Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Факультет психологии
Кафедра общей и клинической психологии
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
___________________Ткачев В.Н.
«_____»__________________2013г.
Рабочая программа дисциплины
«Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка»
Направление подготовки
030401.65 Клиническая психология
Профиль подготовки
Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях
Квалификация выпускника
специалист
Форма обучения
Очная
Белгород, 2013
КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Рабочая программа дисциплины
«Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка»
Направление подготовки:
030401.65 Клиническая психология
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030401.65 Клиническая психология
Автор: кандидат психологических наук,
доцент кафедры возрастной и социальной психологии ______________Ткаченко Н.С.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры общей и клинической психологии
от____ ____________ 20….г. протокол №
заведующий кафедрой ___________________ Герасимова А.С.
Программа пересматривалась на заседаниях кафедры
_______________________________________________ (дата, протокол, зав. кафедрой)
Уо «Барановичский государственный университет» Факультет педагогики ...
... ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…..41 ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………...….42 ВВЕДЕНИЕ Учебная геологическая практика обеспечивает органическую связь теоретической подготовки по общей геологии с учебно-производственной деятельностью. Развивает профессиональные способности наблюдать и ...
Программа пересматривалась на заседаниях кафедры
_______________________________________________ (дата, протокол, зав. кафедрой)
Программа пересматривалась на заседаниях кафедры
_______________________________________________ (дата, протокол, зав. кафедрой)
Программа пересматривалась на заседаниях кафедры
_______________________________________________ (дата, протокол, зав. кафедрой)
1. Пояснительная записка
-
Место дисциплины в структуре ооп впо
Дисциплина «Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка», входящая в профессиональный цикл, вариативной части федерального государственного образовательного стандарта по направлению 030401.65 Клиническая психология предназначена для ознакомления будущих специалистов со спецификой работы с семьями имеющими проблемного ребенка.
В системе профессиональной подготовки современного психолога дисциплина «Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка» выступает в качестве одной из базовых, на которой систематизируются знания, усвоенные в процессе изучения других учебных курсов. Учебный курс направлен на образование студентов как будущих субъектов профессиональной деятельности, на стимулирование потребностей в самообразовании, самовоспитании и самосовершенствовании, на формирование общей и профессиональной психологической культуры специалистов.
Содержание дисциплины логически взаимосвязано с другими частями ООП: модулями «История психологии», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Психология развития», «Консультативная психология», «Психология семьи и семейная психотерапия».
Приступая к изучению дисциплины «Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка», будущий специалист должен знать основы общей психологии, психологии личности, психологии развития и возрастной психологии, социальной психологии, психологии семейных отношений.
Вместе с тем, данный курс является своеобразным прологом к изучению таких дисциплин специализаций как: «Семейное консультирование и психотерапия», «Практикум по семейному консультированию», «Детская психотерапия».
Основными формами аудиторных занятий являются лекции и практические занятия. Программой допускается перестановка отдельных тем курса с сохранением общего времени для аудиторных занятий и соотношения между практическими и лекционными занятиями.
1.2.Цели и задачи освоения дисциплины
Образовательные цели освоения дисциплины (модуля):
Обеспечение профессионального образования, способствующего социальной, академической мобильности, востребованности на рынке труда, успешной карьере, в области овладения и применения знаний по психологической помощи семьям, имеющим проблемного ребенка в профессиональной деятельности.
Профессиональные цели освоения дисциплины (модуля):
Подготовка специалиста в овладении теоретическими и практическими знаниям и методами построения взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности; к работе с проблемами семей, имеющим проблемного ребенка.
