Кафедра
ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
дисциплины
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Направление подготовки
Государственное и муниципальное управление
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная, заочная
Составитель С.В. Болдырева
Липецк 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Цели освоения дисциплины | |
2. Учебно-тематический план дисциплины | |
3. Общие методические указания по изучению дисциплины | |
4. Организация аудиторных занятий | |
4.1. Лекционные занятия | |
4.2. Практические занятия, семинары, лабораторные практикумы | |
4.3 Интерактивные формы занятий | |
5. Организация самостоятельной работы студента (СРС) | |
5.1. Виды СРС | |
5.2. Задания для СРС | |
5.3. Контроль самостоятельной работы студента | |
5.4. Курсовая работа | |
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | |
6.1. Проведение текущей аттестации | |
6.2. Контрольная работа | |
6.3. Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины | |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины |
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Анализ содержания ФГОС ВПО по направлению «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавра, рекомендаций ПрООП ВПО, ООП Липецкого филиала РАНХ и ГС с точки зрения планируемых результатов образования, которые обозначены терминами «общекультурные» и «профессиональные» компетенции, позволяет выделить в качестве цели развитие социально-психологической компетенции бакалавра, определяющей его владение «современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации [ФГОС ВПО]».
Достижение данной цели обусловлено решением задач по созданию условий для:
1) овладения «знаниями требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями, нетерпимостью к отступениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; гражданской ответственностью и трребовательнотью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2)»;
2) овладения «знаниями развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы (ОК-4)»;
3) развития «способности к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10)»;
4) развития «способности и готовности к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умения использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13)»;
5) развития «способности к критическому анализу своих возможностей (ОК-14)»;
Сформулированные цель и задачи освоения дисциплины определяют специфику её содержания, организации, средств и методов обучения, контроля и оценивания результатов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
В содержание дисциплины входят знания, навыки, умения, а также личностные качества и способности студента, формируемые и развиваемые в рамках определённых тем и ситуаций. Таблицы №1 — №4 представляют модульно-тематический план освоения дисциплины.
Таблица№1
Модульно-тематический план дисциплины
Форма обуч. сем./мод | О ч н а я | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | Контроль |
С о д е р ж а н и е | |||||
IV/М.1 | Теоретико-методологические основы социальной психологии (темы) | — | |||
1. Предмет социальной психологии, цели и задачи, методологические принципы, структура. | — | ||||
2. История развития основных идей социальной психологии | — | ||||
3. Закономерности общения и взаимодействия; связь между межличностными и общественными отношениями. | — | ||||
4. Социальная психология групп, их классификация; особенности взаимодействия и развития межгрупповых отношений. | — | ||||
5. Социальная психология личности: механизмы общения и взаимодействия, влияние социокультурного контекста на становление личности и форы ее активности. | — | ||||
IV/М.2 | Прикладные аспекты социальной психологии (темы) | — | экзамен | ||
1. Специфика прикладных исследований в социальной психологии групп и личности | — | ||||
2. Основные направления прикладных исследований социальной психологии групп и личности | — | ||||
3. Прикладные исследования социальной психологии в управлении и развитии организаций, массовой коммуникации и рекламе. | — | ||||
4. Прикладные исследования социальной психологии в школе и семье. | — | ||||
5. Прикладные исследования социальной психологии в сфере права, политики, науки. | — | ||||
Всего: 72 часа |
Таблица №2
Модульно-тематический план дисциплины
Форма обуч. сем./мод | З а о ч н а я (на базе СПО) | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | Контроль |
С о д е р ж а н и е | |||||
III /М.1.1. –М.2.1. | Теоретико-методологические основы и прикладные аспекты социальной психологии групп (темы)* | — | |||
