Самарский государственный технический университет

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

Экз. №______

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по основам управления автомобилем и безопасности движения

Тема № 2.3 Психологическая характеристика водителя.

Прогнозирование дорожной обстановки.

Занятие № 1 Психологическая характеристика водителя.

Прогнозирование дорожной обстановки.

Метод проведения самостоятельной работы

Самара 200_

Самарский государственный технический университет

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

«Утверждаю»

Начальник военной кафедры

полковник С. Вобликов

«____» _____________ 200__г.

Экз. №______

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения самостоятельной работы

по основам управления автомобилем и безопасности движения

Тема № 2.3 Психологическая характеристика водителя.

Прогнозирование дорожной обстановки.

Занятие № 1 Психологическая характеристика водителя.

Прогнозирование дорожной обстановки.

Место класс ПДД и ОУАиБД

Обсуждено на заседании цикла

«____» _____________ 200__г.

Протокол № _____

Самара 200_

10 стр., 4941 слов

Психологическая характеристика классного коллектива

... : Проведение с учащимися методики «Социометрия». Наблюдение за классным коллективом. Составление психологической характеристики классного коллектива. В ходе проведения указанной деятельности у студентов-практикантов ... , создает Новое общественное мнение 6. Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям 7. При оценке воспринимаемых фактов ...

I. Учебные цели: Знать: индивидуальные психологические характеристики и роль водителя в предупреждении ДТП.

II. Воспитательные цели: Сознавать: сложность влияния различных психологических воздействий на водителя в различных дорожных ситуациях.

III. Время 90 мин.

Расчет учебного времени:

Содержание занятия

Время, мин.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1. Психологические характеристики водительской деятельности. Знания, умения, навыки. Индивидуальные психологические характеристики: память, возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя и совершению необдуманных действий, другие особенности. Роль реакции в деятельности водителя. Ощущения, их характеристики: зрительные, слуховые, осязательные, световая чувствительность. Световая и теневая адаптация зрения. Ослепление. Восстановление световой чувствительности. Зрительное восприятие объектов. Глазомер. Поле зрения и его изменения в зависимости от скорости движения и плотности транспортного потока. Слуховые ощущения и восприятия.

2. Роль водителя в предупреждении дорожно-транспортных происшествий. Ощущение равновесия, ускорений, вибрации. «Дорожная болезнь». Утомляемость и её влияние на надёжность водителя. Влияние алкоголя, наркотиков и других медикаментозных средств на надёжность водителя. Стрессовые состояния, способы их предупреждения, регулирование своего психофизиологического состояния. Прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций. Восприятие времени, расстояния, скорости движения. Время реакции на опасность. Понятия простой и сложной реакции. Изменение времени реакции.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5

75

35

40

10

IV. Учебно-материальное обеспечение:

1. Учебная литература.

2. Схемы.

3. Кодоскоп «Полилюкс» с комплектом кодопозитивов.

V. Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению практического занятия: При изложении материала основное внимание обратить вопросу прогнозирования дорожной обстановки, роли водителя в предупреждения дорожно-транспортных происшествий. В ходе занятия применять технические средства обучения для полного достижения целей данного занятия. В ходе занятия приводить наиболее характерные примеры дорожных ситуаций.

При проведении занятия ставить вопросы проблемного характера, указанные в методической разработке. Особое внимание уделить прививанию командных навыков в ходе занятия при ответах на поставленные вопросы. При оценке знаний студентов учитывать требования модульной системы обучения.

VI. Литература, рекомендуемая руководителю:

1.В.А. Иларионов «ПДД и ОБУА» М. Транспорт. 1998г

2.В.И. Воганов А.А. Рывкин «Вождение автотранспортных средств» М. Транспорт. 1990г

VIII. Ход занятия:

Учебные вопросы, их краткое содержание

и время на их изложение

Методические

указания

1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ — 5 мин.

  • принять рапорт у дежурного по взводу
  • проверить присутствующих по журналу
  • провести контрольный опрос студентов
  • объявить тему, цели и учебные вопросы занятия.

Психофизиологические свойства человека определяют особенности психических и физиологических процессов в его организме. К этим свойствам относятся восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества.

