минимизация негативных психических последствий ЧС

«Утверждаю»

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

генерал – полковник

П.А. Попов

«____» __________ 2012 г.

Алгоритмы организации работы специалиста психологической службы, привлекаемого к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации

Москва 2012

Деятельность специалиста психологической службы в зоне чрезвычайной ситуации представляет собой целостную систему мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим, направленных на нормализацию актуального психического состояния пострадавших в условиях ЧС и профилактику отдаленных негативных психических последствий, а так же оказание психологической помощи участникам ликвидации последствий ЧС.

Целями работы специалиста психологической службы в зоне ЧС являются:

создание психологической обстановки, обеспечивающей оптимальные условия для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

минимизация негативных психических последствий ЧС.

Задачами работы специалиста психологической службы в зоне ЧС являются:

нормализация актуального психического состояния пострадавших;

снижение риска возникновения массовых негативных реакций;

профилактика возникновения у пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события;

оказание психологической помощи участникам ликвидации последствий ЧС.

Специалисты психологической службы привлекаются к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, которая характеризуется наличием пострадавших, погибших, пропавших без вести и их родственников, при которой был нанесен ущерб имуществу, имеется угроза жизни и (или) здоровью людей.

В зависимости от вида чрезвычайной ситуации (по масштабам распространения) к ликвидации последствий могут привлекаться специалисты психологической службы МЧС России различного уровня подчиненности.

п/п

Вид ЧС

Краткие характеристики ЧС

Привлекаемые специалисты психологической службы *

1.

Локальная

Пострадало не более 10 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел.;

зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного и социального значения

Специалисты психологической службы территориального органа субъекта (ГУ МЧС России), в котором произошла ЧС;

вместе с тем могут быть привлечены специалисты психологической службы близлежащего субъекта при условии территориальной близости к зоне ЧС. Либо специалисты ближайшего (по территориальному признаку) филиала ЦЭПП МЧС России

2.

Местная

Пострадало 10 – 50 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности 100 – 300 чел.;

зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района

3.

Территориальная

Пострадало 50 – 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности 300 – 500 чел.;

зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ

Специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;

специалисты психологической службы территориального органа субъекта (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;

вместе с тем могут быть привлечены специалисты психологической службы близлежащего субъекта при условии территориальной близости к зоне ЧС

4.

Региональная

Пострадало 50 – 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности 500 – 1000 чел.;

зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ

Специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;

специалисты психологической службы территориальных органов субъектов (ГУ и РЦ МЧС России), территорию которых охватывает ЧС;

вместе с тем могут быть привлечены специалисты психологической службы близлежащих субъектов при условии территориальной близости к зоне ЧС

5.

Федеральная

Пострадало свыше 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 чел.;

зона ЧС выходит за пределы территории более чем двух субъектов РФ

Специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России);

специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;

специалисты психологической службы территориального органа субъекта (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС

6.

Трансграничная

ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС произошла за рубежом и ее поражающие факторы захватывают территорию РФ

Специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России);

при необходимости наращивания группировки, могут быть привлечены специалисты филиалов ЦЭПП МЧС России, а также специалисты психологической службы территориального органа субъекта, территория которого затронута ЧС

* Привлечение специалистов психологической службы уровня федерального реагирования при любых видах ЧС возможно в ситуациях:

  • среди пострадавших имеются граждане иностранных государств;
  • имеется прогнозируемая возможность ухудшения ситуации;
  • наблюдается и (или) прогнозируемо усиление общественного резонанса; возникновение негативных социальных реакций.

Организационная схема деятельности специалиста психологической службы, привлекаемого к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации

Работу специалиста психологической службы МЧС России, принимающего участие в ликвидации последствий ЧС, можно условно разделить на три этапа: организационно-подготовительный, основной, завершающий. Схема является общей организационной основой, подходящей для описания любого алгоритма организации работы специалиста вне зависимости от осуществляемого мероприятия. Каждому этапу свойственны свои конкретные цели, задачи, которые стоят перед психологом.

Организационно-подготовительный этап

Цели: организация взаимодействия со службами, задействованными в ликвидации последствий ЧС; сбор информации, организация работы оперативной группы (далее – ОГ) психологов.

Первый этап несет в себе важнейшую функцию, организационная составляющая (организация того или иного процесса) в любом мероприятии оказывает влияние на психическое состояние пострадавших; способствует нормализации психического состояния, профилактике негативных массовых реакций. Так же важно понимать, что от четкой и правильной организации процесса может зависеть успешность выполнения задач специалиста психологической службы в зоне ЧС. Рассмотрим цели данного этапа подробнее.

Организация взаимодействия с представителями иных служб и ведомств, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС

В процессе своей работы, принимая во внимание особенности каждой конкретной ситуации, психолог может взаимодействовать с представителями различных ведомств и организаций. Наиболее часто в ходе ликвидации последствий ЧС специалист взаимодействует с представителями Министерства здравоохранения и социального развития РФ (в том числе бригады скорой медицинской, психиатрической помощи); Министерства внутренних дел РФ; Прокуратуры РФ; администрации района, округа или города, в котором произошла ЧС; специалистами судебно-медицинской экспертизы; социальными работниками и т.д.

Вместе с тем важно отметить, что специалисты психологической службы, как правило, не общаются с представителями средств массовой информации напрямую, взаимодействие осуществляется через пресс-службу МЧС России, представителя администрации либо другое уполномоченное лицо. Психолог может выступать в роли консультанта для лица, уполномоченного на официальное обращение к средствам массовой информации: рекомендации относительно составления текста, расстановки интонационных акцентов, способа подачи информации и т.д.

Сбор информации. Для психолога важно обладать подробной информацией как о сложившейся ситуации в целом, так и о деталях, которыми она может характеризоваться. Только имея точные, объективные данные о происходящем, специалист может правильно прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, подготовить план действий, в том числе о необходимости усиления группировки психологов. По этим причинам сбор информации подразумевает получение данных по всем характеристикам и особенностям конкретной ЧС (происшествия), которые могут быть взаимосвязаны и (или) оказывать влияние на ход работы ОГ психологов. Источниками информации на месте, как правило, является оперативный штаб (далее – ОШ), комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС), специалисты психологической службы или специалисты другого профиля, которые уже работают на месте происшествия; а так же специалист по психологическому обеспечению в ЧС НЦУКС.

