АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

___________

ГОУ ВПО

«ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

_________________________

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

____________________________________________________________________________

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Тематика контрольных работ,

методические указания и тесты

Для бакалавров, обучающихся по всем направлениям

заочной формы обучения

ВОРОНЕЖ

2011

УДК 316

Социология [Текст]: тематика контрольных работ, методические указания и тесты для бакалавров, обучающихся по всем направлениям заочной формы обучения / Воронеж. гос. технол. акад.; сост. И. Ф. Ознобкина, Т. В. Пожалова. – Воронеж: ВГТА, 2011. — 32 с.

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Для бакалавров, обучающихся по всем направлениям заочной формы обучения

Они предназначены для закрепления теоретических знаний дисциплин цикла ГСЭ.

Каждая тема контрольной работы имеет название, план изложения, методические указания, тест, список необходимой литературы.

Составители: доценты И. Ф. ОЗНОБКИНА,

Т. В. ПОЖАЛОВА

Научный редактор доцент И. В. ВОСТРИКОВ

Рецензент доцент Л. Ф. КОСТРИЧЕНКО

(Воронежский государственный институт физической культуры)

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Воронежской государственной технологической академии

© Ознобкина И. Ф.,

10 стр., 4550 слов

Методические указания для студентов 3 курса заочного отделения ...

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании методической комиссии психологического факультета Института экономики, ... 21 22 ПЕРЕЧЕНЬ дисциплин и форма оценки качества освоения курса студентами 3 курса заочного отделения (5 семестр 2009/2010 ... Концепции стресса Г.Селье и Р.Лазаруса. 21. Классификация стрессоров. Формы стресса. Понятие психической напряженности и экстремального состояния. ...

Пожалова Т. В., 2011

© ГОУ ВПО « Воронежская

государственная

технологическая

академия», 2011

Оригинал-макет данного издания является собственностью Воронежской государственной технологической академии, его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия академии запрещается.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Выбор темы производится по последней цифре номера зачетной книги.

2. Контрольная работа включает в себя:

— проработку основной литературы, включенной в список к данной теме;

— составление развернутого конспекта изложения основных положений плана;

— выполнение тестового задания в теме, при этом необходимо выделить правильные варианты ответов. Большинство вопросов предусматривает один вариант ответа, многовариантные вопросы отмечены звездочкой (*).

3. Контрольная работа должна быть правильно оформлена: указан номер темы, составлен конспект раскрытия пунктов плана, список использованной литературы с указанием автора и названия книги, при ссылке на журнальную статью указывается автор, название статьи, название журнала, год, номер журнала и использованные страницы.

4. Объем контрольной работы – не менее 10 с. рукописного текста.

Тема 1. Социология как наука

ПЛАН

1. Сущность предмета социологии и его динамика.

2. Структура социологии как науки и учебного предмета.

3. Современные социологические теории и законы.

4. Функции социологии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При ответе на первый вопрос следует иметь в виду, что определений социологии как науки огромное множество. Социология изучает общество, но что и как она изучает в нем? Структурные элементы, изменения, устойчивые связи, человеческое поведение. Отвечая на вопрос, следует обратить внимание и на место социологии в системе наук, отличия от других областей знаний, динамику предмета науки.

Структура науки разнообразна. Один из подходов к структурированию социологии — выделение в ней общетеоретических проблем, теорий среднего уровня и социальных исследований. Другой подход – выделение макро- и микроуровня социологического знания. Необходимо раскрыть суть этих подходов. Социология как учебный предмет чаще строится по проблемному принципу.

Познакомьтесь с основными, современными макро- и микросоциологическими теориями. Как они рассматривают связь экономических и социальных законов? Социология, как и любая наука, реализует все присущие науке функции: познавательную, мировоззренческую, прогностическую. Следует раскрыть, в чем они состоят, как могут быть конкретизированы и реализованы.

Библиографический список

10 стр., 4599 слов

1.Социология как наука: структура и уровни социального знания 2

... социальные группы, личности. Предметом изучения социологии будут выступать социальные отношения в обществе. Это определяет и структуру социологического знания. Она включает в себя, ... знания о социальном составе населения и социальной структуре общества - знания о деятельности существующих социальных институтов. В структуре социологических знаний выделяют отдельные уровни: 1. общесоциологические ...

Волков, Ю. Г. Социология [Текст] : учебник для студентов вузов / Ю. Г. Волков; под ред. В. И. Добренькова.- 3-е изд.- М. : Наука Спектр, 2006.- С. 6-13.

Григорьев, С. И. Тенденции современного социологического образования в России: к успеху или кризису [Текст] / С. И. Григорьев // Социс. 2007. № 5. С. 124-127.

Девятко, И. Ф. Состояние и перспективы социологической теории в мире и в России [Текст] / И. Ф. Девятко // Социс. 2007. № 9. С. 35 — 37.

Загрубский, С. А. какая социология нужна обществу? [Текст] / С. А. Загрубский // Социс. 2009. № 6. С. 132 -138.

Кравченко, С. А. Куда идет развитие мировой социологии [Текст] / С. А. Кравченко // Социс. 2007. № 1. С. 6-13.

Романовский, Н. В. Понятийные проблемы социологии: поиск адекватной интерпретации [Текст] / Н. В. Романовский // Социс. 2009. № 6. С. 16 — 27, № 7. С. 3 — 16.

Тощенко, Ж. Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа [Текст] / Ж. Т. Тощенко // Социс. 2007. № 9. С. 5 – 9.

Тощенко, Ж. Т. О тенденциях развития социологии в современном мире [Текст] / Ж. Т. Тощенко, Н. В. Романовский // Социс. 2007. № 6. С. 3 –12.

Фетисов, В. Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии [Текст] / В. Я. Фетисов // Социс. 2007. № 6. С. 28-38.

ТЕСТ

1. Социология это наука о

а) происхождении человека; б) бытовых и культурных особенностях народов мира; в) воспитании человека; г) обществе.

2. Кто ввел в научный оборот термин «социология»?

а) К. Маркс; б) О. Конт; в) Н. Я. Данилевский; г) П. А. Сорокин.

