Тема 14. Самосознание личности.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра психологии

Психология человека

Часть I

Учебно-методический комплекс курса по дисциплине

Направление подготовки: 50 100 «Педагогическое образование»

Профили подготовки: математика и информатика и ИКТ; математика; информатика и ИКТ; экономика; иностранный язык; русский язык и литература; русский язык; родной язык и литература и русский язык; физика и информатика и ИКТ; технология; биология и химия; география и экология; биология; география; история и обществознание; история; право; физическая культура; дошкольное образование; начальное образование и информатика и ИКТ; начальное образование; мировая художественная культура

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Пермь

ПГПУ

2011

УДК 159.923(075)

ББК Ю937я73

П 863

Рецензент:

Доктор психологических наук, профессор Института психологии ПГПУ

М.Р. Щукин

Под редакцией канд. психол. наук, профессора Е.А. Силиной

Авторы-составители: канд. психол. наук, доцент Л.Л. Баландина, канд. психол. наук, доцент О.Н. Богомягкова, канд. психол. наук, доцент Л.Б. Вяткина, канд. психол. наук, доцент Т.В. Евтух, канд. психол. наук, доцент Т.А. Попова, канд. психол. наук, профессор Е.А. Силина, канд. психол. наук, доцент И.Г. Соснина, ст. преп. Э.Г. Сороковикова, канд. психол. наук, доцент Т.М. Харламова, канд. психол. наук, доцент Р.Н. Юдина, асс.А.Г.Батуева, асс. Е.С. Голдобин, асс. А.В. Краснов

П863

Психология человека: учеб.-метод. комплекс по дисциплине в 2 ч. Ч. 1. Направление: 50 100 Педагогическое образование. Профили: математика и информатика и ИКТ; математика; информатика и ИКТ; экономика; иностранный язык; русский язык и литература; русский язык; родной язык и литература и русский язык; физика и информатика и ИКТ; технология; биология и химия; география и экология; биология; география; история и обществознание; история; право; физическая культура; дошкольное образование; начальное образование и информатика и ИКТ; начальное образование; мировая художественная культура.

Квалификация: бакалавр / авт.-сост. Л.Л. Баландина, О.Н. Богомягкова, Л.Б. Вяткина, Т.В. Евтух, Т.А. Попова, Е.А. Силина, И.Г. Соснина, Э.Г. Сороковикова, Т.М. Харламова, Р.Н. Юдина, А.Г. Батуева, Е.С. Голдобин, А.В. Краснов. Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2011. — 26 с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология человека» составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 50 100 «Педагогическое образование».

Дисциплина входит в базовую часть профессионального блока ООП. Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов.

УДК 159.923(075)

ББК Ю937я73

Утверждено:

«___» __________________ 2011 г.

Начальник учебно-методического

управления

______________________________

Утверждено на заседании кафедры психологии:

Протокол № _______ от

«___» ________________2011 г.

Зав. кафедрой _______________

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Баландина Л.Л., Богомягкова О.Н., Вяткина Л.Б., Евтух Т.В., Попова Т.А., Силина Е.А., Соснина И.Г., Сороковикова Э.Г., Харламова Т.М., Юдина Р.Н., Батуева А.Г., Голдобин Е.С., Краснов А.В., составление, 2011

© ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2011

Содержание

1. Цели и задачи изучения дисциплины … 4

2. Место дисциплины в структуре ООП … 4

3. Требования к результатам освоения дисциплины … 4

3.1. Принятая структура компетенций … 4

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и

формируемых компетенций … 6

4. Объем дисциплины … 7

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы … 7

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы … 8

5. Содержание дисциплины … 9

5.1. Программа дисциплины … 9

6. Образовательные технологии … 17

6.1. Технологии аудиторной работы … 17

6.2. Технологии внеаудиторной работы … 17 7. Учебно-методическое, информационное и

