Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ
Пермский государственный институт искусства и культуры
Кафедра философии и общественных наук
А.Н. Вьюшкова
ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Пермь
2006
Вьюшкова, А.Н. Общая социология : учебно — методическое пособие для самостоятельной работы студентов /А.Н. Вьюшкова. — РИО ПГИИК.- Пермь, 2006. — 24 с.
В учебно-методическом пособии приведены темы рефератов, задание к коллоквиуму, задание к контрольным работам по разделам, список обязательной и дополнительной литературы, которую студенты могут использовать для самостоятельной работы.
Пособие предназначено для студентов вузов.
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры философии и общественных наук
От _ июня 200_ года (протокол № _ ).
Введение
Предмет «Общая социология» входит в блок общенаучных дисциплин наряду с историей, философией, психологией, политологией и др. Изучение данного курса предваряет изучение таких спецкурсов как социология культуры, социология семьи, социология управления и методика социологических исследований.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов включает программу курса «Общая социология» для студентов дневного и заочного отделений, темы рефератов и докладов, задание к коллоквиуму, задание к контрольным работам по разделам, вопросы к экзамену, список учебно-методической литературы.
Учебно-методическое — пособие включает в себя перечень тем в соответствии со структурой предмета «Общая социология», представленной Госстандартом.
В заданиях для самостоятельной работы студентов предусматривается перечень вопросов, работа над которыми необходима для более полного раскрытия содержания тем курса.
Структура и способ изложения материала позволяет студентам ознакомиться с содержанием курса в целом, его структурой, а также с основными вопросами и структурой каждой темы курса.
Методический комплекс по дисциплине социология для студентов ...
... в социологию. М., 1994. - Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. М., 1998. - Радугин А.А., Радугин К.А. Социология : курс лекций. М., 1997. - Современная западная социология. Словарь. М., 1990. - Социология. Основы ... использованной литературы ( не менее 5 единиц ), ставится дата выполнения работы и подпись студента. 4) Писать необходимо разборчиво, соблюдая интервал и оставляя поля для ...
Цель курса — дать представление об основных аспектах общей теории социологии и о наиболее важных специальных теориях, ознакомить с социологическими категориями и понятиями, научить анализировать основные процессы, происходящие в обществе.
Предмет курса — общетеоретическая социология, основные социологические теории среднего уровня, методология социологического исследования и методы социологических исследований.
Задачи курса
1. Познакомить с предметом, задачами и методологией социологического знания.
2. Изучить возникновение и эволюцию социологии.
3. Сформулировать категориальный (понятийный) аппарат социологии в сознании студента.
4. Освоить основные специальные теории (социология культуры, социология молодежи, социология конфликта и т.п.)
5. Научить понимать общество как систему взаимосвязанных и взаимодействующих социальных объектов.
6. Дать анализ явлений и процессов современного российского общества.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса студент должен знать : основные социологические понятия, предмет и историю социологической науки.
Студент должен осознавать : какую позицию он и его социальная группа занимают в структуре общества, какие функции они выполняют.
Студент должен задумываться : над причинами и возможностями решения основных социальных проблем России, над закономерностями современных социальных процессов в своей стране и за рубежом.
Студент должен уметь : активно пользоваться социологическими знаниями и методами социологических исследований.
Студент должен владеть социологическими знаниями для решения определенных задач в сфере своей профессиональной деятельности.
Основными формами организации учебного процесса являются лекционные, семинарские, практические занятия, а также самостоятельная работа студентов (СРС ).
Контроль над качеством освоения дисциплины осуществляется на нескольких уровнях: работа студентов на лекциях, на семинарах (выступления с докладами, участие в дискуссиях, письменные контрольные работы, коллоквиум, тесты).