Организация работы ОГ психологов – составление ориентировочного плана работ; определение места и порядка работы каждого специалиста. Старший ОГ психологов принимает участие в работе КЧС или ОШ либо находится в постоянном взаимодействии со старшим от МЧС. Это необходимая составляющая организации работы, так как в составе комиссии психолог может принимать непосредственное участие в разработке общего плана ликвидации последствий ЧС (вносит предложения старшему от МЧС в части, касающейся) и получает возможность оперативного доступа к новой информации, что помогает своевременно координировать действия и вносить изменения в план работы ОГ психологов. На основе текущего анализа ситуации старший ОГ психологов разрабатывает ориентировочный план работ; делит ОГ психологов на группы, назначает старших, определяет место и порядок работы каждого специалиста и т.д.

Основной этап

Цели: психологическая помощь пострадавшим, оказание психологической помощи участникам ликвидации последствий ЧС; участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших.

На втором этапе работа психологической службы продолжает развиваться по двум направлениям: организационная составляющая и собственно оказание экстренной психологической помощи пострадавшим.

В части организационного направления на данном этапе специалист психологической службы может консультировать ОШ по вопросам организации информирования, вносить предложения по обеспечению минимальных условий жизнедеятельности пострадавших; продолжает взаимодействие с представителями иных служб и ведомств, задействованных в ликвидации последствий ЧС, и т.д.

Психологическая помощь пострадавшим.

Содержание деятельности психолога на данном этапе различно, определяется на организационно-подготовительном этапе, отражено в плане работ и зависит от специфики каждой конкретной ситуации. В целом можно выделить два основных направления: первое – психологическая помощь специалистам, принимающим участие в ликвидации последствий ЧС, направленная на обеспечение условий профессиональной деятельности. Второе направление – оказание экстренной психологической помощи пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в ЧС (оценка состояния пострадавших; мониторинг / отслеживание суицидальных намерений; этапов горевания (помощь в переходе с одного этапа на другой); работа с ОСР, групповой динамикой; работа в толпе и т.д.).

Участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших.

Специалист психологической службы, обладая знаниями об особенностях психического состояния пострадавших, отслеживает необходимость и вносит предложения, в части касающейся, по организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших: вода, питание, места размещения и др. Вместе с тем психолог может давать рекомендации относительно размещения информации (стенды, объявления и т.п.).

Важно помнить: все моменты организации быта, информирования, работы служб могут оказывать влияние на психическое состояние пострадавших, а также родственников погибших и пострадавших в ЧС. И именно психолог, используя свои профессиональные знания, способен прогнозировать, какие изменения в психическом состоянии людей повлечет то или иное изменение условий.

Основной этап, как правило, завершается окончанием работы ОГ психологов. Критерии специфичны для каждой конкретной ситуации и подробнее будут описаны в алгоритмах организации работы специалиста психологической службы в ЧС.

Завершающий этап

Цель: обобщение и анализ информации, составление прогноза.

Выезд ОГ психологов из зоны ЧС (с места происшествия) к месту постоянной дислокации. На данном этапе происходит обобщение и анализ информации, полученной в ходе работ по оказанию экстренной психологической помощи; составление прогноза развития ситуации на основании анализа имеющихся данных – а, также подготовка сводного отчета о работе психологической службы, характере и количестве случаев оказания психологической помощи.

Составление прогноза развития ситуации.

Прогнозирование возможно по нескольким направлениям:

  • относительно психического состояния отдельных пострадавших и (или) семей;
  • относительно возможности возникновения массовых негативных реакций.

Тот факт, что специалисты психологической службы наблюдали пострадавших в остром периоде, позволяет составить более точный прогноз развития ситуации.

Составление прогноза может быть тесно взаимосвязано с построением системы работы с пострадавшими на 2-м этапе; передаче пострадавших специалистам организаций, входящих в систему РСЧС.

Прогноз состоит из описания возможного дальнейшего развития ситуации, перечня усугубляющих факторов и описания способов возможной нормализации ситуации. Так же возможно включение в прогноз предложений по социальным, финансовым факторам, организации информирования населения и пр. – всех тех факторов, которые могут оказывать влияние на психическое состояние пострадавших.

Прогноз передается председателю КЧС (для дальнейшего информирования администрации города, района и т.д.), а так же специалистам организаций, входящих в систему РСЧС (для организации работы с пострадавшими на 2-м этапе).

Мероприятия, в рамках которых, оказывается экстренная психологическая помощь:

  • массовые мероприятия (сопровождение похорон; сопровождение выезда родственников пострадавших и погибших на место трагедии);
  • ситуация массового скопления людей (пострадавших, родственников и близких погибших и пострадавших), ожидающих дальнейшего развития ситуации;
  • процедура опознания;
  • эвакуация пострадавшего населения;
  • размещение в ПВР пострадавшего населения;
  • оказание экстренной психологической помощи родственникам пострадавших, чья судьба неизвестна;
  • работа «Горячей линии».

Алгоритмы организации работы специалиста психологической службы:

  • Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при проведении процедуры опознания (Приложение 1).
  • Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при эвакуации пострадавшего населения (Приложение 2).
  • Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при размещении в ПВР пострадавшего населения (Приложение 3).
  • Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при сопровождении массовых мероприятий (сопровождение похорон; сопровождение выезда родственников пострадавших и погибших на место трагедии) (Приложение 4).
  • Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при оказании экстренной психологической помощи родственникам пострадавших, чья судьба неизвестна (Приложение 5).
  • Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при сопровождении массовых мероприятий (в случаях массового скопления людей (пострадавших, родственников и близких пострадавших и погибших), ожидающих дальнейшего развития ситуации) (Приложение 6).
  • Алгоритм организации деятельности специалиста психологической службы при работе на «Горячей линии» (Приложение 7).

Приложение 1

Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при проведении процедуры опознания

п/п

Мероприятие

Решаемые задачи

Привлекаемые специалисты

Время выполнения

1.

Организационно — подготовительный этап

Цель: организация взаимодействия со службами, принимающими участие в проведении процедуры опознания, сбор информации, организация работы ОГ психологов.

1.1.

Прибытие группы специалистов психологической службы на место, организация взаимодействия.