3. Исчерпывает ли трехэлементная структура социологического знания вопрос о его структуре.

а) да; б) нет, есть другие варианты членения социологического знания.

4. Основными подходами, которые использует социология при изучении общества, являются:

а) демографический; б) общностный; в) психологический; г) метафизический; д) культурологический;

5. Какая, из приведенных наук, имеет дело с неповторимостью социально-исторических фактов?

а) история; б) социология; в) философия;

6. Что интересует социолога, прежде всего, при изучении политических явлений?

а) структура политических партий; б) влияние политических явлений на социальные процессы; в) организация органов власти.

7. Что является объектом социологии?

а) общество; б) особенности индивидов; в) строение мозга.

* 8. Социология изучает

а) социальные общности; б) социальные организации; в) социальные процессы; г) возрастные особенности личности; д) направленность личности.

12 стр., 5614 слов

1.Социология г. Спенсера

... общем начале, как и индивидуальный организм. В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных ... направлению от первого ко второму. Социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство - как противное органическому единству социальной системы ...

* 9. По своей внутренней структуре социология может быть

а) макроуровневой; б) микроуровневой; в) изменчивой.

*10. Основными методами социологии являются

а) анализ документов; б) дедукция; в) эксперимент; г) опрос;

11. Что сближает социологию и другие науки

а) применение компьютерных технологий; б) принцип историзма; в) глобальные, социогенные проблемы современности.

Тема 2. Методы социологических исследований

ПЛАН

1. Методы получения и источники социальной информации.

2. Основные требования к организации и проведению социального исследования.

3. Генеральная совокупность и выборка как критерии объективного исследования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Социология использует для изучения общества методы: наблюдения, эксперимента, анализа документов, контент-анализа, опроса. Вам необходимо выяснить, что они собой представляют, чем отличаются, какие преимущества и недостатки имеют. Исследования включают в себя ряд этапов и на каждом из них необходимо соблюдать определенные требования. Первый этап включает в себя составление программы, выдвижение гипотез, определение выборки и метода сбора информации, пилотажное исследование. Что представляют собой эти элементы? Какие еще этапы проходит исследование?

Социальное исследование ставит своей целью изучение общества. Исследование должно быть максимально объективным. Перекос в генерации может иметь серьезные последствия, поэтому необходимо грамотно определяться с теми, кого мы будем исследовать. Объясните, что представляет собой генеральная совокупность и выборка, какие бывают выборки, как они влияют на результат анализа.

Библиографический список

Белоцерковский, В. Революция и контрреволюция в России [Текст] / В. Белоцерковский // Свободная мысль – XXI. 2005. № 10. С. 81 — 99.

Кравченко, С. А. Гуманистическая концепция Т. Лукмана и нелинейные реалии российского общества [Текст] / С. А. Кравченко // Социс. 2006. № 8. С. 3-20.

Лапин, Н. И. Проблема формирования современного социального порядка в России [Текст] / Н. И. Лапин // Вопросы философии. 2006. № 11. С. 3-13.

Мансуров, В. А. Социология профессий. История, методология и практика исследований [Текст] / А. В. Мансуров, О. В. Юрченко // Социс. 2009. № 9. С. 36-40.

Назаренко, С. В. Социология [Текст] учеб. пособие для курсантов военных вузов / С. В. Назаренко. СПб. : Питер, 2009. С. 61-132.

ТЕСТ

1. Вид повторного социологического исследования, в котором ведется периодическое наблюдение за одними и теми же лицами или социальными объектами — _________ исследование.

а) пилотажное; б) описательное; в) кросс-культурное; г) лонгитюдное.

2. Группа, участвующая в эксперименте, идентичная по заданным исследователем параметрам, но не испытывающая воздействия экспериментальных факторов, называется…

11 стр., 5138 слов

Семья как важнейший социальный институт 3

... всему выше сказанному, хочу поставить цель своего реферата -  рассмотреть семью как социальный институт общества. Понятие "социальный институт" Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации ...

а) контрольная; б) текущая; в) первичная; г) малая.

3. К социологическим методам анализа документов не относится

а) кластерный анализ групп; в) контент-анализ; г) когнитивное картирование.

4. Контент-анализ, предполагающий анализ библиографических ссылок на работы определенных авторов в научной литературе, называется…

а) документалистический; б) грамматический; в) цитационный; г) семантический.

5. Контент — анализ является…

а) количественным методом исследования; б) опросным методом; в) экспериментальным методом; г) не является методом.

6. Метод наблюдения за групповым поведением был заимствован социологией из…

а) филологии; б) физики; в) химии; г) антропологии.

7. Опрос, в ходе которого социологи исследователи беседуют только с некоторыми представителями объекта исследования, называется…

а) выборочный; б) сплошной; в) монографический; г) типологический.

8. Основоположником школы «лонгитюдных исследований» в отечественной социологии является эстонский социолог

а) В. Шубкин; б) Л. Дмитриев; в) Ю. Давыдов; г) Г. Титма.

Тема 3. Общество как система

ПЛАН

1. Понятие системы, уровни социальных систем.

2. Определение общества и его признаки.

3. Параметры общества как социальной системы.

4. Типы обществ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Существуют различные подходы к рассмотрению общества. Один из них системный. Уровни социальных систем разнообразны. Особое место в общественном развитии играет сегодня мировая система. Система — совокупность взаимосвязанных элементов, включающих в себя социальные связи, отношения и взаимодействия людей. Что представляют собой эти элементы? Дайте определение общества и проанализируйте его основные признаки. Общество как целостная система характеризуется такими параметрами как саморегуляция, открытость, информационность, иерархичность, детерминированность. Как Вы это понимаете? Раскройте сущность каждого параметра.

Социологи выдвинули ряд концепций, объясняющих развитие общества и прогнозирующих его будущее. Охарактеризуйте важнейшие из них: Ф. Тенниса, К. Маркса, Ленски, концепции индустриального и постиндустриального общества, концепции культурно–исторических типов.

Библиографический список

Белоцерковский, В. Революция и контрреволюция в России [Текст] / В. Белоцерковский // Свободная мысль – XXI. 2005. № 10. С. 81-99.