Тематический план курса «Общая социология»
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||||||||
всего |
Аудиторные |
срс |
|||||||
всего |
лекции |
семинары |
|||||||
Раздел 1. МАКРОУРОВЕНЬ СОЦИОЛОГИИ |
|||||||||
1.1 Социология как наука |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
||||
1.2. История западной социологии |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
||||
1.3.История отечественной социологии |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
||||
1.4. Общество как система |
7 |
3 |
2 |
1 |
4 |
||||
Раздел 2. УРОВЕНЬ СРЕДНИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ |
|||||||||
2.1. Социальная стратификация |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
||||
2.2 Социальные институты |
10 |
6 |
4 |
2 |
4 |
||||
2.3. Социология культуры |
8 |
4 |
4 |
— |
4 |
||||
2.4. Этническая социология |
4 |
2 |
2 |
— |
2 |
||||
2.5. Политическая социология |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
||||
2.6. Социология общественного мнения |
6 |
2 |
2 |
— |
4 |
||||
2.7 Социология конфликта |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
||||
2.8. Социология досуга |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
||||
Раздел 3. МИКРОУРОВЕНЬ СОЦИОЛОГИИ |
|||||||||
3.1. Социология личности |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
||||
3.2. Социология молодежи |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
||||
3.3. Социология семьи |
6 |
2 |
— |
2 |
4 |
||||
Раздел 4. ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ СОЦИОЛОГИИ |
|||||||||
4.1. Методология социологического исследования |
4 |
2 |
1 |
1 |
2 |
||||
4.2. Методы социологических исследований |
5 |
1 |
1 |
— |
4 |
||||
Всего часов |
116 |
58 |
34 |
24 |
58 |
Программа курса
Раздел 1
Макроуровень социологии
1.1. Социология как наука
Научный статус социологии. Понятие, субъект, объект, предмет социологии. Общенаучные и специальные методы социологии. Социология в системе общественных и гуманитарных наук. Подходы к структурированию социологического знания (Уровни социологии).
Функции социологии
1.2. История западной социологии
Предыстория социологии. Мыслители античности: Сократ, Сенека, Платон, Аристотель, Конфуций, и др. Ученые средневековья: Н. Маккиавели, Т. Мор, М. Монтень и др. Деятели эпохи Просвещения: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др. Социальные реформаторы: С.- Симон, Р. Оуэн и др.
Предпосылки появления западной социологии. О. Конт-основоположник позитивизма в социологии. Социологи–классики: Э. Дюркгем, Г. Спенсер, Т. Парсонс, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, Г. Зиммель, Ф. Теннис.
Направления зарубежной социологии. Структурный функционализм: Т. Парсонс и др. Биологический редукционизм: Т. Мальтус, Г. Спенсер, Л. Гумлпович, У. Самнер. Конфликтологическое направление: Р. Дарендорф, Л. Козер и др. Американская социология: Р. Парк, Э. Мэйо и др. Символический интеракционизм: Дж. Мид и др.
Современный этап развития зарубежной социологии: Теория структурации Э. Гидденса, социология Н. Лумана, феноменологическая социология А. Шутца. Концепция постиндустриального общества Д.Белла, теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Неомарксизм, неопозитивизм, неоструктурализм, постмодернизм в социологии.
1.3. История отечественной социологии
Особенности формирования и развития социологии в России. Основные этапы развития. Классический период русской социологии с 60-х гг. 19 в. до 1917. Становление русской социальной мысли: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев, В.Н. Татищев, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев. Западники и славянофилы.
Основные социологические направления и традиции: позитивизм в отечественной социологии (М.М. Ковалевский и др.), психологическое направление (Е.В. Де Роберти, Л.И. Петражицкий ), субъективизм в русской социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и др.), теоретики анархизма (Л.И. Мечников, М.А. Бакунин, П. А. Кропоткин), марксистское направление в русской социологии, социал-органицизм (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд), эмпирическая социология (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев), немарксистская социология (Н.В. Булгаков и др.).
Состояние социологической мысли в СССР: предпосылки и последствия. Возрождение социологии периода хрущевской оттепели. Современный этап развития отечественной социологии: основные процессы и направления социологических исследований.