Участие старшего ОГ психологов в работе ОШ

Доклад руководителю ОШ (старшему от МЧС) о прибытии;

организация старшим ОГ психологов взаимодействия со службами, принимающими участие в организации и проведении процедуры опознания:

аварийно-спасательными формированиями МЧС России;

прокуратурой и следственными органами МВД РФ или представителями принимающей стороны (в случае работы на территории другого государства);

медицинской службой (в том числе, психиатрической);

специалистами психологами организаций, входящих в систему РСЧС;

государственными и муниципальными службами (органами управления, ЗАГС, юридическими организациями, социальными организациями и т.д.);

страховыми компаниями;

средствами массовой информации и другими организациями

В зависимости от вида ЧС (по масштабам распространения) к ликвидации последствий могут привлекаться специалисты психологической службы МЧС России различного уровня подчиненности:

специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;

специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;

специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)

Как правило:

Ч+3 – Ч+24

до прибытия родственников на место опознания – прибытие пострадавших

Готовность тел для опознания, как правило, зависит от действий следственных органов и СМЭ (судебно-медицинская экспертиза), может быть взаимосвязана со скоростью ведения АСДНР; а также деятельностью иных служб и ведомств.

1.2.

Сбор информации

О количестве погибших (мужчин, женщин, детей); количество тел, доставленных для опознания;

о примерном количестве прибывающих родственников, времени прибытия, встрече, трансфере: до места проведения опознания (морга), до места временного проживания и т.п.;

о местах размещения родственников (гостиницы, социальные учреждения, их адреса, телефоны);

о порядке транспортировки тел (если захоронение погибших предполагается в другом регионе, городе, стране)

1.3.

Во взаимодействии с представителями иных служб и ведомств, подготовка предложений и участие в организации заблаговремен-ного определения и подготовки

рабочих мест для проведения следственных действий (оборудованные столами, стульями, персональным компьютером, принтером, копировальным аппаратом).

При необходимости, определения помещения для проведения опознания по фотографиям (компьютерного опознания);

помещения для проведения предварительного опознания по вещам погибших, либо по фотографиям вещей и украшений погибших;

помещения для забора крови (при необходимости проведения генетической экспертизы);

мест ожидания для родственников погибших (способствовать обеспечению в этих местах: питания, обогрева, возможности отдыха, туалетов; знать, где находятся дежурные медицинские бригады)

Внесение предложений ответственному от бюро судебно-медицинской экспертизы

Сортировка тел погибших по половому признаку, размещение женских и мужских тел отдельно. Это позволит ускорить процесс поиска тел и существенно снизить влияние психотравмирующих факторов на состояние семей погибших

Старший ОГ психологов

В процессе работы

Внесение предложений представителю администрации (в целях организации последовательного прибытия групп родственников)

О порядке формирования групп родственников, прибывающих к месту опознания (каждой группе назначается время начала процедуры опознания).

При формировании групп критерием можно считать: эмоционально-психологическое состояние семей; дальность проживания от места проведения процедуры опознания (время прибытия); алфавитный список погибших – может являться критерием при невозможности определения очередности другими условиями.

1.4.

Организация работы ОГ психологов

Разделение ОГ психологов на группы, назначение старших в группах; инструктаж;

определение задач и мест работы для групп;

составление графика работы групп, порядок смены психологов;

определение необходимого количества межведомственных рабочих групп для проведения опознания (в состав каждой группы должны быть включены: следователь, эксперт-криминалист, психолог, при необходимости переводчик и другие специалисты);

формирование рабочих групп для проведения опознания (учитывая количество погибших);

организация дежурства в местах массового скопления людей;

согласование плана работы с ОШ;

отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени.

Если привлечены специалисты – психологи других ведомств, старший ОГ психологов интегрирует их работу в план работы ОГ (при необходимости возможно проведение инструктажа)

2.

Этап проведения опознания

Следственные органы, как правило, проводят процедуру опознания по следующей схеме:

1. Составление протокола предварительного допроса. Сбор информации об особых приметах погибшего.

2. Поиск тела (нескольких тел), наиболее подходящего под описание при участии эксперта-криминалиста.

3. Обеспечение производства процессуальных действий (обеспечение понятых для участия в действиях).

Специалисты психологической службы не могут являться понятЫми, психолог может быть внесен в протокол опознания в графу «иные участвующие лица».

4. Подготовка тела к предъявлению для опознания.

5. Опознание тела погибшего потерпевшим в присутствии следователя и понятых.

6. Составление протокола опознания.

7. Признание родственника погибшего потерпевшим.

8. Получение родственником погибшего копии протокола опознания у следователя.

9. Забор крови (при необходимости проведения генетической экспертизы).

Цель: психологическое сопровождение процедуры опознания (на всех этапах проведения опознания), взаимодействие со службами.

2.1.

Психологическое сопровождение родственников в период ожидания начала проведения процедуры опознания

Дежурство специалистов психологической службы в местах массового скопления людей;

информационно-психологическая поддержка (сохранение информационной прозрачности);

оказание психологической помощи (по запросу либо по результатам оценки психического состояния пострадавших);

отслеживание и профилактика развития слухов, негативных массовых реакций

В зависимости от вида ЧС:

специалисты психологической службы территориального органа субъекта (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;

специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;

специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)

Как правило:

Ч+24 – Ч+48

либо

ПП – Ч+48

С момента прибытия пострадав-ших на место проведения опознания до момента завершения процедуры опознания (опознание всех тел погибших)

2.2.

Психологическое сопровождение процедуры опознания

Перед началом процедуры опознания психологи знакомятся с состоянием тел погибших в целях наиболее адекватного информирования родственников погибших о состоянии тел и о том, какие именно особые приметы могут способствовать достоверному опознанию;

психологи принимают участие в предварительном опросе родственников следователем: работают с острыми реакциями, помогают вспомнить особые приметы, передают значимую информацию представителям следственных органов;

психологи оказывают ЭПП родственникам во время предварительного компьютерного опознания погибших по фотографиям, вещам; в процессе непосредственного опознания тел погибших;

с учетом особенностей психического состояния родственников после процедуры опознания (снижение активности когнитивных процессов, психическое и физическое истощение и др.) психологи принимают участие в информационно-разъяснительной работе; помогают родственникам погибших в ЧС при оформлении необходимых документов и прохождении других организационных процедур

2.3.

Ведение отчетности

Учет количества оказанной ПП каждым сотрудником группы в процессе работы;

отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени

Специалисты психологической службы МЧС России

3.

Завершающий этап

Цель: организация взаимодействия с государственными и муниципальными службами: ЗАГСом, ритуальными службами; представителями администрации, страховых компаний и пр.

3.1.

