Заключение дисертационного совета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО ОТРАСЛЕВОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аналитический, методический и консультационный центр аттестации научных и научно-педагогических работников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА

ПО ЗАЩИЩЕННОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Методические рекомендации для диссертационных советов

2010

ББК 72.4(2): 65.290-2 П44

Рецензент: Яшин Н.С. — доктор экономических наук, профессор, учёный секретарь диссертационного совета Д.212.241.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Саратовском государственном социально-экономическом университете

Заключение диссертационного совета по защищенной П44 диссертации [Текст]: методические рекомендации /

Н.И. Аристер, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина. — М., 2010. — 20 с.

Рекомендации направлены на устранение типичных недостатков в заключениях, принимаемых диссертационными советами. Особое внимание уделено формулировке наиболее существенных результатов, их научной новизны, достоверности и обоснованности, значения для теории и практики, рекомендациям по практическому использованию, обоснованию соответствия диссертации специальности, по которой она защищалась и др.

© Пензенский государственный университет

14 стр., 6939 слов

О СОСТОЯНИИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

... кафедры или лаборатории, а затем, рассматривая на ученом и, наконец, диссертационном советах представленную диссертацию, следует не просто оценивать ее текст (тем более сегодня, когда, ... в качестве примера, докторскую диссертацию «Формирование профессиональной компетентности студентов высшей школы в процессе иноязычной подготовки» О.В. Варниковой, защищенную в Пензенском госпедуниверситете: научный ...

архитектуры и строительства, 2010 © Аристер Н.И., Резник СД., Сазыкина О.А. 2010

2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………..4

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………..6
  2. НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ НОВИЗНА …………..6
  3. ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ …………..11
  4. ЗНАЧЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЛЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ …………..12
  5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ………….12
  6. СООТВЕТСТВИЕ ДИССЕРТАЦИИ ПАСПОРТУ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ………….13
  7. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ………….16
  8. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА …………..17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………..18

3

ВВЕДЕНИЕ

Качество заключений диссертационных советов по защищенным диссертациям не в полной мере соответствует п. 3.7 Положения о диссертационном совете. В них подчас не содержится оценки личного участия автора в полученных результатах, не обосновывается достоверность исследования, не отмечается теоретическая либо практическая значимость результатов работы, ее соответствие научной специальности.

При принятии заключения диссертационного совета необходимо отражать наиболее значимые результаты, полученные лично соискателем, их обоснованность и достоверность, научную новизну, дать рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования, а также соответствие работы требованиям п. 8 Положения о порядке присуждения ученых степеней.

Заключения диссертационных советов повторяют порой дословно выводы и положения диссертации, отраженные в авторефератах.

Результаты, полученные лично автором, представляются в заключении очень кратко, без детальной конкретизации, что не позволяет эксперту определить личный вклад соискателя в разработку проблемы научного исследования, установить отличия его работы от уже имеющихся.

Составление заключения по диссертации — это ответственность и компетенция не соискателя, а членов диссертационного совета. В частности, отмечаются следующие замечания в заключениях диссертационных советов по защищенным работам’:

  • Часто диссертационные советы беспечно и небрежно относятся к формулировке заключений.
  • Сами по себе оценочные суждения о том, что исследование глубокое, разностороннее, скрупулезное еще мало что сообщают по существу. Нужно конкретное содержательное описание на общепонятном языке, а не на узкопрофессиональном жаргоне, результативного вклада соискателя в контекст науки.
  • В заключениях диссертационных советов часто нет ответа на вопрос, в чем новизна и полезность исследования. При этом полезность должна характеризовать как значимость для практики, так и для теории.
  • В заключениях диссертационного совета просто утверждается что-либо в общем виде, например: разработаны критерии или новая концепция, а что это за критерии и в чем сущность концепции ничего не сказано.

Климов Е.А. О некоторых нежелательных традициях в работе диссертационных советов по педагогическим и психологическим наукам // Бюллетень ВАК. 2002. №1. С. 22-28.

14 стр., 6939 слов

О СОСТОЯНИИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

... кафедры или лаборатории, а затем, рассматривая на ученом и, наконец, диссертационном советах представленную диссертацию, следует не просто оценивать ее текст (тем более сегодня, когда, ... сомнительного происхождения, валидность и надежность которых нуждаются в научном подтверждении. В результате, например, фактическое исследование психологического феномена (поведение, состояние, реакции, научение и ...