Водитель является главным звеном системы «водитель-автомобиль-дорога" — её оператором. Большой объём информации или быстрые её изменения часто лишают возможности своевременно и точно её воспринять и переработать, а следовательно, и выбрать правильное решение.

Непрерывность движения постоянно нарушается запрещающими сигналами, дорожными знаками и участниками движения. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению автомобилем, часть из которых оказывается ошибочной. Особенно большой дефицит времени испытывают водители при внезапном возникновении опасных ситуаций, когда промедление или невыполнение нужных действий может привести к ДТП.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ — 75 мин.

Учебные вопросы:

1. Психологические характеристики водительской деятельности. Знания, умения, навыки. Индивидуальные психологические характеристики: память, возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя и совершению необдуманных действий, другие особенности. Роль реакции в деятельности водителя. Ощущения, их характеристики: зрительные, слуховые, осязательные, световая чувствительность. Световая и теневая адаптация зрения. Ослепление. Восстановление световой чувствительности. Зрительное восприятие объектов. Глазомер. Поле зрения и его изменения в зависимости от скорости движения и плотности транспортного потока. Слуховые ощущения и восприятия. — 35 мин.

Сложность деятельности водителя состоит в неопределённости поступающей к нему информации. Он почти никогда не может точно предвидеть поведение других участников движения и развитие дорожной обстановки. На основе этой неполноценной информации водитель должен самостоятельно принимать весьма ответственные решения решения. Он работает в отрыве от своего трудового коллектива, ему невозможно обсуждать постоянно изменяющуюся дорожную обстановку. Работая в разнообразных условиях, он должен обладать высоким чувством ответственности за пассажиров и пешеходов, сохранность транспортного средства и грузов.

На водителя влияют различные неблагоприятные факторы: попадающие в кабину отработавшие газы; холод зимой, жара и духота летом; шум и вибрации; неудовлетворительное состояние дороги; дождь, туман, снегопад и др. Всё это затрудняет работу водителя, быстро утомляет его, создаёт предпосылки для ошибочных действий в сложной обстановке. Перечисленные факторы делают работу водителя одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности.

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т. е., используя эксплуатационные свойства автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности движения, т. е., обязан работать надёжно. В простых дорожных условиях, когда отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надёжно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надёжностью.

Надёжность водителя зависит от его профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологических и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспособность водителя — это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью.

1.1 Подготовленность водителя.

Подготовленность водителя определяется наличием у него профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного управления автомобилем в разнообразных дорожных условиях.

Знания — это совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для управления автомобилем. Нужный для водителя объём знаний предусмотрен действующими программами и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, человек не может управлять автомобилем. Для этого ему нужно владеть специальными умениями и навыками.

Умение — это способность целеустремлённо и правильно использовать свои специальные знания в практической деятельности. Водитель должен уметь уверенно управлять автомобилем в различных дорожных и метеорологических условиях, быстро оценивать дорожную обстановку при её изменении. Кроме того, он должен своевременно выполнять необходимые действия, обеспечивающие безопасность движения. Для этого ему следует выработать навыки.

Навык — это способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия автоматически без спе­циально направленного внимания, хотя и под контролем сознания. Опытный водитель, не задумываясь, выполняет свои рабочие движения при управлении автомобилем (поворачивает в нужную сторону рулевое колесо, тормозит плавно или резко, переключает передачи в нужной последо­вательности и т. д.).

Если он при этом допускает ошибку, то своевременно замечает и исправляет ее.

Чтобы улучшить подготовленность и повысить уровень водительского мастерства, нужно систематически попол­нять свои знания, совершенствовать двигательные, сенсор­ные и мыслительные навыки.

Двигательные и сенсорные навыки развиваются на занятиях по вождению автомобиля и совершенствуются в процессе самостоятельной деятельности водителя. Сенсорные навыки позволяют водителю точно оценить профиль дороги, расстояние до объектов и между ними, скорость и её изменения, а также определять отклонение автомобиля от желаемой траектории движения.

Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза её развития, что необходимо для своевременного принятия решения.

1.2 Индивидуальные психологические характеристики водителя.

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Профессия водителя требует твёрдых знаний правил дорожного движения, прочных двигательных навыков безопасного управления автомобилем, запоминания маршрутов движения и их особенностей. Поэтому память водителя должна отличаться такими свойствами, как достаточный объём, быстрота и точность запоминания, длительность удержания заученного материала.

