-методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, аппаратурные методы, социометрия, анализ документов, тесты, опрос, групповая оценка личности);
-метод моделирования;
-методы управленческо-воспитательного воздействия;
-методы социально-психологического воздействия.
Метод наблюдения. Под наблюдением в социальной психологии подразумевается сбор информации, который осуществляется путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрирования социально-психологических явлений в лабораторных или естественных условиях.
Метод анализа документов — это одна из разновидностей способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом считается любая информация, зафиксированная на каком-либо носителе (бумага, фотоплёнка, жёсткий диск и т.д.).
Анализ документов позволяет составить достаточно точную психологическую характеристику личности человека.
Метод опроса, а в частности, интервью и анкетирование, широко распространены в современном обществе.
Метод социометрии относится к способам социально-психологического исследования структуры малых групп и человека, как члена группы. С помощью данного метода изучают отношения людей между собой и внутри группы. Социометрические исследования могут быть индивидуальными и групповыми, а их результаты обычно представляют в виде социометрических матриц или социограмм.
Метод групповой оценки личности (ГОЛ) заключается в получении характеристики человека в определённой группе, основанной на опросе членов этой группы относительно друг друга. Используя этот метод, специалисты оценивают уровень выраженности психологических качеств человека, которые проявляются в его появлении, деятельности и взаимодействии с окружающими.
Эксперимент-эксперимент подразумевает создание исследователем определённых условий взаимодействия между испытуемым (или группой таковых) и определёнными ситуациями с целью восстановления закономерностей этого взаимодействия.
Моделированиев социальной психологии моделирование развивается в двух направлениях.
Первое – это техническая имитация процессов, механизмов и результатов психической деятельности, т.е. моделирование психики.
Второе – это организация и воспроизведение какой-либо деятельности, посредством искусственного создания среды этой деятельности, т.е. психологическое моделирование.
Среди методов управленческо-воспитательного воздействия выделяют:
Глава I. Теоретические основы управленческой деятельности руководителя ...
... управляемой системы по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленной цели ... и развития. Бывают разные воздействия. Одни направлены на систему, ... ее повседневную деятельность. В социально-психологическом смысле управленческая деятельность предполагает ... повышения эффективности управленческой деятельности директора школы. Методы исследования: Теоретические: анализ, ...
-Убеждения, формирующие определённые психические проявления (взгляды, понятия, представления);
-Упражнения, организующие деятельность и стимулирующие позитивные мотивы;
-Оценку и самооценку, определяющие поступки, стимулирующие деятельность и оказывающие помощь в регуляции поведения.
Методы социально-психологического воздействия — это совокупность приёмов, оказывающих воздействие на потребности, интересы, склонности человека, его установки, самооценку, эмоциональное состояние, а также социально-психологические установки групп людей.(тренинги,беседы,игры).
41. Коммуникативная сторона общения. Средства коммуникации.
Коммуникативная сторона общения связана с передачей информации как с помощью речи (вербально), так и посредством разнообразных действий (невербально).
Коммуникативная сторона общения связана с передачей информации как с помощью речи (вербально), так и посредством разнообразных действий (невербально).
К вербальным средствам коммуникации относится речь – устная и письменная в ее смысловом значении. Существуют мнения, что интонации голоса, темп речи и другие сопутствующие проявления также относятся к категории вербальных. Однако если учесть, что подобные особенности могут не только дополнять, но и полностью отменять прямой смысл сказанного, мы считаем невербальными средствами все, не являющиеся, собственно, словами.
Таким образом, к невербальным средствам коммуникации относятся все остальные средства передачи информации:
1) почерк;
2) околоречевые(интонации, громкость, темп, ритм речи, тембр голоса, дикция, звуки, сопутствующие речи – «э-э-э», «хм-м», покашливание и др.);
3) кинесические(мимика, жесты, позы тела, походка, прикосновения к партнеру и пр.);
4) дистанции (зоны) общения(т.е. расстояние между партнерами);
5) организация пространства(расположение партнеров друг относительно друга);
6) место общения(территория, на которой происходит общение);
7) время общения(не только время суток, но и момент состояния партнера);
8) запахи(парфюмерии, используемой партнерами, индивидуальные запахи, улавливаемые на бессознательном уровне, запахи окружающей среды, влияющие на эмоции человека);
Общение, мотив, коммуникативные умения и навыки, средства общения, социометрия.
... генезиса речевого общения, особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора, как решающего условия появления и развития у детей речи. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей ... общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный с общением, либо с обменом мыслями, ...
9) стиль партнеров(одежда, прическа, аксессуары и пр.).
К вербальным средствам относится речь – устная и письменная в ее смысловом значении.