3003(Возрастная физиология и психофизиология)

Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный профессионально-педагогический

университет

Социальный институт

Кафедра физиологии и безопасности жизнедеятельности

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ

по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология»

Для студентов заочной формы обучения

всех специализаций

специальности 030500 — Профессиональное обучение

Екатеринбург 2001

Задания к контрольной работе и методические указания к ее выполнению по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология». Екатеринбург: Изд-«о Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. 10 с.

Составители: д-р биол. каук, проф. Г.П. Селиверстова, ст. преп. ТФ. Гурова

Рецензент канд. биол. неук Г.В. Зуева

Содержат задания и перечень основных литературных источников для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология».

Одобрены методической комиссией Социального института 12 марта 2001 г. Протокол № 7.

Председатель методической комиссии

А.И.Ткаченко

© Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 2001

Введение

Выполнение контрольной работы является обязательным условием допуска к зачету (экзамену) студентов заочного отделения всех специальностей.

Контрольные задания составлены в соответствии с рабочей программой курса «Возрастная физиология и психофизиология».

Задания для контрольной работы содержат два вопроса: один-из раздела «Возрастная физиология», другой-из раздела «Психофизиология». Студент получает вариант, номер которого соответствует двум последним цифрам номера зачетной книжки. Каждый вопрос контрольного задания выполняется в форме реферата. Реферат происходит от латинского слова relerre (докладывать, сообщать).

13 стр., 6473 слов

Возрастная физиология и психофизиология 2

... функции организма, которые значительно изменяются в различные периоды их жизни. Знание возрастных особенностей морфологии и физиологии детей необходимо в наибольшей степени использовать в деле воспитания подрастающего ...

Он представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания прочитанной книги, научной работы, доклада на определенную тему, освещающее ее на основе обзора литературных и других источников. Сущность и назначение реферата заключаются в кратком, но достаточно полном изложении основного содержания источника, в передаче новой проблемной информации, имеющейся в прочитанном научном издании. Реферат используется при изучении основных и элективных курсов, в организации различных форм внеаудиторной работы. При написании работы студент должен опираться на рекомендуемую литературу, использовать дополнительные источники, и том числе научные периодические издания. Составляется план реферата с указанием страниц в тексте, в соответствии с которым и должен излагаться материал. На все цитаты должны быть ссылки. Ссылки могут быть даны в виде указания номера первоисточника в списке литературы. В качестве основной и дополнительной литературы используются источники, изданные в течение последних пяти лет, а периодические издания берутся за последние 6-12 месяцев. Для выполнения реферативной работы следует использовать не менее 3-4 источников.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ответ на каждый вопрос контрольного задания излагается по следующей схеме:

  1. План реферата с указанием страниц в тексте.
  2. Введение (содержи! обоснование актуальности темы, вопросы, которые студент предлагает раскрыть, цели и задачи реферата).
  3. Краткий исторический экскурс (если этого требует тема реферата).
  1. Основная часть, раскрывающая содержание темы (содержит обоснование физиологических явлений, анализ путей и способов решения вопросов, поставленных во введении).

5. Заключение, представляющее собой краткие выводы по изложенному материалу.

6. Список литературы, составленный по общепринятым правилам описания источников (фамилия и инициалы автора, год издания, издательство, количество страниц).

Контрольная работа выполняется на формате А4 или в обычной тетради. Предпочтителен машинописный вариант. В случае невозможности напечатать работу реферат пишется от руки четким разборчивым почерком. Объем работы (оба вопроса) з пределах 8-10 страниц рукописного текста.

Номер варианта задания выбирается студентом в соответствии с двумя последними цифрами номера его зачетной книжки.

Вариант 1

  1. Строение, функция сердца. Движение крови по сосудам. Изменение показателей кровообращения при мышечной работе. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки.
  2. Физиологические механизмы сна. Стадии формирования сна. Сон «быстрый» и «медленный». Онтогенез физиологического сна.