Различают долговременную и кратковременную (оперативную) память, одинаково важные для водителя. Долговременная память позволяет запоминать на длительное время сведения и приёмы действий, связанные с профессией. Кратковременная память нужна водителю для запоминания большого объёма текущей, постоянно меняющейся информации. Например, сохранив в памяти дорожную обстановку, водитель может перевести свой взгляд на панель приборов.

Надёжность водителя зависит от быстроты действий, которые он выполняет в ответ на различные раздражители. Так, водитель нажимает на тормозную педаль или педаль управления дроссельной заслонкой, поворачивает рулевое колесо, переключает передачи, нажимает кнопку сигнала и т. п. Такие ответные действия называют психомоторными реакциями.

Реакции водителя при управлении автомобилем характеризуются правильностью, точностью, своевременностью и скоростью. Если, например, водитель перепутает направление и повернёт не влево, а вправо, то его реакция неправильна. Однако реакция может быть правильной, но неточной (например, водитель повернёт вправо, но слишком круто, что может быть причиной ДТП).

Важным качеством реакций водителя является их своевременность. Обстановка на дороге быстро меняется и может стать опасной. Эффективность ответных действий зависит от скорости их формирования, оцениваемого времени реакции.

Надёжность водителя в значительной степени зависит от таких его нравственных качеств, как дисциплинированность, чувство ответственности, коллективизм. Нужно не только строго соблюдать требования Правил, но и следить за действиями других участников движения. При виде ошибок, допущенных пешеходом или другим водителем, нужно сделать всё возможное, чтобы предотвратить ДТП. Очень важна взаимная предупредительность участников движения, отсутствие которой связано не только с нарушением предписаний Правил, но и свидетельствует об отсутствии или недостатках воспитания, что характерно для многих водителей.

Наиболее тяжёлым и опасным проявлением недисциплинированности водителей является употребление алкоголя перед рейсом или в пути. Такие антиобщественные поступки особенно часты в производственных коллективах, где не ведётся решительная борьба с пьянством и отсутствует контроль за деятельностью водителей.

Снижение работоспособности после приёма алкоголя или наркотиков создаёт реальную угрозу для безопасного управления автомобилем.

1.3Приём информации водителем.

Вся информация о дороге, расположенных на ней объектах и об автомобиле поступает к водителю через органы чувств, возбуждая у него ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира. Различают ощущения зрительные, слуховые, кожно — мышечные, вибрационные, вестибулярные, обонятельные и тепловые.

Основную роль в деятельности водителя играют зрительные ощущения. Благодаря им водитель получает информацию о положении управляемого автомобиля на дороге, объектов на ней, о форме, цвете, размерах этих объектов, о показаниях приборов.

Слуховые ощущения дают информацию об источниках звуков (шум от агрегатов автомобиля, звуковые сигналы участников движения).

Кожно — мышечные ощущения информируют о положении тела в пространстве и о взаимодействии рук и ног с органами управления.

Вестибулярные сигнализируют об изменении скорости и направления движения автомобиля.

Вибрационные — о состоянии дорожного покрытия и характере работы отдельных частей автомобиля.

Обонятельные ощущения могут информировать о наличии в кабине паров топлива и отработавших газов.

Тепловые — об изменении температуры на рабочем месте.

1.4Особенности вождения автомобиля в тёмное время суток.

Условия вождения автомобиля в темное время резко отличаются от условий вождения в дневное вре­мя. С наступлением темноты ухудшается видимость дороги, окружающих объектов, нарушается представление о пространстве, притупляется наблюдательность, утомляется зрение. Несмотря на значительное сни­жение интенсивности движения, опасность движения ночью возрастает

Особо серьезную опасность представляет ослепление водителя светом фар встречного автомобиля: видимость резко ухудшается, а иногда совершенно пропадает. В этот промежуток времени водитель, продолжая движение, подвергает себя и пассажиров опасности. Процесс восстановления зрительных функ­ций после ослепления может колебаться в значитель­ных пределах и достигать 10с и более. За это время автомобиль проходит значительное расстояние. Прак­тически в этих условиях водитель не имеет возмож­ности не только увидеть опасность или препятствие, но и выдержать траекторию движения автомобиля по дороге.