материально-техническое обеспечение дисциплины … 18

7.1. Основная литература … 18

7.2. Дополнительная литература … 18

7.3. Учебно-методические материалы … 19

7.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы … 20

7.5. Материально-техническое обеспечение … 20

8. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации … 20

8.1. Требования и форма проведения входного контроля … 20

8.2. Формы и содержание текущего контроля знаний … 21

8.2.1. Формы текущего контроля знаний … 21

8.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций … 22

8.3. Форма и содержание промежуточной аттестации … 23

1. Цели изучения дисциплины:

  • формирование научных представлений об основных теоретических направлениях и подходах психологической науки, современных проблемах психологии и принципах их решения, фундаментальных понятиях психологии;
  • раскрытие содержания психического склада когнитивной и эмоционально-волевой систем человека, его индивидуальных особенностей (как индивида, личности и субъекта деятельности);
  • формирование компетенций, связанных со способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания о познавательных и регулирующих психических процессах, эмоциональных состояниях и свойствах личности; дифференцировать их и применять в учебном процессе.

2. Место дисциплины в структуре ооп:

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла Б3.

Освоение дисциплины «Психология человека» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

1. «Психология развития».

2. «Социальная психология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Принятая структура компетенций

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций в соответствии с ФГОС по направлению подготовки ВПО 50 100 «Педагогическое образование», профили «математика и информатика и ИКТ, математика, информатика и ИКТ, экономика, иностранный язык (английский; немецкий; французский), иностранный язык (английский), русский язык и литература, русский язык, родной язык и литература и русский язык, физика и информатика и ИКТ, технология, биология и химия, экология и география, биология, география, история и обществознание, история, право, физическая культура, дошкольное образование, начальное образование и информатика и ИКТ, начальное образование»:

‑ ОК-1 «владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения»;

‑ ОПК-2 «способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач»;

В результате изучения дисциплины студент должен

знать: фундаментальные понятия психологии, закономерности функционирования сознания и деятельности человека, структуру когнитивной и эмоционально-волевой сферы психики; соотношение характеристик человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности; основные теоретические направления и подходы психологической науки.

уметь: пользоваться основными методами психологического исследования — наблюдением и экспериментальным изучением психологических особенностей человека, использовать психодиагностический инструментарий с учетом имеющихся психолого-педагогических задач, возраста и индивидуальных особенностей учащихся; уметь осуществлять психолого-педагогическое прогнозирование и проектирование, накапливать профессиональный опыт;

владеть: навыками решения психолого-педагогических задач и конструирования различных форм психолого-педагогической деятельности.

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

№ п/п

Наименование разделов/тем дисциплины

Кол-во часов

Коды формируемых компетенций

ОК-1

ОПК-2

Раздел I. Введение в научную психологию

1

Психология как наука

18

+

+

2

Предмет, задачи, методология и структура современной психологии

26

+

+

Раздел II. Познавательные психические процессы

3

Ощущение

10

+

+

4

Восприятие

10

+

+

5

Память

24

+

+

6

Мышление

24

+

+

7.

Внимание

11

+

+

8.

Воображение

9

+

+

Раздел III. Человек как субъект деятельности

9.

Деятельность и ее структура

12

10.

Речевая деятельность

11

+

+

Раздел IV. Регулирующие психические процессы

11.

Эмоции и чувства

14

+

+

12.

Воля

14

+

+

Раздел V. Психология личности и индивидуальности

13

Темперамент как характеристика индивида

22

+

+

14

Личность

15

+

+

15

Самосознание личности

10

+

+

16

Направленность личности

16

+

+

17

Характер

11

+

+

18

Способности

13

+

+

Итого

270

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная (полная)

Номера семестров:

1,2

уст., 1

Аудиторные занятия (всего):

В том числе:

108/3

20

Лекции (Л)

44

8

Семинарские занятия (СЗ)/ Практические занятия (ПЗ)

44

12

Лабораторные работы (ЛР)

20

-

Самостоятельная работа (СРС) (всего)

В том числе:

162/4,5

30

Аннотирование книг, статей, конспектирование

16

Эссе, реферат, доклад, презентация

49

Аналитическая таблица

6

Заполнение глоссария

21

Выполнение заданий по самопроверке (решение задач, выполнение тестов)

