Самарская гуманитарная академия

Филиал в г. Тольятти

Кафедра Психологии

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

для студентов факультета психологии всех форм обучения

специальности 020400 Психология

Тольятти

2006

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы / Сост. Григорьева И.Н. – Тольятти: филиал НОУ СаГА в г. Тольятти, 2006.

В Методических рекомендациях содержится информация о порядке выполнения и основных требованиях по выполнению курсовых работ на факультете психологии филиала СаГА в г. Тольятти. Рассмотрены требования к содержанию и оформлению работ, обязанности научного руководителя и студентов, порядок рецензирования и защиты; приведены примерные темы курсовых работ по дисциплинам. В приложениях содержатся стандарты оформления титульного листа, реферата, полезная студентам информация по написанию курсовых работ.

Все требования в Методических рекомендациях даны в соответствии со Стандартом «Структура и правила оформления курсовых и дипломных работ», утвержденным ректором НОУ СаГА в 2005 году.

Выражаю благодарность за помощь в оформлении работы лаборанту кафедры психологии Стрекаловой А.А.

ОБСУЖДЕНО:

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол заседания кафедры №

Протокол заседания УМК

От

От

Зав.кафедрой

Д.пс.н, профессор

Виноградова Г.А.

Председатель УМК

К.э.н., профессор

Гогина Г.Н.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

  1. Цели и задачи написания курсовой работы……………………………

  1. Типы курсовых работ…………………………………………………….

  1. Этапы написания курсовых работ………………………………………

  1. Структура и содержание курсовой работы…………………………….

  1. Обязанности научного руководителя и студентов……………………

  1. Оформление курсовой работы……………………………………………

  1. Рецензирования и аттестация курсовых работ………………………….

  1. Порядок защиты курсовой работы………………………………………

  1. Примерные темы курсовых работ по дисциплинам………………….

  1. Приложения

  1. Титульный лист
  2. Автореферат
  3. Содержание курсовой работы
  4. Критерии оценки курсовой работы
  5. Советы и рекомендации по написанию курсовых работ
  6. Должности, научные звания руководителей курсовых работ

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа является самостоятельным творческим исследованием студента, предполагающим углубленное овладение теоретическим материалом, а также проведение исследования (эксперимента) и анализ полученных данных.

Выполнению курсовых работ в комплексной подготовке специалиста- психолога отводится должное место – курсовая работа рассматривается прежде всего как средство интеграции научных и практических умений и навыков, средство профессионализации студентов.

Государственным стандартом высшего профессионального образования по Психологии предусмотрено выполнение не менее трех курсовых работ за период обучения. На факультете психологии филиала НОУ СаГА в г. Тольятти предусмотрено выполнение 7 курсовых работ, причем три из них предлагаются по дисциплинам федерального компонента, четыре – по дисциплинам специализации факультета 020405 Психология управления (менеджмента).

Т.е., за период обучения студент выполняет следующие курсовые работы:

1.

Общая психология

2-й курс

Весенний семестр

2.

Психология управления персоналом

3-й курс

Весенний семестр

3.

Психодиагностика

4-й курс

Осенний семестр

4.

Психология семьи

4-й курс

Осенний семестр

5.

Психология менеджмента

4-й курс

Весенний семестр

6.

Психология маркетинга

4-й курс

Весенний семестр

7.

Психология рекламы

5-й курс

Осенний семестр

Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя — научного руководителя, который назначается кафедрой. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность.

Результаты выполнения студентом курсовых работ заносятся в приложение к диплому; в нем же указывается тематика выполненных за время обучения работ.

  1. ЦЕЛИ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ

Выполнение курсовых работ по психологии студентами факультета психологии рассматривается как комплексный вид самостоятельной работы, который включает в себя разные виды самостоятельной работы – от работы с первоисточниками (аннотирования, рецензирования, конспектирования) до самостоятельных полевых исследований. Ведущими целями выполнения курсовых работ по дисциплине являются:

• Глубокое изучение теоретического материала по из­бранной теме; помощь студенту самостоятельно разобраться в современном состоянии вопроса; развитие самостоятельности мышления студента, его творческого потенциала, наблюда­тельности, потребности в познании нового; привитие вкуса к исследовательской деятельности.

• Обучение студента самостоятельно работать со специ­альной литературой, реферировать статьи и составлять обзоры по заданной теме, правильно оформлять отчет о проделанной работе в стиле научной статьи или монографии, разрабатывать стратегию научного исследования, пользоваться статистиче­скими методами обработки данных, правильно анализировать полученные результаты, обосновывать гипотезы и выводы исследования.

• Выявление уровня специальной подготовки студента, умения применять полученные теоретические знания и прак­тические навыки в решении конкретных задач, выяснение сте­пени овладения методами научного исследования, способности самостоятельно анализировать и обобщать материал научных статей и специальной литературы, делать на их основе пра­вильные выводы, разрабатывать в рамках изучаемой проблемы конкретные рекомендации, обосновывать и защищать их.

  1. ТИПЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

Типология курсовой работы по психологии определяется стоящими перед студентом- исследователем задачами. Задачей курсовой работы может быть ос­воение студентом умений выполнения реферативных форм научной работы. При этом студенты должны усвоить не только способы отбора, группировки и обобще­ния информации, но, прежде всего умение находить нерешенные проблемы по изучаемой теме, спорные вопросы и подходы к отдельным проблемам, определять степень достоверности информации, содержащейся в изучаемой литературе, ее доказательность. Это задачи реферативной курсовой работы по психологии.

Задачей курсовой работы может быть освоение студентом умений выполнения эмпирической научно-исследовательской деятельности. При этом должна быть решена конкретная проблема научной психологии, связанная с изучаемой про­блемой, и в письменном виде представлены обоснования цели, гипотезы и метода, использованного в работе, описание хода работы и ее результатов. Эмпирическая работа также должна содержать реферативную часть, в которой на основе изуче­ния литературы характеризуется состояние изучаемой проблемы. Данная работа относится к эмпирическому типу.

Задачей курсовой работы может быть освоение студентом умений в области практической психологии. Курсовая работа этого типа может заключаться в раз­работке или адаптации методик психодиагностики или психологического кон­сультирования, в разработке программ психотерапии, психокоррекции, развиваю­щей работы, психологической профилактики или просвещения. При этом должна быть решена конкретная задача практической психологии и в письменном виде представлены обоснование и описание цели, задач, использованных форм, мето­дов и методик практической работы, ее хода и результатов. Соответствующая раз­работка должна иметь новизну. В такой курсовой работе также должна содержаться реферативная часть, в которой на основе изученной научной литературы характе­ризуется состояние изучаемой проблемы. Такой тип курсовых работ относится к экспериментальному или практическому типу.

Целесообразным представляется сочетание в курсовой работе реферативных, эмпирических и практических форм учебной и научной деятельности студента.

Т.о., в соответствии со стоящими перед студентами задачами, выделяются следующие типы курсовых работ:

1. Курсовая работа реферативного плана пишется на млад­ших курсах (2 курс), но допускается и на старших курсах в случае разработки междисциплинарной, малоизученной проблемы. Это самостоятельное научное исследование, представляемое в форме сжатого изложения научной пробле­мы на основе анализа литературных источников по заявленной теме. Реферативная курсовая работа пишется в форме научного обзора, сопоставляющего и анализирующего имеющиеся точки зрения, подходы, способы решения и т.п. какой-либо психоло­гической проблемы. Реферат является формой самостоятельной учебной работы по предмету, направ­ленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Как отмечалось выше, основная задача работы над рефератом по предмету — углубленное изучение определенной проблемы изучаемого курса, по­лучение более полной информации по какому-либо его разделу.

При подготовке реферата необходимо использовать достаточное для раскры­тия темы и анализа литературы количество источников, непосредственно относя­щихся к изучаемой теме. В качестве источников могут выступать публикации в виде книг и статей. Требования к объему и качеству выполнения реферата по пси­хологии зависят от специальности, которой обучается студент. Для студентов-психологов требования к реферату, конечно, иные, чем для студентов педагогиче­ской или технической специальности.

