ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
Учебная дисциплина: «Юридическая психология»
Тема: «ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
студентки 5 курса гуманитарного факультета
«Защищен»____________
«Оценка»___________
Одесса-2008г.
План
Введение. 3
1. Исправительно-трудовая психология. 4
1.1 Понятие и содержание исправительно-трудовой психологии. 4
1.2 Методы психолого-педагогического воздействия в учреждениях по исполнению наказаний. 7
Заключение. 11
Список использованной литературы.. 12
Введение
В одной из первых работ (1925), посвященных раскрытию проблем воспитательно-трудовой психологии, М.Н. Гернет писал: «Не спертый и тяжелый воздух в тюремной камере, не количество воздуха, приходящееся на арестанта интересует автора этих строк, а живая душа человека, заключенного в тюрьму, с особенностями его переживаний за высокими стенами, за крепкими дверями, под охраной внутренней и внешней».
Основы исправительной психологии были заложены еще в ХІХ веке, когда в обществе стали формироваться идей гуманизации тюремного наказания и ученые, приступив к изучению влияния лишения свободы на психику и поведение человека, пришли к выводу о необходимости использования психологических знаний в работе по перевоспитанию осужденных.
Цель данной работы раскрыть сущность исправительно-трудовой психологии и описать методы психолого-педагогического воздействия на осужденных – людей, совершивших преступление.
1. Исправительно-трудовая психология
1.1 Понятие и содержание исправительно-трудовой психологии
Сегодня в структуре Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний находится 180 учреждений, в том числе 131 исправительная колония, из которых 12 — для содержания женщин, 11 воспитательных колоний для несовершеннолетних и 33 следственных изолятора. В исправительных колониях находится около 150 тыс. лиц [4].
Исправительная (с 90-х годов пенитенциарная) психология как отрасль юридической психологии определяет условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей, преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях. В частности, данная отрасль исследует интеллектуальные и личностные свойства правонарушителей, процесс их адаптации к пребыванию в исправительно-трудовых учреждениях психические состояния, вызванные лишением свободы, методы и приемы воспитательной работы с этой категорией лиц, формирование позитивной установки на исправление и др.
Пенитенциарная (исправительная) психология
... ИТУ перестали ограничивать себя по части создания «тяжелых переживаний». На службу такой исправительно-трудовой практики была поставлена и соответствующая теория — перевоспитание стали рассматривать как дрессуру — изменение ...
Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.
Различные формы воздействия на осужденных составляют систему методов, способствующих их подготовке к будущей жизни на свободе. Существует необходимость создания у осужденных положительной структуры потребностной базы для последующего развития у них положительной структуры связей, формирования основы для восприятия положительного социального опыт [4].
Социально-психологическая адаптация осужденного происходит в результате воздействия на него комплекса психолого-педагогических методов, стимулирующих принятие личностью высоких социальных ценностей. Наиболее важными в этом отношении являются отход от шаблонов, индивидуализация в избрании и применении методов воспитательной работы. Даже избрание форм труда по степени тяжести, характеру выполняемых действий (труд мужской или женский), результатам выполнения заданий, играют большую роль в возможностях воздействия на осужденных.
Формы труда предполагают и учет направленности личности. Так, выполнение работы, не представляющей никакого интереса для осужденных, влечет за собой отрицательное психологическое воздействие на них и, как следствие, ведет к слабому трудовому воспитательному эффекту. Так, например, женщины отбывающие наказание в исправительно-трудовых учреждениях, предпочитают «женский труд». В частности, как свидетельствует практика, производительность и качество труда у них возрастает, если они шьют детскую одежду, школьную форму и, резко снижается, когда производственный заказ своим объектом имеет изготовление рабочих рукавиц, брезентовых фартуков и т.д. [4].
Исходя из изложенного, пенитенциарную психологию можно определить как отрасль юридической психологии, исследующую закономерности психической деятельности личности, которая отбывает наказание, а также возможности ее ресоциализации, т.е. восстановления ранее нарушенных социальных качеств.
В своем развитии пенитенциарная психология использует данные других отраслей психологии. Наиболее тесно она связана с психологией труда, данные которой используются для исследования психологических факторов, влияющих на воспитание у осужденных трудолюбия, повышения производительности труда, избрания вида и характера производств, оказывающих воспитательное воздействие.
Психология искусства дает возможность использовать в процессе воспитательного воздействия данные о влиянии эстетических ценностей на развитие и становление личности, в частности таких ее потребностей, которые определяют ресоциализацию личности, пробуждая нравственные, гуманные черты личности.
Пенитенциарная психология также связана с общей и социальной психологией. В общей психологии используются данные об эмоциях, стрессах, фрустрациях, психологических показателях темперамента и характера, волевых проявлений, реакций на раздражитель как основы формирования методов индивидуального воздействия на осужденных. .
О корректности применения количественных методов в психолого-педагогических ...