38

Другие виды самост. работы

32

Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы

270/7,5

20/0,55

Входной контроль (вид, № семестра)

тест (1 семестр)

тест (уст.сессия)

Текущий контроль

(1 и 2 семестры):

коллоквиумы, доклады, эссе, аннотирование книг, статей, аналитическая таблица, решение задач, тест

(1 семестр):

коллоквиумы, доклады, эссе, аннотирование книг, статей, аналитическая таблица, решение задач, тест

Форма промежуточной аттестации

экзамен (2 сем)

экзамен (1 сем)

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

п/п

Раздел

дисциплины

Неделя семестра

Всего часов

Виды учебной работы и трудоёмкость

(в часах)

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские /Практические

Лабораторные

Обязательная

Дополнительная

Раздел I. Введение в научную психологию

1.

Психология как наука

1−2

18

4

4

6

4

2.

Предмет, задачи, методология и структура современной психологии

3−5

26

4

4

4

10

4

Раздел II. Познавательные психические процессы

3.

Ощущение

6

10

2

2

4

2

4.

Восприятие

7

10

2

2

4

2

5.

Память

8−10

24

2

4

4

9

5

6.

Мышление

10−12

24

2

4

4

9

5

7.

Внимание

13−14

11

2

2

4

3

8.

Воображение

14−15

9

2

2

3

2

Раздел III. Регулирующие психические процессы

9.

Эмоции и чувства

15−16

14

2

2

6

4

10.

Воля

16−17

14

2

2

4

6

Раздел 1V. Человек как субъект деятельности

11.

Деятельность и ее структура

25−26

12

2

2

6

2

12.

Речевая деятельность

12−13

11

4

3

4

Раздел V. Психология личности и индивидуальности

13.

Темперамент как характеристика индивида

17−18

22

4

2

4

8

4

14.

Личность

19−20

15

2

4

5

4

15.

Самосознание личности

20−21

10

2

2

4

2

16.

Направленность личности

21−23

16

2

2

4

4

4

17.

Характер

23−24

11

2

2

4

3

18.

Способности

24−25

13

2

2

6

3

Всего:

270

44

44

20

99

63

5. Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

Раздел 1. Введение в научную психологию

Тема 1. Психология как наука

Основные (ключевые) понятия: структурализм, функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, когнитивная психология, гуманистическая психология, отечественные психологические школы.

Основные этапы становления психологии как науки. Развитие психологии в конце XIX — начале XX века: основные направления зарубежной психологии — структурализм, функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, когнитивная психология, гуманистическая психология. Основные направления отечественной психологии начала XX века в работах В.М. Бехтерева, К.Н. Корнилова, Г. И. Челпанова и др.

Тема 2. Предмет, задачи, методология и структура современной психологии

Основные (ключевые) понятия: психика, индивид, личность, субъект, индивидуальность, психические процессы, психические свойства, психические состояния, сознание, бессознательное, методы психологии.

Предмет, основные задачи психологии. Психика человека как предмет системного исследования.

Соотношение понятий психики человека: организм, индивид, личность, субъект, индивидуальность в современной отечественной психологии.

Формы психического отражения, характеристика психики как идеального, субъективного и активного отражения. Психика как продукт и фактор эволюционного процесса.

Этапы развития психики в филогенезе. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики в эволюции. Мозг и психика.

Структура психики. Сознание и бессознательное, проблема их соотношения.

Принципы психологии.

Методология и методы психологического познания. Общие требования к методам психологии. Классификация методов психологии. Наблюдение и эксперимент как основные эмпирические методы психологии. Опрос, тесты, анализ продуктов деятельности и др. дополнительные методы психологии.

Важнейшие направления и отрасли современной психологии. Структура, состояние и перспективы современной российской психологии.

Раздел 2. Познавательные психические процессы

Тема 3. Ощущения

Основные (ключевые) понятия: ощущения, сенсорная депривация, анализатор, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, качество ощущений, длительность ощущений, интенсивность ощущений, абсолютный и разностный пороги ощущений, адаптация ощущений, сенсибилизация, синестезия, компенсация ощущений.

