Методология, методы и технологии псих пом

методология, методы и технологии психологической помощи

Доклад на тему: прикладные возможности видов психологической помощи

Выполнила: студентка

Психолого-педагогического факультета,

4 курса, группы 11-40

Зименкова Наталья

Проверила д.п.н. Кораблина Елена Павловна

2014 г

Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

В понятие психологической помощи включают психолого-профилактическая и психологическое просвещение, психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия, а так же специальные методы.

Остановимся на каждом методе подробнее.

Психопрофилактика направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психических больных, а так же сохранение улучшение и укрепление психического здоровья.

  • Первичная психопрофилактика

Она «включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиенубрака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорождённых, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития»[2].

  • Вторичная психопрофилактика

Это система «мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания»[3]. Выделяют они и дают определение ещё одного вида — третичную профилактику.

  • Третичная психопрофилактика

«Третичная профилактика — система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации»[2].

Важное средство психопрофилактики — пропаганда психогигиенических знаний и здорового образа жизни, психологическое просвещение. Психологическое просвещение — основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога.

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...

... интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов. Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и ... при различных формах проявляются по-разному. Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический ...

Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:

  1. формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии;
  2. информирование населения по вопросам психологического знания;
  3. формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
  4. профилактика дидактогений, как одного из вариантов проявления синдрома эмоционального выгорания.

Может иметь различные формы (идивидуальные, групповые, эстрадные представления, публичные выступления и др.) и средства (Вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика (печатные и электронные СМИ), наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т. п. Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для психологического просвещения предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т. п.).)

Психологическое консультирование (от лат consulto – совет, совещаться, забота) прежде всего направлено на ориентацию человека в возможностях решения им возникшей проблемы. По степени воздействия: информационное, ориентационное и направленное на изменение отношения личности к себе и к жизненной ситуации.

В целом, в психологическом консультировании (с рядом исключений) большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению психического здоровья, а также особенно большое значение придаётся повышению личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни, и, в конечном счёте, — возможности жить без помощи консультанта

Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности):

  • Индивидуальное психологическое консультирование;
  • Семейное психологическое консультирование;
  • Групповое психологическое консультирование;
  • Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;
  • Мультикультурное психологическое консультирование.

В деятельности психолога-консультанта, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также — социально приемлемым. 

3 стр., 1433 слов

Современные направления психологического консультирования

... и ожиданий клиента. Поскольку психологическое консультирование имеет многоаспектную представленность во всех сферах деятельности человека и дать характеристику всем направлениям в формате одной курсовой ... работы не представляется возможным, целью данной работы было выбрано рассмотрение основных методик психологического консультирования по ...

В психологическом консультировании наиболее устойчиво выделяемыми (в отечественной и зарубежной психологии) подходами к его осуществлению называют следующие (критерий выделения — на чём концентрируется подход):

  • поведенческое (бихевиоральное) направление, в том числе:
    • рационально-эмоциональная поведенческая терапия А. Эллиса (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс, относят его к когнитивному направлению);
    • клиническая поведенческая терапия Марвина Р. Голдфрида и Герольда Дэвисона (А. Эллис относит его к когнитивному направлению);
  • психодинамическое (психоаналитическое) направление, в том числе:
    • психоанализ З. Фрейда и др.;
    • индивидуальная психология А. Адлера;
    • аналитическая психология К. Г. Юнга;
    • самоанализ К. Хорни;
  • гештальттерапевтическое направление Ф. Перлза (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс, относят его к гуманистическому направлению);
  • психодраматическое направление Я. Л. Морено;
  • когнитивное направление, в том числе:
    • социально-когнитивное консультирование А. Бандуры;
    • когнитивное консультирование А. Бека;
    • краткосрочная терапия Ирвинга Джайниса;
  • экзистенциальное (экзистенциально-гуманистическое) направление, в том числе:
    • экзистенциальное консультирование И. Д. Ялома и Р.

      Мэя;

    • личностно-центрированное консультирование К. Роджерса;
    • транзактный анализ Э. Берна;
    • логотерапия В. Франкла;
    • консультирование реальностью У. Глассера;
  • конструктивистские направления, в том числе:
    • нарративное направление;
    • диалогическое направление, в том числе:
      • теория диалогического я Г. Херманса;
    • феминистское направление;
  • эклектическое и интегративное направление, в том числе:
    • мультимодальное консультирование А. А. Лазаруса;
    • консультирование по жизненным умениям Р. Нельсона-Джоунса.

Психокоррекция направленна на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление.

Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

14 стр., 6967 слов

Тема 1. Предмет, объект и методы психологии

... наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии. Объектом психологического познания выступает психика человека, то есть, ... психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным методам относят метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным – все остальные (метод экспертных оценок, метод анкет, метод самонаблюдения, метод ...

Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов:

  1. Методы усиления регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции;
  2. Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативные комплексы, обусловливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

Психотерапия (от др.-греч. «душа»,«лечение», «оздоровление», «лекарство») — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.).

Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик.

На данный момент существует большое количество направлений психотерапии. Нередко их пытаются классифицировать по каким-либо признакам, выделяя большие группы:

  • По количеству участников:
  1. Индивидуальная психотерапия
  2. Групповая психотерапия
  • По задачам:
  1. Поисковая психотерапия
  2. Корректирующая психотерапия
  • По целям:
  1. Процессуальная психотерапия
  2. Целеориентированная психотерапия
  • По степени теоретического обобщения:
  1. Аналитическая психотерапия
  2. Феноменологическая психотерапия
  • По роли, которую занимает терапевт:
  1. Директивная психотерапия
  2. Недирективная психотерапия
  • По отношению решаемой проблемы к медицинским (в т.ч. психопатологическим) понятиям:
  1. Клиническая психотерапия
  2. Неклиническая психотерапия

Список литературы

  1. Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души. Этюды о психологической помощи: пособие для практических психологов/ под ред. Е. П. Кораблиной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001- 319 с
  2. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. Под ред. Тутушкиной М. К. Изд-во «Дидактика плюс». СПб 1999
  3. Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология — 2 изд. — М.: Медицина, 1984. — 272 с.
  4. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. 6.3.2. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи // Прикладная военная психология. — СПб.: Питер, 2006. — С. 153-164. — 480 с.
  5. Александров А. А. Психотерапия: Учеб. пособие — СПб: Питер, 2004.