ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
С УЧАЩИМИСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В 2010/2011 УЧЕБНОМ ГОДУ»
Нормативной и методической основой профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях являются:
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006 г.);
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006–2010 годы;
Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь (2001 г.);
Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь;
Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006–2010 годы;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.04.2006 №42 «Об утверждении положения о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования»;
Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15.06.2010 № 125-З;
Методические рекомендации Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи (2008 г.);
Методические рекомендации Министерства образования по организации профессионального обучения учащихся на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации (2009 г.);
Методические рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия правовой направленности (2009 г.);
Методические рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия по направлению «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (2008 г.).
Профориентационная работа с учащимися общеобразовательных учреждений проводится по следующим направлениям:
проведение общественно полезного труда;
организация трудовой (производственной) практики;
допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся;
организация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;
профориентационная поддержка взросления учащихся;
Особенности функционирования СППС в различных учреждениях образования
... образования на основании квалификационных характеристик педагога социального и педагога-психолога (утверждены постановлением Министерства труда от 28.04.01 г. № 53). Работа в библиотеке с научно-методической ... на защиту прав и законных интересов детей в соответствии с законом Республики Беларусь. Одним из аспектов работы является нейтрализация антипедагогического воздействия на ребенка, обучение ...
использование современных информационных технологий;
проведение внеклассных мероприятий профориентационной направленности;
профориентационная работа с родителями.
Особенности проведения общественно полезного труда, трудовой (производственной) практики, а также допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся отражены в инструктивно-методическом письме «О преподавании предмета “Трудовое обучение. Черчение” в 2010/2011 учебном году», которое опубликовано в «Настаўніцкай газеце» и размещено на сайте Министерства образования.
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДОЙ
Каждый учебный предмет содействует решению задач профориентации различными средствами.
Предметы гуманитарного цикла влияют на становление нравственного, мировоззренческого фундамента профессиональной направленности, активизируют процесс ее развития. Предметы естественно-математического цикла – на политехническую подготовку школьников, раскрывают научную основу производства, знакомят с различными видами трудовой деятельности, усиливают воздействие отдельных социально-экономических факторов профессионального самоопределения.
В образовательном процессе взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой предусматривает соблюдение следующих этапов работы учителя-предметника:
1. Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.
2. Определение формы подачи профориентационного материала (деловая игра, дискуссия, экскурсия на производство), наиболее соответствующей содержанию той или иной темы. Подбор наглядных пособий.
3. Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету (особое внимание уделяется востребованным рабочим профессиям своего региона).
4. Изучение интересов и склонностей учащихся.
5. Регулярное проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и профессиям, связанным с этим предметом.
6. Обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в учебном кабинете.
В ходе урока можно решать следующие профориентационные задачи:
а) знакомство учащихся с различными профессиями, раскрытие их социальных, экономических и психологических сторон;
б) информирование учащихся о путях получения избранных профессий, об учебных заведениях, профилирующих предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста;
в) формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и к профессиям, в которых ощущается острая необходимость в данном регионе;
г) углубление представлений об особенностях некоторых видов профессиональной деятельности;
д) формирование профессиональных интересов, стойких социально-трудовых компетенций и мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на знании своего внутреннего мира, а также на социально-экономических потребностях общества.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Проведение внеклассных мероприятий относится к активной форме привлечения внимания педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров к вопросам профориентации.
Использование игровых технологий на уроках ‘Окружающего ...
... учебно-воспитательную направленность. Игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания, которые позволяют учителю сделать занимательными и увлекательными не только работу учащихся ... совокупность личностной, социальной и профессиональной успешности выражает индивидуальные потребности ... классе .3 Итоги экспериментальной работы по формированию учебной деятельности учащихся 3-их классов ...
Действенной формой ориентации школьников на профессии промышленного производства являются кружки технической направленности. Ведущим методом профессиональной ориентации в работе кружка являются практические работы, которые проводятся в сочетании с теоретической подготовкой учащихся. Профиль кружка с точки зрения профессиональной ориентации имеет исключительно важное значение. Поэтому, решая вопрос о создании кружка, нужно учитывать потребности местного производства в квалифицированных рабочих кадрах, а учитель (мастер) должен осуществлять преемственность между уроками трудового обучения и занятиями в кружке. Полагаем, что кружковая работа является также одним из направлений деятельности не только общеобразовательных учреждений, но и УПК, а также важным фактором повышения эффективности допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся.