4

  • Не раскрывается специфика произведенного нового научного продукта.
  • Мало информативны также общие указания на процессуальную сторону работы соискателя, например, «впервые предпринята попытка», «проводился анализ», «разрабатывалась новая методика».

К приведенным замечаниям следует добавить недостатки, выделенные Д.И. Фельдштейном2:

  • наблюдается массовое представление диссертационными советами заключений, где так формулируются научная новизна и теоретическая значимость защищаемых работ, что из них совершенно не видно, действительно ли решена в докторской диссертации крупная научная проблема, представлено реальное научное достижение.
  • нередко диссертационный совет (понятно, с подачи соискателя) перечисляет объекты или проблемы, которые исследовались. Такое перечисление иногда занимает несколько страниц, но не говорит о результатах исследования, о том, какие новые научные положения, идеи выдвигаются, какие новые факты открыты.
  • завышение достоинств диссертации, которыми она на самом деле не обладает. Часто встречаются и такие бессодержательные шаблоны: «диссертация является первой специальной работой по такой-то тематике» (слово «первый» еше ничего не говорит о научном уровне), «а диссертации применен системный подход к проблеме…» (но в чем заключается эта системность, не говорится).

    Или «выявлен», «теоретически обоснован» и «экспериментально проверен» комплекс педагогических условий, реализация которых повышает эффективность подготовки человека в образовательной системе.

  • содержащиеся в заключениях диссертационных советов оценочные суждения (о том, что исследование «глубокое», «разностороннее», «скрупулезное» и пр.) мало что сообщают по существу.

В этой связи представляется целесообразным предложить рекомендации по подготовке заключений диссертационного совета по защищенным диссертациям, вытекающие из базовых требований Высшей аттестационной комиссии.

Рекомендации предназначены для руководителей и членов диссертационных советов, а также оппонентов, научных руководителей, соискателей учёных степеней.

13 стр., 6143 слов

Семья как объект исследования в социальной работе

... технологий социальной работы с семьей. Степень изученности. Наиболее крупный вклад в исследование семьи как объекта социальной работы внесли: А.И. ... отечественных ученых находится под сильным влиянием сложившихся научных парадигм. Разные социологические школы развивали сформировавшиеся ... метод анкетирования. Новизна нашей работы состоит в том, что в ней описаны результаты собственного исследования по ...

При подготовке рекомендаций авторы опирались на требования Высшей аттестационной комиссии.

Методической базой рекомендаций являются также результаты проверок деятельности диссертационных советов, проведенных ВАК и опубликованных в ее Бюллетенях, научные статьи ученых, связанных с экспертизой диссертационных работ.

2 Фельдштейн Д.И. Диссертационное исследование в области педагогики и психологии: современное состояние и пути повышения качества // Высшее образование сегодня. 2008. №2. С. 59-66.

5

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней [4, 12] при положительном результате голосования по присуждению ученой степени диссертационный совет открытым голосованием должен принять заключение по диссертации, в котором необходимо отразить: наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем, оценку их достоверности и научной новизны, значение для теории и практики, дать рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования, а также отметить, в соответствии с какими требованиями пункта 8 Положения о порядке присуждения ученых степеней оценивалась диссертация.

Проект заключения диссертационного совета, подготовленный экспертной комиссией диссертационного совета, раздается членам совета перед открытием заседания (п. 3.2 Положения о диссертационном совете).

Заключение может иметь следующую структуру: -наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна3;

  • достоверность и обоснованность результатов исследования;
  • значение результатов исследования для теории и практики; -рекомендации по использованию результатов диссертационного

исследования;

  • соответствие диссертации паспорту научной специальности;
  • общие выводы.

2. НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ НОВИЗНА

Описывая наиболее существенные научные результаты,

полученные лично соискателем, и их научную новизну, диссертационный совет должен показать, в чем конкретно состоят сущность, научная новизна и значение полученных научных результатов, сделать ссылки на конкретные страницы диссертационной работы, где эти результаты обоснованы.

Научная новизна должна подтверждаться новыми научными результатами, которые получены соискателем в работе с отражением их отличительных особенностей в сравнении с существующими подходами.