Специалист психологической службы:

  • помогает в организации централизованного получения необходимых документов и встреч с представителями служб и организаций, обеспечивающих реализацию прав и обязанностей родственников и членов семей погибших;
  • осуществляет информационно-психологическую поддержку

Специалисты психологической службы МЧС России

Как правило:

Ч+48 – Ч+72

Примерно в течение первых суток после завершения процедуры опознания

3.2.

При необходимости, психолог может сопровождать процедуру выдачи и отправки тел к местам захоронения; похоронные и массовые траурные мероприятия

По отдельному графику

Приложение 2

Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при эвакуации пострадавшего населения

п/п

Мероприятие

Решаемые задачи

Привлекаемые специалисты

Время выполнения

1.

Организационно — подготовительный этап

Цель: организация взаимодействия со службами, принимающими участие в эвакуации, сбор информации, организация работы ОГ психологов.

1.1.

Прибытие на место ЧС (место сбора – аэропорт и т.п.)

Доклад руководителю ОШ (старшему от МЧС) о прибытии;

получение информации о ЧС и возможностях осуществления ЭПП

В зависимости от вида ЧС (по масштабам распространения) к ликвидации последствий могут привлекаться специалисты психологической службы МЧС России различного уровня подчиненности:

специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;

специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;

специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)

Как правило:

Ч – Ч+12

либо

Ч – ПП (прибытие постра-давших)

С момента принятия решения о проведении эвакуации до момента начала эвакуации

1.2.

Получение информации в ОШ.

Постоянное взаимодействие со службами, принимающими участие в эвакуации, обмен (сверка) данных, списков и т.д.

При необходимости фиксирование информации для передачи в ОШ, ОД, руководству и т.д.

О ЧС и обстановке на текущий момент;

план эвакуации, вид транспорта (авиа, ж/д, авто- транспорт)

об эвакуируемых:

количество мужчин, женщин, детей (в т.ч. грудные), наличие среди пострадавших лиц, страдающих заболеваниями, при которых необходимы специализированные медикаменты – составление или получение от ОШ списков;

планируемое время убытия;

наличие пострадавших, которым необходима медицинская помощь (если да, организовано ли медицинское сопровождение);

необходимость гуманитарной помощи: одежда, обувь, вещи и т.п.;

наличие пищи, воды, средств гигиены (в т.ч. для малолетних детей и женщин) и т.д.

1.3.

Организация взаимодействия со службами, принимающими участие в эвакуации

Внесение предложений в ОШ в части касающейся

Если, в процессе эвакуации планируется пересечение границы РФ (эвакуация из других государств) – уточнить, где расположены посты прохождения таможенного контроля, сдача – получение багажа, как будет происходить погрузка в транспорт, в какой аэропорт (вокзал, ПВР) планируется прибытие и т.п.

Все ли эвакуируемые имеют документы, удостоверяющие личность;

формирование отдельного списка граждан, направляющихся далее в другие города (в целях организации трансфера до ж/д вокзалов, аэропортов);

если среди эвакуируемых есть иностранные граждане: внесение их в отдельные списки (с пометкой о гражданстве); известить старшего ОШ, ОД, представителя Департамента международной деятельности или консульства о количестве иностранных граждан, их подданстве

1.4.

Старший ОГ психологов организует работу ОГ психологов

Разделение ОГ психологов на группы (при необходимости), определение мест работы психологов, назначение старших в группах; инструктаж:

  • определение задач, маршрутов движения;
  • согласование плана работы с ОШ.

2.

Основной этап

Цель: помощь пострадавшим. Участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших, сопровождение в процессе эвакуации.

2.1.

Сопровождение пострадавших в транспорте

Знание алгоритма эвакуации:

оказание информационной и организационной помощи в прохождении таможенного контроля, сдаче багажа,

информационно-психологическая поддержка;

встреча на борту транспортного средства, помощь в размещении; обеспечении бытовых нужд и т.п.

В зависимости от вида ЧС:

специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;

специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;

специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России).

Если привлечены специалисты-психологи других ведомств, старший ОГ психологов интегрирует их работу в план работы ОГ (при необходимости возможно проведение инструктажа)

Как правило:

Ч – Ч+24

либо

ПП+24 (прибытие постра-давших)

С момента осуществ-ления посадки пострадав-ших в транспорт до завершения сопрово-дительных и организа-ционных мероприятий

2.2.

Оказание экстренной психологической помощи (далее – ЭПП)

Оказание психологической помощи (по запросу, либо по результатам оценки психического состояния пострадавших);

отслеживание и профилактика развития слухов, панических настроений, массовых негативных реакций;

чаще всего при эвакуации люди нуждаются в информации о том, что произошло, какое время займет эвакуация, последовательность действий (процедура) и т.п. Для профилактики распространения слухов специалисту необходимо иметь полную информацию

2.3.

По прибытии в пункт назначения

Внесение предложений в ОШ в части касающейся

При необходимости оказание информационной и организационной помощи в прохождении таможенного контроля, получении багажа;

помощь в присмотре за детьми, пока старшие занимаются оформлением документов, организационными вопросами и т.д.;

найти представителя консульства, передать ему информацию об иностранных гражданах;

российских граждан передать встречающим родственникам;

размещение в ПВР (см. Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при размещении в ПВР пострадавшего населения);

направляющимся в другие города, при необходимости, оказать помощь в организации проезда до ж/д вокзалов, аэропортов; нуждающимся в психологической помощи – сопровождение

2.4.

Ведение учета оказанной психологической помощи

Учет количества оказанной ПП каждым сотрудником группы в процессе работы;

отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени

Специалисты психологи-ческой службы МЧС России

В процессе работы

2.5.

Окончание работы ОГ психологов

По завершении эвакуации

3.

Завершающий этап

Цель: обобщение и анализ информации.

Составление отчета по окончанию работ

По возвращении в пункт постоянной дислокации старший ОГ психологов составляет общий отчет о работе, проделанной при эвакуации, предоставляет его своему руководителю и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС

Специалисты психологи-ческой службы МЧС России

Как правило:

Ч+48

До одних суток по окончании работы ОГ психологов

Приложение 3

Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при размещении в пвр пострадавшего населения

№ п/п

Мероприятие

Решаемые задачи

Привлекаемые специалисты

Время выполне-ния

1.

Организационно-подготовительный этап

Цель: организация взаимодействия со службами, принимающими участие в организации и работе в ПВР, сбор информации, организация работы ОГ психологов.

1.1.