1.4. Общество как социальная система
Общая теория систем. Определение и разновидности систем. Общество как социальная система. Системообразующие признаки общества. Политическая, экономическая, социальная, культурная системы как подсистемы социальной социетальной системы. Функции и особенности подсистем общества.
Социальные связи и социальные отношения. Социальная структура общества: основы структурирования и элементы. Социальные группы и социальные общности.
Раздел 2
Уровень средних социологических теорий
2.1. Социальная стратификация
Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина. Исторические типы социальной стратификации: рабовладельческий строй, кастовая стратификация, феодальный строй, классовая стратификация. Возможности социальной мобильности и понятие закрытого общества.
Усложнение структуры и маргинализация населения как процессы социальной стратификации современного российского общества. Подходы к определению понятия маргиналов. Разделение на социальные слои в стратификации современного российского общества.
2.2. Социальные институты
Сущность и основные черты социальных институтов. Структура социального института: цель и задачи института, система норм и санкций, система статусов и ролей, подинституты.
Функции социальных институтов: типология и сравнение. Понятие дисфункции социального института. Классификация социальных институтов. Дифференциация и специализация социальных институтов в современном российском обществе. Понятие институционализации. Социальная организация и социальное движение: понятия и отличительные черты.
2.3. Социология культуры
Генезис понятия культура. Функции культуры. Типологии культуры (по субъекту, по содержанию, по характеру, по видам и т.д.).
Уровни социологического анализа культуры: фундаментальный уровень, национально – локальный, уровень доминирующей культуры и субкультур. Субкультура и контркультура. Феномен массовой культуры. Теории развития культуры: эволюционная, диалектическая, антиэволюционная. Культура как ценностно-нормативная система: обычаи, нравственные нормы, институциональные нормы, законы.
2.4. Этническая социология
Предмет этнической социологии. Подходы к определению понятия этнос, нация и национальность. Этнические процессы в странах дальнего и ближнего зарубежья. Ассимиляция. Национальный конфликт в Российской Федерации. Социологические проблемы мигрантов. Содержание понятий: патриотизм, этноцентризм, национализм, шовинизм, расизм.
2.5. Политическая социология
Предмет политической социологии и политологии. Политический институт общества: структура и функции. Понятие государства и политики в трудах античных философов. Развитие политической мысли: античные мыслители; теоретики естественного права и общественного договора; М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, К. Маркс, К.Маннгейм; современные политологи.
Общие и отличительные признаки общества и государства. Государство как элемент политической системы. Формы государственного правления. Формы государственного устройства. Политические режимы. Партийные системы. Теории власти и теории политической элиты. Легитимность власти. Политическая социализация: сущность и этапы. Формы и методы взаимодействия населения и государства.
2.6. Социология общественного мнения
Общественное мнение и массовое сознание. Понятие и признаки массы. Отличия массы и общественности. Общественность как носитель общественного мнения. Субъекты и функции общественного мнения современной России. Идеология, манипуляция общественным мнением и пропаганда. Измерение общественного мнения.
2. 5. Социология конфликта
Социальный конфликт: понятия и теории (К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, Ч. Боулдинг, Р. Дарендорф).
Социальное противоречие и социальный конфликт. Механизм и методы разрешения социального конфликта. Позитивные и негативные функции конфликта. Основания для классификации социальных конфликтов. Особенности социальных конфликтов современной России: предпосылки, виды, субъекты и объекты.
2.6. Социология досуга
Досуг в структуре свободного времени. Понятие досуга. Особенности социологического подхода к анализу досуга. Разновидности досуга. Закрытый и открытый досуг. Типология современной российской молодежи по проведению досуга.
Раздел 3
Микроуровень социологии
3.1. Личность и общество
Подходы к анализу личности. Структура и типологии личности. Социальный статус и роль. Ролевой конфликт. Социализация личности: понятие, подходы к периодизации. Девиантное поведение: теории, понятия и виды. Делинквентное поведение. Социальная норма и санкция – элементы социального контроля. Механизмы социального контроля.
