-
«Утверждаю»
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
генерал – полковник
П.А. Попов
«____» __________ 2012 г.
Алгоритмы организации работы специалиста психологической службы, привлекаемого к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации
Москва 2012
Деятельность специалиста психологической службы в зоне чрезвычайной ситуации представляет собой целостную систему мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим, направленных на нормализацию актуального психического состояния пострадавших в условиях ЧС и профилактику отдаленных негативных психических последствий, а так же оказание психологической помощи участникам ликвидации последствий ЧС.
Целями работы специалиста психологической службы в зоне ЧС являются:
создание психологической обстановки, обеспечивающей оптимальные условия для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
минимизация негативных психических последствий ЧС.
Задачами работы специалиста психологической службы в зоне ЧС являются:
нормализация актуального психического состояния пострадавших;
снижение риска возникновения массовых негативных реакций;
профилактика возникновения у пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события;
оказание психологической помощи участникам ликвидации последствий ЧС.
Специалисты психологической службы привлекаются к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, которая характеризуется наличием пострадавших, погибших, пропавших без вести и их родственников, при которой был нанесен ущерб имуществу, имеется угроза жизни и (или) здоровью людей.
В зависимости от вида чрезвычайной ситуации (по масштабам распространения) к ликвидации последствий могут привлекаться специалисты психологической службы МЧС России различного уровня подчиненности.
№ п/п |
Вид ЧС |
Краткие характеристики ЧС |
Привлекаемые специалисты психологической службы * |
1. |
Локальная |
Пострадало не более 10 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел.; зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного и социального значения |
Специалисты психологической службы территориального органа субъекта (ГУ МЧС России), в котором произошла ЧС;
вместе с тем могут быть привлечены специалисты психологической службы близлежащего субъекта при условии территориальной близости к зоне ЧС. Либо специалисты ближайшего (по территориальному признаку) филиала ЦЭПП МЧС России |
2. |
Местная |
Пострадало 10 – 50 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности 100 – 300 чел.; зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района |
|
3. |
Территориальная |
Пострадало 50 – 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности 300 – 500 чел.; зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ |
Специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС; специалисты психологической службы территориального органа субъекта (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС; вместе с тем могут быть привлечены специалисты психологической службы близлежащего субъекта при условии территориальной близости к зоне ЧС |
4. |
Региональная |
Пострадало 50 – 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности 500 – 1000 чел.; зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ |
Специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС; специалисты психологической службы территориальных органов субъектов (ГУ и РЦ МЧС России), территорию которых охватывает ЧС; вместе с тем могут быть привлечены специалисты психологической службы близлежащих субъектов при условии территориальной близости к зоне ЧС |
5. |
Федеральная |
Пострадало свыше 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 чел.; зона ЧС выходит за пределы территории более чем двух субъектов РФ |
Специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России); специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС; специалисты психологической службы территориального органа субъекта (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС |
6. |
Трансграничная |
ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС произошла за рубежом и ее поражающие факторы захватывают территорию РФ |
Специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России); при необходимости наращивания группировки, могут быть привлечены специалисты филиалов ЦЭПП МЧС России, а также специалисты психологической службы территориального органа субъекта, территория которого затронута ЧС |
* Привлечение специалистов психологической службы уровня федерального реагирования при любых видах ЧС возможно в ситуациях:
- среди пострадавших имеются граждане иностранных государств;
- имеется прогнозируемая возможность ухудшения ситуации;
- наблюдается и (или) прогнозируемо усиление общественного резонанса; возникновение негативных социальных реакций.
Организационная схема деятельности специалиста психологической службы, привлекаемого к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации
Работу специалиста психологической службы МЧС России, принимающего участие в ликвидации последствий ЧС, можно условно разделить на три этапа: организационно-подготовительный, основной, завершающий. Схема является общей организационной основой, подходящей для описания любого алгоритма организации работы специалиста вне зависимости от осуществляемого мероприятия. Каждому этапу свойственны свои конкретные цели, задачи, которые стоят перед психологом.
Организационно-подготовительный этап
Цели: организация взаимодействия со службами, задействованными в ликвидации последствий ЧС; сбор информации, организация работы оперативной группы (далее – ОГ) психологов.
Первый этап несет в себе важнейшую функцию, организационная составляющая (организация того или иного процесса) в любом мероприятии оказывает влияние на психическое состояние пострадавших; способствует нормализации психического состояния, профилактике негативных массовых реакций. Так же важно понимать, что от четкой и правильной организации процесса может зависеть успешность выполнения задач специалиста психологической службы в зоне ЧС. Рассмотрим цели данного этапа подробнее.
Организация взаимодействия с представителями иных служб и ведомств, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС
В процессе своей работы, принимая во внимание особенности каждой конкретной ситуации, психолог может взаимодействовать с представителями различных ведомств и организаций. Наиболее часто в ходе ликвидации последствий ЧС специалист взаимодействует с представителями Министерства здравоохранения и социального развития РФ (в том числе бригады скорой медицинской, психиатрической помощи); Министерства внутренних дел РФ; Прокуратуры РФ; администрации района, округа или города, в котором произошла ЧС; специалистами судебно-медицинской экспертизы; социальными работниками и т.д.
Вместе с тем важно отметить, что специалисты психологической службы, как правило, не общаются с представителями средств массовой информации напрямую, взаимодействие осуществляется через пресс-службу МЧС России, представителя администрации либо другое уполномоченное лицо. Психолог может выступать в роли консультанта для лица, уполномоченного на официальное обращение к средствам массовой информации: рекомендации относительно составления текста, расстановки интонационных акцентов, способа подачи информации и т.д.
Сбор информации. Для психолога важно обладать подробной информацией как о сложившейся ситуации в целом, так и о деталях, которыми она может характеризоваться. Только имея точные, объективные данные о происходящем, специалист может правильно прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, подготовить план действий, в том числе о необходимости усиления группировки психологов. По этим причинам сбор информации подразумевает получение данных по всем характеристикам и особенностям конкретной ЧС (происшествия), которые могут быть взаимосвязаны и (или) оказывать влияние на ход работы ОГ психологов. Источниками информации на месте, как правило, является оперативный штаб (далее – ОШ), комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС), специалисты психологической службы или специалисты другого профиля, которые уже работают на месте происшествия; а так же специалист по психологическому обеспечению в ЧС НЦУКС.
