Самарский государственный технический университет 3

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

Экз. №______

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по основам управления автомобилем и безопасности движения

Тема № 2.3 Психологическая характеристика водителя.

Прогнозирование дорожной обстановки.

Занятие № 1 Психологическая характеристика водителя.

Прогнозирование дорожной обстановки.

Метод проведения групповое занятие

Самара 200_

Самарский государственный технический университет

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

«Утверждаю»

Начальник военной кафедры

полковник С. Вобликов

«____» _____________ 200__г.

Экз. №______

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения группового занятия

по основам управления автомобилем и безопасности движения

Тема № 2.3 Психологическая характеристика водителя.

Прогнозирование дорожной обстановки.

Занятие № 1 Психологическая характеристика водителя.

Прогнозирование дорожной обстановки.

Место класс ПДД и ОБУА.

Обсуждено на заседании цикла

«____» _____________ 200__г.

Протокол № _____

Самара 200_

I. Учебные цели: Знать: индивидуальные психологические характеристики и роль водителя в предупреждении ДТП.

11 стр., 5193 слов

Основные характеристики и качества, составляющие психологический ...

... самого руководителя. Какими же чертами должен обладать современный управленец-профессионал? В психологической науке пока еще отсутствует единая концепция, единое понимание того, что такое ... менеджера. По его мнению, личность руководителя можно «разложить» на три группы характеристик: а) биографические характеристики; б) способности (в том числе управленческие); в) черты личности (личностные ...

II. Воспитательные цели:Сознавать: сложность влияния различных психологических воздействий на водителя в различных дорожных ситуациях.

III. Время 90 мин.

Расчет учебного времени:

Содержание занятия

Время, мин.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1. Психологические характеристики водительской деятельности. Знания, умения, навыки. Индивидуальные психологические характеристики: память, возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя и совершению необдуманных действий, другие особенности. Роль реакции в деятельности водителя. Ощущения, их характеристики: зрительные, слуховые, осязательные, световая чувствительность. Световая и теневая адаптация зрения. Ослепление. Восстановление световой чувствительности. Зрительное восприятие объектов. Глазомер. Поле зрения и его изменения в зависимости от скорости движения и плотности транспортного потока. Слуховые ощущения и восприятия.

2. Роль водителя в предупреждении дорожно-транспортных происшествий. Ощущение равновесия, ускорений, вибрации. «Дорожная болезнь». Утомляемость и её влияние на надёжность водителя. Влияние алкоголя, наркотиков и других медикаментозных средств на надёжность водителя. Стрессовые состояния, способы их предупреждения, регулирование своего психофизиологического состояния. Прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций. Восприятие времени, расстояния, скорости движения. Время реакции на опасность. Понятия простой и сложной реакции. Изменение времени реакции.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5

75

35

40

10

IV. Учебно-материальное обеспечение:

  1. Кодоскоп «Полилюкс» с комплектом кодопозитивов.
  2. Схема дорожной развилки «клеверный лист».

V. Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению практического занятия: При изложении материала основное внимание обратить вопросу прогнозирования дорожной обстановки, роли водителя в предупреждения дорожно-транспортных происшествий. В ходе занятия применять технические средства обучения для полного достижения целей данного занятия. В ходе занятия приводить наиболее характерные примеры дорожных ситуаций.

При проведении занятия ставить вопросы проблемного характера, указанные в методической разработке. Особое внимание уделить прививанию командных навыков в ходе занятия при ответах на поставленные вопросы. При оценке знаний студентов учитывать требования модульной системы обучения.

VI. Литература, рекомендуемая руководителю:

1. Учебник » Вождение автомобильной техники » М. Воениздат. 1983 г.

2. В.И. Коноплянке «Основы управления автомобилем» и безопасность

движения Москва изд-во ДОСААФ, 1989г.

3. В.А. Иларионов «ПДД и ОБУА» М. Транспорт. 1998г.

VII. Приложения: комплектом слайдов

VIII. Ход занятия:

Учебные вопросы, их краткое содержание

и время на их изложение

Методические

указания

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ — 5 мин.

  • принять рапорт у дежурного по взводу
  • проверить присутствующих по журналу
  • провести контрольный опрос студентов
  • объявить тему, цели и учебные вопросы занятия.