Кравченко, С. А. Гуманистическая концепция Т. Лукмана и нелинейные реалии российского общества [Текст] / С. А. Кравченко // Социс. 2006. № 8. С. 3-20.

Лапин, Н. И. Проблема формирования современного социального порядка в России [Текст] / Н. И. Лапин // Вопросы философии. 2006. № 11. С. 3-13.

8 стр., 3900 слов

Общество как предмет исследования. Социальная реальность и социальное познание

... истории и социологии. Между тем понятие "социальная динамика" отражает определенную и весьма существенную сторону общественного развития в целом. Из всей совокупности многообразных ... устойчивые формы деятельности социальных субъектов, их традиционные роли в обществе; воспроизводятся политические, общественные и иные институты. Таким образом осуществляется саморегуляция общества. Выведенная из ...

Нартов, Н. А. Социология [Текст] : учебник для студентов вузов / Н. А. Нартов, В. Ю. Беленький. – М. : ЮНИТА ДАНА, 2005. С. 164-192, 440-454.

Русаков, А. Социальные конфликты в постиндустриальном обществе [Текст] / А. Русаков // Свободная мысль. 2008. № 5. С. 97 – 106.

Рысь, Ю. И. Социология: Учебник [Текст] / Ю. И. Рысь, В. Е. Степанов.- М. : «Дашков и К», 2005. С. 236-244.

ТЕСТ

1. Какому понятию соответствует приводимое ниже определение: «Определенное целостное устойчивое образование, основным элементом которого являются люди, их связи, отношения и взаимодействия».

а) общество; б) социальная общность; в) социальная система; г) цивилизация.

2. Какой из перечисленных аспектов является стороной социальной системы?

а) город; б) семья; в) труд; г) социальная общность.

3. Что такое социальная система?

а) целое и части; б) совокупность элементов; в) совокупность элементов во взаимосвязи, образующих единое целое.

4. Что такое социальная общность

а) совокупность индивидов; б) совокупность индивидов, отличающихся целостностью, самостоятельностью, одинаковостью черт образа жизни.

5. Что из перечисленного является признаком общества;

а) совокупность личностей; б) совокупность различных групп; в) большая совокупность людей, осуществляющих совместную социальную жизнь в пределах целого ряда социальных институтов и организаций.

6. Системный подход к анализу общества получил обоснование в концепции

а) З. Фрейда; б) Ф. Ницше; в) К. Маркса.

7. Какому понятию соответствует определение: «Устойчивая, стандартизированная форма осуществления социальной функции для удовлетворения какой-либо одной фундаментальной потребности».

а) социальная система; б) социальное действие; в) социальный институт.

8. Автор типологии общественного развития, в основе которой лежит способ производства и форма собственности.

а) К. Маркс; б) Э. Дюркгейм; в) А. Турэн; г) Дж. Ленски.

9. Какие этапы в общественном развитии выделяет Ф. Тённис?

а) охотников и собирателей; б) скотоводов и огородников;

в) община и общество; г) капитализм и коммунизм.

10. Кто ввел в научный оборот понятие «постиндустриальное общество

а) Н. Я. Данилевский; б) М. Вебер; в) Д. Белл.

Тема 4. Социальные институты и их значение в жизни общества

ПЛАН

1. Понятие социального института. Типы социальных институтов, их функции.

2. Социальная организация как компонент социального института. Малая группа и коллектив.

3. Социальный контроль, нормы и санкции. Общественное мнение как элемент социального института.

4 стр., 1659 слов

Становление социологии управления.Социальное управление и его типы

... работы является анализ этапов развития и особенностей социологии управления, изучение истории, содержания, этапов формирования социологии управления. Глава 1. 1.1. Социальное управление Социология является наукой, которая рассматривает человеческое общество ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Социальный институт — это устойчивая форма организации, совместной деятельности людей. Они создаются людьми для удовлетворения важнейших, жизненных потребностей, поэтому типологизировать их можно по сферам жизнедеятельности общества или по степени их важности (главные и не главные).

Функции институтов – это их польза обществу. Каждый из институтов выполняет свои специальные функции, но все вместе институты позволяют воспроизводить общественные отношения, регулируют их и делают предсказуемым человеческое поведение.

Осуществляется этот процесс через людей, которые входят в соответствующие институты, организации, а также благодаря нормам и санкциям.

Организации как элемент институтов весьма разнообразны. Необходимо дать определение организаций, показать их основные черты и принципы, на основе которых люди входят в организации. Что представляет собой малая группа? Чем отличается коллектив?

Функционирование институтов не возможно без социального контроля. Дайте определение социального контроля, норм и санкций. Как они осуществляются. Чем отличается формальный и неформальный контроль. Какую роль играет общественное мнение?

Библиографический список

Бызов, Л. Г. Бюрократия при В. Путине — субъект развития или его тормоз [Текст] / Л. Г. Бызов // Социс. 2006. № 3. С. 21-28.

Волков, Ю. Г. Социология [Текст] : учебник для студентов вузов / Ю. Г. Волков; под ред. В. И. Добренькова. 3-е изд. М. : Наука Спектр, 2006. С. 147 — 188.

Козырев, Г. И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль [Текст] / Г. И. Козырев // Социс. 2005. № 8. С. 124-129.

Полтавская, Е. И. О понятии «социальный институт» [Текст] / Е. И. Полтавская // Социс. 2009. № 3. С. 68 – 71.

Смольков, В. Г. Бюрократия и бюрократизм [Текст] / В. Г. Смольков // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 3. С. 159-170.

ТЕСТ

1. Главное предназначение социальных институтов

а) удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность; б) обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость; в) давать дипломы выпускникам.

2. Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни удовлетворяет социальный институт

а) образования; б) семьи; в) религии.

3. Процесс и результат появления в обществе социального института называется

а) институционализация; б) дисфункция; в) стабилизация.

4. Дисфункция социального института проявляется в следующем

а) институт полноценно удовлетворяет важные общественные потребности; б) институт неэффективен, его престиж в обществе падает; в) институт является престижным, авторитетным в обществе;

5. Потребность в безопасности и социальном порядке удовлетворяет социальный институт

а) экономики; б) политики; в) семьи.