Цель такой работы — знакомство с определенной научной проблематикой и усвоение навыков составления и правильного оформления научных обзоров. Особое внимание уделяется правильности оформления ссылок, цитирования и списка литературы.

Научную ценность реферата представляют самостоятель­ные обобщения и выработка собственного отношения к рас­смотренным научным подходам различных авторов.

При написании реферативной курсовой работы осваиваются умения трех основных типов:

1) поиска информации и оформления научной мысли реферативного типа;

2) планирования, проведения эмпирического исследования и оформления его ре­зультатов;

3) планирования, проведения инновационной работы в области практической пси­хологии и оформления ее результатов.

2. Курсовая работа учебно-исследовательского и научно-исследовательского плана. В той степе­ни, в какой эти работы направлены на исследование, на поиск новых психологиче­ских знаний, разработку новых методик психологического исследования или практической психологической работы, они становятся видами научной деятель­ности студентов.

При выполнении реферативной (теоретической) части учебной и научно-исследовательской рабо­ты студент должен освоить следующие основные умения:

1) самостоятельный поиск информации по заданной теме;

2) отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изу­чаемой проблемы, отделение этой информации от второстепенной (в рамках данной темы);

3) анализ и синтез знаний и исследований по проблеме;

4) обобщение и классификация информации по исследовательским проблемам;

5) логичное и последовательное раскрытие темы;

6) обобщение психологических знаний по проблеме и формулирование выводов на основе обзора литературы;

7) стилистически правильное оформление научной мысли реферативного типа;

8) грамотное оформление научного реферативного текста;

9) правильное оформление научной работы.

При выполнении эмпирической (практической) части научно-исследовательской работы студент должен освоить следующие умения:

1) обоснование актуальности и новизны эмпирического исследования;

2) определение предмета и объекта эмпирического исследования;

3) формулировка цели и задач эмпирического исследования;

4) формулировка гипотезы эмпирического исследования;

5) планирование эмпирического исследования и прогнозирование достоверности ожидаемых результатов;

6) выбор методов и подбор методик для проверки гипотезы эмпирического иссле­дования;

7) практическое освоение методики эмпирического исследования как средства решения научно-исследовательской задачи;

8) количественная обработка данных эмпирического исследования;

9) качественная обработка данных эмпирического исследования;

10) полное, стилистически правильное и грамотное описание процесса и результа­тов эмпирического исследования, убедительность аргументации;

11) интерпретация результатов эмпирического исследования;

12) формулирование выводов, полученных в результате эмпирического исследо­вания, рекомендаций по их использованию;

13) правильное оформление научной работы.

3. Курсовая работа практического типа включает в себя реферативную часть, констатацию и коррекционно- развивающую (формирующую) часть.

При подготовке разработки в области практической психологии студентом должны быть освоены следующие умения:

1) обоснование актуальности задачи, на решение которой направлена работа;

2) определение предмета и объекта практической психологической работы;

3) формулировка цели и задач, на решение которых направлена разрабатываемая методика;

4) характеристика новизны разрабатываемой или адаптируемой методики;

5) планирование основных этапов разработки (или адаптации) методики практи­ческой психологической работы и понимание задач, которые решаются на каж­дом из них;

6) подбор методов и методик для решения поставленной задачи практической психологии;

7) практическое освоение методик психодиагностики, консультирования, психотерапии, коррекционной, развивающей психологической работы или работы по психопрофилактике и психологическому просвещению, понимание их места в решении поставленной задачи практической психологии;

8) количественная обработка результатов проведенной работы;

9) качественная обработка результатов проведенной работы;

10) полное, стилистически правильное и грамотное описание процесс и результатов эмпирического исследования, убедительность аргументации.

11) качественный и количественный анализ эффективности поведенной практической психологической работы, ее интерпретация

12) характеристика новизны и специфики разработанной методики практической психологической работы, выводов по ее апробации, описание возможностей и ограничений в ее применении, рекомендации по использованию.

13) грамотное оформление научной работы.

  1. ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Процесс написания курсовой работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:

  1. Выбор темы.
  2. Разработка рабочего плана.
  3. Сбор, анализ и обобщение материалов по избранной теме.
  4. Формулирование основных методологических положений, практических выводов, рекомендаций.
  5. Оформление курсовой работы.
  6. Защита курсовой работы.

1. Выбор темы – ответственный этап, определяющий характер и содержание курсовой работы. Он начинается с определенного места исследования (тип организации, специфика работы) и характер выборки (должностной статус, демографические показатели, количество человек и т.д.).

Особенно ценной является работа, в которой студент решает какую-нибудь реальную практическую задачу, сто­ящую пред руководством или персоналом организации.

После формулировки темы подбирается литература. Обязательным является использование журнальных статей и интернет- источников.

2. Составление рабочего плана. Разработка темы курсовой работы начинается с планирования. Рабочий план позволяет студенту четко организовать работу по избранной теме исследования. В рабочем плане конкретно указываются мероприятия, соответствующие этапам вы­полнения работы с указанием конкретных сроков (анализ литератур­ных источников, формирование выборки, подбор психодиагностичес­кого инструментария, тестирование и т.д.).

3. Работа над темой. После выбора темы и уточнения вопроса исследования следует составить библиографию по данной теме и оз­накомиться со специальной литературой, дополнив список новыми ис­следованиями, опубликованными в журналах и монографиях. Далее необходимо подобрать методы и методики исследования. В этом сту­денту могут помочь рекомендации к выполнению практических заня­тий по дисциплинам, консультации научного руководителя и знаком­ство по литературным источникам со специальными методиками ис­следования. Выбрав тему курсовой работы, студент выделяет цель и задачи исследования, формулирует гипотезы.

В работе над темами исследования рекомендуется следующая пос­ледовательность отбора и анализа фактического материала:

• студент по учебной литературе изучает особенности проявления исследуемого качества;

• подобрав методики, проводит диагностику выбранных характерис­тик в управленческих коллективах;

• сопоставляет данные психологической литературы и результаты своего исследования по каждой выборке, т. е. констатирует уровень развития диагностических характеристик;

• сравнивает данные, собранные по всем выборкам, используя ме­тоды математической статистики.

4. Формулирование выводов и практических рекомендаций. Крат­кие выводы в каждой главе позволяют четко сформулировать итоги каждого этапа исследования и дают возможность отделить основные результаты работы от второстепенных подробностей. В заключении студент должен дать свою оценку достижения цели, полноты решения поставленных задач и доказательств гипотезы, сформулировать рекомендации.

5. Оформление курсовой работы. Работы оформляется в соответствии с данным стандартом.

6. Защита курсовой работы. Защита проводится в присутствии группы. Выступление студента должно быть кратким (5 минут).

В нем обосновывается тема, цель работы, сжато излагается основное содержание, и сообщаются результаты (выводы) исследования. В процессе защиты студент может использовать заранее заготовленные диаграммы, схемы, графики и другой иллюстрированный материал. По окончании выступления все присутствующие имеют право задать студенту вопросы как по существу рассматриваемой им проблемы, так и по смежным вопросам.

4. Структура и содержание курсовой работы

Структурными элементами курсовой работы являются:

  • титульный лист (см. Приложение А);
  • реферат (см. Приложение Б );
  • содержание (см. Приложение В);
  • введение
  • основная часть
  • заключение
  • список использованных источников;
  • приложения

Титульный лист

Титульный лист является первым листом курсовой работы и оформляется по образцу, данному в Приложении А. Тема, заявленная на титульном листе курсовой работы должна строго соответствовать теме, утвержденной приказом ректора. В случае расхождения – курсовая работа возвращается.

Реферат

Реферат – краткое точное изложение содержания курсовой работы, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата. Реферат должен: содержать сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц, количестве использованных источников; акцентировать внимание на новые сведения и определяет целесообразность работы.

Текст реферата должен отражать сущность выполненной работы: объект исследования, цель работы и ее новизну, полученные результаты и их практическую значимость, сведения об апробации работы, область применения. Реферат помещается после титульного листа, перед содержанием. Лист с рефератом не нумеруется. Образец реферата — см. Приложение Б.

Объем реферата не должен превышать одной страницы.

