Тема 1. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук

Тематика контрольных работ для студентов-заочников

План :

  1. Роль общесоциологических теорий .
  2. Специальные теории социологического знания.
  1. Конкретные социологические теории.

Методические рекомендации

1.При работе над первым вопросом укажите, что понимается под общесоциологическими теориями, перечислите наиболее употребляемые. Подчеркните,что общесоциологические теории играют мировоззренческую и методологическую роль в объяснении проблем истории, философии, политологии, правоведения, социальной психологии и других наук.

Общесоциологические теории рассматривают проблемы данных наук в социальном контексте, выявляют роль изучаемых ими явлений в обществе и в историческом процессе.

  1. Обратите внимание на то, что специальные социологические теории раскрывают социальные аспекты трудовой, политической и иной деятельности людей;

условия их социального ( городского, сельского и др.) , семейного и личного быта;

отражают возможности социального самоутверждения личности ( групп) в системе общественных отношений.

Обоснованные выводы, сделанные на уровне специальных социологических теорий, имеют важное значение для различных общественных и гуманитарных наук.

3.При работе над третьим вопросом покажите, что конкретные социологические

исследования проводятся в рамках многих наук с целью :

1.получения оперативных данных о процессах общественной жизни;

2.выявления отношения людей к этим процессам;

Социологи разрабатывают технику и методику этих эмпирических исследований, а также обработки их результатов. Это даёт возможность всесторонне рассматривать явления общественной жизни; раскрывать их место и роль в социальной системе и обществе в целом; выявлять взаимодействие макро- т микропроцессов в жизни общества.

Тема 2. Органическая теория общества г.Спенсера.

План :

  1. Органическая теория общества.
  2. Теория социальной эволюции.
  3. Проблема стабильности общества.

Методические рекомендации

1.Английский мыслитель Герберт Спенсер — последователь позитивистских идей О.Конта, является основателем органической школы в социологии. Изложите сущность

органической теории Спенсера. Обратите внимание на то, что он рассматривал общество как единую систему взаимодействия факторов — природных (прежде всего биологически) и социальных. Он подчёркивал,что все стороны общественной жизни органично взаимосвязаны и не могут функционировать вне данной связи. Спесер сравнивал общество с живым биологическим организмом , так как в процессе роста и развития все общества,как живые организмы, увеличиваются в массе; и те,и другие усложняются; части общества приходят во всё большую зависимость друг от друга; и те,и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы постоянно меняются и исчезают.

14 стр., 6952 слов

Роль науки в жизни общества

... оно возникает и развивается. Говоря о социальной обусловленности жизни науки, следует различать несколько аспектов. Особенности общественного развития в определенную эпоху преломляются сквозь призму деятельности ... существенное только в целостном контексте всей теории. Такой вывод лишь частично верен, ибо неявно предполагает, что теория представляет собой нечто относительно замкнутое. Конечно, ...

2.Покажите, что с точки зрения Спенсера социальная эволюция — это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических.

Кроме того, в теории эволюции ( в том числе социальной) Спенсер выделил следующие основные моменты: интеграцию (переход от простого к сложному);

дифференциацию (переход от однородного к разнородному); возрастание порядка ( переход от неопределённого к определённому).

3.Согласно взглядам Спенсера социальное равновесие есть результат приспособительных действий, гармонии интересов людей и социальных институтов,

компромиссов в действиях людей и социальных институтов.

Обратите внимание на то, что распад общества Спенсер рассматривает как процесс, обратный социальной гармонизации, который совершается под воздействием внутренних и внешних причин. Распаду общества, по его мнению, способствует снижение эффективности государственных институтов, малоэффективность деятельности «промышленных классов», неверные действия политиков и т.д.

Тема 3. «Понимающая социология» м.Вебера

План:

  1. «Понимающая социология» и её задачи.
  2. Проблема ценностей. Теория социальных действий М.Вебера.