Организация работы ОГ психологов – составление ориентировочного плана работ; определение места и порядка работы каждого специалиста. Старший ОГ психологов принимает участие в работе КЧС или ОШ либо находится в постоянном взаимодействии со старшим от МЧС. Это необходимая составляющая организации работы, так как в составе комиссии психолог может принимать непосредственное участие в разработке общего плана ликвидации последствий ЧС (вносит предложения старшему от МЧС в части, касающейся) и получает возможность оперативного доступа к новой информации, что помогает своевременно координировать действия и вносить изменения в план работы ОГ психологов. На основе текущего анализа ситуации старший ОГ психологов разрабатывает ориентировочный план работ; делит ОГ психологов на группы, назначает старших, определяет место и порядок работы каждого специалиста и т.д.
Основной этап
Цели: психологическая помощь пострадавшим, оказание психологической помощи участникам ликвидации последствий ЧС; участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших.
На втором этапе работа психологической службы продолжает развиваться по двум направлениям: организационная составляющая и собственно оказание экстренной психологической помощи пострадавшим.
В части организационного направления на данном этапе специалист психологической службы может консультировать ОШ по вопросам организации информирования, вносить предложения по обеспечению минимальных условий жизнедеятельности пострадавших; продолжает взаимодействие с представителями иных служб и ведомств, задействованных в ликвидации последствий ЧС, и т.д.
Психологическая помощь пострадавшим.
Содержание деятельности психолога на данном этапе различно, определяется на организационно-подготовительном этапе, отражено в плане работ и зависит от специфики каждой конкретной ситуации. В целом можно выделить два основных направления: первое – психологическая помощь специалистам, принимающим участие в ликвидации последствий ЧС, направленная на обеспечение условий профессиональной деятельности. Второе направление – оказание экстренной психологической помощи пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в ЧС (оценка состояния пострадавших; мониторинг / отслеживание суицидальных намерений; этапов горевания (помощь в переходе с одного этапа на другой); работа с ОСР, групповой динамикой; работа в толпе и т.д.).
Участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших.
Специалист психологической службы, обладая знаниями об особенностях психического состояния пострадавших, отслеживает необходимость и вносит предложения, в части касающейся, по организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших: вода, питание, места размещения и др. Вместе с тем психолог может давать рекомендации относительно размещения информации (стенды, объявления и т.п.).
Важно помнить: все моменты организации быта, информирования, работы служб могут оказывать влияние на психическое состояние пострадавших, а также родственников погибших и пострадавших в ЧС. И именно психолог, используя свои профессиональные знания, способен прогнозировать, какие изменения в психическом состоянии людей повлечет то или иное изменение условий.
Основной этап, как правило, завершается окончанием работы ОГ психологов. Критерии специфичны для каждой конкретной ситуации и подробнее будут описаны в алгоритмах организации работы специалиста психологической службы в ЧС.
Завершающий этап
Цель: обобщение и анализ информации, составление прогноза.
Выезд ОГ психологов из зоны ЧС (с места происшествия) к месту постоянной дислокации. На данном этапе происходит обобщение и анализ информации, полученной в ходе работ по оказанию экстренной психологической помощи; составление прогноза развития ситуации на основании анализа имеющихся данных – а, также подготовка сводного отчета о работе психологической службы, характере и количестве случаев оказания психологической помощи.
Составление прогноза развития ситуации.
Прогнозирование возможно по нескольким направлениям:
- относительно психического состояния отдельных пострадавших и (или) семей;
- относительно возможности возникновения массовых негативных реакций.
Тот факт, что специалисты психологической службы наблюдали пострадавших в остром периоде, позволяет составить более точный прогноз развития ситуации.
Составление прогноза может быть тесно взаимосвязано с построением системы работы с пострадавшими на 2-м этапе; передаче пострадавших специалистам организаций, входящих в систему РСЧС.
Прогноз состоит из описания возможного дальнейшего развития ситуации, перечня усугубляющих факторов и описания способов возможной нормализации ситуации. Так же возможно включение в прогноз предложений по социальным, финансовым факторам, организации информирования населения и пр. – всех тех факторов, которые могут оказывать влияние на психическое состояние пострадавших.
Прогноз передается председателю КЧС (для дальнейшего информирования администрации города, района и т.д.), а так же специалистам организаций, входящих в систему РСЧС (для организации работы с пострадавшими на 2-м этапе).
Мероприятия, в рамках которых, оказывается экстренная психологическая помощь:
- массовые мероприятия (сопровождение похорон; сопровождение выезда родственников пострадавших и погибших на место трагедии);
- ситуация массового скопления людей (пострадавших, родственников и близких погибших и пострадавших), ожидающих дальнейшего развития ситуации;
- процедура опознания;
- эвакуация пострадавшего населения;
- размещение в ПВР пострадавшего населения;
- оказание экстренной психологической помощи родственникам пострадавших, чья судьба неизвестна;
- работа «Горячей линии».
Алгоритмы организации работы специалиста психологической службы:
- Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при проведении процедуры опознания (Приложение 1).
- Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при эвакуации пострадавшего населения (Приложение 2).
- Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при размещении в ПВР пострадавшего населения (Приложение 3).
- Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при сопровождении массовых мероприятий (сопровождение похорон; сопровождение выезда родственников пострадавших и погибших на место трагедии) (Приложение 4).
- Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при оказании экстренной психологической помощи родственникам пострадавших, чья судьба неизвестна (Приложение 5).
- Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при сопровождении массовых мероприятий (в случаях массового скопления людей (пострадавших, родственников и близких пострадавших и погибших), ожидающих дальнейшего развития ситуации) (Приложение 6).
- Алгоритм организации деятельности специалиста психологической службы при работе на «Горячей линии» (Приложение 7).
Приложение 1
Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при проведении процедуры опознания
№ п/п |
Мероприятие |
Решаемые задачи |
Привлекаемые специалисты |
Время выполнения |
1. |
Организационно — подготовительный этап Цель: организация взаимодействия со службами, принимающими участие в проведении процедуры опознания, сбор информации, организация работы ОГ психологов. |
|||
1.1. |
Прибытие группы специалистов психологической службы на место, организация взаимодействия.
