подготовки Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС, которая представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов, определяющих пути и способы организации воспитательной работы, проводимой с осужденными в учреждениях УИС.

11 стр., 5353 слов

Передовой отечественный опыт воспитательной работы с осужденными

... отечественного опыта организации воспитательной работы. Объект курсовой работы: процесс воспитания и исправления осужденных, а так же содержание воспитательной работы. Предмет курсовой работы: передовой опыт воспитательной работы как важная составляющая процесса исправления осужденных. Гипотеза:воспитательная работа будет эффективной, ...

Глава 1. Методическое обеспечение воспитательной работы с осужденными

.1 Научно-методическое обеспечение воспитательной работы с осужденными

Воспитательная работа с осужденными — это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.

Воспитательная работа рассматривается как предмет профессиональной деятельности всех сотрудников УИС с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций, а также самодеятельных формирований осужденных.

Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе принципов: незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; законности; приоритета цели исправления при исполнении наказания; сочетания централизации и развития самодеятельных начал; системности и преемственности исправительного воздействия; включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; опоры на положительные качества личности; сохранения, упрочения и восстановления социально полезных связей осужденных, широкого участия общественности в делах УИС.

Обоснование необходимости перехода к централизованной системе материально-технического обеспечения воспитательной работы с осужденными на основе стройной системы взаимодействия структурных подразделений ФСИН России.

Организация централизованной системы материально-технического обеспечения воспитательной работы с осужденными невозможна без тесного взаимодействия таких структурных подразделений ФСИН России, как управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными, управление ресурсного обеспечения и управление трудовой адаптации осужденных ФСИН России. Анализ положений об этих подразделениях показал отсутствие взаимодействия между ними в сфере материально-технического обеспечения воспитательной работы с осужденными.

В связи с этим представляется необходимой организация взаимодействия между данными структурными подразделениями. Их деятельность должна строиться на основании совместных планов, инициатором же взаимодействия должно стать управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России.

Глава 2. Категории профилактического учета осужденных

.1 Постановка и снятие с профилактического учета осужденных

На профилактический учет берутся осужденные:

·готовящиеся совершить побег и ранее их совершавшие; причисляющие себя к так называемой категории «воров в законе», а также лидеры и активные участники групп отрицательной направленности;

7 стр., 3269 слов

Одаренные дети, особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними

... изучить проявления одаренности удетей и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними. Задачи: — раскрыть в полном объеме ... детей             3.2. Подготовка педагога к взаимодействию содаренными детьми Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ          ...

·организующие и провоцирующие групповые эксцессы;

·склонные к употреблению, сбыту или приобретению наркотических веществ, сильно действующих медицинских препаратов, а также признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании;

·систематически употребляющие спиртные напитки, а также признанные судом нуждающимися в лечении от алкоголизма;

·занимающиеся поборами и притесняющие других осужденных;

·организующие или активно участвующие в картежных либо других азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды;

·склонные к гомосексуализму или лесбиянству;

·имеющие психические расстройства, связанные с возможностью причинения существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц;

·отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, массовые беспорядки, вымогательство, а также за участие в преступном сообществе.

На осужденных прибывших в исправительные колонии помимо прав распространяются обязанности предусмотренные ст. 11 УИК, а также правила внутреннего распорядка исправительного учреждения.

Но есть определённая группа осужденных, которая либо игнорирует выполнение правил внутреннего распорядка, либо относится к ним резко отрицательно. Некоторые осужденные прибывают в учреждение с неустойчивой психикой, зачастую совершая акты демонстративно — шантажного членовредительства или суицида. Есть группа осужденных в исправительном учреждении, которые соблюдают обязанности осужденных, правила внутреннего распорядка, но под этой личиной законопослушного осужденного, распространяют среди других осужденных экстремистские идеи, либо подбивают их к совершению различных правонарушений, а также пытаются наладить каналы доставки запрещённых предметов в исправительное учреждение (сотовая связь, наркотики, алкоголь и др.).