Избежать ослепления можно только при правильном пользовании световыми приборами, при их правильной регулировке. В Правилах дорожного движения сказано, что во время встречного разъезда в темное время суток дальний свет должен быть переключен на ближ­ний не менее чем за 150 м до встречного транспорт­ного средства, а также и при большем расстоянии, если водитель встречного транспортного средства, периодическим переключением света фар покажет необ­ходимость этого. Водитель должен переключить «даль­ний» свет на «ближний» в иных случаях, когда он может ослепить других водителей, в том числе движущихся в попутном направлении. Если все же ослепление произошло, водитель должен включить аварийную сигнализацию и снизить скорость, не меняя полосы движения.

2. Роль водителя в предупреждении дорожно-транспортных происшествий. Ощущение равновесия, ускорений, вибрации. «Дорожная болезнь». Утомляемость и её влияние на надёжность водителя. Влияние алкоголя, наркотиков и других медикаментозных средств на надёжность водителя. Стрессовые состояния, способы их предупреждения, регулирование своего психофизиологического состояния. Прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций. Восприятие времени, расстояния, скорости движения. Время реакции на опасность. Понятия простой и сложной реакции. Изменение времени реакции — 40 мин.

Водитель, является главной активной фигурой, от действий которого в большей степени зависит состояние аварийности. Около ¾ всех ДТП происходит по вине водителей.

Какими основными качествами должен обладать водитель для того, чтобы обеспечить безопасность своего участия в дорожном движении? Прежде всего, водитель должен быть пригодным к управлению транспортным средством с точки зрения своего психофизиологического состояния, иметь необходимые навы­ки управления и твёрдые знания ПДД, получаемые в результате специальной подготовки, иметь желание соблюдать установленный порядок, т. е. обладать такими личными качествами, которые исключали бы проявление пренебрежения, эгоистического отношения к интересам общества, об­щественной безопасности.

Лица, желающие получить права водителя, предварительно проходят медицинское освидетельствование, в результате которого определяются их способность ориентироватья в окружающей обстановке, т. е. видеть, слышать, своевременно реагировать на внешние изменения, а также воздействовать на систему управления транспортным средством.

Немало ДТП происходит из-за ошибок, допускаемых водителями в результате снижения работоспособности. Основной причиной снижения работоспособности является утомление.

2.1 Утомляемость.

Утомление — это процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Утомлению обычно предшествует чувство усталости. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить работу или снизить её интенсивность. Однако не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Часто тяжёлая напряжённая работа выполняется с удовольствием, человек меньше устает, чем при выполнении более лёгкой, но неприятной работы.

В результате утомления происходит расстройство ранее сформированных навыков. У водителя это проявляется, например, в изменении рабочей позы. Он садится более глубоко, сильнее наклоняя корпус вперёд или заваливаясь назад. Такая поза затрудняет пользование рулевым колесом, педалями, рычагами, а также наблюдение за дорогой и приборами. Утомлённый водитель менее точно выполняет приёмы управления, неоправданно часто поворачивает рулевое колесо, пропускает необходимые корректирующие действия.

Положительные эмоции способствуют более быстрому вхождению в нормальный рабочий ритм. Под влиянием эмоционального возбуждения, интереса к работе, ответственности за порученное дело или при опасности водитель в состоянии утомления может не чувствовать усталости. Отрицательные эмоции приводят к быстрому утомлению, вызывают чувства неуверенности, сомнений, страха.

Для уменьшения влияния отрицательных эмоций рекомендуется аутогенная тренировка, которая заключается в самостоятельном настрое перед рейсом. Например, водитель мысленно говорит: «Сегодня я должен быть спокойным, внимательным, дисциплинированным, тогда я не совершу дорожно — транспортного происшествия…» Повторение с полной серьёзностью этих слов помогает снять эмоциональное возбуждение, избавиться от неуверенности, внушить себе спокойствие перед выездом в рейс.

Кроме утомления причиной дорожно-транспортных происшествий может стать так называемое состояние пара- гипноза, или искусственной сонливости. В такое состояние водитель может впасть на загородной дороге, где при длительном движении с постоянной скоростью равномерное мелькание деревьев, столбов, линий разметки иногда вызывает оцепенение, напоминающее гипнотический сон. В таком состоянии водитель может проехать много километров, В это время он контролирует машину, реагирует на внешние раздражители автоматически, но у него резко снижается скорость реакции. Таким же действием обладают монотонно покачивающиеся перед глазами яркие предметы.

