1)Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных. Объект психологии: Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии «зоопсихология» и раздел зоологии «этология»).
Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования. Традиционно разделы психологии подразделяют на 2 большие группы: Фундаментальные: общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология, психология религий.Прикладные: юридическая психология, детская психология, акмеология, геронтопсихология, нейропсихология, патопсихология,психогенетика, зоопсихология, специальная психология, психология творчества, организационная психология, семейная психология, психология рекламы, психология спорта, военная психология и другие. Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии.
Тема: «Психология поведения и общения» Вопрос1. Понятие поведения. ...
... психологии среди научных знаний Связи с психологическими науками определяется наличием одного объекта изучения- человека. Тесная свясь - с возрастной психологией, с педогогической психологией, инженерная психология... ... 6.исполнительность 7.дисциплинированность 8.нервно психическая устойчивость 9.стрессо устойчивость, ... реакция на фрустрацию. Произвольное поведение (волевое) - удовлетворение высших ...
Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений. 2)Связь психологии с медициной. Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии – медицины или психологии. В соответствии с решаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской наукой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она относится к психологии.Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы.
Таким образом, медицинская психология – это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов.Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи:- изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение, изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение различных проявлений психики в их динамике; изучение нарушений развития психики;изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях. Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики. Психология располагает в этом отношении большими возможностями. Важнейшие задачи деятельности медицинского психолога состоят в изучении психологических особенностей интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности пациента, а также психологических причин возникновения у него болезни.
Основными методами медико-психологического изучения больного остаются клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование больных. Благодаря тому, что в психологии разработано достаточно много эффективных методов для получения такой информации, профессиональный психолог оказывается полезным в медицине при составлении анамнеза (истории болезни), проведении медико-психологической экспертизы, а также медико-психологической консультации.Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Такие заболевания человека называют психогенными. Среди них наиболее часто встречаются неврозы – функциональные расстройства нервной системы, возникающие как реакция личности на факторы, травмирующие психику. Роль психологов в работе с такими пациентами особенно важна.На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных. Особо выделю основанную А.Р. Лурия нейропсихологию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга (по изначальной мысли Л.С. Выготского, сотрудником которого был А.Р. Лурия, психические функции, становясь системными, связаны с соответствующими перестройками в организации мозговых механизмов).
Связь сознания с протекающими в мозгу процессами
... старика дряхлеет, угасают и функции сознания. Связь сознания с протекающими в мозгу процессами Сознание всегда связано с этими ... проблемы; в отличие от гносеологии, нацеленной на изучение познавательного процесса в целом, эпистемология устремлена к ... виртуальная психология, предметом которой является система «человек-виртуальная реальность». 32. Индивидуальное и общественное сознание, их структура ...
Тесно связана с медициной так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии развития. Таким образом, связь психологии с биологическими науками несомненна.3)Сознание и .т.д.и т.п. и бла бла бла. Психика является свойством мозга. “Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи”. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие — преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи — придают поведению энергию и стремительность, четвертые — приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач. «Сознательное» и «бессознательное» — это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными. Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий.
Слова, которые он использует для характеристики этого состояния, разные: необдуманно, неосознанно, спонтанно, интуитивно. Все эти слова выступают в таком случае как синонимы слова «бессознательное», хотя полной синонимичности здесь, разумеется, нет. Значение слова «бессознательное» может расширяться или сужаться в зависимости от его соотнесенности со словом «сознательное». Так, при обдумывании воспринимаемой ситуации человек имеет дело не только с тем, что ему является. У него в голове всплывают события прошлого, в чем-то схожие с наблюдаемыми, он сопоставляет их. Всплывающие в сознании факты, законы, оценки откуда-то приходят. В них есть какой-то порядок. Возникает вопрос: откуда все это? Может быть из бессознательного, а может быть, из глубин сознательного. Разбираясь во всем этом, приходим к пониманию объемности сознания, наличию у него своих механизмов. Этим бессознательное отодвигается еще дальше и возникает вопрос об условной границе, отделяющей сознательное от бессознательного. К сфере сознания следует отнести всю психику, поскольку она поддается контролю человеческого «Я», а ее продукты осознаются. В познавательном отношении к сознанию относятся все познавательные процессы и их продукты, непосредственно осознаются человеческим «Я» в тот или иной момент времени. Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку,.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон ... земных пут, тягостей вещей и всего, что связывает дух человека. Точно так же ко сну отходя, освобождается сознание от сора земного, чтобы свободным взлететь на крыльях ...
Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-
исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при
постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле
сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как
осознанное бытие.
Какова же структура сознания, его важнейшие психологические
характеристики?
Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: со-
знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру
сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с
помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение,
расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических
познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое
различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и
его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из
него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это
противопоставление и различие. Он — единственный среди живых существ
способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность
на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку
своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» — путь,
который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе
формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей
деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит
перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее
мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и
вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Невозможность осуществлять
целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате
болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение
сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных
оценок в межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях,
патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При
некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется
расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать,
которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.
Наличие сознательного и бессознательного в психике усложняет задачу
индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого
можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не
Многообразие деятельности человека
... идеально.Таким образом, деятельность людей включает в себя две противоположные формы: идеальное и материальное преобразование объекта. Идеальное: преобразование объекта осуществляется в сознании человека. Именно сознание, как идеальная форма человеческой деятельности, придает ...
потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и
бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается
значение одной из противоположностей. Рассмотрим один из вариантов такой
потери, когда принижают значение сознательного, уходят в сферу
бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в
сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту
часть психики, которая относится к сфере сознания, Бессознательное не
следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и
способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек
оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление
сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой
агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через
него хочет обо всем узнать. Слова «познай себя и ты познаешь весь мир»
интерпретируются в этом случае как исключительная направленность на
бессознательное. Конечно, это достигается через общение, но обычно с
людьми, склонными к мистицизму, наделенными даром экстрасенсорности.
Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону
тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к
светской литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим
самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне
(сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально
воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции);
движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению
автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к
деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным
явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в
психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на
том основании, что бессознательное — это противоположное сознанию,
приравнивать его к животной психике. Бессознательное — это столь же
специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно
детерминировано общественными условиями существования человека, выступая
как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.
Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное —
это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных
воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь
психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание»,
«сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения
действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени
и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В
бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный
контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во
сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но
реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные»
Основные модели контроля сознания (реформирования мышления)
... того, как люди, психически здоровые, часто интеллектуальные, образованные и идеалистичные, довольно быстро могут становиться фанатиками движений, вся идеология и деятельность которых прямо ... Поэтому в консультировании о выходе (о реформировании мышления)[1]обязательно предъявляют клиенту научные модели контроля сознания и психологического манипулирования. Некоторые из них представлены ниже ...
реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению
автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые
побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К
бессознательным явлениям относятся некоторые патологические явления,
возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.
Первичные защитные механизмы: Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире. Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний. Интроекция, в частности Идентификация с агрессором — бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей. Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации. Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего. Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое психическое состояние. Проективная идентификация — когда человек навязывает кому-либо роль, основанную на своей проекции. Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне. Расщепление Эго — представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного. Соматизация или Конверсия — тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи. Вторичные защитные механизмы: Аннулирование или Возмещение — бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события. Вытеснение, Подавление или Репрессия — в бытовом смысле «забывание» неприятной информации. Вымещение, Замещение или Смещение — в бытовом смысле «поиск козла отпущения». Игнорирование или Избегание — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера. Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей. Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания. Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации. Компенсация или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах. Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего. Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка — cнятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию. Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя. Раздельное мышление — совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся. Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым. Реактивное образование — защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений. Реверсия — проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта. Регрессия — возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Сексуализация или Инстинктуализация — превращение чего-то негативного в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей. Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность. Основные виды деятельности. Возникновение и развитие различных видов деятельности человека представляет собой сложный и длительный процесс. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.Игра – форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.Выделяют несколько типов игр.Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.Типы игр.Индивидуальные. Игрой занят один человек.Групповые. В игру включены несколько индивидов.Предметные. Связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.Сюжетные. Разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях и т.д.Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.Основная цель учения – подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом.Учение складывается из следующих компонентов:усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания);овладения приемами и операциями, из которых складываются основные виды деятельности (навыки);овладения способами использования информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умения).Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.Исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд в целом не психологическая, а социальная категория.Предметом психологического изучения является не труд в целом, а только психологические компоненты трудовой деятельности.Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Направленный в соответствии со своей установкой на создание определенного результата, труд, вместе с тем, и основной путь формирования личности. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект. В труде существенна не только его техника, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение к труду обусловливается насущной потребностью человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. В труде находят отражение все стороны проявления личности. Каждый вид труда имеет свою более или менее сложную технику, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда определенную роль играют знания и навыки. Без знаний и навыков невозможен никакой труд. Деятельность человека – это сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный. Психические процессы.
Внимание. Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию. Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.Все познавательные (когнитивные) процессы, например восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что — то, думаем о чем — то, что — то себе представляем или воображаем. Внимание — это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой.Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое — то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету.Управляющим для внимания является отношение личности к миру, субъекта деятельности к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания — к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность. Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов. Внимание как свойство субъекта деятельности — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Изменение отношения субъекта к объекту выражается во внимании — в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Изменения в процессе внимания выражаются в изменениях ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность. Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой — объект привлекает внимание. Именно это обстоятельство и позволяет ввести понятия произвольного и непроизвольного внимания. Причины повышенного внимания к объекту кроются не только в субъекте, но и в объекте, при определенных обстоятельствах — прежде всего в нем, в его свойствах и качествах. Точнее, они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту. Внимание — это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Внимание — это динамическая связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится. Лишь совершая мысленно какую — нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект. Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – (фантазия) , психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.Представление — образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание) , а также образ, созданный продуктивным воображением.Сущность процесса.До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений.В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания. Мышление — это высший познавательный процесс. — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. (понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях) — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно — исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.Мышление — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций. Сущность процесса. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.Мышление в отличии от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решения задачи с начало до конча в уме, выраженными в понятийной форме, суждениях умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.Теоретическое образное мышление — отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).
Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта. Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность) , так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).Сущность процесса. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.Классификация.Речь является полиморфной деятельностью — в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах:Внешняя – средство общения;Внутренняя – средство мышления;Письменная – один из способов запоминания информации;Диалог – двусторонний обмен информации;Монолог – процесс рассуждения.Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения. Сущность процесса. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.Классификация. Свойства восприятия:Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу. ПАМЯТЬ — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка) , эмоциональная или аффективная (память «чувств») , образная и словесно-логическая.Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Сущность процесса. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.Классификация
Шпора — Стр 2
По времени хранении память подразделяют:
Мгновенная |
0,1 – 0,5 с |
– удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память – образа). |
Кратковременная |
до 20 с |
– представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация которая привлекает к себе повышенное внимание. |
Оперативная |
до нескольких дней |
— хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком. |
Долговременная |
Неогран. |
— хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты. |
Генетическая |
— информация которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. |
|
Зрительная |
— сохранение и воспроизведение зрительных образов. |
|
Слуховая |
— запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. |
|
Двигательная |
— запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. |
|
Эмоциональная |
— память на переживания. То что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. |
|
Осязательная, обонятельная, вкусовая … |
— удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма. |
По характеру участия воли в процессах:
Непроизвольное запоминание |
— происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи. |
Произвольное запоминание |
— процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. При условии наличия мнемической задачи. |