Именно для этих осужденных в уголовно — исполнительной системе предусмотрена профилактическая работа, направленная на предотвращение совершения осужденными преступлений и правонарушений. Суть этой работы заключается в том, что каждый сотрудник администрации выявивший факт правонарушения составляет мотивированный рапорт о постановке осужденного на профилактический учёт. После этого оперативный отдел проводит проверку достоверности информации изложенной в рапорте, воспитательный отдел и психологическая служба дают характеризующий материал на осужденного. Осужденный рассматривается на административной комиссии, начальником учреждения, где он ставится на профилактический учёт. За каждым осужденным состоящим на профилактическом учёте закрепляется наиболее подготовленный сотрудник, который проводит с ним профилактическую, воспитательную работу. Раз в три месяца каждый сотрудник отчитывается о проделанной профилактической работе. По результатам работы профилактический учёт либо снимается с осужденного, либо продляется.

2 стр., 795 слов

Ознакомьтесь с запросом психологу образовательного учреждения. ...

... программы, количество занятий, ожидаемый результат д. Разработка профилактической работы для предотвращения рецидивов случая (в случае необходимости). ... с запросом психологу образовательного учреждения. Разработайте стратегию психологической работы в условиях образовательного учреждения в течение некоторого ... школы. В классе 4 учащихся состоят на учете в КДН за различные правонарушения. Шестеро ...

Если осужденные с неустойчивой психикой или пытающиеся наладить каналы доставки запрещённых предметов поддаются воспитательным и профилактическим мероприятиям, то с осужденными распространяющими экстремистские идеи работа проходит сложнее. Данная категория осужденных как правило начитанная, образованная и экстремистских взглядов стала придерживаться, находясь на свободе. Им не составляет труда распространять свои идеи среди других осужденных.

Осужденным имеющих определённые устоявшиеся взгляды достаточно легко распространять свои взгляды среди молодых осужденных. Так же сложно работать с осужденными, которые отрицательно настроены к режиму содержания в исправительном учреждении. Зачастую вновь прибывшие осужденные поддаются слащавым убеждениям отрицательно настроенных осужденных и нарушают правила внутреннего распорядка. Но затем осмотревшись, побеседовав с осужденными, которые отбывают срок в исправительном учреждении не один год и соблюдают режим содержания, встают на путь исправления.

Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой работник или сотрудник учреждения УИС, контактирующий с осужденными. Работник или сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах осужденного (подозреваемого и обвиняемого) на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС.

Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам на их полную и всестороннюю проверку. Оперативные сотрудники в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте. Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен этот осужденный (подозреваемый и обвиняемый), приступает к подготовке соответствующего материала для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения осужденного (подозреваемого и обвиняемого) и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебного расследования по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие данное лицо) и предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС.

Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии и учреждения УИС.

5 стр., 2459 слов

Работа психологической службы в исправительных учреждениях.Основные ...

... ЦЕЛЬ исследования: определить содержание работы психологической службы с осужденными исправительной колонии общего режима ОБЪЕКТ исследования: работа психологической службы в исправительном учреждении ПРЕДМЕТ исследования: содержание работы психологической службы в исправительной ...

Глава 3. Особенности воспитательной работы с осужденными

.1 Проведение профилактических мероприятий с осужденными

В случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим осужденным (подозреваемым и обвиняемым).

Сотрудниками режимных служб на подучетное лицо заводится учетная карточка, которая регистрируется в журнале. Рапорт о постановке на профилактический учет лица, выписки из протоколов заседания комиссии учреждения УИС, справки, акты и другие материалы, свидетельствующие о его противоправной деятельности, передаются в отдел специального учета для приобщения их к личному делу осужденного (подозреваемого и обвиняемого), а результаты профилактической работы с ним фиксируются в тетрадях (карточках) индивидуальной воспитательной работы в специальном разделе в виде справок и рапортов.