Понятие об ощущениях. Сенсорная депривация.

Физиологические механизмы ощущений. Рефлекторная природа ощущений. Анализаторы.

Классификация ощущений.

Свойства ощущений. Чувствительность и пороги ощущений. Адаптация ощущений. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. Совершенствование ощущений в результате упражнений. Компенсаторные возможности в области ощущений.

Тема 4. Восприятие

Основные (ключевые) понятия: восприятие, перцептивные движения, предметность восприятия, целостность восприятия, структурность восприятия, константность восприятия, осмысленность восприятия, апперцепция, иллюзии.

Понятие о восприятии. Физиологические основы восприятия. Роль моторных компонентов в восприятии.

Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия. Апперцепция. Объект и фон восприятия.

Виды восприятия. Восприятие пространства, движения и времени. Зрительные иллюзии.

Тема 5. Память

Основные (ключевые) понятия: память, запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание, забывание, реминисценция, сенсорная память, кратковременная память, долговременная память, оперативная память, непроизвольная и произвольная память, двигательная память, эмоциональная память, образная память, эйдетическая память, словесно-логическая память.

Понятие о памяти, ее значение. Физиологические и психологические теории памяти.

Виды памяти: по длительности хранения информации, по степени волевых усилий, по характеру психической активности.

Процессы памяти. Непроизвольное и произвольное запоминание. Смысловое и механическое запоминание. Мотивы запоминания. Условия эффективного запоминания. Воспроизведение и узнавание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Сохранение и забывание. Кривая забывания Эббингауза. Ретроактивное и проактивное торможение. Эффект края. Зависимость забывания информации от психофизиологического состояния человека. Реминисценция.

Тема 6. Мышление

Основные (ключевые) понятия: мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование, понятие, суждение, умозаключение, алгоритмическое мышление и эвристическое, дискурсивное и интуитивное мышление, широта и глубина мышления, быстрота ума, гибкость и критичность мышления.

Понятие о мышлении. Связь мышления с процессами чувственного познания, речью и практической деятельностью человека.

Характеристика мыслительных операций. Психология и логика мышления. Понятие, суждение, умозаключение.

Физиологические основы мышления.

Динамика мышления при решении задач. Различные способы решения мыслительной задачи.

Виды мышления, индивидуальные особенности мышления. Алгоритмы и эвристика в процессе мышления: алгоритмическое мышление и эвристическое, дискурсивное и интуитивное мышление.

Тема 7. Речь

Основные (ключевые) понятия: речь, язык, центры речи, интериоризация и экстериоризация речи, афазия.

Речь как процесс вербального общения. Речь и язык. Функции речи. Физиологические основы речи. Динамическая локализация речи. Афазии. Виды речи и их характеристика. Психологические условия производства и понимания речи.

Тема 8. Внимание

Основные (ключевые) понятия: внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, устойчивость внимания, концентрация внимания, объём внимания, распределение и переключение внимания, отвлекаемость и рассеянность.

Понятие, сущность, функции и сферы внимания. Физиологические механизмы внимания.

Виды внимания и условия их организации.

Основные свойства внимания.

Тема 9. Воображение

Основные (ключевые) понятия: воображение, активное и пассивное воображение, преднамеренное и непреднамеренное воображение, воспроизводящее и творческое воображение, мечта, грёзы, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование, схематизация.

Природа и своеобразие воображения как познавательного психического процесса.

Понятие о воображении. Физиологические основы воображения.

Виды воображения, их специфика и взаимосвязь. Мечта. Роль мечты в практической деятельности. Фантазия и грезы.

Психологические механизмы воображения. Приемы создания образов воображения. Воображение и личность.

Раздел 3. Регулирующие психические процессы

Тема 10. Эмоции и чувства

Основные (ключевые) понятия: эмоции, чувства, настроение, аффект, стресс, страсть, базальные эмоции, фрустрация, высшие чувства.

