Физиология высших мозговых функций

Сенсорные системы

Занятие 1 Общая физиология сенсорных систем

Термин сенсорная система, отличие от понятий орган чувств и анализатор (по И.П. Павлову).

Отделы анализатора по И.П. Павлову. Основные понятия в физиологии сенсорных систем: модальность (чувство) – совокупность сенсорных ощущений, возникающих при активации определенной сенсорной системы. Характеристики модальности – качество, количество, порог. Сенсорное ощущение (элемент сенсорного опыта), восприятие (комбинация сенсорных ощущений ), адекватные и неадекватные раздражители

Общий план строения сенсорных систем: многоуровневость (рецепторный, спинально-стволовой отдел, таламический отдел, корковый отдел), многоканальность, наличие воронок, принцип топической организации, наличие тормозных контуров, наличие обратной связи, надежность системы. Основные функции каждого отдела.

Виды рецепторов, их классификация и основные свойства: избирательность или специфичность, высокая чувствительность, широкий диапазон восприятия, низкая способность к аккомодации большинства рецепторов, итерация (способность к ритмической генерации импульсов возбуждения в ответ на однократное действие раздражителя), функциональная мобильность, адаптация. Регуляция чувствительности рецепторов.

Сенсорное преобразование. Этапы сенсорного преобразования (активация рецепторной молекулы, каскадное усиление, открывание/закрывание ионных каналов, возникновение рецепторного потенциала, возникновение ПД. Особенности генерации ПД в первичных и вторичных рецепторах. Количественная зависимость между интенсивностью раздражителя и величиной импульсации в афферентных волокнах. Закон Вебера—Фехнера. Рецептивное поле.

Кодирование информации в сенсорных системах: импульсное и безимпульсное, пространственное и временное преобразования. Характеристики раздражителей (пространственные, временные, качественные и количественные) и способы их кодирования. Принцип меченой линии. Принцип структуры ответа. Эфферентный контроль сенсорных систем.

Обработка информации в сенсорных системах: принцип восходящей иерархии. Особенности функционирования первичных, вторичных и ассоциативных зон коркового отдела. Механизмы распознавания знакомых образов. Восприятие цельного образа (гештальта): законы фона и фигуры, постоянства восприятия и трансформации образа. Воспринимаемый образ как продукт синтеза внешних раздражителей и внутреннего опыта. Иллюзии и их причины.

11 стр., 5092 слов

ОБЩИЕ ДАННЫЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ПАРАСИМПАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 2

ВВЕДЕНИЕ Хорошее знание анатомии вегетативной нервной системы позволяет приступить к рассмотрению крайне важных в клиническом отношении вопросов иннервации внутренних органов и сомы. Цель изучаемой темы- приобретение достаточных знаний по вопросам анатомии и топографии вегетативной нервной системы для достижения умения использования полученных знаний при изучении других фундаментальных и ...

Зрительная сенсорная система

Основные структуры глаза и их назначение. Оптическая система глаза: преломляющие среды и их оптическая сила. Формирование изображения на сетчатке. Приспособление к разглядыванию приближенных и отдаленных предметов. Аномалии рефракции и их коррекция.

Сенсорное преобразование. Фоторецепторы сетчатки: палочки и колбочки. Зрительные пигменты, их преобразование при зрительном восприятии. Цветовое зрение: типы колбочек, их спектральная чувствительность. Спектральный диапазон видимого света. Основные и дополнительные цвета. Теории цветового зрения-трехкомпонентная и оппонентных цветов. Локализация палочек и колбочек в сетчатке. Центральное и периферическое зрение. Рецепторные поля и острота центрального и периферического зрения Нарушения цветового зрения. Нейронные контуры сетчатки.

Зрительные пути: к коре, к стволу, к супрахиазмальному ядру. Их назначение. Пути от сетчатки к зрительной коре. Корковые проекция половин сетчатки и полей зрения. Гемианопсии. Первичные и вторичные зрительные зоны.

Стволовые структуры управления вспомогательным аппаратом глаза: претектальные ядра, четверохолмие, ядро Вестфаля—Эдингера (Якубовича), ядра нервов глазных мышц, их взаимоотношения. Медиальный продольный пучок.