Объектами научной новизны (наиболее существенными научными результатами) могут быть сформулированные автором новые

‘ Оценку научной новизны результатов исследования можно давать и в отдельном подразделе, но логичнее это сделать при описании сущности и значения наиболее важных научных результатов.

23 стр., 11133 слов

предмет, объект, задачи исследований 4

... производителя, человеческом факторе в производстве, проблемах управления. 1.2. Экономическая психология: предмет, объект, задачи, методы исследования Экономическая психология - наука становящаяся, в ... (1856-1915) разработал систему интенсификации труда для рациональной организации производства. Научная организация производства, проектирование трудовых процессов требовали точных знаний о ...

6

теоретические положения, новые идеи, новые факты, новые конкретные методики, модели, способы, обоснования, концепции, закономерности и др. В формулировке научной новизны обязательно должно быть представлено описание (содержание) каждого объекта этой формулировки [б].

Структура «формулы» существенного научного результата, характеризующегося научной новизной, может иметь следующий вид [6]: вводное слово, наименование объекта научной новизны, соединительные слова, перечень существенных признаков объекта научной новизны. Важно показать, в чем именно заключается сущность того, что диссертационный совет отмечает как наиболее существенный научный результат, имеющий научную новизну.

Если утверждается, например, что основан новый метод расчета, то следует показать сущность метода и то, как и чем он обоснован.

Если речь идет об обосновании уже известного в науке метода, или о методе, предложенном автором, нужно дать краткое описание объекта, полученного в результате исследования.

Краткое описание (формула) полученного объекта научной новизны исследования — научного результата может быть выражено через его существенные отличительные признаки, оказывающие влияние на эффект использования результата исследования.

Текст формулы научного результата, имеющего новизну, следует начинать с вводного слова: доказано, получено, установлено, определено, выявлено, разработано, предложено и др. Затем следует указать наименование объекта научной новизны (что именно создано, доказано: методика, модель, способ, положение, концепция и т.д.) После представления названия с помощью соединительных слов (состоящий, заключающийся в том, что…) можно перейти к изложению существенных и отличительных признаков объекта, а также его значения. Эти признаки нужно показать с такой полнотой, чтобы читающий заключение специалист мог понять сущность объекта научной новизны без каких-либо дополнительных комментариев автора.

Существенность отличительных признаков объекта научной новизны нужно определять так же, как это делается для объектов изобретений: мысленно удалить проверяемый признак из описания объекта научной новизны. Если после этого предполагаемая сущность объекта остается понятной, данный признак не существенен, его не следует включать в описание объекта научной новизны [6].

Описывая научный результат, нужно четко раскрыть содержание соединительных слов: состоящий, отличающийся, позволяющий.

Если в результате исследования получено несколько объектов научной новизны, «формула» должна состоять из нескольких пунктов, каждый из которых должен иметь аналогичную структуру описания (вводное слово, наименование объекта научной новизны, соединительные

7

слова, существенные признаки).

Например, формула описания наиболее существенного научного результата с указанием научной новизны может быть представлена следующим образом:

11 стр., 5213 слов

1. Понятие управления и его объект

... подготовки управленческих решений. Управление представляет собой совокупность основных функций по Файолю. Результатом управленческого процесса являются ... Наиболее значительными из них являются: 1. школа научного управления (20-е годы). Основатель Тейлор. Учение Тейлора в ... реализацию общих функций применительно к конкретным объектам. Эти объекты имеют различную степень детализации, а укрупнено ...

