Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________Л.М. Волосникова

«_________»_____________ 2011__г.

 

Социальная экология

Учебно – методический комплекс

для студентов ОДО направления 022000.62 «Экология и природопользование»

профили «Геоэкология», «Природопользование»

 

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/В.А. Ермолаева./

« »___________2011__г.

Рассмотрено на заседании кафедры социально – экономической географии и природопользования _______________________________________________________

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ___ стр.

Зав. кафедрой ______________________________/В.А. Осипов./

«______»___________ 2011__ г.

Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и компьютерных технологий

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/О.А. Столярова./

«______»_____________2011_ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/

«______»_____________2011__ г.

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

 

В.А. Ермолаева

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Учебно – методический комплекс

для студентов ОДО направления 022000.62 «Экология и природопользование»

профили «Геоэкология», «Природопользование»

 

 

 

Тюменский государственный университет

 

УДК: 504.062

ББК: Б18

П 77

В.А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа и методические указания для студентов очной формы обучения Института математики, естественных наук и информационных технологий по направлению

26 стр., 12641 слов

Учебно-методическое обеспечение дисциплины. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Сибирская академия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Сибирская академия государственной службы» Юридический факультет Кафедра психологии     ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ   Выполнила: студентка 4-го курса 0610гр., специальность Психология Щапова К.Ю. Проверила: Кушнерова Ю.Ю., старший преподаватель ...

« Экология и природопользование». Профили подготовки –

« Геоэкология» и «Природопользование» Тюмень, 2011, 48 стр.

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Пр ООП ВПО подготовки бакалавров по направлению «Экология и природопользование» и профилю «Геоэкология», «Природопользование».

Учебная программа « Социальная экология» опубликована на сайте Тюм.ГУ . Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой социально – экономической географии и природопользования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: В.А. Осипов, д. г. н., профессор

РЕЦЕНЗЕНТЫ: В.А. Игнатова, д.п.н., профессор.

В.А. Добрякова, к.г.н., доцент.

 

 

© Тюменский государственный университет, 2011

© В.А. Ермолаева, 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

 

2. СТРУКТУРА И ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ 5

 

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6

 

4. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНЫ) 9

 

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 9

 

6. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 16

 

7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 27

7.1. Тесты для самопроверки 27

7.2. Контрольные работы 32

7.3. Перечень тем рефератов 33

7.4. Вопросы для написания эссе 35

7.5. Перечень вопросов к экзамену 36

7.6. Глоссарий 40

 

8.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 46

 

9.УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКООЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 47

9.1. Основная литература 47

9.2. Дополнительная литература 48

9.3. Программное обеспечение и интернет ресурсы 49

8 стр., 3722 слов

Биопсихосоциальная природа человека

... , что хоть одну смогли спасти. Она закончила наш факультет - «Экология и природопользование», и многие преподаватели сдавали для нее кровь. Также около половины ... общебиологических, эволюционных дисциплин встает задача новых, а именно биологических, «природных» основ вариативности психологических черт. На человека влияет окружающая природа, и человек влияет на природу, общество ...

 

10. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 49

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса

Развитие у студентов общей экологической культуры личности, а также совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов через ознакомление с основами организации и функционирования социоприродных систем, принципами взаимодействия человека, общества и природы, закономерностями функционирования и развития человека в жизненной среде, концептуальными основами экологического образования и воспитания.

Задачи курса:

  • ознакомить студентов с основами общей и социальной экологии, экологии человека, природопользования, экологической педагогики;
  • обеспечить непрерывность и преемственность экологического образования на стадиях общеобразовательной и профессиональной подготовки;
  • повысить уровень профессиональной компетентности студентов посредством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин.

1.2. Место курса в структуре ООП Бакалавриата

«Социальная экология» входит в базовую (общепрофессиональную) часть дисциплин по направлению «Экология и природопользование».

Учебный курс имеет большую идеологическую значимость в конкретизации понимания системы «общество-природа» с целью выделения в ней качественно особой области взаимодействия природы и общества — очеловеченной природы, являющейся зоной перехода природы в общество и общества в природу. Только в этом случае появляется возможность выявить различные формы зависимости, во-первых, общества от природы, что находит свое выражение в существовании натурогенных и натуроплагенных (от лат. plaga — толчок) социальных процессов, во-вторых, природы от общества, что, в свою очередь, находит выражение в существовании социогенных и социплагенных природных процессов.