Участие старшего ОГ психологов в работе ОШ |
Доклад руководителю ОШ (старшему от МЧС) о прибытии; организация старшим ОГ психологов взаимодействия со службами, принимающими участие в организации и проведении процедуры опознания: аварийно-спасательными формированиями МЧС России; прокуратурой и следственными органами МВД РФ или представителями принимающей стороны (в случае работы на территории другого государства); медицинской службой (в том числе, психиатрической); специалистами психологами организаций, входящих в систему РСЧС; государственными и муниципальными службами (органами управления, ЗАГС, юридическими организациями, социальными организациями и т.д.); страховыми компаниями; средствами массовой информации и другими организациями |
В зависимости от вида ЧС (по масштабам распространения) к ликвидации последствий могут привлекаться специалисты психологической службы МЧС России различного уровня подчиненности: специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС; специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС; специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)
|
Как правило:
Ч+3 – Ч+24
до прибытия родственников на место опознания – прибытие пострадавших
Готовность тел для опознания, как правило, зависит от действий следственных органов и СМЭ (судебно-медицинская экспертиза), может быть взаимосвязана со скоростью ведения АСДНР; а также деятельностью иных служб и ведомств.
|
1.2. |
Сбор информации |
О количестве погибших (мужчин, женщин, детей); количество тел, доставленных для опознания; о примерном количестве прибывающих родственников, времени прибытия, встрече, трансфере: до места проведения опознания (морга), до места временного проживания и т.п.; о местах размещения родственников (гостиницы, социальные учреждения, их адреса, телефоны); о порядке транспортировки тел (если захоронение погибших предполагается в другом регионе, городе, стране) |
||
1.3. |
Во взаимодействии с представителями иных служб и ведомств, подготовка предложений и участие в организации заблаговремен-ного определения и подготовки
|
рабочих мест для проведения следственных действий (оборудованные столами, стульями, персональным компьютером, принтером, копировальным аппаратом). При необходимости, определения помещения для проведения опознания по фотографиям (компьютерного опознания); помещения для проведения предварительного опознания по вещам погибших, либо по фотографиям вещей и украшений погибших; помещения для забора крови (при необходимости проведения генетической экспертизы); мест ожидания для родственников погибших (способствовать обеспечению в этих местах: питания, обогрева, возможности отдыха, туалетов; знать, где находятся дежурные медицинские бригады) |
||
|
Внесение предложений ответственному от бюро судебно-медицинской экспертизы |
Сортировка тел погибших по половому признаку, размещение женских и мужских тел отдельно. Это позволит ускорить процесс поиска тел и существенно снизить влияние психотравмирующих факторов на состояние семей погибших |
Старший ОГ психологов |
В процессе работы |
|
Внесение предложений представителю администрации (в целях организации последовательного прибытия групп родственников) |
О порядке формирования групп родственников, прибывающих к месту опознания (каждой группе назначается время начала процедуры опознания). При формировании групп критерием можно считать: эмоционально-психологическое состояние семей; дальность проживания от места проведения процедуры опознания (время прибытия); алфавитный список погибших – может являться критерием при невозможности определения очередности другими условиями. |
||
1.4. |
Организация работы ОГ психологов |
Разделение ОГ психологов на группы, назначение старших в группах; инструктаж; определение задач и мест работы для групп; составление графика работы групп, порядок смены психологов; определение необходимого количества межведомственных рабочих групп для проведения опознания (в состав каждой группы должны быть включены: следователь, эксперт-криминалист, психолог, при необходимости переводчик и другие специалисты); формирование рабочих групп для проведения опознания (учитывая количество погибших); организация дежурства в местах массового скопления людей; согласование плана работы с ОШ; отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени. |
Если привлечены специалисты – психологи других ведомств, старший ОГ психологов интегрирует их работу в план работы ОГ (при необходимости возможно проведение инструктажа) |
|
2. |
Этап проведения опознания Следственные органы, как правило, проводят процедуру опознания по следующей схеме: 1. Составление протокола предварительного допроса. Сбор информации об особых приметах погибшего. 2. Поиск тела (нескольких тел), наиболее подходящего под описание при участии эксперта-криминалиста. 3. Обеспечение производства процессуальных действий (обеспечение понятых для участия в действиях). Специалисты психологической службы не могут являться понятЫми, психолог может быть внесен в протокол опознания в графу «иные участвующие лица». 4. Подготовка тела к предъявлению для опознания. 5. Опознание тела погибшего потерпевшим в присутствии следователя и понятых. 6. Составление протокола опознания. 7. Признание родственника погибшего потерпевшим. 8. Получение родственником погибшего копии протокола опознания у следователя. 9. Забор крови (при необходимости проведения генетической экспертизы).
Цель: психологическое сопровождение процедуры опознания (на всех этапах проведения опознания), взаимодействие со службами. |
|||
2.1. |
Психологическое сопровождение родственников в период ожидания начала проведения процедуры опознания |
Дежурство специалистов психологической службы в местах массового скопления людей; информационно-психологическая поддержка (сохранение информационной прозрачности); оказание психологической помощи (по запросу либо по результатам оценки психического состояния пострадавших); отслеживание и профилактика развития слухов, негативных массовых реакций |
В зависимости от вида ЧС: специалисты психологической службы территориального органа субъекта (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС; специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС; специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России) |
Как правило: Ч+24 – Ч+48
либо
ПП – Ч+48
С момента прибытия пострадав-ших на место проведения опознания до момента завершения процедуры опознания (опознание всех тел погибших) |
2.2. |
Психологическое сопровождение процедуры опознания
|
Перед началом процедуры опознания психологи знакомятся с состоянием тел погибших в целях наиболее адекватного информирования родственников погибших о состоянии тел и о том, какие именно особые приметы могут способствовать достоверному опознанию; психологи принимают участие в предварительном опросе родственников следователем: работают с острыми реакциями, помогают вспомнить особые приметы, передают значимую информацию представителям следственных органов; психологи оказывают ЭПП родственникам во время предварительного компьютерного опознания погибших по фотографиям, вещам; в процессе непосредственного опознания тел погибших; с учетом особенностей психического состояния родственников после процедуры опознания (снижение активности когнитивных процессов, психическое и физическое истощение и др.) психологи принимают участие в информационно-разъяснительной работе; помогают родственникам погибших в ЧС при оформлении необходимых документов и прохождении других организационных процедур
|
||
2.3. |
Ведение отчетности |
Учет количества оказанной ПП каждым сотрудником группы в процессе работы; отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени |
Специалисты психологической службы МЧС России |
|
3. |
Завершающий этап Цель: организация взаимодействия с государственными и муниципальными службами: ЗАГСом, ритуальными службами; представителями администрации, страховых компаний и пр. |
|||
3.1. |
Специалист психологической службы:
|
Специалисты психологической службы МЧС России |
Как правило: Ч+48 – Ч+72
Примерно в течение первых суток после завершения процедуры опознания |
|
3.2. |
При необходимости, психолог может сопровождать процедуру выдачи и отправки тел к местам захоронения; похоронные и массовые траурные мероприятия |
|
По отдельному графику |
Приложение 2
Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при эвакуации пострадавшего населения
№ п/п |
Мероприятие |
Решаемые задачи |
Привлекаемые специалисты |
Время выполнения |
|
1. |
Организационно — подготовительный этап Цель: организация взаимодействия со службами, принимающими участие в эвакуации, сбор информации, организация работы ОГ психологов. |
||||
1.1. |
Прибытие на место ЧС (место сбора – аэропорт и т.п.)