  1. Предложен новый подход к классификации факторов, определяющих сметную стоимость строительно-монтажных работ, в рамках которого выделяются общие закономерности, влияющие на формирование сметной стоимости строительно-монтажных работ, такие как политическая, социальная и экономическая ситуация в стране и регионе, соотношение спроса и предложения на строительную продукцию, законодательное и нормативно-правовое обеспечение, совершенствование техники и технологии производства и специфические факторы, свойственные процессу формирования сметной стоимости строительно-монтажных работ — прямые, косвенные и лимитированные затраты. Особенностью данного подхода в отличие от ранее разработанных (В.Р.Дорожкин, В.А.Грюнштам, П.В.Горячкин) является учет возрастающей роли оплаты труда в формировании сметной стоимости строительно-монтажных работ. Использование предлагаемой классификации позволяет повысить качество разработки проектно-сметной документации за счет более объективного обоснования формирования сметной стоимости строительства [с /
  2. Раскрыта специфика и предметное содержание понятия «управление инвестиционным процессом в дорожно-строительном комплексе», заключающееся в научно обоснованном и целенаправленном функционировании системы управления инвестиционным процессом с учетом специфичности инвестиционной среды, представленной сферой дорожных ремонтно-строительных работ, которое, дополняя существующие понятийно-концептуальные подходы СБ. Баренса, У.Ф. Шарпа, В. В. Бочарова, способствует более рациональному распределению инвестиционных ресурсов и формированию сети автомобильных дорог, отвечающих потребности их пользователей [с. …].
  3. Разработана авторская методика оценки качества формирования средств на оплату труда в сметной стоимости строительно-монтажных работ, отличающаяся от существующих, разработанных Госстроем РФ привязкой производственного уровня оплаты труда к размеру средств на оплату труда, учтенных в сметной стоимости СМР и обоснованием факторов, влияющих на изменение сметного и производственного фондов оплаты труда (численности рабочих, рабочего времени, тарифных ставок, структуры и объемов СМР), позволяющая строительным организациям получать как социальный эффект (увеличение доли постоянных затрат в оплате труда, увеличение размера оплаты труда с учетом индивидуальных качеств рабочих, рост квалификации рабочих и др.), так и экономический эффект (повышение производительности труда, экономия затрат труда,

8

увеличение объемов СМР и др.) [с….].

  1. Разработана классификация факторов формирования зон деятельности предприятий строительного комплекса региона, которая, развивая существующие подходы (А.И.Гаврилов, П.Г. Грабовый, Л.В. Донцова, М. Портер и др.), определяет принадлежность факторов к одному из уровней формирования зон деятельности строительных предприятий (уровни предприятия, отрасли и территории) и характеризует влияние внешней и внутренней среды на формирование и развитие зон деятельности предприятия, что дает возможность обеспечивать более рациональное формирование зон деятельности и использование территориальных условий функционирования предприятия (с….).
  2. На основе выявления наиболее значимых факторов влияния внешней и внутренней среды на экономическую устойчивость строительных предприятий (факторы прямого и косвенного воздействия) предложена классификация этих факторов по региональному, отраслевому и производственному признакам, которая в отчичие от принятых подходов (Беляев М.К, Васильев В.М., Грабовый П.Г. и др.) учитывает особенности развития предприятий строительной сферы и возможность выбора вариантов их развития. Предложенная классификация позволяет создавать гибкие структуры управления строительными предприятиями для повышения их экономической устойчивости (с. …).
  3. Определены количественные характеристики экономической устойчивости строительных предприятий на основе создания гибких структур управления, включающие обобщенную экономико-математическую модель формирования гибких структур управления строительных предприятий. Отличительной особенностью данной модели является последовательный учет стадий развития производственных процессов и уровней управления предприятием, на которых происходит потеря экономической устойчивости. Разработанная автором модель позволяет выбрать целесообразный вариант формирования гибкой структуры управления (производственный, отраслевой, региональный, комбинированный), отвечающий критериям гибкости, достоверности, надёжности, адекватности, что делает его жизнеспособным в постоянно меняющихся условиях внешней и внутренней среды (с. …).
  4. Разработана экономико-математическая модель выбора оптимального варианта повышения эффективности управления инвестиционным процессом в дорожно-строительном комплексе, отличительной особенностью которой является определение интегрального уровня эффективности управления инвестиционным процессом и учет организационно-экономических ситуаций, позволяющая определить оптимальный вариант перехода из зоны менее высокого

9

3 стр., 1236 слов

Исследование эффективности проблемного обучения в ДОУ(старшая группа)

... обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность - современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть ... экспериментальную работу по теме иссследования Объектом исследования: данной работы выступает технология обучения в ДОУ. Предметом исследования: будет технология проблемного обучения. Глава ...

уровня эффективности управления инвестиционным процессом в зону более высокого уровня и разработать мероприятия по повышению эффективности управления инвестиционным процессом в дорожно-строительном комплексе [с. …].