Понятие об эмоциях и чувствах. Роль эмоций в практической и познавательной деятельности. Основные функции эмоциональной сферы. Физиологические основы эмоций и чувств. Формы эмоциональных переживаний.

Тема 11. Воля

Основные (ключевые) понятия: воля, произвольность, саморегуляция, волевой акт, волевые качества личности.

Понятие о воле. Саморегуляция деятельности. Волевой акт и его структура. Волевые качества личности и их формирование.

Раздел 4. Психология личности и индивидуальности

Тема 12. Темперамент как характеристика индивида

Основные (ключевые) понятия: темперамент, гуморальная, конституциональная, церебральная теории темперамента, сензитивность, реактивность, активность, темп реакции, пластичность/ригидность, экстра/интроверсия, тревожность, эмоциональная возбудимость и эмоциональное последействие, тип темперамента, индивидуальный стиль деятельности.

Понятие о темпераменте. Гуморальная, конституциональная, церебральная теории темперамента. Многозначность связей между свойствами нервной системы и темперамента.

Основные направления работ в области отечественной (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, В.М. Русалов) и зарубежной (Г. Айзенк, Р. Пломин, А. Томас и С. Чесс) дифференциальной психологии и психофизиологии.

Свойства темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

Проблема оценки типов и свойств темперамента. Темперамент и личность. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности.

Тема 13. Личность

Основные (ключевые) понятия: личность, субъект, интегральная индивидуальность

Общее понятие о личности. Социальная сущность личности. Личность как субъект общественных и межличностных отношений.

Особенности основных психологических теорий личности. Теории личности фрейдизма (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) и неофрейдизма (К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм).

Диспозициональное направление в психологии личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк).

Проблема личности в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс).

Теоретические подходы к проблеме личности в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович).

Структура личности. Свойства личности. Отличительные признаки свойств личности.

Личность и индивидуальность. Интегральная индивидуальность.

Тема 14. Самосознание личности.

Основные (ключевые) понятия: самосознание, образ «Я», Я-концепция, самооценка, уровень притязаний, психологические защитные механизмы.

Понятие, происхождение и структура самосознания (И.С. Кон, И.И. Чеснокова, В.С. Мухина, В.В. Столин).

Образ «Я». Самооценка и её становление в структуре самосознания. Уровень притязаний. Психологическая защита личности.

Тема 15. Направленность личности

Основные (ключевые) понятия: потребности и мотивы, иерархия потребностей и мотивов, направленность личности, влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения.

Психология мотивов человека. Функции и основные виды мотивов. Понимание активности личности в современной отечественной психологии. Основные характеристики направленности личности. Формы направленности. Виды направленности.

Тема 16. Характер

Основные (ключевые) понятия: характер, сила, твёрдость и целостность характера, акцентуации характера.

Понятие о характере и его месте в психологической структуре личности. Социально-типичное и индивидуально-своеобразное в характере. Связь характера с направленностью личности и волей. Роль приобретенных и наследственных физиологических механизмов в возникновении характера. Характер и темперамент, их взаимосвязь. Структура характера (В.С. Мерлин).

Свойства структуры характера. Формирование характера. Акцентуации черт характера (К. Леонгард, П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко), типы акцентуаций.

Тема 17. Способности

Основные (ключевые) понятия: способности, общие и специальные способности, структура способностей, качественная и количественная характеристика способностей, одарённость, талант, гениальность, задатки.

Понятие о способностях. Взаимосвязь способностей со знаниями, умениями и навыками. Виды способностей. Специальные и общие способности, их структура.

Уровни способностей и их отличительные признаки. Способы измерения и определения способностей.

Качественная характеристика способностей.

Физиологические основы способностей. Наследственное и приобретенное в способностях. Задатки и способности.

Современные подходы к проблеме возникновения и развития способностей.

Раздел 5. Человек как субъект деятельности

Тема 18. Деятельность

Основные (ключевые) понятия: деятельностный подход в психологии, мотивация деятельности, деятельность, цель, задачи, действия и операции, контроль и оценка результата деятельности, интериоризация и экстериоризация, умения и навыки, привычки, учебная деятельность, игровая и трудовая деятельность, общение.