|
Доклад руководителю ОШ (старшему от МЧС) о прибытии; получение информации о ЧС и возможностях осуществления ЭПП |
В зависимости от вида ЧС (по масштабам распространения) к ликвидации последствий могут привлекаться специалисты психологической службы МЧС России различного уровня подчиненности: специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС; специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС; специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России) |
Как правило: Ч – Ч+12
либо
Ч – ПП (прибытие постра-давших)
С момента принятия решения о проведении эвакуации до момента начала эвакуации |
|
1.2. |
Получение информации в ОШ.
Постоянное взаимодействие со службами, принимающими участие в эвакуации, обмен (сверка) данных, списков и т.д.
При необходимости фиксирование информации для передачи в ОШ, ОД, руководству и т.д. |
О ЧС и обстановке на текущий момент; план эвакуации, вид транспорта (авиа, ж/д, авто- транспорт) |
|||
об эвакуируемых: количество мужчин, женщин, детей (в т.ч. грудные), наличие среди пострадавших лиц, страдающих заболеваниями, при которых необходимы специализированные медикаменты – составление или получение от ОШ списков; планируемое время убытия; наличие пострадавших, которым необходима медицинская помощь (если да, организовано ли медицинское сопровождение); необходимость гуманитарной помощи: одежда, обувь, вещи и т.п.; наличие пищи, воды, средств гигиены (в т.ч. для малолетних детей и женщин) и т.д. |
|||||
1.3. |
Организация взаимодействия со службами, принимающими участие в эвакуации
Внесение предложений в ОШ в части касающейся |
Если, в процессе эвакуации планируется пересечение границы РФ (эвакуация из других государств) – уточнить, где расположены посты прохождения таможенного контроля, сдача – получение багажа, как будет происходить погрузка в транспорт, в какой аэропорт (вокзал, ПВР) планируется прибытие и т.п.
Все ли эвакуируемые имеют документы, удостоверяющие личность; формирование отдельного списка граждан, направляющихся далее в другие города (в целях организации трансфера до ж/д вокзалов, аэропортов); если среди эвакуируемых есть иностранные граждане: внесение их в отдельные списки (с пометкой о гражданстве); известить старшего ОШ, ОД, представителя Департамента международной деятельности или консульства о количестве иностранных граждан, их подданстве |
|||
1.4. |
Старший ОГ психологов организует работу ОГ психологов |
Разделение ОГ психологов на группы (при необходимости), определение мест работы психологов, назначение старших в группах; инструктаж:
|
|
|
|
2. |
Основной этап Цель: помощь пострадавшим. Участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших, сопровождение в процессе эвакуации. |
||||
2.1.
|
Сопровождение пострадавших в транспорте
|
Знание алгоритма эвакуации: оказание информационной и организационной помощи в прохождении таможенного контроля, сдаче багажа, информационно-психологическая поддержка; встреча на борту транспортного средства, помощь в размещении; обеспечении бытовых нужд и т.п. |
В зависимости от вида ЧС: специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС; специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС; специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России). Если привлечены специалисты-психологи других ведомств, старший ОГ психологов интегрирует их работу в план работы ОГ (при необходимости возможно проведение инструктажа) |
Как правило: Ч – Ч+24 либо
ПП+24 (прибытие постра-давших)
С момента осуществ-ления посадки пострадав-ших в транспорт до завершения сопрово-дительных и организа-ционных мероприятий |
|
2.2. |
Оказание экстренной психологической помощи (далее – ЭПП) |
Оказание психологической помощи (по запросу, либо по результатам оценки психического состояния пострадавших); отслеживание и профилактика развития слухов, панических настроений, массовых негативных реакций; чаще всего при эвакуации люди нуждаются в информации о том, что произошло, какое время займет эвакуация, последовательность действий (процедура) и т.п. Для профилактики распространения слухов специалисту необходимо иметь полную информацию |
|||
2.3. |
По прибытии в пункт назначения
Внесение предложений в ОШ в части касающейся |
При необходимости оказание информационной и организационной помощи в прохождении таможенного контроля, получении багажа; помощь в присмотре за детьми, пока старшие занимаются оформлением документов, организационными вопросами и т.д.; найти представителя консульства, передать ему информацию об иностранных гражданах; российских граждан передать встречающим родственникам; размещение в ПВР (см. Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при размещении в ПВР пострадавшего населения); направляющимся в другие города, при необходимости, оказать помощь в организации проезда до ж/д вокзалов, аэропортов; нуждающимся в психологической помощи – сопровождение |
|||
2.4. |
Ведение учета оказанной психологической помощи |
Учет количества оказанной ПП каждым сотрудником группы в процессе работы; отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени |
Специалисты психологи-ческой службы МЧС России |
В процессе работы |
|
2.5. |
Окончание работы ОГ психологов |
По завершении эвакуации |
|
|
|
3. |
Завершающий этап Цель: обобщение и анализ информации. |
||||
|
Составление отчета по окончанию работ |
По возвращении в пункт постоянной дислокации старший ОГ психологов составляет общий отчет о работе, проделанной при эвакуации, предоставляет его своему руководителю и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС |
Специалисты психологи-ческой службы МЧС России |
Как правило: Ч+48 До одних суток по окончании работы ОГ психологов |
Приложение 3
Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при размещении в пвр пострадавшего населения
№ п/п |
Мероприятие |
Решаемые задачи |
Привлекаемые специалисты |
Время выполне-ния |
||
1. |
Организационно-подготовительный этап Цель: организация взаимодействия со службами, принимающими участие в организации и работе в ПВР, сбор информации, организация работы ОГ психологов. |
|||||
1.1. |
Прибытие на место (в ПВР, ОШ)
|
Доклад руководителю ОШ (старшему от МЧС) о прибытии; получение информации о ЧС и возможностях осуществления ЭПП |
В зависимости от вида ЧС (по масштабам ЧС) к ликвидации последствий могут привлекаться специалисты психологической службы МЧС России различного уровня подчиненности: специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС; специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС; специалисты психологичес-кой службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России) |
Как правило: Ч – Ч+12
либо
Ч – ПП (прибытие постра-давших)
С момента принятия решения о проведении эвакуации до момента начала эвакуации |
||
1.2. |
Получение информации в ОШ.