Вариант 2

1. Строение и функции дыхательной системы. Легочные объемы. Показатели дыхания в покое и при мышечных нагрузках. Жизненная емкость легких. Формирование системы дыхания в онтогенезе.

2. Утомление как особое функциональное состояние организма. Теории утомления. Физиологические характеристики утомления.

4 стр., 1785 слов

Возрастные особенности строения и функций нервной системы, учение ...

... юность; второй - связан с пожилым возрастом. 1. Возрастные особенности строения и функций нервной системы 1.1 Особенности нервной системы у детей Наиболее важным и характерным показателем развития различных ... транспорте ионов. В процессе старения изменяется интегративная деятельность нервной системы: медленнее образуются условные рефлексы, снижается подвижность и сила основных нервных процессов, ...

Вариант 3

1. Строение и функции системы крови. Морфофизиологические особенности крови у подростков.

2. Психофизиологические механизмы памяти. Запоминание, хранение и воспроизведение информации Возрастные особенности памяти.

Вариант 4

1. Вегетативная нервная система, ее отделы и функциональные особенности. Адаптационно-трофическое влияние симпатического отдела на функции различных органов.

2. Биологическая и информационная теории эмоций. Связь эмоций с потребностями и мотивациями. Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте.

Вариант 5

  1. Физиология больших полушарий головного мозга. Проекционные и ассоциативные зоны коры. Функциональная асимметрия больших полушарий.
  2. Физиологические механизмы эмоций. Нейроанатомические субстраты эмоций. Классификация эмоций. Компоненты эмоций.

Вариант 6

  1. Строение нервной клетки, функции аксона и дендритов. Структура и функции синапсов. Механизм передачи возбуждения и торможения в синапсе.
  2. Условия и механизм образования условных рефлексов. Классифика­ция условных рефлексов.

Вариант 7

  1. Зрительная сенсорная система. Оптическая и рецепторная системы глаза. Гигиена зрения.
  2. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Биологическое значение условных и безусловных рефлексов. Онтогенез условных и безусловных рефлексов.

Вариант 8

  1. Слуховая сенсорная система (слуховой анализатор).

    Строение органа слуха. Механизм восприятия звука. Гигиена слуха.

  2. Учение И.П. Павлова о безусловном (внешнем) и условном (внутреннем) торможении условных рефлексов.

Вариант 9

  1. Опорно-двигательный аппарат человека, его строение, функции и развитие в онтогенезе. Особенности реакций организма на физические нагрузки в различные возрастные периоды.
  2. Учение И.П. Павлова с типах высшей нервной деятельности (ВНД).

    Классификации и характеристика типов ВНД. Изменения ВНД в подростковом возрасте. Влияние генотипа и среды на формирование типа ВНД.

Вариант 10

1. Учение И.П. Павлова об анализаторах. ^ груктурно-функциональная характеристика, классификация и значение анализаторов в познании окружающего мира. Анализатор и сенсорная система. Анализатор и орган чувств.

2. Психофизиологические особенности подросткового возраста. Вариант 11

  1. Физиология пищеварения. Общий план строения и функции пищеварительной системы. Нейрогуморальная регуляция секреции пищеварительных желез.
  2. Инстинкты как врожденные формы поведения. Характерные особенности и механизм развития инстинктов. Значение инстинктов в поведении человека.

б

5 стр., 2396 слов

Физиология высших мозговых функций

... контроль сенсорных систем. Обработка информации в сенсорных системах: принцип восходящей иерархии. Особенности функционирования первичных, вторичных и ассоциативных зон коркового отдела. Механизмы распознавания знакомых ... генетических и фенотипических факторов. Программа для занятий по физиологии высших мозговых функций Общие принципы рефлекторной теории Основные принципы рефлекторной теории: ...

Вариант 12

  1. Гуморальная регуляция функций в организме. Характеристика гормонов и желез внутренней секреции. Возрастные особенности эндокринной системы подростков.
  2. Динамический стереотип как приобретенная форма поведения. Характерные черты и механизм формирования стереотипных реакций. Значение динамического стереотипа в процессе обучения и формирования навыков.

