Диссертация Михайлова новая

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический университет

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

Диссертация

«Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи на логопедических занятиях»

магистрант группы: ОФ-106/173-2-1

Михайлова Елена Николаевна

к.п.н., доцент кафедры СПП и ПМ

Бурова Надежда Ильинична

Челябинск, 2016 г.

Введение

Актуальность темы исследования. Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи, обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи. Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности. И люди с такими нарушениями нуждаются в помощи специалистов.

Данная проблема возникает уже в дошкольном возрасте и этот жизненный этап требует специального изучения, анализа и особого внимания ученых и практиков. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В процессе психологического развития ребёнка возникает сложное качественное единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Тяжёлые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребёнком окружающей среды.

Нарушение речи ограничивает речевое общение, может отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально – волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств. Характерна застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности. Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого – либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всём дальнейшем развитии ребёнка. У ребёнка с общим недоразвитием независимо от уровня развития речи нарушены все компоненты речи: звуковая культура, грамматический строй, пассивный и активный словарь и связная речь, а специалист создает необходимые условия для исправления данного дефекта.

10 стр., 4613 слов

Развитие речи ребенка 2

... речью, развитие предметной деятельности. Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической функции. Проблемами развития речи ... среду и социальные условия) положительно или отрицательно влияющих на речевое развитие. Довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с ...

Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М.Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А.Флериной, Е.И.Радиной, Э.П.Коротковой, В.И.Логиновой, Н.М.Крыловой, В.В.Гербовой, Г.М.Ляминой. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г.Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э.П.Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А.Смирнова и О.С.Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В.Гербова, Л.В.Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества. Но предлагаемые методы и приемы развития связной речи более ориентированы на представления фактического материала для детских рассказов, интеллектуальные процессы, значимые для построения текста, в них менее отражены.

На подходы к изучению связной речи дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой (Г.А.Кудрина, Л.В.Ворошнина, А.А.Зрожевская, Н.Г.Смольникова,

Е.А.Смирнова, Л.Г.Шадрина).

В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и в качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Таким образом, дошкольник начинает овладевать текстом как определенной моделью.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни нарушения касаются только произносительных моментов и процессов и выражаются в нарушениях внятности речи без каких — либо сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую систему языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущем за собой нарушения речи и письма. Сложные речевые нарушения охватывают как фонетико – фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны языка, приводят к общему недоразвитию речи от полного отсутствия или лепетного её состоянии до развитой речи, но с элементами фонетического и лексико – грамматического недоразвития.

12 стр., 5884 слов

Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей ...

... пути воспроизведения уже известной. Изучение монологической речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного и младшего школьного возраста показывает, что речь их носит ситуативный характер, у этих ... же даются рекомендации по её развитию. Цель: выявить уровень степени влияния театрализованных игр на развитие связной речи у детей с ЗПР. Задачи: 1) определить актуальность темы путем ...

В науке проблематикой коррекции общего недоразвития речи занимались отечественные ученые (Р.Е. Левина, Н.А. Никаншена, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова).

Актуальность проблемы заключается в поиске более новых, более эффективных, научно обоснованных путей, поэтому эта проблема выбрана нами для специального изучения: «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи на логопедических занятиях».

Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы и разработать условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи на логопедических занятиях.

Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предмет исследования: условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обеспечивающие формирование у них связной речи на логопедических занятиях.

Гипотеза исследования – процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении комплекса условий психолого-педагогического сопровождения:

  • организация специальной работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня;

отбор содержания образования в виде комплексов упражнений по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях;

  • создание мотивационного фона, способствующего формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
  • использование игровых форм работы.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить научно-методические подходы к решению проблемы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи на логопедических занятиях.

3. Разработать и обосновать условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи на логопедических занятиях.

4. Экспериментально проверить эффективность выделенных условий психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи на логопедических занятиях.

10 стр., 4910 слов

Психографологические особенности письменной речи детей старшего ...

... 23 Список литературы…………………………………………………………………..24 Приложения…………………………………………………………………………..26 Введение Изучая психологию юношеского возраста, проблемы их воспитания и решения педагогических проблем, психологи, педагоги и ... связей между переменными почерка и переменными личности, а также низкий уровень развития судебного почерковедения приводили к субъективности и ненадежности графологических ...

Методы исследования: анализ литературных источников по заданной теме, наблюдение, изучение документов, беседа, анализ, обобщение, сравнение, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения педагогики и психологии о реализации социальных потребностей ребенка как условии его интеллектуального развития и успешной интеграции в общество:

  • культурно-историческая теория развития высших психических функций и положение об общности закономерностей развития обычного ребенка и ребенка с психофизическими нарушениями (Л.С.Выготский);
  • концепция опосредованности развития личности ее деятельностной позицией и средой обитания (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
  • методология системного подхода (А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, И.Б.Блауберг и др.);

– теория обучения и воспитания детей с нарушениями речи (Волковой Л.С., Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В.. Зориной С.В.Чиркиной Г.В., Филичевой Т.Б. и др.).

Экспериментальная работа проводилась на базеМБДОУ / ДС № 470 комбинированного вида г. Челябинска.

Научная новизна исследования. Установлено, что формирование связной речи на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня является ….. (будет доработано)

Разработаны условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи на логопедических занятиях…..(будет доработано)

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования, отобранные нами комплексы упражнений могут быть использованы логопедами, воспитателями, родителями, в работе по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях. Созданы методические рекомендации по включению в занятия логопеда, воспитателя работы по формированию связной речи на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.