Важнейшей формой внеклассных мероприятий профориентационной направленности является Неделя профориентации,котораяможет иметь следующий девиз – «Выбери будущее сегодня» и включать примерный перечень мероприятий:
профинформационные игровые занятия «Океан профессий», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Профориентационная викторина» для учащихся I–ХI классов;
групповые занятия «Рынок труда» и «Профессии для настоящих мужчин» для учащихся Х классов;
компьютерная диагностика для учащихся VIII–ХI классов;
групповые занятия с элементами тренинга «Как добиться успеха» для учащихся ХI классов;
работа информационного киоска, позволяющего получить информацию об учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, высших учебных заведениях, подготовительных курсах, а также о ситуации на рынке труда, образовательных услуг и сферы обслуживания.
При планировании Недели профориентации должны прослеживаться взаимосвязь и преемственность всех этапов в организации профориентационной работы, участниками которой являются все субъекты: учащиеся и родители, педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники и управленцы, социальные партнеры и представители средств массовой информации.
В течение Недели проводятся выставка литературы по профориентации, которую готовит библиотекарь общеобразовательного учреждения, профессиональная реклама и агитация.
В рамках Недели профориентации классным руководителем и педагогом-психологом проводятся классные и информационные часы, на которых учащиеся начальных классов знакомятся с миром профессий и имеют возможность пополнить поэтапно составляемые «Портфолио первоклассника», «Портфолио учебно-познавательных достижений и знакомства с миром профессий», а также «Портфолио личностного развития и развития профессионально важных компетенций».
С учащимися IХ классов с помощью программно-методического комплекса «Профиль» проводится углубленная диагностика, заполняются профкарты, которые позволяют увидеть классному руководителю, педагогу-психологу, родителям неопределившихся учащихся, проследить степень сформированности и устойчивости их профнамерений, а также определить уровень профидентичности, развития коммуникативных и организаторских способностей и навыков.
С учащимися X–ХI классов во время проведения Профнедели целесообразно проводить тренинговые занятия по формированию готовности к принятию карьерных решений, а также осознанию необходимости «отработки» основных и дополнительных (потенциальных) вариантов выбора форм трудоустройства или образовательной траектории, развития универсальных способностей, необходимых для профессиональной мобильности и конкурентоспособности. В перечень тренинговых занятий целесообразно включать следующие игровые упражнения: «Последствия случайного выбора», «Дерево умений», «Я в будущем», «Карьера и карьерная стратегия», «7 шагов от мечты к цели» и др.
С целью повышения психологической грамотности родителей в вопросах выбора учащимися будущей профессии целесообразно выпускать информационный листок «Семья и школа».
При проведении Недели профессиональной ориентации учащихся необходимо использовать:
1. Республиканский ежемесячный журнал для старшеклассников и родителей «Кем быть?», в котором рассматриваются актуальные молодежные проблемы, касающиеся выбора профессии.
2. Классификатор профессий, разработанный Республиканским институтом высшей школы.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
В аспекте повышения качества организации профориентационной работы особое внимание должно быть уделено работе с родителями, которые оказывают непосредственное влияние на профессиональный выбор и развитие своих детей.
Работа с родителями может быть организована в различных формах. Одними из самых эффективных являются:
индивидуальные консультации специалистов социальной психолого-педагогической службы общеобразовательных учреждений;
тематические родительские собрания профориентационной направленности с приглашением представителей учебных заведений, предприятий и организаций;
совместные собрания родителей и учащихся (классные, общешкольные, районные).
На тематических родительских собраниях целесообразно в доступной форме познакомить родителей с правилами выбора профессий, требованиями, которые предъявляют профессии к человеку, с влиянием социальных, экономических факторов на профессиональный выбор учащихся. Необходимо также обратить внимание на учет способностей, личностных качеств, склонностей, интересов и медицинских противопоказаний при определении форм трудоустройства или образовательной траектории.
