Тема 1. История психологии как наука.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический университет

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Утверждено

на заседании кафедры

«08»сентября 2008 г.

зав. кафедрой, к.п.н., доцент

Ветхова М.Ю.

Психология

(история психологии)

(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)

050103 – География с дополнительной специальностью

020802-Природопользование

Челябинск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

I. Выписка из государственного образовательного стандарта

3

II. Учебная программа курса «История психологии»

2.1. Пояснительная записка

4

2.2. Содержание

6

2.3. Библиографический список

9

III. Рабочая программа курса «История психологии»

3.1. Тематический план

10

3.2. Планы лекционного курса

11

3.3 Планы семинарских занятий

13

3.4. Организация самостоятельной работы

19

IV. Методические материалы

4.1. Итоговые контрольно-измерительные материалы контроля знаний

23

4.2. Темы рефератов

31

4.3. Основные понятия курса

33

4.4. Темы курсовых работ

37

4.5. Список вопросов к зачету

39

Раздел I. Выписка из государственного образовательного стандарта

Номер государственной регистрации ГОС

Дата утверждения ГОС

Специальность

Квалификация

700 пед/сп

31.01.2005г.

география с дополнительной специальностью

учитель географии (в соответствии с дополнительной специальностью)

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы

подготовки учителя 050103 – география с дополнительной специальностью

020802-Природопользование

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

ОПД.Ф. 01

История психологии.

Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии.

II. Учебная программа

2.1. Пояснительная записка

Курс «История психологии» предназначен для студентов, обучающихся на дневном отделении по специальности 050103 – география с дополнительной специальностью 020802-природопользование.

Учебная дисциплина предусматривает 8 часов лекционного курса и 10 часов практических занятий.

Данный курс содержит информацию об основных этапах развития психологии как науки, о базовых идеях и понятиях, психологических теориях и направлениях, их появлении, усложнении и преемственности. В курсе освещены вопросы, касающиеся изменений в различные исторические периоды собственно предмета психологии, пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии.

Задачи курса:

— повышение уровня психологической культуры будущего учителя, расширение общего и профессионального кругозора;

— знакомство студентов со стадиями развития категориального аппарата науки и раскрытие своеобразия их конкретного содержания в различные исторические периоды;

— расширение имеющихся у них представлений о природе человеческой личности, показ взаимосвязи духовного развития отдельного ученого с различными этапами исторического пути науки;

— формирование у студентов навыков самостоятельной работы.

Учебные занятия по данной дисциплине проводятся в стандартных формах, предусмотренных методикой вузовского обучения (лекции, практические занятия).

Лекции направлены на освещение стадиального развития основных психологических категорий, вопросов развития психологических принципов: детерминизма, развития, системности, единства сознания и деятельности, ассоциативного и рефлекторного принципов; ретроспективный анализ различных способов решения основных проблем психологии. В ходе работы у студентов формируются основные понятия по данному курсу, что поможет им глубже изучать психологические направления.

Практические занятия предполагают более конкретное и углубленное обсуждение основных теоретических вопросов темы, отработку понятийного аппарата, выполнение индивидуальных заданий, ответы на вопросы для самоконтроля.

Вопросы, выносимые для самостоятельного изучения, обсуждаются на семинарских занятиях, консультациях, коллоквиумах. Индивидуальная работа студентов включает в себя подготовку тематических сообщений, составление опорных схем, таблиц, психологических кроссвордов.

Итоговой аттестацией по данному курсу является зачет.

2.2. Содержание курса

Тема 1. История психологии как наука.

Зарождение психологии как науки. Предмет, задачи и методы историко-психологического познания. История науки как история развития ее предмета. Основные этапы развития психологии. Периодизация развития психологии: два периода первого подхода (философский и период развития психологии как самостоятельной науки).

Второй подход (психология как наука о душе, психология как наука о сознании, психология как наука и поведении).

Тема 2. Развитие психологических знаний от Античности до эпохи Возрождения.

Особенности античного мировоззрения. Понятия о душе у древних философов. Демокрит и Платон, сравнительный анализ их философских воззрений. Аристотель и его трактат «О душе». Развитие психологических идей в арабоязычной науке. Психологические идеи средневековой Европы (Августин, Фома Аквинский).

Психологические взгляды в эпоху Возрождения. Роджер Бэкон.

Тема 3. Психологическая мысль Нового времени.

Представления о психологической реальности в трудах Р. Декарта, Б. Спинозы, В. Лейбница, Дж. Локка, Т. Гоббса. Постановка проблемы взаимодействия психических и физических феноменов. Проблема врожденных идей. Ассоцианизм. Основные представители психологического ассоцианизма (Герберт И.Д., Джеймс и Джон Стюарт Милли, Спенсер Г., Бен А. и др.).

Основные черты психологического ассоцианизма.

Тема 4. Научные школы психологии конца XIX — начала XX века

Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Развитие психологии на рубеже XIX – XX вв. Структурная школа Титченера. Функциональная психология. Вюрцбургская школа психологии мышления.

Кризис в психологии и его основные характеристики. Общая характеристика бихевиоризма. Джон Уотсон. Теория Э. Торндайка. Возникновение и развитие необихевиоризма.

Гештальтпсихология. Основные положения гештальттеории К.Левина.

З.Фрейд – родоначальник психоанализа. Бессознательное — предмет психологии. Психоанализ как теория и практика. Проблема мотивации. Структура личности в психоаналитической школе. Проблема развития личности, понятие о конфликте, защитных механизмах психики. Общие подходы к психотерапии З.Фрейда.

Аналитическая психология К.Г.Юнга: понятие о коллективном бессознательном, архетипах, структура и типология личности.

Индивидуальная психология А.Адлера: уникальность личности человека, понятие о творческом «Я», общественном интересе, компенсации, комплексе неполноценности, стремлении к превосходству. Значение семьи в формировании характера.

Неофрейдизм. Развитие идей З.Фрейда и его школы в ХХ веке. Карен Хорни о роли социума в развитии личности. Понятие о базальной тревоге и факторах неблагополучного развития. «Образ Я», его виды. Виды защиты. Психология женщины. Г.С.Салливан о ведущей роли межличностных отношений в развитии личности. Структура «Я-системы». Основные потребности. Эго-психология Э.Эриксона. Идентичность. Основные этапы развития личности. Гуманистический психоанализ Э.Фромма. Проблема свободы и конформизма. Социум и его влияние на личность. Социальные характеры. Персонализм В.Штерна.

Тема 5. Гуманистическая психология

Принципы гуманистической психологии, ее трактовка сущности человека, проблем его становления, роли сознания, проблема ответственности. Г.Олпорт, А.Маслоу.

Потребности личности, самоактуализация. К.Роджерс. Проблема формирования личности. Конгруэнтность. «Я — концепция». Подходы к терапии. Групповая терапия. В.Франкл. Логотерапия. Понятие самотрансценденции.

Тема 6. Пути развития отечественной психологии в XX столетии

Психологическая наука после 1917 года. Политические тенденции и их роль в переориентации психологии. В.М. Бехтерев и его роль в развитии отечественной психологии. Понятие о доминанте А.А. Ухтомского. Н.А.Бернштейн и его учение о механизмах построения движений. Реактология К.К. Корнилова. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Деятельностный подход в трудах А.Н. Леонтьева и С.Л.Рубинштейна. Вклад в развитие отечественной психологии А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.В. Запорожца. Теория установки Д.Н. Узнадзе. Б.Г. Ананьев и проблемы человекознания. В.Н.Мясищев и теория отношений. Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын. Проблемы индивидуальных различий. В.С. Мерлин. Исследование темперамента и интегральной индивидуальности. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии.

2.3. Библиографический список (основной литературы):

  1. Галустова О.В. История психологии: в вопрсах и ответах: учеб.пособие для вузов.-М.: Проспект, 2006.-214 с.
  2. Гуслякова Н.И. История психологии: Учеб.-метод. пособие. – Челябинск, 2004. – 61 с.
  3. Ждан А. Н. История психологии: От античности до современности: Учебник для психолог. фак. ун-тов.-М.:Академ. Проект, 2007.-573 с.
  4. История психологии: 20 век: хрестоматия/ред.П.Я.Гальперин, А.Н.Ждан.-М.: Академ.проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.-830 с.
  5. Марцинковская Т. Д. История психологии. — М., 2001. — 539 с.
  6. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб.пособие для вузов по спец.»Психология»*/ Т.Д.Марцинковская.- М.: Академия, 2001-2004,2007.
  7. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология — М.: Академия, 2001.– 496с.
  8. Саугстад Пер. История психологии. От истоков до наших дней. – М., 2008. – 544 с.
  9. Морозов А.В. История психологии: учеб.пособие для вузов.-М.: Академ.Проект, 2003,2005.-287 с.

2.4. Библиографический список (дополнительной литературы):

  1. А. Адлер. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. –214с.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч. 6 т. — М.: Просвещение, 1982. — 1984.
  3. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976. —130 с.
  4. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности: Учеб ник для университетов. — 2— е изд., перераб. — М.: Рос.пед. агентство, 1999. —487 с.
  5. Из истории русской психологии. — М., 1961. —439 с.
  6. История зарубежной психологии. Тексты. — М., 1990. — 342 с.
  7. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2 т. — Р/на Д., 1996. Т.1 – 415 с. Т.2 – 411 с.
  8. 11.Психология: словарь / под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г.— М.: Просвещение,1990.– 494 с.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989.
  10. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1991.– 455 с.

14. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. В 2 т. – М.. 1990.

15. Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987.– 447 с.

16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.– 608 с.

17. Ярошевский М. Г. История психологии: от античности до середины 20 века: Учеб. пособие для вузов.– 2 – е изд. – М.: Академия, 1997.– 410 с.

III. Рабочая программа

3.1. Тематический план

темы

Наименование разделов

и тем курса

Количество часов

Аудиторная работа

всего

лекции

практич.

1

История психология как наука

1

1

2

Развитие психологических знаний от Античности до эпохи Возрождения

4

2

2

3

Психологическая мысль Нового времени

3

1

2

4

Научные школы психологии конца XIX – начала XX века

4

2

2

5

Гуманистическая психология

2

2

6

Пути развития отечественной психологии в XX столетии

4

2

2

Всего:

18

8

10

3.2. Планы лекционного курса

Лекция 1. История психологии как наука

План:

1. Роль историко — психологического познания в построении образа психологической науки.

2. Предмет, задачи и методы истории психологии.

3. Категориальный аппарат психологии: понятие, содержание, структура.

Самостоятельная работа студента (СРС):

1) составить конспект (по 13, 16 — 24 — понятие о категориальном аппарате) или законспектировать статью М. Г. Ярошевского “Категориальный аппарат психологии» (26, 25 — 38);

2) начать работу по составлению «Словаря основных понятий» курса.

* Цифры, стоящие вначале, означают номер источника в списке литературы, а цифры, стоящие после запятой — номера страниц в источнике; каждый источник отделяется от следующего точкой с запятой.

Лекция 2. Развитие психологических знаний от античности до эпохи Возрождения

План:

1. Особенности античного мировоззрения.

2. Особенности понятия о душе у древних философов (Гераклит, Фалес, Демокрит и др.).

3. Психологические взгляды Платона.

4. Психологические взгляды Аристотеля.

5. Средневековая наука о душе.

6. Психологические взгляды в эпоху Возрождения.

Лекция 3. Психологическая мысль Нового времени

План:

1. Успехи в развитии механики в XVII веке.

2. Учение о сознании Р. Декарта.

3. Психологические проблемы в трудах Б.Спинозы, В.Лейбница, Дж. Локка, Т. Гоббса.

4. Становление психологии ассоцианизма.

5. Принципы развития и структурирования психологического знания.

Лекция 4. Научные школы психологии конца XIX – начала XX вв.

План:

1. Кризис в психологии: причины, сущность.

2. Основные психологические школы периода кризиса.

3. Бихевиоризм: основные положения и принципы. Особенности нео- и социобихевиоризма.

4. Основные положения гештальтпсихологии. Теория «поля» Курта Левина. 5. Психоанализ. Проблемы развития личности в понимании З.Фрейда.

Лекция 5. Пути развития отечественной психологии в XX столетии

План:

1. Пути развития психологии в России в 20-30-е годы ХХ века.

2. Вклад Л. С. Выготского в развитие отечественной психологии.

3. Становление и развитие психологической теории деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин).

8. Проблема научного диалога в конце ХХ века.

3.3. Планы семинарских занятий (10 часов)

Тема 1. Развитие психологических знаний от Античности до эпохи Возрождения (2часа)

Основные понятия: психология, психика, душа, анима, анимизм, гилозоизм, натурфилософия, теория психологии, идеализм, материализм.

План:

1. Предмет, задачи и методы истории психологии.

2. Взгляды на природу психического в античное время: в мифологии, ученых-философов.

3. Идеалистическое и материалистическое понимание души: Демокрит, Платон и Аристотель.

4. Первые шаги по оформлению категориального аппарата психологии.

Темы реферативных сообщений:

1. Взгляды Аристотеля на проблему психического в трактате «О душе».

2. Платон о душе.

Реферативные сообщения по персоналиям делаются по следующему плану:

1. Годы жизни ученого.

2.Основные положения и понятия теории.

3.Связь теории с предшествующими научными знаниями.

4. Значение теории для современности.

Самостоятельная работа:

1. Составить краткий конспект статьи М.Г. Ярошевского «Категориальный аппарат психологии» (25, с. 25-30).

2. Из текста (2) выписать содержание категорий «образ», «личность», «мотив», «действие», вкладываемое в них античными философами. Отметить развитие принципа системности у Аристотеля.

Тема 2. Психология в Новое время. (2 часа)

Основные понятия: сознание, дуализм, психологическое взаимодействие, рефлекс, рефлексия, эмпиризм, интроспекция, ассоциация, ассоциативная психология, апперцепция, механодетерминизм, эпифеномен.

План:

1. Выделение сознания как критерия психики. Учение Р. Декарта о сознании.

2. Дуализм души и тела как доктрина новой психологии.

3. Эмпиризм и сенсуализм.

4. Становление и развитие ассоциативной психологии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как повлияло развитие механики на взгляды Р. Декарта?

2. В чем заключается дуализм Р. Декарта?

3. Как рассматривалась проблема души В. Лейбницем, Дж. Локком, Т. Гоббсом?

4. В чем особенность подхода к душе Б. Спинозы?

5. Какое место отводили опыту в познании ученые Нового времени?

6. Как объяснялась работа сознания с позиции ассоцианизма?

Темы реферативных сообщений:

1. Психологические воззрения Б. Спинозы.

2. Учение о душе В. Лейбница.

3. Взгляды на сознание Д. Локка и Т. Гоббса.

4. Учение Р. Декарта о сознании.

Реферативные сообщения по персоналиям делаются по следующему плану:

1.Годы жизни ученого.

2.Основные положения и понятия теории.

3.Связь теории с предшествующими научными знаниями.

4. Значение теории для современности.

Самостоятельная работа:

1. Заполните таблицу «Категории и принципы психологии» за изучаемый теоретический период (смотри список литературы к семинару 2).

2. Продолжить заполнение словаря основных понятий темы.

Контроль: терминологический диктант по основным понятиям (письменно или устно).

Тема 3. Научные школы психологии конца XIX – начала XX века

(2 часа)

Основные понятия: бихевиоризм, социобихевиоризм, необихевиоризм, гештальт, гештальтпсихология, гуманистический психоанализ, феноменологический метод, фрейдизм, неофрейдизм, описательная (понимающая) психология, французская социологическая школа, теория «поля» Эдипов комплекс, директивная терапия, коллективное бессознательное, архетип, интроверт, экстраверт, стремление к превосходству, творческое «Я», общественный интерес, компенсация.

План:

1. Кризис психологии, его причины, сущность.

2. Общая характеристика бихевиоризма. Возникновение и развитие необихевиоризма и социобихевиоризма.

3. Предмет, метод и принципы гештальтпсихологии (основные положения гештальттеории).

4. Классический психоанализ и его развитие в 30-е – 50-е гг. XX века.

5. Французская социологическая школа и описательная психология Дильтея.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем суть и причины кризиса?

2. Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии?

3. Обозначьте основные принципы классического бихевиоризма. Сопоставьте и необихевиоризмом и социобихевиоризмом. Основные черты сходства и различия.

4. В чем различие в подходах к психике у бихевиористов и гештальтистов?

5. В чем проявляется системный подход в гештальттеории?

6. В чем суть феноменологического метода?

7. Какое применение нашли законы бихевиоризма в обучении и воспитании?

8. В чем заключаются особенности предмета и метода психоаналитического направления?

Темы реферативных сообщений:

1. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн о кризисе в психологии.

2. Основные варианты развития психоаналитической теории и практики.

3. Теория «поля» К. Левина.

4. Роль средств массовой информации в формировании поведения (концепция А. Бандуры).

5. К. Хорни об особенностях женской психологии.

6. Тип социальных характеров по Э. Фромму.

Самостоятельная работа:

1. Занести в словарь определения основных понятий темы.

2. Законспектировать статью Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» (1 по списку литературы к семинару) (кратко, схематично).

4. Продолжить заполнение таблицы «Категории и принципы психологии» по изучаемым школам (3 по списку литературы к семинару).

Тема 4. Гуманистическая психология (2 часа)

Основные понятия: гуманистическая психология, экзистенционализм, самоактуализация, потребности, конгруэнтность, Я-концепция, недирективная терапия, центрированная на клиенте, групповая терапия, смысл жизни, самотрансценденция.

План:

1. Экзистенциальные идеи как философская база гуманистической психологии.

2. Основные положения гуманистической парадигмы в психологии XX века.

3. Теория личности А. Маслоу. Мотивация поведения.

4. К. Роджерс о проблеме развития личности.

5. Логотерапия В. Франкла.

6. Прикладное значение гуманистической психологии.

Темы реферативных сообщений:

1. Сравнительный анализ подходов к проблеме психологической защиты в глубинной и гуманистической психологии.

2. Теория личности Г. Олпорта.

2. Самоактуализация и ее значение в концепциях Маслоу и Франкла.

3. Роль самооценки в теории К. Роджерса.

4. Логотерапия В. Франкла.

Реферативные сообщения по персоналиям:

1. Годы жизни.

2.Основньте положения и понятия теории.

3.Связь теории с предшествующими научными знаниями.

4. Значение теории для современности.

Самостоятельная работа:

1. Продолжить заполнение словаря основных понятий по теме.

2. Продолжить заполнение таблицы «Категории и принципы психологии» за изучаемый исторический период.

3.Ответить на контрольные вопросы (см. 6, 20 – 21).

Тема 5. Пути развития отечественной психологии в XX столетии (2 часа)

Основные понятия: культурно-историческая концепция, деятельность, деятельностный подход в психологии, интериоризация, экстериоризация, реактология, рефлексология, интегральная индивидуальность, установка, мотив, цель.

План:

1. Развитие советской психологии в 20 – 30-е гг.

2. Культурно-историческая теория Л.С Выготского.

3. Развитие идей Выготского его учениками и последователями (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и др.).

4. Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна.

5. Человек как предмет познания Б.Г. Ананьева.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему концепция С.Л. Рубинштейна называется субъектно-деятельностной?

2. В чем отличие подходов к деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева?

3. По какому пути пошло изучение психики в российской психологии ХХ века и почему?

4. Какое место отводил «знаку» Л.С.Выготский при формировании высших психических функций человека?

5. Какие проблемы стояли в центре внимания А.Р. Лурия?

6. В чем проявилась специфика подхода к проблеме предмета психологии у П.Я. Гальперина?

Реферативные сообщения:

1. Психологические портреты Леонтьева, А.Н., Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л.

2. Влияние 1917 года на становление и развитие отечественной психологии.

3. Культурно — историческая теория Л.С. Выготского и ее влияние на современную психологическую науку.

4. Становление и развитие ряда отраслей отечественной психологической науки (30 — 70-е годы ХХ века).

5. В.Н. Мясищев и его теория отношений.

6. Психологическая школа С.Л. Рубинштейна.

Самостоятельная работа:

1. Продолжить заполнение словаря основных понятий по теме.

2. Продолжить заполнение таблицы «Категории и принципы психологии» за изучаемый исторический период.

3.4. Организация самостоятельной работы

Таблица 1.

№ темы

Темы для самостоят. изучения

Изучаемые вопросы

Кол-

во

ча-

сов

Формы

самостоят. работы

Метод. обеспечение

Форма

отчетности

1

2

Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения(XVIIIв.)

Зарождение психологии как самостоятельной науки.

Основные направления развития психологической мысли в эпоху Просвещения. Учение Гартли о психике. Принцип ассоциации Дэвида Юма. Природа сознания Джорджа Беркли.

Взгляды французских философов-материалистов на природу психики: Э. Кондильяка, Ж. Ламетри, К. Гельвеция, Ж.Ж. Руссо, Дени Дидро, Пьера Кабаниса.

Естественно-научные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки. Принципы биологического детерминизма. Чарльз Дарвин и Клод Бернар. Ассоциативная психология XIXвека. Теоретические программы естественно-научной перестройки психологии. Экспериментальная психология Вундта. Методология и практика психологического эксперимента. Основные направления первых экспериментальных исследований.

2

2

Выборочное чтение и анализ источников

Выборочное чтение и анализ источников

Смотри по списку источники 8, 11, 17, 28

Смотри по списку источники 8, 11, 17, 28

Тестирование

Тестирование

3

Появление отраслей психологии в конце 19 – начале 20 вв.

1.Структурализм и функционализм.

2. Вюрцбургская школа

3.Психология индивидуальных различий

4. Экспериментальная психология

5. Психотехника и педология.

4

Работа по составлению общих кратких характеристик отраслей психологии, выписать основные понятия в словарь.

Смотри по списку литературы источники 7, 8, 11, 17, 28.

Словарь основных понятий темы

4

Французская социологическая и психологическая школы

1.Социальный детерминизм Э.Дюркгейма.

2.Взгляды Я. Леви-Брюля на природу психики.

3.П.Жане и его психологические взгляды.

4

Аналитическое чтение источников, краткое описание взглядов ученых — представителей школ

Смотри по списку литературы источники 8, 11, 15, 25, 28.

Конспект

5

Персонализм В. Штерна

1.Подход к личности.

2. Теория конвергенции

3.Развитие языка в онтогенезе.

2

Выборочное чтение, краткий конспект

Смотри по списку литературы источники 8,11, 17, 28.

Собеседование

6

Описательная психология

1.Отличия объяснительной и описательной психологии.

2.Взгляды Дильтея

3.Теория Шпрангера

4

Аналитическое чтение источников, схематический конспект

Смотри по списку литературы источники 8, 11, 12, 17, 25, 28.

Собеседование

7

Становление и развитие психологии в России

Русская психология до ХIХ века. М.В.Ломоносов. Две концепции построения психологии в ХIХ веке. Вл.Соловьев, А.А.Потебня, Н.Я.Грот, Н.О.Лосский. И.М.Сеченов — автор науки о поведении. И.П.Павлов — исследователь условно — рефлекторной деятельности. Н.Н. Ланге, Г.И.Челпанов, В.М. Бехтерев, А.Ф.Лазурский, А.А.Ухтомский, К.Н.Корнилов, Г.Г. Шпет.

4

Схематический конспект

8,11, 12, 28

Тестирование, собеседование

8

Современные тенденции в развитии психологических направлений

Основные тенденции развития психологической науки в конце ХХ века. Перспективы развития психологии в XXIвеке. Проблема специфики предмета психологии и природы психологического. Естественный и гуманитарный образ науки. Проблема соотношения между психологическими теориями и психологической практикой. Проблема научного диалога.

Основные школы зарубежной психологии: когнитивная психология, генетическая психология Ж. Пиаже. Системно — информационный подход к человеку. Дж.Брунер, У.Найссер. Психология личностных конструктов Г. Келли. Нейрофизиология: Р.Спэрри, С.Спрингер, Г.Дейч. Психогенетика.

2

8, 11, 12, 27, 28

собеседование

IV. Методические материалы

4.1. Итоговый контрольно-измерительный материал контроля знаний

1. Какое из приводимых понятий соответствует “psyche” у древних греков:

1) нервная система;

2) душа;

3) психика;

4) суперэго;

5) сознание?

2. Кто из греческих философов полагал, что разум зависит от природы огня в душе:

1) Гален;

2) Сократ;

З) Гераклит;

4) Пифагор?

З. Личность, которая по Гиппократу характеризуется как флегматик, по Айзенку характеризуется как:

1) нормальный интроверт;

2) интроверт-невротик;

З) нормальный экстраверт;

4) экстраверт-невротик.

4. Создателем френологии является:

1) Ч. Ломброзо;

2) А. Бейль;

З) Ф. Галль;

4) Ж. Френоль.

5. Первым представителем российской университетской психиатрии был:

1) И. М. Балинский;

2) И. П. Мержеевский;

З) В. Х. Кандинский;

4) С. С. Корсаков.

6. Кто разработал и предложил ассоциативный эксперимент для изучения неосознаваемых аффективных образований:

1) 3. Фрейд;

2) К. Юнг;

З) П. Жане;

4) Й. Брейер?

7. Кто из перечисленных исследователей является основателем индивидуальной психологии:

1) 3. Эриксон;

2) Г. Олпорт;

З) А. Адлер;

4) В. М. Бехтерев?

8. Кто является автором психологии личностных конструктов:

1) Г. Айзенк;

2) Дж. Келли;

З) Э. Эриксон;

4) Никто из них?

9. Теорию когнитивного диссонанса разработал:

1) Р. Кетгелл;

2) А. Маслоу;

З) Л. Фестингер;

4) Г. Салливен.

10. Понятия экстраверсии и интроверсии ввел:

1) К.Юнг;

2) Ж. Пиаже;

3) К.Левин;

4) А. Адлер.

11 .Первым, кто признал, что развитие человека продолжается и во взрослом возрасте, был:

1) Э. Эриксон;

2) Ж. Пиаже;

3) 3. Фрейд;

4) К.Юнг.

12. Выберите пункт, в котором указаны исследователи, полагавшие, что человеческое поведение мотивируется потребностями:

1) И. П. Павлов и Б. Скиннер;

2) А. Маслоу и Г. Мюррей;

3) Ф. Перлз и К. Роджерс;

4) А. Маслоу и В. Сатир.

13. Кто из названных ученых сформулировал первую психологическую теорию психических расстройств:

1) А. Адлер;

2) В. М. Бехтерев;

3) И. М. Сеченов;

4) 3. Фрейд’

14. Понятие «жизненный путь» в отечественную психологию введено:

1) С. Л. Рубинштейном;

2) С. Я. Рубинштейн;

3) А. Р. Лурия;

4) А. Н. Леонтьевым;

15. Автор культурно-исторической теории мышления:

1) Ж. Пиаже;

2) А.Н. Леонтьев;

3) Л. С. Выготский;

4) В. Н. Мясищев.

16. В отечественной психологии систематическое изучение неосознаваемой установки связано прежде всего с именем:

1) Ф. В. Бассина;

2) Д. Н. Узнадзе;

3) В. М. Бехтерева.

17. Кто является автором теории функциональных систем:

1) Н. А. Бернштейн;

2) А. А. Ухтомский;

3) И. М. Сеченов;

4) П. К. Анохин?

18. Кто из названных исследователей входит в число основателей педологии:

1) Т. Рибо;

2) С. Холл;

3) Г. Мюнстерберг;

4) У. Кенон?

19. Кто впервые начал применять принципы факторного анализа в психологии:

1) Г. Россолимо;

2) Ч. Спирмен;

3) Л. Терстоун;

4) Р. Кеттелл?

20. Концепция личности как совокупности субъективных отношений к себе,

другим и миру была выдвинута:

1) А. Ф. Лазурским;

2) В. М. Бехтеревым;

3) А. В. Петровским;

4) Э. Кречмером?

21. Какое из приводимых понятий описывает сущность научного метода:

1) субъективность,

2) объективность;

3) мистицизм;

4) спецификация;

5) истинность?

22. В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения — «стабильность — нестабильность» и:

1) подвижность — уравновешенность;

2) избегание — социабельность;

3) экстраверсия — интроверсия;

4) психотизм — депрессия;

5) экстрапунитивность — интрапунитивность.

23. Интроспекционизм исходит из взглядов Дж. Локка, который утверждал, что:

1) сознание раздвоено на основную деятельность и деятельность самонаблюдения;

2) для постижения внутреннего опыта необходима специальная деятельность;

3) деятельность самонаблюдения — основной способ получения научных знаний о психическом мире человека;

4) все приведенные утверждения выражают его взгляды.

24. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:

1) бихевиоризм;

2) психоанализ;

З) бионика;

4) психобиология.

25. Каким из перечисленных факторов, согласно взглядам К. Роджерса, природа человека определяется прежде всего:

1) рациональностью;

2) присущим человеку позитивным началом;

3) соотношением базовых инстинктов;

4) мистическим началом?

26. Сторонники теории А. Маслоу считают, что человеческое поведение направляется прежде всего одним из перечисленных факторов:

1) принципом удовольствия;

2) альтруистическими установками;

3) потребностью в самоактуализации;

4) ожидаемым поощрением.

27. Первые психологические лаборатории создавались в конце ХIХ века (выберите один ответ):

1) на факультетах философии крупных университетов;

2) при крупных психиатрических клиниках;

3) как самостоятельные учреждения;

4) в структурах военных ведомств.

28. Какой из пунктов точнее всего отвечает на вопрос о том, к чему обращена психология и психиатрия межличностных отношений Г. Салливена:

1) социальным группам;

2) межчеловеческой коммуникации;

3) мотивации коммуникативного поведения;

4) семейным системам;

5) групповым процессам?

29. Основная проблема какого из направлений психологии формулируется в приводимом отрывке: «…существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом всего этого целого» (М. Вертгеймер):

1) бихевиоризм;

2) психоанализ;

3) понимающая психология;

4) гештальт — психология?

30. А. Маслоу назвал гуманистическую психологию «третьей силой» в психологии, имея в виду как первые две:

1) бихевиоризм и когнитивную психологию

2) психиатрию и психоанализ;

3) бихевиоризм и психоанализ;

4) интроспективную психологию и психоанализ.

31. В каком пункте верно определяются элементы концепции личности, в основе которой лежат работы К. Юнга:

1) коллективное бессознательное;

2) индивидуация;

3) интро — экстраверсия;

4) все перечисленные?

32. В каком из утверждений отражен лучше всего вклад в науку Н. А. Бернштейна:

1) сформулирован принцип сенсорных коррекций;

2) разработана схема рефлекторного кольца;

3) предложена концепция механизмов формирования навыка;

4) разработана теория уровней построения движений;

5) сформулирован принцип активности?

33. Какое из утверждений верно описывает понятие установки по Д. Н. Узнадзе:

1) личностный паттерн, определяющий поведение;

2) неосознаваемый мотив деятельности;

3) готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагированию в определенном направлении;

4) структурный план поведения в заданной ситуации?

34. Какое из утверждений верно описывает суть механизма сдвига мотива на цель:

1) цель деятельности превращается в ее мотив;

2) мотив деятельности превращается в ее цель;

3) наложение мотива деятельности на цель приводит к нарушениям психики?

35. Процесс формирования внутренних психических структур, обусловленный усвоением структур и символов внешней социальной деятельности, называется:

1) интерференция;

2) интериоризация;

3) интероцепция;

4) интроверсия.

36. Каким из терминов обозначается принятая в данный исторический период система основных научных позиций, определяющая исследовательскую практику:

1) подход;

2) теория;

3) парадигма

4) мировоззрение?

37. В психологии под «полем» понимается (выберите верное утверждение):

1) совокупность наличных внешних раздражителей и стимулов;

2) совокупность переживаемых субъектом актуальных (здесь и теперь) побудителей его активности;

3) совокупность отношений, в которые включен субъект;

4) совокупность внешних условий, определяющих неадекватное поведение.

38. Направление отечественной психологии, основанное К. Н. Корниловым и трактовавшее психологию как «науку о поведении»:

1) бихевиоризм;

2) педология;

3) реактология;

4) рефлексология.

39. Какое из утверждений верно описывает содержание понятия «рефлексия»:

1) неосознаваемая реакция на интероцептивные ощущения;

2) рефлекторный ответ в структуре коммуникативного акта;

3) механизм генерализации условных рефлексов на сферу безусловных;

4) самопознание субъектом собственных психических актов и состояний?

40. Какой из названых исследователей ввел в практику метод недирективной беседы:

1) З.Фрейд;

2) П. Дюбуа;

3) В. М. Бехтерев;

4) К. Роджерс?

41. Что одно из перечисленного является существенным элементом предложенного А. Ф. Лазурским «естественного эксперимента» в отличие от лабораторных экспериментов

1) наблюдение в естественных условиях с точностью и научностью эксперимента, когда испытуемые (ый) не осведомлены о проводящемся исследовании;

2) условия эксперимента не связаны с искусственными условиями и требованиями;

3) эксперимент проводится без технических средств;

4) экспериментатор включен в выполнение задания вместе с испытуемым?

42. Какое из утверждений передает суть ((эффекта Б. В. Зейгарник»:

1) лучше всего запоминаются и воспроизводятся завершенные действия;

2) лучше всего запоминаются и воспроизводятся незавершенные действия;

3) прямая значимая корреляция степени неопределенности ситуации и тревоги;

4) улучшение дискриминации элементов фона при повышении эмоциональной значимости фигуры?

43. С именами каких двух ученых в России связано выделение патопсихологии как психологической дисциплины:

1) И. П. Павлов и И. М. Сеченов;

2) В. М. Бехтерев и с. с. Корсаков;

3) Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн;

4) М. И. Аствацатуров и А. Р. Лурия?

44. Что из перечисленного отличает взгляды К. Хорни от ортодоксального психоанализа:

1) уменьшение значения либидо;

2) несогласие с представлением о преобладающей мотивированности поведения врожденными и запретными инстинктами;

3) акцент на социальных детерминантах здоровой и невротической личности;

4) понимание женской сексуальности;

5) признание важной роли бессознательных конфликтов;

6) все перечисленное;

7) все, кроме указанного в пункте 5?

45. Согласно Л. С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов:

1) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

2) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста;

3) показателей умственного развития и памяти.

46. Какое утверждение верно описывает содержание понятия «зона ближайшего развития» по Л. С. Выготскому:

1) те психические функции и свойства, развитие которых ожидается на ближайшем этапе;

2) количественную меру прогресса умственного развития в случае успешного лечения;

3) потенциальные возможности ребенка, не выявляемые им самостоятельно, но реализующиеся при помощи взрослого?

47. Кто ввел в физиологию термин и разработал теорию «функциональных систем»:

1) Ф. Галль;

2) Н. А. Бернштейн;

3) П. К. Анохин;

4) И. П. Павлов?

48. Согласно А. Р. Лурия, с некоторой долей условности можно выделить три основных блока, участвующих в любой психической деятельности. Какой из перечисленных блоков не входит в эту тройку:

1) блок, обеспечивающий регуляцию тонуса или бодрствования;

2) блок получения, переработки и хранения поступающей из внешнего мира информации;

3) блок получения, переработка и хранения поступающей из внутреннего мира информации;

4) блок программирования, контроля и регуляции психической деятельности?

49. Что из приведенного объединяет всех психоаналитиков и констатирует психоанализ как учение:

1) представление о либидо как о ведущей силе развития и психической жизни;

2) теория архетипов;

3) представление о бессознательном и используемых для его анализа психотерапевтических методах;

4) значение и место, уделяемое социокультурным факторам в психической жизни?

50. Какая из выделенных Фрейдом психических структур содержит в себе сексуальные и агрессивные инстинкты:

1) эго;

2) ид;

3) суперэго;

4) цензура?

51. Усилия это по предохранению от тревоги относятся к:

1) динамике;

2) это-идеалам;

3) защитным механизмам;

4) морали.

52. Когда, согласно Фрейду, развиваются ид, эго и суперэго:

1) сформированы к рождению;

2) к возрасту двух лет;

З) в первые 5 лет жизни;

4) к 18 годам?

53. Фрейд полагал, что неудача в разрешении Эдипова комплекса это главный источник:

1) психосоциального кризиса;

2) психопатии;

3) невроза;

4) психоза.

54. Кто после Фрейда утверждал, что каждый индивид проходит через восемь стадий развитая:

1) А. Адлер;

2) Г. Айзенк;

3) Э. Эриксон;

4) Г. Салливен?

55. Главной посылкой адлерианской психологии является представление:

1) о человеке как едином, неделимом и согласующемся целом;

2) о противостоящей среде индивидуальности;

3) об индивидуальном развитии как преодолении барьеров;

4) о гомеостазе как ведущем принципе развития.

56. Что из перечисленного не входит в число ключевых концепций и принципов адлерианской психологии:

1) чувство неполноценности и компенсации;

2) стремление к превосходству;

3) стиль жизни;

4) конституциональная заданность;

5) социальный интерес;

б) креативное «Я»;

7) порядок рождения;

8) фикционный финализм?

57. За единицу поведения Дж. Уотсон принял:

1) неразложимый на более мелкие составляющие поведенческий акт;

2) направленное на конкретную цель и достигающее ее поведение;

3) отношение стимул — реакция»;

4) мотивированный акт поведения.

58. Для устранения нежелательного и формирования желательного поведения человека, согласно Б. Скиннеру, наиболее эффективно:

1) наказание;

2) негативное подкрепление;

3) позитивное подкрепление;

4) физиологические аверсивные методы.

59. Кто является создателем трансактного анализа:

1) Э. Эриксон;

2) Э. Берн;

3) М. Берне;

4) Т. Харрис?

60. Теория кого из названных исследователей является предшественницей гуманистической психологии:

1) 0. Ранк;

2) Э. Фромм;

3) В. Райх;

4) К. Хорни?

61. Клиент-центрированная психотерапия разработана и введена в практику:

1) В. Н. Мясищевым;

2) К. Роджерсом;

3) А. Беком;

4) А. Маслоу.

62. В теории А. Маслоу потребности низшего порядка иначе определяются как:

1) материальные;

2) выживания;

3) дефицитарные;

4) сексуальные.

63. Какой из перечисленных видов психотерапии относится к экзистенциальному подходу:

1) позитивная;

2) рациональная; 3) когнитивная;

4) логотерапия?

64. Какое утверждение лучше всего описывает понятие «экзистенциальный вакуум», введенное В. Франклом:

1) эмоциональный компонент социальной изолированности;

2) одно из проявлений деперсонализации;

3) непатологическое по своей природе духовное состояние пустоты из-за отсутствия смысла жизни;

4) синоним синдрома выгорания?

65. Создателем гештальт-терапии был:

1) К. Левин;

2) А. Эллис;

3) Ф. Перлз;

4) М. Кляйн.

4.2. Темы рефератов по истории психологии

1. Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки.

2. Модели и методы историко-психологического познания.

3. Становление представлений о психологической реальности в античности и средневековье.

4. Взгляды Аристотеля на проблему психического в трактате «О душе».

5. Платон о душе.

6. Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия физического и психического феноменов.

7. Концепция психической причинности.

8. Психологические воззрения Б. Спинозы.

9. Учение о душе В. Лейбница.

10. Взгляды на сознание Д. Локка и Т. Гоббса.

11. Учение Р. Декарта о сознании.

12. Становление естественно-научной парадигмы в психологии.

13. Разработка категориального аппарата и методологических принципов в психологии.

14. Методология и практика психологического эксперимента.

15. Психологические взгляды М. В. Ломоносова.

16. Психологические взгляды русских философов конца XIX – начала XX века.

17. Взаимосвязь психологии и этики во взглядах Вл. Соловьева.

18. Влияние естествознания на отечественную психологическую науку.

19. Вклад И.М. Сеченова в становлении и развитии отечественной психологии.

20. Значение работ И.П.Павлова для психологии.

21. Психология в эпоху «открытого кризиса»: проблема самоопределения науки.

22. Научные школы в психологии.

23. Проблема взаимодействия теоретического и прикладного исследования в психологии.

24. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн о кризисе в психологии.

25. Основные варианты развития психоаналитической теории и практики.

26. Теория «поля» К. Левина.

27. Роль средств массовой информации в формировании поведения (концепция А. Бандуры).

28. К. Хорни об особенностях женской психологии.

29. Тип социальных характеров по Э. Фромму.

30. Гуманистическая парадигма в психологии.

31. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

32. Влияние 1917 года на становление и развитие отечественной психологии.

33. Сравнительный анализ подходов к проблеме психологической защиты в глубинной и гуманистической психологии.

34. Теория личности Г. Олпорта.

35. Самоактуализация и ее значение в концепциях А. Маслоу и В.Франкла.

36. Роль самооценки в теории К. Роджерса.

37. Логотерапия В. Франкла.

38. Культурно — историческая теория Л.С. Выготского и ее влияние на современную психологическую науку.

39. Становление и развитие ряда отраслей отечественной психологической науки (30 — 70-е годы ХХ века).

40. В.Н. Мясищев и его теория отношений.

41. Психологическая школа С.Л. Рубинштейна.

42. Новые направления в исследовании психологии личности в зарубежной и отечественной психологии: общее и различия.

43. Современные тенденции в развитии психологических направлений и школ: проблема научного диалога.

44. Проблема обучения в теории Ж. Пиаже.

45. Современные технологии и их роль в развитии психологии.

Реферат предполагает анализ литературы по данной теме со ссылкой на первоисточники. Объем реферата не менее 28 —30 письменных или 22—25 печатных листов. При написании реферата по истории психологии необходимо использовать не менее 5 —7 источников (книг или статей).

Реферат состоит из вступления, основной части, заключения и списка литературы. Реферативные сообщения по персоналиям:

1. Годы жизни.

2. Основные положения и понятия теории.

3. Связь теории с предшествующими научными знаниями.

4. Значение теории для современности.

4.3. Основные понятия курса «История психологии»

Анимизм — представление о наличии у каждой вещи и тела двойника — души.

Ассоцианизм — первая психологическая школа, возникшая в 18 веке. Объясняла происхождение всех психических процессов принципом ассоциации.

Ассоциация — связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.

Автономная речь — эгоцентрическая речь ребенка, обращенная к самому себе; основное понятие генетической психологии Ж. Пиаже.

Архетип — образ, отражающий содержание культуры данного общества, который передается скрытый в коллективном бессознательном.

Базальная тревога — тяжелые переживания — страха перед возможной неудачей, чувства неполноценности, зависти и постоянной тревожности. Тревожность является источником притязаний и желания любви и привязанности со стороны других. Она порождается обстоятельствами жизни индивида и уходит своими корнями в детство (по К. Хорни).

Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии коих субъект не отдает себе отчета; 2) форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое.

Биодетерминизм — принцип, согласно которому развитие психики определяется адаптацией к среде, т.е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к условиям жизни.

Бихевиоризм — психологическое направление, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящий психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Высшие психические функции — функции, процессы психики, которые совершаются на основе элементарных — низших психических процессов в ходе их развития на основе опосредствования культурными знаками (произвольное внимание, произвольное запоминание, мышление, речь); «строятся первоначально как внешние формы поведения и опираются на внешний знак». «Высший» уровень психических процессов всегда существует неотрывно от «низших», во взаимосвязи с ними.

Генетическая психология — направление в психологии, разработавшее проблему происхождения интеллекта и умственного развития ребенка; концепция детского мышления Ж.Пиаже.

Гештальт — целостная структура, образ, обладающий свойствами первичности и транспозиции (переноса).

Основное понятие гештальпсихологии.

Гештальтпсихология — психологическое направление, выдвинувшее программу изучения целостных структур позиции целостных структур — гештальтов.

Гилозоизм — представление о всеобщей одушевленности материи.

Действие — акт, единица деятельности, направленная на конкретный результат и имеющая сознательный и целенаправленный характер.

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Деятельности теория — психологическая теория, рассматривающая деятельность как основной способ существования психического.

Дифференциальная психология — отрасль психологии, изучающая психологические различия между индивидами и между группами людей, а также причины и последствия этих различий.

Знак — предмет или явление, служащий представителем другого предмета, явления, процесса.

Знание научное – это знание причин явлений, фактов (детерминант), которые их порождают.

Идентичность — чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям (по Эриксону).

Индивидуальная психология — направление в психологии, социологии и психоанализе, выражающее идеи и теории Адлера и его последователей. Центральная идея — о бессознательном стремлении человека к совершенству.

История психологии — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса.

Идеализм — направление античной психологии, согласно которому мир состоит из материи и идей или форм как творческого начала природы. Душа — источник разума и нравственности, бессмертна, вечна.

Идея (Эйдолы) — основное понятие психологии Платона; невидимые глазу копии окружающих предметов, которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств. Категория психологии — наиболее общие, фундаментальные понятия психологии, составляющие ее предмет и содержание.

Когнитивная психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, задачей коего является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.

Коллективное бессознательное – особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества (по Юнгу).

Компенсация — 1) реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием соответствующего энергетического заполнения вокруг травмированных элементов (по Фрейду);

2) повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некоторый недостаток, реальный или мнимый (по Адлеру).

Комплекс неполноценности — ведущий к невротическим отклонениям психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности.

Конгруэнтность — степень тождественности опыта, который человек приобретает в течение жизни, реальной действительности (по К. Роджерсу).

Кризис психологии — период истории психологической науки, в который возникла невозможность выработки единых методологических принципов, общего понимания целей, предмета психологии ее методов.

Культурно-историческая теория — теория Л. С. Выготского, объясняющая появление и развития специфических для человека высших психических функций посредством механизма интериоризадии знаков — искусственно созданных человечеством стимулов — средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением.

Либидо — по Фрейду это специфическая психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений индивида.

Логотерапия — одно из направлений психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, осуществление которых дает лечебный эффект.

Личностный конструкт — создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, посредством коего осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и в отличии от других.

Принцип изоморфизма — взаимодействие индивида с миром, а также процесс образования функционирования «мира личного» может описываться в терминологии структурирования «пространства жизненного».

Принцип системности — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре; представляет собой применение к частной области общенаучного системности.

Психоанализ (глубинная психология) — направление психологии, сделавшее предметом изучения психологии глубинные, бессознательные структуры психики.

Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как общественно — историческому существу. Согласно Фрейду, сознание — одна из трех систем психики, включающая в себя лишь то, что осознается в каждый данный момент времени.

Сверх — Я (Супер — Эго) — одна из компонент структуры личности в теории Фрейда. Сфера личности, состоящая из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, кои контролируют действия Я и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности.

Теория поля — создатель — К. Левин. Согласно гештальт — теории, психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. Личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).

Тест — система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида — объекта наблюдения.

Установка — по Узнадзе — готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении.

Функционализм — направление в психологии, сторонники которого считали сознание как систему взаимосвязанных психических функций. Они предполагали, что роль сознания состоит в том, чтобы дать индивиду возможность приспособиться к различным ситуациям.

Феноменологический подход — метод, согласно которому субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями.

Формы жизни — по Шпрангеру — основные типы направленности человека, в зависимости от объективных ценностей.

Экспериментальная психология — направление в психологии, основывающееся на эксперименте как основном методе научных исследований.

Эго-психология — направление в психоаналитической психологии, автором которого является Э. Эриксон, изучающее развитие и становление Эго — Я личности от рождения до старости. Развитие личности рассматривается по стадиям, которых выделяется восемь.

Эгоцентризм — психологическое явление, описанное Ж. Пиаже, проявляющееся в неумении ребенка встать на другую точку зрения.

Этнопсихология — психологическое направление, изучающее психологические особенности того или иного народа.

Экзистенционализм — направление философии, изучающее существование и сущность человека.

Я-концепция (самость) — организованная, логически последовательная и интегрированная система восприятия «Я», отражающая те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя.

Я — система — сумма всех приобретенных привычек и форм поведения, являющихся т.н. «динамизмами» — способами трансформации энергии (по Г. Салливану).

Образуется в раннем детстве.

4.4. Примерная тематика курсовых исследований

1. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека.

2. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе.

3. Развитие психологической мысли в России в конце XIX — начале XX вв.

4. Проблема деятельности в отечественной психологии.

5. Вклад Л.С. Выготского в развитие отечественной психологии.

6. Проблема развития детского интеллекта в трудах Ж. Пиаже.

7. Проблема исследования индивидуальных различий в отечественной психологии.

8. Культурно-историческая теория памяти в трудах Л.С. Выготского.

9. Идея развивающего обучения Л.С. Выготского и ее влияние на последующее развитие педагогической психологии.

10. Культурно-исторический подход к изучению личности.

11. Теория филогенетического развития памяти в трудах П.П. Блонского.

12. Психологические теории внимания.

13. История и современные теории личности: преемственность позиций и новизна в постановке вопросов.

14. История теоретических исследований мотивации.

15. Современные когнитивные теории мотивации.

16. Проблема воли и ее развитие в истории психологии.

17. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в истории психологии.

18. С.Л. Рубинштейн и его субъектно-деятельностная концепция человека.

19. Постановка и решение проблемы сознания в материалистически ориентированных философских и психологических исследованиях.

20. Основные тенденции развития психологической науки в настоящее время.

4.5. Список вопросов к зачету

1. Предмет, задачи и методы историко-психологического познания.

3. Психологические воззрения на природу психики в Античности.

4. Учение о душе Аристотеля и Платона.

5. Взгляды на природу психического в средневековье и эпоху Возрождения.

6. Учение Р. Декарта о сознании.

7. Психологические воззрения Т.Гоббса и Б. Спинозы.

8. Психологические взгляды Дж. Локка и В. Лейбница.

9. Развитие ассоцианизма в трудах Дж. Беркли, Д. Гартли.

10. Естественно-научные предпосылки зарождения психологической науки.

11. Ассоцианизм в XIX веке: Дж. С. Милль, Г. Спенсер, А. Бэн, Ф. Гербарт.

12. Экспериментальная психология Вундта.

13. Экспериментальные исследования психики в XIX веке: Вебер, Фехнер, Гельмгольц, Эббингауз.

14. Развитие отраслей психологии в XIX- начале XX века.

15. Кризис в психологии его причины, сущность.

16. Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э.Торндайк. «Оперантный бихевиоризм» Б.Ф. Скиннера.

17. Особенности нео- и социобихевиоризма. Э. Толмен, К. Халл; Дж. Мид, Д. Доллард.

18. Гештальтпсихология.

19. К. Левин и теория «поля».

20. Психоанализ З. Фрейда.

21. Аналитическая психология К.Г. Юнга.

22. Индивидуальная психология А. Адлера.

23. Неофрейдизм. К. Хорни. Э.Фромм. Э. Эриксон. В. Райх.

24. Французская социологическая школа.

25. Описательная психология В. Дильтея.

26. Психологическая мысль в России в XVIII- XIX вв.

27. Сеченов И.М. и его вклад в развитие отечественной психологии.

28. Возникновение и развитие советской психологии в 20-е и 30-е гг.

29. Психологические взгляды К.Н. Корнилова и П.П. Блонского.

30. Психологические взгляды М.Я. Басова.

31. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

32. Роль физиологии в развитие психологических взглядов в России (П.К. Анохин, И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн).

33. Развитие идей Л.С. Выготского в детской и педагогической психологии Л.И. Божович, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным.

34. Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна.

35. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

36. Вклад в развитие отечественной психологии А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева.

37. Проблема индивидуальных различий в концепции Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына.

38. Причины разгрома педологии как науки о соотношении биологического и социального в личности.

39. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

40. Мерлин В.С. и основные принципы исследования интегральной индивидуальности.

41. Новые направления в развитии зарубежной психологии во второй половине XX века.

42. Гуманистическая психология.

43. Генетическая психология Жана Пиаже. Этапы развития интеллекта.

44. Виктор Франкл и проблема смысла.

45. Современное состояние и важнейшие тенденции развития отечественной психологии. Естественно-научная парадигма. Гуманитарная парадигма. Постнеклассическая парадигма как определенная картина мира конца XX – начала XXI века.

46. Базисные и метакатегории в психологической науке.

47. Представления о причинности в истории психологии – детерминизм и его варианты.

48. Ключевые проблемы теоретической психологии: психофизическая, психофизиологическая, психогностическая проблема.

6