Курс тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми по времени параллельно, до и после данного курса. К числу таких дисциплин относятся: «Экология», «Экология человека», «История отечества», «История мировой культуры», «Концепции современного естествознания», «Геоэкология» и др.

При изучении дисциплины студенты опираются на теоретические знания и умения изученных ранее дисциплин: «Всемирная история», «История Отечества», «Экология человека», «Общая экология», «Экономика природопользования» и др.

Знания, полученные в ходе изучения дисциплины, «Социальная экология» являются необходимыми в освоении курсов: «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды», «Оценка воздействия на окружающую среду» и ряда других дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла.

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения дисциплины

Определяются ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экология и природопользование».

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

 

бакалавр по направлению Экология и природопользование должен обладать следующими компетенциями:

общепрофессиональными компетенциями: иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4).

В ходе изучения дисциплины студент должен овладеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы;

обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям;

иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач.

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:

· Знать

— причины и тенденции развития проблем социальной экологии;

— фундаментальные понятия, законы и принципы социальной экологии;

— основные результаты воздействия общества на природу в

доисторическое и историческое время; экологические последствия этого воздействия;

— предпосылки, сущность и проявления социально-экологических проблем;

— закономерности развития социоэкосистем и их компонентов;

— условия устойчивого развития человечества;

— нравственно-этические основы экологической культуры.

· Уметь:

— объяснить причинно-следственные связи экологических и исторических процессов, влияние человека на экологические явления, идеи устойчивого развития, экологической деятельности и культуры;

— анализировать различные экологические ситуации, принимать конкретные решения по их улучшению.

· Владеть математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию

2. СТРУКТУРА И ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Семестр — 8, форма промежуточной аттестации – зачет, общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы – 72 часа.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 1.

№ п/п Модули и разделы Неделя семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа в часах Итого часов по теме Их них в интерактивной форме, в часах Итого количество баллов  
лекции Практические занятия Самостоятельная работа  
Модуль1. Взаимоотношение общества и природы  
1.1. Введение. Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации 0-10  
1.2. Социально – экологическое взаимодействие и его субъекты 0-10  
1.3. Взаимодействие общества и природы в истории цивилизации 3 -4 0-20  
1. 4 Глобальные проблемы человечества и пути их решения 5 -6 0- 10  
  Всего по модулю   0- 50  
Модуль 2. Социальные факторы экоразвития  
2.1. Поведение человека в естественной и социальной среде 0-10
2.2. Экология жизненной среды 0-10
2.3. Элементы экологической этики 0 -10
2.4. Социальные факторы экоразвития 0-10
2.5. Элементы экологической педагогики 0-10
2.6. Всего по модулю   0 -50
  Итого (часов, баллов)   0-100
  Из них в интерактивной форме        
                     

 

 

Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы Устный опрос Письменные работы Технические Формы контроля Информационные Системы и технологии Количество баллов
коллоквиум ответ на семинаре собеседование контрольная работа тестирование реферат эссе компьютерные программы компьютерные симуляции электронный практикум Пр. работы с картой
Модуль 1.  
Тема 1 0 -1 0 -3 0 — 1 0 -5         0 -10
Тема 2 0- 4 0 -3 0-2         0-1       0- 10
Тема 3 0 -1 0 -1   0 -3 0 -5 0-10           0 -20
Тема 4   0-3     0-5         0-2   0-10
всего 0- 6 0-10 0-3 0-8 0-10 0-10   0-1   0-2   0- 50
Модуль 2.  
Тема 1 0-1 0-1 0-3 0-5               0 -10
Тема 2   0-1 0-3 0-5       0-1       0 -10
Тема 3. 0-4           0-5 0-1       0-10
Тема 4.   0-3   0-5       0-2       0-10
Тема 5. 0-4     0-5       0-1       0-10
Всего 0-9 0 -5 0-6 0-20     0-5 0 -5       0 — 50
Итого 0-15 0-15 0-9 0-28 0-10 0-10 0-5 0-6   0-2   0-100

 

 

Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов

  Модули и темы Виды СРС № недели семестра Объем В час. Кол-во баллов
Обязательные Дополнительные
Модуль1. Взаимоотношение общества и природы Работа с литературными источниками.   1-2    
1.1. Введение. Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации. Работа с литературными источниками, подготовка к семинару, коллоквиуму и к/р Подготовка доклада на семинарское занятие 0 — 10
1.2. Социально – экологическое взаимодействие и его субъекты Подготовка доклада на семинарское занятие Составление презентации 0 -10
1.3. Взаимодействие общества и природы в истории цивилизации Работа с учебной литературой. Подготовка к тестированию. Написание реферата по теме. Составление презентации по теме занятий. 3-4 0 -20
1.4. Глобальные проблемы человечества и пути их решения Работа с учебной литературой. Подготовка к семинару Написание доклада по теме занятия. 5-6 0-10
  Всего по модулю 1: 0 -50
  Модуль 2. Социальные факторы экоразвития
2.1. Поведение человека в естественной и социальной среде Подготовка к семинару, изучение учебной литературы. Изучение дополнительной литературы по теме. Написание контрольной работы. 0-10  
2.2. Элементы экологической этики Изучение учебной литературы. Подготовка к собеседованию. Подготовка доклада к семинару. 0-10
2.3. Элементы экологической этики Изучение учебной литературы. Подготовка к коллоквиуму. Составление эссе 0-10
2.4. Социальные факторы экоразвития Изучение учебной литературы. Подготовка к контрольной работе. Изучение дополнительной литературы. Написание реферата. 0-10
2.5. Элементы экологической педагогики Изучение учебной литературы. Подготовка к семинару. Составление презентаций по теме семинара. 0-10
  Всего по модулю 2       0-50
  Итого       0-100
                 

 

 

Методические указания к выполнению контрольной работы. 11. При выполнении контрольных работ используется один из методов кейс – технологии – метод инцидента.Особенность этого метода в том

11. При выполнении контрольных работ используется один из методов кейс – технологииметод инцидента.Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Студенты получают краткое сообщение (оно описано в контрольной работе).

Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому студент должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, задания контрольной работы берется заранее и выполняется к сроку, обозначенному преподавателем.

*7.3.ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Мировые религии их роль в истории человечества (на примере любой по выбору студента).

2. Технократический стиль мышления и его влияние на окружающую среду.

3. Проблема безопасности городской среды.

4. Социально – экологические проблемы населения районов пионерного освоения.

5. Социальные болезни как следствие социальных явлений.

6. Кризис современного детства как отражение социально-экологического кризиса.

7. Поведение человека в районе стихийного бедствия.

8. Проблема защиты детей (на войне, на работе, на улице).

9. Фактор среды в развитии личности.

10. Реализация принципа целостности знания в процессе формирования экологической культуры личности.

11. Стихийные бедствия в сознании и поведении людей.

12. Социальная экология семьи.

13. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

14. Экологические аспекты продовольственной проблемы.

15. Проблема улучшения социальной среды человека.

16. Проблемы здоровья и долголетия в современном мире

17. Социально экономические последствия военных действий.

18. Экологические последствия военных действий.

19. Проблема терроризма в современном мире.

20. Проблема взаимодействия человека с окружающим миром (в восточных религиях, в христианстве).

*Объем реферата от 15 – 20 стр. машинописного текста, написанных через 1,5 интервала, шрифт – 14. Желательно к защите составление презентации. Максимальная оценка реферата составляет 10 баллов при успешной защите.

Объем доклада составляет до 5 стр. машинописного текста. Максимальная оценка – 5 баллов.

Вопросы для написания эссе

1. Как вы объясните высказывание: «Значение религии состоит в том, что она решала жизненно важные задачи людей, живших в конкретное время, в конкретных условиях».

 

2. «Город и деревня противостоят друг другу, прежде всего, не как два типа населенных мест, а как два принципа организации социальной жизни». Опишите эти типы.

3. Что, на ваш взгляд, означает социализация переселенцев?

4. Миграция и изменение генофонда населения – выделите положительные и отрицательные моменты этого социального явления.

5. Эпидемии инфекционных болезней тесно связаны со всеми процессами, происходящими в обществе, и на большинство их них оказывают непосредственное влияние. Какие инфекционные болезни, на ваш взгляд, представляют наибольшую угрозу в наши дни? Свою точку зрения обоснуйте.

Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, неординарность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию.

В эссе не должно быть более 5 страниц. Максимальная оценка эссе – 5 баллов.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки.

2. Становление социальной экологии и ее предмета.

3. Биологические основы общественной жизни людей.

4. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия.

5. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия.

6. Модернизация и образ жизни

7. Основные этапы становления взаимоотношений природы и общества.