Если в процессе проведения профилактических мероприятий будет установлено отсутствие положительных результатов воспитательного воздействия на подучетное лицо, то по решению комиссии учреждения УИС за ним может быть закреплен другой работник или сотрудник, что в обязательном порядке отражается в учетной карточке и журнале регистрации учетных карточек.

При поступлении в исправительную колонию осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки подучетных лиц, такие осужденные автоматически ставятся на профилактический учет по снованиям, указанным в учетных карточках. В отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются работники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев.

По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации исправительного учреждения, где вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета. Профилактическая работа с подучетными лицами может проводиться в течение всего срока пребывания их в учреждении, если в отношении них регулярно продолжает поступать информация о намерении совершить противоправные действия.

Подучетное лицо снимается с профилактического учета в случае:

освобождения из учреждения УИС;

перевода в другое исправительное учреждение для дальнейшего отбывания наказания;

отказа от реализации преступного замысла, длительного (не менее одного года), устойчивого правопослушного поведения;

15 стр., 7160 слов

Использование психологических методик оценки риска рецидивизма ...

... время оценка риска рецидивизма при работе с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, приобретает ... у положительно характеризующихся осужденных фрустрацию, дополнительный психологический стресс, напряжение, недоверие к администрации учреждения, суду. Излишняя ... котором в основном заключаются браки, и, следовательно, лица, отбывающие в этот период наказание, не ...

смерти лица, состоявшего на профилактическом учете;

недопущения правонарушений в течение 6 месяцев с момента постановки на учет (воспитательные колонии).

При убытии подучетного лица в другое учреждение УИС учетная карточка на него и справка-ориентировка с предварительными выводами о результатах и целесообразности проведения с ним в дальнейшем профилактической работы, подписанная начальником учреждения УИС, приобщаются к личному делу осужденного. Администрация учреждения УИС, принявшая такого осужденного, постановку его на профилактический учет осуществляет в соответствии с Инструкцией.

За лицами, поставленными на профилактический учет, приказом по колонии закрепляются наиболее опытные сотрудники. Спальные места в общежитии указанной категории осужденных предоставляются на переднем плане при входе в спальное помещение, рабочие места — в хорошо просматриваемых и контролируемых участках цехов. Вывод их на работу осуществляется только в первую смену, как правило, со сдельной оплатой труда и с ежедневным подведением итогов выполнения производственного задания. При хождении строем подучетные лица следуют в первых шеренгах.

Установочные данные на лиц, взятых на профилактические учеты, их фотографии, данные о связях с другими осужденными заносятся на специальные планшеты в дежурной части колонии и на КПП, которые оформляются и постоянно обновляются отделом безопасности. Планшеты используются во время инструктажа и работы дежурных смен по осуществлению надзора за указанной категорией осужденных. Аналогичные сведения оформляются на планшетах у начальников отрядов и у начальников производственных участков (цехов).

Во время перевода осужденного, состоящего на профилактическом учете, в другую колонию, сотрудник отдела безопасности приобщает к личному делу соответствующую справку — ориентировку с указанием оснований, срока нахождения на учете, а также выводы о результатах профилактической работы с ним.

Психологической сущностью процесса воспитания осужденных является перевод внешних по отношению к личности опыта, знаний, социально-одобряемых ценностей, норм правил общества во внутренний психический план личности, то есть в убеждения, установки, поведение осужденного.

Воспитательная работа с осужденными носит многофакторный характер: на личность осужденного может влиять семья, бригада (трудовой коллектив), осужденные с позитивными социальными установками, искусство (творчество), общественные организации, средства массовой коммуникации и др. Важная задача воспитателя — интегрировать все эти факторы, что делает процесс воспитания не только сложным, но и интересным.

Сложность воспитания заключается в том, что это долговременный и непрерывный процесс, требующей активной позиции самого осужденного, поэтому результаты воспитания могут носить отсроченный и неодинаковый для всех характер, обнаруживаться не сразу, а спустя некоторое время после освобождения. Вместе с тем, результат действий воспитателя должен выражаться в качественных сдвигах в сознании и поведении осужденных.