Постоянное взаимодействие со службами, принимающими участие в эвакуации, обмен (сверка) данных, списков и т.д.
При необходимости фиксирование информации для передачи ОД, руководству и т.д. |
О ЧС: общая информация, какие работы по ликвидации последствий ЧС ведутся в данный момент |
||||
о пострадавших: списки размещенных в ПВР (количество мужчин, женщин, детей (в т.ч. грудные); есть ли среди пострадавших лица страдающие заболеваниями, при которых необходимы специализированные медикаменты – составление или получение от ОШ списков; есть ли пострадавшие (раненые), которым необходима медицинская помощь); наличие госпитализированных, в какие лечебные учреждения они направлены (адреса, телефоны); наличие погибших; наличие людей, судьба которых неизвестна |
||||||
|
о ПВР: количество и места расположения ПВР, степень их подготовленности; вместимость, вид ПВР (полевые, стационарные), специфические условия (пансионат для маленьких детей, пожилых и т.п.); примерное время пребывания в ПВР (транзитный, до окончания АСДНР и др.); информация о наличии и количестве мест питания, мест для сна; наличии воды; мест гигиены (туалет, душ), возможности получения медицинской помощи и пр. |
|||||
1.3. |
Старший ОГ психологов организует работу ОГ психологов |
Разделение ОГ психологов на группы, назначение старших в группах; инструктаж; назначение старшего от психологов по каждому ПВР; определение маршрутов движения групп; задач; составление графика работы групп, порядок смены психологов; организация дежурства в местах массового скопления людей; определение необходимости в вызове группы резерва; согласование плана работы с ОШ. |
Если привлечены специалисты – психологи других ведомств, старший ОГ психологов интегрирует их работу в план работы ОГ (при необходимости возможно проведение инструктажа) |
|
||
2. |
Основной этап Цель: помощь пострадавшим; участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших. |
|||||
2.1. |
Работа специалистов психологической службы в ПВР
|
Размещение в ПВР; при размещении пострадавших в нескольких ПВР – при необходимости, помощь в составлении списков по каждому; сбор информации от пострадавших о нуждах: необходимость гуманитарной помощи (одежда, обувь, вещи, лекарства, средства гигиены в т.ч. для малолетних детей и женщин и т.п.), передача полученной информации в ОШ. |
В зависимости от вида ЧС: специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС; специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС; специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России); а также специалисты психологи других ведомств |
Как правило: Ч+12 – Ч+72(96)
либо
ПП+72 (ПП+96) (прибытие постра-давших)
С момента начала работы в ПВР до момента окончания работы в ПВР |
||
2.2. |
Отслеживание и профилактика развития слухов, негативных массовых реакций
|
Специалист психологической службы консультирует ОШ о важности систематического достоверного информирования, с учетом психического состояния пострадавших (сохранение информационной прозрачности); о востребованности конкретной информации (например, о ходе ведения спасательных работ и т.д.); о специфике подачи информации; определение оптимальных мест для размещения информации (объявления, списки, графики и т.п.) и организации частоты и мест очного информирования; сопровождение массовых мероприятий (информирование, в т.ч. встреча с администрацией и т.п.) – см. Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при сопровождении массовых мероприятий. |
||||
Оказание экстренной психологической помощи (ЭПП)
|
оказание информационно-психологической поддержки, индивидуальной и групповой психологической помощи; оказание психологической помощи (по запросу, либо по результатам оценки психического состояния пострадавших) |
|||||
2.3. |
Оказание психологической помощи участникам ликвидации последствий ЧС |
При необходимости (или по запросу)
|
Специалисты психологичес-кой службы МЧС России |
В процессе работы |
||
2.4. |
Ведение учета оказанной психологической помощи |
Учет количества оказанной ПП каждым сотрудником группы в процессе работы; отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени |
||||
2.5. |
Завершение работы в ПВР |
Критерии: выезд пострадавших из ПВР; адаптация пострадавших на месте временного размещения (при длительной эвакуации); возвращение пострадавшего населения к местам постоянного проживания |
|
|
||
3. |
Завершающий этап Цель: обобщение и анализ информации; составление прогноза. Выезд ОГ психологов из зоны ЧС. |
|||||
|
Составление отчета по окончании работ |
Составление прогноза; по возвращении в пункт постоянной дислокации старший ОГ психологов составляет общий отчет о работе, проделанной при работе в ПВР, предоставляет его своему руководителю и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС |
Специалисты психологи-ческой службы МЧС России |
Как правило: Ч+72(96) — Ч+96(120)
До 1 суток по окончании работы ОГ психологов |
Приложение 4
Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при сопровождении массовых мероприятий (сопровождение похорон; сопровождение выезда родственников пострадавших и погибших на место трагедии)
№ п/п |
Мероприятие |
Решаемые задачи |
Привлекаемые специалисты |
Время выполне-ния |
1. |
Организационно — подготовительный этап Цель: организация взаимодействия со службами, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС, сбор информации, организация работы ОГ психологов. |
|||
1.1. |
Прибытие группы специалистов психологической службы на место, организация взаимодействия.