Задачи дисциплины:
- получить знания об основных проблемах и особенностях семей, имеющим проблемного ребенка;
- способствовать формированию у студентов умений определять концепцию психологической помощи семьям, имеющим проблемного ребенка;
- изучить основные задачи, направления и методы работе с семьями, имеющими проблемного ребенка;
- сформировать представление об основных психотерапевтических подходах в работе с семьями, имеющими проблемного ребенка, и о направлении психокоррекционной работы с подобными проблемами в семье.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины
1.3.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ок):
- пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1)
- пониманию современных концепций картины мира на основе современного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук (ОК-2);
- владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3)
- использованию системы методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
- проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений (ОК- 9)
1.3.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (пк):
- выявление специфики психического функционирования человека с учетом возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами (ПК-5)
- ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8)
- пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10)
- Самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК — 19)
1.4. Образовательные результаты освоения дисциплины, соответствующие определенным компетенциям
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:
Индекс компетенции |
Индекс образовательного результата |
Образовательный результат |
ОК-1 |
3-1 |
Основы оптимизации семейных отношений, используя принципы гуманизма, свободы и демократии |
3-2 |
Этапы становления семейных отношений в историческом аспекте |
|
ОК-2 |
3-1 |
Современные концепции семейной психологии |
3-2 |
Способен к восприятию и воспроизведению информации |
|
ОК-3 |
3-1 |
Владеет обобщением, анализом и синтезом информации |
3-2 |
Знает алгоритмы целеполагания и выбора путей их достижения |
|
ОК-4 |
З-1 |
Перечисляет основные жизненные циклы семьи |
З-2 |
Ориентируется в основных направлениях семейной психотерапии |
|
ОК-9 |
З-1 |
Информационно-поисковые источники для последующего использования данных в семейном консультировании |
З-2 |
Знает алгоритмы поиска ответов на возникающие вопросы в профессиональной деятельности |
|
ПК-5 |
З-1 |
Знает факторы риска на различных этапах развития семейных отношений; |
З-2 |
Знает типы и динамику супружеских отношений в браке, профили брака; психотерапевтические техники |
|
ПК-8 |
З-1 |
Знает особенности супружеских конфликтов и нарушения коммуникации в семье и способы их разрешения; |
З-2 |
Родительские стили воспитания, приводящие к аномальному развитию личности ребенка и пути коррекции |
|
ПК-10 |
З-1 |
Понимает и четко ставит задачи в практической деятельности |
З-2 |
Особенности работы с проблемами, возникающими в семейных взаимоотношениях |
|
ПК-19 |
З-1 |
Приемы работы с литературой, поиска отбора необходимой информации; |
З-2 |
Способы формирования навыков и умений когнитивной деятельности на основе рефлексивного процесса |
2) Уметь:
Индекс компетенции |
Индекс образовательного результата |
Образовательный результат |
ОК-1 |
У-1 |
Уметь реализовывать цели и задачи психологии семьи и семейной психотерапии как научной дисциплины |
У -2 |
Уметь ориентироваться в основных кризисах семейных отношений |
|
ОК-2 |
У-1 |
Умеет анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию |
У -2 |
Применяет алгоритмы постановки целей в работе с семейными проблемами и способов их достижения |
|
ОК-3 |
У-1 |
Умеет анализировать и синтезировать полученную информацию |
У -2 |
Действует логично, обосновывает свою позицию аргументировано |
|
ОК-4 |
У-1 |
Применяет на практике свои знания по психологии семьи и семейной психотерапии |
У -2 |
Обладает умениями по использованию системы методов диагностики семейных отношений |
|
ОК-9 |
У-1 |
Умеет применять знания по психологии семьи и семейной психотерапии в решении профессиональных задач |
У -2 |
Умеет использовать навыки поиска и переработки информации в подготовке и проведении семейной психотерапии |
|
ПК- 5 |
У-1 |
Проводить работу по профилактике, коррекции и оптимизации семейных отношений и каждого члена семейной системы на основе выделения факторов риска и жизнестойкости |
У -2 |
Применять техники семейной психотерапии по вопросам коррекции семейных отношений |
|
ПК-8 |
У-1 |
Выстраивать стратегии оптимизации психического функционирования семейных подсистем |
У -2 |
Осуществлять психологическое сопровождение возникающих проблем в семейных отношениях |
|
ПК-10 |
У-1 |
Уметь решать конкретные профессиональные задачи при психологическом сопровождении разрешения кризисов семейных отношений |
У -2 |
Ставить задачи проведению работы по профилактике, коррекции и оптимизации развития личности на основе выделения факторов риска и жизнестойкости в семейных отношениях |
|
ПК-19 |
У-1 |
Ориентироваться в потоке информации; оценивать значимую для профессиональной деятельности информацию |
У -2 |
Умеет применять знания о психологии семьи и семейной психотерапии в соответствии с адекватной ситуацией |
- Владеть:
Индекс компетенции |
Индекс образовательного результата |
Образовательный результат |
ОК-1 |
В-1 |
Анализом психологических условий эффективности взаимоотношений в семейных подсистемах |