4 стр., 1699 слов

Осужденные как объект социальной работы

... так как преступник не всегда является осужденным, а осужденный преступником [4, с. 58]. В данной работе будет использоваться понятие «личность осужденного», под которой понимается особая категория граждан, ... Это позволит оптимизировать ее деятельность, повысить уровень организации и эффективности исполнения уголовного наказания, приблизить условия и порядок его отбывания к международным стандартам. ...

Воспитание будет эффективным не при прямом воздействии начальника отряда (социального работника) на осужденного, а только при их социальном взаимодействии. То есть сами осужденные должны принимать активное участие в воспитательном процессе, стремиться к овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В. Сухомлинский говорил: «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает». Поэтому задача воспитания осужденных — разбудить их внутренние силы, направить на саморазвитие. Для этого необходимо обучать осужденных приемам и технике самовоспитания: самоанализу, саморегуляции, самооценке, самоконтролю и др. Важную роль в самовоспитании играет самосознание, формирование позитивной Я-концепции личности осужденного. Поэтому необходимым условием воспитательного процесса является участие осужденных в индивидуальных и групповых психокоррекционных программах.

Заключение

Изучение личности осужденных, находящихся на профилактическом учете является одной из центральных задач в работе на карантинном отделении. Поскольку главная задача уголовного наказания — исправление заключенного, то психологами изучаются прежде всего, те свойства, которые способствовали совершению преступления и которые позволяют прогнозировать его поведение в местах лишения свободы, а в последующем, и после освобождения. К этим свойствам относятся: ценностные ориентации (жизненные ценности и интересы); мотивы и обстоятельства совершенного преступления; отношение к совершенному преступлению и жертве; отношение к наказанию; социальный статус и социальное окружение; личностные качества, определяющие отношение к другим людям (жестокость, агрессивность, доброжелательность, степень чувствительности к межличностным отношениям, отчужденность и приспособляемость к новой обстановке); эмоциональные и волевые качества; общий уровень психического развития и интеллекта (нет ли признаков психических отклонений и акцентуаций характера); психическое состояние подозреваемого, обвиняемого, осужденного в момент обследования, его реакции на проводимую работу; планы и намерения осужденного.

В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируется не только создание новых видов учреждений, но и разработка новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, системы поощрений, а также иных стимулов к правопослушному поведению и активной ресоциализации.

Список использованных источников и литературы

1.Приказ Минюста РФ №83 от 7 марта 2000 г. «Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях».

14 стр., 6572 слов

Личность как система отношений в младшем школьном возрасте

... 1.1 Характеристика подходов изучения личности в отечественной психологии 1.2 Личность как система отношений в концепции В.Н. Мясищева Глава 2. Психологические особенности личности младшего ... С.Л.Рубинштейн[11], Б.Г.Ананьев[2] и мн.др. Объектом исследования является личность как система отношений. Предметом исследования являются особенности личности младших школьников. Цель курсовой работы - раскрыть ...

.Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12.12.2005 №238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы»

.Агапов А.П. Порядок проведения индивидуальной профилактики правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС. // Вестник УИС. — 2010г. — №4. — С. 7-9.

.Бахтин А. Организация и осуществление надзора за осужденными / Ведомости УИС. 2002г. №5.

.Громов М.А. Организация безопасности в исправительных учреждениях: Учебное пособие — Рязань: АПУ ФСИН, 2007 г. — С. 240

6.А.И. Зубков, М.П. Стурова, Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Рязань 2003 г. — С. 265-278.

7.В.Ф. Пирожков «Криминальная психология». Издание учебное. (Юридическая психология).

М. Ось-89 2001 г., с. 483-528.

.«Практическая психодиагностика» под ред. Б.К. Райгородского, 2003 г.-С. 243-250.

.Уткин В.А. Уголовно-исполнительное право. Учебно-методический комплекс. — 2-е изд., испр. и доп. — Томск: НТЛ, 2009г. — С. 108

10.Концепция воспитательной работы с осуждёнными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. ГУИН Минюста России, М. 2009 г. — С. 39