9 стр., 4315 слов

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

... сферы жизни общества, обеспечивают его прочность, воспроизводство человеческих отношений. В качестве основных социальных институтов выступают государство, образование, религия и культура, производство, семья. В-четвертых, социология изучает системы социальных отношений ...

6. Армия является одним из неосновных социальных институтов

а) политических; б) экономических; в) религиозных.

7. Снижение рождаемости, детская беспризорность, подростковая преступность являются проявлением дисфункции института

а) политики; б) религии; в) семьи.

8. В примитивном обществе большинство возникающих социальных потребностей удовлетворяет институт

а) религии; б) семьи; в) образования.

9. Если под одной крышей живут несколько родственных семей, больше двух поколений, то такая семья является

а) нуклеарной; б) расширенной; в) супружеской.

10. Существуют две формы брака

а) традиционная (патриархальная) и эгалитарная; б) нуклеарная и расширенная; в) моногамия и полигамия.

11. Семья должна давать чувство защищенности, душевного комфорта, безопасности. Эта функция семьи называется

а) эмоциональная; б) статусная; в) экономическая.

12. Завод, ферма, нефтепровод, железная дорога — физические черты (материальные воплощения) института

а) экономики; б) политики; в) образования.

13. Многоженство разрешается исламом и существует в некоторых мусульманских странах. Такая форма брака называется

а) групповой брак; б) полиандрия; в) полигиния.

14. Семья, в которой все обязанности распределяются справедливо, пропорционально, где совместно обсуждаются проблемы и принимаются решения, называется

а) эгалитарная; б) традиционная; в) неотрадиционная.

Тема 5.Социология личности

ПЛАН

1. Изучение личности социологией.

2. Статус, роль, социализация личности. Социальный тип личности.

3. Типы поведения. Девиантное поведение и его значение.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Социология рассматривает, прежде всего, личностные особенности человека, которые формируются в социальной среде. Личность отличается по своим параметрам от человека, индивида, индивидуальности. Структура личности многообразна. Она включает в себя психические, биологические, социальные составляющие. Общество может препятствовать развитию личности или стимулировать её реализацию. Отвечая на первый вопрос надо раскрыть названные составляющие.

Адаптация человека к обществу происходит через освоение статусов и ролей. Дайте определение статуса. Назовите основные виды статусов. Что представляет собой роль, ролевой набор? Как описать роль? Что такое социализация? Кто такие агенты социализации? Раскрытие этих проблем составят ответ на второй вопрос плана.

Описание типов демонстрируемого человеком поведения разнообразно. Одна из типологий выделяет конформное и девиантное поведения. Что они собой представляют? Каково соотношение этих разновидностей поведения. Сравните с типологией Р. Мертона. Насколько необходимо обществу девиантное поведение? Как социологи ( Э. Дюркгейм, Р. Мертон и другие) объясняют появление девиации в обществе.

Библиографический список

16 стр., 7848 слов

Бакалавр «Психология и социальная педагогика»

... 2. Философия в контексте научной и культурной практики: Учебное пособие для студентов вузов.- Калуга: Гриф, 2006 2 Социальная философия: Словарь/Сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. – 2 ... русский литературный язык.- М.,2001 5 Русский язык и культура речи.- М.,2004 1 Русский язык и культура речи: учебное пособие / О.Я. Гойман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина.- М.: ИНФРА ...

Бызов, Л. Г. Бюрократия при В. Путине — субъект развития или его тормоз [Текст] / Л. Г. Бызов // Социс. 2006. № 3. С. 21-28.

Волков, Ю. Г. Социология [Текст] : учебник для студентов вузов / Ю. Г. Волков; под ред. В. И. Добренькова. 3-е изд. М. : Наука Спектр, 2006. С. 71 — 107.

Добреньков, В. И. Социология [Текст] : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — СПб. : Питер, 2008. С. 511-561.

Козырев, Г. И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль [Текст] / Г. И. Козырев // Социс. 2005. № 8. С. 124-129.

Кравченко, А. И. Социология [Текст] : учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – М. : ИНФРА-М, 2005. С.89-111.

Назаренко, С. В. Социология [Текст] : учебное пособие для курсантов военных вузов / С. В. Назаренко. СПб. : Питер, 2009. С. 430 — 449.

Смольков, В. Г. Бюрократия и бюрократизм [Текст] / В. Г. Смольков // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 3. С. 159-170.

ТЕСТ

1. Какие качества, прежде всего, имеются в виду при употреблении понятия « личность»?

а) биологические; б) психологические; в) социальные; г) национальные.

2. Личностью а) рождаются; б) становятся.

3. Можно утверждать, что человек существо социальное.

а) да; б) нет.

4. Кто является автором концепции символического интеракционизма?

а) Дж. Г. Мид; б) А. Маслоу; в) Ч. Х. Кули; г) Ж. Пиаже.

5. Личность включает в себя «ид», «эго», «супер-эго» согласно взглядам

а) Э. Эриксона; б) З. Фрейда; в) Е. Белых; г) Э. Фромма.

6. Социальное в человеке делает его похожим или непохожим на всех остальных?

а) похожим; б) непохожим; в) и похожим и непохожим.

7. Освоение человеком социокультурных норм и ценностей, статусов и ролей это:

а) адаптация; б) развитие; в) социализация; г) динамика.

8. Как называется этап ознакомления личности с миром, в который она входит?

а) адаптации; б) интериоризации;

9. Кто такие агенты социализации?

а) люди, которые социализируются; б) люди, которые способствуют социализации.

10. Кто охарактеризовал социальные роли через эмоциональность, способ получения, масштаб, формализацию, мотивацию?

а) М. Вебер; б) Т. Парсонс; в) П. Сорокин; г) В. Ядов.

11. Индивидуальность – это

а) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму; б) темперамент человека, его характер; в) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке; г) совокупность человеческих потребностей и способностей.

12. Личность – это

а) конкретный человеческий индивид; б) человек как субъект сознательной деятельности и общественных отношений; в) характеристика отдельного человека в плане присущих ему индивидуальных неповторимых черт.

