Саморефлексия и самооценка

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

В МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД

ОГСЭ. 02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Дошкольное образование

Форма обучения — заочная

Нормативный срок обучения – 3 года 10 месяцев

На базе основного общего образования

Уровень освоения: углубленная подготовка

Курс 1

Преподаватель: Афанасьева Г.И.

Екатеринбург

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Основной целью изучения учебной дисциплины «Психология общения» является формирование профессиональной (психологической) компетентности будущих педагогов обеспечивающей эффективное общение в профессиональной деятельности в соответствии с ценностями развития каждого субъекта образовательного процесса и приоритетами возрастного становления в условиях современного образования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь

— применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

— использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

— взаимосвязь общения и деятельности;

— цели, функции, виды и уровни общения;

— роли и ролевые ожидания в общении;

— виды социальных взаимодействий;

— механизмы взаимопонимания в общении;

— техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

 

 

 

 

ВНИМАНИЮ 101,102,103,29 групп заочного дошкольного отделения!!

Пишем контрольную работу по психологии общения

 

 

Тема: «Этика общения».

Основные цели контрольной работы:

— охарактеризовать деловой этикет и культуру поведения человека;

— раскрыть сущность понятий «мораль», «этика», «этикет» «репутация», «культура общения»;

— познакомиться с основными ценностями, нормами и правилами делового этикета;

— рассмотреть правила хорошего тона для делового общения;

4 стр., 1859 слов

Невербальные средства общения в профессиональной деятельности ...

... работников, улаживание конфликтов, прием и передачу информации, проведение собраний, совещаний и переговоров. При этом нетрудно увидеть, что вся деятельность государственного служащего предполагает общение в качестве ... Большое количество книг написано о кинесике, многие университеты мира преподают эту дисциплину, крупнейшие политики и бизнесмены обучаются языку жестов и мимики. Для государственного ...

— развить практические навыки и умения, способность к самоанализу.

Методические указания к выполнению работы

 

Характер работы: практический.

Студенты знакомятсяи анализируют литературу по предложенной теме.

На основе анализа выполняют задания и ситуационные упражнения, осуществляют саморефлексию и самооценку собственной деятельности по выполнению контрольной работы.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ 1.

Дайте определения, закончите формулировки.

а) Мораль – это…

б) Этикет – это…

в) Репутация – это…

г) Этика делового общения – это…

д) Координация и гармонизация интересов лежит в основе …

е) Золотое правило этики общения — …

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ 2.

Объясните изречения Конфуция:

— «Слушаю слова людей, но смотрю на их действия»;

— «Держать два конца, но использовать середину».

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ 3.

Проанализируйте, какие правила этикета не соблюдены в данной си­туации высокопоставленным лицом.

Однажды, явившись по делу к высокопоставленному лицу, А.С.Пушкин застал его валяющемся на диване и зевающим от скуки. При входе поэта лицо, разумеется, и не

подумало изменить позу, а когда Пушкин, передав, что было нужно, хотел удалиться, то получил приказание произнести экспромт.

Дети на полу — умный на диване, — сквозь зубы мгновенно ска­зал раздосадованный Пушкин.

Ну, что же тут остроумного, — возразила особа, — дети на полу, умный на диване. Понять не могу. Ждал от тебя большего.

Пушкин молчал, и когда особа, повторяя несколько раз фразу и, перемещая слоги, дошла, наконец, до такого результата: «детина по­лоумный на диване», то, разумеется, немедленно и с негодованием от­пустила Пушкина.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ 4.

Попробуйте ответить на следующие вопросы, при этом уложить свой ответ на каждый вопрос не более чем в 25 слов или меньше.

 

· Какое ваше самое большое достижение?

· Какой день был самым счастливым в вашей жизни?

· Какой самый смешной курьез случался с вами?
Какова ваша мечта о работе?

· Какова лучшая книга, которую вы когда-либо читали?

· Какой человек вызывает у вас наибольшее восхищение?

Теперь проанализируйте итоги упражнения и ответьте: стоит ли раскрывать свои личные мысли, мечты, достижения и ценности дру­гим людям? Какие в этом позитивные стороны? Какие у вас опасения относительно результатов этого упражнения? Рассказывая о себе подробности другому человеку, на какие этические нормы вы рассчи­тываете?

 

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ 5.

1. Ответьте на вопросы.

а) Есть ли в вашей организации расхождения между словом и делом — между заявляемыми принципами ведения партнер­ских отношений и реальной управленческой практикой?

б) Какие стратегические ценности и этические нормы отраже­ны в документах организации наиболее четко и ясно? Ответы на эти вопросы помогут начать деятельность по созданию такого социально-психологического климата и такой организационной культуры, которые будут способствовать удовлетворенности персона­ла трудом, высокому качеству работы и созданию благоприятной ре­путации и имиджа организации.

19 стр., 9195 слов

Структура и содержание психологической компетентности специалиста ...