8. Современный экологический кризис. Различные подходы к определению путей его преодоления.

9. Перспективы развития взаимоотношений природы и общества. Идеал ноосферы.

10. Концепция устойчивого развития.

11. Глобальные проблемы человечества и пути их решения.

12. Поведение человека. Уровни регуляции поведения.

13. Потребности как источник активности личности. Характеристика экологических потребностей человека.

14. Адаптация человека к естественной и социальной среде.

15. Своеобразие поведения человека в естественной и социальной среде.

16. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.

17. Элементы жизненной среды человека и их характеристика. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды.

18. Характеристика индустриальной цивилизации.

19. Характеристика постиндустриальной цивилизации

20. Влияние модернизации на формирование семьи.

21. Религии разных эпох, роль религии в становлении человека.

22. Социально – экологические проблемы миграции населения.

23. Экологические последствия войн.

24. Экологические проблемы освоения космоса.

25. Современная ситуация с продовольствием в мире.

26. Социально – психологические функции человека в разные эпохи

27. Экологическая культура личности и педагогические условия ее формирования.

28. Экологическое воспитание личности.

29. Содержание экологического образования.

30. Экологизация образования.

ГЛОССАРИЙ

Абиотические экологические факторы — факторы неорганической природы (свет, температура, влажность, давление, физические поля — гравитационное, электромагнитное, ионизирующая и проникающая радиация и пр.)

Австралопитек — ископаемая человекообразная обезьяна, передвигавшаяся на двух ногах; предположительно дальний предок современного человека. Остатки а. найдены в Южной, Восточной и Центральной Африке. Возраст остатков около 3,8 млн. лет.

Адаптация — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Адаптивность — способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Адаптивная стратегия — способ адаптации человека (общества) к изменяющимся условиям существования.

Адаптивные факторы — свойства окружающей среды, к воздействию которых человек вынужден приспосабливаться.

Адаптированность — приспособленность организма к конкретным условиям существования, а также свойства, приобретаемые им в результате процесса адаптации его к изменениям условий среды.

Акклиматизация — приспособление растений, животных и человека к жизни в новых, непривычных климатических условиях.

Активность — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Активность личности — деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества.

Анимизм- вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой от телесной оболочки души у людей, животных, растений.

Антропоген — одно из названий четвертичного периода; дано на том основании, что в начале этого периода появился человек.

Антропогенное воздействие на природу — прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человеческой деятельности, вызывающее изменение природной среды, естественных ландшафтов.

Антропоморфизм — представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих только человеку; приписывание специфических свойств человека тому, кто или что им не является, — силам природы, растениям, животным, богам.

Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Артеприрода (третья природа по Н.Ф. Реймерсу) — весь искусственно воссозданный мир, сотворенный человеком, не имеющий аналогов в естественной природе и без постоянного поддержания и обновления, неизбежно начинающий разрушаться.

Атмосфера — газовая, воздушная оболочка, окружающая земной шар и связанная с ним силой тяжести.

Бедствие экологическое — любое изменение природной среды, ведущее к ухудшению здоровья населения или к затруднениям в ведении хозяйства.

Биогеоценоз — сложная природная система, совокупность однородных природных условий (атмосферы, горной породы, почвы и гидрологических условий, растительности, животного мира и мира микроорганизмов), имеющая свою специфику взаимодействия слагающих ее компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией.

Биосфера — область распространения жизни на Земле. Б. охватывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы.

Биотические экологические факторы — это прямые или опосредованные воздействия со стороны других организмов, населяющих среду обитания человека (животных, растений, микроорганизмов).

Биоценоз — взаимосвязанная совокупность всех живых существ, населяющих более или менее однородный участок суши или водоема, характеризуемая определенными отношениями между организмами и приспособленностью к условиям окружающей среды.

Бихевиоризм — направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Болезнь — состояние организма, характеризующееся серьезным нарушением гомеостаза и развитием на этом фоне специфических приспособительных реакций (например, воспалительного процесса), направленных на его восстановление.

Болезни урбанизации — группа заболеваний, связанных с переуплотнением населения и загрязнением окружающей среды.

Бронзовый век — время в истории развития человека, когда он начал изготовлять орудия из бронзы. За 6000 — 4000 лет до н.э. в Египте и Месопотамии в б. в. возникли древнейшие земледельческие цивилизации.