13. Социализация – это …

а) процесс приобщения индивида к общественной системе; б) налаживание связей между различными социальными слоями; в) баланс в отношениях между человеком и социальной средой.

14. К понятию «личность» можно отнести такую характеристику, как:

а) Личность — это конкретный, реальный человек во всей совокупности своих специфических физических, социальных и духовных качеств; б) Личностью может быть только выдающийся представитель своего общества, народа, класса; в) Личность — это индивид с неповторимо своеобразными чертами, отличающими его от других людей; г) Личность — это человек с уникальными физическими способностями.

Тема 6 . Социология культуры план

1. Культура как объект социального познания.

2. Основные компоненты культуры. Культурные универсалии.

3. Виды культур и их социальная направленность.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Существует огромное множество определений культуры. Все они, условно говоря, характеризуют культуру в широком или узком значении понятия. Дайте эти определения культуры. Объясните, чем занимается социология культуры в отличие от философии, культурологии и других наук, изучающих культуру. Основными компонентами культуры служат нормы, ценности, символы и язык. Раскройте их содержание. Что представляют собой культурные универсалии, описанные Дж. Мердоком?

Виды культур могут быть выявлены по различным основаниям и функциям. Разберитесь в содержании понятий элитарная культура, народная культура, доминирующая культура, субкультура, контркультура, делинквентная культура, массовая культура, кич, материальная культура, духовная культура и т. д.

Библиографический список

Дулатова, А. Н. Информационная культура личности [Текст] : учебно-методическое пособие / А. Н. Дулатова. — М. : Либерия-Бибинформ, 2007. – 171 с.

Забродин, В. Ю. Социология : экзаменационные ответы для студентов вузов [Текст] : учебное пособие / В. Ю. Забродин. – СПб. : Питер, 2006. – С. 109-117.

Иванов, Д. В. Социология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов обуч. по спец. 040201 / Д. В. Иванов. — СПб. : Питер, 2006. — 160 с.

Ильин, А. И. Массовая культура и субкультура: общее и особенное [Текст] / А. И. Ильин // Социс. 2010. № 2. С. 69 – 75.

Карцева, Л. В. Социология культуры [Текст] / Л. В. Карцева. — М. : Дашков и Ко, 2007. – 230 с.

Кравченко, А. И. Социология [Текст] : учебник для студентов несоциологич. спец. вузов / А. И. Кравченко. – СПб. : Питер, 2006. — 432 с.

Михайлова, Л. К. Социология культуры [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. К. Михайлова. — М. : Дашков и К., 2006. — 344 с.

Сусоколов, А. А. Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию [Текст] / А. А. Сусоколов. — М. : Рус. панорама, 2006. – 445 с.

Худяков, С. И. Культура как средство интеграции и развития российского общества [Текст] / С. И. Худяков // Социально- гуманитарные знания. 2009. № 3 . С. 60 – 74.

ТЕСТ

1. Можно ли говорить, что культура – это способы и приемы человеческой деятельности?

а) да; б) нет, культура это только продукты материальные и духовные.

* 2. Чем занимается социология культуры?

а) выявляет представительные идеи; б) изучает воздействие культуры на исторический процесс; в) анализирует воздействие культуры на группообразование; г) рассматривает влияние культуры на социальную стратификацию; д) исследует особенности процесса труда.

3. Каким термином обозначается специфическое в культуре

а) субкультура; б) делинквентная культура; в) контркультура.

4. Изучается ли социологией культуры внутренняя культура личности?

а) да; б) нет.

*5. Какие из приведенных терминов характеризуют материальную культуру

а) паровая машина; б) нормы; в) правила; г) книга; д) галстук.

*6. Какие из приведенных терминов характеризуют духовную культуру

а) теория относительности б) дуэль; в) знания; г) музыка; д) рояль; е) джинсы.

7. Является ли социология культуры практически-указательной дисциплиной или она ограничивается теорией.

а) да; б) нет.

*8. Что включают в себя основные элементы культуры

а) нормы; б) ценности; в) символы; г) песни; д) язык; е) заводы.

9. Культурные универсалии это такие

а) нормы, ценности, традиции, правила, свойства, которые присущи всем культурам; б) универсальные приемы, позволяющие быстро адаптироваться в новой культурной среде.

10. Кризис российской культуры проявляется

а) в противоречивости социокультурных ориентаций людей;

б) в падении темпов создания материальных ценностей.

11. В российском обществе роль таких ценностей как милосердие, честность, принципиальность

а) уменьшается; б) увеличивается; в) остается неизменной.

*12. Термин субкультура означает

а) поведенческое своеобразие возрастных групп; б) поведенческое своеобразие профессиональных групп; в) поведенческое своеобразие классовых групп.

13. Большое число субкультур имеет положительное влияние на общество

а) да; б) нет, т. к. приводит к групповой замкнутости.

14. Для потребления культуры в современном обществе характерно

а) усиление роли культурных институтов (театров, музеев, библиотек и т. д.); б) одомашнивание потребления культуры.

*15. Закономерностями развития культуры можно считать а) неравномерность развития культуры; б) упадок культуры; в) преемственность; г) зависимость от природных условий жизни общества; д) независимость от искусственных условий жизни общества.

7. Социальная структура, стратификация и мобильность

ПЛАН

1. Понятие социальной структуры общества. Социальные общности и группы.

2. Социальное неравенство и стратификация. Измерение социальной стратификации. Системы социальной стратификации.

3. Социальная мобильность, её виды.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Существует определение социальной структуры общества в широком смысле слова, тогда речь идет о самых разнообразных группах, которые можно выделять в обществе по признаку нации, веры, полу, возрасту, профессии, партийной принадлежности и т. п. В узком смысле социальная структура это стратификация, в изучении которой преобладают марксистский и структурно-функциональный подходы. Информацию по вопросу найдете в работах В. Радаева, О. Шкаратана, Радугиных, Ю. Волкова.

Измерение социальной стратификации осуществляется сегодня благодаря таким критериям как доход, власть, образование, престиж. Благодаря этим основаниям в обществе выделяют социальные группы, расположенные в вертикальном пространстве. Эти основания с точки зрения К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, А. Турэна и др. могут очень существенно отличаться по набору составляющих, их важности. Разберитесь в этих точках зрения.