КАТАЛОГ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ УЧРЕЖДЕНИЯ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ»
Изданная литература
1. Высшие учебные заведения Минска: специальности, квалификации, конкурсы в 2009 году, проходные баллы в 2009 году / Респ. центр проф. ориентации молодежи. – Минск: Современная школа, 2010. – 272 с.
2. Средние специальные учебные заведения Минска: специальности, квалификации, конкурсы в 2009 году, проходные баллы в 2009 году / Респ. центр проф. ориентации молодежи. – Минск: Современная школа, 2010. – 112 с.
3. Профессионально-технические учебные заведения Минска: специальности, квалификации, конкурсы в 2009 году, проходные баллы в 2009 году / Респ. центр проф. ориентации молодежи. – Минск: Современная школа, 2010. – 80 с.
4. Профессионально-технические учебные заведения Минской области: специальности, квалификации, конкурсы в 2009 году, проходные баллы в 2009 году / Респ. центр проф. ориентации молодежи. – Минск: Современная школа, 2010. – 64 с.
5. Высшие учебные заведения Республики Беларусь: специальности, квалификации, конкурсы в 2009 году, проходные баллы в 2009 году / Респ. центр проф. ориентации молодежи. – Минск: Современная школа, 2010. – 464 с.
6. Средние специальные учебные заведения Республики Беларусь: специальности, квалификации, конкурсы в 2009 году, проходные баллы в 2009 году / Респ. центр проф. ориентации молодежи. – Минск: Современная школа, 2010. – 384 с.
7. Профессии строительного профиля: справочник для абитуриентов / сост. В.В.Лях, Г.Е.Рубина. – Минск: Современное слово, 2009. – 256 с. – (Библиотека абитуриента).
8. Куда пойти учиться?: 100 вопросов и ответов для абитуриентов, родителей и учителей / сост. В.В.Лях, Е.Л.Чадович, С.В.Шутова. – Минск: Современное слово, 2009. – 176 с. – (Библиотека абитуриента).
9. Профессиональный ориентир: учеб.метод. пособие для классных руководителей / сост. Г.Е.Григорьева, И.С.Литвина, А.В.Карабан. – Минск: Современное слово, 2009. – (Библиотека учителя).
10. Тесты в профориентации: для школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей / сост. А.М.Кухарчук, В.В.Лях. – Минск: Экоперспектива, 2009.
11. Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М.Кухарчук, В.В.Лях, С.Г.Макарова. – Минск: Современная школа, 2008. – 288 с.
12. Профориентация в школе / сост. С.В.Тарасевич, Н.А.Шалима, О.А.Купревич, Е.Н.Пастушкова. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).
13. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.М.Кухарчук, В.В.Лях, А.Б.Широкова. – Минск: Современное слово, 2006. – 544 с.
С грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением “Национальный институт образования”
Министерства образования Республики Беларусь»
1. «Профессия и здоровье подростка (памятка в помощь специалисту по профориентации)» (автор-составитель – Е.В. Шульга).
2. «Роль школьной библиотеки в профориентации» (автор-составитель – В.В.Лукша).
3. «Групповые формы профориентационной работы в учреждениях образования» (автор-составитель – И.Я.Минькевич).
4. «Дидактический материал для профессионального просвещения учащихся» (авторы-составители – И.Д.Вышаковская, О.М.Морозова, В.А.Кулеш).