Буддизм — одна из трех мировых религий, возникшая в Древней Индии в VI — V вв. до н.э., в центре которой — учение о четырех благородных истинах: страдание, его причина, состояние освобождения и пути к нему.

Взрыв демографический — резкое увеличение народонаселения, связанное с улучшением социально-экономических и общеэкологических условий жизни.

Вид — совокупность популяций особей, обладающих сходными морфофизиологическими признаками, способных скрещиваться и иметь плодовитое потомство.

Воспитание экологическое — воздействие на сознание людей в процессе начального формирования личности и в последующее время с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции, бережного отношения к совокупности природных и социальных благ.

Восприятие- целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные системы организма.

Генофонд — совокупность генов, имеющихся у особей данной популяции, группы популяций или вида, в пределах которых они характеризуются определенной частотой встречаемости.

Геоэкология — наука о взаимодействии географических, биологических и социально-производственных систем. Особое внимание г. обращает на антропогенные процессы экологической дестабилизации и опустошения земель, разработку рекомендаций по рациональному природопользованию и охране природы.

Гидросфера — водная оболочка Земли, включающая в себя Мировой океан, воды суши (реки, озера, ледники), а также подземные воды.

Гомеостаз(ис) — состояние подвижного равновесия (постоянного и устойчивого неравновесия) гео-, экосистемы, поддерживаемое сложными приспособительными реакциями, постоянной функциональной саморегуляцией природных систем.

Гоминиды — род Homo из отряда приматов, включающий как ископаемых предков человека — Человека умелого и Человека прямостоящего, так и современных людей.

Гоминоиды- человекообразные существа из семейства приматов. К их числу относятся австралопитеки.

Гуманизм — мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.

Даосизм — одно из направлений древнекитайской философии, возникшее в IV — III вв. до н.э., основное понятие «дао», в центре учения — призыв к человеку освободиться от искусственных норм и предписаний и вернуться к жизни, близкой к природе.

Здоровье человека — объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта.

Зона экологического кризиса — территории с сильным загрязнением (содержание загрязняющих веществ в 5 — 10 раз выше предельно допустимой концентрации), с резким снижением продуктивности экосистем; деградация земель проявляется на 20 — 50% площади территории; возможно лишь выборочное хозяйственное ее использование; структурно-функциональная целостность ландшафтов теряет устойчивость; нарушения носят труднообратимый характер.

Зона экологического риска — территории с повышенным загрязнением (содержание загрязняющих веществ в 2 — 5 раз выше предельно допустимой концентрации), с заметным снижением продуктивности экосистем; деградация земель захватывает 5 — 20% территории; нарушения носят обратимый характер, ослабление антропогенных нагрузок может привести к улучшению экологической ситуации, повышению качества возобновляемых ресурсов, восстановлению структурно-функциональной целостности ландшафтов.

Индивид- человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens , продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденных и приобретенных качеств, носитель индивидуального своеобразия черт.

Индуизм- религия, в основе которой учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение.

Ислам — одна из мировых религий, главные принципы которой изложены в Коране, основной догмат — поклонение единому Богу — Аллаху и признание Мухаммеда посланником Аллаха.

Квазиприрода (вторая природа по Н.Ф. Реймерсу) — все элементы природной среды, искусственно преобразованные, модифицированные людьми и характеризующиеся в отличие от собственно природной среды неспособностью к системному самоподдержанию (т.е. постепенно разрушающиеся без постоянного регулирующего воздействия со стороны человека).

Кислотные осадки — любые атмосферные осадки (дожди, туманы, снег), кислотность которых выше нормальной.

Климат- режим погоды, характерный для данной местности в силу ее географического положения.

Комфортность среды — субъективное чувство и объективное состояние полного физического и душевного здоровья в данных условиях окружающей человека среды, включая природные и социально-экономические показатели.

Креационизм — концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат его сотворения Богом.

Культура — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Личность — индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Ландшафт — природный географический комплекс, определяемый как сравнительно небольшой специфичный и однородный участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами.

Литосфера(земная кора) — верхняя твердая каменная оболочка Земли, ограниченная сверху атмосферой и гидросферой, а снизу — поверхностью субстрата мантии, устанавливаемой по сейсмическим данным.

Микроорганизмы — мельчайшие, преимущественно одноклеточные живые существа различной систематической принадлежности (представляющие как растительное, так и животное царства), наблюдаемые только в микроскоп.

Монизм- философское учение, признающее основой всего существующего одно начало: либо материю (материалистический м.), либо дух (идеалистический м.).

Мониторинг — наблюдение и контроль за изменениями состояния окружающей среды под влиянием человеческой деятельности, предупреждение о явлениях, неблагоприятных для жизни, здоровья и производственной деятельности людей.

Мутаген- любой фактор, вызывающий мутацию.

Мутация — любое изменение наследственной информации организма, записанной в молекулах нуклеиновых кислот.

Нагрузка антропогенная — степень прямого и косвенного воздействия людей и их хозяйственной деятельности на природу в целом или на ее отдельные экологические компоненты и элементы (ландшафты, природные ресурсы, виды и т.д.).

Насилие- это форма принуждения со стороны одной группы людей (со стороны одного человека) по отношению к другой группе (другому человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства.

Ненасилие — идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его жизни, отрицание принуждения как способа взаимодействия человека с миром, с природой, с другими людьми, способа решения политических, нравственных, экономических и межличностных проблем и конфликтов, утверждение и усиление способности всего живого к позитивному самоуправлению.

Неоген — геологический период, относящийся к самой молодой, кайнозойской эре; начался 25 млн. лет назад. Его начало сопровождалось резким обновлением наземной флоры и фауны; в этот период на Земле появились первые человекообразные обезьяны.

Неолит(новокаменный век) — эпоха в истории развития человеческой культуры, следующая за палеолитом и предшествовавшая бронзовому веку. Характеризуется изготовлением орудий из шлифованного камня, керамической посуды, приручением животных и началом земледелия — переходом от присваивающей к производящей форме хозяйствования.

Ноосфера (сфера разума) — гипотетическая стадия развития биосферы, когда разумная деятельность людей станет главным определяющим фактором ее устойчивого развития.

Озоновый экран — слой атмосферы с наибольшей концентрацией молекул озона О 3 на высоте около 20 — 25 км, поглощающий жесткое ультрафиолетовое излучение, гибельное для организмов. Разрушение о.э. в результате антропогенного загрязнения атмосферы таит угрозу всему живому, и прежде всего человеку.

Ойкумена — совокупность областей земного шара, которые по представлениям древних греков были заселены человеком.

Окружающая среда — среда обитания и производственной деятельности человека, включающая абиотические, биотические и социально-экономические факторы. Складывается из природной среды и социосферы.

Палеолит (древний каменный век) — эпоха в развитии человека, характеризующаяся изготовлением орудий из камня с грубой отделкой. Соответствует времени от начала четвертичного периода до конца последнего оледенения. Различают ранний п. и поздний п.

Парниковый эффект — разогрев приземного слоя атмосферы, вызванный поглощением длинноволнового (теплового) излучения земной поверхности. Главной причиной этого процесса является обогащение атмосферы газами, поглощающими тепловое излучение. Наиболее важную роль здесь играет повышение содержания углекислого газа (C О2) в атмосфере.

Пассионарность(по Л.Н. Гумилеву) — непреоборимое стремление людей (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности.

Пассионарный толчок — быстрое повышение пассионарности.

Патогенность — способность живых существ, прежде всего микроорганизмов, вызывать заболевания других организмов, в том числе человека.

Пестициды — вещества, убивающие вредителей, например насекомых или крыс.

Пищевая цепь — ряд видов или групп, каждое предыдущее звено в котором служит пищей следующему.

Поздний палеолит — новый этап материальной культуры палеолита, связанный с деятельностью Человека разумного.

Популяция — группа особей одного вида, занимающая определенное пространство.

Потребность человека — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) — максимальная концентрация загрязняющих веществ, не влияющая негативно на здоровье людей настоящего и последующих поколений при воздействии на организм человека в течение всей его жизни.

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) — максимальный объем веществ в единицу времени, который не ведет к превышению их предельно допустимой концентрации.

Природная среда — совокупность абиотических и биотических факторов, естественных и измененных в результате деятельности человека.

Ранний палеолит — время материальной культуры, связанной с деятельностью Человека умелого и Человека прямостоящего.

Растения — автотрофные (потребляющие органические вещества, полученные путем преобразования из неорганических) живые организмы, для которых характерны способность к фотосинтезу и наличие плотных клеточных оболочек, состоящих обычно из целлюлозы.