ВВЕДЕНИЕ

Степень повышенной опасности транспортного средства во многом зависит от психофизических возможностей человека» управляющего им» По статистике 85-90 % ДТП происходят по вине человека и лишь 10-15 % в другим причинам. большинство качеств водителя» необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения» связано с психофизиологи­ческими функциями и характеристиками человека» Анализ показывает, что по вине водителей дорожно-транспортные происшествия возникают из-за; поверхностного анализа иди действий других участников движения» недостаточного внимания к обстановке на дороге; нестабильного времени реакции пониженной стойкости к ослеплению и т.е. психологические функции и характеристики

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 75 мин.

Учебные вопросы:

1. Психологические характеристики водительской деятельности. Знания, умения, навыки. Индивидуальные психологические характеристики: память, возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя и совершению необдуманных действий, другие особенности. Роль реакции в деятельности водителя. Ощущения, их характеристики: зрительные, слуховые, осязательные, световая чувствительность. Световая и теневая адаптация зрения. Ослепление. Восстановление световой чувствительности. Зрительное восприятие объектов. Глазомер. Поле зрения и его изменения в зависимости от скорости движения и плотности транспортного потока. Слуховые ощущения и восприятия. — 35 мин.

Водитель, является главной активной фигурой, от действий которого в большей степени зависит состояние аварийности. Около 3/4 всех ДТП происходит по вине водителей.

Какими основными качествами должен обладать водитель для того, чтобы обеспечить безопасность своего участия в дорожном движении? Прежде всего, водитель должен быть пригодным к управлению транспортным средством о точки зрения своего психофизиологического состояния, иметь необходимые навы­ки управления и твёрдые знания. Правил дорожного движения» получаемые в результате специальной подготовки иметь желание соблюдать установленный порядок, т.е. обладать такими личными качествами» которые исключали бы проявление пренебрежения, эгоистического отношения к интересам общества об­щественной безопасности.

Лица, желающие получить права водителя, предварительно проходят медицинское освидетельствование, в результате которого определяются их способности ориентирования в окружающей обстановке, т.е. видеть, слышать, своевременно реагировать на внешние изменения, а также воздействовать на систему управления транспортным средством. Освидетельствование будущих водителей проводится специальными медицинскими комиссиями, организуемыми при лечебно профилактических учреждениях системы Министерства здравоохранения РФ. В комиссиях принимают участие; терапевты, хирурги, окулисты, невропатологи, отоларингологи. Женщин, кроме того, освидетельствует акушер гинеколог.

Комиссии в своей деятельности руководствуются следующими медицинскими противопоказаниями, предшествующими допуску к управлению различными видами транспортных средств. Для проведения осмотров при необходимости используются возможности противотуберкулезных, дермото-венерелогических, психоневро­логических и других медицинских учреждений.

Проблема определения пригодности человека к управлению транспортным средством в сложных условиях современного дорожного движения сталкивается с необходимостью разрешения очень сложного и всё более усугубляющегося противоречия, которое заключается в следующем:

  • повышение скоростей и интенсивности движения
  • постоянное воздействие множества помех
  • напряженность, связанная с опасностью совершения дорожно-транспортного происшествия. Все это вызывает необходимость предъявления более высоких требований к психофизиологическому состоянию водителей. Но, с другой стороны автомобилизация приобретает такой размах, что значительная часть населения страны (в недалёком будущем видимо большинство) будет стремиться овладеть техникой управления транспортными средствами либо по роду своей профессии, либо в связи с приобретением со­ответственных автомобилей и мотоциклов.

В последнее время большое и заслуженное внимание уделяется проблеме соответствия психики водителя одежным условиям современного дорожного движения. Разрабатываются специальные тесты аппаратура поз­воляющая оценивать способность водителя правильно и своевременно реагировать на изменение дорожной обстановки. Но широкого практического применения результаты такого рода исследований в мировой прак­тике пока не находят. Одна из главных проблем заключается в том, что назначении таких критериев, таких показателей, которые с одной стороны могли бы обеспечить безопасность дорожного движения, а с другой не послужили бы препятствием для массовой автомобилизации. Она пока не решена.

Подготовка водителей является обязательным условием безопасного дорожного движения. Но одного уме­ния явно не достаточно. Необходимо воспитывать водителей в духе уважительного отношения к общественным интересам безопасности окружающих добиваться того, чтобы у водителей вырабатывалось желание, привычка неукоснительно соблюдать «Правила дорож­ного движения».

Основу обеспечения безопасности дорожного движения образует сознательное отношение советских граждан, выступающих в качестве водителей, к сохранению жизни и здоровья окружающих, к установленному правопорядку в сочетании с наличием необходимых знаний и навыков. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя широкий комплекс мер, рассчитанный на то, чтобы убедить водителей и пешеходов в необходимости и целесообразности соблюдения «Правил дорожного движения».

