МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Этносфера как объект этнической психологии
- Географическое описание этносферы
- Хозяйственно-культурное описание этносферы
- Антропологическое описание этносферы
- Конфессиональное описание этносферы
- Лингвистическое описание этносферы
Литература: Платонов Ю.П.Основы этнической психологии
Тема 2. Этнический мир России
- Этнолингвистический портрет
- Этнодемографические процессы
- Особенности миграции в России
- Мотивация миграционного поведения
- Эмиграция как проблема развития России
Литература: Платонов Ю.П.Основы этнической психологии
Тема 3. Национально-психологические особенности представителей разных народов России и Ближнего Зарубежья
- Русские как представителя славянского этноса
- Тюркские и алтайские народы России
- Финноугорские народы России
- Буряты и калмыки
- Представители тунгусоманчжурской группы народов России
- Евреи России
- Народы Северного Кавказа
- Украинцы и белорусы
- Народы Прибалтики
- Народы Средней Азии и Казахстана
- Народы Закавказья
Литература: Крысько В. Этническая психология.
Тема 4. Психологические особенности некоторых народов Дальнего Зарубежья
- Американцы
- Англичане
- Немцы
- Французы
- Испанцы
- Финны
- Греки
- Турки
- Арабы
- Японцы
- Китайцы
Литература: Крысько В. Этническая психология.
Тема 5. Этнический мир человека как предмет этнопсихологии Литература: Платонов Ю.П.Основы этнической психологии
РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВОСПРИЯТИИ
... первичным способом организации их совместного бытия» (Платонов, Почебут, 1993). В литературе по этническому вопросу в качестве этнодифференцирующих называются такие признаки, как общая территория, язык, ... различий», известное по опыту взаимоотношений между близкими по происхождению и языку народами: португальцами и испанцами, шотландцами и англичанами. Фрейд описал механизм формирования враждебности ...
- Этническая идентичность личности
- Детерминанты этнического поведения
- Этнические диспозиции
- Этнические стереотипы
- Этнические экспектации
- Поведение этнической диаспоры
Тема 6. Межэтнические конфликты Литература: Платонов Ю.П.Основы этнической психологии
- Природа межэтнических конфликтов
- Детерминанты межэтнических конфликтов
- Модальность межэтнических конфликтов
- Типология межэтнических конфликтов
- Способы разрешения межэтнических конфликтов
- Специфика этнического терроризма
Тема 7. Этнопсихология семейных отношений
- Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений
- Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях
- Психологическая помощь и применение диагностики в этнических семьях
Тема 8. Этнопсихологические проблемы в практике психологической работы
- Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия
- Психологическое консультирование в межнациональных отношениях
- Методы изучения национально-психологических особенностей людей
ТЕМЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
ТЕМА 1. Кросс-культурные особенности перцептивных процессов
Экспериментальная социальная психология на всем протяжении ее существования была ориентирована на познание закономерностей поведения, активированного преимущественно информационным воздействием, но при этом никак не учитывалась этнокультурная вариативность перцепции и трактовки испытуемыми экспериментальных ситуаций. Восполнить этот пробел взялась этнопсихология.
Исследования этнических особенностей перцептивных процессов. Эмпирические исследования перцептивных процессов начали проводиться еще в этнографических исследованиях. Первое полномасштабное кросс-культурное исследование было предпринято психологом и антропологом У.Риверсом (1864–1922) на островах пролива Торреса, а затем в Новой Гвинее и Южной Индии. Проверялась распространенная в то время гипотеза, что у «примитивных народов» сенсорные способности более развиты в ущерб развитию интеллектуальных способностей.
Исследования этнических особенностей интеллекта. Особая проблема в этнопсихологии возникла в связи с увлечением тестом IQ, который был создан для определения степени готовности французских детей к школе и ориентирован на возможности разрешения ребенком повседневных школьных проблем. Позже в США тест попытались применить к итальянским, венгерским и еврейским эмигрантам – в результате разразился политический скандал, так как все они по результатам тестирования были признаны умственно отсталыми. Споры о результатах тех исследований время от времени возобновляются.
Проблема формирования навыка социального общения умственно отсталых ...
... общения умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы. Объект исследования - навык социального общения умственно отсталых школьников. Предмет исследования - формирование навыка социального общения у умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы. Гипотезы исследования: ... средством общения является язык. В процессе общения используются различные невербальные средства ...
Задание.
1. Подготовить сообщение об исследовании У. Риверса и других подобных исследованиях.
2. Подготовить сообщение об этнопсихологических исследованиях интеллекта.
3. Провести в группе обсуждение представленных в сообщениях тем.
ТЕМА 2. Элементы этнопсихологии общения
Между культурами существуют значительные различия в том, как используются средства коммуникации в межличностном общении. В некоторых культурах при общении люди ориентированы преимущественно на содержание общения, предпочтительно обращая внимание на то, чтосказано, а не на токак, – это так называемые низкоконтекстные культуры (и в первую очередь американское общество и его ориентиры на smoll talk по типу «Как дела? – OK!»).
В других культурах внимание в разговоре в большей степени направлено на собеседника, на обстоятельства общения, на интонацию – это высококонтекстные культуры (что свойственно восточным странам, а проявляется в нечеткости и расплывчатости речи, изобилии обходительных слов и фраз по типу «Я прекрасно понимаю ваше идущее от сердца предложение…»).
Для нас наибольший интерес представляют межкультурные различия в отношении ксоответствиюиконтекстуобщения (как вербального, так и невербального).
Национальные различия в невербальной коммуникации. Чем больше в культуре проявляется зависимость общения от ситуации, тем большее внимание уделяется невербальному поведению – мимике, жестам, прикосновениям, контакту глаз, пространственно-временной организации общения; в некоторых культурах даже молчание не рассматривается как вакуум общения. При этом в каждом этносе существуют свои правила и свои особенности невербального поведения. По характеру проявления чувств в невербальном общении этносы делятся нараскрепощенныеисдержанные; особенно интересны этнопсихологам случаи табуирования (полного запрета) на специфическое невербальное самовыражение и случаи маскировки (сокрытия или замены) невербального выражения.
Задание.1. Подготовить сообщение об известных этноориентированных исследованиях невербального общения. 2. Провести в группе обсуждение наиболее распространенных привычек невербального общения; сделать обоснованные выводы.
Этнопсихолингвистика. Особым качеством высококонтекстных культур считается языковая специфика – их лексика наполнена большим количествомзадушевных слов-обращений, много слов связано с описанием состояний, большое числоэмоциональныхглаголов. И поскольку тесная связь между жизнью общества и лексикой языка, на котором оно говорит, считается доказанной, то изучение лексики может многое рассказать о ментальных особенностях народов.
Процесс экспериментального общения, его особенности и специфика
... психологических свойств и особенностей поведения. 1. Процесс экспериментального психологического общения, его особенности и специфика Психологический эксперимент ... занимается детальным описанием своих чувств F Сообщения, которые вызывают противоречивые впечатления, не способствуют ... испытуемые при выполнении сложных и новых заданий, требующих интеллектуальных усилий, испытывают большие затруднения, ...
Задание.Подготовить сообщение о ментальной специфике русского языка.
Межкультурные различия в каузальной атрибуции. Особое значение в социальной перцепции имеют навыки восприятия, познания и на этом основании приписывание тех или иных причин, объясняющих человеческое поведение. Эти навыки также несомненно этнокультурно вариативны.
Задание.1. Подготовить сообщение об исследовании процессов каузальной атрибуции в этнопсихологии. 2. Провести тематическое обсуждение этноспецифических проблем, связанных со стереотипным восприятием того или иного народа, с привлечением особенно ярких примеров каузального атрибутирования.
ТЕМА 3. Этнокультурная вариативность человечества
Этнокультурная вариативность человечества – это особенность современного этапа развития человеческой цивилизации. Древние источники говорят о том, что человечество всегда было разделено на народы; современные источники находят причины зарождения, расцвета, упадка и исчезновения с исторической арены ярких этнических культур, чьим наследием до сих пор «пропитано» современное сообщество. Для этнопсихологии важны ныне существующие этнокультурные модели, поскольку они существенно влияют и на психику конкретного индивида, и на социально-психологические процессы определенной группы, общества, человечества в целом.
Межкультурная проблема «Восток–Запад». В современной цивилизации оказались резко разделены и даже противопоставлены две глобальные культурные модели – восточная и западная. Общепринято, что в одной доминирует рациональное мировосприятие с приоритетами схематизма, систематизации, классификации; в другой доминирует художественное мировосприятие, и поэтому ей более свойственны образные и метафорические настроения. Для раскрытия этнопсихологической проблематики нам важно осмыслить процесс возникновения и развития противостояния «Восток–Запад» и попытаться обнаружить взаимосвязь этих культурных моделей на конкретных примерах индивидуального или группового межкультурного взаимодействия.
Задание.Подготовить сообщение об истории происхождения проблемы этнокультурного противостояния «Восток–Запад».
Русский национальный характер и российская ментальность. Специфика русского национального характера общепризнанно считается «загадочной» даже для самих русских людей. Для нас важно не только обнаружить конкретные проявления русской души в известных отечественных и зарубежных (не политизированных) публикациях, но и попытаться дать свои, emic-ориентированные объяснения и обоснования этой «загадочности».
Задание.1. Подготовить сообщение о специфике русской души, которая обсуждалась и исследовалась русскими авторами. 2. Подготовить сообщение о специфике русской души, которая обсуждалась в зарубежных изданиях.
Психокультурные особенности народов мира. Этновариативное разнообразие современных культур бесконечно. Для этнопсихологии имеют значения исследования не только культурных особенностей крупных этнических групп (наций), но и самобытности самого малого народа. Поэтому в этой части этнопсихологического курса на первом месте – свобода выбора и интерес представляемого на обозрение материала.
Задание по этнопсихологии
Ответ верный. Согласно японским традициям, женщина должна быть немногословной. Поэтому такое поведение является типичным для японки и обуславливается воспитанием. Ответ неверный. В ситуации не предоставлена информация о ее делах. Ответ маловероятен, так в ситуации сведений об этом нет. Однако исключать этот вариант полностью нельзя. Ситуация 2 Марина приехала в Японию в гости к подруге Джун ...
Задание.Подготовить сообщения на тему этнической самобытности ныне живущих народов.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ
1. Опишите методологические особенности изучения «этносов» с точки зрения социальной психологии.
2. Кто из древних ученых причастен к зарождению этнопсихологической научной проблематики? Каков их вклад в эту науку?
3. Как складывались европейские этнопсихологические традиции?
4. Какие источники сформировали российскую этнопсихологическую традицию?
5. Какие теоретические идеи участвовали в создании американских этнопсихологических традиций?
6. Каковы цели и задачи современной этнопсихологии?
7. Какой предметной сфере этнопсихологии сейчас уделяется приоритетное внимание и почему?
8. Как формируется и на что направлен теоретический и практический интерес современной этнопсихологии?
9. В чем заключается этнический парадокс современности?
10. Представьте проблему этнической идентичности с двух точек зрения: по версии Л.Н. Гумилева и по версии Ю.В. Бромлея.
11. Чем различаются конструктивистский и инструменталистский подходы в современных этнопсихологических исследованиях?
12. Какова специфика применения «объяснительного» и «понимающего» подходов в исследовании этнопсихологических фактов и феноменов?
13. Поясните методологическую специфику «emic» и «etic» исследований в этнопсихологии; приведите примеры адекватного их применения.
14. Назовите основные этнопсихологические феномены и раскройте их бытийные и исследовательские особенности.
15. Раскройте основные положения теории этногенеза Л.Н. Гумилева, которые наиболее значимы для развития этнопсихологии.
16. Какие общекультурные представления о традиционном социуме и традиционном сознании наиболее важны для этнопсихологических исследований?
17. Поясните действие психологических механизмов ритуалов, обрядов, обычаев и повседневности на примерах этноспецифического поведения. Как их можно учитывать в практике психологической работы?
18. Что такое «этническая картина мира»? Укажите на ее структурные составляющие и образы.
19. Какова роль этноспецифического восприятия пространства-времени в этнокультурной картине мира?
20. Что такое этнические константы? Поясните их суть и психологические особенности функционирования в социуме.
21. Перечислите этнопсихологические проблемы исследования личности и группы (поясните суть одной из них подробнее на примере).
22. Раскройте этнопсихологические особенности социализации и социальной регуляции поведения.
Методические рекомендации по подготовке к занятиям по дисциплине ...
... РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Составить глоссарий понятий: Этнопсихология, этнопсихологическое исследование, методы этнопсихологических исследований, наблюдение, контент-анализ, опрос, тестирование, этнос, нация, национальность, общность, группа, национально-психологические особенности, национальная психология, национальный характер, ...
23. Как сформировалась и каким образом разрешается проблема национального характера в этнопсихологии?
24. Каковы природа и культурологический смысл феномена «родной земли»?
25. Какое прикладное значение имеют в психологии процессы этнической идентификации и этнического самоопределения личности?
26. Раскройте с помощью известных вам примеров социально-психологический смысл феномена «этноцентризма».
27. Определите причины возникновения, особенности существования и возможности разрешения проблемы «Восток-Запад».
28. Какой вклад в психологию внесли этнопсихологические исследования восприятия и общения (поясните на известных вам примерах)?
29. Каковы возможности этнопсихологии в разрешении или урегулировании напряженности в межэтнических отношениях?
30. Какие этнопсихологические проблемы чаще всего могут встретиться в практике психологической работы? Как их правильно учитывать?