Системы социальной стратификации могут быть открытыми и закрытыми. Они учитывают возможности, которые имеют члены общества для изменения своего социального статуса. К системам относятся: рабство, касты, кланы, сословия, классы. Чем они отличаются друг от друга? Дайте характеристику каждой из систем. Обратите внимание на различия в трактовке понятий класс и социальный слой.

В научный оборот понятие мобильности ввел П.А. Сорокин. Мобильность — это изменение индивидом или социальной группой позиции, занимаемой в обществе. Мобильность может быть индивидуальной и групповой. Она ориентирована горизонтально, вертикально (вверх или вниз).

Кроме этого мобильность может быть межпоколенной и внутрипоколенной. Отвечая на первый вопрос необходимо охарактеризовать все эти виды мобильности.

Библиографический список

Воронцов, А. В. История социологии: XIX- начало XX века [Текст]: Ч. 1. учеб. пособие для студентов вузов в 2 ч. — М. : ВЛАДОС, 2005. — 423 с.

Голенкова, З. Т. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов [Текст] / З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян // Социс. 2008. № 7. С. 75 – 85.

Забродин, В. Ю. Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов [Текст] : учеб. пособие / В. Ю. Забродин. – СПб. : Питер, 2006. – С. 72-74, 81-84.

Кравченко, А. И. Социология [Текст] : учебник для студентов несоциологич. спец. вузов / А. И. Кравченко. – СПб. : Питер, 2006. — 432 с.

Кузнецова, Е. Средний класс: западные концепции [Текст] / Кузнецова Е. // МЭМО, 2009. № 2. С. 19 — 28.

Михайлова, Л. К. Социология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. К. Михайлова .- 3-е изд., доп. — М. : Дашков и К., 2006. — 344 с.

Радугин, А. А. Социология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов: курс лекций / А. А. Радугин. — М. : Библионика, 2006. С. 122-138.

Симонян, Р. Х. Средний класс: как социальный мираж или реальность? [Текст] / Р. Х. Симонян // Социс. 2009. № 1 . С. 55 -61.

ТЕСТ

1. «Неравенство вызвано не экономическими, а властными отношениями» утверждал:

а) К. Маркс; б) М. Вебер; в) Э. Дюркгейм.

2. Передача неравенства от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества имеет отношение к понятию:

а) класс; б) неравенство; в) стратификация.

3. Открытая стратификационная система

а) кастовая; б) сословная; в) классовая; г) рабство.

4. Всеобъемлющая классическая кастовая система существовала в

а) Китае; б) Индии; в) Греции.

5. Изменение социального статуса личности:

а) карьера; б) рейтинг; в) миграция; г) мобильность.

6. Средний класс в современном западном обществе составляет:

а) 10 %; б) 60 %; в) 30 %.

7. Увеличение доли среднего класса в обществе влияет на

а) численность работающих; б) устойчивость и стабильность общества; в) повышение квалификации работников; г) рост безработицы.

8. Концепции, утверждающие, что необходимой составной частью любой социальной структуры является высший, привилегированный слой это:

а) теории элит; б) теории стратификации; в) теории классов; г) теории социального неравенства.

9. Концепция о переходе индивида или группы из одной социальной позиции в другую это:

а) концепция социальной стратификации; б) концепция социальной миграции; в) концепция социальной мобильности; г) концепция социальной текучести кадров.

10. Создателем учения о социально-классовой структуре общества был:

а) Т. Парсонс; б) О. Конт; в) К. Маркс; г) П. Сорокин.

11. К маргинальным слоям общества относятся:

а) рабочие; б) колхозники; в) молодежь; г) индивиды, занимающие пограничное положение между какими-либо социальными группами.

12. К люмпенам относятся:

а) лимитчики; б) бродяги и нищие; в) инвалиды;

13. Основные принципы социальной мобильности были сформулированы:

а) К. Марксом; б) Ф. Энгельсом; в) П. Сорокиным; г).

Э. Дюркгеймом

14. Социальная структура современного российского общества имеет конфигурацию:

а) ромба; б) пирамиды; в) эллипса; г) трапеции.

*15. Мобильность может быть:

а) индивидуальная; б) нисходящая; в) генетическая; г) расовая;

Тема 8. Социальные группы и общности

ПЛАН

1. Понятие социальной общности. Типы общностей.

2. Социальная группа, её особенности, виды социальных групп.

3. Квазигруппа. Виды квазигрупп.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Сложная совокупность признаков позволяет подразделять все общности на два широких подкласса: массовые и групповые.

Разберитесь в типичных чертах, характерных для массовых групп. Образцом массовых общностей можно считать участников широких политических (например, антивоенных) и экологических движений, поклонников эстрадных звезд, болельщиков спортивных команд, членов любительских ассоциаций по интересам (например, филателистов) и т. д.

Массовые общности могут быть представлены в виде социальных агрегаций и социальных категорий.

Не однозначно решается вопрос о соотношении общности и группы. Однако в социологии более распространена точка зрения, согласно которой не каждая общность является группой. Между ними есть существенные качественные различия. Группа рассматривается лишь как подкласс общностей и представляет собой групповую общность. Массовые общности при этом с группами не отождествляются.

Группа — это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Любую социальную группу от другого объединения индивидов отличает наличие взаимодействий, определенной сплоченности, контроля над ее деятельностью. Солидарность необходима развивающейся группе для идентификации каждого ее члена с коллективом. Только в том случае, когда члены группы говорят о себе «Мы», формируется устойчивое членство группы и границы социального контроля.

Отличие квазигруппы являются спонтанность образования, неустойчивость взаимодействий, отсутствие разнообразия во взаимодействиях, кратковременность совместных действий.

Охарактеризуйте основные виды квазигрупп: аудиторию, толпу и социальный круг.

Библиографический список

Горелов, А. А. Социология в вопросах и ответах [Текст] / А. А. Горелов.- М. : Эксмо, 2009. С. 144-150, 154-160 .