Прибытие на место (в ПВР, ОШ)

Доклад руководителю ОШ (старшему от МЧС) о прибытии;

получение информации о ЧС и возможностях осуществления ЭПП

В зависимости от вида ЧС (по масштабам ЧС) к ликвидации последствий могут привлекаться специалисты психологической службы МЧС России различного уровня подчиненности:

специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;

специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;

специалисты психологичес-кой службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)

Как правило:

Ч – Ч+12

либо

Ч – ПП (прибытие постра-давших)

С момента принятия решения о проведении эвакуации до момента начала эвакуации

1.2.

Получение информации в ОШ.

Постоянное взаимодействие со службами, принимающими участие в эвакуации, обмен (сверка) данных, списков и т.д.

При необходимости фиксирование информации для передачи ОД, руководству и т.д.

О ЧС:

общая информация, какие работы по ликвидации последствий ЧС ведутся в данный момент

о пострадавших:

списки размещенных в ПВР (количество мужчин, женщин, детей (в т.ч. грудные); есть ли среди пострадавших лица страдающие заболеваниями, при которых необходимы специализированные медикаменты – составление или получение от ОШ списков;

есть ли пострадавшие (раненые), которым необходима медицинская помощь);

наличие госпитализированных, в какие лечебные учреждения они направлены (адреса, телефоны);

наличие погибших;

наличие людей, судьба которых неизвестна

о ПВР:

количество и места расположения ПВР, степень их подготовленности;

вместимость, вид ПВР (полевые, стационарные), специфические условия (пансионат для маленьких детей, пожилых и т.п.);

примерное время пребывания в ПВР (транзитный, до окончания АСДНР и др.);

информация о наличии и количестве мест питания, мест для сна; наличии воды; мест гигиены (туалет, душ), возможности получения медицинской помощи и пр.

1.3.

Старший ОГ психологов организует работу ОГ психологов

Разделение ОГ психологов на группы, назначение старших в группах; инструктаж;

назначение старшего от психологов по каждому ПВР;

определение маршрутов движения групп; задач;

составление графика работы групп, порядок смены психологов;

организация дежурства в местах массового скопления людей;

определение необходимости в вызове группы резерва;

согласование плана работы с ОШ.

Если привлечены специалисты – психологи других ведомств, старший ОГ психологов интегрирует их работу в план работы ОГ (при необходимости возможно проведение инструктажа)

2.

Основной этап

Цель: помощь пострадавшим; участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших.

2.1.

Работа специалистов психологической службы в ПВР

Размещение в ПВР;

при размещении пострадавших в нескольких ПВР – при необходимости, помощь в составлении списков по каждому;

сбор информации от пострадавших о нуждах: необходимость гуманитарной помощи (одежда, обувь, вещи, лекарства, средства гигиены в т.ч. для малолетних детей и женщин и т.п.), передача полученной информации в ОШ.

В зависимости от вида ЧС:

специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;

специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;

специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России);

а также специалисты психологи других ведомств

Как правило:

Ч+12 – Ч+72(96)

либо

ПП+72 (ПП+96) (прибытие постра-давших)

С момента начала работы в ПВР до момента окончания работы в ПВР

2.2.

Отслеживание и профилактика развития слухов, негативных массовых реакций

Специалист психологической службы консультирует ОШ о важности систематического достоверного информирования, с учетом психического состояния пострадавших (сохранение информационной прозрачности); о востребованности конкретной информации (например, о ходе ведения спасательных работ и т.д.); о специфике подачи информации;

определение оптимальных мест для размещения информации (объявления, списки, графики и т.п.) и организации частоты и мест очного информирования;

сопровождение массовых мероприятий (информирование, в т.ч. встреча с администрацией и т.п.) – см. Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при сопровождении массовых мероприятий.

Оказание экстренной психологической помощи (ЭПП)

оказание информационно-психологической поддержки, индивидуальной и групповой психологической помощи;

оказание психологической помощи (по запросу, либо по результатам оценки психического состояния пострадавших)

2.3.

Оказание психологической

помощи участникам ликвидации последствий ЧС

При необходимости (или по запросу)

Специалисты психологичес-кой службы МЧС России

В процессе работы

2.4.

Ведение учета оказанной психологической помощи

Учет количества оказанной ПП каждым сотрудником группы в процессе работы;

отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени

2.5.

Завершение работы в ПВР

Критерии:

выезд пострадавших из ПВР;

адаптация пострадавших на месте временного размещения (при длительной эвакуации);

возвращение пострадавшего населения к местам постоянного проживания

3.

Завершающий этап

Цель: обобщение и анализ информации; составление прогноза. Выезд ОГ психологов из зоны ЧС.

Составление отчета по окончании работ

Составление прогноза;

по возвращении в пункт постоянной дислокации старший ОГ психологов составляет общий отчет о работе, проделанной при работе в ПВР, предоставляет его своему руководителю и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС

Специалисты психологи-ческой службы МЧС России

Как правило:

Ч+72(96)

Ч+96(120)

До 1 суток по окончании работы ОГ психологов

Приложение 4

Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при сопровождении массовых мероприятий (сопровождение похорон; сопровождение выезда родственников пострадавших и погибших на место трагедии)

№ п/п

Мероприятие

Решаемые задачи

Привлекаемые специалисты

Время выполне-ния

1.

Организационно — подготовительный этап

Цель: организация взаимодействия со службами, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС, сбор информации, организация работы ОГ психологов.

1.1.

Прибытие группы специалистов психологической службы на место, организация взаимодействия.

Участие старшего ОГ психологов в работе ОШ

Доклад в ОШ о прибытии группы;

организация взаимодействия со службами, осуществляющими работы по ликвидации последствий ЧС и оказанию помощи пострадавшим;

принятие совместного решения (с ОШ, администрацией и т.п.) о проведении массового мероприятия (например, выезд родственников к месту трагедии)

В зависимости от вида ЧС:

специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;

специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;

специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)

Если привлечены специалисты-психологи других ведомств, старший ОГ психологов интегрирует их работу в план работы ОГ (при необходимости возможно проведение инструктажа)

Как правило:

Ч – Ч+6

До момента прибытия постра-давших и начала массового мероп-риятия

1.2.

Сбор информации

О ЧС:

сбор общей информации о ЧС, какие работы по ликвидации ведутся и т.п.;

о погибших:

количество погибших (мужчин, женщин, детей);

о пропавших без вести;

о родственниках:

примерное количество прибывающих родственников (по возможности, составление списков), время прибытия;

места размещения родственников (гостиницы, социальные учреждения, их адреса, телефоны)

1.3.