Важное значение в предупреждении дорожно-транспортных происшествий играет подготовка водителей. В отличие от прежнего порядка новое Положение предусматривает обязательное обучение лиц, желаю­щих стать водителем, в школах или на курсах. В порядке исключения, в качестве временной меры в тех местах, где сеть школ и курсов оказывается не достаточной, может быть разрешен допуск лиц, подготовившихся самостоятельно к экзаменам на получение удос­товерения.

Оценивая положение с подготовкой водителей, следует обратить внимание на то, что если за истекшее время аварийность на государственном и общест­венном транспорте сохранилась практически на одном уровне, то количество дорожно-транспортных происшествий совершенных индивидуальными владельцами — выросло в 3 раза при этом, также увеличились показатели аварийности на 10 тыс. собственных автомобилей.

В связи с тем, что в руках водителя находится источник повышенной опасности, а надежность водителя зависит от его психофизического состояния, к ре­жиму труда и отдыха предъявляются жесткие требования, обеспечивающие чередование рабочего времени с полноценным отдыхом, а также небольшие перерывы в течение рабочего времени.

Многим водителям (в том числе и опытным) знакома ситуация, когда после многих часов подряд езды за рулем голова буквально падает на грудь и кажется, уже нет никакой возможности сопротивляться наползающему сну. Едва почувствовав приближение тако­го опасного состояния, благоразумные водители съез­жают с дороги и устраиваются на отдых. Но, к сожа­лению, так поступают далеко не все. Многие, пытаясь преодолеть сонливость, усиленно курят, разговаривают с пассажирами, пьют крепкий чай или кофе. В лучшем случае делают кратковременные остановки, чтобы немного размяться или поспать. Все эти приёмы редко дают желаемый результат. Чаще они становятся лишь поводом для самообольщения, когда у водителя вроде бы появляются основания думать, что и он в «порядке» тогда как на самом деле его состояние не улучшилось.

Подобная переоценка водителей своих физических возможностей часто оказывается причиной дорожно-транспортных происшествий.

Кроме утомления и сна причиной дорожно-транспортных происшествий может стать так называемое состояние пара- гипноза, или искусственной сонливости. В такое состояние водитель может впасть на загородной дороге, где при длительном движении с постоянной скоростью равномерное мелькание деревьев, столбов, линий разметки иногда вызывает оцепенение, напоминающее гипнотический сон. В таком состоянии водитель может проехать много километров, В это время он контролирует машину, реагирует на внешние раздражители автоматически, но у него резко снижается скорость реакции. Таким же действием обладают монотонно покачивающиеся перед глазами яркие предметы.

Дорожно-транспортные происшествия от утомления не являются неизбежными. Водитель никогда не должен оставлять признаки утомления без внимания, вовремя применять меры борьбы с утомлением.

Большее влияние на состояние водителя оказывает предрейсовая подготовка. На некоторых предприятиях в качестве предрейсовой подготовки водители применяют аутотренинг.

В последнее время в разных странах, в том числе и России, получила известность гипотеза «критических дней» в жизни человека или, иначе, теория расчетных биоритмов. Сущность её состоит в том, что с момента рождения в организме человека независимо один от другого постоянно и одновременно протекают три цикла физический, эмоциональный и интеллектуальный. То есть происходит периодический подъем и спад физической активности, эмоциональных и интеллектуальных способностей.

Подводя итог, можно сказать, что длительная и надежная работа без аварий может быть достигнута только при хорошей организации труда.

2. Роль водителя в предупреждении дорожно-транспортных происшествий. Ощущение равновесия, ускорений, вибрации. «Дорожная болезнь». Утомляемость и её влияние на надёжность водителя. Влияние алкоголя, наркотиков и других медикаментозных средств на надёжность водителя. Стрессовые состояния, способы их предупреждения, регулирование своего психофизиологического состояния. Прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций. Восприятие времени, расстояния, скорости движения. Время реакции на опасность. Понятия простой и сложной реакции. Изменение времени реакции. – 40 мин.

Главная сложность дорог с интенсивным движением состоит в том, что транспортные средства расположены на дороге близко друг к другу, поэтому их взаимное влияние становится значимым. При движении в плотном транспортном потоке у водителя ограничены возможности в выборе скорости движения, полосы, интенсивности разгона и торможения и др. В таких условиях водителю следует придерживаться темпа. Движение с опережением приведёт только к повышенной опасности, увеличению расхода топлива, утомлению и нервознос­ти. Если же двигаться со скоростью, меньшей скорости патока, то вы станете помехой для других водителей ведь опередить вас в плотном транспортном потеке это задача непростая.

