Министерство образования Российской Федерации
Уральский государственный профессионально-педагогический
университет
Социальный институт
Кафедра физиологии и безопасности жизнедеятельности
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ
по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология»
Для студентов заочной формы обучения
всех специализаций
специальности 030500 — Профессиональное обучение
Екатеринбург 2001
Задания к контрольной работе и методические указания к ее выполнению по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология». Екатеринбург: Изд-«о Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. 10 с.
Составители: д-р биол. каук, проф. Г.П. Селиверстова, ст. преп. ТФ. Гурова
Рецензент канд. биол. неук Г.В. Зуева
Содержат задания и перечень основных литературных источников для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология».
Одобрены методической комиссией Социального института 12 марта 2001 г. Протокол № 7.
Председатель методической комиссии
А.И.Ткаченко
© Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 2001
Введение
Выполнение контрольной работы является обязательным условием допуска к зачету (экзамену) студентов заочного отделения всех специальностей.
Контрольные задания составлены в соответствии с рабочей программой курса «Возрастная физиология и психофизиология».
Задания для контрольной работы содержат два вопроса: один-из раздела «Возрастная физиология», другой-из раздела «Психофизиология». Студент получает вариант, номер которого соответствует двум последним цифрам номера зачетной книжки. Каждый вопрос контрольного задания выполняется в форме реферата. Реферат происходит от латинского слова relerre (докладывать, сообщать).
Возрастная физиология и психофизиология 2
... функции организма, которые значительно изменяются в различные периоды их жизни. Знание возрастных особенностей морфологии и физиологии детей необходимо в наибольшей степени использовать в деле воспитания подрастающего ...
Он представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания прочитанной книги, научной работы, доклада на определенную тему, освещающее ее на основе обзора литературных и других источников. Сущность и назначение реферата заключаются в кратком, но достаточно полном изложении основного содержания источника, в передаче новой проблемной информации, имеющейся в прочитанном научном издании. Реферат используется при изучении основных и элективных курсов, в организации различных форм внеаудиторной работы. При написании работы студент должен опираться на рекомендуемую литературу, использовать дополнительные источники, и том числе научные периодические издания. Составляется план реферата с указанием страниц в тексте, в соответствии с которым и должен излагаться материал. На все цитаты должны быть ссылки. Ссылки могут быть даны в виде указания номера первоисточника в списке литературы. В качестве основной и дополнительной литературы используются источники, изданные в течение последних пяти лет, а периодические издания берутся за последние 6-12 месяцев. Для выполнения реферативной работы следует использовать не менее 3-4 источников.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Ответ на каждый вопрос контрольного задания излагается по следующей схеме:
- План реферата с указанием страниц в тексте.
- Введение (содержи! обоснование актуальности темы, вопросы, которые студент предлагает раскрыть, цели и задачи реферата).
- Краткий исторический экскурс (если этого требует тема реферата).
- Основная часть, раскрывающая содержание темы (содержит обоснование физиологических явлений, анализ путей и способов решения вопросов, поставленных во введении).
5. Заключение, представляющее собой краткие выводы по изложенному материалу.
6. Список литературы, составленный по общепринятым правилам описания источников (фамилия и инициалы автора, год издания, издательство, количество страниц).
Контрольная работа выполняется на формате А4 или в обычной тетради. Предпочтителен машинописный вариант. В случае невозможности напечатать работу реферат пишется от руки четким разборчивым почерком. Объем работы (оба вопроса) з пределах 8-10 страниц рукописного текста.
Номер варианта задания выбирается студентом в соответствии с двумя последними цифрами номера его зачетной книжки.
Вариант 1
- Строение, функция сердца. Движение крови по сосудам. Изменение показателей кровообращения при мышечной работе. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки.
- Физиологические механизмы сна. Стадии формирования сна. Сон «быстрый» и «медленный». Онтогенез физиологического сна.
Вариант 2
1. Строение и функции дыхательной системы. Легочные объемы. Показатели дыхания в покое и при мышечных нагрузках. Жизненная емкость легких. Формирование системы дыхания в онтогенезе.
2. Утомление как особое функциональное состояние организма. Теории утомления. Физиологические характеристики утомления.
Возрастные особенности строения и функций нервной системы, учение ...
... юность; второй - связан с пожилым возрастом. 1. Возрастные особенности строения и функций нервной системы 1.1 Особенности нервной системы у детей Наиболее важным и характерным показателем развития различных ... транспорте ионов. В процессе старения изменяется интегративная деятельность нервной системы: медленнее образуются условные рефлексы, снижается подвижность и сила основных нервных процессов, ...
Вариант 3
1. Строение и функции системы крови. Морфофизиологические особенности крови у подростков.
2. Психофизиологические механизмы памяти. Запоминание, хранение и воспроизведение информации Возрастные особенности памяти.
Вариант 4
1. Вегетативная нервная система, ее отделы и функциональные особенности. Адаптационно-трофическое влияние симпатического отдела на функции различных органов.
2. Биологическая и информационная теории эмоций. Связь эмоций с потребностями и мотивациями. Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте.
Вариант 5
- Физиология больших полушарий головного мозга. Проекционные и ассоциативные зоны коры. Функциональная асимметрия больших полушарий.
- Физиологические механизмы эмоций. Нейроанатомические субстраты эмоций. Классификация эмоций. Компоненты эмоций.
Вариант 6
- Строение нервной клетки, функции аксона и дендритов. Структура и функции синапсов. Механизм передачи возбуждения и торможения в синапсе.
- Условия и механизм образования условных рефлексов. Классификация условных рефлексов.
Вариант 7
- Зрительная сенсорная система. Оптическая и рецепторная системы глаза. Гигиена зрения.
- Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Биологическое значение условных и безусловных рефлексов. Онтогенез условных и безусловных рефлексов.
Вариант 8
- Слуховая сенсорная система (слуховой анализатор).
Строение органа слуха. Механизм восприятия звука. Гигиена слуха.
- Учение И.П. Павлова о безусловном (внешнем) и условном (внутреннем) торможении условных рефлексов.
Вариант 9
- Опорно-двигательный аппарат человека, его строение, функции и развитие в онтогенезе. Особенности реакций организма на физические нагрузки в различные возрастные периоды.
- Учение И.П. Павлова с типах высшей нервной деятельности (ВНД).
Классификации и характеристика типов ВНД. Изменения ВНД в подростковом возрасте. Влияние генотипа и среды на формирование типа ВНД.
Вариант 10
1. Учение И.П. Павлова об анализаторах. ^ груктурно-функциональная характеристика, классификация и значение анализаторов в познании окружающего мира. Анализатор и сенсорная система. Анализатор и орган чувств.
2. Психофизиологические особенности подросткового возраста. Вариант 11
- Физиология пищеварения. Общий план строения и функции пищеварительной системы. Нейрогуморальная регуляция секреции пищеварительных желез.
- Инстинкты как врожденные формы поведения. Характерные особенности и механизм развития инстинктов. Значение инстинктов в поведении человека.
б
Физиология высших мозговых функций
... контроль сенсорных систем. Обработка информации в сенсорных системах: принцип восходящей иерархии. Особенности функционирования первичных, вторичных и ассоциативных зон коркового отдела. Механизмы распознавания знакомых ... генетических и фенотипических факторов. Программа для занятий по физиологии высших мозговых функций Общие принципы рефлекторной теории Основные принципы рефлекторной теории: ...
Вариант 12
- Гуморальная регуляция функций в организме. Характеристика гормонов и желез внутренней секреции. Возрастные особенности эндокринной системы подростков.
- Динамический стереотип как приобретенная форма поведения. Характерные черты и механизм формирования стереотипных реакций. Значение динамического стереотипа в процессе обучения и формирования навыков.
Вариант 13
1. Рефлекторная регуляция функций в организме. Рефлекс как элементарный акт нервной деятельности. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо как основа регуляторных процессов.
2. Типологические особенности ВИД человека. Учение И.П. Павлова о сигнальных системах действительности. Формирование второй сигнальной системы в онтогенезе.
Вариант 14
1. Строение и функции спинного мозга. Спинальные рефлексы. Моносинаптические и полисинаптические рефлекторные дуги.
2. Память как особая форма отражения действительности. Классификации видов памяти. Временная организация памяти. Теория
памяти.
Вариант 15
- Биологическое созрезание и психическое развитие акселерации и ретардации развития детей и подростков.
- Психофизиология внимания. Нейрофизиологические внимания. Ориентировочный рефлекс и внимание.
Вариант 16
1. Физиология ствола • мозга. Морфологические особенности и рефлекторная деятельность продолговатого и среднего мозга.
2. Физиология стресса. Механизм и стадии развития стресса. Эустресс и дистресс. Управление стрессовыми реакциями.
Вариант 17
1. Физиология промежуточного мозга. Таламус как коллектор афферентной чувствительности. Гипоталамус, его структурные и функциональные характеристики. Гипоталамо-гипофизарная система.
2. Психофизиология речи и мыслительной деятельности. Онтогенез речи. Мышление и речь. Современные представления о природе и механизме мышления.
. Проблема механизмы
Вариант 18
1. Рост и развитие организма. Этапы и периоды онтогенеза. Физическое и психическое развитие.
2. Биологические ритмы, их показатели и классификация. Биоритмы и работоспособность.
Вариант 19
1. Выделительная система. Строение и функции органов выделения, их возрастные особенности.
2. Учение о доминанте А.А. Ухтомского. Характеристика доминантного очага. Значение доминанты в целенаправленной деятельности человека.
Вариант 20
1. Ретикулярная формация ствола мозга как неспецифическая, активирующая и тормозящая система в формировании сна и бодрствования. Концентрация внимания.
2. Мотивация как фактор организации поведения. Виды мотивации. Механизм возникновения мотиваций.
Литература
Анатомия, физиология, психология человека: Ил. крат. слов. / Под ред. А.С. Батуева. СПб.: Лань, 1998. 268 с.
Бшич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. СПб.: Водолей, 1998. 368 с.
Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 216 с.
Физиология промежуточного мозга. Психофизиология речи и мыслительной ...
... цепь нейронов, или рефлекторную дугу. 1. Физиология промежуточного мозга Главными образованиями промежуточного мозга являются таламус (зрительный бугор) и ... несахарного мочеизнурения. Подбугорная область тесно связана с деятельностью гипофиза. В крупных нейронах надзрительного и околожелудочкового ... скалит зубы, рычит, кусается, выпускает когти. У человека зрительный бугор играет существенную роль в ...
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.:Учеб. лит., 1997.338 с.
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1998. 306 с.
Основы психофизиологии / Под ред. Ю. И. Александрова. М.: ИНФРА-М, 1997. 408 с.
Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. М.: Медицина, 1998. 585 с.
Сапин М.Р., Сивоглазоь Р.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. М.: Академия, 2000. 365 с.
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2000. 325 с.
Судаков К. В. Нормальная физиология. М.: Медицина, 1999. 331 с.
Физиология человека / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И Циркин, С.А. Чеснокова. — СПб. : Сотис, 1998. 385 с.
Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: В 2 т. М.: Мир, 1996. 625 с.
Шостак В.И., Лытаее С.А. Физиология психической деятельности человека. СПб.: Деан, 1999. 3 16 с.
Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1997. 283 с.
Задания к контрольной работе
и методические указания к ее выполнению по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология»
Редактор Г’.Р. Сайфетдинова
Подписано в печать 03.04.2002. Формат 60×84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. 0,51. Уч.-изд. л. 0,55. Тираж 2000 экз. Заказ № 65.
Ротапринт РГГШУ, г. Екатеринбург, ул. Каширская, 73