В-2 |
Принципами семейной психотерапии |
|
ОК-2 |
В-1 |
Способен формулировать, систематизировать и представлять информацию, используя достижения естественных и общественных наук |
В-2 |
Владеет и ориентируется в основных направлениях семейной психотерапии и основных теориях психологии семьи |
|
ОК-3 |
В-1 |
Владеет культурой научного мышления |
В-2 |
Владеет анализом и синтезом информации для подбора необходимых психотерапевтических методов в работе с семьей |
|
ОК-4 |
В-1 |
Владеет основными методами диагностики семейных отношений |
В-2 |
Владеет системой методов, необходимых для решения задач психотерапии семьи |
|
ОК-9 |
В-1 |
Навыками информационно-поисковой работы в подборе необходимого материала для психотерапии |
В-2 |
Владеет навыками определения ролевых позиций в семейных отношениях, как фактора конструктивного функционирования семьи |
|
ОК- 5 |
В-1 |
Приемами составления рекомендаций по профилактике и оптимизации семейных взаимоотношений |
В-2 |
Методами научного анализа теорий семейной психологии |
|
ПК-8 |
В-1 |
Техниками психологического сопровождения и совладающего поведения в кризисные периоды функционирования семьи |
В-2 |
Основами психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации функционирования как каждого индивида в отдельности, так и семейных холонов и семьи в целом |
|
ПК-10 |
В-1 |
Знаниями по постановке профессиональных задач в нормативных и ненормативных семейных кризисах. |
В-2 |
Знаниями об особенностях психического развития ребенка в зависимости от порядка рождения, пола, интервала между рождениями |
|
ПК-19 |
В-1 |
Основными приемами работы с литературой, поиском и отбором необходимой информации; |
В-2 |
Владеет техникой личной работы с источниками информации |
2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестр |
|
№ 6 |
|||
часов |
|||
Аудиторные занятия (всего) |
54 |
54 |
|
В том числе: |
|
|
|
Лекции (Л) |
36 |
36 |
|
Практические занятия (ПЗ) |
18 |
18 |
|
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего) |
106 |
106 |
|
В том числе: |
— |
— |
|
Тестирование (Т) |
40 |
40 |
|
Эссе (Эс) |
10 |
10 |
|
Презентации (Прз) |
10 |
10 |
|
Коллоквиум (Кл) |
10 |
10 |
|
Работа над практическими заданиями и кейсами (К) |
36 |
36 |
|
Всего: |
150 |
150 |
|
Промежуточная аттестация |
экзамен(Э) |
Э |
Э |
3. Содержание дисциплины
3.1. Содержание тем учебной дисциплины
№ п/п |
Наименование темы учебной дисциплины |
Содержание раздела темы в дидактических единицах |
|
1 |
2 |
3 |
|
Тема 1. Анализ проблем в семьях, имеющих проблемного ребенка |
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений. Социальный, психологический, психосоматический уровни. Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком. Влияние нарушений развития ребенка на родителей. Особенности стилей семейного воспитания при различных заболеваниях детей. Метод холдинг-терапии в работе с родителями аутичных детей. Особенности личностного развития детей и детско-родительских отношений. Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии. Типология психологических портретов родителей. Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей. Модели семейного воспитания. |
||
|
Тема 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии |
|
|
|
Тема 3.Программа психологического изучения семей. Задачи, направления, методы и диагностической работы |
Технологии психологического изучения семьи. Классификация методов диагностики психологических особенностей семей, воспитывающих проблемного ребенка. особенностей Метод наблюдения. Беседы и интервью. Клинико-психологические методы. Методы изучения внутрисемейных отношений и воспитательских позиций родителей. Схема психологического изучения семьи: общие сведения о семье, определение психологического типа родителей и избранной ими модели воспитания в семье, изучение психологических особенностей ребенка и детско-родительские отношения. |
|
|
Тема 4.Психологическое консультирование семей, имеющих проблемного ребенка |
Консультирование семей с проблемными детьми осуществляется в следующих направлениях: психолого-педагогическое консультирование; семейное консультирование; профориентированное консультирование. Этапы консультирования и диагностика семейных проблем. Тактика психолога в процессе консультирования. Особенности консультирования отцов. Особенности консультирования матерей.
|
|
|
Тема 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии |
Субъекты личностной психологической коррекции: ребенок с отклонениями в развитии; его родители или лица, их замещающие; другие члены семьи. Предмет психологической коррекции. Направления психокоррекционной работы: коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии; коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей. Цели и задачи психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в рамках психологической помощи семьям. Роль психолога в работе с родителями. Особенности работы с авторитарными родителями. Особенности работы с невротичными матерями. Особенности работы с психосоматичными матерями. Механизмы коррекционного воздействия. Индивидуальные и групповые формы психокоррекционной работы с родителями, имеющими проблемного ребенка. Этапы групповых психокоррекционных занятий. Формирование и организация работы психокоррекционной группы. |
3.2. Лабораторный практикум или практикум не предусмотрен
3.3. Примерный перечень вопросов к экзамену:
- Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений.