... обусловило выбор темы исследования: «Психологическая компетентность специалиста по социальной работе в организации социального обслуживания пожилых людей». Цель исследования: Раскрыть структуру и ... содержание психологической компетентности специалиста по социальной работе в организации социального обслуживания пожилых людей. Объект исследования: Психологическая компетентность ...

 

2. Разработайте правила позитивного поведения для сотрудников ва­шей организации, соответствующие этике деловых отношений. Что необходимо сделать, чтобы работающие в организации люди узнали об этих правилах, составленных вами? Как добиться того, чтобы ваши коллеги, подчиненные, руководители реально выполняли бы предло­женные нормы позитивного поведения?

ЗАДАНИЕ 6.

ВЫПОЛНИТЕ СИТУАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ»

Цель: проверить ваше понимание культурных различий.

 

Инструкция: выберите свой вариант ответа, при ответе укажите цифру и соответствую-щую ей букву (буквы).

На некоторые вопросы возможен более чем один от­вет.

 

Ситуация. Вы собираетесь поехать за границу в деловую поездку? Проверьте свои знания делового этикета и коммуникации.

1. В ходе деловых встреч можно обращаться по имени в следующих странах:

a) в Великобритании, так как все весьма общительны;

б) в Австралии, так как отсутствие формальностей является правилом в этой стране;

в) в Китае, так как имя это и фамилия;

г) в Японии, так как фамилии легко исказить при их произношении.

 

2. В Китае предлагайте дорогие подарки хозяевам встречи в следующих случаях:

а) каждый раз, когда они просят об этом;

б) когда вы нуждаетесь в помощи, чтобы уехать из страны;

в) никогда. Если они не могут ответить взаимностью, то они почувствуют себя униженными.

3. В каких странах визитная карточка вызывает уважение?

а) в Японии. Наличие визитной карточки у служащего зависит от его работодателя;

б) на Тайване. Она характеризует ранг и статус лица;

в) во Франции (особенно карточки, характеризующие опыт работы).

4. При ведении дел в Японии необходимо соблюдать следующие правила:

а) не прикасаться к кому-либо;

б) не оставлять палочки для еды в рисе;

в) не приглашать людей в более дорогие рестораны, чем те, куда пригласили вас;

г) не делать ничего из перечисленного ранее.

5. Обильные завтраки неуместны везде, за исключением следующих стран:

а) в Италии. Местные жители любят приводить всю семью;

б) в Мексике. Здесь жители не склонны начинать работу раньше 10 часов утра;

в) в США. Американцы изобрели эти завтраки;

г) во Франции. Здесь люди больше всего любят порассуждать утром.

6. В ряде стран цвету придают смысл. Что верно?

а) у корейцев написать имя человека красным означает его смерть;

б) в Китае и Японии подарки, завернутые в белое или черное, следует преподносить только на похоронах;

в) костюмы пурпурного цвета в Великобритании означают отсутствие вкуса.

7. Что из приведенного далее считается непристойным жестом?

а) знак «о’кей» в Бразилии;

б) сильное похлопывание по плечу в Швейцарии;

в) делать что-либо левой рукой в Саудовской Аравии;

г) большой палец между вторым и третьим пальцами в Японии.

 

 

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ 7.

Осуществите саморефлексию и самооценку выполнения контрольной работы.

6 стр., 2610 слов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Контрольная работа — одна из форм проверки ...

... делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и навыки. Из вышесказанного следует, что контрольная работа — это своеобразный письменный экзамен, который требует серьезной подготовки. В ... Основные компоненты педагогической культуры. 14. Коммуникативная культура педагога. 15. Культура общения и культура речи. Значение педагогической культуры для деятельности профессионала-психолога. ...

 

Саморефлексия и самооценка

В процессе выполнения контрольной работы у меня была возможность ______________________________________________________________

Я поняла, что…________________________________________________

Я убедилась, что…_____________________________________________

Мне удалось…_________________________________________________

Что мне помогало _____________________________________________

Я столкнулась с трудностями…___________________________________

Я хотела, но не сделала…________________________________________

Я сделала, но не хотела…________________________________________

Дефициты в знаниях и умениях, выявленные в ходе выполнения контрольной работы:

Мне не хватило знаний в области…_______________________________

Мне не хватило умений в области…_______________________________

 

Эмоциональное отношение к содержанию и формам прохождения практики данного вида.

В ходе контрольной работы мне понравилось… ____________________

В ходе контрольной работы мне не понравилось… _________________

 

 

Общее количество баллов: 49 баллов

43 — 49 – 5

38 – 42 – 4

33 – 37 — 3

Литература

 

Основные источники:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 2004.

2. Казаринова Н.В. Межличностное общение. Хрестоматия. Питер, 2004

3. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М.:

«Академия», 2004.

4. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2005.

5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения – Ростов на/Д: Феникс, 2013.