Вариант 13

1. Рефлекторная регуляция функций в организме. Рефлекс как элементарный акт нервной деятельности. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо как основа регуляторных процессов.

2. Типологические особенности ВИД человека. Учение И.П. Павлова о сигнальных системах действительности. Формирование второй сигнальной системы в онтогенезе.

Вариант 14

1. Строение и функции спинного мозга. Спинальные рефлексы. Моносинаптические и полисинаптические рефлекторные дуги.

2. Память как особая форма отражения действительности. Классификации видов памяти. Временная организация памяти. Теория

памяти.

Вариант 15

  1. Биологическое созрезание и психическое развитие акселерации и ретардации развития детей и подростков.
  2. Психофизиология внимания. Нейрофизиологические внимания. Ориентировочный рефлекс и внимание.

Вариант 16

1. Физиология ствола • мозга. Морфологические особенности и рефлекторная деятельность продолговатого и среднего мозга.

2. Физиология стресса. Механизм и стадии развития стресса. Эустресс и дистресс. Управление стрессовыми реакциями.

Вариант 17

1. Физиология промежуточного мозга. Таламус как коллектор афферентной чувствительности. Гипоталамус, его структурные и функциональные характеристики. Гипоталамо-гипофизарная система.

2. Психофизиология речи и мыслительной деятельности. Онтогенез речи. Мышление и речь. Современные представления о природе и механизме мышления.

. Проблема механизмы

Вариант 18

1. Рост и развитие организма. Этапы и периоды онтогенеза. Физическое и психическое развитие.

2. Биологические ритмы, их показатели и классификация. Биоритмы и работоспособность.

Вариант 19

1. Выделительная система. Строение и функции органов выделения, их возрастные особенности.

2. Учение о доминанте А.А. Ухтомского. Характеристика доминантного очага. Значение доминанты в целенаправленной деятельности человека.

Вариант 20

1. Ретикулярная формация ствола мозга как неспецифическая, активирующая и тормозящая система в формировании сна и бодрствования. Концентрация внимания.

2. Мотивация как фактор организации поведения. Виды мотивации. Механизм возникновения мотиваций.

Литература

Анатомия, физиология, психология человека: Ил. крат. слов. / Под ред. А.С. Батуева. СПб.: Лань, 1998. 268 с.

Бшич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. СПб.: Водолей, 1998. 368 с.

Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 216 с.

19 стр., 9019 слов

Физиология промежуточного мозга. Психофизиология речи и мыслительной ...

... цепь нейронов, или рефлекторную дугу. 1. Физиология промежуточного мозга Главными образованиями промежуточного мозга являются таламус (зрительный бугор) и ... несахарного мочеизнурения. Подбугорная область тесно связана с деятельностью гипофиза. В крупных нейронах надзрительного и околожелудочкового ... скалит зубы, рычит, кусается, выпускает когти. У человека зрительный бугор играет существенную роль в ...

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.:Учеб. лит., 1997.338 с.

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1998. 306 с.

Основы психофизиологии / Под ред. Ю. И. Александрова. М.: ИНФРА-М, 1997. 408 с.

Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. М.: Медицина, 1998. 585 с.

Сапин М.Р., Сивоглазоь Р.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. М.: Академия, 2000. 365 с.

Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2000. 325 с.

Судаков К. В. Нормальная физиология. М.: Медицина, 1999. 331 с.

Физиология человека / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И Циркин, С.А. Чеснокова. — СПб. : Сотис, 1998. 385 с.

Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: В 2 т. М.: Мир, 1996. 625 с.

Шостак В.И., Лытаее С.А. Физиология психической деятельности человека. СПб.: Деан, 1999. 3 16 с.

Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1997. 283 с.

Задания к контрольной работе

и методические указания к ее выполнению по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология»

Редактор Г’.Р. Сайфетдинова

Подписано в печать 03.04.2002. Формат 60×84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. 0,51. Уч.-изд. л. 0,55. Тираж 2000 экз. Заказ № 65.

Ротапринт РГГШУ, г. Екатеринбург, ул. Каширская, 73