Содержание

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников, приложение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы. Оформление текста следует выполнять в соответствии с Приложением В.

Недопустимы оди­наковые формулировки названия курсовой работы в целом и отдельных глав или параграфов. Недопустимо называть главы «Теоретическая, практическая часть». Главы и параграфы следует называть проблемно, а не констатирующее в стиле учебника.

  Введение

Во введении дается общая характеристика курсовой работы: обоснование актуальности выбранной темы, выделяется объект, предмет, цель, задачи, практическая значимость работы.

Обязательным элементом является критический обзор специальной литературы по теме; степень разработанности проблемы исследования на современном этапе; описание объекта и предмета исследования.

Аппарат исследования во введении строго располагается в последовательности: объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования.

Описывается использование методов, которые применяются в исследовании, способы обработки данных, база исследования.

Введение содержит краткое ознакомление с основным содержанием работы и сжатую характеристику самого исследования, презентует работу.

Объём раздела «Введения» занимает 1 – 2 страницы.

Основная часть

Основная часть курсовой работы обычно состоит из двух-трёх теоретических и экспериментальных (эмпирических) разделов, при этом каждый раздел — из двух-трёх подразделов и выводов по разделу.

Формулировка наименований разделов и подразделов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание курсовой работы. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова.

Выводы по каждому разделу должны быть краткими, с конкретными данными о результатах.

Объем этой части курсовой работы – 75 — 90% от общего объема работы. Причем, соотношение теоретической и эмпирической части работы составляет 50: 50.

Заключение

Заключение должно содержать общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в курсовой работе, рекомендации по практическому использованию результатов работы. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы. Примерный объем заключения 1-2 страницы.

Список использованных источников

Список должен содержать сведения об источниках, использованных в процессе подготовки курсовой работы (не менее 10 источников).

Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. – строго по алфавиту, по следующим правилам:

  • монографии, учебники, учебные пособия, имеющие авторов – Розанова В.А. Психология управления. – М., 2000.
  • монографии, учебники, учебные пособия под редакцией – Психология менеджмента / под ред. Г.С. Никифорова – СПб., 1997
  • статьи из журналов, сборников — Петровский В.А. Очерк теории свободной причинности // Вестник Самарского госуниверситета – 1996, №1.
  • Статьи из электронных изданий – Фуко М. Что такое автор? // http: // lib. ru [21.04.2000]

Приложения

В приложении дается вспомогательный и справочный материал: таблицы цифровых данных, схемы, рисунки, инструкции и методический материал, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности и другой экспериментальный материал.

Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.

В тексте курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки. Степень обязательности приложений при ссылках не указывается. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово «обязательное», а для информационного — «рекомендуемое» или «справочное».

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й. О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Допускается обозначений приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если приложение одно, оно обозначается «Приложение А».

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на последующих её страницах, располагая их в по­рядке появления ссылок в тексте.

Все приложения должны быть перечислены в содержании работы (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.

5. Обязанности научного руководителя и студента

В обязанности научного руководителя курсовой работы входит:

  • Выдает студентам примерный перечень тем курсовых работ по дисциплине; проводит первичную консультацию по выбранной тематике;
  • выдает студенту задание на курсовую и оказывает студенту помощь в разработке календарного графика работы на весь период написания курсовой работы;
  • рекомендует студенту необходимую основную литературу, справочные материалы и другие источники по теме курсовой работы;
  • проводит систематические консультации со студентом по выполнению курсовой работы в рамках специально отведенного для этого времени;
  • проверяет выполнение работы (по частям и в целом); если представленный материал не отвечает требованиям, научный руководитель делает необходимые замечания и возвращает работу студенту на доработку;
  • по окончании работы дает письменную рецензию о качестве выполнения работы и соответствию ее стандартным требованиям и рекомендует курсовую работу к защите;
  • проводит защиту курсовой работы, оценивает проделанную студентом работу.

Студент при выполнении курсовой работы обязан:

  • в срок выбрать тему курсовой работы по дисциплине и написать заявление в деканате о закреплении за ним темы работы. Устанавливаются следующие сроки подачи заявлений: для курсовых работ осеннего семестра – не позже 1 ноября, для курсовых работ весеннего семестра – не позже 1 марта;
  • регулярно консультироваться с научным руководителем о порядке написания курсовой работы;
  • выполнить все требования стандарта, предъявляемые к курсовым работам (как к содержанию, так и к оформлению);
  • своевременно, в соответствии с графиком нормо- контроля, представить на кафедру психологии готовую работу на рецензию;
  • в случае неблагоприятной рецензии и замечаний переработать материалы работы в соответствии с нормативами кафедры и пожеланиями научного руководителя;
  • подготовить защиту- презентацию проведенного исследования и выступить на защите курсовых работ.

6. Оформление курсовой работы

Общие требования

Работа должна быть выполнена на компьютере (размер шрифта 14 пунктов, полуторный междустрочный интервал) в редакторе Word и напечатана на принтере в режиме качественной печати на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297×211 мм) по ГОС’Г 9327-60. Иллюстрации и таблицы могут быть оформлены на листах формата АЗ (594×422 мм) по ГОС’Г 9327-60.

Должны соблюдаться следующие размеры полей: левое — 30 мм, правое — 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее — 20 мм.

Опечатки, описки, графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста компьютерным или ручным способом – чернилами, пастой или тушью черного цвета. Не допускаются вкладки и вклейки.

Отдельные слова, формулы, условные обозначения разрешается вписывать в текст от руки чертежным шрифтом черным цветом. Подписи и пояснения к рисункам и графикам должны быть на лицевой стороне.

Сокращения русских слов и словосочетаний выполнять по ГОСТ 7.12.

Построение документа

Наименования структурных элементов дипломной (курсовой) работы «Реферат», «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов дипломной работы.

Основную часть дипломной (курсовой) работы следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример — 1, 2, 3 и т. д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.

Пример — 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т. д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Если текст дипломной (курсовой) работы подразделяют только на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами в пределах всей дипломной (курсовой) работы.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт, или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Нумерация страниц

Страницы курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту курсовой работы. Номер страницы проставляют в центре верхней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц курсовой работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц дипломной (курсовой) работы. Иллюстрации и таблицы на листе формата АЗ учитывают как одну страницу.

Содержание включают в общее количество листов данного документа. Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Список использованных источников, которые были использованы при написании дипломной (курсовой) работы, включают в содержание документа.

Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки.

Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в дипломной (курсовой) работе, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст).

Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 — Схема расположения испытуемых.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «… в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу).

При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае — боковик.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.

 

Таблица _______ — ___________________________________

номер название таблицы

 

Головка

Заголовки граф

Подзаголовки граф

Строки (горизонтальные ряды)

Боковик (графа для заголовка)

Графы (колонки)

Рисунок 1

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В. 1», если она приведена в приложении В.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Оформление таблиц в дипломной (курсовой) работе должно соответствовать ГОСТ 2.105.

Примечания

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать.

Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Пример

Примечание -__________________________________

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами.

Пример

Примечания

1_______________________________________________

2_______________________________________________

3_______________________________________________

Формулы и уравнения

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «X».

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример

А=а:b,                                                                   (1)

В=с:е.                                                                    (2)

Одну формулу обозначают — (1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В. 1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример —… в формуле (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Порядок изложения математических уравнений такой же, как и формул.

Допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

Ссылки

В курсовой работе допускаются ссылки на данный документ, стандарты, технические условия и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом.

Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа.

При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников в соответствии с ГОСТ 7.1.

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках.

Основные правила цитирования

Цитаты должны применяться тактично по принципиальным вопросам и положениям. Не рекомендуется слишком обильное цитирование (употребление двух и более цитат подряд).

Не допускается соединять две цитаты в одну. Это равносильно подделке. Цитировать авторов необходимо только по их произведениям. Когда источник не доступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в каком-либо другом издании. В этом случае ссылке должны предшествовать слова: Цит. по кн.:.; Цит. по ст.: Например: Цит. по кн.: Доценко Е.Л. Психология манипуляций.- М.: МГУ, 2000 — с. 52.