Старший ОГ психологов организует работу ОГ психологов

Разделение ОГ психологов на группы, назначение старших в группах; инструктаж;

определение задач, маршрутов движения групп;

составление графика работы групп, порядок смены психологов;

организация дежурства специалистов психологической службы в местах массового скопления людей, местах размещения родственников;

определение необходимости вызова группы резерва;

согласование плана работы с ОШ

1.4.

Организация взаимодействия со службами

Администрацией, полицией, медицинскими бригадами (может возникнуть необходимость в специализированных бригадах) и т.д.

При планировании проведения массового мероприятия

Необходимость присутствия священнослужителя: принимать во внимание культурологические, этнические особенности пострадавших и родственников пострадавших (в т.ч. религиозная принадлежность);

проработка маршрута движения во время массового мероприятия – принятие решения совместно с ОШ:

  • о необходимости сопровождения мероприятия представителями иных служб и ведомств, с определением оптимальных мест размещения специалистов (например, оцепление вокруг места проведения мероприятия; дежурство медицинских бригад и т.д.);
  • о необходимости организации пространства в месте проведения массового мероприятия с учетом особенностей психического состояния пострадавших

2.

Основной этап

Цель: психологическое сопровождение массового мероприятия. Психологическая помощь пострадавшим.

2.1.

Оказание ЭПП

(оказание психологической помощи по запросу, либо по результатам оценки психического состояния пострадавших)

Оказание информационно-психологической поддержки;

индивидуальной и групповой психологической помощи;

ЭПП пострадавшим с ОСР;

профилактика суицидальных попыток

Специалисты психологичес-кой службы МЧС России, а так же при условии привлечения, специалисты психологи других ведомств

Как правило:

Ч+6 – Ч+24

либо

ПП – Ч+24

Сопро-вождение в процессе всего меропри-ятия

2.2.

Ведение учета оказанной ЭПП

Учет количества оказанной ЭПП каждым сотрудником группы в процессе работы;

отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени

Специалисты психологи-ческой службы МЧС России

В процессе работы

3.

Завершающий этап

Цель: обобщение и анализ информации, составление прогноза.

Составление отчета по окончании работ

По возвращении в пункт постоянной дислокации старший ОГ психологов составляет общий отчет о работе, проделанной при эвакуации, количество оказанной ЭПП;

предоставляет его своему руководителю и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС

Специалисты психологи-ческой службы МЧС России

Как правило:

Ч+48

До 1 суток по окончании работы ОГ психологов

Приложение 5

Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при оказании экстренной психологической помощи родственникам пострадавших, чья судьба неизвестна*

п/п

Мероприятие

Решаемые задачи

Привлекаемые специалисты

Время выпол-нения

1.

Организационно — подготовительный этап

Цель: организация взаимодействия со службами, задействованными в ликвидации ЧС, сбор информации, организация работы ОГ психологов.

1.1.

Прибытие специалистов психологической службы на место ЧС.

Участие старшего ОГ психологов в работе ОШ

Доклад руководителю ОШ (старшему от МЧС) о прибытии;

получение информации о ЧС и возможностях осуществления ЭПП;

включение ЭПП в общую систему ликвидации последствий ЧС

В зависимости от вида ЧС (по масштабам ЧС) к ликвидации последствий могут привлекаться специалисты психологической службы МЧС России различного уровня подчиненности:

специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;

специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;

специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)

Как правило:

Ч+3 – Ч+12

либо

Ч – ПП (прибы-тие постра-давших)

С момента прибытия ОГ психологов на место до начала работы с постра-давшими

1.2.

Получение информации в ОШ.

Постоянное взаимодействие со службами, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС: обмен (сверка) данных, списков и т.д.

О ЧС:

какие работы по ликвидации последствий ЧС ведутся;

о пострадавших:

количество, списки пострадавших, судьба которых неизвестна;

списки пострадавших, погибших (количество мужчин, женщин, детей; есть ли пострадавшие, которым необходима медицинская помощь; есть ли госпитализированные – в какие лечебные учреждения: адреса);

о родственниках пострадавших / погибших:

местонахождение, примерное количество, время прибытия, планируемые места размещения (гостиницы, социальные учреждения, их адреса, телефоны) и т.д.

1.3.

Старший ОГ психологов организует работу ОГ психологов

Разделение ОГ психологов на группы, назначение старших в группах; инструктаж;

обеспечение доступности и своевременности информирования между группами психологов;

определение маршрутов движения групп, задач;

организация дежурства специалистов психологической службы в местах массового скопления людей;

составление графика работы групп, порядок смены психологов;

определение необходимости в вызове группы резерва;

согласование плана работы с ОШ.

Если привлечены специалисты-психологи других ведомств, старший ОГ психологов интегрирует их работу в план работы ОГ (при необходимости возможно проведение инструктажа)

2.

Основной этап

Цель: психологическая помощь пострадавшим; участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших.

2.1.

Участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятель-ности пострадавших

Специалист психологической службы отслеживает необходимость, направляет рекомендации в ОШ по организации:

— питания, обеспечения водой;

— мест размещения (навесы от жары, отапливаемые помещения и т.д.), туалеты;

— медицинской помощи и др.

В зависимости от вида ЧС:

специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;

специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;

специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)

Ч+12

Ч+48

либо

ПП

Ч+48

На протяжении всего периода ожидания

2.2.

Сопровождение родственников пострадавших, чья судьба неизвестна

Специалист психологической службы консультирует ОШ о важности систематического достоверного информирования, учитывая высокую восприимчивость к слухам, с учетом психологического состояния пострадавших; о востребованности конкретной информации (например, о ходе ведения спасательных работ и т.д.); о специфике подачи информации;

отслеживание пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи (при необходимости, привлечение специализированных медицинских бригад)

2.3.

Оказание экстренной психологической помощи (далее – ЭПП)

Оказание информационно-психологической поддержки, индивидуальной и групповой психологической помощи (оказание психологической помощи по запросу, либо по результатам оценки психического состояния пострадавших).

2.4.

Отслеживание и профилактика развития слухов, панических настроений, образования толпы

Информационно-психологическая поддержка (сохранение информационной прозрачности);

управление индивидуальными и групповыми процессами в толпе

2.5.