Участие старшего ОГ психологов в работе ОШ |
Доклад в ОШ о прибытии группы; организация взаимодействия со службами, осуществляющими работы по ликвидации последствий ЧС и оказанию помощи пострадавшим; принятие совместного решения (с ОШ, администрацией и т.п.) о проведении массового мероприятия (например, выезд родственников к месту трагедии) |
В зависимости от вида ЧС: специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС; специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС; специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)
Если привлечены специалисты-психологи других ведомств, старший ОГ психологов интегрирует их работу в план работы ОГ (при необходимости возможно проведение инструктажа) |
Как правило:
Ч – Ч+6
До момента прибытия постра-давших и начала массового мероп-риятия |
1.2. |
Сбор информации |
О ЧС: сбор общей информации о ЧС, какие работы по ликвидации ведутся и т.п.; о погибших: количество погибших (мужчин, женщин, детей); о пропавших без вести; о родственниках: примерное количество прибывающих родственников (по возможности, составление списков), время прибытия; места размещения родственников (гостиницы, социальные учреждения, их адреса, телефоны) |
||
1.3. |
Старший ОГ психологов организует работу ОГ психологов |
Разделение ОГ психологов на группы, назначение старших в группах; инструктаж; определение задач, маршрутов движения групп; составление графика работы групп, порядок смены психологов; организация дежурства специалистов психологической службы в местах массового скопления людей, местах размещения родственников; определение необходимости вызова группы резерва; согласование плана работы с ОШ |
||
1.4. |
Организация взаимодействия со службами |
Администрацией, полицией, медицинскими бригадами (может возникнуть необходимость в специализированных бригадах) и т.д. |
||
|
При планировании проведения массового мероприятия |
Необходимость присутствия священнослужителя: принимать во внимание культурологические, этнические особенности пострадавших и родственников пострадавших (в т.ч. религиозная принадлежность); проработка маршрута движения во время массового мероприятия – принятие решения совместно с ОШ:
|
|
|
2. |
Основной этап Цель: психологическое сопровождение массового мероприятия. Психологическая помощь пострадавшим. |
|||
2.1. |
Оказание ЭПП (оказание психологической помощи по запросу, либо по результатам оценки психического состояния пострадавших)
|
Оказание информационно-психологической поддержки; индивидуальной и групповой психологической помощи; ЭПП пострадавшим с ОСР; профилактика суицидальных попыток |
Специалисты психологичес-кой службы МЧС России, а так же при условии привлечения, специалисты психологи других ведомств |
Как правило: Ч+6 – Ч+24 либо ПП – Ч+24
Сопро-вождение в процессе всего меропри-ятия |
2.2. |
Ведение учета оказанной ЭПП |
Учет количества оказанной ЭПП каждым сотрудником группы в процессе работы; отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени |
Специалисты психологи-ческой службы МЧС России |
В процессе работы |
3. |
Завершающий этап Цель: обобщение и анализ информации, составление прогноза. |
|||
|
Составление отчета по окончании работ |
По возвращении в пункт постоянной дислокации старший ОГ психологов составляет общий отчет о работе, проделанной при эвакуации, количество оказанной ЭПП; предоставляет его своему руководителю и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС |
Специалисты психологи-ческой службы МЧС России |
Как правило: Ч+48 До 1 суток по окончании работы ОГ психологов |
Приложение 5
Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при оказании экстренной психологической помощи родственникам пострадавших, чья судьба неизвестна*
№ п/п |
Мероприятие |
Решаемые задачи |
Привлекаемые специалисты |
Время выпол-нения |
||
1. |
Организационно — подготовительный этап Цель: организация взаимодействия со службами, задействованными в ликвидации ЧС, сбор информации, организация работы ОГ психологов. |
|||||
1.1. |
Прибытие специалистов психологической службы на место ЧС.
Участие старшего ОГ психологов в работе ОШ |
Доклад руководителю ОШ (старшему от МЧС) о прибытии; получение информации о ЧС и возможностях осуществления ЭПП; включение ЭПП в общую систему ликвидации последствий ЧС |
В зависимости от вида ЧС (по масштабам ЧС) к ликвидации последствий могут привлекаться специалисты психологической службы МЧС России различного уровня подчиненности: специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС; специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС; специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России) |
Как правило: Ч+3 – Ч+12
либо
Ч – ПП (прибы-тие постра-давших)
С момента прибытия ОГ психологов на место до начала работы с постра-давшими |
||
1.2. |
Получение информации в ОШ.
Постоянное взаимодействие со службами, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС: обмен (сверка) данных, списков и т.д. |
О ЧС: какие работы по ликвидации последствий ЧС ведутся; |
||||
о пострадавших: количество, списки пострадавших, судьба которых неизвестна; списки пострадавших, погибших (количество мужчин, женщин, детей; есть ли пострадавшие, которым необходима медицинская помощь; есть ли госпитализированные – в какие лечебные учреждения: адреса); о родственниках пострадавших / погибших: местонахождение, примерное количество, время прибытия, планируемые места размещения (гостиницы, социальные учреждения, их адреса, телефоны) и т.д. |
||||||
1.3. |
Старший ОГ психологов организует работу ОГ психологов |
Разделение ОГ психологов на группы, назначение старших в группах; инструктаж; обеспечение доступности и своевременности информирования между группами психологов; определение маршрутов движения групп, задач; организация дежурства специалистов психологической службы в местах массового скопления людей; составление графика работы групп, порядок смены психологов; определение необходимости в вызове группы резерва; согласование плана работы с ОШ. |
Если привлечены специалисты-психологи других ведомств, старший ОГ психологов интегрирует их работу в план работы ОГ (при необходимости возможно проведение инструктажа) |
|
||
2. |
Основной этап Цель: психологическая помощь пострадавшим; участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших. |
|||||
2.1. |
Участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятель-ности пострадавших |
Специалист психологической службы отслеживает необходимость, направляет рекомендации в ОШ по организации: — питания, обеспечения водой; — мест размещения (навесы от жары, отапливаемые помещения и т.д.), туалеты; — медицинской помощи и др. |
В зависимости от вида ЧС: специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС; специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС; специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России) |
Ч+12 – Ч+48
либо
ПП – Ч+48
На протяжении всего периода ожидания |
||
2.2. |
Сопровождение родственников пострадавших, чья судьба неизвестна
|
Специалист психологической службы консультирует ОШ о важности систематического достоверного информирования, учитывая высокую восприимчивость к слухам, с учетом психологического состояния пострадавших; о востребованности конкретной информации (например, о ходе ведения спасательных работ и т.д.); о специфике подачи информации; отслеживание пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи (при необходимости, привлечение специализированных медицинских бригад) |
||||
2.3. |
Оказание экстренной психологической помощи (далее – ЭПП) |
Оказание информационно-психологической поддержки, индивидуальной и групповой психологической помощи (оказание психологической помощи по запросу, либо по результатам оценки психического состояния пострадавших). |
||||
2.4. |
Отслеживание и профилактика развития слухов, панических настроений, образования толпы |
Информационно-психологическая поддержка (сохранение информационной прозрачности); управление индивидуальными и групповыми процессами в толпе |
||||
2.5. |
Оказание ЭПП участникам ликвидации последствий ЧС |
При необходимости (или по запросу) оказание психологической помощи участникам ликвидации последствий ЧС |
Специалисты психологической службы МЧС России |
В процессе работы |
||
2.6. |
Ведение учета оказанной ЭПП |
Учет количества оказанной психологической помощи каждым сотрудником группы в процессе работы; отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета (в соответствии с утвержденной формой) оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени |
||||
2.7. |
Окончание работы ОГ психологов |
Критерии: прекращение (завершение) работ (по решению ОШ); судьба пострадавших стала известна (госпитализированы, спасены, признаны «без вести пропавшими», погибшими) |
|
|
||
3. |
Завершающий этап Цель: обобщение и анализ информации, составление прогноза. Выезд ОГ психологов из зоны ЧС. |
|||||
3.1. |
Составление отчета по окончании работ |
Выезд ОГ психологов из зоны ЧС; составление прогноза; подготовка отчета о характере и количестве оказанной психологической помощи |
Специалисты психологической службы МЧС России |
Как правило: Ч+72 До 1 суток по окончании работы ОГ психологов |
* Как правило, данный алгоритм применим в ЧС, исход которой неизвестен: террористические акты с захватом заложников; обрушения, поиск пострадавших под завалами; водолазные работы; поиск пропавших без вести (например, группа пропавших туристов) и т.п.