IV/М.21. – М.2.2 | Теоретико-методологические основы и прикладные аспекты социальной психологии личности (темы)* | экзамен | |||
Всего: 72 часа |
· (темы) указаны в таблице №1
Таблица №3
Модульно-тематический план дисциплины
Форма обуч. сем./мод | З а о ч н а я (на базе ВПО) | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | Контроль |
С о д е р ж а н и е | |||||
III /М.1.1. –М.2.1. | Теоретико-методологические основы и прикладные аспекты социальной психологии групп (темы)* | — | |||
IV/М.21. – М.2.2 | Теоретико-методологические основы и прикладные аспекты социальной психологии личности (темы)* | экзамен | |||
Всего: 72 часа |
· (темы) указаны в таблице №1
Таблица №4
Модульно-тематический план дисциплины
Форма обуч. сем./мод | З а о ч н а я (на базе СПОО) | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | Контроль |
С о д е р ж а н и е | |||||
III /М.1.1. –М.2.1. | Теоретико-методологические основы и прикладные аспекты социальной психологии групп (темы)* | — | |||
IV/М.21. – М.2.2 | Теоретико-методологические основы и прикладные аспекты социальной психологии личности (темы)* | экзамен | |||
Всего: 72 часа |
· (темы) указаны в таблице №1
3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоёмкость дисциплины на дневной и заочной формах обучения составляет 3 зачётные единицы, одна из которых отводится на проведение промежуточного контроля в форме экзамена. В соответствии с учебным планом количество часов, отводимых на занятия с применением интерактивных форм обучения на дневном отделении составляет 10 часов. Таблица №5 представляет распределение часов по учебному плану.
Таблица №5
Распределение часов по учебному плану
Социальная психология Б.3 проф — ГМУ
ЗЕТ/ общее кол-во часов | семестр | Количество часов | контрольная работа | курсовая работа | форма промежуточного контроля | |||||
Аудиторная работа | самостоятельная работа | экзамен | ||||||||
всего | лекции | семинары (практ.)/ в т.ч. интерактивно | интерактивно | |||||||
Очная форма обучения | ||||||||||
3/72 | Экз. | |||||||||
Заочная форма обучения (СПО) | ||||||||||
1/36 | ||||||||||
2/36 | ||||||||||
Заочная форма обучения (ВПО) | ||||||||||
1/36 | ||||||||||
2/36 | ||||||||||
Заочная форма обучения (СПОО) | ||||||||||
1/36 | ||||||||||
2/36 |
Организацию структуры и содержания дисциплины определяет компетентностно-модульный подход, лежащий в основе достижения цели и решения поставленных задач. Их взаимодействие и преемственность структурно и содержательно обусловливают выделение модулей разного порядка. Организацию структуры и содержания дисциплины образуют 2 модуля первого порядка: модуль 1 – «Теоретико-методологические основы социальной психологии», осваиваемый в рамках лекционных занятий; модуль 2 – «Прикладные аспекты социальной психологии», освоение содержания которого осуществляется в рамках семинарских занятий. Целью изучения первого модуля является преимущественное формирование социально-психологических знаний; целью изучения второго модуля является преимущественное развитие социально-психологических умений, а также развития личностных качеств и способностей, значимых с точки зрения социальной психологии для грамотного и успешного решения задач в ситуациях повседневной жизни и в профессиональной деятельности бакалавра.
Структурно каждый из указанных модулей состоит из модулей второго прядка: модуль 1.1. – «Теоретико-методологические основы социальной психологии групп» и модуль 1.2. – «Теоретико-методологические основы социальной психологии личности»; модуль 2.1. – «Прикладные аспекты социальной психологии групп» и модуль 2.2. – «Прикладные аспекты социальной психологии личности». Таблица №6 представляет модульную организацию структуры и содержания дисциплины.
Таблица №6
Модульная организация структуры и содержания дисциплины
Модули первого порядка | |||
Модуль 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии | Модуль 2. Прикладные аспекты социальной психологии | ||
Модули второго порядка | |||
Модуль 1.1. Теоретико-методологические основы социальной психологии групп | Модуль 1.2. Прикладные аспекты социальной психологии групп | Модуль 2.1. Прикладные аспекты социальной психологии групп | Модуль 2.2. Прикладные аспекты социальной психологии личности |
4. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
4.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Модуль 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии
Тема 1. Предмет социальной психологии, цели и задачи, методологические принципы, структура
План
1. Место социальной психологии в системе научного знания.
2. Предмет социальной психологии.
3. Цели и задачи социальной психологии.
4. Методологические принципы социальной психологии.
5. Структура социальной психологии.
Литература
А) обязательная: 1,3
Б) дополнительная: 1
Краткое содержание. Тема знакомит с основными атрибутами социальной1 психологии как отдельной области научного знания, раскрывает содержание предмета, основных категорий и методов исследования, устанавливает связь социальной психологии с другими науками. В ходе изложения темы вскрываются причины двойственного положения социальной психологии, особенности предмета изучения; формулируются задачи, методологические принципы, описывается структура социальной психологии.
Ключевые понятия: социология, психология, поведение и деятельность людей, социальные группы, личность, теоретические и прикладные исследования, методы исследования (теоретические, эмпирические), практическая социальная психология.
Тема 2. История развития основных идей социальной психологии
План
1. Предпосылки возникновения социальной психологии.
2. Выделение СП в самостоятельную область знания.
3. Первые исторические формы социально-психологического знания.
4. Предпосылки возникновения социально-психологического знания в системе марксизма.
5. Экспериментальный период развития СП.
Литература
А) обязательная: 1,4
Б) дополнительная: 5
Краткое содержание. Данная тема посвящена наиболее значимым периодам в истории развития СП как науки: от «вызревания» ее идей в недрах других наук до их непосредственного развития в лоне СП. В ходе изложения темы дается характеристика первых наиболее значительных социально-психологических теорий — психологии народов, психологии масс и теории инстинктов социального поведения. Продолжает знакомство с темой информация об экспериментальном периоде развития СП, об основных теоретических направлениях (бихевиоризме ,психоанализе, когнитивизме, интеракционизме) второй половины ХХ-го века и современном соцоциальном конструктивизме.
Ключевые понятия: психология масс, психология народов, теория инстинктов социального поведения, сальный коциально-политическая система, микросреда, макросреда, бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, гештальтпсихология,
интеракционизм, социальный конструктивизм.
Тема 3. Закономерности общения и взаимодействия: связь между межличностными и общественными отношениями
План
1. Место общения в жизни общества.
2. Структура общения, взаимодействие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.
3. Закономерности общения и взаимодействия людей.
4. Личность в контексте общественных отношений.
5. Место и природа межличностных отношений.
Литература:
А) обязательная: 1,2
Б) дополнительная: 3
Краткое содержание. Материал данной темы включает в себя основные закономерности общения и взаимодействия людей, определение и структуру общения с точки зрения взаимодействия таких его сторон, как коммуникативная, интерактивная, перцептивная; структуру и характеристику общественных и межличностных отношений человека; в ходе изложения темы раскрывается единство общения и деятельности.
Ключевые понятия: общение, взаимодействие, структура, коммуникация, интеракция, перцепция, социальная роль, социальный контекст, общественные отношения, межличностные отношения, конъюнктивные и дизъюнктивные чувства как эмоциональная основа межличностных отношений, деятельность.
Тема 2. История развития основных идей социальной психологии
План
1.Предпосылки возникновения социальной психологии.
2.Выделение СП в самостоятельную область знания.
3.Первые исторические формы социально-психологического знания.
4.Предпосылки возникновения социально-психологического знания в системе марксизма.
5.Экспериментальный период развития СП.
Литература
А) обязательная: 1,4
Б) дополнительная: 5
Вопросы и задания для самоконтроля:
1).
Что предшествовало становлению СП?
2).
Раскройте связь СП с социологией и психологией.
3).
Охарактеризуйте первые исторические формы социально-психологического знания.
4).
Каковы предпосылки возникновения социально-психологического знания в системе марксизма.
5).
Какой исторический период в развитии СП свидетельствует о превращении ее в экспериментальную науку?
6).
Охарактеризуйте основные теоретические направления в развитии СП, сформировавшиеся во второй половине ХХ-го века.
7).
В чем проявляет себя современный социальный конструктивизм?
Тема 3. Закономерности общения и взаимодействия: связь между межличностными и общественными отношениями
План
1.Место общения в жизни общества.
2.Структура общения, взаимодействие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.
3.Закономерности общения и взаимодействия людей.
4.Личность в контексте общественных отношений.
5.Место и природа межличностных отношений.
Литература:
А) обязательная: 1,2
Б) дополнительная: 3
Вопросы и задания для самоконтроля:
1).
Что такое общение?
2).
Как соотносятся понятия «общение» и «взаимодействие»?
3).
Охарактеризуйте закономерности общения и взаимодействия людей.
4).
Дайте определение общественных и межличностных отношений.
5).
Что такое социальная роль?
6).
Раскройте специфику связи между общественными и межличностными отношениями.
7).
В чем проявляет себя единство общения и деятельности?
Тема 4. Социальная психология групп, их классификация; особенности взаимодействия и развития межгрупповых отношений.
План
1.Проблема группы в СП.
2.Психология больших социальных групп.
3.Стихийные группы и массовые движения.
4.Психология малых групп.
5.Психология межгрупповых отношений.
Литература
А) обязательная: 1,4
Б) дополнительная: 5
Вопросы и задания для самоконтроля:
1).
Что является предметом изучения психологии больших и малых социальных групп?
2).
Определите основание для классификации больших / малых социальных групп.
3).
Охарактеризуйте виды больших / малых социальных групп.
4).
Чем стихийные группы отличаются от организованных групп?
5).
Какие механизмы обусловливают формирование и развитие групп (больших и малых),
коллектива?
6).
Что является показателем сформированности группы / коллектива ?
7).
Что отличает лидера и стиль его взаимодействия с группой?
Тема 5. Социальная психология личности: механизмы общения и взаимодействия, влияние социокультурного контекста
План:
1.Проблема личности в СП.
2.Социализация: понятие, содержание, стадии.
3.Институты социализации. Влияние социокультурного контекста на становление личности.
4.Социальная идентичность личности и формы ее активности.
5.Социально-психологические качества личности.
Литература:
А) обязательная: 1,3
Б) дополнительная: 4
Вопросы и задания для самоконтроля:
1) Дайте определение понятию «личность».
2).
Что такое социализация?
3).
Что входит в социокультурный контекст личности?
4).
Охарактеризуйте известные вам социальные институты с точки зрения их влияния на становление личности?
5).
Что составляет иерархическую диспозиций личности?
6).
Что определяет социальную идентичность личности?
7).
Какие качества личности относят к социально-психологическим?
Модуль 2. Прикладные аспекты социальной психологии
Тема 4. Прикладные исследования СП в школе и семье
План
1.Проблематика образования как предмет изучения прикладных исследований.
2.Семья как естественная малая социальная группа в прикладных социально-психологических исследованиях.
3.Специфика прикладных исследований в сфере образования и семьи.
Литература
А) обязательная: 1,4
Б) дополнительная: 3
Вопросы и задания для самоконтроля:
1).
Какие проблемы образования выступают в качестве предмета изучения в прикладных социально-психологических исследованиях?
2).
Раскройте содержание понятий: «образование», «обучение», «воспитание», «развитие».
3).
На что направлены прикладные исследования социальных психологов в сфере образования и семьи?
4).Что определяет возможность рассмотрения семьи в качестве естественной малой социальной группы?
5).
Что такое конфликт? В чем состоит
профилактика конфликтов?
6).
Что способствует возникновению психологических барьеров как им можно противостоять?
7).
Что характеризует социально-психологический тренинг?
Тема 5. Прикладные исследования СП в сфере права, политики, науки.
План
1.Особенности проблематики социально-психологических исследований в сфере права и политики.
2.Проблематики «коллективной научной деятельности» как предмет изукчения прикладных исследований СП в сфере науки.
3.Проблемы взаимоотношения науки и общества как объект прикладных исследований.
Литература
А) обязательная: 1,4
Б) дополнительная: 2
Вопросы и задания для самоконтроля:
1).
Что обусловливает специфику предмета изучения прикладных исследований в сфере права?
2).
Что составляет предметную область политической психологии?
3).
Охарактеризуйте основные направления прикладных исследований в сфере политической психологии.
4).
Чем различаются понятия «научная школа» и «исследовательский коллектив»?
5).
Что отличает индивидуальную научную деятельность?
6).
В чем заключаются особенности коллективной научной деятельности как предмета исследования?
7).
В чем состоит проблема «утечки мозгов» ?
4.3 ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ
Учебный план профессиональной подготовки бакалавра направления «Государственное и муниципальное управление» предусматривает организацию интерактивных занятий на дневном отделении в объеме 18 часов, в число которых входят:
— проблемные лекции (6 часов);
— дискуссии (6часов);
— работа в парах и группах (6 часов)
Ниже приводятся примерные темы интерактивных занятий.
Проблемные лекции:
1)«Проблемы взаимодействия и развития межгрупповых отношений (модуль 1,тема 4) 2) «Проблемы влияния социокультурного контекста на становление личности (модуль 1, тема 5).
Дискуссии:
1) «Нужен ли современному обществу институт семьи (модуль 2, тема 3)»?
2) «Можно ли решить проблему «утечки мозгов» в современном российском обществе (модуль 2, тема 5)»?
Работа в парах:
Обсудите в группах предлагаемые ниже вопросы. Сформулируйте консолидированное мнение по итогам обсуждения ( модуль 1, тема 5)
1) Что входит в понятие «социокультурный контекст»?
2) Какую роль играют социальные институты в процессе формирования социокультурного контекста?
3) Что определяет социальную идентичность личности?
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
В соответствии с учебным планом самостоятельная работа студента по дисциплине «Социальная психология» составляет:
— 36 часов по очной форме обучения
— 64 часа по заочной форме обучения (на базе СПО);
— 64 часа по заочной форме обучения (на базе ВПО);
— 62 часа по заочной форме обучения (на базе СПОО)
Виды СРС
Согласно нормам распределения бюджета времени студентов на самостоятельную работу ее основными видами являются:
— по очной форме обучения
* проработка материала конспекта) лекций………………4 часа;
* подготовка к семинарским занятиям ………………… 10 часов;
* чтение и конспектирование источников ………………..6 часов;
* подготовка докладов , сообщений ………………………4 часа;
* самоконтроль с помощью теста …………………………4 часа;
* подготовка к дискуссии ………………………………….2 часа;
* подготовка к зачету ……………………………………….6 часов
Всего : 36 часов
— по заочной форме обучения (на базе СПО):
* проработка материла (конспекта) лекций ………………..1 час;
* подготовка к семинарским занятиям ………………………3 часа;
* чтение и конспектирование источников ………………….36 часов;
* самоконтроль с помощью тестов ………………………….10 часов;
* подготовка докладов, рефератов ……………………………6 часов;
* подготовка к зачету …………………………………………..8 часов
. Всего: 64 часа
— по заочной форме обучения (на базе ВПО):
* проработка материала (конспекта) лекций ………………….1 час;
* подготовка к семинарским занятиям …………………………3 часа;
* чтение и конспектирование источников …………………….36 часов;
* самоконтроль с помощью тестов …………………………….10 часов;
* подготовка докладов, рефератов ………………………………6 часов;
* подготовка к зачету …………………………………………….8 часов
Всего: 64 часа
— по заочной форме (на базе СПОО):
* проработка материала (конспекта) лекций …………………….1 час;
* подготовка к семинарским занятиям ……………………………3 часа;
* чтение и конспектирование источников ………………………36 часов;
* самоконтроль с помощью тестов ……………………………….10 часов;
* подготовка докладов, рефератов …………………………….. 4 часа;
* подготовка к зачету ………………………………………………..8 часов
Всего: 62 часа