Оказание ЭПП участникам ликвидации последствий ЧС

При необходимости (или по запросу) оказание психологической помощи участникам ликвидации последствий ЧС

Специалисты психологической службы МЧС России

В процессе работы

2.6.

Ведение учета оказанной ЭПП

Учет количества оказанной психологической помощи каждым сотрудником группы в процессе работы;

отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета (в соответствии с утвержденной формой) оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени

2.7.

Окончание работы ОГ психологов

Критерии:

прекращение (завершение) работ (по решению ОШ);

судьба пострадавших стала известна (госпитализированы, спасены, признаны «без вести пропавшими», погибшими)

3.

Завершающий этап

Цель: обобщение и анализ информации, составление прогноза. Выезд ОГ психологов из зоны ЧС.

3.1.

Составление отчета по окончании работ

Выезд ОГ психологов из зоны ЧС;

составление прогноза;

подготовка отчета о характере и количестве оказанной психологической помощи

Специалисты психологической службы МЧС России

Как правило:

Ч+72

До 1 суток по окончании работы ОГ психологов

* Как правило, данный алгоритм применим в ЧС, исход которой неизвестен: террористические акты с захватом заложников; обрушения, поиск пострадавших под завалами; водолазные работы; поиск пропавших без вести (например, группа пропавших туристов) и т.п.

Приложение 6

Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при сопровождении массовых мероприятий (в случаях массового скопления людей (пострадавших, родственников и близких пострадавших и погибших), ожидающих дальнейшего развития ситуации)

№ п/п

Мероприятие

Решаемые задачи

Привлекаемые специалисты

Время выполне-ния

1.

Организационно — подготовительный этап

Цель: организация взаимодействия со службами, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС, сбор информации, организация работы ОГ психологов.

1.1.

Прибытие группы специалистов психологической службы на место, организация взаимодействия.

Участие старшего ОГ в работе ОШ

Доклад в ОШ о прибытии группы, организация взаимодействия со службами, осуществляющими работы по ликвидации последствий ЧС и оказанию помощи пострадавшим

В зависимости от вида ЧС (по масштабам распространения) к ликвидации последствий могут привлекаться специалисты психологической службы МЧС России различного уровня подчиненности:

специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;

специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;

специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)

Как правило:

Ч+3 – Ч+12

либо

Ч – ПП (прибытие пострадав-ших)

С момента прибытия ОГ психологов на место до начала работы с постра-давшими

1.2.

Сбор информации

О ЧС:

сбор общей информации о ЧС, какие работы по ликвидации ведутся и т.п.;

о погибших:

количество погибших (мужчин, женщин, детей); количество тел, доставленных для опознания;

о пострадавших:

количество пострадавших, госпитализированных (в какие учреждения, адреса, телефоны);

о пропавших без вести;

о родственниках:

примерное количество прибывающих родственников (по возможности, составление списков), время прибытия;

места размещения родственников (гостиницы, социальные учреждения, их адреса, телефоны)

1.3.

Старший ОГ психологов организует работу ОГ психологов

Разделение ОГ психологов на группы, назначение старших в группах; инструктаж;

определение задач, маршрутов движения групп;

составление графика работы групп, порядок смены психологов;

организация дежурства специалистов психологической службы в местах массового скопления людей; местах размещения родственников;

определение необходимости вызова группы резерва;

согласование плана работы с ОШ

Если привлечены специалисты-психологи других ведомств, старший ОГ психологов интегрирует их работу в план работы ОГ (при необходимости возможно проведение инструктажа)

1.4.

Организация взаимодействия со службами

Полиция: есть ли необходимость в привлечении полиции (например, оцепление вокруг места сбора);

медицина: бригады «скорой помощи», может возникнуть необходимость в специализированных бригадах и т.д.;

необходимость присутствия священнослужителя: принимать во внимание культурологические, этнические особенности пострадавших и родственников пострадавших (в т.ч. религиозная принадлежность)

2.

Основной этап

Цель: психологическое сопровождение, психологическая помощь пострадавшим; участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности.

2.1.

Отслеживание и профилактика развития слухов, панических настроений, негативных массовых реакций

важность информирования Специалист психологической службы консультирует ОШ о важности информирования, учитывая высокую восприимчивость к слухам, с учетом психического состояния пострадавших; о востребованности конкретной информации (например, о ходе ведения спасательных работ и т.д.); о специфике подачи информации;

информационно-психологическая поддержка (сохранение информационной прозрачности)

В зависимости от вида ЧС:

специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;

специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;

специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)

Как правило:

Ч+12

Ч+48

либо

ПП

Ч+48

На протяже-нии всего периода развития ситуации

2.2.

Оказание ЭПП

(оказание психологической помощи по запросу, либо по результатам оценки психического состояния пострадавших)

Оказание информационно-психологической поддержки;

индивидуальной и групповой психологической помощи;

ЭПП пострадавшим с ОСР;

профилактика суицидальных попыток

2.3.

Ведение учета оказанной ЭПП

Учет количества оказанной ЭПП каждым сотрудником группы в процессе работы;

отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени

Специалисты психологической службы МЧС России

В процессе работы

2.4.

Окончание работы ОГ психологов (или переход работы ОГ в другой вид деятельности в зависимости от дальнейшего развития ситуации)

Критерии:

завершилась ситуация ожидания, произошло развитие / изменение ситуации (судьба пострадавших стала известна; начались / окончились работы по ликвидации последствий ЧС и т.д.)

3.

Завершающий этап

Цель: обобщение и анализ информации; составление прогноза.

Составление отчета по окончании работ

По возвращении в пункт постоянной дислокации старший ОГ психологов составляет общий отчет о проделанной работе, количество оказанной ЭПП;

предоставляет его своему руководителю и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС

Специалисты психологической службы МЧС России

Как правило:

Ч+72

До одних суток по окончании работы

Приложение 7

Алгоритм организации деятельности специалиста психологической службы при работе на «Горячей линии» (далее – гл)

Цель организации «Горячей линии» − оказание информационной поддержки и психологической помощи пострадавшим в результате ЧС, а также их родственникам и близким. Вместе с тем целью открытия «Горячей линии» может быть сбор, получение информации о ЧС и пострадавших.

«Горячая линия», как правило, открывается при возникновении и ликвидации ЧС, в которой погибли, получили физические травмы, пропали без вести либо эвакуируются люди.

№ п/п

Мероприятие

Решаемые задачи

Привлекаемые специалисты

Время выполнения

1.