Понятие о деятельности. Отличия деятельности человека от поведения животных. Общественная природа и совместный характер деятельности людей. Единство сознания и деятельности. Психологическая структура деятельности. Неаддитивный характер деятельности.

Внешняя и внутренняя стороны деятельности (интериоризация и экстериоризация).

Факторы, обусловливающие динамику и эффективность деятельности. Освоение деятельности.

Возникновение умений.

Навыки и их характерные особенности. Условия формирования навыков и основные закономерности упражнений. Взаимодействие навыков.

Привычки и их роль в поведении человека.

Основные виды деятельности и их характеристика: учение, игра, труд, общение.

Содержание семинарских/ практических занятий, лабораторных работ, структура и содержание самостоятельной работы студентов представлены во второй части учебно-методического пособия.

6. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Психология человека» используются следующие образовательные технологии:

6.1. Технологии аудиторной работы

Традиционные технологии: лекции, семинарские занятия, практические занятия.

Неигровые технологии, технологии проблемного обучения: интерактивные лекции с использованием современных информационных средств, выступление с докладом, сообщением по реферату, разбор конкретных ситуаций, рецензирование студентами работ друг друга, проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет.

Игровые и имитационные технологии: дискуссия, ролевая игра.

Технологии формирования научно-исследовательской деятельности: практические занятия.

Занятия лекционного типа составляют 40% аудиторных занятий.

Интерактивные и активные формы проведения занятий: разбор конкретных ситуаций, оппонирование студентами рефератов, дискуссия. Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 30% аудиторных занятий.

6.2. Технологии внеаудиторной работы

Традиционные технологии: конспектирование литературы, реферирование монографии и периодических изданий, подготовка реферата и доклада, решение задач и кроссвордов.

Неигровые технологии и технологии формирования научно-исследовательской деятельности: написание эссе, подготовка презентаций научно-исследовательских проблем.

7. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература

  1. Маклаков А. Г. Общая психология: учебн. пособие для студ. вузов — СПб.: Питер, 2010. — 582 с.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. — СПб.: Питер, 2010. -­ 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. — 2-е изд. — ­СПб.: Питер, 2009. — 656 с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. — 8-е изд. — М.: Академия, 2008. — 512 с.

7.2. Дополнительная литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информ. — метод. материалы к курсу «Общая психология»: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Педагогическое общество России, 2004 — 276 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: учебн. пособие для студентов вузов. — М.: ЧеРо: Юрайт, 2008. — 358 с.

3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов. — М.: ACADEMIA, 2005. — 176 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. — СПб.: Питер, 2003. — 720 с.

5. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: учебн. пособие к спецкурсу. — Пермь: ПГПИ, 1988. — 79 с.

6. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986. — 208 с.

7. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу. — Пермь: ПГПИ, 1990. — 107 с.

8. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Рогов Е.И. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 448 с.

9. Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова — М.: ЧеРо: КноРус, 2000. — 775 с.

10. Психология ощущений и восприятий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. — 2 — е изд. ‑ М.: ЧеРо, 2002. — 630 с.

11. Психология памяти: хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: АСТ, 2008. — 656 с.

7.3. Учебно-методические материалы

1. Общая психология: учебно-методический комплекс курса / под ред. Е.А.Силиной. — Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2008. ‑ 118 с.

2. Сборник задач по общей и социальной психологии / сост. Т.В. Евтух. Рекомендовано РИС РАО в качестве учебн. пособия. — М., 2008. — 80 с.

3. Сборник задач по общей и социальной психологии / сост. Т.В. Евтух. — Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2005. — 55 с.

4. Сборник задач по общей и социальной психологии / сост. Т.В. Евтух. — Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2004. ‑ 54 с.

5. Общая психология. Возрастная психология: Тестовые задания для самостоятельной работы студентов / сост. Т.В. Евтух. — Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2003. ‑ 43 с.