Методические рекомендации

  1. Обратите внимание на то, что с точки зрения М.Вебера наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление.

По М.Веберу, социология должна быть «понимающей», должна дать «понимание», интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять и объяснить, посредством каких осмысленных действий люди осуществляют свои стремления, в какой степени и по кокай причине это удалось; какие понятные последствия имели их стремления для «осмысленно соотнесённого поведения других людей».

Задача социолога — разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. Кроме того, Вебер подчёркивал,что предметами изучения социологии должны быть только те социальные действия, которые осмыслены человеком с точки зрения целей и средств их достижения,

ориентированы на других субъектов.

Объясните, почему в наше время философско-социологические взгляды М.Вебера

переживают настоящее возрождение.

2.При работе над вторым вопросом имейте в виду, ценность Вебер рассматривал как «установку той или иной исторической эпохи», «свойственное эпохе направление интереса». Речь идёт о понимании сознательных установок субъекта на ценности.

Теория социальных действий Вебера ставит вопросы соотношения эмпирического и теоретического уровней познания. Важнейшая её составляющая — концепция идеальных типов. Идеальный тип — «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции», идеальная модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе.

7 стр., 3187 слов

Теория социального действия М. Вебера и ее методологическое значение ...

... социального действия М.Вебер связывает предмет социологии: «Социология – пишет он, - есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие». И далее: «Действием мы называем действие человека ... в социологии Вебер ставит не «целое» (общество), а отдельного рационально (осмысленно) действующего индивида. Согласно Веберу, общественные ...

Рассмотрите характерные идеальные типы социального действия, выделенные Вебером : целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, аффективное действие, традиционное действие.

Покажите, как учение об идеальных типах может служить методологической установкой социального познания и решения практических проблем.

Тема 4. Русская дореволюционная социология.

План :

1.Натуралистическое направление и социал-организм.

2.Психологическое направление.

3.Социология П.А.Сорокина.

Методические рекомендации:

1.Натуралистическое напраление и социал-органицизм были представлены Л.И.Мечниковым, на научное мировоззрение которого значительное воздействие оказала

натуралистическая методология О.Конта и Г.Спенсера. Обратите внимание на критику социал-организма со стороны Мечникова. Интересна концепция географического детерминизма Мечникова. Он подчёркивал, что решающую роль в развитии общества имеет влияние гидрологического фактора ( рек, морей, океанов).

Самым авторитетным представителем социал-органицизма в русской социологии был П.Ф.Лилиенфельд, труды которого хорошо извечтны на Западе благодаря переводу на немецкий язык его главной работы — «Мысли о социальной науке будущего». Отметьте, что Лилиенфельд уделял большое внимание анализу функций общественного организма, выделяя три основные : физиологическую или экономическую, морфологическую или юридическую, объединительную или политическую.

2. При изложении второго вопроса следует обратить внимание на то, что в конце 19 — начале 20 вв. Обозначился кризис биологизаторских концепций и начинает формироваться психологическое направление, видными представителями которого в России были Е.де Роберти и Л.И.Петражицкий. Остановитесь на социологических концепциях де Роберти, который ключевую роль отводил психологическому взаимодействию, складывающемуся из психо — эмоциональных и сознательных отношений людей друг к другу. По де Роберти, четыре группы социальных факторов определяют поведение индивидов в обществе : знание, религиозная вера, эстетические чувства, практические, технические действия людей.

3. При изложении третьего вопроса начните с научных принципов социологии П.А.Сорокина. Он считал,что социология как наука должна строиться по типу естественных наук, должна быть «объективной дисциплиной», точной наукой, не допускать умозрительных, не доказанных наукой построений.

Покажите , что является по Сорокину предметом социологии.

Основное внимание уделите теории социальной стратификации и социальной мобильности П.А.Сорокина.

В заключение остановитесь на том,как Сорокин решал проблему социального равенства. Он считал необходимым предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по степени его личного социально полезного труда».

13 стр., 6496 слов

Общество как социальная система 2

... данной работе: изучить понятие общества как социальной системы; исследовать тенденции развития социальных систем; выявить особенности стратификации российского общества. 1. Общество как социальная система 1.1 Понятие социальной системы Что такое система вообще и социальная система в особенности? Один из ...

Эгалитарная система , по его мнению, это равенство всех перед законом, равное право занятия публичных должностей, равные политические права, равные права на образование. Как эти взгляды П.А.Сорокина соотносятся с современными проблемами

в нашем обществе?

Тема 5. Социологическая теория марксизма

План:

1.Основные положения марксистской социологии.

2.Роль способа производства в жизни общества.

3.Понятие общественно — экономической формации.

Методические рекомендации

  1. Начните с того, что марксизм — одно из течений социологической мысли конца 19 — началч 20 вв. , основоположниками которого были К.Маркс и Ф.Энгельс.

Марксистская социология — это материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей.

Покажите, что диалектико — материалистическое понимание истории даёт своё объяснение материальных основ жизни общества; характера взаимодействия его основных сторон; объективной направленности развития общества; роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.

Остановитесь на взглядах Маркса и Энгельса на общество. Они представляли общество как совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов.

Основной принцип марксистской социологии — сведение индивидуального к социальному. Общество определяет содержание и направление деятельности человека, его развитие через систему общественыых отношений, условия материального производства, общественные институты.

Марксисты подчёркивают,что материальные потребности и интересы обусловливают поведение и деятельность людей, их стремления, психологический настрой, идеи и теории.

Обратите внимание на то, что одна из фундаментальных сторон материалистического понимания — обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании.

2. При работе над вторым вопросом дайте определение способа производства — это материальная основа существования и развития общества, системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественной жизни.

«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»,-писал К.Маркс.

Ф.Энгельс подчёркивал «объективную зависимость жизни общества от его материального и экономического основания».

Марксизм рассматривает способ производства как единство двух его сторон — производительных сил и производственных отношений.

3. Покажите , что понятие общественно-экономической формации отражает сущностные признаки социально однородных обществ с присущими им способом производства, социальной структурой, экономическим базисом, политической надстройкой, духовной жизнью.

Особое внимание уделите диалектике исторического процесса. Покажите, что

согласно марксизму смена общественно-экономических формаций происходит под влиянием экономических факторов, коренящихся в способе производства. Материальная предпосылка смены общественно-экономических формвций — углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся сил общества.

4 стр., 1844 слов

Психология политической деятельности

... методами адаптацию общества к: 1) физической среде обитания (гелиоценоз), 2) геологическим условиям жизни (геоценоз), 3) биологическим факторам жизнедеятельности (биоценоз), 4) психологическим возможностям населения (психоценоз), 5) политической системе ...

В этом, по мнению марксистов, заключается объективная диалектика перехода общества к более прогрессивной общественно-экономической формации.

В заключение изложите основные проблемы диалектики исторического процесса (социальной диалектики).

Тема 6. Структурно — функциональный анализ. Школа

Т. Парсонса

План:

  1. Условия выживания социальной системы.
  2. Понятие и структура социального действия.
  3. Развитие общества и типы обществ.

Методические указания

1. Прежде всего остановитесь на то, что понтие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях: во-первых, это объединяющее название социологической школы, а во-вторых, это метод исследования, по которому изменения элемента системы рассматриваются в связи с изменениями всей системы.

Центральная проблема — категория равновесия. Условия выживания социальной системы — это условия равновесия общества в целом или отдельного индивида.

Рассмотрите адаптацию, целеполагание, интеграцию , латентность как условия выживания общества.

2.Второй вопрос начните с основных составляющих элементов социального действия ( деятель, ситуация, ориентация деятеля на ситуацию), покажите специфику социального действия ( символичность, нормативность, волюнтаристичность).

Далее остановитесь на модели системы социального действия функционалистов, которая включает четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую. Структуру социальной деятельности определяют:

  • система норм и ценностей;
  • принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;
  • наличествующие средства и условия.

3. При изложении третьего вопроса подчеркните, что функционалисты считают, что развитие общества носит эволюционный характер, описывая его с помощью таких категорий, как дифференциация ( это неизбежно возникающая и прогрессивно нарастающая неоднородность внутри системы) и интеграция ( рост целостности системы благодаря появлению и упрочению связей, координации между частями).

В заключение остановитесь на типах общества, выделяемых Т.Парсонсом :

  • прмитивные общества;
  • промежуточные общества;
  • современные.

Дайте им характеристику.

Тема 7. Этносоциология.

План :

1.Типы этнических общностей.

2.Этнические конфликты.

Методические указания

1. Прежде всего очертите предмет этносоциологии. Затем дайте определение этнической общности , которая часто определяется как группа людей, связанных общим происхождением и длительным совместным существаванием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности вырабатываются общие устойчивые признаки, такие как язык, бытовая культура, обычаи и традиции. Данные признаки воспроизводятся в самосознании народа, в котором он осознаёт своё этническое родство.

Далее охарактеризуйте такие типы этнических общностей, как племя, народ, нация. Подробнее остановитесь на нациях , покажите трудность определения нации,

11 стр., 5393 слов

Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений

... обществе. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социетальная). 3) Социология ... индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом). Предмет - определенное ...

различные подходы к определению сущности нации ( люди одной национальности или сограждане одного государства).

2. Второй вопрос — центральный и наиболее сложный вопрос темы. Дайте определение этнических отношений , которые касаются условий выживания и развития этносов: проблем территорий, языка, духовной жизни, традиций и т.д. Покажите, что социальная и этническая стороны жизни этносов органически взаимосвязаны.

Этнические отношения проявляются в виде экономических , политических, экологических, языковых и других отношений , а также на межличностном уровне.

В рамках современных этнических отношений можно выделить следующие характерные процессы:

  • этническая консолидация народов (развитие самостоятельности, упрочение государственной целостности);
  • межэтническая интеграция (сотрудничество);
  • ассимиляция .

Остановитесь на причинах повышения активности этносов в настоящее время

(стремление народов устранить социальную несправедливость, реакция этносов на технологическую цивилизацию, урбанизацию, массовую культуру).

В заключение дайте определение этнического конфликта как крайнего обострения противоречий между народами, возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, культурных, религиозных проблем.

Охарактеризуйте различные типы конфликтов в этой сфере, покажите их специфику в РФ.

Тема 8. Политическая социология

План:

  1. Социология политических отношений.
  2. Политическая деятельность.
  3. Политические отношения и интересы.

Методические указания

1. Социология политики — область социологии, изучающая взаимоотношения политической сферы с другими сферами общественной жизни, политических институтов с другими социальными институтами. Важнейшие проблемы политической социологии — анализ различных политических институтов, социально-политических движений и ихформ, политических конфликтов и способов их разрешения, тенденций развития политической структуры общества, форм политического поведения личности, общественного мнения, выражающего определённые политичнские установки и ориентации индивидов и групп, анализ состава политических партий, исследование партийной и правительственной бюрократии, анализ выборов, поведения избирателей и др.

Отметьте,чо в социологии политики можно выделить два основных подхода. Первый (Т.Парсонс, С.Липсет и др.) настаивает на эмпирическом характере социологии политики, второй ( М.Дюверже и др.) усматривает в ней теоертическую дисциплину, призванную дать общую теорию политической власти, управления во всех социальных системах. Обратите внимание также на то, что социология политики, в отличие от политической науки, главное внимание сосредоточивает на дисфункциональных аспектах политической жизни, связанных с нарушением её нормального хода.

  1. Дайте определение политической деятельности , которая рассматривается как правило как политические действия, направленные на укрепление или изменение существующих политических институтов, гражданских прав и свобод, государственного стороя в целом. Политические действия адресованы другим субъектам общества с целью вызвать ответные действия или нейтрализации нежелательных действий , так как политические действия любых субъектов всегда рассчитаны на реакцию других субъектов.

3. При изложении третьего вопроса подчеркните, что политические отношения опосредованы политической деятельностью субъектов. Политические отношения формируются сознательно, но сами политические интересы обусловлены объективными социальными факторами, не зависимыми от воли и сознания субъектов. Сложившись, политические отношения проявляются как моменты объективной политической реальности, воздействуя на политическую деятельность людей, обусловливая её содержание и направленность.

9 стр., 4156 слов

Социология образования

... определяет основные направления социологии образования: место образования как социального института в системе общественного воспроизводства; взаимоотношения процесса образования с другими процессами общественной жизни (экономическими, демографическими, политическими); взаимосвязь системы образования с социальной ...

Политические отношеничя складываются поднепосредственным влиянием политических интересов. Причём, сложившись, политические отношения вновь порождают политические интересы. Обратите внимание на то, что субъективная политическая заинтересованность бывает истинной, то есть адекватной политическим обстоятельствам деятельности субъектов, и ложной, даже мифологической, так как политические мифы — распространённое явление массового сознания.

В заключение остановитесь на проблемах политических отношений и политических интересов в РФ.

Тема 9. Социология образования.

План:

1.Сущность и функции образования.

2.Проблемы образования в современном мире.

Методические рекомендации

1. По первому вопросу прежде всего дайте социологическое оп­ределение образования. Обратите внимание на то, что чаще всего образование определяется как формальный процесс, на основе ко­торого общество передает ценности, навыки и знания от одного че­ловека или группы другим. Важно обратить также внимание на то, что возникнув в начале XX века, в социологии образования сра­зу же обозначились различные подходы к сущности и функциям образования. Интерес представляет прежде всего функционалис-тская точка зрения, придающая особое значение позитивной фун­кции образования в обществе, и прежде всего — передаче ценнос­тей господствующей культуры. Образование рассматривается и как средство социального контроля. Любопытна и такая интерпрета­ция образования: это разумный способ распределения людей в со­ответствии с их достоинствами, то есть образование — это фильтр,

позволяющий определить, что люди будут делать, став взрослыми. Рассматривают функционалисты образование и как капиталовло­жение в будущее. Сравните подход к образованию функционалис­тов с конфликтологическим подходом. Обратите внимание на то, что сторонники конфликтологического подхода считают, что обра­зование чревато опасностью конфликта. Объясните эту точку зре­ния. Подытожьте различные подходы и сделайте выводы о сущнос­ти и функциях образования в современном обществе.

2. Во втором вопросе обратите внимание на то, что современное образование во многих странах находится в кризисном состоянии, суть которого в возникновении разрыва между образованием со всеми ведущими его элементами (цели, структура, содержание, методы обучения) и резко изменившимися условиями жизни об­щества. Современные требования к работникам — образованность, способность принимать решения, самостоятельность, креативность, коммуникабельность — находятся в явном противоречии с суще­ствующей педагогической системой, ориентированной главным образом на запоминание, воспроизведение и пассивную исполни­тельность ученика. Отметьте, что наблюдается резкий спад уровня общеобразовательной подготовки молодежи. Покажите причины этого явления. Остановитесь и на таком грозном и тяжелом явле­нии, как функциональная неграмотность. С этим столкнулись даже те страны, в которых обязательное обучение существует многие десятилетия (США, Германия, Великобритания и др.).

9 стр., 4247 слов

Социология (сдохли мои пальцы)

... потребителей – элитарная культура Самостоятельное образование внутри доминирующей культуры, характеризующие культуру ... семьи Завод, ферма, нефтепровод, железная дорога – физические черты (материальные воплощения) института - экономики Институт армии относится к базовому институту – политическому ... теории этногенеза – Л. Гумилев Этническая социология изучает – социально обусловленность традиционной ...

Качество — глобальная проблема образования. Массовость среднего образова­ния и растущая в связи с этим гетерогенность ученического соста­ва школ спровоцировали возникновение еще одной сложной про­блемы — снижение качества общеобразовательной подготовки уча­щихся. Школы многих стран последовательно снижают требования, исключают из программ так называемые «трудные предметы» — математику, физику, химию и др., заменяя их курсами и мини-курсами по принципу «пригодится в жизни». Остановитесь и на том, чго проблема качества образования для России не менее остра и тревожна, чем для других стран. Покажите, какие проблемы здесь есть. В заключение обратите внимание на то, что в эпоху НТР при­оритет образования является законом социально-экономическо­го развития общества. Многочисленные исследования показали, что вложения в образование обеспечивают более половины годового прироста валового национального продукта (ВНП).

Тема 10. Социология семьи

План:

1.Семья и её типы.

2.Функции семьи.

3.Проблемы стабильности семьи.

Методические рекомендации

1. При работе над превым вопросом дайте определение семьи, обратите внимание на то, что семья — это малая группа и социальный институт одновременно. С институтом семьи тесно связан институт брака, так как основой семьи как правило является брачная пара.

По характеру распределения семейных обязанностей и лидерства семьи делятся на три основных типа : традиционные, нетрадиционные, эгалитарные. Дайте им характеристику.

В зависимости от своего состава семьи бывают нуклеарные и расширенные. Ответьте на вопрос, почему процессы индустриализации и урбанизации в современном мире привели к преобладанию нуклеарной семьи.

2.При изложении второго вопроса рассмотрите важнейшие функции семьи:

репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, рекреационную.

3. Третий вопрос — наиболее сложный . Обратите внимание на то, что определяющее значение для стабильности семьи имеют внутренние факторы. Конфликты возникают на следующих уровнях супружеских отношений:

психофизиологическом, психологическом, социально-ролевом, социокультурном.

Причины семейного конфликта социологи делят на причины, существовавшие до создания брака , или факторы риска ( разница в образовании супругов, алкоголизм одного из супругов, малый срок знакомства, брак по принуждению, легкомысленное отношение к браку и т.п.) , и причины, возникшие в ходе совместной жизни ( бытовые, измена, вмешательство родственников и т.д.).

В заключение остановитесь на проблемах семьи в РФ.

Литература:

1.Фролов С.С. Социология : Учебник для вузов . М.:Гардарики , 2009

2.Зборовский Г.Е. История социологии : Учебник для вузов . М.: Гардарики , 2007

3.Волков Ю.Г. Социология . М.% Дашков и К, 2009

4. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. СПб:ПИТЕР, 2009

5.Добреньков В.И. Социология. М.:ИНФРА-М, 2009

6.Лавриненко В.Н. Социология. М.:Юнити-Дана, 2007

7.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.:Омега-Л, 2009

12 стр., 5833 слов

Глава XX Социология семьи (из учебника по социологии)

... их супружеские и родительские права и обязанности»1. Итак, социология семьи является самостоятельной отраслью науки, представляющей собой систему знаний о семье как целостности, в единстве ее общих и ... причем данная связь могла быть расторгнута только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, то есть ...

8.Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии. М.:Вузовский учебник, 2009

9.Фомичёва И.Д. Социология СМИ. М.:Аспект-Пресс, 2007

10.Столяренко Л.Д. Социальная психология для студентов ВУЗов. М.:Феникс, 2009

11.Симонова О.А. История социологии 20в. : Избранные темы. М.:Логос, 2008

12.Варакута С.А. Связи с общественностью.М.:ИНФРА-М, 2009

www.wciom.ru – сайт Всероссийского центра по изучению общественного мнения