  1. В отличие от большинства известных науке определений управленческого потенциала (Резника С.Д., Егоршина А.П. и др.), автор раскрыл и обосновал содержание понятия «управленческий потенциал высшего учебного заведения» как совокупности реальных и потенциальных возможностей управленческого персонала и резерва на выдвижение, которые могут быть реализованы вузом для достижения своих целей, включив в его структуру четыре элемента, а именно: качество управленческого персонала и резерва на руководящие должности в вузе; кадровая политика вуза; поддерживающие системы и структуры управления в вузе; социально-психологические процессы в вузе, которые позволяют оценить управленческий потенциал вуза не только с точки зрения наличия возможностей управленца, но также и возможностей вуза использовать потенциал своих управленческих работников [с. …].
  2. Выявлены особенности влияния политики информатизации на социально-экономическую систему (на примере Пензенской области), а именно: на начальных этапах внедрения информационных подсистем информационное взаимодействие незначительно влияет на социально-экономическую систему в целом; административное влияние в сфере информатизации составляет не более 30% от уровня развития информационной и телекоммуникационной инфраструктур. Данные особенности развивают теорию информационного общества (Д. Белл, А. Турен, А. Тофлер) и на основе использования метода корреляционного анализа позволяют оценивать качественное взаимодействие структур, отвечающих за социально-экономическое развитие системы, в т.ч. развитие территориальной информатизации, обозначить их инфраструктурное взаимодействие [с. …].

  1. Разработана модель взаимодействия элементов управления социально-экономической системой на основе методов и механизмов информационного управления, отличающаяся от подхода ВТ. Герасимова и других авторов тем, что в ней центральное место занимают механизмы информационного управления; система мониторинга представлена отдельным структурным элементом, а общее взаимодействие между элементами внутренней, внешней среды и результатами деятельности основано на информационных методах. Разработанная модель способствует усилению контроля за реализацией экономической, промышленной и социальной политики в социально-экономической системе региона [с. …].
  2. Раскрыто и обосновано авторское понимание понятия «творческий потенциал студента высшего учебного заведения», отличием которого от подходов Ананьева Б.Г., Волкова И.П, Ковалева А.Г. является

10

3 стр., 1094 слов

Анализ соц-псих методов управления в организации и эффективность ...

... многих других. 1.Методы управления персоналом в современных условиях 1.1.Понятие методов управления персоналом Методы управления персоналом - совокупность ... представлены результаты конкретного социологического и социально-психологического исследования отношения к труду молодых рабочих ... эффективность деятельности фирмы. Высокий уровень участия работников в проектировании рабочих мест и управлении ...

его трактовка как готовности студента к реализации своих личностных способностей, необходимых для создания новых, оригинальных результатов, соответствующих социальным и культурным требованиям современного общества. Своевременная диагностика предложенных компонентов его структуры позволяет высшим учебным заведениям уже на начальном этапе обучения формировать будущего специалиста, накапливать и развивать его творческий потенциал [с. …].

12. В отличие от ситуационного и системного подходов (Д. Томпсон, Дж. Лорше, П. Лоренс, Н. Винер, К Шеннон) разработана методика оценки эффективности управления предприятием на основе процессного подхода, включающая следующие основные элементы: планирование оценки эффективности управления предприятием; организацию оценки с учетом мотивации повышения эффективности управления; контроль эффективности управления предприятием с учетом качества ресурсов; принятие решений в области эффективности управления. Новый подход позволяет осуществлять оценку эффективности управления на всех его уровнях на основе учета суммарного материального вклада управленческого персонала и суммарных затрат на обеспечение эффективности управления с целью повышения требований к качеству управления и продукции предприятия как со стороны внутреннего спроса, так и внутреннего предложения для наилучшей реализации потенциала предприятия [с. …].

15 стр., 7042 слов

Социально-психологические методы управления персоналом: социологическое ...

... самокритика и т.д.) [10, с. 40]. Объект исследования: процесс управления персоналом Предмет исследования: методы обеспечения эффективности процесса управления персоналом. Цель работы: выявить степень эффективности применения социально-психологических методов для совершенствования процесса ...

3. ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Достоверность (высокая степень точности измерений и объективности оценок) результатов исследования может быть обеспечена учетом ряда факторов:

— использованием современных методик сбора и обработки исходной информации;

— совпадением результатов исследования с экспериментальными данными;

— использованием большого массива государственной и муниципальной статистики или непосредственных наблюдений соискателя;

— представительной выборочной совокупностью;

динамикой статистической информации по исследуемым предприятиям за несколько лет;

— непосредственным участием соискателя в получении исходных данных и научных экспериментах;

  • точностью измерения параметров исследуемых объектов;
  • правильным подбором объектов (единиц) наблюдения и измерения.