6. Общая и социальная психология: сборник заданий для самостоятельной работы студентов / сост. А.А. Емельянова. — Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2004. — 53 с.

7. Психологические задания на период педагогической практики: учебно-методическое пособие / под ред. Е.А. Силиной. — 2-е изд., испр. Рекомендовано РИС РАО в качестве учебно-методического пособия. — М., 2008. — 248 с.

8. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: учебн. пособие для студ. вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 448 с.

9. Практикум по общей психологии: учебн. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. Щербакова А.И.; [авт. кол.: Абраменко А.И., Алексеев А.А., Богословский В.В. и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 285 с.

10. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебн. пособие для студ. вузов / ред. Крылов А.А., Маничев С.А. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2000. — 560 с.

11. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: учебн. пособие для студ. вузов. — М.: Академия, 2005. — 272 с.

7.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)

 — электронная психологическая библиотека.

http://pedlib.ru — электронная педагогическая библиотека (разделы по психологии).

http://edu.ru — Российское образование (федеральный портал).

7.5. Материально-техническое обеспечение

1) компьютерное и мультимедийное оборудование;

2) видео-, аудиовизуальные средства обучения.

8. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВХОДНОГО И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

8.1. Требования и форма проведения входного контроля

Входной контроль проводится на первых занятиях (лекциях) по базе кафедральных тестов, в содержание которых включены общие представления о психических феноменах. Итоги входного тестирования сохраняются в документах кафедры и впоследствии сопоставляются с итогами текущего и промежуточного контроля (контроль самостоятельной работы по темам практических занятий, зачет, экзамен).

8.2. Формы и содержание текущего контроля знаний

8.2.1. Формы текущего контроля знаний

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Форма текущего контроля

Тестирование

Оценка работы на семинарских занятиях

Оценка качества выполнения лабораторных работ

Проверка решения задач

Терминологический диктант, контрольная работа

Доклад, сообщение

Реферат, эссе

Устное собеседование

Проверка заполнения таблицы

Проверка конспекта

1

Введение в научную психологию

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Познавательные психические процессы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Регулирующие психические процессы

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Человек как субъект деятельности

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Психология личности и индивидуальности

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

Код

компетенции

Уровни

сформированности

компетенции

Содержательное

описание уровня

Основные

признаки уровня

ОК — 1

«Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению своей профессиональной деятельности»

Пороговый

Знает психологическое содержание и социальной значимости профессиональной деятельности учителя; структуры мотивационной сферы педагога.

Умеет анализировать мотивы профессиональной деятельности учителя и ее социально-значимые параметры.

Владеет

навыками рефлексии мотивов и социальной значимости своей будущей профессиональной деятельности.

Повышенный

Знает актуальные проблемы в области психологии профессиональной деятельности, в т. ч. мотивационной сферы учителя.

Умеет выстраивать иерархию мотивов профессиональной деятельности, определять личностно-значимые профессиональные мотивы.

Владеет

навыками расширения и обогащения своей профессиональной мотивационной сферы.

ОПК — 2

«Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач»

Пороговый

Знает основные теоретические направления и подходы психологической науки, принципы и методы научного изучения психики, структур познавательной, регулятивной и личностной сфер человека, закономерностей психического развития на разных этапах онтогенеза.

Умеет проводить некоторые экспериментально-психологические исследования для решения социальных и профессиональных задач.

Владеет

навыками

ориентации в профессиональных психолого-педагогических источниках информации.

Повышенный

Знает современные теоретические, методологические и методические парадигмы современной психологии.

Умеет разбираться в актуальных методологических вопросах психологии; использовать знание различных психологических концепций для реализации вариативного подхода к разрешению профессиональных ситуаций.

Владеет навыками составления обзоров литературы по конкретным психологическим проблемам при реализации исследовательских и профессиональных проектов.

8.3. Форма и содержание промежуточной аттестации

До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.

Форма аттестации по дисциплине: экзамен (2 семестр).