2.2 Влияние алкоголя и наркотиков на надёжность водителя.

Ещё одной причиной ДТП является употребление водителем наркотических средств. Алкоголь тоже является наркотиком, поэтому нарушения, возникающие у водителя после употребления алкоголя или наркотиков, имеют много общего. После приёма даже небольших их доз затормаживаются центры коры головного мозга, контролирующие действия и поступки человека. У водителя это выражается в некритическом отношении к своему состоянию, переоценке своих возможностей и недооценке сложной дорожной обстановки.

Появляется чувство необоснованной самоуверенности, желание рискнуть, пренебречь Правилами. Пьяные водители часто превышают скорость, проезжают на запрещающие сигналы, меняют полосу движения или обгоняют без должного учёта дорожной обстановки и своих возможностей.

Нарушения, возникающие в организме водителя после приёма алкоголя, и их некритическое отношение к своему состоянию приводит к грубым ошибкам в управлении автомобилем, которые нередко заканчиваются тяжёлыми ДТП. Управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения не только резко увеличивает возможность возникновения ДТП, но делает их последствия более тяжёлыми для самого водителя и других участников дорожного движения.

К социальным последствиям пьянства и наркомании водителей относятся не только ДТП и, как следствие, человеческие жертвы и материальные потери, но и развитие тяжёлых заболеваний, ведущих к большим трудопотерям и к преждевременной смерти.

2.3 Прогнозирование дорожно — транспортных ситуаций.

Для уменьшения вероятности ДТП водитель должен уметь переключать внимание с одного объекта на другой, чтобы при необходимости перейти от одних действий к другим, иногда даже противоречащим прежним. У опытного водителя развита такая избирательность, благодаря которой он может сосредоточить всё внимание на дорожной обстановке не отвлекаясь для наблюдения за движениями рук и ног. Преднамеренное внимание позволяет обнаружить опасность в самом начале возникновения сложной обстановки, оценить её и предупредить нежелательные последствия.

Водитель должен быть готовым сосредоточить внимание непреднамеренно (непроизвольно, пассивно) на объектах и явлениях, возникающих неожиданно (удар колеса о незамеченное препятствие, неожиданное появление помехи на пути движения автомобиля).

Главная сложность дорог с интенсивным движением состоит в том, что транспортные средства расположены на дороге близко друг к другу, поэтому их взаимное влияние становится значимым. При движении в плотном транспортном потоке у водителя ограничены возможности в выборе скорости движения, полосы, интенсивности разгона и торможения и др. В таких условиях водителю следует придерживаться темпа. Движение с опережением приведёт только к повышенной опасности, увеличению расхода топлива, утомлению и нервознос­ти. Если же двигаться со скоростью, меньшей скорости патока, то вы станете помехой для других водителей ведь опередить вас в плотном транспортном потеке это задача непростая.

В плотном потоке каждый маневр представляет значительную сложность. Перед перестроением и поворотом водитель должен точно оценить обстановку: возможен и безопасен ли будет задуманный маневр и только после этого включить соответствующий сиг­нал. Роль предупредительных сигналов в плотном по­токе очень велика, но, к сожалению, многие водите­ли недооценивают её. Ведь маневр может быть опасен не только сам по себе, но и потому, что окружающие не были о нем оповещены или были оповещены слишком поздно.

Надо взять за правило: сначала убедиться в безопасности, включить сигнал, а потом уже действовать.

2.4 Реакция водителя на опасность.

Время реакции — интервал времени между моментом появления сигнала об опасности и окончанием ответного действия.

Время реакции может изменяться по мере накопления профессионального опыта, а также в результате тренировки. Каждому водителю желательно знать своё время реакции и способы его снижения. для этого полезно понимание основных закономерностей изменения времени реакции.