Приложение 6
Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при сопровождении массовых мероприятий (в случаях массового скопления людей (пострадавших, родственников и близких пострадавших и погибших), ожидающих дальнейшего развития ситуации)
№ п/п |
Мероприятие |
Решаемые задачи |
Привлекаемые специалисты |
Время выполне-ния |
1. |
Организационно — подготовительный этап Цель: организация взаимодействия со службами, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС, сбор информации, организация работы ОГ психологов. |
|||
1.1. |
Прибытие группы специалистов психологической службы на место, организация взаимодействия.
Участие старшего ОГ в работе ОШ
|
Доклад в ОШ о прибытии группы, организация взаимодействия со службами, осуществляющими работы по ликвидации последствий ЧС и оказанию помощи пострадавшим |
В зависимости от вида ЧС (по масштабам распространения) к ликвидации последствий могут привлекаться специалисты психологической службы МЧС России различного уровня подчиненности: специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС; специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС; специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России) |
Как правило: Ч+3 – Ч+12
либо
Ч – ПП (прибытие пострадав-ших)
С момента прибытия ОГ психологов на место до начала работы с постра-давшими
|
1.2. |
Сбор информации |
О ЧС: сбор общей информации о ЧС, какие работы по ликвидации ведутся и т.п.; о погибших: количество погибших (мужчин, женщин, детей); количество тел, доставленных для опознания; о пострадавших: количество пострадавших, госпитализированных (в какие учреждения, адреса, телефоны); о пропавших без вести; о родственниках: примерное количество прибывающих родственников (по возможности, составление списков), время прибытия; места размещения родственников (гостиницы, социальные учреждения, их адреса, телефоны) |
||
1.3. |
Старший ОГ психологов организует работу ОГ психологов |
Разделение ОГ психологов на группы, назначение старших в группах; инструктаж; определение задач, маршрутов движения групп; составление графика работы групп, порядок смены психологов; организация дежурства специалистов психологической службы в местах массового скопления людей; местах размещения родственников; определение необходимости вызова группы резерва; согласование плана работы с ОШ |
Если привлечены специалисты-психологи других ведомств, старший ОГ психологов интегрирует их работу в план работы ОГ (при необходимости возможно проведение инструктажа) |
|
1.4. |
Организация взаимодействия со службами
|
Полиция: есть ли необходимость в привлечении полиции (например, оцепление вокруг места сбора); медицина: бригады «скорой помощи», может возникнуть необходимость в специализированных бригадах и т.д.; необходимость присутствия священнослужителя: принимать во внимание культурологические, этнические особенности пострадавших и родственников пострадавших (в т.ч. религиозная принадлежность) |
||
2. |
Основной этап Цель: психологическое сопровождение, психологическая помощь пострадавшим; участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности. |
|||
2.1. |
Отслеживание и профилактика развития слухов, панических настроений, негативных массовых реакций |
важность информирования Специалист психологической службы консультирует ОШ о важности информирования, учитывая высокую восприимчивость к слухам, с учетом психического состояния пострадавших; о востребованности конкретной информации (например, о ходе ведения спасательных работ и т.д.); о специфике подачи информации; информационно-психологическая поддержка (сохранение информационной прозрачности) |
В зависимости от вида ЧС: специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС; специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС; специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России) |
Как правило:
Ч+12 – Ч+48
либо
ПП – Ч+48
На протяже-нии всего периода развития ситуации |
2.2. |
Оказание ЭПП (оказание психологической помощи по запросу, либо по результатам оценки психического состояния пострадавших)
|
Оказание информационно-психологической поддержки; индивидуальной и групповой психологической помощи; ЭПП пострадавшим с ОСР; профилактика суицидальных попыток |
||
2.3. |
Ведение учета оказанной ЭПП |
Учет количества оказанной ЭПП каждым сотрудником группы в процессе работы; отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени |
Специалисты психологической службы МЧС России |
В процессе работы |
2.4. |
Окончание работы ОГ психологов (или переход работы ОГ в другой вид деятельности в зависимости от дальнейшего развития ситуации) |
Критерии: завершилась ситуация ожидания, произошло развитие / изменение ситуации (судьба пострадавших стала известна; начались / окончились работы по ликвидации последствий ЧС и т.д.) |
|
|
3. |
Завершающий этап Цель: обобщение и анализ информации; составление прогноза. |
|||
|
Составление отчета по окончании работ |
По возвращении в пункт постоянной дислокации старший ОГ психологов составляет общий отчет о проделанной работе, количество оказанной ЭПП; предоставляет его своему руководителю и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС |
Специалисты психологической службы МЧС России |
Как правило: Ч+72 До одних суток по окончании работы |
Приложение 7
Алгоритм организации деятельности специалиста психологической службы при работе на «Горячей линии» (далее – гл)
Цель организации «Горячей линии» − оказание информационной поддержки и психологической помощи пострадавшим в результате ЧС, а также их родственникам и близким. Вместе с тем целью открытия «Горячей линии» может быть сбор, получение информации о ЧС и пострадавших.
«Горячая линия», как правило, открывается при возникновении и ликвидации ЧС, в которой погибли, получили физические травмы, пропали без вести либо эвакуируются люди.
№ п/п |
Мероприятие |
Решаемые задачи |
Привлекаемые специалисты |
Время выполнения |
|
1. |
Организационно — подготовительный этап Цель: организация взаимодействия со службами, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС, сбор информации, организация работы ОГ психологов. |
||||
1.1. |
Принятие решения об открытии ГЛ.