Аккомодационный рефлекс. Механизм изменения кривизны хрусталика. Рефлекторная дуга аккомодационного рефлекса.

Зрачковые рефлексы. Мышцы зрачка и их иннервация. Рефлекторные дуги зрачковых рефлексов. Световая и темновая адаптация глаза: роль зрачковых рефлексов и зрительных пигментов.

Движения глаз. Глазодвигательные мышцы и их иннервация. Основные движения глаз (фиксация взора, саккады, перенесение взора, реагирование на внезапный раздражитель, вестибулоокулярные рефлексы, нистагм. Нервные структуры и рефлекторные дуги, отвечающие за движения глаз.

10 стр., 4509 слов

Пути совершенствования системы стимулирования труда

Содержание Введение Глава I. Управление и его функции Глава II. Теории мотивации Глава III. Совершенствование стимулирования Заключение. Список используемой литературы Введение Каждый менеджер для успешного руководства людьми должен в общих чертах представлять, чего хотят или не хотят его подчиненные, каковы внешние и внутренние мотивы их поведения, в каком соотношении и они находятся, как можно ...

Регуляция слезоотделения и движений век. Секреция и всасывание водянистой влаги.

Методы исследования зрительной системы: определение остроты зрения, полей зрения, цветового зрения.

Занятие 2 Частная физиология сенсорных систем

Слуховая сенсорная система

Характеристики звука – частота и сила. Диапазон воспринимаемых частот. Количественные характеристики силы звука – бел, децибел.

Дорецепторный отдел: наружное и среднее ухо. Основные структуры и их назначение. Передача звуковых колебаний к внутреннему уху. Воздушная и костная проводимость.

Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринт, эндолимфа и перилимфа. Строение улитки. Строение кортиева (спирального) органа. Сенсорное преобразование в кортиевом органе. Функции наружных и внутренних волосковых клеток.

Кодирование высоты звука: пространственное и временное. Кодирование силы звука. Бинауральный слух – значение для локализации звука

Слуховые пути. Функции стволовых структур и таламического отдела. Корковые слуховые отделы. Первичные и вторичные слуховые зоны.

Исследование слуха: тональная и речевая аудиометрия, исследование костной и воздушной проводимости.

Вестибулярная сенсорная система

Вестибулярные структуры внутреннего уха: отолитовый аппарат и полукружные каналы, их строение и функции. Возбуждение рецепторов вестибулярного аппарата. Восходящие вестибулярные пути. Вестибулоокулярные рефлексы. Центральная часть вестибулярной системы. Вестибулярные ядра, вестибулоспинальные пути и их роль в поддержании позы, равновесия и мышечного тонуса.

Вкусовая и обонятельная сенсорные системы

Вкусовая рецепция.. Первичные вкусовые ощущения. Вкусовые пути. Центральный отдел вкусовой системы.

Классификация запахов Обонятельные рецепторы и пути. Центральный отдел обонятельной системы. Физиологическая роль обоняния у человека.

12 стр., 5985 слов

Оловной мозг и центральная нервная система

Соотношения между нашим строением, характером и болезнями ОГЛАВЛЕНИЕ Головной мозг и центральная нервная система Сосуды головного мозга Лоб и височно-теменная область справа 2 стр. Центр лба и передний отдел головного мозга, гипофиз Лоб и височно-теменная область слева Затылочно-теменная область слева Затылочно-теменная область справа 3 стр. Задние и нижние отделы головного мозга Верхние отделы ...

Соматосенсорная система

Поверхностная чувствительность

Виды поверхностной чувствительности. Виды тактильной чувствительности. Рецепторы тактильной чувствительности, их характеристики, механизмы возбуждения, свойства тактильного восприятия. Терморецепторы. Болевая рецепция.

Пути и центры поверхностной чувствительности. Корковое представительство поверхностной чувствительности.

Проприоцептивная чувствительность

Основные проприорецепторы – мышечные веретена и тельца Гольджи. Пути проприоцептивной чувствительности к коре головного мозга и мозжечку. Значение мышечно-суставного чувства для двигательных реакций и их коррекции.

Висцеральная система

Виды висцеральной чувствительности. Нервы, проводящие разные виды висцеральной чувствительности. Значение висцеральной чувствительности.

Болевая чувствительность

Понятие боли. Физиологический смысл боли – поддержание целостности тканей. Боль как системная реакция организма: перцептуальный компонент, рефлекторная защитная двигательная реакция, активация ретикулярной формации, активация эмоциогенных зон гипоталамуса и лимбических структур, активация лобных и теменных областей коры, приводящие к формированию оборонительной мотивации и поведения.

Типы боли: по генезу – острая и хроническая, по характеру – эпикритическая и протопатическая, по локализации повреждаемых тканей —  соматическая (поверхностная и глубокая) и висцеральная, по локализации болевого ощущения — местная, проекционная, иррадиирующая и отраженная. Проводящие пути болевой чувствительности.

Антиноцицептивная система: назначение (функции: ограничительная, информационная, регуляция болевого порога), центры и медиаторы. Понятие болевого порога, его измерение (алгометрия), зависимость от генетических и фенотипических факторов.

Программа для занятий по физиологии высших мозговых функций Общие принципы рефлекторной теории

Основные принципы рефлекторной теории: детерминизм и материализм. Их развитие в трудах Декарта, Сеченова, Шеррингтона и Павлова.

Павловская теория высшей нервной деятельности (внд)

Условные рефлексы и их отличия от безусловных. Условия выработки условных рефлексов. Условное торможение, условия его выработки, разновидности. Сигнальное значение условных рефлексов. Гибкое приспособление к действительности с помощью выработки и торможения условных рефлексов. Первая и вторая сигнальные системы.

8 стр., 3510 слов

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ В КОРЕ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ

Нервная система Общий план строения и значение нервной системы 1. Значение нервной системы Функции нервной системы можно условно разделить на 2 типа: низшие и высшие. Низшие функции заключаются в том, что нервная система: · Регулирует работу органов и систем органов; · Обеспечивает взаимосвязь между отдельными органами, системами органов, обуславливая их функциональное единство; · Согласует между ...

Условнорефлекторный метод исследования высшей нервной деятельности. Основные законы ВНД по Павлову: наличие возбуждения, наличие торможения, движение возбуждения и торможения, их взаимная индукция, образование временных связей. Основа психических процессов — возбуждение определенных центров коры головного мозга. Представления И.П.Павлова о сне, гипнозе, типах ВНД (соотношение этих типов с темпераментами по Гиппократу), механизмах патологических состояний (экспериментальные неврозы).

Поведение

Определение поведения. Формы поведения: врожденные (тропизмы и таксисы, рефлексы, инстинкты) и приобретенные (связанные с научением)

Морфо-функциональная организация коры головного мозга

Модульная (корковые колонки) организация коры.

Иерархическая организация коры: первичные, вторичные и ассоциативные зоны и их взаимоотношения при формировании цельных образов.

Локализация основных корковых первичных и вторичных зон. Ассоциативные зоны коры — префронтальная, теменно-височно-затылочная, лимбическая. Межполушарная асимметрия.

Кора головного мозга и таламус.

Методы исследования работы головного мозга

Вызванные потенциалы, их происхождение, разновидности (слуховые, зрительные, соматосенсорные, когнитивные) и применение.

Электроэнцефалография (ЭЭГ).

Электроэнцефалографические ритмы, их параметры и происхождение.

Методы нейровизуализации: КТ, МРТ, функциональная МРТ, позитронно-эмиссионная томография. Исследование функциональной активности мозга методами нейровизуализации.

Активация мозга

Активирующие системы мозга. Восходящая активирующая ретикулярная система: строение, основные входы и выходы, функции. Роль в поддержании бодрствующего состояния. Взаимные связи с корой головного мозга. Специфические и неспецифические пути поступления афферентации в мозг. Другие активирующие системы ствола мозга (адренергическая и серотонинергическая).

4 стр., 1875 слов

Из каких основных структур состоит нервная система человека?

... управления информационными потоками, крупнейший «транспортный» узел нервной системы. Основная функция таламуса состоит в приеме информации от сенсорных ... внутренние нервные пути. Первые передают информацию в головной мозг, вторые - из головного мозга различным частям ... действующего раздражителя. Так: - повреждение зрительной ассоциативной зоны приводит к «словесной слепоте», когда зрение сохраняется, ...

Сон. Фазы и стадии сна. Структура сна. Представления о механизмах и значении сна. Сон как биоритм.

Эмоции и мотивации

Компоненты эмоций (субъективный и объективный), функции эмоций (мобилизационная, комунникационная, познавательная. Физиологический смысл эмоций. Потребности, мотивации и эмоции.

Лимбическая система: основные структуры и функции. Эмоциогенные зоны лимбической системы, их выявление методом самораздражения.

Роль среднего мозга в эмоциональном выражении.

Роль гипоталамуса в мотивационно-эмоциональном поведении

Гиппокамп: функции и последствия поражения

Миндалевидное тело: функции и последствия поражения

Познавательные функции

Научение

Научение и его роль в формировании адаптивного поведения. Формы научения: реактивное, оперантное, когнитивное. Формы реактивного научения. Привыкание и сенсибилизация. Импринтинг.

Классическое обусловливание: условные рефлексы и их отличия от безусловных. Условия выработки условных рефлексов.

Оперантное научение – метод проб и ошибок и социальное научение.

Когнитивное научение. Научение путем рассуждений.

Память

Основные виды памяти: кратковременная и долговременная, их особенности и механизмы. Условия оптимального запоминания. Извлечение и забывание. Моторная, словесная, образная и эмоциональная память. Роль отдельных структур мозга в запоминании.

Речь

Функции речи и формы речи. Речевые центры и их взаимодействие при разных формах речи. Афазии.

Лобные доли и исполнительные функции. Последствия повреждения лобных долей.

Контрольные вопросы первого уровня для занятия по ВМФ

  1. Что такое первичные, вторичные и ассоциативные зоны коры, какова локализация различных зон?
  2. Что такое условный рефлекс и чем он отличается от безусловного?
  3. Что такое условный и безусловный раздражитель?
  4. Что необходимо для формирования условных рефлексов ?
  5. В каких отделах мозга замыкается условнорефлекторная связь?
  6. Что такое условное и безусловное торможение?
  7. При каком главном условии вырабатывается условное торможение?
  8. Что такое долговременная и кратковременная память? Каковы их механизмы?
  9. Какова роль гиппокампа в процессах памяти?
  10. Каковы основные речевые центры и где они располагаются?
  11. Каковы основные структуры лимбической системы? Каковы основные функции лимбической системы?
  12. Что такое ЭЭГ
  13. Каковы основные ритмы ЭЭГ и их частотные характеристики?
  14. Для каких состояний характерны разные ритмы ЭЭГ?
  15. Что такое восходящая активирующая ретикулярная система? Какие структуры ее образуют? Какова ее функция?
  16. Что такое быстрый и медленный сон, в чем их различия?

Вопросы по физиологии сенсорных систем

  1. Основные понятия в физиологии сенсорных систем Значение сенсорных систем.
  2. Общий план строения сенсорных систем. Основные функции каждого отдела.
  3. Виды рецепторов, их классификация и основные свойства.
  4. Сенсорное преобразование. Этапы сенсорного преобразования Особенности генерации ПД в первичных и вторичных рецепторах.
  5. Количественная зависимость между силой раздражителя и величиной импульсации в афферентных волокнах. Закон Вебера—Фехнера. Рецепторное поле.
  6. Кодирование информации в сенсорных системах. Виды и способы кодирования Принцип меченой линии.
  7. Обработка информации в сенсорных системах: принцип восходящей иерархии. Эфферентный контроль сенсорных систем.
  8. Механизмы распознавания знакомых образов. Восприятие цельного образа (гештальта): законы фона и фигуры, постоянства восприятия и трансформации образа. Воспринимаемый образ как продукт синтеза внешних раздражителей и внутреннего опыта. Иллюзии и их причины.
  9. Основные структуры глаза и их назначение. Оптическая система глаза Формирование изображения на сетчатке.
  10. Приспособление к разглядыванию приближенных и отдаленных предметов. Аномалии рефракции и их коррекция.
  11. Сенсорное преобразование. Фоторецепторы сетчатки: палочки и колбочки, их локализация. Рецепторные поля и острота центрального и периферического зрения. Нейронные контуры сетчатки.
  12. Цветовое зрение: типы колбочек, их спектральная чувствительность. Спектральный диапазон видимого света. Основные и дополнительные цвета. Нарушения цветового зрения.
  13. Зрительные пути: к коре, к стволу, к супрахиазмальному ядру. Их назначение. Пути от сетчатки к зрительной коре. Корковые проекция половин сетчатки и полей зрения. Гемианопсии. Первичные и вторичные зрительные зоны.
  14. Аккомодационный рефлекс. Механизм изменения кривизны хрусталика. Рефлекторная дуга аккомодационного рефлекса.
  15. Зрачковые рефлексы. Рефлекторные дуги зрачковых рефлексов. Световая и темновая адаптация глаза: роль зрачковых рефлексов и зрительных пигментов.
  16. Движения глаз. Глазодвигательные мышцы и их иннервация. Основные движения глаз Нервные структуры и рефлекторные дуги, отвечающие за движения глаз.
  17. Регуляция слезоотделения и движений век. Секреция и всасывание водянистой влаги.
  18. Методы исследования зрительной системы: определение остроты зрения, полей зрения, цветового зрения.
  19. Характеристики звука – частота и сила. Диапазон воспринимаемых частот. Количественные характеристики силы звука – бел, децибел.

  20. Наружное и среднее и ухо. Основные структуры и их назначение.
  21. Внутреннее ухо: Строение кортиева (спирального) органа. Сенсорное преобразование в кортиевом органе. Функции наружных и внутренних волосковых клеток.
  22. Кодирование частоты и интенсивности звука
  23. Слуховые пути. Функции стволовых структур и таламического отдела. Корковые слуховые отделы. Первичные и вторичные слуховые зоны.
  24. Исследование слуха: тональная и речевая аудиометрия, исследование костной и воздушной проводимости.
  25. Вестибулярные структуры внутреннего уха: отолитовый аппарат и полукружные каналы, их строение и функции.

  26. Адекватные раздражители для возбуждения рецепторов вестибулярного аппарата. Вестибулоокулярные рефлексы.
  27. Вестибулярные ядра, вестибулоспинальные пути и их роль в поддержании позы, равновесия и мышечного тонуса.
  28. Вкусовая рецепция.. Первичные вкусовые ощущения. Вкусовые пути. Центральный отдел вкусовой системы.
  29. Классификация запахов Обонятельные рецепторы и пути. Центральный отдел обонятельной системы. Физиологическая роль обоняния у человека.
  30. Виды поверхностной чувствительности. Виды тактильной чувствительности.
  31. Рецепторы тактильной чувствительности, их характеристики, механизмы возбуждения, свойства тактильного восприятия.
  32. Терморецепторы. Болевая рецепция.
  33. Пути и центры поверхностной чувствительности. Корковое представительство поверхностной чувствительности.
  34. Основные виды проприорецепторов, их локализация, механизм восприятия
  35. Пути проприоцептивной чувствительности к коре головного мозга и мозжечку.
  36. Значение мышечно-суставного чувства для двигательных реакций и их коррекции.
  37. Виды висцеральной чувствительности.
  38. Нервы, проводящие разные виды висцеральной чувствительности.
  39. Значение висцеральной чувствительности.
  40. Физиологический смысл боли.
  41. Боль как системная реакция организма
  42. Виды боли. Пути ранней и поздней боли. Глубокая и поверхностная боль.
  43. Висцеральная боль: особенности, причины, пути проведения.
  44. Проекционная и отраженная боли, зоны Захарьина—Геда.
  45. Антиноцицептивная система: назначение, центры и медиаторы

Контрольные вопросы по вмф для устного опроса на коллоквиуме

  1. Основные принципы рефлекторной теории: детерминизм и материализм. Их развитие в трудах Декарта, Сеченова, Шеррингтона и Павлова.
  2. И.П. Павлов – основоположник учения о высшей нервной деятельности.

  3. Условнорефлекторный метод исследования высшей нервной деятельности. Условные рефлексы, их виды и отличия от безусловных.
  4. Условия и правила выработки условных рефлексов.
  5. Условное торможение, его разновидности и правила выработки.
  6. Сигнальное значение условных рефлексов. Гибкое приспособление к действительности с помощью выработки и торможения условных рефлексов. Первая и вторая сигнальные системы.
  7. Основные законы ВНД по Павлову: наличие возбуждения, наличие торможения, движение возбуждения и торможения, их взаимная индукция, образование временных связей. Основа психических процессов — возбуждение определенных центров коры головного мозга.
  8. Представления И.П. Павлова о сне, гипнозе, типах ВНД (соотношение этих типов с темпераментами по Гиппократу),
  9. Экспериментальные неврозы
  10. Поведение. Определение поведения. Формы поведения: врожденные (тропизмы и таксисы, рефлексы, инстинкты) и приобретенные (связанные с научением)

  11. Функциональная анатомия коры головного мозга. Модульная (корковые колонки) организация коры.

  12. Иерархическая организация коры: первичные, вторичные и ассоциативные зоны и их взаимоотношения при формировании цельных образов.
  13. Локализация основных корковых первичных и вторичных зон. Ассоциативные зоны коры. Функции и центры теменно-височно-затылочной ассоциативной зоны. Межполушарная асимметрия.
  14. Представления о методах исследования работы головного мозга.
  15. Вызванные потенциалы, их происхождение, разновидности (слуховые, зрительные, соматосенсорные, когнитивные).

    2 стр., 608 слов

    Функции и роли вожатого

    Функции и роли вожатого Материал из Летний лагеря Перейти к: навигация,поиск Роль, функции Сильные стороны Возможные проблемы - При слишком высоком уровне: Возможные проблемы - При слишком низком уровне: 1. Наставник- В этой роли вожатый должен быть чутким, открытым, внимательным, охотно идущим навстречу, готовым помочь. Играя эту роль, вожатый выслушивает и выполняет законные просьбы, выставляет ...

    Значение для клиники.

  16. Электроэнцефалография (ЭЭГ).

    Электроэнцефалографические ритмы, их параметры и происхождение.

  17. Методы нейровизуализации: КТ, МРТ, функциональная МРТ, позитронно-эмиссионная томография. Исследование функциональной активности мозга методами нейровизуализации.
  18. Активирующие системы мозга. Восходящая активирующая ретикулярная система: строение, основные входы и выходы, функции. Роль в поддержании бодрствующего состояния. Взаимные связи с корой головного мозга. Специфические и неспецифические пути поступления афферентации в мозг. Другие активирующие системы (адренергическая и серотонинергическая).
  19. Сон. Структура сна. Фазы и стадии сна. Представления о механизмах и значении сна. Сон как биоритм.
  20. Эмоции и мотивации. Компоненты эмоций (субъективный и объективный), функции эмоций (мобилизационная, комунникационная, познавательная), физиологический смысл эмоций. Потребности, мотивации и эмоции.
  21. Лимбическая система: основные структуры и функции. Эмоциогенные зоны лимбической системы, их выявление методом самораздражения.
  22. Роль среднего мозга в эмоциональном выражении.
  23. Роль гипоталамуса в мотивационно-эмоциональном поведении
  24. Гиппокамп: функции и последствия поражения
  25. Миндалевидное тело: функции и последствия поражения
  26. Познавательные функции. Научение и его роль в формировании адаптивного поведения. Формы научения: реактивное, оперантное, когнитивное. Формы реактивного научения. Привыкание и сенсибилизация. Импринтинг.
  27. Оперантное научение – метод проб и ошибок и социальное научение.
  28. Когнитивное научение. Научение путем рассуждений.
  29. Память. Основные виды памяти: кратковременная и долговременная, их особенности и механизмы. Условия оптимального запоминания. Извлечение и забывание. Моторная, словесная, образная и эмоциональная память. Роль отдельных структур мозга в запоминании.
  30. Речь. Функции речи и формы речи. Речевые центры и их взаимодействие при разных формах речи. Афазии.
  31. Лобные доли и исполнительные функции. Последствия повреждения лобных долей.

10