... эффективности воздействия, недостаточная корректность применяемых методов и методик» [5, С.65]. А. А. Деркач, рассматривая проблемы качества диссертационных исследований по педагогике и психологии, ... [4, С.15]. Приведем конкретный пример некорректного применения математического метода в психолого-педагогическом исследовании. В психологических и педагогических исследованиях для доказательства ...
Данные же социальной психологии, относящиеся к формированию настроений и чувств различных социальных групп (формальных и неформальных), применяются для исследования закономерностей формирования настроений и чувств коллективов осужденных, в т. ч. отдельных микроколлективов, в труде и быту, психологических основ групповых преступлений, массовых конфликтов, дезорганизующих деятельность учреждений по исполнению наказаний [1].
К основным направлениям исследований в области пенитенциарной психологии относятся:
изучение закономерностей изменения психики осужденного, развитие его личностных качеств и мотивов поведения в целях определения влияния на его сознание факторов, связанных с изоляцией от общества;
исследование морального воздействия на осужденного уголовного наказания как фактора, оказывающего позорящее влияние, изучение психических состояний осужденных, вызванных осознанием вины либо невиновности в целях создания необходимых условий для их адаптации;
исследование психологических особенностей осужденных, обусловленных их возрастом, жизненным опытом, национальной принадлежностью, видом преступной деятельности и наказанием в целях разработки методов формирования коллективов осужденных и видов воспитательного воздействия;
разработка групповых и индивидуальных методов психолого-педагогического воздействия в целях наиболее эффективной коррекции осужденных.
Решение названных задач не является чем-то раз и навсегда данным, застывшим, оно приобретает новые направления и формы, обусловленные спецификой учреждений по исполнению наказаний, а также результативностью теоретических положений и методик, внедренных в практику их деятельности.
Рассмотрим теперь основные методы психолого-педагогического воздействия, используемые в пенитенциарных учреждениях.
1.2 Методы психолого-педагогического воздействия в учреждениях по исполнению наказаний
В учреждение по исполнению наказаний попадает лицо с достаточно устоявшимися взглядами, навыками, привычками, манерой общения с людьми. Поэтому методы психолого-педагогического воздействия, применяемые в обычной обстановке, здесь должны быть трансформированы применительно к тем характеристикам, которые свойственны лицам, отбывающим наказание за совершённое ими преступление. Социально – психологические отклонения (дефекты) в поведении и образе жизни индивида, укоренившиеся в процессе осуществления им преступной деятельности, требуют такого социального контроля, который направлен на разрушение преступных потребностей, ликвидацию накопившегося у него отрицательного социального опыта, создание основы для последующего развития положительной структуры связей [1].
Необходимой предпосылкой для избрания методов психолого-педагогического воздействия является изучение личности осуждённого, его поведения в генезисе (до поступления в учреждение по исполнению наказаний и во время пребывания в нём), отношение к труду, учёбе, режиму, комплексу мер социального воздействия.
Федеральная служба исполнения наказаний 4
... за образовательными учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний», рекомендациями по организации и проведению ... закреплении за образовательными учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний»». Учебная практика является неотъемлемой частью профессиональной ...
Личность осуждённого представляет собой сложную структуру, объединяющую комплекс социально – психологических взглядов, потребностей, отношений, в которых доминируют отрицательные тенденции. В основе поведения и деятельности каждого человека лежат потребности. Жизнь предполагает удовлетворение потребностей, в том числе материальных и духовных. Потребности человека побуждают его к активности, созданию и развитию общественного производства. Вместе с тем уровень и характеристика потребностей в норме и при криминальных отклонениях могут быть принципиально разными. Анализ и обобщение уровней потребностей и интересов у правонарушителей позволяют выявить:
1) нарушение равновесия между различными видами потребностей и интересов;
2) извращённый характер отдельных потребностей; 3) примитивность потребностей и интересов;
4) аморальность, преступные проявления в способах удовлетворения потребностей.
У преступников материальные потребности доминируют над духовными, круг последних крайне узок и предполагает только общение с людьми либо получение тех или иных сведений для приобретения своего «преступного престижа». Такие понятия как дружба, привязанность, преступники в подавляющем числе понимают извращённо: будут деньги – будут и друзья. Как правило, преступники некоторых категорий избегают труда, желают жить «легко и красиво», не утруждая себя физической работой.
Методы психолого-педагогического воздействия, используемые в учреждениях по исполнению наказаний, соответствуют по своей принципиальной схеме общим педагогическим мерам воспитания, однако обладают определённой спецификой, определяемой контингентом, в отношении которого они применяются. К этим методам наряду с высокой и последовательной требовательностью в отношении режима труда и отдыха относится метод убеждения, основной чертой которого является такое воздействие на психику осуждённого, при котором достигается понимание задачи и формируется согласие с необходимостью её выполнения.
Реалистичность, доказательность суждений и рассуждений, которые должны обладать силой убеждения, — главные стороны метода убеждения. При этом нужно подбирать доступные и яркие факты, аргументирующие доводы убеждения. Основным аргументом убеждения является беседа. Многократно повторяемая, имеющая определённую вариантность, она во всех случаях ведёт к положительному эффекту.