В плотном потоке каждый маневр представляет значительную сложность. Перед перестроением и поворотом водитель должен точно оценить обстановку: возможен и безопасен ли будет задуманный маневр и только после этого включить соответствующий сиг­нал. Роль предупредительных сигналов в плотном по­токе очень велика, но, к сожалению, многие водите­ли недооценивают её. Ведь маневр может быть опасен не только сам по себе, но и потому, что окружающие не были о нем оповещены или были оповещены слишком поздно.

Надо взять за правило: сначала убедиться в безопасности, включить сигнал, а потом уже действовать. На практике мы часто сталкиваемся с другим.

ПРИМЕР.

Едет такси по улице, тормозит вдруг без видимых причин и непонятно, что водитель собирается де­лать дальше, то ли будет останавливаться, то ли просто убавил на секунду скорость, чтобы соориенти­роваться в обстановке. Причем если он тормозит только двигателем, то и стоп сигналы не горят. В неведении вы ждете, что последует дальше. Наконец вспыхивают огни торможения. Водитель остановился без предупреждения. Начинаем с раздражением объезжать. Но не тут то был. Сзади сигналят, впопыхах вы и не заметили, что рядом другие водители. Тут уже возмутителем спокойствия становитесь вы сами все упреки в ваш адрес. А тот, кто создал неприятную ситуацию, уже уехал. До других ему дела нет. А ведь требовалось так немного: включил указатель поворота — и всем всё ясно.

Правила дорожного движения обязывают водителей подавать сигналы указателями поворота перед остановкой или троганием с места стоянки, перестроением или поворотом. Причем даже при маневрах в преде­лах одной полосы (например, при опережении велоси­педиста) следует подавать сигнал. Правда, из этого не следует, что сигнал нужен при всяком изменении направления движения. Так, на закруглениях дорог, и даже довольно крутых, перед которыми устанавли­вают знак «Опасный поворот», сигнал подавать не надо. Они могут подумать, что вы собираетесь сме­нить полосу движения.

Иногда похожие ситуации складываются на перекрестках с круговым движением. Когда вы следуете по «кольцу», сигнал тоже не нужен. Здесь его надо вклю­чать лишь при повороте на выезде с «кольца». Однако он не всегда ярко выражен, и тут приходится ру­ководствоваться здравым смыслом. Но если есть сом­нение подавать сигнал поворота или нет, то луч­ше уж подать. Тоже на развилке дорог. Одна уходит чуть вправо, другая чуть влево. Здесь также мож­но рекомендовать включить соответствующий указатель, если это поможет другим лучше ориентироваться.

Отдельно следует сказать о движении на развяз­ках дорог в разных уровнях типа «клеверный лист» и других. Съезжая с дороги вправо, нужно включить правый указатель поворота. Но когда, проехав по ду­ге или хорде, водитель выезжает на другую дорогу, то надо подать сигнал левого поворота, так как в этом случае автомобиль вливается в поток с правой сторо­ны, как бы отъезжая от обочины. Выезжать на вторую дорогу всё с тем же сигналом правого поворота » ошибка, и, к сожалению, весьма распространенная.

Обгон связан с перестроением из ряда в ряд, в этом опасность, об этом и надо предупреждать других участников движения. Перед включением указателя взгляните в зеркало заднего вида. Ведь если по соседней полосе приближается другой автомобиль, то условий для обгона пока нет. Стало быть, и указатель поворота включать пока незачем. Вы лишь встревожите другого водителя, он начнет нервничать, не зная, видите ли вы его или нет. Вообще при перестроении придерживайтесь такой последовательности:

зеркало – сигнал – маневр.

Перестроившись для опережения, сразу же выклю­чайте указатель поворота. Опережение даже одиночного транспортного средства занимает иногда много времени. К тому же не исключено, что возвращаться на прежнюю полосу не придется, так как впереди за ним будут другие транспортные средства. Если же это понадобится, включите указатель, когда начнете новое перестроение. Кто на протяжении всего опе­режения не выключает предупредительный сигнал, прос­то не понимает его назначения и действует не грамотно. И это не так уж безобидно, как может показаться. Поставьте себя на место водителя, приближаю­щегося со встречного направления. Как ему прогно­зировать развитие событий на дороге? То ли водитель перед ним собирается повернуть налево, и на­до быть начеку, убавить на всякий случай скорость и принять правее, то ли он не собирается никуда сворачивать и будет, по-прежнему, двигаться прямо. Одним словом, все надо делать не формально, а со смыслом и всем понятным языком.