Дополнительные источники:

1. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 1998

2. Бреус Е.Д., Лабунская В.А., Менжерицкая Ю.А. Психология затрудненного общения. — М.: Академия, 2001

3. Горянина В.А. Психология общения. – М.: Академия, 2002

4. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995

5. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л.,1990

6. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. – Минск, 1988

7. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. Редактор-составитель Крылова Н.Б.- М., 1995

8. Психологический словарь. //Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского — М., 1990

9. Психологический словарь. //Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова — М., 1996

10. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989

 

 

Приложение 1

 

Титульный лист контрольной работы.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По ОГСЭ. 02 ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

«Этика общения»

Студентки _________________________________

4 стр., 1988 слов

Контрольная работа — Психология несовершеннолетних преступников

... контрольной работы являются: Подбор и анализ специальной  литературы по проблеме преступности несовершеннолетних. Охарактеризовать понятие и сущность и выявить причины преступности несовершеннолетних. Сформулировать особенности психологии ... была достаточно суровой. Определенную поправку в картину состояния преступности следует внести в связи с существованием такого явления, как латентность. ...

Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

Группы __________

Преподаватель: Афанасьева Галина Ивановна

 

 

 

Екатеринбург

Приложение 2

Наиболее распростра­ненные и существенные правила хорошего тона, в начале взаимодействия.

 

1. При первом знакомстве в начале встречи необходимо уста­новить контакт глаз и улыбнуться.

 

2. Если это деловой этикет, то первым для приветствия руку по­дает руководитель или тот, кто старше по возрасту; если просто межличностный, неформальный контакт, то первой руку подает всегда женщина — мужчине, а он при этом обязательно встает.

 

3. При обращении к незнакомому или малознакомому челове­ку, а также на любом официальном мероприятии следует говорить «Вы». Эта форма демонстрирует уважение к партнеру. Перейти на «ты» может предложить либо человек старше по возрасту, либо занимающий более высокое положение.

 

4. Если нужно к кому-то обратиться с просьбой, то не реко­мендуется делать это по тендерному (половому) признаку («Муж­чина», «Женщина»).

Лучше обратиться к незнакомому человеку безлично: простите, не могли бы вы, извините, позвольте прой­ти или скажите, пожалуйста. К молодым людям можно обратить­ся со словами: «девушка», «молодой человек». К знакомым сле­дует обращаться по имени или добавляя отчество — это зависит от ситуации (например, в деловых играх не принято использо­вать в обращении друг к другу отчество) и от возраста общаю­щихся.

 

5. Приветствие и прощание рекомендуется сопровождать же­стами: поднятой рукой, кивком головы, поклоном. Вместе с тем следует помнить, что рукопожатие не должно быть излишне силь­ным, чтобы партнер не испытывал физического дискомфорта, в то же время оно должно чувствоваться, а не быть аморфным. Если в комнате находится несколько человек, то подать руку нужно или всем или никому.

 

6. Приходя с улицы в любое помещение, мужчинам нужно обя­зательно снять головной убор, женщинам не следует раскладывать сумки на чужом рабочем столе.

 

7. Если вы хотите попросить незнакомого человека оказать вам какую-то услугу или дать какую-нибудь информацию, то следует, сначала обратившись, вежливо поздороваться, а уж затем попро­сить об услуге.

 

Такого рода правила очень многочисленны, они касаются всех сторон жизни людей и их можно найти практически в любой кни­ге по этикету, например, в такой, как: «Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях» (1995 г.) Одна­ко нельзя не заметить, что для делового взаимодействия и для пре­успевания знать и демонстрировать только нормы делового этике­та недостаточно. Помимо сказанного, этика деловых отношений требует также соблюдения речевых норм, как в межличностном общении, так и во время деловых встреч, телефонных бесед, со­вещаний, переговоров, собраний и презентаций. Культура поведе­ния в деловом общении немыслима без соблюдения правил вер­бального (словесного) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом и с невербальными сигналами, демон­стрирующими вежливость, заинтересованность, доброжелатель­ность и конгруэнтность.

7 стр., 3454 слов

Тема 9. Правила деловой переписки и телефонных переговоров

... вежливо упоминается последнее полученное от него письмо. Деловое письмо состоит, как правило, из следующих частей: Внимание -интерес - просьба - ... «Мы призываем Вас присоединиться к тысячам добрых людей...». Надо только помнить, что, формулируя просьбу, предоставьте ... подписывающегося. Набранные на компьютере электронные письма следует подписывать только от руки. Фон для сообщения должен быть ...

Существуют исторически отработанные стереотипы речевой культуры для взаимодействия. Это слова: «Уважаемые коллеги», «Дамы и господа», «Удачи вам!», «Желаем успеха», «Как ваши дела?», «Благодарю, все нормально» и т.д. Все эти правила и нор­мы должны учитывать существующие традиции, образ жизни лю­дей и стиль, принятый в организации, национальные обычаи и традиции.

 

 

Приложение 3