Растительность — совокупность растительных сообществ какой-либо территории.

Резистентность(устойчивость) — свойство болезнетворных организмов или вредителей противостоять действию лекарств или пестицидов.

Рекреационная среда — часть жизненной среды человека, организуемая и развиваемая в целях обеспечения условий преодоления утомления и усталости человека, а также восстановления его физического и психического здоровья.

Религия — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере существующего Бога или богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Ресурсы возобновимые — все природные ресурсы, включенные в биосферный круговорот веществ, способные к самовосстановлению за сроки, соизмеримые с темпом хозяйственной деятельности человека.

Ресурсы невозобновимые — часть природных ресурсов, не способная к самовосстановлению в процессе круговорота веществ в биосфере за время, соизмеримое с темпом хозяйственной деятельности людей.

Рефлекс- ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней сред на соответствующие рецепторы, опосредованный нервной системой и проявляющийся в сокращении мышц, выделении секретов и т.п.

Скученность населения — плотность населения, отрицательно влияющая на здоровье людей.

Сознание- свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Социально-производственные факторы — факторы воздействия на окружающую среду, связанные с промышленным и сельскохозяйственным производством, с жизнью и взаимоотношениями людей в обществе.

Социальный детерминизм — философская доктрина, утверждающая причинную обусловленность явлений природы и общества социально-экономическими факторами.

Социальная экология — комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп) и личности с природной и социальной средой.

Социально-бытовая среда человека — часть жизненной среды, которая организуется и развивается в целях обеспечения необходимых условий существования, жизнедеятельности человека как биосоциального существа и поддержания его физического и психического здоровья.

Социально-трудовой потенциал (по В.П. Казначееву) — способ организации жизнедеятельности человеческой популяции, при котором осуществление различных естественно-природных и социальных мер по организации жизнедеятельности популяций создает оптимальные условия для социально полезной общественно-трудовой деятельности индивидов и групп населения.

Среда — вещество или пространство, окружающее данный объект.

Среда обитания человека — природные тела или явления, с которыми организм человека находится во взаимоотношениях; совокупность природных, природно-антропогенных и социальных факторов жизни человека.

Стихийные бедствия — катастрофические природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, ураганы, цунами, сели и пр.), которые могут вызывать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб.

Стресс — совокупность физиологических реакций, возникающих в организме в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (агрессоров): холода, голода, физических и психических травм, облучения, инфекции — или, наоборот, благоприятных: радости, полового возбуждения и т.д.

Субъект — индивид или группа индивидов как источник познания и преобразования действительности.

Техносфера- часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в инженерно-технические сооружения: города, заводы и фабрики, карьеры и шахты, дороги, плотины и водохранилища и т.п.

Толерантность — терпимость, устойчивость, способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо экологического фактора.

Тотем — животное, растение, явление природы, которые у родовых групп людей служат объектом религиозного почитания, основанного на вере в тесную связь между людьми одного рода и их тотемом.

Тотемизм — поклонение тотему.

Тропизмы — движения (рост) растений в определенных направлениях, вызванные односторонним воздействием факторов внешней среды.

Трофический — относящийся к питанию.

Устойчивое развитие — развитие общества, которое удовлетворяет потребности настоящего времени и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Урбанизация — рост и развитие городов.

Фамилизм –приверженность семейному долгу. В иерарахии отношений первые места принадлежат таким благам, как семейный долг, семейная ответственность, дети, благополучная старость родителей.

 

Фауна- совокупность видов животных.

Феноакклиматизация — непосредственная реакция организма на новую среду, выражавшаяся в фенотипических, компенсаторных, физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие.

Фетиш — неодушевленный предмет (камень, череп, клык зверя и др.), который по представлению верующих наделен сверхъестественной силой. Фетиши, защищающие человека от злых духов и опасностей, называются амулетами. Часто фетишами являлись фигурки людей и животных — прообразы будущих идолов.

Фетишизм — религиозное поклонение фетишам.

Флора- совокупность видов растений.

Фрустрация — обман, расстройство, разрушение планов — психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.

Христианство- одна из трех мировых религий, имеет три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм, общим объединяющим признаком которых является вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира; главным источником вероучения является Священное Писание.

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.

Человек прямостоящий ( Homo erectus ) — вид, образовавший около 1 млн. лет назад следующую, после Человека умелого, ступень эволюции биологического рода Человек ( Homo ).

Человек разумный ( Homo sapiens ; H . sapiens sapiens ) — вид (подвид), стоящий на высшей ступени эволюции биологического рода Человек; к нему относятся все современные люди.

Человек умелый ( Homo habilis ) — вид, с которым связывают формирование биологического рода Человек. Его остатки обнаружены в Африке и имеют возраст около 3 млн. лет.

Четвертичный период — современный период в истории развития Земли продолжительностью, по разным данным, от 1,5 до 3,5 млн. лет. Ч. п. характеризуется неоднократным чередованием холодных и теплых климатических эпох. В холодные эпохи развивались мощные материковые оледенения.

Экологическая ниша — совокупность всех факторов среды в ареале, при которых возможно существование определенного вида животных, растений или микроорганизмов.

Эгалитаризация –установление равенства семейных отношений.

Экологическая этика — междисциплинарная область исследований, возникшая вследствие воздействия научно-технического прогресса на окружающую среду и имеющая предметом ценностные, этические проблемы взаимоотношений человека и природы.

Экологические факторы — условия среды как движущая сила жизнедеятельности организмов, на которые живое реагирует приспособительными реакциями. Различают э. ф. абиотические и биотические.

Экология — наука о взаимоотношениях организмов и образуемых ими сообществ с абиотическими и биотическими экологическими факторами.

Экология социальная — см. социальная экология.

Экология человека — наука, рассматривающая биосферу как экологическую нишу человечества, изучающая природные, социальные и экономические условия как факторы среды обитания человека, обеспечивающие его нормальное развитие и воспроизводство.

Экосистема — комплекс, в котором между биотическими и абиотическими компонентами происходит обмен веществом, энергией, информацией.

Эксцентризм- воззрение, согласно которому природные объекты воспринимаются в качестве полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. Для э. характерны ориентированность на экологическую целесообразность, непротивопоставление человека и природы.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эрозия — процесс разрушения земной поверхности водными потоками.

Этика — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. В ходе изучения дисциплины применяются следующие виды образовательных технологий:

В ходе изучения дисциплины применяются следующие виды образовательных технологий:

1. Информационные технологии –обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа).

На лекциях с применением электронных носителей.

2. Работа в команде – совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности. Применяется на практических и семинарских занятиях, иногда на продвинутых лекциях.

3. Case-study — кейс технологии-анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений. На проблемных лекциях и семинарских занятиях.

4. Ролевая игра – имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах. На семинарских занятиях.

5. Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы. При выполнении индивидуальных творческих заданий, см. работе, на семинарах.

6. Контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением. При этом знания, умения, навыки даются не как предмет для запоминания, а в качестве средства решения профессиональных задач.

7. Обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения.

8. Индивидуальное обучение – выстраивание студентом собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учетом интересов студента.

9. Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.

10. Опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. — М., 1998.

2. Маркович Д.Ж. Социальная экология. — М., 2004.

3. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. — М., 1998.

4. Папа О.М. Социальная экология. И.Д. «Дашков и К», 2011.

5. Прохоров Б.Б. Социальная экология. – М., 2010.

6. Марков Ю.Г. Социальная экология. – Новосибирск, 2004

9.2. Дополнительная

1. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.И., Кондратьев К.Я., Котляков В.М., Лосев К.С. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать- — М., 1997.

2. Битюкова В.Р. Социально – экологические проблемы развития городов России.Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

3. Лохницкий И.А. Основы социальной экологии. «Беларусь», 2010.

4. Марков Ю.Г. Социальная экология. – Новосибирск, 2004

5. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учеб.

пособие.- М.: Логос, 2001.-376 с.

6. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М.:Изд,

группа «Прогресс», «Пангея», 1994.-304 с.

7. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. Судьбы цивилизации. М.-

изд-во МНЭПУ ,2000.

8. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) — М.: Журнал «Россия Молодая», 1994 — 367 с.

 

Программное обеспечение и Интернет — ресурсы

1. geosite.com.ru

2. ecology-portal.ru

3. www.ecolife.ru

10. Технические средства и материально – техническое обеспечение дисциплины

1. Аудитория, оснащенная проекционной техникой.

2. Комплект электронных презентаций лекций.

Валентина Алексеевна Ермолаева

Социальная экология

Учебно – методический комплекс

для студентов ОДО направления 022000.62 «Экология и природопользование»