Условия вождения автомобиля в темное время резко отличаются от условий вождения в дневное вре­мя. С наступлением темноты ухудшается видимость дороги, окружающих объектов, нарушается представление о пространстве, притупляется наблюдательность, утомляется зрение. Несмотря на значительное сни­жение интенсивности движения, опасность движения ночью возрастает.

Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что на темное время суток приходится около половины всех происшествий, в связи с этим к каждому ночному рейсу следует заблаговременно готовить автомобиль и изучить предстоящий маршрут.

Скорость движения в темное время суток в сред­нем должна быть меньше скорости движения в днев­ное время. Следует помнить, что видимость зависит не только от величины освещенности, но также от яркости фар, контрастности предметов.

При движении по дороге свет фар создает световую полосу, вне которой видимость практически отсутствует. Следовательно, находящиеся на обочине автомобили, особенно если на участке дороги имеют­ся повороты, могут не попасть в полосу освещения и таким образом, быть абсолютно невидимым. Вовремя обнаружить и оценить опасность бывает очень трудно. Положение усугубляется еще тем, что окраска автомобиля и одежды пешехода могут быть темного цве­та и плохо контрастировать с окружающим фоном. На видимость оказывает влияние также и цвет дорожного покрытия. Светлая поверхность обеспечивает лучшую, а темная, » худшую видимость».

Особо серьезную опасность представляет ослепление водителя светом фар встречного автомобиля: видимость резко ухудшается, а иногда совершенно пропадает. В этот промежуток времени водитель, продолжая движение, подвергает себя и пассажиров опасности. Процесс восстановления зрительных функ­ций после ослепления может колебаться в значитель­ных пределах и достигать 10с и более. За это время автомобиль проходит значительное расстояние. Прак­тически в этих условиях водитель не имеет возмож­ности не только увидеть опасность или препятствие, но и выдержать траекторию движения автомобиля по дороге.

Избежать ослепления можно только при правильном пользовании световыми приборами, при их правильной регулировке. В Правилах дорожного движения сказано, что во время встречного разъезда в темное время суток дальний свет должен быть переключен на ближ­ний не менее чем за 150 м до встречного транспорт­ного средства, а также и при большем расстоянии, если водитель встречного транспортного средства, периодическим переключением света фар покажет необ­ходимость этого. Водитель должен переключить «даль­ний» свет на «ближний» в иных случаях, когда он может ослепить других водителей, в том числе движущихся в попутном направлении. Если все же ослепление произошло, водитель должен включить аварийную сигнализацию и снизить скорость, не меняя полосы движения.

При движении по неосвещенным дорогам большую опасность представляет стоящее транспортное средство без световых сигналов. Если транспортное средство исправно, световые сигналы должны быть включены. При невозможности выполнить это, транспортное средство должно быть выведено за пределы дороги или обозначено мигающим красным фонарем или знаком аварийной остановки.

Противотуманные фары ночью больших преимуществ не дают. Ими стоит пользоваться только в тумане, во время плотного дождя или снегопада. Не надо забывать, что в условиях движения противотуманные фары даже правильно отрегулированные, вместе с основными фарами создают двойной световой поток и могут ослеплять встречных водителей.

Темное время суток — это то время, когда очень эффективно можно использовать фары в качестве световых сигналов. При обгоне переключением света фар можно привлечь к себе внимание обгоняемого водителя. Приготовился пешеход перейти дорогу в неполо­женном месте, его тоже можно предупредить о своем приближении включением дальнего света на короткое время. Подъезжая к пересечению, где вы должны ус­тупить дорогу стоит заранее, метров за 20 до остановки, переключиться на габаритные огни. Води­тель, который имеет здесь преимущество, понимает, что вы видите его и пропускаете. Начиная движение после остановки, вновь включайте ближний свет.

Приучайте себя не нервничать и не включать лихорадочно все имеющиеся на автомобиле внешнее освещение, если, перейдя с «дальнего» на «ближний» свет фар, не дождались той же реакции от встречного во­дителя. Лучше спокойно покажите ему еще раз, что вы едете с ближним светом, и если и на этот раз он не переключился, то снижайте скорость, так как встречный водитель, видимо, не будет переключать свет и поэтому возможно ослепление.

Под утро, когда начинает светать, появляется желание выключить фары. Не поддавайтесь этому соблазну и двигайтесь с ближним светом, пока полнос­тью не рассветет. В этих условиях он, конечно нужен не столько для улучшения видимости, сколько для четкого обозначения транспортного средства на проезжей части. А это очень важно рано утром, когда «ночные» водители уже устали, а «утренние» еще не проснулись. У тех и других внимание слабое.

ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЯ

Подготовленность водителя определяется наличием у него профессиональных знаний, умений и навыков, необхо­димых для самостоятельного управления автомобилем в разнообразных дорожных условиях.

Знания — это совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для управления автомобилем. Нужный для водителя объем знаний предусмотрен дейст­вующими программами и приобретается в процессе обуче­ния. Однако, обладая только знаниями, человек не может управлять автомобилем. Для этого ему нужно владеть специальными умениями и навыками.

Умение — это способность целеустремленно и правильно использовать свои специальные знания в практической деятельности. Водитель должен уметь уверенно управлять автомобилем в различных дорожных и метеорологических условиях, быстро оценивать дорожную обстановку при ее изменении. Кроме того, он должен своевременно выполнять необходимые действия, обеспечивающие безопасность движения. Для этого ему следует выработать навыки.

Навык — это способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия автоматически без спе­циально направленного внимания, хотя и под контролем сознания. Опытный водитель, не задумываясь, выполняет свои рабочие движения при управлении автомобилем (поворачивает в нужную сторону рулевое колесо, тормозит плавно или резко, переключает передачи в нужной последо­вательности и т. д.).

Если он при этом допускает ошибку, то своевременно замечает и исправляет ее.

Знания, умения и навыки развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей профессиональной дея­тельности водителя. По мере увеличения стажа и накопления опыта уровень подготовленности и надежность водите­ля растут. Это подтверждает статистика аварийности на автомобильном транспорте. Наибольшая аварийность характерна для водителей со стажем до 1 года, что объяс­няется недостатком опыта. Характерно, что ДТП у водите­лей со стажем 2-5 лет случаются в среднем в 3 раза чаще, чем у водителей со стажем 5-10 лет, что объясняют не только меньшим опытом, но и самоуверенностью первых. Чтобы улучшить подготовленность и повысить уровень водительского мастерства, нужно систематически попол­нять свои знания, совершенствовать двигательные, сенсор­ные и мыслительные навыки.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ — 10 мин.

  • подвести итог занятия,
  • отметить активность студентов на занятии,
  • ответить на вопросы,
  • дать задание на самоподготовку

Записать на доске

Задать вопрос: Как определить пригодность человека к управлению

автомобилем

Показать кодопозитив

Задать вопрос:

«Что составляет основу обеспечения безопасности дорожного движения?

Записать на доске

Задать вопрос:

«Что необходимо делать водителю, почувствовавшему сильную усталость (сонливость)

Обратить особое внимание.

Задать вопрос:

«К чему приведет попытка идти в потоке с опережением?”

Дать под запись

Задать вопрос:

«Какую роль играет предупреди­тельный сигнал»

Привести пример

Задать вопрос:

«Нужно ли включать сигнал по ворота при движении по

«кольцу» (Круговое движение)?

На схеме «клеверный лист» дать задание студенту объяснить, какой включается сигнал поворота?»

Записать на доске

Задать вопрос:

«Как избежать ослепления?»

Записать на доске

Задать вопрос;

«Как должен

поступить водитель при остановке на проезжей части

Разработчик__________________________________________

«____» _____________ 200__г.

«Утверждаю»

Начальник цикла ПАП

подполковник С.Симонов

«____» _____________ 200__

План проведения группового занятия по основам управления автомобилем и безопасности движения

Тема № 2.3 Психологическая характеристика водителя.

Прогнозирование дорожной обстановки.

Занятие № 1 Психологическая характеристика водителя.

Прогнозирование дорожной обстановки.

I. Учебные цели: Знать: индивидуальные психологические характеристики и роль водителя в предупреждении дорожно-транспортных происшествий. Влияние ускорения вибрации («дорожная болезнь») утомляемости, стрессовых ситуаций на надёжность водителя и способы их предупреждения.

II. Воспитательные цели: Сознавать: сложность влияния различных психологических воздействий на водителя в различных дорожных ситуациях.

III. Учебно-материальное обеспечение:

1. Кодоскоп «Полилюкс» с комплектом кодопозитивов.

2. Схема

IV. Ход занятия

Учебные вопросы, их краткое содержание

и время на их изложение

Методические

указания

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ — 5 мин.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 75 мин.

Учебные вопросы:

1. Психологические характеристики водительской деятельности. Знания, умения, навыки. Индивидуальные психологические характеристики: память, возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя и совершению необдуманных действий, другие особенности. Роль реакции в деятельности водителя. Ощущения, их характеристики: зрительные, слуховые, осязательные, световая чувствительность. Световая и теневая адаптация зрения. Ослепление. Восстановление световой чувствительности. Зрительное восприятие объектов. Глазомер. Поле зрения и его изменения в зависимости от скорости движения и плотности транспортного потока. Слуховые ощущения и восприятия. — 35 мин.

Водитель, является главной активной фигурой, от действий которого в большей степени зависит состояние аварийности. Около 3/4 всех ДТП происходит по вине водителей.

Какими основными качествами должен обладать водитель для того, чтобы обеспечить безопасность своего участия в дорожном движении? Прежде всего водитель должен быть пригодным к управлению транспортным средством о точки зрения своего психофизиологического состояния, иметь необходимые навы­ки управления и твёрдые знания . Правил дорожного движения» получаемые в результате специальной подготовки иметь желание соблюдать установленный порядок, т.е. обладать такими личными качествами» которые исключали бы проявление пренебрежения, эгоистического отношения к интересам общества об­щественной безопасности.

Начнём с определения пригодности к управлению транспортными средствами. Лица, желающие получить права водителя, предварительно проходят медицинское освидетельствование, в результате которого определяются их способности ориентирования в окружающей обстановке, т.е. видеть, слышать, своевременно реагировать на внешние изменения, а также воздействовать на систему управления транспортным средством. Освидетельствование будущих водителей проводится специальными медицинскими комиссиями, организуемыми при лечебно профилактических учреждениях системы Министерства здравоохранения РФ. В комиссиях принимают участие; терапевты, хирурги, окулисты, невропатологи, отоларингологи. Женщин, кроме того, освидетельствует акушер гинеколог.

Проблема определения пригодности человека к управлению транспортным средством в сложных условиях современного дорожного движения сталкивается с необходимостью разрешения очень сложного и всё более усугубляющегося противоречия, которое заключается в следующем:

  • повышение скоростей и интенсивности движения
  • постоянное воздействие множества помех
  • напряженность, связанная с опасностью совершения дорожно-транспортного происшествия. Все это вызывает необходимость предъявления более высоких требований к психофизиологическому состоянию водителей. Но, с другой стороны автомобилизация приобретает такой размах, что значительная часть населения страны (в недалёком будущем видимо большинство) будет стремиться овладеть техникой управления транспортными средствами либо по роду своей профессии, либо в связи с приобретением со­ответственных автомобилей и мотоциклов.

2. Роль водителя в предупреждении дорожно-транспортных происшествий. Ощущение равновесия, ускорений, вибрации. «Дорожная болезнь». Утомляемость и её влияние на надёжность водителя. Влияние алкоголя, наркотиков и других медикаментозных средств на надёжность водителя. Стрессовые состояния, способы их предупреждения, регулирование своего психофизиологического состояния. Прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций. Восприятие времени, расстояния, скорости движения. Время реакции на опасность. Понятия простой и сложной реакции. Изменение времени реакции. – 40 мин.

Главная сложность дорог с интенсивным движением состоит в том, что транспортные средства расположены на дороге близко друг к другу, поэтому их взаимное влияние становится значимым. При движении в плотном транспортном потоке у водителя ограничены возможности в выборе скорости движения, полосы, интенсивности разгона и торможения и др. В таких условиях водителю следует придерживаться темпа. Движение с опережением приведёт только к повышенной опасности, увеличению расхода топлива, утомлению и нервознос­ти. Если же двигаться со скоростью, меньшей скорости патока, то вы станете помехой для других водителей ведь опередить вас в плотном транспортном потеке это задача непростая.

В плотном потоке каждый маневр представляет значительную сложность. Перед перестроением и поворотом водитель должен точно оценить обстановку: возможен и безопасен ли будет задуманный маневр и только после этого включить соответствующий сиг­нал. Роль предупредительных сигналов в плотном по­токе очень велика, но, к сожалению, многие водите­ли недооценивают её. Ведь маневр может быть опасен не только сам по себе, но и потому, что окружающие не были о нем оповещены или были оповещены слишком поздно.

Надо взять за правило: сначала убедиться в безопасности, включить сигнал, а потом уже действовать. На практике мы часто сталкиваемся с другим.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ — 5 мин.

— ответить на вопросы студентов;

— объявить оценки, отметить недостатки,

— дать задание на самостоятельную подготовку

Довожу до обучаемых основную роль водителя в предупреждении дорожно-транспортных

происшествий

Руководитель ___________________________________

«____» _____________ 200__г.

Самарский государственный технический университет

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

«Утверждаю»

Начальник цикла____________

______________________________

«____» _____________ 200__г.

Экз. №______

ЗАДАНИЕ

на самостоятельную работу под руководством преподавателя

по основам управления автомобилем и безопасности движения

Тема № 2.3Психологическая характеристика водителя.

Прогнозирование дорожной обстановки.

Обсуждено на заседании цикла

«____» _____________ 200__г.

Протокол № _____

Самара 200_

I. Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

  1. Прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций. Условия возникновения дорожно-транспортных происшествий.
  2. Влияние ускорения вибрации утомляемости, стрессовых ситуаций на надёжность водителя.
  3. Влияние различных психологических воздействий на водителя в различных дорожных ситуациях.

4. Роль водителя в развитие и предупреждение ДТП.

II. Методические рекомендации обучаемым по самостоятельной работе над изучаемой темой

Материал темы изучается студентами самостоятельно. При выдаче заданий студентам на самостоятельное изучение материала темы необходимо обратить особое внимание на вопросы предпосылок возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Для более качественного изучения темы необходимо рекомендовать студентам следующий порядок работы:

  • Изучить гл. 2.3,2.4, 2.5 в учебнике «Вождение автомобильной техники».
  • Изучить гл. 2.2 в учебнике «ПДД и ОБУА».

Выдать контрольные вопросы студентам в отпечатанном виде или под запись в тетрадь.

III. Перечень руководств и пособий, подлежащих изучению:

1. Учебник » Вождение автомобильной техники » М. Воениздат. 1983 г.

2. В.А. Иларионов «ПДД и ОБУА» М. Транспорт. 1998г.

IV. Приложения: Задания на практическое занятие

Разработчик(и)____________________________________

____________________________________

«____» _____________ 200__г.

«Утверждаю»

Начальник цикла ___________

______________________________

«____» _____________ 200__г.

ПЛАН

проведения самостоятельной работы под руководством преподавателя

по основам управления автомобилем и безопасности движения

Тема № 1 Психологическая характеристика водителя.

Прогнозирование дорожной обстановки.

Учебная группа

(курс, поток)

Дата

проведения

Учебные

часы

Место

проведения

класс ПДД и ОБУА.

I. Учебные цели: Знать: Влияние ускорения вибрации утомляемости, стрессовых ситуаций на надёжность водителя и способы их предупреждения. Индивидуальные психологические характеристики и роль водителя в предупреждении дорожно-транспортных происшествий.

Уметь: Прогнозировать развитие дорожно-транспортных ситуаций

III. Учебно-материальное обеспечение: Учебная литература, комплект слайдов

IV. Ход занятия

Учебные вопросы, их краткое содержание

и время на их изложение

Методические

указания

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ — 5 мин.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 75 мин.

Учебные вопросы:

1. Психологические характеристики водительской деятельности. Знания, умения, навыки. Индивидуальные психологические характеристики: память, возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя и совершению необдуманных действий, другие особенности. Роль реакции в деятельности водителя. Ощущения, их характеристики: зрительные, слуховые, осязательные, световая чувствительность. Световая и теневая адаптация зрения. Ослепление. Восстановление световой чувствительности. Зрительное восприятие объектов. Глазомер. Поле зрения и его изменения в зависимости от скорости движения и плотности транспортного потока. Слуховые ощущения и восприятия.

2. Роль водителя в предупреждении дорожно-транспортных происшествий. Ощущение равновесия, ускорений, вибрации. «Дорожная болезнь». Утомляемость и её влияние на надёжность водителя. Влияние алкоголя, наркотиков и других медикаментозных средств на надёжность водителя. Стрессовые состояния, способы их предупреждения, регулирование своего психофизиологического состояния. Прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций. Восприятие времени, расстояния, скорости движения. Время реакции на опасность. Понятия простой и сложной реакции. Изменение времени реакции.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ — 10 мин

V. Литература для изучения на занятии: а) обязательная;

1. Учебник » Вождение автомобильной техники » М. Воениздат. 1983 г.

2. В.А. Иларионов «ПДД и ОБУА» М. Транспорт. 1998г.

Руководитель____________________________________

____________________________________

«____» _____________ 200__г.