При цитировании нужно соблюдать точное соответствие цитаты источнику. Допустимы лишь следующие отклонения:

  • могут быть модернизированы орфография и пунктуация по современным правилам, если это не индивидуальная орфография или пунктуация автора;
  • могут быть пропущены отдельные слова, словосочетания, фразы в цитате при условии, что, во-первых, мысль автора не будет искажена пропуском, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием.

Цитаты, точно соответствующие источнику, обязательно берутся в кавычки. Кавычки не ставят в стихотворной цитате, выключенной из текста, в цитате, взятой эпиграфом к книге или статье, в перефразированной цитате.

На каждую цитату, оформленную в кавычках, или без кавычек, а также любое заимствование из чужой работы (таблицу, схему, карту и т. п.) должна быть дана библиографическая ссылка. Применение чужих идей, фактов, цитат без ссылки на источник заимствования является нарушением авторского права и расценивается как плагиат, т. е. присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения или изобретения за собственное. Ссылки оформляются следующим образом: после цитируемого блока информации ставятся квадратные скобки, в которых указывается номер источника в соответствии с библиографией курсовой работы и через запятую ставится номер страницы, с которой осуществлено цитирование; точка ставится после закрытой квадратной скобки. Пример: [7, с. 56 ]. Допускается ссылка на издание, которая оформляется в круглых скобках с указанием года издания цитируемого произведения. Например: (Вересов Н.Н., 2001).

Не допускается оформление сносок внизу страницы под чертой.

7. Порядок рецензирования и аттестации курсовых работ

  В рецензии на курсовую работу должны быть освещены следующие вопросы:

  • Характеристика разделов работы — пути и методы решения поставленных в работе задач; уровень теоретического анализа исходных вопросов темы; корректность проделанных экспериментов, используемых методов исследования и обработки данных; качество и достоверность полученных результатов, умение их анализировать и использовать для последующих выводов; обоснованность и реальность сформулированных в работе выводов; оценка оригинальности и значимости полученных в работе результатов; соответствие разделов требованиям стандарта.
  • Использование нормативных и литературных источников – использование достаточного количества источников, преобладание монографий, соблюдение нормативов цитирования.
  • Качество оформления работы – соответствие оформления стандарту, правильность оформления цитат и ссылок, библиографического списка, приложений, рисунков и таблиц; грамотность и корректность, чистота и аккуратность в оформлении работы.
  • Недостатки работы — критические замечания должны быть сделаны таким образом, чтобы по ним была возможна дискуссия на защите. Рецензент должен отмечать конкретные недостатки курсовой работы (например, недостаточная обоснованность утверждений, выводов, ошибки методики, необоснованность приближений или точности измерений и т.д.) все замечания должны быть подтверждены примерами из рецензируемой работы. В случае, если рецензент критикует автора за отсутствие чего-либо в курсовой работе, то должно быть указано, как такое отсутствие влияет на основные выводы работы.
  • Результат рецензирования – общая оценка работы – допускается или не допускается к защите.

Аттестация курсовых работ происходит по результатам рецензирования и на основе открытой защиты студентов. За работу выставляются следующие оценки:

5 (отлично) — соответствует требованиям (все необходимое сделано), существенных замечаний нет;

4 (хорошо) — соответствует требованиям, но есть существенные замечания и недочеты;

3 (удовлетворительно) — требования выполнены недостаточно;

2 (неудовлетворительно) — отсутствует или не соответствует требованиям (необходимое не сделано).

  1. Порядок защиты курсовой работы

Дата, время и место защиты устанавливается научным руководителем курсовой работы; график утверждается деканом факультета.

Курсовая работа допускается к защите только при условии наличия рецензии, регистрации на кафедре. Т.о., работа должна быть представлена на кафедру за неделю до срока защиты. Работа может быть возвращена научным руководителем на доработку.

Защита курсовой работы проходит публично в установленное время в присутствии научного руководителя, заведующего кафедрой (при необходимости) и студентов группы..

К защите студент должен подготовить доклад и необходимый иллюстративный материал (таблицы, схемы), которыми он предполагает воспользоваться в ходе защиты.

Процедура защиты курсовых работ включает в себя:

  • сообщение студента о содержании работы (до 5 минут);
  • вопросы к автору работы и ответы на них со стороны научного руководителя и группы.

Сообщение студента о содержании работы должно быть заранее продумано, желательно написано. Выступление должно быть кратким, логически стройным и убедительным. Научный доклад должен быть подготовлен так, чтобы в короткий промежуток времени сказать все необходимое и убедить научного руководителя и слушателей в высоком качестве выполненной работы и в собственной компетентности.

В содержание доклада входят сообщение об актуальности и проблеме исследования, научный аппарат, описание выборки и порядка исследования, результаты выполненных методик, способы обработки и доказательства гипотезы. Делается общий вывод о законченности исследования, доказанности гипотезы.

Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценки курсовых работ объявляются в день защиты, результаты заносятся в экзаменационную ведомость.

9. Примерные темы курсовых работ (по дисциплинам) Общая психология для студентов группы 4211, 4212

  1. Изучение внимания у дошкольников ( младших школьников).
  2. Развитие логического мышления младших школьников.
  3. Развитие критического (творческого) мышления у студентов.
  4. Развитие мотивационно — потребностной сферы подростка.
  5. Формирование и становление личности подростка.

  1. Особенности интеллекта у старших школьников и студентов.
  2. Воображение младшего школьника. Особенности воображения первоклассников.
  3. Развитие и формирование волевых качеств человека.
  4. Проблемы одаренности и диагностики одаренных детей.
  5. Психологические свойства темперамента.

  1. Проблемы сознательного и бессознательного в психологии.
  2. Акцентуация черт характера у подростка.

  1. Проблема одаренных детей. Условия развития одаренности.
  2. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  3. Роль речи в жизни человека, в его психологии и поведении.
  4. Развитие и формирование личности в юношеском возрасте.
  5. Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.
  6. Межличностные отношения в группе подростков.
  7. Изучение произвольного внимания в творческой деятельности у старшего дошкольника.
  8. Мотивация учебной деятельности студентов.
  9. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
  10. Роль воображения в формировании творческого потенциала личности.
  11. Жизненные смыслы и ценности современной молодежи.
  12. Психологические особенности личности взрослого человека.
  13. Различия в интеллектуальной сфере у мужчин и женщин позднего юношеского возраста.
  14. Самооценка и ее влияние на жизнедеятельность личности.
  15. Развитие памяти у дошкольника.
  16. Воображение. Свойства и значение воображения в жизни человека.
  17. Развитие внимания у школьников начальных классов.
  18. Онтогенез детской речи.
  19. Влияние эмоциональных особенностей родителей на формирование умственных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
  20. Психологические свойства темперамента и его влияние на деятельность.
  21. Особенности эмоционально- волевой сферы людей пожилого возраста.
  22. Особенности самооценки в подростковом возрасте.
  23. Роль эмоций в регуляции деятельности.
  24. Особенности познавательной сферы дошкольников.

Психология управления персоналом, для студентов группы 4311, 4312

  1. Философия и стратегия отбора персонала.
  2. Наем и адаптация персонала организации.
  3. Аттестация персонала.
  4. Планирование карьеры.
  5. Обучение персонала.
  6. Личностный подход и управление человеком и его деятельностью.
  7. Половозрастные особенности человека и их учет в организации производственной деятельности и управления персоналом.
  8. Психологическая совместимость и оптимизация взаимодействия персонала.
  9. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры.
  10. Методика оценки карьерных ориентаций.
  11. Мотивация и стимулирование персонала в организации.
  12. Психология отклоняющегося поведения персонала.
  13. Трудовая дисциплина и организационные процессы.
  14. Управление дисциплинарными отношениями.
  15. Организационная деятельность отдела персонала.
  16. Оценка отклоняющегося организационного поведения.
  17. Локус контроля и поведения персонала.
  18. Техники и технологии управления конфликтами.
  19. Работа отдела персонала с консультационными службами.
  20. Психологические факторы управления качеством.
  21. Исследования рынка рабочей силы.
  22. Оценка трудовых ресурсов и набор рабочей силы.
  23. Планирование потребности в кадрах.
  24. Особенности оплаты труда менеджеров.
  25. Психология мотивирования.
  26. Оценка рабочего места менеджера.
  27. Особенности оценки трудовой деятельности менеджеров.
  28. Аттестация служащих, методики проведения.
  29. Личностные и групповые особенности протекания конфликтов
  30. Профессиональное продвижение персонала.
  31. Особенности подбора руководителей.
  32. Этические вопросы управления персоналом.
  33. Организационное развитие кадровых служб.
  34. Психологические обеспечения управления человеческими ресурсами.
  35. Маркетинговый консалтинг в управлении персоналом.
  36. Психология в системе управления человеческими ресурсами.
  37. Коучинг в организации.
  38. Формирование коллективного субъекта деятельности и команд.
  39. Формирование организационной культуры как фактор управления персоналом.
  40. Организационное развитие персонала.
  41. Проблемы лидерства в управлении персоналом.
  42. Делегирование полномочий как метод управления и развития персонала.
  43. Особенности системы стимулирования менеджеров в организации.
  44. Влияние гендерных особенностей личности на стиль поведения в коллективе.
  45. Оценка рабочего потенциала организации.
  46. Методы управления мотивацией персонала.
  47. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры.
  48. Трудовая дисциплина в организации.
  49. Взаимосвязь личностных качеств и эмоционального выгорания медицинских работников.
  50. Профессиональный подбор.
  51. Особенности коммуникаций преподавателей и учеников.
  52. Влияние тренинга на динамику личностных качеств менеджеров.
  53. Влияние лидерских качеств на социально-психологический климат в коллективе.
  54. Влияние трудовой мотивации на уровень дисциплины сотрудников.
  55. Принципы формирования организационной культуры.
  56. Техники и технологии управления персоналом.
  57. Оценка организационного поведения.

Психология менеджмента для студентов группы 4411, 4412

  1. Системные исследования организации.
  2. Организационная среда.
  3. Жизненный цикл организации.
  4. Внешняя среда организации.
  5. Конфликты в организациях
  6. Структура и модели организации.
  7. Проектирование организационных структур.
  8. Теория мотивации в организациях.
  9. Содержание теории организации.
  10. Трудовые ценности.
  11. Менеджмент целей в организации.
  12. Процессуальная теория мотивации.
  13. Поведение в организации.
  14. Девиантное поведение в организации.
  15. Трудовая дисциплина.
  16. Лидерство в организации.
  17. Организационная культура.
  18. Коммуникация в организациях.
  19. Удовлетворительность трудом в организациях.
  20. Организационный климат как мотивационный фактор.
  21. Инновация и организационные принятия.
  22. Психология предпринимательской деятельности.
  23. Организационное поведение в системе международного бизнеса.
  24. Экономическое поведение в организации.
  25. Организационный маркетинг.
  26. Особенности рынка и организационно правовые формы организации.
  27. Организационная структура рабочих рук.
  28. Поведение организации на различных стадиях развития.
  29. Власть и руководство в организации.
  30. Внутрифирменная среда организационного поведения.
  31. Формирование группового поведения в организации.
  32. Типология рабочих установок в организации.
  33. Инновационное поведение в организации.
  34. Личностное деловое поведение работников.
  35. Групповая динамика и организационные изменения
  36. Социальное влияние и трудовые процессы.
  37. Малая профессиональна группы в организациях.
  38. Стратегический менеджмент и социальное развитие коллектива.
  39. Коммуникационный менеджмент.
  40. История менеджмента в России.
  41. Модели группового поведения.
  42. Профессиональная сработанность.
  43. Удовлетворенность работой группы.
  44. Менеджмент по результатам.
  45. Профессиональные кризисы и здоровье.
  46. Организационные стратегии и философия.
  47. Внутри Организационное обеспечение менеджмента.
  48. Методы и средства инновационной деятельности.
  49. Переговоры в управлении организацией.
  50. Консалтинговый менеджмент.
  51. Менеджмент в некоммерческих организациях.
  52. Психологический отбор менеджеров.
  53. Профессиональная подготовка менеджеров.
  54. Психологические аспекты менеджмента в спорте.
  55. Психологические аспекты менеджмента в образовании.
  56. Тренинг в менеджменте.
  57. Профессиональная деформация менеджеров.
  58. Профессиональное здоровье менеджера.
  59. Гендерные аспекты менеджмента.
  60. Психическое выгорание менеджеров и его преодоление.
  61. Тренинг продаж.
  62. Психология экономического поведения.
  63. PR – менеджмент.
  64. Организационно – психологические аспекты менеджмента в туризме.
  65. Влияние социально-психологических характеристик менеджера на эффективность управления.
  66. Стили руководства и их эффективность
  67. Целеполагание менеджера.
  68. Роль психологических факторов в конкурентоспособности современных организациях.
  69. Современные подходы к стилям управления.
  70. Роль руководителя в обеспечении благоприятного психологического климата в коллективе.
  71. Самоорганизация руководителя как компонент организацион­ной культуры.
  72. Управленческая деятельность и ее психологические структур­ные компоненты.
  73. Индивидуально-психологические особенности руководителя.
  74. Самоконтроль в работе менеджера.
  75. Мотивационные факторы и регуляторы мотивации.
  76. Мотивы трудовой деятельности и стимулы мотивации.
  77. . Манипулятивные приемы управления.
  78. Эмоционально-волевая сфера руководителя.
  79. Социально- психологические феномены, влияющие на процессы управления организацией.
  80. Роль психологических факторов в конкурентоспособности со­временных организаций.
  81. Формальная и неформальная структура организации.
  82. Психологические аспекты антикризисного управления.
  83. Управление трудовой мотивацией.
  84. Содержание и структура организационной культуры.
  85. Формирование эффективных управленческих команд.
  86. Основные подходы к принятию управленческих решений.
  87. Социально-психологические аспекты управления нововведениями.
  88. Управленческая деятельность и стресс.
  89. Делегирование полномочий как вид управленческого действия и его специфика.
  90. Мотивирующий контроль и его психологические преимущества.
  91. Характер организационных изменений и его диагностика.
  92. Роль менеджмента в формировании коммуникативного простран­ства организации.
  93. Форма управленческого общения и их эффективность.
  94. Деятельность менеджмента в профилактике конфликтов.
  95. Формы управленческого общения.
  96. Факторы, влияющие на психологический климат коллектива.
  97. Конфликт в производственном коллективе: психологический анализ.
  98. Психологические аспекты организации и ведение переговоров.

Психодиагностика для студентов группы 4411, 4412

  1. Приемы диагностики причин конфликтного поведения в трудовом коллективе.
  2. Изучение деловых качеств руководителя методом экспертной оценки.
  3. Модифицирование методики ценностных ориентаций.
  4. Ретестовая подлинность методики измерения креативности.
  5. Релевантность методик диагностик тревожности.
  6. Сравнительный анализ тестов диагностики акцентуаций характера.
  7. Теоретическая валидность «теста руки».
  8. Диагностика творческих способностей личности.
  9. Изучение гендерных различий в способах разрешения производственных конфликтов.
  10. Диагностика учебных достижений студентов по курсу «Консультативная психология».
  11. Измерение профессионального статуса работника методом экспертной оценки.
  12. Личностные опросники и теории личности.
  13. Бессознательное и проективные методики.
  14. Стимулы в проективных методиках.
  15. Психодиагностика семейных отношений.
  16. Оценка успешности труда сотрудников.
  17. Теории личности в разработке тестов.
  18. Оценка успешности труда сотрудников.
  19. Комплексная диагностика лиц с задержкой психического развития.
  20. Биографические сведения как методика психологической оценки.
  21. Методы диагностики межличностных отношений в производственном коллективе.
  22. Методы диагностики мотивации деятельности менеджеров.
  23. Прикладное значение типологических опросников личности.
  24. Диагностика тревожности с использованием методики рисования.
  25. Диагностика ценностных ориентаций управленческого персонала.
  26. Проблемы отечественной диагностики интеллектуального развития.
  27. Приемы оценки состояния и настроения.
  28. Интеллект и социокультурная среда.
  29. Исследование коммуникативной сферы личности с использованием проективных методик.
  30. Конструирование методики диагностики гендерных различий переживаний конфликта в семье.
  31. Возможности теста Т. Лири в диагностике личностной тревожности.
  32. Принципы и методы диагностики самоотношения личности.

Психология семьи для студентов 4411, 4412

  1. Семейные конфликты и их причины.
  2. Изучение психологической готовности к вступлению в брак.
  3. Стили семейного воспитания.
  4. Мотивы вступления в брак.
  5. Изучение ревности и конкурентных отношений у сиблингов.
  6. Исследование влияния стиля воспитания на формирование акцентуации.
  7. Социальная психология беременности.
  8. Изучение феномена созависимости в разведенной семье.
  9. Изучение ревности в гражданском браке.
  10. Проблемы межличностных отношений детей в семье.
  11. Природа конфликтности в молодой семье в период первичной адаптации.
  12. Изучение стабильности и удовлетворенности браком.
  13. Удовлетворенность браком после пяти лет совместной жизни.
  14. Порядок появления ребенка в семье и его влияние на формирование личности.
  15. Пути разрешения конфликтов в семье.
  16. Проблемы межличностных отношений в семье.
  17. Изучение брачно-семейной адаптации.
  18. Кризис первого ребенка.
  19. Факторы и условия, влияющие на благополучие в семье.
  20. Изучение факторов добрачной успешности факторов.
  21. Изучение супружеских конфликтов периода рождения первого ребенка.
  22. Влияние образа отца на выбор супруга.
  23. Изучение конфликтов в гражданских и официальных браках.
  24. Изучение факторов риска расторжения браков.
  25. Переживания ребенка в разведенной семье.
  26. Влияние стилей воспитания в семье на тревожность ребенка.
  27. Исследование детского рисунка для выявления семейных отношений.
  28. Исследование уровней совместимостей у молодых пар.
  29. Изучение особенностей семьи ожидающей ребенка.
  30. Изучение брачно-семейной адаптации.
  31. Изучение стиля и особенностей воспитания в многодетных семьях.
  32. Социально- психологические особенности семьи, имеющей часто болеющего ребенка.
  33. Изучение готовности вступить в брак.
  34. Современные представления молодежи о любви.
  35. Представления подростков о родителях.

Психология маркетинга 4411, 4412

  1. Роль цвета в восприятии рекламы.
  2. Анализ потребительских предпочтений в выборе косметических средств.
  3. Особенности мотивационной сферы продавца – консультанта, как фактор его профессиональной эффективности.
  4. Манипулятивные методы в рекламе.
  5. Гендерные особенности мотивации при выборе и покупке сотового телефона.
  6. Изучение влияния акцентуации характера на потребительские предпочтения.
  7. Исследование предпочтений современного российского потребителя (на примере хлебной продукции)
  8. Исследование взаимосвязи рекламной зависимости и уровня агрессивности.
  9. Психологическое воздействие рекламы на потребителя.
  10. Особенности отношения людей к сотовым телефонам.
  11. Изучение процесса принятия решения покупателя при выборе того или иного товара.
  12. Особенности рекламного маркетинга.
  13. Мотивация персонала в сетевом маркетинге.
  14. Исследование возрастных особенностей зависимости от рекламы.
  15. Личностные особенности продавца – консультанта.
  16. Исследование мотивации потребителя.
  17. Рейтинг потребительских предпочтений современного российского покупателя.
  18. Влияние рекламных образов на потребительские предпочтения парфюмерной продукции.
  19. Психологический портрет агента по недвижимости.
  20. Влияние цвета товара на решение покупателя.
  21. Изучение мотивации персонала службы сбыта.
  22. Соотношение личности продавца и покупателя.
  23. Взаимосвязь особенностей детей среднего школьного возраста и их предпочтения в сфере компьютерных игр.
  24. Использование психоаналитической концепции в маркетинге.
  25. Исследование рекламной зависимости у подростков.
  26. Влияние акцентуации подростка на выбор компьютерных игр.
  27. Влияние психологических установок на выбор товара потребителем.
  28. Развитие профессионально важных качеств менеджера продавца.
  29. Рекламные коммуникации как объект психологического исследования в маркетинге.
  30. Влияние личностных факторов на решение о покупке.
  31. Потребительское поведение и мотивы.
  32. Влияние психологических стереотипов на выбор товара.

Психология рекламы для студентов группы 4511, 4512

  1. Социально-психологические особенности рекламиста.
  2. Влияние гендерных различий на суггестивность потребителей телерекламы 25-35 лет.
  3. Роль рекламы в формировании «Я — концепции».
  4. Влияние цвета неконкретного рекламного продукта потребителя.
  5. Гендерные отличия в восприятии телевизионных рекламных роликов.
  6. Эффективность цветности и площади как фактор привлечения в рекламных объявлениях.
  7. Мотивы выбора рекламируемого товара телевидением пенсионерами и молодежью.
  8. Мотивационная сфера рекламной деятельности.
  9. Влияние цвета на восприятие газетной рекламы молодыми людьми.
  10. Имидж организации и его связь с рекламой.
  11. Влияние ТВ — рекламы сотовых телефонов на предпочтения юношей и девушек.
  12. Влияние уровня суггестивности газетной рекламы на студентов.
  13. Эмоциональное восприятие цветовых сочетаний в рекламе.
  14. Реклама и формирование имиджа предприятия.
  15. Психологические особенности рекламного текста в газете.
  16. Влияние телерекламы на женскую аудиторию.
  17. Влияние рекламы на развитие потребительских мотивов людей.
  18. Психологические особенности восприятия различных рекламных средств (на примере газетной рекламы).
  19. Речевые манипулятивные техники в рекламе.
  20. Психология потребительский мотиваций поведения покупателя.
  21. Внушение как механизм воздействия в рекламе.
  22. Роль социальной рекламы в жизнедеятельности общества.
  23. Этические проблемы психологического воздействия в рекламе.
  24. Психологические особенности размещения рекламы в различных СМИ.
  25. Влияние стереотипов на мотивацию поведения подростков.
  26. Психологические особенности воздействия рекламы на потребителя.
  27. Потребности потребителя и особенности российской рекламы в настоящий период.
  28. Реклама и способы ее воздействия на человека.
  29. Критерии успешности самопрезентации фирм и организаций.
  30. Стилистические особенности рекламы бытовой техники.
  31. Методы воздействия в рекламе.
  32. Влияние цвета на потребителя.
  33. Психологическое воздействие слогана на потребителя.
  34. Изучение влияния скрытой рекламы на потребителя.
  35. Психологическая оценка эффективности наружной (щитовой) рекламы.
  36. Влияние эротических стимулов в рекламе на эффективность продаж.
  37. Влияние рекламы на развитие потребительских мотивов людей.
  38. Психологическая основа эффективности промоакций.
  39. Психологическая основа эффективности сувенирной рекламы.
  40. Эмоциональное восприятие цветовых сочетаний в рекламе.

Приложение А. Образец оформления титульного листа

Негосударственное образовательное учреждение

Самарская гуманитарная академия

Факультет психологии

филиал в г. Тольятти

Кафедра психологии

Специальность 020400 Психология

Локус контроля и поведения

Курсовая работа

По дисциплине: Психология управления персоналом

Выполнил студент 3 курса группа 4311

Никифорова А.М. __________________

Работа защищена_________________

оценка____________________________

Зав кафедрой психологии

Д.пс.н., профессор Виноградова Г.А._______

Науч. рук. д.пс.н., профессор Виноградова Г.А.

________________________________________

Тольятти 2006 г.

Приложение Б. Образец оформления реферата курсовой работы

Стрекалова А.А.

«Исследование семейных факторов формирования наркотической зависимости у детей подросткового возраста»

Научный руководитель: Кузьмина Анастасия Алексеевна

Цель: исследование идеальной представленности родителей как фактора, способствующего или препятствующего возникновению поискового наркотизма и формированию наркотической зависимости у детей подросткового возраста

Объект: родительско — детские отношения в наркозависимых семьях

Предмет: форма идеальной представленности родителей в психике ребенка и ее влияние на ответное самопредъявление

Гипотезы:

Ролевая представленность родителей вызывает ответное ролевое самопредъявление ребенка;

Ролевая представленность родителей препятствует субъектным проявлениям ребенка;

Затруднение проявления субъектности в семье является одной из предпосылок формирования наркотической зависимости у детей подросткового возраста

Методики:

шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла;

модифицированный вариант пиктограмм

Краткие выводы по работе:

В семьях наркозависимых как в латентной стадии, так и в стадии открытой наркотизации существует жесткая система ролей, препятствующая аутентичному самораскрытию членов семьи друг перед другом, спонтанным проявлениям активности;

Ролевая форма идеальной представленности родителей, препятствуя субъектным проявлениям ребенка, является фактором приобщения подростков к наркотикам;

Преобладание ролевых, стереотипных форм поведения родителей препятствует успешной реабилитации наркозависимого;

Фактором устойчивости к наркотической контаминации у обследуемых подростков является субъектная форма идеальной представленности родителей или наличие в жизни подростка «абсолютно значимого другого» — человека, в общении с которым, он имеет возможность проявляться субъектно.

Количество использованных источников – 24.

Приложение В. Образец оформления содержания работы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..……..…………….….3

1 Наименование первого раздела (Теоретическая часть курсовой работы).

.4

1.1. Название первого подраздела …..…..…..………..…..…..…..….…….…… 4

1.2.Название второго подраздела …..…..…..…..…..…..…..…..………..…..….10

1.3. ….

1.4. Выводы по первому разделу……..…..…………..…..…..…..………..……15

2 Наименование второго раздела (Экспериментальная/ эмпирическая часть курсовой работы) ………………………………………………..………….…..16

2.1. Гипотеза исследования ……..…..…..…..…..……..…..…..…………….….17

2.2. Методика исследования ….…..…..…..…..…..…..…..…..…….……………18

2.3. Анализ и обсуждение результатов ……..…..…..…..…..…..…….………..20

2.4. Выводы по второму разделу …..…..…..…..…..…..…..…..……………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….…..…..…..…..…..…..…..…..…..…….…..…..…………… 28

Список использованных источников …..…..…..……..…..…..……………….. 29

Приложения ……..…….…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…………..…… 31

Приложения Г. Критерии оценки курсовой работы

Оценка курсовой работы студента

Критерии оценки:

5 (отлично) — соответствует требованиям (все необходимое сделано), существенных замечаний нет;

4 (хорошо) — соответствует требованиям, но есть существенные замечания и недочеты;

3 (удовлетворительно) — требования выполнены недостаточно;

2 (неудовлетворительно) — отсутствует или не соответствует требованиям (необходимое не сделано).

ВВЕДЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Обоснование актуальности темы;

2. Формулировка цели, объекта, предмета, задач исследования;

3. Формулировка гипотезы (гипотез) исследования;

4. Наличие практической и/или теоретической значимости исследования;

5. Оригинальность идеи, новизна;

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

6. Проведение анализа литературы по теме исследования (не менее 10 источников; использование литературы на иностранных языках; наличие журнальных статей);

7. Логика и системность изложения;

8. Формулировка проблемы и лежащего в ее основе противоречия;

9. Непротиворечивость понятийного аппарата исследования;

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

10. Выбор и обоснование методов и методик исследования;

11. Корректность применения используемых методик;

12. Организация исследования, базы проведения эксперимента;

13. Правильность составления методики эксперимента;

14. Оценка достоверности результатов эксперимента;

15. Использование математического аппарата при обработке результатов;

16. Проведение анализа и интерпретации результатов;

17. Связь экспериментальных и теоретических результатов с гипотезой;

ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

18. Логичность и аргументированность изложения материала;

19. Наличие и оформление наглядных материалов;

20. Умение вести дискуссию;

21. Владение профессиональным языком и терминологическое соответствие;

22. Грамотность текста курсовой работы.

Приложение д. Советы и рекомендации по написанию курсовой работы

Выбор и формулировка темы:

Тема выбирается студентом самостоятельно на основе рекомендованного кафедрой списка в установленные сроки. Студент пишет на кафедре заявление о закреплении темы. Если в установленные сроки заявление не подано, научный руководитель назначает тему.

Тему следует выбирать на основе преобладающих интересов по дисциплине, с учетом наличной и доступной литературе по проблеме. Хорошей помощью при выборе темы являются статьи в журналах, параграфы монографий, формулировками и логикой которых можно воспользоваться при разработке темы. Название работы не должно быть слишком длинным, не более 8- 9 слов. Название должно отображать суть проведения исследования, быть предметно. Рекомендуем выбирать «сквозную» тематику при написании всей совокупности курсовых работ за время обучения. Так, проблему мотивации, принятия решений, управления, коммуникации и проч. можно рассмотреть с разных точек зрения внутри всех курсовых работ. Это даст вам углубленное понимание проблематики, опыт многоплановой работы над проблемой, позволит накопить теоретический и практический материал к дипломной работе.

Написание введения:

Введение пишется в два этапа – сначала в виде чернового варианта. Студент определяет актуальность своей работы, формулирует аппарат исследования. Окончательный вариант студент пишет после оформления эмпирической части исследования.

Следует обратить внимание на порядок расположения категорий аппарата во введении, согласованность всех психологических терминов в аппарате. Ничего нового появиться не может, не смущайтесь повторений терминов, не ищите синонимов. Большое значение имеет правильность формулировки цели исследования, в ней отображена сущность и формат работы. Напоминаем, что цель – это предвосхищение результата исследования, То, что вы реально хотите добиться в конце произведенной работы. Обратите внимание на согласованность задач исследования по формулировкам (изучить, обосновать, разработать или изучение, обоснование, разработка).

Во введении мы описываем использованные методы, а не методики. Объем введения не должен превышать двух страниц.

Сбор теоретической информации, работа с литературой:

Напоминаем, что соотношение теоретической и практической частей в работе составляет 1: 1. Следовательно, увеличение теоретической части должно обязательно привести в увеличению объема практики. В случае не выполнения требования работа расценивается рецензентом как «излишне теоретизированная».

В теоретическую часть мы помещаем не все, что нашли по проблеме, а то, что непосредственно относится к нашему исследованию, к предмету. Начинать следует с определения понятий (приводятся несколько, со ссылкой на авторов), рассмотрения истории изучения вопроса в психологии. Далее следует обзор концепций с их обязательным комментарием, анализом, оценкой. В работе должны быть рассмотрены подходы зарубежных и отечественных авторов. Логика изложения – в первом параграфе мы рассматриваем объект исследования, во втором – сужает изложение, переводим на уровень анализа предмета, т.е. той узкой стороны, части, которую мы и будем изучать.

При сборе и описании проблемы рекомендуется обратить внимание на: общую характеристику вашей области исследования, классификацию основных направлений исследований в данной области, практически используемые и находящиеся в стадии разработки направления, разные точки зрения на разрешение проблемы, результаты существующих исследований, применяемый научный аппарат.

При отборе литературы следует пользоваться правилом: должны быть использованы монографии и публикации в журналах – обязательно, текст учебников – по необходимости, иностранные источники и интернет- издания – по возможности.

К каждой выписанной цитате сразу же приписывайте данные об авторе и издании, номер страницы, с которой вы её взяли – восстанавливать такую информацию очень сложно.

При написании работы пользуйтесь научным, но простым языком. Используйте общепринятые в науке обороты. Для постановки такого языка советуем почитать 2- 3 статьи в журнале «Вопросы психологии». Обращаем внимание, что в науке этично использование безличных форм изложения и изложения от третьего лица – «в курсовой работе доказано», « мы считаем», «нашей гипотезой является» и проч.

При написании работы обратите внимание на правила цитирования и ссылки – грамотность их оформления серьезно влияют на восприятие качества проведенного исследования. Возьмите за правило – на каждой странице текста должно появиться хотя бы две ссылки на использованную литературу и хотя бы две фамилии исследователей.

Теоретическая глава сопровождается выводами. Это 2-3 пункта, отображающие содержание теоретического раздела – как вы будете в работе понимать проблему, какие факторы влияют на явление и проч.

Эмпирическая часть курсовой работы

Эмпирическая часть начинается с параграфа «Методика исследования». В данном параграфе обосновывается гипотеза исследования, описывается выборка и обосновывается её единообразие; заявляется формат исследования. Далее студент заявляет и обосновывает инструментарий исследования – представляет используемые методики, их цель, описывает порядок обработки и интерпретации данных, приводит сведения о надежности и валидности. Обязательно обосновывает цель включения в исследование и характер данных, которые планируется получить и использовать в работе. Далее приводится информация о порядке обработки массива полученных данных, о способах подтверждения гипотезы (математическая статистика, анализ).

В параграфе «Анализ и обсуждение результатов» студент подробно, используя качественный и количественный анализ, анализирует данные отдельных методик и комплексных заключений, написанных на испытуемого или коллектив. Это самый обширный параграф исследования, он содержит до 10-12 страниц текста. Таблицы данных на испытуемых, бланки и протоколы исследования следует помещать в Приложения. Параграф же содержит их описание и интерпретацию. Современное требование по оформлению предполагает введение в описание диаграмм, графиков, сводных таблиц – все это повышает наглядность и доказательность исследования.

Доказательность работы повышает использование математической статистики. Старайтесь её использовать при написании каждой курсовой работы, это организует мышление и дает необходимый опыт, который окажется неоценимым при подготовке дипломного исследования.

Эмпирическая часть также заканчивается выводами. Студент пишет 2-3 вывода о порядке формирования выборки, порядке отбора методик, их результатах и доказанности гипотезы.

Написание заключения:

Заключение по курсовой работы занимает 1-2 страницы и представляет собой итоговый отчет о написании работы и доказательности гипотезы. Логика написания заключения повторяют задачи, заявленные в исследовании. Подтверждение актуальности, степень изученности проблемы в современной психологии, основные авторы; порядок формирования выборки и инструментарий; полученные в результате работы результаты с их краткой интерпретацией; использование математической статистики для подтверждения выводов; общие выводы о доказанности гипотезы и решении задач, поставленных на исследование.

Список использованных источников:

При написании курсовой работы следует в библиографический список вносить монографии, статьи из журналов и сборников, хрестоматии, интернет- источники, допустимо – учебные пособия и словари- справочники. К качеству оформления списка предъявляются повышенные требования. Список составляется строго по алфавиту. Статьи и книги, изданные под редакцией, вносятся в список по первой букве названия. Иностранные источники и интернет- источники помещаются в конце списка.

Не следует искусственно увеличивать список, добавлять источники, которыми вы не пользовались и ссылок на них не будет. Список по курсовой работе может содержать 10 и более источников. Внимание! На каждый упомянутый в списке источник должна быть ссылка в тексте. Не включайте в списки «экзотические» издания 1900 года, т.е. те, которые недоступны студентам именно в наших условиях. Подобные книги в работе студента вызывают законные сомнения и ставят под угрозу качество и убедительность проведенного исследования.

Приложения к курсовой работе:

Приложения являются обязательной частью курсовой работы; они повышают ее доказательность, подтверждают реальность проведенного исследования. Традиционно Приложение А – это список испытуемых, в котором в сводной таблице указываются все значимые для описания выборки показатели (возраст, пол, образование, стаж и проч.)

В качестве приложений студент оформляет таблицы с сырыми баллами по проведенным методикам, сводные таблицы, протоколы проведения методик, заполненные испытуемыми бланки, тексты опросников. Внимание! На все приведенные Приложения должны быть ссылки в тексте курсовой работы, которые оформляются так: (Приложение Б).

Защита курсовой работы:

На факультете психологии приняты открытые защиты курсовых работ. Это позволяет студентам освоить навыки самопрезентации, получить опыт ведения дискуссии по собственному исследованию. Студент должен заранее подготовить краткое презентационное выступление на 4 минуты. В выступлении отображены: актуальность и проблемность исследования, основные авторы, на которых исследование построено без раскрытия сущности этих подходов. Далее оглашается аппарат исследования (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза).

Описывается выборка, оглашается психодиагностический инструментарий – методики, кратко – их результаты и порядок получения выводов по проблеме. Делаются выводы о доказанности гипотезы и решении поставленных на исследование задач. Составной частью защиты является дискуссия – научный руководитель ставит перед студентом (и привлекает к этому студентов группы) систему вопросов по теоретической и эмпирической части работы. Т.о., студент может по итогам защиты скорректировать оценку за работу. При выставлении оценки за работу учитываются результаты предварительного рецензирования.

Напоминаем, что курсовая работа в объеме составляет 30 страниц.

Вопросы, часто задаваемые студентами:

  1. Существует ли процедура предзащиты курсовой работы?

Предзащита как процедура более предназначена для контроля за сроками и порядком исполнения выданного студенту задания. Если студенты получают консультации регулярно, работа ведется под непосредственным руководством преподавателя, то предзащита проходит формально. Проведение предзащиты курсовой работы назначается научным руководителем примерно за три недели до защиты работы, утверждается деканатом.

  1. Можно ли исправить оценку по курсовой работе?

Оценка по курсовой работе выставляется в ведомость и приравнивается к обычной оценке по дисциплине – на нее распространяются те же порядки и процедуры. Оценка может быть улучшена непосредственно перед государственным междисциплинарным экзаменом на 5 курсе. Студент пишет заявление на имя заведующей кафедры с обоснованием необходимости. В особых случаях с заявлением на пересмотр оценки можно обратиться непосредственно после защиты. Переаттестация работы оплачивается в соответствии с действующим прейскурантом академии.

  1. Можно ли обращаться за консультацией к другому преподавателю кафедры?

Консультироваться у другого преподавателя по вопросам написания курсовой работы считается неэтичным. По вопросам оформления работы, сроков ее защиты консультирует деканат.

  1. Можно ли пользоваться Интернет при написании работы?

Использование ресурсов Интернет на современном этапе необходимо и оправдано. В курсовой работе студент может использовать статьи из электронных журналов, данные с сайтов психологического тестирования, книги из электронных библиотек. При использовании данных материалов необходимо правильно оформлять ссылки. Сразу же выписывайте фамилию автора статьи (книги), название, адрес сайта и дату его посещения. Эти данные оформляются в списке использованных источников по образцу. Не рекомендуем пользоваться готовыми курсовыми работами и рефератами, вывешенными в Интернет. Опытный преподаватель сразу же определит «скачанную» работу и вернет ее.

  1. Можно ли изменить тему курсовой работы?

Тема курсовой работы утверждается приказом ректора. Тематики работ осеннего семестра утверждается 1 октября, тематика работ весеннего семестра – 1 марта. После утверждения темы приказом изменить тематику нельзя. Студент имеет около месяца с начала семестра на поиск собственной темы, предварительную консультацию с научным руководителем и написание заявления. В случае несовпадения темы представленной на кафедру работы и темы, обозначенной в приказе, работа возвращается студенту без рецензирования.

Приложения Е. Научные звания и должности руководителей

курсовых работ

Должность и научное звание руководителя

Сокращение на титульном листе

Зав. кафедрой психологии доктор психологических наук, профессор Виноградова Галина Александровна

Д.пс.н., проф. Виноградова Г.А.

Декан факультета психологии кандидат педагогических наук, доцент Григорьева Ирина Николаевна

К.п.н., доц. Григорьева И.Н.

Кандидат психологических наук, доцент Быков Сергей Владимирович

К.пс.н., доц. Быков С.В.

Доктор медицинских наук, профессор Якунин Валерий Ефимович

Д.мед.н., проф. Якунин В.Е.

Кандидат психологических наук, доцент Пучкова Галина Валентиновна

К.пс.н., доц. Пучкова Г.В.

Зам. декана факультета психологии преподаватель Ружейникова Ольга Владимировна

Преп. Ружейникова О.В.

Преподаватель кафедры психологии Хуртова Елена Алексеевна

Преп. Хуртова Е.А.

Старший преподаватель кафедры психологии Бергис Татьяна Анатольевна

Ст. преп. Бергис Т.А.

42