К наиболее важным методам уголовно – исполнительного воздействия относится метод внушения, предполагающий воздействие на психику человека без критического его восприятия последним. Внушение имеет целью изменить отношения осуждённого к его негативным установкам, привить ему новые устремления. Внушение, как правило, связанно с авторитетом человека, его осуществляющим. В общей психологии под внушением понимают различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определённого состояния или побуждения к определённым действиям. В основе внушения лежит ослабление действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации [1].
Выделяют два способа проведения внушения: словесное – путём прямого речевого воздействия на осуждённого и косвенное, опосредованное каким – либо предметом или действием [2]. Внушение может вызвать не только те или иные эмоциональные состояния, но и волевые побуждения, что очень существенно для практики деятельности учреждений по исполнению наказаний. Внушение может быть как прямым, непосредственно обращённым к осуждённому, так и косвенным, имеющим своей целью сообщение положительной, внушающей информации о других лицах, причём в такой форме, которая не требует непосредственной ответной реакции.
Психология повседневного убеждения
... убеждения Убеждение – прием, используемый в процессе общения, которое предполагает влияние и воздействие одного человека на другого, через логические принципы, которые побуждают человека к определенной деятельности. Убеждение – сознательно организованное воздействие на психику человека ...
Методы косвенного внушения включают в себя демонстрацию фильмов, воздействие музыкой, чтением художественной литературы и т.п. При осуществлении методов воздействия важно отметить, что возникающие у осуждённого доминантные очаги, поддерживающие положительные стремления, начинают угасать. Поэтому такие доминанты необходимо стимулировать повторением воздействия. Целесообразно так же управлять самовнушением осуждённого.
В качестве важного метода воздействия на личность осуждённого в пенитенциарной психологии называют метод передачи информации. По мнению А.В. Дулова, специально и целенаправленно отбираемая информация, поступающая к осуждённому, должна способствовать восполнению его социального опыта, получению и переработке им сведений, которых он раньше не получал (или игнорировал), — о жизни общества, об интересах и деятельности людей, о трудовых процессах, культуре и т.д. [2]
Специфическим методом воздействия на личность осуждённого является метод регулирования психических общений. Здесь есть определённые возможности влиять и регулировать психические общения, взаимодействия с другими осуждёнными, родными и близкими. Такой метод так же предполагает контроль за вхождением осуждённого в микроколлективы (в том числе с отрицательной направленностью).
Особые условия нахождения осуждённого в местах лишения свободы предполагают применение метода принуждения. Учёные, исследующие пенитенциарную психологию (А.Г. Ковалёв), считают, что наказание действует в одних случаях устрашающе, в других – заставляет думать о том, какой образ поведения оказывается не только более удобным в настоящее время, но и перспективным в деле самоисправления.
Заключение
Исправительная (пенитенциарная) психологическая наука являясь отраслью юридической психологии, выявляет условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей, преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях.
Пенитенциарная психология изучает как психологию отдельных правонарушителей, так и структуру формальных и неформальных групп в местах лишения свободы, психологический феномен их возникновения и функционирования.
К задачам исправительной психологии относятся: исследования эффективности наказания; изменение психики личности осужденного а в процессе исполнения наказания; формирование особенностей поведения в условиях лагерного и тюремного режимов.
Пенитенциарная психология в тесной связи с другими науками (педагогикой, психологией труда, социальной психологией) разрабатывает практические рекомендации по ресоциализации осужденных, средства и способы психологической коррекции личности правонарушителя.
Существенной особенностью пенитенциарной психологии является то, что она имеет дело с людьми, которые совершили преступление, и ставит основной задачей их перевоспитание, привлечение к общественно-полезному труду, их адаптации к нормальному существованию после истечения срока наказания.
Известно, что перевоспитывать всегда сложнее, так как этот процесс связан с ломкой, в определенной степени устоявшихся в личности взглядов на жизнь, ее ценности и способы достижения целей. Поэтому, исходя из объекта пенитенциарной психологии и ее воспитательных задач, к специалистам, работающим в исправительных учреждениях предъявляются особые требования.
Исправительная психология (пенитенциарная). Лекция 10
ИП изучает психологические основы ресоциализации – восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых дл нормальной жизнедеятельности в обществе. Адаптация осужденных к условиям лишении свободы 1. Адекватная адаптация – соответствие поведения осужденного реальной информации о перспективах его пребывания в местах лишения свободы; соблюдение им режима отбывания наказания ...
Список использованной литературы
1. Баранов П.П., Юридическая психология. -Ростов н/Д. -2004. -576с.
2. Бедь В.В. Юридична психологія: Навчальний посібник. -2002. -376с.
3. Дулов А.В. Судебная психология: Учебник. -Минск: Вышейшая школа, 1975. -462с.
4. Коновалова В.Е., Шепитько В.Ю. Основы юридической психологии. -Х.: Одиссей, 2006. -352с.