3.2 Социология молодежи
Молодежь как специфическая социальная группа. Социальные, психологические и возрастные характеристики молодежи. Современная российская молодежь (структура, потребности, проблемы).
Молодежная субкультура и контркультура. Особенности молодежного досуга.
3.3. Социология семьи
Предмет социологии семьи. Подходы к трактовке семьи: европейский, американский, макросоциологический, микросоциологический, как к малой социальной группе и как к социальному институту. Жизненный цикл семьи. Подходы к структурированию семьи. Специфические и неспецифические функции семьи. Традиционная типология семьи и брака и альтернативные формы семьи и брака. Динамика и проблемы развития современной семьи. Теория кризиса социального института семьи и семейного образа жизни. Альтернативные формы брака. Изменение мотивов вступления в брак и семейных ценностных ориентаций в современности.
Раздел 4
Эмпирическая социология
4.1. Методология социологического исследования.
Методология социологического исследования. Разработка программы социологического исследования. Этапы и элементы методологического и методико-процедурного разделов программы. Понятие генеральной и выборочной совокупности. Репрезентативность выборки. Анализ данных: понятие, виды, этапы. Отчет об исследовании.
4.2. Методы социологических исследований
Виды социологических исследований: разведывательное, описательное, аналитическое. Типология и особенности методов социологического исследования. Виды опроса: анкетирование, интервьюирование и др. Виды наблюдения: прямое, опосредованное. Виды анализа документов: качественный, количественный. Применение общенаучных и специальных методов социологии в исследованиях. Качественная, количественная и интегральная социологические традиции (стратегии).
Особенности инструментария и обработки данных в зависимости от исследовательской традиции. Проведение комплексных социологических исследований.
Задания для самостоятельной работы студентов
Задание № 1 для самостоятельной работы студентов
Раздел 1. Макроуровень социологии.
Темы : «Методология социологического исследования» и «Методы социологических исследований»
Цель задания : помочь студентам применить знания, полученные на лекции, в работе с периодическими изданиями. Студент должен произвести поиск, обзор и отбор необходимого материала, а затем проанализировать его.
Задание: Обзор статей из журналов «Социологические исследования» за последний год. Выбор статьи для качественного анализа по плану:
· Обоснование выбора статьи (актуальность, значимость)
· Проблема исследования
· Цель и задачи исследователей
· Общенаучные методы исследования, используемые в статье (например: исторический метод, сравнительный метод…)
· Респонденты, информанты.
· Специальные социологические методы, используемые в статье (интервьюирование, опрос…)
· Результаты исследования
· Собственное мнение студента о социальной значимости исследования
Подробное описание содержания плана дается на лекции. Студент самостоятельно письменно анализирует статью. На семинаре происходит защита статьи и обсуждение группой, задаются вопросы.
Итог: Студенты получает наглядное представление о том, какие социологические стратегии и методы используют социологи для исследования конкретных социальных явлений и процессов.
Задание № 2 для самостоятельной работы студентов
Раздел 2. Уровень средних теорий социологии.
Тема: Социология конфликта
Цель задания: Сформировать у студента мнение о распространенности и предпосылках социальных конфликтов в России, показать возможные пути их разрешения.
Задание: Провести количественный анализ документов на тему «Особенности социальных конфликтов современной России».
Выбрать по одной статье, с описанием разных видов конфликта, из журналов «Социологические исследования» и «Социально – гуманитарные знания» последних 2 — лет. Провести анализ по предлагаемому плану:
· Обоснование выбора статьи ( обосновать наличие ситуации социального конфликта в выбранной статье по наличию признаков конфликта)
· Описание инцидента и механизма конфликта
· Типологизация конфликта по следующим основаниям:
— по субъекту
— по предмету
— по степени напряженности
— по сфере общества
— по форме проявления
·Описание результатов конфликта. Каковы позитивные и негативные функции конфликта. Выбор возможных методов разрешения
Подробное описание содержания типологий конфликта дается на лекции. Студент самостоятельно письменно анализирует статьи. На семинаре происходит выступление по описанному плану и последующее обсуждение выступления в группе.
Итог: У студентов формируется собственное мнение о состоянии социальной ситуации в стране, степени ее напряженности, наиболее распространенных причинах и типах социальных конфликтов. Студенты самостоятельно выбирают интересующие их темы, формируют свою социальную позицию по ним. Кроме того, они стремятся найти разрешение социальных конфликтов, затрагивающих их самих.
Задание № 3 для самостоятельной работы студентов
Раздел 3. Микроуровень социологии
Тема: Социология личности
Цель задания: Познать многообразие подходов к определению личности, чтобы понять ее сущность. Помочь студенту находить ключевые слова в определении понятия и существенные свойства объекта.
Задание: Самостоятельное составление таблицы на тему «Подходы к определению личности в отечественных и западных гуманитарных науках: социологии, психологии, философии». Обсуждение и сравнение таблиц студентов на семинаре.
Определение личности |
Зарубежные подходы |
Отечественные подходы |
Социология |
||
Философия |
||
Психология |
Итог: Студент охватывает многообразие различных подходов к определению личности, находит специфику предметной области каждой науки.
Задание № 4 для самостоятельной работы студентов
Цель задания: Сформировать категориальный аппарат студента.
Задание: Самостоятельный поиск и отбор определений к основным социологическим понятиям из словарей, учебников, энциклопедий. Овладение содержанием понятий.
Основные социологические понятия
— Социология, макросоциология, микросоциология, фундаментальная, прикладная, теоретическая и эмпирическая социология. Объект, предмет, методы социологии.
— Личность (социологический подход).
Социальная: адаптация, интеграция, функция, роль, позиция. Интерес, стимул, мотив личности. Межличностный, межролевой, внутриличностный конфликт. Социальный статус, престиж. Социальное действие, поведение. Социализация личности, девиантное и делинквентное поведение. Социальный контроль. Социальная норма и санкция.
— Общество (как социальная система).
Социальный процесс, социальные: изменения, отношения. Социальная: стабильность, деятельность, общность, сфера. Социальное развитие. Прогресс и регресс.
— Культура, (социологический подход), субкультура, социокультурный процесс, социальная: норма, ценность. Социальная ценность и ценностная ориентация.
— Социальная группа: формальная, неформальная, большая, малая, референтная. Социальные: институты, организации. Социальная: структура, стратификация, мобильность. Миграция, урбанизация.
— Элита, средний класс, низший класс, маргинализация общества.
— Этнос, народность, нация, национализм, ассимиляция.
— Семья как малая социальная группа и социальный институт.
На семинаре проводится устный групповой анализ понятий, сравнение, дополнение. На следующем семинаре проводится опрос в форме коллоквиума или контрольная работа по понятиям коллоквиума в течение 20-30 минут. Она имеет несколько вариантов. Каждый студент получает вопросы на письменной контрольной работе и показывает уровень усвоения понятий. После трактовки определения необходимо придумать примеры из «реальной жизни общества».
Итог: Студент проявляет творческий подход при поиске, сравнении, дроблении, интеграции понятий и описании их примеров из окружающей социальной действительности.
Задание № 5 для самостоятельной работы студентов
Задание : Написание реферата с последующим докладом на семинаре. Реферат должен отвечать следующим требованиям:
1.Методологические требования состоят в следующем: студент должен показать владение теорией, дать определения вводимым понятиям, показать понимание социального явления и его роль в российском обществе.
2. Методико-процедурные требования раскрываются через наличие следующих структурных элементов работы:
Обложка : включает полное наименование вуза, факультета; название темы реферата; сведения об исполнителе (Ф.И.О. Студента, номер группы); сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание); место и год выполнения реферата.
Оглавление. Нумерация страниц в оглавлении, постраничная в работе.
Введение: характеризует актуальность и значимость проблемы, обоснование выбора темы, цель и задачи работы.
Основная часть : раскрывает содержание темы, должно быть изложено полно, ясно, логично, на основе собственного анализа источников информации.
Заключение: делаются основные аргументированные выводы по главам, общий итог работы (достижение цели и задач).
Список литературы. Не менее 3-х источников литературы.
Объем работы . В печатном исполнении 6 – 10 страниц.
Итог: Студент углубляется в ту тему, которая наиболее интересна для него, самостоятельно работает с источниками и высказывает свое мнение на семинаре.
Темы рефератов
1. Значение позитивизма в зарождении западной социологии.
2. Отличительные черты становления отечественной социологии.
3. Практическое значение социологии для общества.
4. Взаимосвязь личности и общества: норма и девиация.
5. Семья и брак: традиция и альтернатива.
6. Характеристика субкультуры (молодежной, субкультуры пожилых, любой этнической субкультуры и др.).
7. Положительные и отрицательные черты урбанизации в современности.
8. Особенности формальной и неформальной социальных групп (примеры).
9. Динамика отношения общества к сексуальным проблемам.
10. Формирование общественного мнения в России.
11. Тема насилия в современных СМИ (влияние на личность, на разные социальные группы).
12. Идеология как форма общественного сознания.
13. Экономические институты в социальной системе.
14. Особенности социально-экономической структуры современной России.
15. Социальная мобильность в современной России
16. Национальный конфликт в современной России.
17. Этническая идентификация народов бывшего СССР
18. Нормативная культура: нормы, ценности, санкции.
19. Особенности народной культуры России.
20. Парадигмы развития мировой культуры.
21. Особенности социализации личности на разных возрастных этапах.
22. Семейная политика в России и зарубежных странах.
23. Семья в урбанизированной культуре.
24. Проблема досуга российской молодежи .
25. Особенности социокультурных ситуаций в России.
26. Социальные предпосылки формирования политической элиты в России.
27. Социальные и политические движения в России.
28. Реформа и революция как альтернативы социального развития.
29. Методы социологического опроса
30. Развитие эмпирической социологии в России
Вопросы к экзамену по курсу «Общая социология»
1. Социология как наука: понятие, объект, предмет, методы.
2. Социология в системе общественных и гуманитарных наук. Функции социологии. Структура социологии.
3. Западная социология: предпосылки появления социологии, социологи – классики, современная западная социология.
4. Отечественная социология: особенности, периодизация, социологические направления.
5. Понятие, содержание, элементы категорий «социальная система», «социальная структура», «социальная стратификация общества», «социальная мобильность».
6. Основные процессы социальной стратификации современного российского общества: усложнение и маргинализация.
7. Сущность и основные черты социальных институтов. Институционализация.
8. Типологии социальных институтов и функций.
9. Взаимосвязь и различие категорий «социальный институт», «социальная организация» и «социальное движение».
10. Теории личности, структура личности
11. Социализация личности. Девиантное поведение, социальный контроль.
12. Содержание социального конфликта. Теории конфликта.
13. Механизм социального конфликта: стадии и методы разрешения.
14. Особенности социальных конфликтов в России: виды, причины, последствия.
15. Культура в обществе: понятие, функции.
16. Уровни анализа и типология культуры.
17. Теории развития культуры. Культура как ценностно-нормативная система.
18. Молодежь как специфическая социальная группа: возрастные, статусные, социально – психологические характеристики.
19. Критерии выделения молодежных групп. Молодежная субкультура и контркультура.
20. Социология семьи. Семья как социальный институт и социальная группа.
21. Социология семьи: типология, функции, структура семьи.
22. Современная российская семья: проблемы и тенденции развития.
23. Методы социологических исследований: виды и стратегии.
24. Программа социологического исследования: этапы проведения исследования
25. Общественное мнение: сущность, предпосылки, проблемы.
26. Общественное мнение и массовое сознание: общественность и масса.
27. Политическая система общества: элементы и функции.
28. Свободное время и досуг: социологический подход, типологии досуга.
29. Разновидности и современные особенности досуга.
30. Предмет этнической социологии.
Обязательная литература:
1. Волков, Ю.Г. Социология. / Ю.Г. Волков.- Серия «Высшее образование». Ростов – на — Дону.: Изд-во «Феникс», 2004. – 576 с.
2. Козлова О. Н. Социология. – М.: Изд-во Омега – Л, 2006. – 320 с.
3. Кравченко, А.И. Социология : учебник для вузов / А.И. Кравченко. — 4-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003. – 384 с. – (серия «Gaudeamus»).
4. Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. – М.: Инфра – М, 2005. — 360 с.
5. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева.- М.: Норма, 2003. – 290 с.
Дополнительная литература
1. Антонов, А.И. Судьба семьи в России 21 века. Размышление о семейной политике, о возможностях противодействия упадку семьи и депопуляции / А.И. Антонов. — М.: Издательский Дом «Грааль», 2000. – 416 с.
2. Батыгин, В.С., Подвойский, Д.Г. История социологии / В.С. Батыгин, Д.Г. Подвойский — М.: Российский университет дружбы народов, 2003. – 369 с.
3. Боронникова, Г.А. Социология семьи: учебно-методическое пособие для вузов / Г.А. Боронникова; ПГИИК. Каф. СКД. — Пермь, 2004. — 28 с.
4. Вебер, М. Класс, сословие, партии (фрагменты) / М. Вебер // Личность. Культура. Общество. 2003, Вып. 1-2 (15-16).
– М., 2003. – С.140.
6. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. — Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2002. – С. 80.
7. Черняк, Е.М. Социология семьи: учеб.пособие/ Е.М. Черняк. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и К, 2003. – 304 с.
8. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебник / В.А. Ядов. – М. – Кн. Дом «Университет», 2003. – 596 с.
5. Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде/ Галкина Т.П.: Учебное пособие/ Т.П. Галкина. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 224с.
9. Артемов, Г.П. Политическая социология : учеб. пособие/ Г.П. Артемов.- М.: Логос, 2002.- 280 с.
6. Дмитриев, А.В. Социальный конфликт: общее и особенное / А.В. Дмитриев. — М., 2002. — С. 30-95.
7. Зайцев, А.К. Социальный конфликт / А.К. Зайцев. – М., 2000. — С. 192.
10. Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. Прикладная социология : учебное пособие для вузов // М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. — М.: Центр социального прогнозирования, 2003. – С.9-15.
11. Ионин, Л.Г. Социология культуры : учебное пособие для вузов/ Л.Г. Ионин . — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 427 с. — (Учебник высшей школы экономики)
8. Здравомыслов, А.Г. О судьбах социологии в России / А.Г. Здравомыслов // Социс. – 2000. — № 3. – С. 21-28.
9. Кравченко, С.А. Социологический энциклопедический англо – русский словарь. Более 15000 словарных статей. – М.: Руссо, 2002.
10. Лоусон, Т. Социология. А-Я: Словарь-справочник / Т. Лоусон, Дж. Гэррод. — М.: Фаир — Пресс, 2000. — 608с.
11. Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России // С.С. Новикова. — М.: Московский психолого – социальный институт, 2000. – 270 с.
12. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. — Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2002. – С. 80.
13. Соколов, С.В. Социальная конфликтология : учеб. пособие для вузов / С.В. Соколов. — М., 2001. — С. 7-131.
14. Социология в России XIX- начала XX веков. Тексты / Под ред.В.И. Добренькова. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 2001. — С. 228–511.
Структура учебной программы
Введение———————————————————————3
Тематический план курса————————————————5
Программа курса———————————————————-6
Задания для самостоятельной работы студентов——————12
Темы рефератов———————————————————-17
Вопросы к экзамену——————————————————19
Обязательная литература————————————————21
Дополнительная литература——————————————-22