- Особенности стилей семейного воспитания при различных заболеваниях детей.
- Метод холдинг-терапии в работе с родителями аутичных детей.
- Особенности личностного развития детей и детско-родительских отношений.
- Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии.
- Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
- Понятие специальной коррекционно-развивающей среды в семье.
- Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
- Цели психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
- Основные концептуальные положения помощи семьям, имеющим больного ребенка.
- Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
- Основные направления психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Принципы коррекционной работы с детьми и их родителями.
- Технологии психологического изучения семьи.
- Классификация методов диагностики психологических особенностей семей, воспитывающих проблемного ребенка.
- Методы изучения внутрисемейных отношений и воспитательских позиций родителей.
- Схема психологического изучения семьи.
- Направления консультирования семей с проблемными детьми.
- Этапы консультирования и диагностика семейных проблем.
- Тактика психолога в процессе консультирования.
- Особенности консультирования отцов и матерей.
- Субъекты личностной психологической коррекции: ребенок с отклонениями в развитии; его родители или лица, их замещающие; другие члены семьи.
- Предмет психологической коррекции.
- Направления психокоррекционной работы: коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии; коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей.
- Цели и задачи психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в рамках психологической помощи семьям.
- Роль психолога в работе с родителями. Особенности работы с авторитарными родителями. Особенности работы с невротичными матерями. Особенности работы с психосоматичными матерями.
- Механизмы коррекционного воздействия.
- Индивидуальные и групповые формы психокоррекционной работы с родителями, имеющими проблемного ребенка.
- Этапы групповых психокоррекционных занятий.
- Формирование и организация работы психокоррекционной группы.
- Характеристика системного подхода и его роль в оказании помощи семьям, имеющим особого ребенка.
- Исторические аспекты семейно ориентированной помощи семьям с особыми детьми.
- Теории семейных систем (С. Минухин, М. Боуэн, Д.Х. Олсон, В. Сатир): основные теоретические идеи и направления психологической помощи семьям с особыми детьми.
- Этапы жизненного цикла семьи в обычных семьях и семьях с особым ребенком: сравнительный анализ (определение целей и задач каждого этапа жизненного цикла семьи).
- Особенности «нормализации» (адаптации) на каждом из этапов жизненного цикла семьи (по М. Селигман, Р. Б. Дарлинг).
- Направления работы психолога в оказании помощи семьям с особыми детьми на каждом из этапов жизненного цикла.
- Понятие ненормативного семейного кризиса: специфика протекания и спектр проблем.
- Особенности семейного воспитания детей раннего возраста с нарушениями в развитии. Характеристика психологической помощи семьям с особыми детьми в раннем возрасте.
- Особенности семейного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями и специфика психологической помощи семьям, имеющим ребенка с данными нарушениями.
- Особенности, задачи и содержание семейного воспитания умственно отсталых детей. Специфика психологической помощи семьям, имеющим ребенка с данными нарушениями.
- Особенности задачи и содержание семейного воспитания детей с задержкой психического развития. Специфика психологической помощи семьям, имеющим ребенка с данными нарушениями.
- Особенности, задачи и содержание семейного воспитания детей с нарушениями слуха. Характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с нарушениями слуха.
- Особенности, задачи и содержание семейного воспитания детей с нарушениями зрения. Характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с нарушениями зрения
- Особенности, задачи и содержание семейного воспитания детей с нарушениями речи. Характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с нарушениями речи.
- Особенности, задачи и содержание семейного воспитания детей с ДЦП. Характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с ДЦП.
- Особенности, задачи и содержание семейного воспитания детей с ранним детским аутизмом. Характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с РДА.
- Особенности, задачи и содержание семейного воспитания детей с синдромом дефицита внимания. Характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с СДВГ.
- Особенности, задачи и содержание семейного воспитания детей с синдромом Дауна. Характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с СД.
- Особенности, задачи и содержание семейного воспитания детей с шизофренией. Характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с шизофренией.
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины
4.1. Основная литература
№ п/п |
Наименование |
Автор(ы) |
Год и место издания |
Используется при изучении тем |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Психология семейных отношений и основы семейного консультирования |
Карабанова О.А. |
Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005 |
1-3 |
|
|
Психологическая помощь детям с проблемами в развитии |
Мамайчук И.И |
СПб:Речь2001 |
1-4 |
|
Семейное воспитание семей с проблемами в развитии |
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. |
М.:ВЛАДОС,2003 |
1-4 |
|
Психология семьи |
Николаева О.А. |
— СПБ.Питер,2013. 336 с. |
1 |
|
Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития |
Мишина Г.А. |
// Дефектология.2001.№1 |
4 |
|
Влияние наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений |
Полухина Е.А. |
: автореф..дис…канд.психол. наук. – СПб, 2009 |
2 |
|
Обычные семьи, особые дети |
Селигман М., Дарлинг Р.Б. |
М.:Теревинф, 2007 |
2 |
|
Организация и содержание деятельности психолога специального образования:Метод.пособие |
Семаго М.М., Семаго Н.Я. |
М.:АРКТИ, 2005 |
3 |
|
Семья нетипичного ребенка:социокультурные аспекты |
Смиронова Е. |
Саратов:Изд.Сарат.ун-та, 1996 |
3 |
|
|
|
||
|
Психология семейных кризисов |
Олифирович Н.И., Зинкевич_Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. |
– СПБ, 2006 |
4-7 |
|
Психология семейных отношений. Курс лекций. |
Шнейдер Л.Б. |
М.: Апрель – Пресс, изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000 — 526с. |
1-2 |
|
Психология и психотерапия семьи. |
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. |
СПб.: Питер, 2000 – 656с. |
1-7 |
|
Семейный диагноз и семейная психотерапия |
Эйдемиллер Э.Г.,Добряков И.В., Никольская И.М. |
СПб.: Речь, 2007 – 352с. |
1-7 |
|
Введение в системную семейную психотерапию |
Варга А.Я. |
М.:Когито-центр, 2011 – 190с. |
2-4 |
|
Семейное консультирование |
Гагай В.В. |
СПб.:Речь,2010 – 317с. |
4 |
|
Практикум по семейной психотерапии |
под ред. Э.Г. Эйдемиллера |
СПб.:Речь,2010 – 425с. |
3-7 |
4.2. Дополнительная литература
№ п/п |
Наименование |
Автор(ы) |
Год и место издания |
Используется при изучении тем |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Теория и практика семейной психотерапии. |
Браун Дж, Кристенсен Д. |
СПб.: Питер, 2001, 352с. |
4-7 |
|
Психологическое обследование семьи |
Лидерс А.Г. |
М.2007 |
3 |
|
|
|||
|
Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников |
Богданова Т.Г., Мазурова Н.В. |
//Дефектология, 1998. №3 |
4 |
|
О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями вразвитии |
Ткачева В.В. |
//Дефектология, 1998. №4 |
3 |
|
Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата |
Шпицына Л.М., Мамайчук И.И. |
М.: Владос, 2004 |
2 |
|
«Необучаемый» в семье и обществе |
Шпицына Л.М., |
СПб.:Дидактика плюс, 2002 |
3 |
|
Концепция «независимой жизни» в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями |
Ким Е.Н. |
: автореф. дис….канд. соц.наук. – М.,1997 |
2 |
|
Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых |
Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. |
//Социс.1993.№1 |
4 |
|
Изучаем обучая. Методичексиерекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной усталостью |
Исаева Т.Н., Забрамная С.Д. |
— М.: Сфера,2007 |
3 |
|
Опыт создания и сопровождения групп взаимопомощи и самозанятости семей с детьми-инвалидами |
Нестерова Г.Ф. |
//Ученые записки СПбГИПСР. 2010. Т.13, вып. 1 |
4 |
|
Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция |
Спиваковская А.С. |
М.:МГУ, 1988 |
2 |
|
Психотерапия: игра, детство, семья |
Спиваковская А.С. |
М.:Апрель-Пресс, 2000 |
2 |
2 |
Психология семейных отношений с основами психологического консультирования
|
/ Под ред. Е.Г. Силяевой |
М. 2005 |
2-3 |
3 |
Практикум по семейной психотерапии. Современные модели и методы
|
/ под ред. Эйдемиллера Э.Г. |
СПб: Речь, 2010 |
5 |
4 |
Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний |
Кратохвил С. |
М. 1991 |
6 |
5 |
Основы психологии семьи и семейного консультирования —
|
/ под ред. Посысоева Н.Н. |
М.2004 |
4-5 |
7. |
Семья глазами ребенка
|
Хоментаускас Г.Т. |
М.1998 |
11 |
8. |
Как строить себя и свою семью
|
В. Сатир |
М.1995 |
4-11 |
9. |
Силы семейных уз: Пер. с англ.
|
Ричардсон Р.У. |
— СПб.: Изд. «Акцидент», 1994 |
11 |
10 |
Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы
|
Хамяляйнен Ю. |
М: просвещение 1993. |
11 |
11 |
Психологическое сопровождение родительства
|
Овчарова Р. В. |
— М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. |
11 |
12 |
Теория семейных систем Мюррея Боуэна
|
Варга А.Я., Хамитова И.Ю. |
/ Московский психотерапевтический журнал, 2005, № 1, 2007, С. 137-146 |
6 |
13 |
Системная семейная психотерапия. Основные направления современной психотерапии.
|
Варга А. |
М.:Когито-центр 2000 |
4-7 |
14 |
Системная семейная терапия
|
Черников А. |
М.: Класс. 2001. |
5-6 |
15 |
Рассогласование родительских ролей как причина супружеских конфликтов |
Борисенко Ю.В. |
/Семейная психология и семейная психотерапия. №1. 2010, С.24-33 |
2 |
16 |
Согласованность ролевых представлений супругов |
Бакланова О.Э. |
/ Вопросы психологии. №1 2012, С.63-74 |
2 |
17 |
Психологические особенности добрачных отношений |
Мариченко М.А. |
/ Семейная психология и семейная психотерапия. №2. 2007, С.12-17 |
2-3 |
18 |
Коммуникативная компетентность членов семьи и коммуникативные модели в семье |
Алимова Л.Р. |
/Семейная психология и семейная психотерапия. №2. 2011, С.13-21 |
2-4 |
19 |
Помощь детям, переживающим развод родителей |
Духова О.Б. |
/Семейная психология и семейная психотерапия. №3. 2008, С.53-63 |
2-4 |
20 |
Родительское отношение и его связь с интеллектом сиблингов |
Алексеева О.С. |
/ Вопросы психологии. №5 2010, С.25-32 |
2-4 |
22 |
Психология семьи. Учебно-методическое пособие |
Слепкова В.И., Костюкович А.А. |
М.2001 |
2-3 |
23 |
Семья в психологическом консультировании.
|
/ под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. |
М 1988 |
4 |
24 |
Полночные размышления полночного терапевта
|
К. Витакер |
М., «Класс», 1998 |
2-6 |
25 |
Психология супружеских отношений возможные альтернативы
|
Роджерс К. |
М.: «Эсмо», 2002 |
3 |
26 |
Женская психология
|
Хорни К. |
СПб., 1993 |
3 |
4.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
NTERNET-ресурсы:
-
http://www.koob.ru – библиотека психологической литературы;
- http//www.myword.ru – библиотека психологической литературы (свыше 2500 книг по психологии);
- http: // www.psi.webzone.ru/ – Психологический словарь;
- http: // www.azps.ru – Справочные материалы по психологии;
- http: // www.rasvitie.com.ru (собрание психологических тестов);
- http: // www.flogiston.ru – Справочные материалы и первоисточники классиков психологии;
- http: // www.phsylib.ru – (электронная библиотека психологической литературы)
- http: // www.psychology.com.ru – (электронная библиотека психологической литературы);
- http: // www. ihtik. lib. ru (электронная библиотека психологической и философской литературы);
- Молодежный научный портал «Ломоносов» http://www.lomonosov—msu.ru/
- Газета «Школьный психолог» http://psy.1september.ru/
- Всероссийское издание для психологов «Психологическая газета» http://www.psy—gazeta.ru/
- Интернет-портал «Детская психология» http://childpsy.ru/
- Детская психология для родителей http://www.psyparents.ru/
- Психологический центр «Адалин» http://adalin.mospsy.ru/
- Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества http://institut.smysl.ru/
- Сайт журнала «Вопросы психологии» http://www.voppsy.ru/
- Электронный журнал «Психологическая наука и образование» http://www.psyedu.ru/
- Портал психологических изданий http://psyjournals.ru/
- Научно-популярный информационный психологический портал http://psychology.net.ru/
- Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» http://psylib.kiev.ua/
- Библиотека психологической литературы http://bookap.info/
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебные аудитории, ноутбук, проектор.
17