Елсуков, А. Н. Социология [Текст] : краткий курс : учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / А. Н. Елсуков.- Минск : Тетра Системс, 2008. С. 64 — 78.

Исаев, Б. А. Социология [Текст] : краткий курс / Б. А. Исаев. СПб. : Питер, 2007. 224 с.

Кравченко, А. И. Социология в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие / Кравченко А. И.- М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С.138 — 162.

ТЕСТ

1. Во вторичных группах преобладают отношения…

а) доверительные; б) эмоционально окрашенные; в) формально-ролевые; г) личностно-ориентированные.

2. Выделяются по общности политических взглядов следующие социальные группы

а) партии; б) классы; в) нации; г) кооперативы.

3. Не характерна для первичных групп одна из перечисленных отличительных черт

а) сильная идентификация с группой; б) интимные отношения между членами группы; в) большая численность группы; г) взаимодействие «лицом к лицу»

4. Не является этническим стереотипом высказывание

а) китайцев больше всего в мире; б) арийцы — это избранная раса; в) англичане — самые рациональные; г) китайцы — самые трудолюбивые.

5. Образ мыслей, чувств и действий, складывающийся у большого числа людей и остающийся относительно спонтанным и неорганизованным – это а) коллективное сознание; б) коллективное действие; в) групповое сознание; г) групповое действие.

6. Ответ, указывающий на самую малую социальную дистанцию по отношению к представителю аутгруппы — это…

а) я согласился бы на то, чтобы они получили работу на моем заводе; б) я позволил бы им приехать в мой город; в) я позволил бы им жить по соседству со мной; г) я согласился бы отдать дочь замуж за кого-нибудь из них.

7. Поведение личности в толпе не характеризуется

а) независимостью; б) утратой личной заинтересованности; в) утратой контроля над собственными поступками; г) утратой способности критически мыслить.

8. Профессиональная команда менеджеров представляет собой а) родственную группу; б) этническую группу; в) первичную группу; г) вторичную группу.

9. Реально существующая, эмпирически фиксируемая, совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия и поведения называется социальной (-ым)… а) организацией; б) категорией; в) агрегацией; г) общностью.

10. Ситуация, при которой все члены группы согласны следовать групповому мнению, получила название…

а) конформизм; б) идентификация; в) рефлексия; г) аномия.

11. Совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и осуществляющая совместную деятельность и удовлетворение своих разнообразных потребностей, называется_______ общностью.

а) социально-территориальной; б) демографической; в) социально-профессиональной; г) этнической.

12. Создают общественное мнение следующие социальные группы а) аудитории; б) конгломерации; в) агрегации; г) социальные круги.

13. Социальные движения существуют дольше и более интегрированы, чем

а) толпы; б) этносы; в) государства; г) политические партии.

Тема 9. Социология семьи

ПЛАН

1. Семья как объект социологии.

2. Основные направления динамики современной семьи. Влияние новых социально-экономических отношений в России на институт семьи.

Методические указания

Прежде всего, необходимо разобраться с самим понятием семья, дать ей определение и рассмотреть основные типы. Раскройте сущность социологического подхода к семье как социальному институту, выполняющему вполне определенные функции, к малой группе. Важно показать теоретический и прикладной уровни социологии семьи.

Новая экономическая ситуация в стране приводит к откладыванию брака, увеличивает разницу в возрасте супругов, сокращает время, отведенное семье для воспроизводства поколений, увеличивает количество разводов. Поясните эти изменения и приведите другие тенденции. Сделайте вывод о состоянии семьи как института и малой группы.

Библиографический список

Гольцова, Е.В., Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости [Текст] / Е. В. Гольцова, Я. А. Лущенко // Социс. 2010. № 2. С. 125-130.

Дивицина, Н. Ф. Семьеведение: краткий курс лекций для вузов [Текст] : учеб. пособие / Н. Ф. Дивицина. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 327 с.

Зритнева, Е. И. Социология семьи [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 «Социология» / Е. И. Зритнева. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 150 с.

Иванов, Д. В. Социология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов обуч. по спец. 040201/ Д. В. Иванов. — СПб. : Питер, 2006. — 160 с.

Кравченко, А. И. Социология [Текст] : учебник для студентов несоциологич. спец. вузов /А. И. Кравченко. – СПб. : Питер, 2006. — С. 399-432.

Кухарчук, Д. В. Социология [Текст]: пособие для сдачи экзамена / Д. В. Кухарчук. — М. : Юрайт, 2006. — 250 с.

Михайлова, Л. К. Социология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. К. Михайлова. — М. : Дашков и К°, 2006. — 344 с.

Радугин, А. А. Социология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов: курс лекций / А. А. Радугин. — М. : Библионика, 2006. — 224 с.

Савинов, Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей [Текст] : учебное пособие / Л. И. Савинов, Е. В. Кузнецова. -2-е изд. — М. : Дашков и К° , 2006. – 25 с.

Солодников, В. В. Социология социально-дезадаптированной семьи [Текст] : учеб. пособие / В. В. Солодников.- СПб. [и др.] : Питер, 2007. – 328 с.

Социология семьи [Текст] : учебно-методическое пособие для вузов / Воронеж. гос. ун-т; сост. Т. Н. Малашенко. – Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2007. – 25 с.

Спенсер, Г. Многомужество и многоженство [Текст] : пер. с англ. / Г. Спенсер.- Изд. 2-е. — М. : УРСС, 2007. – 61 с.

Черняк, Е. М. Социология семьи [Текст] : учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп./ Е. М. Черняк. – М : Дашков и К°, 2006. — 240 с.

ТЕСТ

*1. Социология изучает семью как:

а) малую группу; б) биологическую общность; в) социальный институт.

*2. Основные функции семьи:

а) воспроизводство поколений; б) борьба с преступностью; в) хозяйственно-экономическая; г) обороны.

3. В России большинство семей имеют:

а) 5 детей; б) 3 детей; в) 1-2 детей; г) бездетные.

4. В эндогамной семье партнер избирается из:

а) своей группы; б) чужой группы; в) из любой группы.

5. Наиболее распространенный тип семьи сегодня:

а) патриархальная; б) матриархальная; в) эгалитарная.

6. Неупорядоченные половые отношения в первобытном обществе, предшествовавшие браку и семье называют …

а) промискуитетом; б) протекцией; в) проституцией; г) пропозицией.

7. Более достоверную информацию о перспективах изменения уровня рождаемости можно получить с помощью социологических опросов: а) детей; б) пенсионеров; в) молодых семей; г) молодежи.

8. Семья должна давать чувство защищенности, душевного комфорта, безопасности. Эта функция семьи называется

а) эмоциональная; б) статусная; в) экономическая.

9. Снижение рождаемости, детская беспризорность, подростковая преступность являются проявлением дисфункции института а) политики; б) религии; в) семьи.

10. Если под одной крышей живут несколько родственных семей, больше двух поколений, то такая семья является

а) нуклеарной; б) расширенной; в) супружеской.

11. Существуют две формы брака

а) нуклеарная и расширенная; б) моногамия и полигамия; в) традиционная (патриархальная) и эгалитарная.

Тема 10. Социальные изменения

ПЛАН

1. Теория социальных изменений. Социальный прогресс.

2. Виды социальных изменений.

3. Социальные движения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Основными подходами к изучению социальных изменений являются эволюционный, циклический, функциональный, конфликтологический. Рассматривая 1 вопрос, необходимо раскрыть их основное содержание. Все они отражают восхождение к более сложным формам общественной жизни, т. е. знаменуют прогрессивный процесс.

Основными видами социальных изменений служат революция и реформа. Что они собой представляют, чем отличаются, в каких условиях происходят? Для понимания происходящих в современном мире процессов, необходимо разобраться в понятиях «модернизация», «глобализация».

Социальные движения отражают активное вмешательство людей в процессы социальных изменений. Эти движения отличаются по идеологическим принципам, методам, участникам, роли и т. п. Охарактеризуйте некоторые из них.

Библиографический список

Волков, Ю. Г. Социология [Текст] : учебник для студентов вузов / Ю. Г. Волков; под ред. В.И. Добренькова. 3 изд. М. : Наука Спектр, 2006. С. 321-354.

Костюк, В. И. Социальная эволюция на больших временных интервалах [Текст] / В. И. Костюк // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 157-166.

Кравченко, А. И. Социология [Текст] : учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. -СПб. : Питер, 2006. С. 301-373.

Назаренко, С. В. Социология [Текст] : учеб. пособие для курсантов военных вузов / С. В. Назаренко. СПб. : Питер, 2009. С. 305 — 357.

Никифоров, А. А.Революция как объект теоретического осмысления: достижения и дилеммы субдисциплины [Текст] / А. Никифоров // Полис. 2007. № 5. С. 92-104.

Социальные трансформации в России : теория, практика, сравнительный анализ [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. А. Ядова. — М. : Флинта, 2005. — 584с.

Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества [Текст] / П. Штомпка. М. : Логос.- 2006. С. 455-653.

ТЕСТ

1. Социальные движения, ставящие своей целью контроль над рабочими местами, охрану экономических и трудовых прав работников, называются а) гражданскими; б) профсоюзными; в) антиглобалистскими; г) политическими.

2. К глобальным проблемам принято относить проблемы, которые а) затрагивают отдельные стороны жизни общества; б) затрагивают наиболее передовые и развитые страны; в) могут быть решены только при содружестве всех народов; г) затрагивают все человечество.

3. Международная организация, в состав которой входит современная Россия, является а) большая восьмерка; б) организация североатлантического договора; в) организация стран-экспортеров нефти; г) европейский союз.

4. Реальное формирование гражданского общества в большинстве экономически развитых стран Европы происходит на рубеже а) ХХ-ХХI вв.; б) ХУI –ХУII вв.; в) Х-ХI вв.; г) ХIХ-ХХ вв.

5. Сознательное частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизнедеятельности общества – это а) стагнация; б) революция; в) реорганизация; г) реформа.

6. Социальные движения как коллективные действия возникают а) как сознательно спланированная властью совокупность акций; б) в результате массового недовольства; в) в результате ошибок правительства; г) стихийный элемент в социальных движениях отсутствует.

7. Верны ли следующие суждения: а) характерной особенностью стран, так называемого «Третьего мира», является то, что основой их экономики является промышленное производство и свободная конкуренция; б) характерной особенностью стран, так называемого «Третьего мира» является то, что большинство населения живет в городах и мегаполисах.

а) оба суждения верны; б) оба суждения неверны; в) верно только а; г) верно только б.

8. Во время холодной войны социалистические страны называли странами _________ мира.

а) первого; б) второго; в) четвертого; г) третьего.

9. К предпосылкам глобализации следует отнести…

а) идеологическое противоборство; б) НТП; в) загрязнение окружающей среды; г) развитие мирового рынка.

*10. Какие две идеи заложены «Римским клубом» в концепцию «Пределов роста»: а) максимальное использование вторичного сырья; б) расширенное воспроизводство населения; в) увеличение добычи природных ресурсов; г) перевод промышленных предприятий на замкнутый технологический цикл.

11. Наиболее непривилегированные страны, согласно И. Валлерстайну, составляют основу

а) переферии; б) ядра; в) хвоста; г) полуядра.

*12. Процессы глобализации связаны с двумя следующими процессами

а) развитием национальных систем безопасности; б) усилением слияния традиционных семейных ценностей; в) широким распространением стандартизированных культурных образцов; г) формированием наднациональных экономических организаций.

Учебное издание социально-психологические аспекты формирования личности

Тематика контрольных работ,

методические указания и тесты

Для бакалавров, обучающихся по всем направлениям

заочной формы обучения

Составители: ОЗНОБКИНА Ирина Федоровна,

ПОЖАЛОВА Татьяна Васильевна.

Подписано в печать . 2011. Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. 2,0.Тираж 50 экз. Заказ . С-

ГОУ ВПО «Воронежская государственная технологическая академия» (ГОУВПО «ВГТА»)

Отдел полиграфии ГОУВПО « ВГТА»

Адрес академии и отдела полиграфии:

394036, Воронеж, пр. Революции, 19

33