При отсутствии информации о пострадавших, ГЛ может быть открыта с целью сбора данных |
Решение об открытии ГЛ и назначении ответственного лица за организацию работы ГЛ принимает: начальник НЦУКС по согласованию с директором ГУ ЦЭПП МЧС России (при возникновении и ликвидации ЧС федерального или межрегионального характера); руководитель территориального органа (при возникновении и ликвидации ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характера) специалист выясняет телефонные номера, на которых открывается ГЛ, на какие аппараты выведен номер ГЛ и т.п. |
ГЛ может быть открыта: в ЦЭПП МЧС России или филиалах ЦЭПП МЧС России (по согласованию с директором ЦЭПП МЧС России); в субъекте РФ, где возникла ЧС (на базе «телефона доверия» террито-риального органа); в субъекте РФ, где проживают или куда направляются большинство пострадавших.
привлекаемые специалисты: специалисты психоло-гической службы; специалисты кадровой службы, воспитатели; специалисты социальных и медицинских учреждений (на базе которых может быть открыта ГЛ) |
Как правило: Ч+0.30 – Ч+3
с момента принятия решения об открытии ГЛ до сообщения об открытии ГЛ в СМИ
|
|
1.2. |
Сбор информации |
О ЧС: сбор общей информации о ЧС, какие работы по ликвидации ведутся и т.п. о пострадавших: количество погибших; пострадавших, госпитализированных и т.п. (см. Приложение «Бланк для ЧС»); с момента открытия «Горячей линии» ее сотрудники получают всю информацию от ОД НЦУКС (или ЦУКС) по телефону, факсу или электронной почте, а также от психологов МЧС России, работающих непосредственно на месте ЧС; при необходимости получения / уточнения запрашиваемой информации и отсутствия таковой у ОД НЦУКС, сотрудники ГЛ самостоятельно уточняют информацию, обращаясь к достоверным источникам (администрация больниц, моргов, вокзалов / аэропортов и пр.) |
|||
1.3. |
Организация работы ГЛ |
Определение старшим по работе ГЛ графика работы, порядка смены специалистов; привлечение специалистов (могут быть не психологи), осуществляющих аналитическую – техническую составляющую (сверка списков и т.д.); принятие решения о необходимости привлечения специалистов других ведомств (МВД, Минздрав и т.д.) – внесение предложений в ОШ |
|||
2. |
Основной этап Цель: оказание информационной поддержки и психологической помощи пострадавшим в результате ЧС, а также их родственникам и близким. |
||||
2.1. |
Дежурные специалисты в ходе работы на ГЛ |
Информацию о персональных данных пострадавших, погибших, эвакуированных, сотрудник ГЛ дает ТОЛЬКО о конкретном человеке, чью фамилию должен назвать обратившийся на ГЛ; обращающимся на ГЛ предоставляется ДОСТОВЕРНАЯ, ПРОВЕРЕННАЯ информация, полученная из ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ |
|
Как правило: Ч+3 – Ч+72
с момента сообщения об открытии ГЛ в СМИ до закрытия работы ГЛ (как правило, весь период АСДНР)
|
|
при запросе о судьбе конкретного человека предпочтительно давать информацию (особенно о гибели, состоянии здоровья) только близким родственникам или друзьям пострадавшего. Для этого необходимо уточнить степень родства звонящего. Интересующимся третьим лицам рекомендовать связываться с родственниками пострадавших; если запрашиваемой фамилии в списке нет – необходимо уточнить, на основании чего абонент решил, что разыскиваемый им человек находился в зоне ЧС, каким образом он самостоятельно может связаться с разыскиваемым. Если у абонента есть веские основания предполагать, что его близкий мог находиться в зоне ЧС, но информации о человеке с такой фамилией в имеющихся списках нет, необходимо записать контактный телефон абонента и степень родства, чтобы проинформировать абонента в случае появления новой информации об интересующем его человеке; родственникам предоставляются телефоны справочной и (или) приемного покоя больницы; если с администрацией лечебного учреждения уточнена возможность посещения – можно передавать информацию (адрес, схема проезда, время посещения) родственникам госпитализированного; всю информацию, содержащую конкретные данные (время, место, перечень документов и т.п.) необходимо давать только под запись с последующим уточнением того, что было записано |
|
||||
2.2. |
Ведение отчетности |
В ходе работы ГЛ все обращения фиксируются в «Бланке для ЧС», результаты оформляются в «Отчет по ЧС» и передаются ОД по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени или по требованию |
|
||
2.3. |
Закрытие ГЛ |
Принятие решения о закрытии работы ГЛ: начальником НЦУКС (по согласованию с директором ГУ ЦЭПП МЧС России), либо руководителем территориального органа. Критерии: существенное снижение интенсивности поступающих обращений (примерно на порядок за сутки); завершение АСДНР. При необходимости работа ГЛ может быть продлена с целью приема пост звонков (запрос информации о социальных выплатах, компенсациях, о возможности оказания помощи пострадавшим и т.п.) − до 10 дней после официального закрытия ГЛ |
|
||
3. |
Завершающий этап Цель: обобщение и анализ информации. |
||||
3.1. |
По окончании работы ГЛ |
Составление отчета о работе ГЛ 1 – 2 ч. после закрытия ГЛ |
|
Ч+72 – Ч+74 |
«Бланк для чс»
В ходе работы ГЛ все обращения фиксируются в «Бланке для ЧС» и передаются оперативному дежурному в НЦУКС, как правило, на 9.00 и 21.00 (по местному времени) или по требованию.
№ п/п |
ФИО, возраст, гражданство разыскиваемого |
Состояние (погиб, пострадал, эвакуирован, нет в списках и пр.) |
Кто разыскивает (ФИО, контакты, степень родства) |
Примечания |
«Отчет по чс»
В ходе работы ГЛ результаты обращений оформляются в «Отчёт по ЧС» и передаются оперативному дежурному в НЦУКС, как правило, на 9.00 и 21.00 (по местному времени) или по требованию.
Количество обращений на ГЛ в период с __ по ___: |
|
Из них: − по пострадавшим |
|
− о материальной помощи, компенсациях и пр. |
|
− о поиске документов и вещей |
|
− обращения СМИ и посольств/консульств (с перечислением организаций) |
|
− запрос о психологической помощи |
|
− звонки от сочувствующих и агрессивных граждан |
|
− другое |
39