11

Обоснованность (доказательность, убедительность) выводов и рекомендаций диссертанта может быть подтверждена:

— корректностью применения апробированного в научной практике исследовательского и аналитического аппарата;

-сопоставлением результатов исследования с данными зарубежного и отечественного опыта;

  • глубокими расчетами полученных выводов и закономерностей;
  • подтверждением результатов экспертными оценками специалистов;

— доказательностью аналитических выводов как основанием предложенных рекомендаций;

  • опытом практической реализации результатов исследования в производстве, научных исследованиях, имеющих государственную регистрацию, учебном процессе образовательных учреждений;
  • обсуждением результатов исследования на международных и всероссийских научных конференциях;

— публикациями результатов исследования в рецензируемых научных изданиях, в т.ч. включенных в списки ВАКа.

4. ЗНАЧЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЛЯ ТЕОРИИ И

ПРАКТИКИ

Здесь следует указать, что конкретно развивают в науке положения и методы, предложенные в данной работе, т.е. в чем заключается приращение для науки благодаря полученным научным результатам. Например: Полученные научные результаты развивают положения и методы, применяемые в управлении в социальных и экономических системах, в частности, в управлении формированием развитием руководящих кадров высших учебных заведений.

Заключение дисертационного совета — Стр 2

Практическое значение полученных научных результатов может, например, состоять в том, что их использование обеспечивает повышение эффективности деятельности того или иного объекта исследования.

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ

ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В своем заключении диссертационный совет должен рекомендовать пути использования результатов исследования в конкретной области применения: например, на производстве, в учебном процессе, органами управления наукой (образованием, производством) и т.п., предложив для этих целей направить результаты исследования в конкретные органы управления экономикой, научные или учебные учреждения.

12

6. СООТВЕТСТВИЕ ДИССЕРТАЦИИ ПАСПОРТУ НАУЧНОЙ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Паспорт научной специальности состоит из формулы и области исследования специальности, а также включает перечень пунктов, которым должна соответствовать диссертация.

В данном разделе заключения диссертационный совет должен обосновать соответствие отраженных в диссертации научных положений паспорту специальности, по которой она защищалась, в частности, формуле и области исследования специальности. Например, в соответствии с формулой специальности 08.00.05 «Экономика и управления народным хозяйством (менеджмент)», охватывающей проблемы становления и развития теории и практики управления организациями и социально-экономическими системами, в диссертационном исследовании разработаны и структурированы методы управления профессиональной карьерой руководящих кадров в системе высшего профессионального образования, которая в свою очередь является большой социально-экономической системой, в которой концентрируются и реализуются интересы общества, его различных групп и слоев, происходят экономические процессы во взаимосвязи с человеческими отношениями.

Следует также показать, каким конкретно пунктам паспорта специальности соответствуют результаты научного исследования.

Соответствие можно показать через оценку соответствия положений исследования:

а) область (сфера) исследования, цель, предмет и объектисследования;

б) задачи исследования;

в) наиболее существенные результаты, выносимые на защиту;Например:

1) Пункту 15.55 «Организационно-экономические аспектыформирования систем управления строительным комплексом;исследования современных тенденций развития строительства и егоорганизационных форм на федеральном, окружном, региональном уровнях;государственные функции регулирования рыночных отношений встроительстве» соответствует разработка алгоритма комплексногоподхода к управлению рисками в инвестиционно-строительных компаниях,основанного, в отличие от существующих, на уточненной трехмернойклассификации рисков — матрице рисков, усовершенствовании методованализа рисковых факторов и оценке эффективности превентивныхмероприятий по снижению риска до начала реализации инвестиционныхпроектов (с /

2) Пункту 15.62 «Методологические аспекты формирования

13

критериев и показателей оценки эффективности деятельностистроительных организаций» соответствует разработка критериевэффективности управления риском, основанных на анализе примененияпревентивных мероприятий в прогнозной модели реализацииинвестиционного проекта (с /

3) Пункту 15.54 «Теоретические и методологические основыразвития строительного комплекса» паспорта специальности 08.00.05«Экономика и управление народным хозяйством»: экономика, организация,управление предприятием, отраслями, комплексами (строительство)соответствует разработанная классификация методов управлениярынком строительных услуг по уровням государственного и местногоуправления (с ).