Приложение 1
КАРТА ВЗРОСЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Класс | Виды портфолио | Формы освоения профессиональных проб и психолого-педагогического сопровождения взросления учащихся | Показатели взросления | Формы публичных презентаций взросления | ||||||||
І полугодие | ІІ полугодие | Зимние каникулы | Летние каникулы | Взаимосвязь предметных областей с миром профессий | ||||||||
ОРИЕНТАЦИОННО-ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП «Школьные годы чудесные» | ||||||||||||
I | Портфолио первоклассника | Утренник «Дары осени». Встреча с представителями сельскохозяйственных профессий | Викторина «Что я знаю о животноводческих профессиях?». Конкурс-выставка «Огород на окне» | Конкурс-презентация «Мир домашних животных» | Домашняя практика «Помощник садовода и огородника» | Беседа на внеклассном чтении «Школьные профессии» | Школьная зрелость | Конкурс творческих работ (рисунков, поделок из пластилина, природных и др. материалов; школьных тетрадей) | ||||
Факультативные занятия | ||||||||||||
Модуль «Путешествие в Королевство Чувств» | ||||||||||||
Диагностический модуль «Когнитивная сфера личности» | ||||||||||||
Мультимедийные презентации профессий сферы образования, сельскохозяйственной и животноводческой сферы | ||||||||||||
ОРИЕНТАЦИОННО-ОТНОШЕНЧЕСКИЙ ЭТАП «“Я” родом из Детства и “ОНИ” из мира Взрослых» | ||||||||||||
II | Портфолио учебно-познавательных достижений и знакомства с миром профессий | Экскурсия на почту, причал, в автопарк, троллейбусный/трамвайный парк, на МТС | Однодневный пеший поход по историческим местам родного края | Длительная игра- путешествие «Едем мы, друзья, в дальние края» | Акция «Поздравим ветерана войны и труда» | Решение задач, в содержании которых используется труд водителя, летчика, почтальона | Учебная зрелость | Детско-родительский конкурс «Уютный балкон», «Мое рабочее место» | ||||
Факультативные занятия | ||||||||||||
Модули «Есть такая профессия – УЧЕНИК: слагаемые школьного успеха; и «Необыкновенное путешествие в Страну Психея» | ||||||||||||
Мультимедийные презентации профессий транспорта, авиа, связи и водного хозяйства | ||||||||||||
III | Портфолио учебно-познавательных достижений и знакомства с миром профессий | Экскурсия в ателье. Детско-родительский конкурс нетрадиционной моды | Детско-родительский конкурс кукольных нарядов | Практика «Благоустроим свой подъезд» | Практика «Благоустроим свой двор» | Упражнения, направленные на расширение у детей знаний и представлений о профессиях | Учебная зрелость | Ярмарка «Город, регион будущего» | ||||
Факультативные занятия | ||||||||||||
Диагностический модуль «Когнитивная сфера личности» | ||||||||||||
Модуль «Мир Детства и мир Взрослых: основы уважительных взаимоотношений» | ||||||||||||
Мультимедийные презентации профессий коммунального хозяйства и легкой промышленности | ||||||||||||
IV | Портфолио учебно-познавательных достижений и знакомства с миром профессий | Заполняется во время проведения педсовета, заседания УМО, родительского собрания | ||||||||||
ОРИЕНТАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ЭТАП «В прекрасное далеко мы начинаем путь…» | ||||||||||||
V | Портфолио личностного развития с разделом «Профессии моей семьи» | Конкурс сочинений «Учитель в моей жизни» | Игра-соревнование «Детство в играх, сказках, песнях, прибаутках» | Практика «Помощник учителя 1-го класса» | Практика «Организатор досуга в ГПД» | Урок-размышление «Математика и экология» | Личностная зрелость | Турпоход «Вместе весело шагать по просторам» | ||||
Модуль «“Я” познаю и развиваю себя» | ||||||||||||
Мультимедийные презентации профессий сферы образования, культуры, спорта и туризма, экологии | ||||||||||||
Диагностический модуль «Свойства личности» /ПМК «Профиль» | ||||||||||||
VI | Портфолио личностного развития и знакомства с миром профессий | Защита проектов «В здоровом теле – здоровый дух» | Игра-путешествие по социальным объектам города, района, поселка | Ознакомительная практика «Организация досуга с детьми в больнице, детском саду» | Практика «Помощник социального педагога» | Эссе, сочинение на тему «Из одного металла льют: медаль за доблесть и за труд» | Личностная зрелость | Детско-родительский конкурс «Сделал сам» | ||||
Мультимедийные презентации профессий сферы здравоохранения, социальной защиты и тяжелой промышленности | ||||||||||||
Диагностический модуль «Свойства личности» ПМК «Профиль» | ||||||||||||
Модуль «Ярмарка эмоций» | ||||||||||||
VII | Портфолио личностного развития и знакомства с миром профессий | Диспут «На страже закона». Заполнение профкарт с I по XI класс | Диагностики ДДО-30 (Е.А.Климов) и Карты интересов на 78 вопросов (А.Е.Голомшток) | Ознакомительная практика «Помощник сотрудника ГАИ» | Ознакомительная практика «Помощник участкового» | Нестандартный урок «Химия и ее профессиональный мир» | Личностная зрелость | Публичная защита отчетов по социальным практикам профессиональных проб | ||||
Модуль «Когда девочка взрослеет» / просмотр и обсуждение анимационного фильма | ||||||||||||
Мультимедийные презентации профессий сферы юстиции, правоохранительных органов и химической промышленности | ||||||||||||
VIII | Портфолио личностного развития и знакомства с миром профессий | Классный час «К чему люди стремятся в жизни». Диагностики «ОПГШ»; «Профессиональной идентичности» (А.А.Азбель); опросник Айзенка | Диагностики «Семь качеств личности»; «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.Синявский и Б.А.Федоришин) в режиме ПМК «Профиль» | Нестандартный урок «Физика на службе у профессионалов; деловые игры «Cтроитель» и «Проектировщик» | Трудовая практика | Общественно полезный труд и допрофессиональная подготовка | Личностная зрелость | Публичная защита отчетов по социальным практикам профессиональных проб | ||||
Модуль «Роскошь человеческого общения» | ||||||||||||
Мультимедийные презентации профессиограмм типа «человек–человек», «человек–техника», «человек–знак», «человек-художественный образ», «человек–природа» | ||||||||||||
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП «Интерактивный путь в профессию» | ||||||||||||
IX | Портфолио развития профессионально важных компетенций | Классный час «Как претворить мечты в реальность» | Защита проектов «Профессии моего будущего» | Диагностики «Профессиональной идентичности» и «Коммуникативные и организаторские склонности» (для определения динамики) | МУПК, продуктивное обучение, Факультатив «Мое профессиональное будущее». Активизирующий опросник «Будь готов!» (Н.С.Пряжников) | Допрофессиональная зрелость | Публичная защита отчетов по социальным практикам профессиональных проб | |||||
Составление мультимедийных профессиограмм основного и дополнительных (резервных) вариантов выбора профессии | ||||||||||||
Тренинг развития коммуникативных и эмоциональных способностей | ||||||||||||
Диагностический модуль «Направленность личности» /ПМК «Профиль» | ||||||||||||
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЭТАП «На пути к жизненному и профессиональному успеху» | ||||||||||||
X | Портфолио развития профессионально важных компетенций | Диагностики эмоционального интеллекта (Д.Гоулмэн) и «Карьерные ориентации» (Е.Г.Шейн) | Ток-шоу «Дороги, которые мы выбираем». Диагностика организаторских и коммуникативных качеств (Л.П.Калининский) | Военные сборы и психолого-педагогическая практика в зимнем школьном лагере | Производственная или психолого-педагогическая практика в дошкольных учреждениях | Факультативы профориентационной направленности, МУПК, продуктивное обучение | Умения, раскрывающие уровни развития профессионально важных компетенций | Публичная защита отчетов по социальным практикам профессиональных проб | ||||
Диагностический модуль «Коммуникативно-эмоциональные свойства личности» | ||||||||||||
Защита проектов по психолого-педагогической практике | ||||||||||||
Тренинг развития коммуникативных и эмоциональных компетенций | ||||||||||||
XI | Портфолио развития профессионально важных компетенций | Диспут на тему «Выбор профессии вчера, сегодня, завтра» | Классный час «От карьерных решений к общему благосостоянию» | Диагностики эмоционального интеллекта (Д.Гоулмэн); «Карьерные ориентации» (Е.Г.Шейн) и организаторских и коммуникативных качеств (Л.П.Калининский) (для определения динамики) | Факультативы профессиональной направленности;МУПК | Умения, раскрывающие уровни развития профессионально важных компетенций | Бал профессий «Беззаботной бабочкой улетает детство…» | |||||
Защита проектов «Мультимедийная презентация профессиограмм основных и дополнительных (резервных) вариантов выбора профессии» | ||||||||||||
Тренинг по формированию готовности к ценностно-нравственному принятию карьерных решений | ||||||||||||
Индивидуальные психологические и профконсультации | ||||||||||||