Организационно — подготовительный этап

Цель: организация взаимодействия со службами, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС, сбор информации, организация работы ОГ психологов.

1.1.

Принятие решения об открытии ГЛ.

При отсутствии информации о пострадавших, ГЛ может быть открыта с целью сбора данных

Решение об открытии ГЛ и назначении ответственного лица за организацию работы ГЛ принимает:

начальник НЦУКС по согласованию с директором ГУ ЦЭПП МЧС России (при возникновении и ликвидации ЧС федерального или межрегионального характера);

руководитель территориального органа (при возникновении и ликвидации ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характера)

специалист выясняет телефонные номера, на которых открывается ГЛ, на какие аппараты выведен номер ГЛ и т.п.

ГЛ может быть открыта:

в ЦЭПП МЧС России или филиалах ЦЭПП МЧС России (по согласованию с директором ЦЭПП МЧС России);

в субъекте РФ, где возникла ЧС (на базе «телефона доверия» террито-риального органа);

в субъекте РФ, где проживают или куда направляются большинство пострадавших.

привлекаемые специалисты:

специалисты психоло-гической службы;

специалисты кадровой службы, воспитатели;

специалисты социальных и медицинских учреждений (на базе которых может быть открыта ГЛ)

Как правило:

Ч+0.30 –

Ч+3

с момента принятия решения об открытии ГЛ до сообщения об открытии ГЛ в СМИ

1.2.

Сбор информации

О ЧС:

сбор общей информации о ЧС, какие работы по ликвидации ведутся и т.п.

о пострадавших:

количество погибших; пострадавших, госпитализированных и т.п. (см. Приложение «Бланк для ЧС»);

с момента открытия «Горячей линии» ее сотрудники получают всю информацию от ОД НЦУКС (или ЦУКС) по телефону, факсу или электронной почте, а также от психологов МЧС России, работающих непосредственно на месте ЧС;

при необходимости получения / уточнения запрашиваемой информации и отсутствия таковой у ОД НЦУКС, сотрудники ГЛ самостоятельно уточняют информацию, обращаясь к достоверным источникам (администрация больниц, моргов, вокзалов / аэропортов и пр.)

1.3.

Организация работы ГЛ

Определение старшим по работе ГЛ графика работы, порядка смены специалистов;

привлечение специалистов (могут быть не психологи), осуществляющих аналитическую – техническую составляющую (сверка списков и т.д.);

принятие решения о необходимости привлечения специалистов других ведомств (МВД, Минздрав и т.д.) – внесение предложений в ОШ

2.

Основной этап

Цель: оказание информационной поддержки и психологической помощи пострадавшим в результате ЧС, а также их родственникам и близким.

2.1.

Дежурные специалисты в ходе работы на ГЛ

Информацию о персональных данных пострадавших, погибших, эвакуированных, сотрудник ГЛ дает ТОЛЬКО о конкретном человеке, чью фамилию должен назвать обратившийся на ГЛ;

обращающимся на ГЛ предоставляется ДОСТОВЕРНАЯ, ПРОВЕРЕННАЯ информация, полученная из ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Как правило:

Ч+3

Ч+72

с момента сообщения об открытии ГЛ в СМИ до закрытия работы ГЛ (как правило, весь период АСДНР)

при запросе о судьбе конкретного человека предпочтительно давать информацию (особенно о гибели, состоянии здоровья) только близким родственникам или друзьям пострадавшего. Для этого необходимо уточнить степень родства звонящего. Интересующимся третьим лицам рекомендовать связываться с родственниками пострадавших;

если запрашиваемой фамилии в списке нет – необходимо уточнить, на основании чего абонент решил, что разыскиваемый им человек находился в зоне ЧС, каким образом он самостоятельно может связаться с разыскиваемым. Если у абонента есть веские основания предполагать, что его близкий мог находиться в зоне ЧС, но информации о человеке с такой фамилией в имеющихся списках нет, необходимо записать контактный телефон абонента и степень родства, чтобы проинформировать абонента в случае появления новой информации об интересующем его человеке;

родственникам предоставляются телефоны справочной и (или) приемного покоя больницы;

если с администрацией лечебного учреждения уточнена возможность посещения – можно передавать информацию (адрес, схема проезда, время посещения) родственникам госпитализированного;

всю информацию, содержащую конкретные данные (время, место, перечень документов и т.п.) необходимо давать только под запись с последующим уточнением того, что было записано

2.2.

Ведение отчетности

В ходе работы ГЛ все обращения фиксируются в «Бланке для ЧС», результаты оформляются в «Отчет по ЧС» и передаются ОД по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени или по требованию

2.3.

Закрытие ГЛ

Принятие решения о закрытии работы ГЛ:

начальником НЦУКС (по согласованию с директором ГУ ЦЭПП МЧС России), либо руководителем территориального органа.

Критерии:

существенное снижение интенсивности поступающих обращений (примерно на порядок за сутки);

завершение АСДНР.

При необходимости работа ГЛ может быть продлена с целью приема пост звонков (запрос информации о социальных выплатах, компенсациях, о возможности оказания помощи пострадавшим и т.п.) − до 10 дней после официального закрытия ГЛ

3.

Завершающий этап

Цель: обобщение и анализ информации.

3.1.

По окончании работы ГЛ

Составление отчета о работе ГЛ

1 – 2 ч. после закрытия ГЛ

Ч+72

Ч+74

«Бланк для чс»

В ходе работы ГЛ все обращения фиксируются в «Бланке для ЧС» и передаются оперативному дежурному в НЦУКС, как правило, на 9.00 и 21.00 (по местному времени) или по требованию.

№ п/п

ФИО, возраст, гражданство

разыскиваемого

Состояние

(погиб, пострадал, эвакуирован, нет в списках и пр.)

Кто разыскивает

(ФИО, контакты, степень родства)

Примечания

«Отчет по чс»

В ходе работы ГЛ результаты обращений оформляются в «Отчёт по ЧС» и передаются оперативному дежурному в НЦУКС, как правило, на 9.00 и 21.00 (по местному времени) или по требованию.

Количество обращений на ГЛ в период с __ по ___:

Из них:

− по пострадавшим

− о материальной помощи, компенсациях и пр.

− о поиске документов и вещей

− обращения СМИ и посольств/консульств (с перечислением организаций)

− запрос о психологической помощи

− звонки от сочувствующих и агрессивных граждан

− другое

39