УММ самостоятельная работа

Методические рекомендации студентам по освоению учебного материала, по организации самостоятельной работы

«Психология развития и возрастная психология» относится к числу фундаментальных научных областей психологического знания и неразрывно связана с семейным, индивидуальным, школьным психологическим консультированием и психокоррекцией. Поэтому, приступая к изучению возрастных особенностей развития личности, студент должен обладать необходимыми и достаточными знаниями из курса общей психологии, социальной психологии, истории психологии, что позволит применить эти знания при освоении курса.

Целью изучения данного курса является изучение ведущих закономерностей развития психики на различных этапах формирования личности, исследование механизмов развития психики и особенностей психической организации и психических проявлений в различные периоды жизни. Знание физических, когнитивных, эмоциональных, психосоциальных особенностей предполагает владение основными понятиями и определениями курса и умение проиллюстрировать его примерами. Чтобы соответствовать этому требованию, студенту-психологу очно-заочного отделения необходимо больше уделять внимание изучению не только лекционного материала, но и большого объема дополнительной специальной литературы, научных периодических изданий. 

Для более эффективной работы с рекомендованной литературой студенту предлагается работать, используя следующие методические рекомендации по организации самостоятельной работы:

Внимательно прочитайте вопрос, выносимый на самостоятельное изучение. Определите, были ли раскрыты в лекции основные понятия. Если нет, воспользуйтесь необходимыми словарями по социологии, психологи, философии, эстетике.

Для раскрытия содержания изучаемых вопросов вам необходимо использовать не только учебную, но и рекомендуемую литературу, а так же статьи журналов «Вопросы психологии», «Школьный психолог», «Социс», «Психологический журнал» и др. Рассматривайте тему, используя разнообразные источники, различные теоретические и практические подходы.

Прочитав раздел, главу делайте тезисы изученного. Для лучшего восприятия необходимо сохранять структуру текста, выделять заголовки, главные мысли, определения, высказывание ученых и исследователей. Используйте в работе сокращения часто употребляемых слов. Создайте свой словарь сокращений. Это поможет вам ускорить запись изучаемого материала. Сэкономит ваше время. Используйте во время работы научную организацию труда: пусть все необходимое для записей всегда будет на своем месте, планируйте время работы с литературой, работая над текстом, периодически делайте паузы для отдыха и для осмысления изученного, не оставляйте изучение текстов и конспектирование на последний день.

5 стр., 2333 слов

Лабораторная работа — этапы развития психологии

... из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом ... в. становление экспериментальной психологии. Но в любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. ...

Обязательно указывайте источник ваших тезисов, делайте ссылки на используемую литературу, в том числе и словари. Сделав все записи, просмотрите их. Определите, всё ли вы усвоили, есть ли непонятые разделы, вопросы по теме. Лучше прочитать не усвоенный раздел, тему, просмотреть непонятый материал ещё раз. Встречая в изучаемом тексте незнакомые понятия, обращайтесь к словарям.

Проверьте себя: сможете ли вы привести практические примеры по изучаемому вопросу. Используйте вербальную проработку материала, личные комментарии по поводу изученного. Расскажите интересные моменты по теме вашим знакомым, друзьям. Используйте визуальную проработку материала, ассоциацию образов. Составьте свои схемы, классификации, отражающие суть изучаемого вопроса. Изложите основные определения, используемые для раскрытия темы.

Просмотрите все свои записи, раскрывающие изучаемый вопрос. Определите наиболее важные, ключевые моменты. Если вы не согласны с рассматриваемым решением вопроса, теоретической концепцией, практическим подходом к решению проблемы, сформулируйте свою точку зрения, попытайтесь обосновать и раскрыть её. Составьте свой план ответа, раскрывающего содержания изучаемого вопроса. Так вы лучше сможете запомнить порядок изложения вопроса.

Одной из форм самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат. Реферат выполняется на листах бумаги формата А4 (шрифт Times New Roman, размер 14, интервал между строк полуторный).

В исключительных случаях, по согласованию с преподавателем, реферат может быть написан от руки четким понятным почерком. Титульный лист оформляется в соответствии с принятыми в ДГТУ нормами. Объем реферата –18-25 стр. машинописного текста. В качестве темы реферата студент вправе взять любую из указанных в разделе тем рефератов (тем докладов), а также самостоятельно выбрать в качестве темы проблему вызывающую наибольший интерес, предварительно уведомив об этом преподавателя. 

Реферат должен иметь содержание, введение, основную часть, разбитую на главы, заключение и список литературы. Во введении автору нужно объяснить причину выбора данной темы, подчеркнуть ее актуальность, коротко охарактеризовать использованную литературу. В заключении сделать выводы по основной части, дать авторские оценки той проблемы, которая рассматривалась в реферате.

Примерные темы рефератов и докладов

  1. Генотипическое и средовое влияние в различных психологических теориях.
  2. Теория интеллектуальнго развития ребенка.
  3. Врожденные формы психики и поведение младенцев.
  4. Этапы становления психики ребенка.
  5. Предметные игры детей раннего возраста.
  6. Согласованное развитие основных познавательных процессов ребенка дошкольного возраста.
  7. Индивидуальные различия в психологической готовности детей к школе.
  8. Характеристика основных видов деятельности младших школьников.
  9. Сензитивность подросткового и раннего юношеского возраста.
  10. Значение детства для развития ребенка как личности.
  11. Основные социальные институты влияния на ребенка.
  12. Взаимоотношения детей и развитие личности.
  13. Основные личностные новообразования детсткого возраста.
  14. Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
  15. Условия и факторы развития мотивации успешности детей.
  16. Социально-психологическая характеристика ситуации личностного развития в подростковом возрасте.
  17. Формирование волевых качеств личности подростка.
  18. Становление деловых качеств личности.
  19. Общая харктеристика личности старшеклассника.
  20. Психологические аспекты успешности взрослого человека.
  21. Проблема переадаптации при переходе к старости.
  22. Социальная смерть личности.

Рейтинговая схема предполагает, что студент для получения экзаменационной оценки по данной дисциплине должен набрать от 41 до 100 баллов. Максимум 50 баллов студент может набрать в ходе семестра на аудиторных занятиях, промежуточном контроле и за счет написания реферата по курсу. Баллы присуждаются по результатам работы на семинарских, практических и лабораторных занятиях (от 0-6 за каждое занятие), написание реферата (0-20), по итогам промежуточных аттестаций, контрольной работы, (от 0 до 15 за каждую), за посещение в ходе семестра 6-ти и более лекций студент получает 1 балл, 8-ми и более – 3 балла. Максимальное количество баллов за работу на семинаре, можно получить, демонстрируя хорошее знание текста учебника, работ классиков, современных авторов, публикаций в периодических журналах, умение формировать и аргументировать собственную позицию. Ответ на экзамене дает студенту от 0 до 50 баллов.

12 стр., 5591 слов

Психология развития, возрастная психология

... развитие ребенка. Избранные психологические труды 1986 5.Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. СПБ Питер 2007 1)Основные теорий развития. Центральная проблема для возрастной и педогогическои психология, проблема ведущего фактора, психического развития ребенка, источник психического развития детей. ... влечения, познавательные, интеллектуальные особенности, развитее личности в целом. В работах ...

Студент, набравший менее 41 баллов получает итоговую оценку – неудовлетворительно, от 41 до 60 – удовлетворительно, от 61 до 80 ­­- хорошо, 81 и выше баллов — отлично. 

Список основной и дополнительной литературы составлен на основе фондов библиотеки ДГТУ, интернет-ресурсов.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для ВУЗов – М., 2005. – 702 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М.В. Гамезо. – М., 1984., 
  3. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 1998. 
  4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов – М., 1999.
  5. Крайг Г. Психология развития. – СПб., Питер, 2004, 940 с..
  6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов – М., 2004. — 464 с.
  7. Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М. Психология развития. 2-е изд., перераб.и доп. Для студентов ВУЗов. — Academia, 2005, — 528 с.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
  9. Психология человека от рождения до смерти. Под ред Реана А. – СПБ.: Еврознак, 2002. – 656 с.
  10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000.
  11. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. – Ростов н/Д, 2004. – 384 с.
  12. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. Уч. пособие. М.: Академия, 2002.
  13. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) Учебник для вузов. — Гардарики, 2005. – 349 с.