  1. Пункту 10.20. «Управление человеческими ресурсами как особый вид профессиональной деятельности: цели, функции, принципы, эволюция подходов. Сущность экономических и социальных задач управления персоналом предприятий и организаций. Компетентность персонала и компетентность организации. Кадровая политика: выработка и реализация. Инновации в организации трудовой деятельности и управлении персоналом. Организация и осуществление работы по управлению персоналом» паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент) соответствует следующий результат диссертации, отраженный в поставленных задачах и имеющий научную новизну: Модель социально-экономической системы развития управленческого персонала предприятий, разработанная на основании методологии сложных систем, предложенной Г.П.Щедровицким, и теоретического анализа процессов развития управленческого персонала, которая, в отличие от существующих структурных и структурно-функциональных моделей систем (Анохин П.К, Богданов А. А., Кибанов А.Я. и др.), отражает взаимосвязь факторов внешней среды, внутриорганизационных факторов и процессов приращения управленческого капитала и представлена в четырех категориальных планах: функции, процессы, формы и методы управления. Модель опирается на восемь процессов, каждый из которых имеет свои механизмы реализации, методы и формы представления и позволяет существенно развивать инструментально-прикладной аспект управления предприятием (с. 23-34).
  2. Пункту 10.21. «Эффективность труда персонала. Взаимосвязь эффективности управления персоналом с результативностью труда каждого работника Оценка персонала и результатов его труда. Организация социально-трудового мониторинга, проведение анализа трудовых показателей. Контроллинг и аудит персонала, планирование и прогнозирование развития. Бюджетирование расходов на персонал» соответствуют следующий результат диссертационного исследования соискателя: Методические положения по моделированию оценки

14

экономической эффективности принятия решений по развитию управленческого персонала, позволяющие оценивать эффективность управления системой развития управленческого персонала предприятий интегрально и отдельно по каждому процессу на основе комплекса статистических показателей (с. 118-132).

6) В рамках специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством», специализация «Экономика, организация и управление предприятием, отраслями, комплексами: строительство», в соответствии с пунктом 1.66. «Организационно-экономические аспекты формирования систем управления строительным комплексом; исследования современных тенденций развития строительства и его организационных форм как самоорганизующейся и саморегулируемой системы; государственные функции регулирования рыночных отношений в строительстве» автором диссертации получены следующие результаты, учитывающие современные тенденции развития строительства в специфической сференефтегазостроительном комплексе на региональном уровне. В частности,

— выявлены резервы повышения уровня организации деятельности управленческого персонала предприятий нефтегазостроителъного комплекса по следующим направлениям: организация рабочих мест с учетом оптимальных условий труда; совершенствование документооборота посредством оптимизации его схем; использование информационных технологий при решении управленческих задач; учет затрат рабочего времени с целью повышения периода творческой работоспособности, что позволяет обосновать приоритетные пути совершенствования организации деятельности управленческого персонала на предприятиях нефтегазостроительного комплекса (с. 77 — 79; 8789; 105 -107);

— обоснованы факторы, ограничивающие деловую активность предприятий нефтегазостроительного комплекса, к которым относятся: высокая конкуренция со стороны зарубежных производителей, недостаточный спрос на продукцию нефтегазостроительных предприятий за рубежом, недостаток высокотехнологического оборудования и др. (с. 3335).

Завершая этот раздел совет должен сделать итоговые выводы о соответствии диссертации паспорту специальности. Например:

1) Представленное соискателем диссертационное исследование соответствует пункту 1.65. «Теоретические и методологические основы развития строительного комплекса», пункту 1.71. «Развитие теории, методологии и методов оценки эффективности деятельности строительных организаций» паспорта специальности: 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (строительство)»

15

паспорта специальности.

2) Представленная соискателем диссертация, посвященная исследованию управления системой организации труда управленческого персонала предприятий нефтегазостроительного комплекса, выполненная на стыке специальностей, соответствует п. 10.1. «Разработка проблем науки управления и методов её познания. Теоретические взгляды на природу, сущность и развитие управления. Современные направления теоретико-методологических разработок в области управления. Предметные и междисциплинарные основания управления» и п. 10.12 «Оценка управления организациями и экономическими системами. Критерии оценки эффективности управления. Методы и показатели оценки результативности управления» паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)» и п. 1.66. «Организационно-экономические аспекты формирования систем управления строительным комплексом; исследования современных тенденций развития строительства и его организационных форм как самоорганизующейся и саморегулируемой системы; государственные функции регулирования рыночных отношений в строительстве» паспорта специальности: 08.00.05,- Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятием, отраслями, комплексами (строительство).

7. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

В этой части заключения (общие выводы) диссертационного совета должно быть отражено соответствие диссертации требованиям ВАК России, а именно конкретным позициям пункта 8 Положения о порядке присуждения ученых степеней, а также отмечено, что автор диссертации заслуживает присуждения ученой степени доктора или кандидата наук по специальности и специализации, по которым он защищается.

В частности, в соответствии с п. 8 Положения о порядке присуждения ученых степеней:

  • диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности;
  • диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли

16

знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны

8. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА

Проект заключения совета по защищенной диссертации, подготовленный экспертной комиссией совета, заранее вместе с авторефератом рассылается членам диссертационного совета.

В ходе заседания диссертационного совета члены редакционной комиссии совета (как правило, эксперты по диссертации) обобщают поступившие от членов совета замечания по проекту заключения и с их учетом после итогового положительного голосования по диссертации докладывают совету свои заключительные предложения по каждой странице или каждому разделу проекта заключения совета.

Не допускается упрощать процедуру рассмотрения проекта заключения, голосуя за неотработанный и необсужденный проект заключения, перекладывая всю эту работу и всю ответственность за качество заключения на аппарат диссертационного совета или соискателя.

По итогам дискуссии председатель совета проводит открытое голосование по принятию заключения совета в целом. Решение принимается большинством голосов.

Копия заключения диссертационного совета выдается соискателю по его просьбе в месячный срок.

17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Вершинина, Н.А. Современное диссертационное исследование по педагогике: Оценка качества: Книга для эксперта. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2006.
  2. Выскуб, В.Г. О типовых нарушениях, допускаемых диссертационными и учеными советами при оформлении аттестационных дел, и дополнительных требованиях к оформлению справок о присуждении ученой степени доктора наук и выдаче диплома кандидата наук // Бюллетень высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. -2004. -№3. — С. 9-13.
  3. Казаков, Ю. О формулировках научной новизны и выводов в диссертационных работах // Вестник высшей школы. — 2003. — №2. — С. 32-36.
  4. Климов, Е.А. О некоторых нежелательных традициях в работе диссертационных советов по педагогическим и психологическим наукам // Бюллетень ВАК. — 2002. — №1. — С. 22-28.
  5. Кузин, Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — 6-е изд., доп. — М.: Ось-89, 2006.
  6. Положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций, утвержденное приказом Минобрнауки России от 9 января 2007 г. № 2 // www.vak.ed.gov.ru.
  7. Положение о порядке присуждения ученых степеней. // Бюллетень ВАК.-2002.-№2.
  8. Райзберг, Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. — М.: ИНФРА-М, 2009.

9. Резник, С.Д. Как защитить свою диссертацию. — М.: ИНФРА-М,

2010.

  1. Резник, С.Д. Организационно-методические регламенты диссертационного совета: Практическое пособие. — Пенза: ПГУАС, 2007.
  2. Управление диссертационным советом [Текст]: практическое пособие / Н.И. Аристер, С.Д. Резник; под общ. ред. проф. Ф.И. Шамхалова. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 462 с.
  3. Фельдштейн, Д.И. Диссертационное исследование в области педагогики и психологии: современное состояние и пути повышения качества // Высшее образование сегодня. — 2008. — №2 — С. 59-66.

18

Научное издание

Аристер Николай Иванович Резник Семен Давидович Сазыкина Ольга Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ЗАЩИЩЕННОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Методические рекомендации

Редактор В.М. ХлебушкинВерстка Г.А. Кулакова

Подписано в печать . Формат 60×84/1/16

Бумага офсетная. Печать на ризографе. Усл.печ.л. 1,16. Уч.-изд-л. 1,25. Тираж 100 экз. Заказ №

Издательство ПТУ АС. Отпечатано в полиграфическом центре ПГУАС. 440028, г. Пенза, ул. Г. Титова, 28.

19