Реакции могут быть простыми и сложными. Простая реакция связана с ожиданием одиночного, известного водителю сигнала, в ответ на который водитель должен выполнить определённое действие. Например, при включении красного сигнала светофора он должен нажать на педаль тормоза. При этом время приёма и переработки информации минимально. Сложная реакция связана с выбором ответного действия из нескольких возможных. Например, при виде пешехода, пересекающего проезжую часть, водитель может подать звуковой сигнал, притормозить или, наоборот, увеличить скорость, наконец, попытаться объехать пешехода спереди или сзади. Время сложной реакции значительно больше, чем простой, так как требуется переработать большее количество информации, оценить различные решения и выбрать наилучшее.

Время реакции человека состоит из двух периодов: латентного (скрытого), который измеряется временем от момента появления раздражителя до начала движения, и моторного, измеряемого временем движения. В течение латентного периода протекают процессы, связанные с ощущением и восприятием, оценкой и прогнозированием обстановки, а также выработкой решения. Примерная продолжительность латентного периода простой реакции на свет составляет 0.2 с, а на звук 0.14 с. Латентный период зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей водителя, его состояния и опыта, а также от характера дорожно — транспортной ситуации. Время моторного периода зависит от сложности выполняемого действия, возраста водителя, а также от степени неожиданности сигнала. Среднее время моторного периода простой реакции (в лабораторных условиях) на красный сигнал водителя в возрасте 18 — 22 лет равно 0.48 — 0.56 с, в возрасте 45 — 60 лет — 0.78- 1.96 с и 1.59−2.61 с. Моторный период у различных водителей одного возраста и с одинаковым стажем в одинаковых условиях отличается незначительно. Это объясняется тем, что действия по управлению автомобилем отрабатываются систематически и неоднократно повторяются в повседневной деятельности. Чем больше время реакции, тем труднее водителю реализовать действия по предупреждению аварийной обстановки. У различных водителей общее время реакции может отличаться в 3−4 раза. В практике могут быть случаи, когда один водитель, находясь в более сложных условиях, чем другой, на один и тот же сигнал реагирует быстрее.

Изменение времени реакции при утомлении связано с изменением устойчивости внимания и скорости переработки информации. В начале рабочей смены время обнаружения сигнала и время на формирование ответного действия невелики. В середине рабочей смены время реакции минимально, а ближе к концу смены оно может превышать это минимальное значение более чем в 2 раза.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ — 10 мин.

  • подвести итог занятия,
  • отметить активность студентов на занятии,
  • ответить на вопросы.

Записать на доске.

Дать под запись.

Дать под запись.

Обратить особое внимание.

Дать под запись.

Задать вопрос: «Как избежать ослепления?»

Записать на доске.

Привести пример.

Дать под запись.

Задать вопрос: «Что такое аутогенная тренировка?»

Обратить особое внимание.

Обратить особое внимание.

Дать под запись.

Разработчик__________________________________________

«____» _____________ 200__г.

«Утверждаю»

Начальник цикла ПАП

подполковник С. Симонов

«____» _____________ 200__

План проведения самостоятельной работы под руководством преподавателя по основам управления автомобилем и безопасности движения

Тема № 2.3 Психологическая характеристика водителя.

Прогнозирование дорожной обстановки.

Занятие № 1 Психологическая характеристика водителя.

Прогнозирование дорожной обстановки.

I. Учебные цели: Знать: индивидуальные психологические характеристики и роль водителя в предупреждении дорожно-транспортных происшествий. Влияние ускорения вибрации («дорожная болезнь'') утомляемости, стрессовых ситуаций на надёжность водителя и способы их предупреждения.

II. Воспитательные цели: Сознавать: сложность влияния различных психологических воздействий на водителя в различных дорожных ситуациях.

III. Учебно-материальное обеспечение:

1. Учебная литература.

2. Схемы.

3. Кодоскоп «Полилюкс» с комплектом кодопозитивов.

IV. Ход занятия:

Учебные вопросы, их краткое содержание

и время на их изложение

Методические

указания

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ — 5 мин.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ — 75 мин.

Учебные вопросы:

1. Психологические характеристики водительской деятельности. Знания, умения, навыки. Индивидуальные психологические характеристики: память, возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя и совершению необдуманных действий, другие особенности. Роль реакции в деятельности водителя. Ощущения, их характеристики: зрительные, слуховые, осязательные, световая чувствительность. Световая и теневая адаптация зрения. Ослепление. Восстановление световой чувствительности. Зрительное восприятие объектов. Глазомер. Поле зрения и его изменения в зависимости от скорости движения и плотности транспортного потока. Слуховые ощущения и восприятия. — 35 мин.