Вопросы к экзамену по курсу «Психология человека»

  1. История становления психологии как науки.
  2. Основные направления психологии ХХ века (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, когнитивная психология, гуманистическая психология).
  3. Психика как отражение объективной действительности. Психика и мозг.
  4. Принципы и методы современной психологии.
  5. Этапы развития психики в филогенезе.
  6. Сознание и условия его развития. Сознание и бессознательное.
  7. Понятие об ощущении, его физиологические механизмы. Классификация ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.
  8. Закономерности ощущений: чувствительность и пороги ощущений, адаптация и взаимодействие ощущений. Компенсаторные возможности в области ощущений.
  9. Понятие о восприятии и его физиологические механизмы. Роль моторных компонентов в восприятии. Виды восприятия.
  10. Закономерности восприятия: предметность, целостность, осмысленность, избирательность, константность.
  11. Понятие о памяти. Виды памяти. Психологические и физиологические теории памяти.
  12. Процессы памяти: запоминание, сохранение и забывание, узнавание и воспроизведение.
  13. Понятие о мышлении и его связь с процессами чувственного познания и речью. Физиологические основы мышления.
  14. Характеристика мыслительных операций. Логика и мышление. Динамика мышления при решении задач.
  15. Виды мышления Индивидуальные особенности мышления.
  16. Воображение: понятие, физиологические основы, виды. Приемы создания образов воображения.
  17. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента (гуморальная, конституциональная и церебральная теории).
  18. Психологическая характеристика свойств и типов темперамента.
  19. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности.
  20. Основные феномены психики человека: организм, «индивид», субъект, личность, индивидуальность. Отличительные признаки свойств личности и ее структура.
  21. Самосознание личности.
  22. Направленность личности и ее характеристика.
  23. Характер: понятие, структура, формирование. Акцентуации характера.
  24. Понятие о способностях, их виды, структура.
  25. Количественная и качественная характеристика способностей. Уровни выраженности способностей. Задатки и способности. Условия развития способностей.
  26. Понятие о деятельности и ее структура.
  27. Освоение деятельности.
  28. Речь и язык. Функции речи. Физиологические основы речи.
  29. Виды речи и их психологическая характеристика
  30. Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания. Виды внимания и условия их организации.
  31. Свойства внимания и их роль в деятельности.
  32. Понятие об эмоциях и чувствах. Их основные функции. Физиологические

ос­новы и теории эмоций и чувств.

  1. Виды эмоциональных переживаний (настроение, базальные эмоции, аффект, страсть, стресс и высшие чувства).
  2. Понятие о воле, физиологические основы воли. Волевой акт и его структура. Волевые качества личности.

Методическое издание

Психология человека. Часть I

Учебно-методический комплекс курса по дисциплине

Направление подготовки: 50 100 «Педагогическое образование»

Профили подготовки: математика и информатика и ИКТ, математика, информатика и ИКТ, экономика, иностранный язык (английский; немецкий; французский), иностранный язык (английский), русский язык и литература, русский язык, родной язык и литература и русский язык, физика и информатика и ИКТ, технология, биология и химия, экология и география, биология, география, история и обществознание, история, право, физическая культура, дошкольное образование, начальное образование и информатика и ИКТ, начальное образование

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Авторы-составители: Баландина Людмила Леонидовна, Богомягкова Оксана Николаевна, Вяткина Лада Брониславовна, Евтух Татьяна Викторовна, Попова Татьяна Ананьевна, Силина Елена Алексеевна, Соснина Ирина Григорьевна, Сороковикова Эмилия Геннадьевна, Харламова Татьяна Михайловна, Юдина Раиса Николаевна, Батуева Анна Генадьевна, Голдобин Евгений Станиславович, Краснов Алексей Витальевич

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1806 от 11.03.2009 г.

Изд. лиц. ИД № 3 857 от 30.01.2001.

Подписано в печать 30.06.2011. Формат 60×90 1/16

Бумага ВХИ. Набор компьютерный. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 1,63 Уч.-изд. л. 1,82

Тираж 50 экз.

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического университета

614 990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238−63−12

Отпечатано на ризографе в

Пермском государственном педагогическом университете

614 990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector