2
минобрнауки россии
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра начального образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
050100.62 Педагогическое образование профиль подготовки начальное образование |
код и наименование направления подготовки (специальности) |
очная |
форма обучения |
(Для студентов, обучающихся на 3 курсе, 5 семестре)
Составитель:
Яковлева Е.В.,
д.п.н., профессор
г. Череповец — 2014г.
Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины находится в 715 каб., электронная версия программы в 715 и 720 каб.
Выписка из рабочей программы учебной дисциплины «Методика обучения и воспитания»
Содержание разделов дисциплины
1. Ребенок – субъект социальной заботы и защиты. Детство как социальный феномен.
Ребенок как субъект социальной заботы и защиты. Соотношение государственных и общественных учреждений, восстанавливающих социальные и образовательные статусы ребенка. Целевое назначение и характеристика приюта, детского дома, приемной семьи. Профилактический, адаптационный, коррекционный, реабилитационный потенциал учреждений временного и постоянного пребывания ребенка.
Современные миграционные процессы. Социальные проблемы семей мигрантов, способы их преодоления. Социальные проблемы детей мигрантов. Образовательные проблемы детей-мигрантов. Работа педагога с детьми-мигрантами и их семьями.
2. Социальное развитие ребенка. Факторы развития личности. Этапы психического и физического созревания индивида. Становление самосознания. Психопедагогические особенности вхождения детей в школьный возраст и социальная адаптация. Помощь социальному развитию ребенка. Социально-педагогическая поддержка ребенка как вид деятельности, обеспечивающий предупреждение и решение его проблем.
3. Ребенок как субъект процесса социализации. Теория и концепции социализации в отечественной и зарубежной социальной педагогике. Понятие о социализации. Факторы, агенты, средства социализации. Психологические, социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации. Составляющие процесса социализации. Основные критерии социализированности. Адаптация и обособление, их взаимосвязь.
Особенности социализации младших школьников. Социальный опыт как результат социализации младших школьников: структура и содержание социального опыта, механизмы становления. Проблемы и трудности социализации младших школьников.
4. Семья, школа, улица как сферы социального самоопределения ребенка.
Семья как институт социализации и объект социально-педагогической поддержки. Профилактика и оздоровление ситуации социального развития ребенка в семье. Приемная семья, содержание деятельности приемных родителей по включению ребенка в систему социальных отношений.
Образовательное учреждение как институт социализации. Социальные и образовательные проблемы ребенка, пути их решения в системе основного и дополнительного образования. Отторжение от жизни школы как условие дезадаптации ребенка в социуме. Профилактика, адаптация, коррекция и реабилитация ребенка в системе основного и дополнительного образования.
Улица как сфера социализации ребенка. Молодежная инфраструктура города. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные молодежные группировки. Неформальные молодежные организации. Их позитивное и негативное влияние на процессы социализации.
Социально-педагогические возможности СМИ.
5. Социально-педагогическая деятельность учителя начальных классов. Социально-педагогическая деятельность как вид помогающей деятельности, ориентированный на предупреждение и преодоление кризисных ситуаций в процессах социализации. Субъект-субъектные основания, цели, ценности, содержание и процесс осуществления социально-педагогической деятельности. Профилактическая, адаптационная, коррекционная, реабилитационная направленность социально-педагогической деятельности. Социальная забота и социальная защита в системе социально-педагогической деятельности. Формы организации психолого-педагогической деятельности.
Способы взаимодействия педагогов, родителей и самого ребенка в успешной социализации младшего школьника.
ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
сформировать у студентов знания о методике обучения и воспитания младших школьников, а также умения и навыки, необходимые для эффективной организации педагогического процесса в начальной школе, обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Методика обучения и воспитания» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (П.Б.04.), осваивается во 2-7 семестрах.
Для освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания» студенты используют знания и умения, компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплин «Психология», «Педагогика», «Возрастная анатомия и физиология» и др.
Освоение дисциплины «Методика обучения и воспитания» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).
Модуль 2. Основная учебная литература
Учебники, учебные пособия
- Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004 *
- Дудинова И.Ю., Косачева Е.П., Першина Т.В., Шишова А.В. Лекции по курсу: «Организация психолого-педагогической деятельности социального педагога»: Учеб пособ. — Череповец: ЧГУ, 2003
- Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. — М.: Академия, 2006
Модуль 3. Дополнительная литература, дидактические материалы
Дополнительная литература
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1988*
- Болотова Е.Л. Права ребенка в современном мире – М.: Школьная пресса, 2005 *
- Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Пед. общество России, 2005
- Васильева Т.П. Практические занятия по дисциплине «Социализация личности ребенка в системе начального образования. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2006 *
- Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. — СПб, 1997
- Дик Н.Ф. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе / Н.Ф. Дик. — Ростов н./Д., 2005 *
- Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. — Ростов н./Д: Феникс,2004 *
- Липский И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ. – М.: ТЦ Сфера, 2004
- Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. – Рязань: РГПУ, 1999*
- Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. – М.,1991*
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008*
- Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2004
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М.: Знание, 1991*
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для вузов. М.: Академия, 2005*
- Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008
- Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы. – М., 2004
- Семейный кодекс Российской Федерации. М., Проспект,2005
- Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000
- Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*
- Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте. Уч. пос. – Вел. Новгород: НовГУ им Я. Мудрого. – 2004*
- Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Уч.-мет. пос. — Вел. Новгород: НовГУ им Я. Мудрого. – 2000*
Словарно-справочные издания
- Безопасность развития личности в процессе социализации: Словарь-справочник / Под ред. В.Г. Маралова, Н.В. Гольцовой. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010*
- Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм-Еврознак, 2004
- Дик Н.Ф., Иванова Н.. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. – Ростов-на-Дону, 2004
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, 2004
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000 *
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2001
- Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ. – Ростов н/Д, 2005
- Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004
- Семья: краткий справочник социального педагога / Сост. Л.А. Легостаева. – Череповец: ЧГУ, 2003*
- Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002
- Социальная работа: словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. – М.: Контур, 1998
- Социальная энциклопедия. – М.: Большая российская энциклопедия, 2000
Периодические издания по дисциплине:
- Воспитание школьников
- Народное образование
- Начальная школа*
- Начальная школа + до и после*
- Педагогика*
- Социальная работа в школе
- Социальный педагог
Примечание: литература, помеченная значком *, имеется в 720 каб.
Модуль 4. Материально-технические оснащение дисциплины
компьютерный класс (827 каб.)
кафедральное мультимедийное оборудование (727 каб.)
оборудование для просмотров фильмов (727 каб.)
Сайты:
Учительская газета http: //www.ug.ru
Российская газета http: //www.rg.ru
РИА Новости http: //www.rian.ru
Все образование http: //www.alledu.ru
Первое сентября http: //www.1september.ru
Российский общеобразовательный портал http: //school.parking.ru
Российское образование http: //www.portal.edu.ru
Электронная библиотека статей по образованию http: //www.cl.ru/education/lib
Школа 2100: http//www.openworld.ru\schoolиhttp//www.school2100.ru
Школьное образование: htpp://www.school.edu.ru
Проект «Дистанционная поддержка учителей начальной школы» htpp:www.iro.yar.ru
Сайт Министерства образования и науки РФ htpp:www.ed.gov.ru
Российская государственная библиотека htpp:www.rsl.ru
Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского htpp:www.gnpbu.ru
Педагогическая библиотека htpp:www.pedlib.ru
Педагогический энциклопедический словарь htpp:www.dictionary.fio.ru
Журнал «Образование и общество» htpp:www.education.recom.ru
Полнотекстовые версии журнала «Начальная школа» htpp:www.openworld.ru
В 720 кабинете имеются таблицы по курсу:
- Социализации, ее факторы и механизмы.
- Виды педагогических взаимодействий.
- Процесс самовоспитания.
- Механизмы социализации.
- Факторы социализации.
- Младший школьный возраст.
Модуль 5. Учебно-методические указания и рекомендации
2 Структура и содержание дисциплины
2.1 Распределение аудиторной и самостоятельной работы по семестрам
Виды учебной работы:
Курсовая работа — Ку/р; Курсовой проект — К/пр;
Расчетно-графические задания — РГЗ;
Контрольные работы — КР;
Реферат — Р;
Другие виды самостоятельной работы — Д.
Формы промежуточного (итогового) контроля (по УП):
Собеседование — С; Зачет — З; Экзамен — Э.
Сем |
Название дисциплины в семестре |
За-чет-ных еди- ниц |
Кол- во ча- сов |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
Формы контроля |
|||||||||||||
Всего |
Л |
ЛР |
ПЗ |
Ку/р |
К/пр |
РГЗ |
КР |
Р |
Д |
Э |
З |
С |
|||||||
050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки – начальное образование, шифр плана 050100.62-П1-12 |
|||||||||||||||||||
2 |
Методика обучения и воспитания |
5 |
180 |
70 |
38 |
12 |
20 |
|
|
|
|
|
110 |
+ |
|
|
|||
3 |
Методика обучения и воспитания |
5 |
180 |
80 |
36 |
12 |
32 |
|
|
|
|
|
100 |
+ |
|
|
|||
4 |
Методика обучения и воспитания |
4 |
144 |
64 |
30 |
|
34 |
80 |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|||
5 |
Методика обучения и воспитания |
2 |
72 |
26 |
12 |
|
14 |
|
|
|
|
|
46 |
|
+ |
|
|||
6 |
Методика обучения и воспитания |
2 |
72 |
34 |
14 |
|
20 |
|
|
|
|
|
38 |
|
+ |
|
|||
7 |
Методика обучения и воспитания |
2 |
72 |
30 |
14 |
6 |
10 |
|
|
|
|
|
42 |
+ |
|
|
|||
|
Итого: |
20 |
720 |
304 |
146 |
30 |
130 |
80 |
|
|
|
|
336 |
|
|
|
Учебно-методическая карта дисциплины
5 Семестр
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Л |
ЛР |
ПЗ |
Форма контроля |
1 |
Ребенок – субъект социальной заботы и защиты |
4 |
|
4 |
Опрос на практическом занятии, проверка выполнения практических заданий |
2 |
Социальное развитие ребенка |
2 |
|
|
|
3 |
Ребенок как субъект процесса социализации |
6 |
|
1 |
|
4 |
Семья, школа, улица как сферы социального самоопределения ребенка |
|
|
5 |
|
5 |
Социально-педагогическая деятельность учителя начальных классов |
|
|
4 |
|
|
Всего: |
12 |
|
14 |
|
Лекции
№ раздела дисциплины |
Тема лекции |
Количество часов |
1 |
Детство как социальный феномен. |
2 |
1 |
Ребенок – субъект социальной заботы и защиты. |
2 |
2 |
Психопедагогические особенности вхождения детей в школьный возраст и социальная адаптация. |
2 |
3 |
Характеристики социализации. |
4 |
3 |
Особенности социализации младших школьников |
2 |
|
Всего: |
12 |
Практические занятия
№ раздела дисциплины |
Тема практического занятия |
Количество часов |
1 |
Детская субкультура и социокультурный мир ребенка младшего школьного возраста |
2 |
1 |
Социально-педагогические проблемы детей-мигрантов |
2 |
3, 4 |
Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы |
2 |
4 |
Улица как сфера социализации ребенка |
2 |
4 |
Социально-педагогические возможности СМИ |
2 |
5 |
Технологии и формы социально-педагогической деятельности |
4 |
|
Всего: |
14 |
Практическое занятие 1
Детская субкультура и социокультурный мир ребенка младшего школьного возраста
Вопросы для обсуждения
- Понятия «субкультура», «детская субкультура», «социокультура», «социокультурный мир ребенка».
- Сущность и особенности типичного и индивидуального социокультурного мира ребенка.
- Характеристика основных компонентов социокультуры ребенка, особенности ее проявления.
- Основные факторы, влияющие на социокультурный мир ребенка.
- Влияние возрастной субкультуры на развитие ребенка.
- Влияние родителей, воспитателей, старших, сверстников на социокультурный мир ребенка.
- Целенаправленная деятельность по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка.
- Роль личных усилий самого ребенка в культурном самосовершенствовании.
- Социальный опыт как результат социализации младших школьников: структура и содержание социального опыта, механизмы становления.
- Современные сценарии социализации детей в школах России.
Литература
- Корчак Я. Право ребенка на уважение // Избр. пед произв. М., 1979
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000
- Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. – Рязань: РГПУ, 1999*
- Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. – М.,1991*
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994
- Семья: краткий справочник социального педагога / Сост. Л.А. Легостаева. – Череповец: ЧГУ, 2003*
- Сухомлинский В.А. Трудные дети // Избр. произ.: В 5 т. Киев, 1980. Т.4
Практическое занятие 2
Социально-педагогические проблемы детей мигрантов
Вопросы для обсуждения
- Современные миграционные процессы.
- Социальные проблемы семей мигрантов, способы их преодоления.
- Социальные проблемы детей мигрантов.
- Образовательные проблемы детей-мигрантов.
- Работа педагога с детьми-мигрантами и их семьями.
Литература
- Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. – Рязань: РГПУ, 1999*
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008
- Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. — М.: Академия, 2006
- Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008
- Семья: краткий справочник социального педагога / Сост. Л.А. Легостаева. – Череповец: ЧГУ, 2003*
- Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000
- Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*
Практическое занятие 3
Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы
Вопросы для обсуждения
- Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике.
- Основные наследственные причины и приобретенные своеобразия, обусловливающие формирование детей, трудных в воспитательном отношении.
- Ошибки и упущения родителей в воспитании ребенка, обусловливающие его трудности в воспитании.
- Типичные группы трудновоспитуемых детей.
- Особенности деятельности учителей начальной школы по предупреждению формирования детей трудных в воспитательном отношении.
- Особенности деятельности различных категорий воспитателей по предупреждению трудновоспитуемости.
- Проблемы воспитательной работы с детьми, трудными в воспитательном отношении.
Литература
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 2000
- Курчинка М.Ш. Ребенок «с характером». СПб., 1996
- Лесгафт П. Семейное воспитание ребенка и его значение. В 3 ч. // Избр. пед. соч. / Сост. И.Н. Решетень, М., 1988. Ч. 3
- Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990
- Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. – Рязань: РГПУ, 1999*
- Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. – М.,1991*
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М.: Знание, 1991*
- Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. — М.: Академия, 2006
- Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008
- Семья: краткий справочник социального педагога / Сост. Л.А. Легостаева. – Череповец: ЧГУ, 2003*
- Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., 1991
- Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000
- Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 1998
- Сухомлинский В.А. Трудные дети // Избр. произв: В 5 т. Киев, 1980
Практическое занятие 4
Улица как сфера социализации ребенка
Вопросы для обсуждения
- Факторы улицы и их влияние на формируемую личность.
- Основные причины формирования «детей улицы».
- Понятие «социального сиротства».
- Типичные группы «детей улицы» и их характеристика.
- Сущность и содержание профилактики безнадзорности и беспризорности.
- Основные этапы социально-педагогической работы с несовершеннолетними детьми улицы и их характеристика.
- Молодежная инфраструктура города. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные молодежные группировки. Неформальные молодежные организации. Их позитивное и негативное влияние на процессы социализации.
Литература
- Дети улиц // Информационно-консультативный вестник. М., 1997, 2000
- Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. – Рязань: РГПУ, 1999*
- Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. – М.,1991*
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008
- Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. — М.: Академия, 2006
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М.: Знание, 1991*
- Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008
- Нормативно-правовые основы профилактики и реабилитации социальной дезадаптации детей и подростков: документы и материалы. В 2 ч. М., 1997
- О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. Указ Президента РФ № 1338 от 6.09.1993 г. // Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994).
М., 1994
- Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон № 120-ФЗ, 24 июня 1999 г.
- Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000
- Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*
Практическое занятие 5
Социально-педагогические возможности сми
Вопросы для обсуждения
- Понятие «средства массовой информации»
- Основные виды СМИ, их социально-педагогическая характеристика.
- Основные функции СМИ.
- Характеристика основных факторов, обусловливающих влияние СМИ на аудиторию.
- Наиболее типичные последствия влияния СМИ на человека.
- Специфика методов и приемов, используемых в СМИ для достижения психологического эффекта воздействия на личность и группу.
- Информационные потребности человека, его информационно-педагогическая культура.
- Место и роль семьи в педагогизации информационной среды ребенка.
Литература
- Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975
- Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991
- Воробьев В.В. Твоя информационная культура. М., 1988
- Голицын Г.А., Петров В.М. Информация – поведение – творчество. М., 1991
- Закон РФ «О средствах массовой информации» // Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 7
- Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. – Рязань: РГПУ, 1999*
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997
- Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. — М.: Академия, 2006
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М.: Знание, 1991*
- Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008
- Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000
- Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*
- Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2001
Практическое занятие 6-7
Технологии и формы социально-педагогической деятельности
Вопросы для обсуждения
1. Технологии социально-педагогической деятельности:
- Социально-педагогические технологии: сущность и классификация.
- Основные типы и виды социально-педагогических технологий.
- Технология социально-педагогической диагностики.
- Социально-педагогический мониторинг.
- Технология социально-педагогической поддержки (помощи) детям.
- Технология социально-педагогической профилактики.
- Технология коррекционной и реабилитационной социально-педагогической деятельности.
2. Формы организации психолого-педагогической деятельности:
- Социально ориентирующие игры.
- Социально-психологический тренинг.
- Психокоррекционное занятие.
- Этическая беседа, диспут, «круглый стол».
- Анализ социально-педагогических ситуаций.
Литература
- Дудинова И.Ю., Косачева Е.П., Першина Т.В., Шишова А.В. Лекции по курсу «Организация психолого-педагогической деятельности социального педагога». Череповец: ЧГУ, 2003
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008
- Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. — М.: Академия, 2006
- Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001
- Педагогика общей заботы: Понятийный аппарат / Под ред. Е.В. Титовой. – СПб., 1998
- Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000
- Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*
- Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Пед. общество России, 1999
Модуль 6.Средства контроля качества обучения
1. Контроль за самостоятельной работой студента
Текущий контроль — Контрольные работы
№ п/п |
Примерные вопросы контрольных работ
|
1 |
диктант проводится по тезаурусу дисциплины. |
2 |
практическая работа — составление матрицы обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания |
3 |
практическая работа — составление карты социума конкретного ребенка |
Матрица обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания
п./п. |
Социальные характеристики семьи |
Балл |
1. |
Состав мать: мать, отец, дедушка, бабушка; только мать и Отец; мать и отчим; отец и мачеха; одна мать; один отец; родителей нет: бабушка, дедушка; только другие родственники |
5 4 3 2 1 |
2. |
Санитарно-жилищные условия семьи: благоустроенная отдельная квартира; отдельная квартира с родителями супругов; более одной комнаты в коммунальной квартире; одна комната в коммунальной квартире с удобствами; комната в общежитии, бараке без удобств |
5 4 3 2 1 |
3 |
Доход семьи: могут практически ни в чем себе не отказывать; денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг; на повседневные расходы хватает, но покупка одежды вызывает трудности; живут от зарплаты до зарплаты; денег до зарплаты не хватает. |
5 4 3 2 1 |
4. |
Педагогический стиль семьи: постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия; слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость; первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям; равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети, как дополнительное бремя, дополнительные проблемы; напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям. |
5 4 3 2 1 |
5. |
Уровень социального здоровья семьи: атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви; здоровый образ жизни семьи без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут по «привычке»; в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке; судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей; родители стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение. |
5 4 3 2 1
|
6. |
Ценность детей в семье: дети — главная ценность в семье; дети — равнозначная ценность наряду с супружеством; дети дополняют супружеские отношения; дети — элемент социального статуса «как у всех»; дети — обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства. |
5 4 3 2 1 |
7. |
Отношения семьи со школой: высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь в школе, высокая информированность о школьных делах ребенка; обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях; интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери; критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний; отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам). |
5 4 3 2 1 |
Инструкцияпо определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания:
Общая сумма баллов: 105.
При анализе конкретной семьи сумма баллов:
— ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
— от 22 до 30 характеризует семью в пределах допустимой нормы, но семье требуется социально-педагогическая помощь;
— более 31 балла характеризует благополучные семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).
На основе полученных данных сделайте выводы и рекомендации.
Карта социума конкретного ребенка
- Сведения о ребенке.
- ФИО,
- Дата рождения,
- Адрес проживания,
- Характер занятости,
- Здоровье,
- Поведение по месту учебы,
- Общественная активность,
- Отношение к учебе и др.
- Сведения о родных и близких.
- Мать, отец, другие дети семьи, другие члены семьи (образование, где и кем работает, здоровье и пр.).
- В целом характеристика семьи.
- Сведения о жилье
- Тип жилья,
- Степень благоустройства,
- Санитарное состояние,
- Число фактически проживающих,
- Культурно-бытовые условия в целом и др.
- Отношения
- Степень выраженности аморального поведения семьи,
- Степень выраженности асоциальных взглядов семьи,
- Характер эмоциональных отношений в семье,
- Характер общения
6. Характеристика ребенка.
На основе полученных данных сделайте выводы и рекомендации.
2. Контроль результатов изучения дисциплины в целом и/или ее разделов
Требования к уровню усвоения программы
Список вопросов, выносимых на зачет
- Детство как социальный феномен
- Детская субкультура и социокультурный мир ребенка.
- Государственная забота о защите детей в современной России.
- Закрепление прав детей и подростков в законодательстве РФ.
- Социально-педагогические проблемы детей мигрантов
- Понятие и сущность развития личности. Факторы развития личности.
- Роль социальной адаптации в обеспечении развития личности младшего школьника.
- Цели и задачи, методы педагогической поддержки социального развития ребенка.
- Этапы социализации.
- Отечественные и зарубежные подходы к трактовке социализации личности.
- Основные факторы социализации личности.
- Агенты, средства социализации. Психологические, социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации.
- Формы нарушения социализации. Трудности социализации.
- Виды десоциализирующего влияния. Виды отклоняющегося поведения: девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
- Факторы, негативно влияющие на развитие и поведение детей. Механизм протекания отклонений в поведении.
- Понятие «трудновоспитуемый» в педагогике. Типичные группы трудновоспитуемых детей. Причины, обусловливающие формирование детей, трудных в воспитательном отношении.
- Семья как институт социализации и объект социально-педагогической поддержки.
- Образовательное учреждение как сфера социального самоопределения ребенка
- Улица как сфера социализации ребенка.
- Молодежная инфраструктура города. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные молодежные группировки. Неформальные молодежные организации. Их позитивное и негативное влияние на процессы социализации.
- Социально-педагогические возможности СМИ.
- Сущность социально-педагогической работы. Цели, задачи и формы работы социального педагога.
- Основные составляющие социально-педагогической деятельности учителя начальных классов, ее принципы и структура. Объект и субъект социально-педагогической деятельности
- Цели и задачи, функции социально-педагогической деятельности учителя начальных классов.
- Сущность социально-педагогические технологий. Основные типы и виды социально-педагогических технологий.
- Формы организации психолого-педагогической деятельности.
Форма проведения зачета – компьютерное тестирование.