Сложность деятельности водителя состоит в неопределённости поступающей к нему информации. Он почти никогда не может точно предвидеть поведение других участников движения и развитие дорожной обстановки. На основе этой неполноценной информации водитель должен самостоятельно принимать весьма ответственные решения решения. Он работает в отрыве от своего трудового коллектива, ему невозможно обсуждать постоянно изменяющуюся дорожную обстановку. Работая в разнообразных условиях, он должен обладать высоким чувством ответственности за пассажиров и пешеходов, сохранность транспортного средства и грузов.

На водителя влияют различные неблагоприятные факторы: попадающие в кабину отработавшие газы; холод зимой, жара и духота летом; шум и вибрации; неудовлетворительное состояние дороги; дождь, туман, снегопад и др. Всё это затрудняет работу водителя, быстро утомляет его, создаёт предпосылки для ошибочных действий в сложной обстановке. Перечисленные факторы делают работу водителя одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности.

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т. е., используя эксплуатационные свойства автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности движения, т. е., обязан работать надёжно. В простых дорожных условиях, когда отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надёжно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надёжностью.

Надёжность водителя зависит от его профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологических и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспособность водителя — это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью.

2. Роль водителя в предупреждении дорожно-транспортных происшествий. Ощущение равновесия, ускорений, вибрации. «Дорожная болезнь». Утомляемость и её влияние на надёжность водителя. Влияние алкоголя, наркотиков и других медикаментозных средств на надёжность водителя. Стрессовые состояния, способы их предупреждения, регулирование своего психофизиологического состояния. Прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций. Восприятие времени, расстояния, скорости движения. Время реакции на опасность. Понятия простой и сложной реакции. Изменение времени реакции. — 40 мин.

Водитель, является главной активной фигурой, от действий которого в большей степени зависит состояние аварийности. Около ¾ всех ДТП происходит по вине водителей.

Какими основными качествами должен обладать водитель для того, чтобы обеспечить безопасность своего участия в дорожном движении? Прежде всего, водитель должен быть пригодным к управлению транспортным средством с точки зрения своего психофизиологического состояния, иметь необходимые навы­ки управления и твёрдые знания ПДД, получаемые в результате специальной подготовки, иметь желание соблюдать установленный порядок, т. е. обладать такими личными качествами, которые исключали бы проявление пренебрежения, эгоистического отношения к интересам общества, об­щественной безопасности.

Лица, желающие получить права водителя, предварительно проходят медицинское освидетельствование, в результате которого определяются их способность ориентироватья в окружающей обстановке, т. е. видеть, слышать, своевременно реагировать на внешние изменения, а также воздействовать на систему управления транспортным средством.

Немало ДТП происходит из-за ошибок, допускаемых водителями в результате снижения работоспособности. Основной причиной снижения работоспособности является утомление.

Утомление — это процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Утомлению обычно предшествует чувство усталости. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить работу или снизить её интенсивность. Однако не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Часто тяжёлая напряжённая работа выполняется с удовольствием, человек меньше устает, чем при выполнении более лёгкой, но неприятной работы.

Кроме утомления причиной дорожно-транспортных происшествий может стать так называемое состояние пара- гипноза, или искусственной сонливости. В такое состояние водитель может впасть на загородной дороге, где при длительном движении с постоянной скоростью равномерное мелькание деревьев, столбов, линий разметки иногда вызывает оцепенение, напоминающее гипнотический сон. В таком состоянии водитель может проехать много километров, В это время он контролирует машину, реагирует на внешние раздражители автоматически, но у него резко снижается скорость реакции. Таким же действием обладают монотонно покачивающиеся перед глазами яркие предметы.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ — 10 мин.

— ответить на вопросы студентов;

— объявить оценки, отметить недостатки,

— дать задание на самостоятельную подготовку

V. Литература для изучения на занятии:

1. В. И .Воганов А. А .Рывкин «Вождение автотранспортных средств» М.Транспорт.

1990 г.

2. В.А. Иларионов «ПДД и ОБУА» М. Транспорт. 1998г

Руководитель ___________________________________

«____» _____________ 200__г.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector