РУКОВОДСТВО КУРСОВОЙ РАБОТОЙ

Федеральное агентство по образованию

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Институт психологии

Утверждаю:

Директор ИП ПГПУ

______________ Б.А. Вяткин

«____» ________________ 2010 г.

ПРИНЯТО

Советом Института

Протокол №

от _____________2010 г.

Положение о курсовой работе ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ ПГПУ

Настоящее Положение устанавливает общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ студентами факультета психологии ПГПУ в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.1993 г., «Положением о курсовой работе ПГПУ» и Уставом университета.

I. Общие положения

1. Курсовая работа – это одна из форм учебно-исследовательской работы. Ее выполнение является обязательным для всех студентов.

Выполнение курсовой работы представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя частной задачи или проведение исследования по одному из вопросов, изучаемых в общепрофессиональных и специальных дисциплинах. Курсовая работа — логически завершенное и оформленное в виде текста изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в области психологии и выполняется с целью формирования у студента навыков научно-исследовательской работы, повышения уровня его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, более глубокого усвоения учебной дисциплины, развития умения и интереса к самостоятельной работе с научной и справочной литературой.

Курсовая работа направлена на развитие и закрепление у студентов навыков глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, учебно-методической и другой литературы по проблематике определенной научной дисциплины, а также на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.

Основной целью выполнения студентом курсовой работы является формирование у него способности и готовности к научно-исследовательской деятельности.

В процессе выполнения курсовой работы студентом должны решаться следующие задачи:

  • формирование умений и навыков самостоятельной организации научно-исследовательской работы;

  • овладение современной технологией поиска информации и методами ее обработки, анализа и использования;

  • систематизация научных знаний, овладение умением изучать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике курсовой работы;

  • приобретение профессионально-значимых знаний, умений и навыков в области психологической диагностики, математической статистики, применения математических методов в психологических исследованиях;

  • формирование способности и готовности к анализу и интерпретации данных эмпирического исследования, формулированию выводов и рекомендаций на основе полученных результатов.

  1. Календарные сроки выполнения курсовых работ устанавливаются в учебных планах каждой специальности (направления).

    Изменения могут быть внесены только по решению Совета Института.

  1. Особенности курсовых работ в зависимости от года обучения проявляются в постепенном усложнении объектов и методов исследования.

Студенты факультета психологии ПГПУ выполняют 3 курсовые работы:

На 2 курсе – теоретический аналитический обзор по исследуемой проблематике, полученный в результате отбора и анализа публикаций по теме исследования. Они должны продемонстрировать степень владения технологией работы с литературой, навыки анализа, сравнения, сопоставления, обобщения материалов по теме работы, уровень усвоения материала, наличие собственной позиции в оценке полученной информации, умение формулировать исследовательскую проблему.

Формируемые компетенции: способность и готовность к:

  • овладению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3),

  • проведению библиографических и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов и пр. (ОК-9),

  • овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11),

  • профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12).

На 3 курсе — теоретический аналитический обзор по исследуемой проблематике с пилотажным эмпирическим исследованием, в данном случае курсовая работа направлена не только на закрепление и совершенствование навыков поиска и анализа теоретической информации, но и на формирование навыков планирования и организации эмпирического исследования, освоение методов математической обработки данных, оформления результатов исследования.

Формируемые компетенции: способность и готовность к:

  • овладению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3),

  • применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных (ОК-5),

  • проведению библиографических и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов и пр. (ОК-9),

  • овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11),

  • профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12),

  • отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2),

  • применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9),

  • пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10),

  • проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12).

На 4 курсе – теоретико-эмпирическое исследование, кроме теории и описания методов психологического исследования, курсовая работа должна содержать объяснение полученных эмпирических данных, характеристику сущности изучаемых процессов, явлений, анализ взаимосвязей с другими процессами и явлениями.

Формируемые компетенции: : способность и готовность к:

  • овладению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3),

  • применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных (ОК-5),

  • проведению библиографических и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов и пр. (ОК-9),

  • овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11),

  • профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12),

  • отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2),

  • применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9),

  • пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10),

  • участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11),

  • проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12).

  1. Тематика курсовых работ должна соответствовать предусмотренным в Государственном образовательном стандарте задачам подготовки специалистов по специальности «Психология» и «Педагогика и психология»; соответствовать современному уровню развития данной отрасли наук.

Тематика курсовых работ должна быть актуальной в научном или прикладном аспектах, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, совпадать с проблематикой научных исследований факультета и кафедры. Формулировки тем курсовых работ должны четко отражать характер ее содержания.

Темы курсовых работ предлагаются студентам на выбор. При выборе темы студент консультируется с научным руководителем, и вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования, после чего тема курсовой работы утверждается научным руководителем и фиксируется в индивидуальном плане студента.

Требования к курсовым работам и рекомендации по их выполнению доводятся до сведения студентов в начале учебного года.

Изменение темы курсовой работы допускается в исключительных случаях по обоснованному ходатайству самого студента или по инициативе научного руководителя.

Тема курсовой работы определяется индивидуально для каждого студента, утверждается распоряжением по факультету. Выполнение курсовой работы идет в соответствии с индивидуальным планом (Приложение 1).

  1. Общее руководство по организации своевременного выполнения студентами курсовых и дипломных работ осуществляют заместитель декана факультета психологии по учебной работе и научные руководители работ.

  2. Для этих целей разрабатывается сводный план-график подготовки курсовых работ, в котором отражаются данные о студентах (курс, группа), темы курсовых работ, предполагаемые даты сдачи и ее защиты, руководители курсовых работ и т. п.

В ходе работы студент обязан в согласованные с руководителем сроки отчитываться перед ним о ходе исследования и обсуждать промежуточные результаты.

  1. На период выполнения курсовой работой разрабатывается индивидуальный план работы студента с указанием этапов и сроков выполнения курсовой работы. План утверждается руководителем курсовой работы.

  2. На каждый этап работы, при необходимости, руководителем курсовой работы выдается индивидуальное задание с указанием конкретных сроков предоставления отчета о выполнении.

  1. Руководитель курсовой работы назначается и утверждается распоряжением по факультету. Руководитель обеспечивает методическое и научное руководство, разрабатывает задания по выбранной студентом теме, определяет совместно со студентом график индивидуальных консультаций и план-график выполнения курсовой работы.

К функциям руководителя курсовой работы относятся: — практическая помощь студенту в выборе темы курсовой работы, разработке плана и графика ее выполнения;

— разъяснение цели и задачи исследования;

— рекомендации по подбору литературы и фактического материала;

— систематический контроль хода выполнения курсовой работы в соответствии с разработанным планом;

— информирование деканата в случае несоблюдения студентом установленного графика выполнения работы;

— квалифицированные консультации по содержанию работы;

— оценка качества выполнения курсовой работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.

Ответственностью руководителя курсовой работы является:

— грамотность формулировки цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования;

— соответствие организации эмпирического исследования требованиям;

— формирование репрезентативных выборок для эмпирической части курсовой работы;

— подбор надежных и валидных психодиагностических методик;

— адекватность интерпретации результатов и сформулированных выводов.

  1. При выполнении курсовой работы студент обязан:

— соблюдать сроки выполнения разных этапов курсовой работы, в соответствии с индивидуальным планом и сроками, установленными деканатом;

— выполнять рекомендации и задания руководителя курсовой работы, своевременно являться на консультации, отчитываться руководителю курсовой работы о выполнении плана подготовки в установленные сроки;

— проявлять самостоятельность и активность в подготовке курсовой работы (подбирать и анализировать литературу по теме курсовой работы, составлять батарею психодиагностического инструментария, организовывать и проводить эмпирическую часть исследования, применять методы математической статистики и интерпретировать полученные результаты);

— соблюдать профессиональные этические принципы;

— предоставить курсовую работу к защите в установленные сроки.

  1. Законченная и полностью оформленная курсовая работа сдается руководителю в установленные сроки, не позднее, чем за неделю до даты защиты. Руководитель рекомендует (или не рекомендует) ее к защите. Работа, рекомендованная к защите, докладывается студентом на заседании комиссии, определяемой деканатом, с участием руководителя работы. Комиссия создается из числа преподавателей факультета. По итогам защиты за курсовую работу выставляется оценка.

  1. К защите студент готовит устное выступление не более чем на 7 минут. Выступление студента на защите курсовой работы должно: — быть четким и лаконичным;

— демонстрировать знания по освещаемой проблеме;

— содержать четко выделенный объект исследования, его предмет и гипотезу, а также обоснование актуальности рассматриваемой темы;

— освещать выводы и результаты проведенного эмпирического исследования (при его наличии);

— содержать наглядно-иллюстративный материал: схемы, таблицы, графики и пр.

  1. Курсовая работа оценивается дифференцированной отметкой («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

    Оценка проставляется на титульном листе с подписью руководителя. Оценка за курсовую работу учитывается при назначении академической стипендии. Оценка за курсовую работу может быть снижена на 1 балл, если ее оформление не соответствует предъявляемым требованиям.

Оценка выставляется комиссией по результатам защиты, вносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Отрицательная оценка в зачетную книжку не ставится. Полные названия курсовых работ вносятся в приложение к диплому. В соответствии с «Инструкцией о порядке выдачи государственных документов о высшем профессиональном образовании, изготовления и хранения соответствующих бланков документов», утвержденной приказом Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. № 65, запись названия курсовой работы в приложении к диплому сопровождается указанием оценки. Названия курсовых работ приводятся без кавычек.

  1. Не представленная к защите или оцененная неудовлетворительно курсовая работа считается академической задолженностью.

Студенты, не получившие положительной оценки по курсовой работе, к сессии не допускаются. Курсовая работа по дисциплине учебного плана, не допущенная к защите или оцененная неудовлетворительно, перерабатывается и возвращается на проверку руководителю.

Итоги защиты курсовых работ анализируются на заседании кафедр и Совета Института.

  1. Согласно сводной номенклатуре дел курсовые работы хранятся в течение двух лет на соответствующих кафедрах. Студенты имеют право воспользоваться своими курсовыми работами (электронными копиями), находящимися на кафедре, при написании выпускных квалификационных работ.

II. Требования к выполнению курсовой работы

  1. Курсовая работа должна выполняться на достаточном теоретическом уровне и соответствовать следующим требованиям:

  • включать анализ теоретического и экспериментального материала;
  • основываться на результатах самостоятельного исследования (3 и 4 курс);
  • обязательно иметь выводы после каждой главы и в заключении;
  • иметь необходимый объем (Приложение 2);
  • оформление должно соответствовать стандарту;
  • работа должна быть представлена в установленные сроки.

  1. При выборе темы необходимо учитывать:
  • ее актуальность, новизну;
  • профессиональную ориентированность или теоретическое значение;
  • возможность последующего более глубокого исследования проблемы (написание выпускной квалификационной работы).

  1. В процессе выполнения и написания курсовой работы можно выделить ряд взаимосвязанных этапов и сроков их выполнения.

Этап выполнения курсовой работы

Сроки выполнения

Форма контроля

1. Закрепление за научным руководителем.

До 30 сентября

Распоряжение по факультету о закреплении руководителей.

2. Выбор и утверждение темы курсовой работы.

До 15 октября

Распоряжение по факультету об утверждении тем курсовых работ.

3. Планирование выполнения курсовой работы.

Утверждение плана курсовой работы научным руководителем.

4. Поиск литературы по теме, составление библиографии.

5. Составление развернутого плана-оглавления курсовой работы.

Ноябрь

Отчет о выполнении у руководителя курсовой работы

Межсессионная аттестация

6. Планирование эмпирической части курсовой работы (для студентов 3 и 4 курса).

7. Подбор диагностического инструментария (для студентов 3 и 4 курса).

Декабрь

Отчет о выполнении у руководителя курсовой работы

8. Анализ и обобщение теоретических материалов по избранной теме, предоставление чернового варианта теоретического обзора руководителю курсовой работы.

9. Сбор, обработка и первичный математический анализ эмпирических данных (для студентов 3 и 4 курса).

Февраль-март

Отчет о выполнении у руководителя курсовой работы

10. Формулировка основных выводов, практических рекомендаций и т.п.

11. Подготовка текста курсовой работы и представление его научному руководителю.

Апрель

Межсессионная

аттестация

12. Доработка текста курсовой работы с учетом замечаний руководителя.

13. Оформление окончательного варианта курсовой работы, предоставление курсовой работы к защите.

Апрель — май

Допуск к

защите курсовой работы

14. Защита курсовой работы.

2 курс – апрель

3 и 4 курс — май

Защита курсовой работы

В зависимости от индивидуальных особенностей студента, уровня его теоретической подготовки и общей исследовательской культуры, работа может быть выполнена в более короткие сроки.

  1. Курсовая работа имеет следующую структуру:
  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список литературы;
  • приложения.

Титульный лист включает в себя (Приложение 3):

  • название федерального агентства, вуза, кафедры, где выполнялась работа;
  • название темы курсовой работы;
  • фамилия, имя, отчество и личная подпись студента;
  • название факультета и номер учебной группы;
  • фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность научного руководителя;
  • отметка руководителя о допуске к защите;
  • дата защиты, оценка (цифрой и прописью), подпись руководителя;
  • город, год написания работы.

Оглавление включает названия всех разделов работы с указанием страниц начала каждого раздела. (Приложение 4).

Во введении обосновывается выбор темы, оценивается актуальность исследуемой проблемы, степень ее теоретической разработанности и анализ противоречий практики, указывается необходимость дальнейшего научного изучения заявленной проблемы. Во введении определяется объект и предмет исследования, его гипотеза, формулируются цели и задачи, теоретическое и практическое значение.

Основная часть разбивается, как правило, на три главы – теоретическую, описание организации исследования и практическую, которые могут делиться на параграфы. Каждая глава должна заканчиваться выводами автора.

Теоретическая глава содержит литературные данные, логические выводы, результаты чужих исследований, отражает как исторический обзор исследований по теме, так и современное состояние ее разработки. В теоретической главе предусматривается критический анализ исторического аспекта выбранной проблемы и разработанность на момент изучения.

Текст работы должен демонстрировать:

— знакомство автора с основной литературой по рассматриваемым вопросам;

— умение выделить проблему и определить методы ее решения;

— умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

— владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом; — языковую грамотность, владение стилем научного изложения.

Вторая глава должна содержать описание организации исследования (сроки выполнения, характеристика выборок, организационная схема исследования, использованные методы и т.п.) и описание методик сбора эмпирических данных с указанием источника, диагностируемых показателей, области применения, способа обработки первичных данных.

Эмпирическая часть курсовой работы отражает результаты исследования и их обсуждение, иллюстрации данных в виде таблиц, схем, рисунков, а также может предполагать разработку новых методических средств и технологий исследования или модификацию известных методик с последующей апробацией в реальном эксперименте.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные теоретические положения и по результатам эмпирического исследования делаются выводы, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования проблемы в выпускной квалификационной работе.

Список литературы оформляется в соответствии с утвержденными библиографическими требованиями. (Приложение 5).

5. Критериями оценки курсовой работы являются:

  • актуальность проводимого исследования для дальнейших теоретических и практических изысканий в данной области знания психологии человека и степень разработанности темы;
  • четкая постановка целей, задач, рабочей гипотезы, описание объекта и предмета исследований;
  • научная обоснованность и аргументированность выдвигаемых положений;
  • полнота охвата первоисточников, анализ отечественной и зарубежной научной литературы по изучаемой проблеме;
  • уровень овладения методологией исследования;
  • обоснованный выбор методологии и конкретных экспериментальных и диагностических средств и методик;
  • адекватность статистических процедур обработки экспериментальных данных, адекватных решаемым задачам исследования;
  • обобщение полученных результатов, сопоставление их с уже имеющимися в литературе и соотнесение с общими закономерностями проявления психических феноменов;
  • выводы, обоснованные результатами исследования;
  • самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;
  • научный стиль изложения;
  • практические рекомендации, вытекающие из проведенного исследования и полученных фактов;
  • перспективы дальнейшей разработки проблемы;
  • соблюдение требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения.

III. Оформление курсовой работы

Тексты курсовых работ оформляются в соответствии с едиными требованиями:

  1. Курсовая работа должна быть напечатана, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1,5-й интервал, поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху, снизу – 2 см. Объем курсовой работы не менее 30 страниц стандартного печатного текста (без приложений).

    Все страницы работы (включая список литературы и приложения) последовательно нумеруются. Листы работы прошиваются.

  1. Каждый раздел текста курсовой работы начинается с новой страницы. Заголовок выделяется жирным шрифтом.

  1. Таблицы и рисунки могут располагаться как непосредственно в тексте курсовой работы, так и в приложениях. Таблицы и рисунки должны иметь заголовки, достаточно полно отражающие их содержание и специфику, сквозную нумерацию.

  1. Цитирование различных источников в курсовой работе оформляется в соответствии со стандартами, принятыми при оформлении научно-исследовательских работ.

  1. При сокращении слов и выражений следует придерживаться принятых в таких случаях правил: в словах «век», «год» оставлять лишь первые буквы «в», «г», в известных словосочетаниях использовать сокращения: «и так далее» — «и т.д.»; «и тому подобное» — «и т.п.»; «и другое» — «и др.»; «то есть» — «т.е.»; «и прочее» — «и пр.»; «века» — «вв.»; «годы» — «гг.».

При ссылках на источники обычно употребляют такие сокращения, как «ст.» (статьи), «см.» (смотри), «ср.» (сравни), «т.» (тома).

Так же следует иметь в виду, что внутри самих предложений такие слова, как «и другие», «и тому подобное», «и прочие» не принято сокращать. Кроме того, не допускаются сокращения слов «так называемый», «так как», «например».

При использовании аббревиатуры следует указывать их сразу же после полного наименования данного сложного термина. Например, «интегральная индивидуальность» (ИИ), «индивидуальный стиль деятельности» (ИСД).

После этого можно свободно оперировать аббревиатурой без расшифровки.

6. Приложение оформляется как продолжение работы. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет заголовок с указанием вверху справа страницы слова «Приложение» и его обозначения (арабскими цифрами).

IV. Порядок проведения защиты курсовой работы

  1. Курсовая работа перед сдачей руководителю подписывается студентом. Если работа удовлетворяет требованиям, предъявляемым к курсовым работам, она допускается к защите, о чем руководитель делает соответствующую надпись на титульном листе.

В случае, когда руководитель не допускает курсовую работу к защите, в экзаменационной ведомости студенту выставляется неудовлетворительная оценка.

  1. Защита курсовой работы проводится до начала экзаменационной сессии.

Защита курсовой работы проводится в установленное деканатом время в виде публичного выступления студента перед специальной комиссией, создаваемой деканатом, с участием руководителя работы.

В отсутствие последнего защита может быть проведена при условии представления руководителем письменного отзыва на курсовую работу.

  1. Состав комиссии, порядок ее работы определяются деканатом и доводятся до сведения студентов, руководителей курсовых работ и членов комиссий не позднее, чем за неделю до защиты.

Приложение 1

Индивидуальный план выполнения курсовой работы (2 курс)

ФИО студента___________________________________________________курс_________группа____________

Руководитель курсовой работы___________________________________________________________________

Тема курсовой работы_________________________________________________________________________________________

Этап выполнения курсовой работы

Сроки отчета о выполнении

Дата и отметка о выполнении

Замечания руководителя курсовой работы и задание к следующему этапу выполнения курсовой работы

1. Закрепление за научным руководителем.

До 30 сентября

2. Выбор и утверждение темы курсовой работы.

3. Планирование выполнения курсовой работы.

До 15 октября

4. Поиск литературы по теме, составление библиографии.

5. Составление развернутого плана-оглавления курсовой работы.

Ноябрь

6. Анализ и обобщение теоретических материалов по избранной теме, предоставление руководителю чернового варианта курсовой работы.

Февраль

7. Формулировка основных выводов.

8. Доработка текста курсовой работы с учетом замечаний руководителя.

Март

9. Оформление окончательного варианта курсовой работы, предоставление курсовой работы к защите.

10. Защита курсовой работы.

Апрель

Индивидуальный план выполнения курсовой работы (3 и 4 курс)

ФИО студента___________________________________________________курс_________группа____________

Руководитель курсовой работы___________________________________________________________________

Тема курсовой работы_________________________________________________________________________________________

Этап выполнения курсовой работы

Сроки отчета о выполнении

Дата и отметка о выполнении

Замечания руководителя курсовой работы и задание к следующему этапу выполнения курсовой работы

1. Закрепление за научным руководителем.

До 30 сентября

2. Выбор и утверждение темы курсовой работы.

3. Планирование выполнения курсовой работы.

До 15 октября

4. Поиск литературы по теме, составление библиографии.

5. Составление развернутого плана-оглавления курсовой работы.

Ноябрь

6. Планирование эмпирической части курсовой работы.

7. Подбор диагностического инструментария.

Декабрь

8. Анализ и обобщение теоретических материалов по избранной теме, предоставление чернового варианта руководителю курсовой работы.

9. Сбор, обработка и первичный математический анализ эмпирических данных.

Февраль-март

10. Формулировка основных выводов, практических рекомендаций и т.п.

11. Подготовка текста курсовой работы и представление его научному руководителю.

Апрель

12. Доработка текста курсовой работы с учетом замечаний руководителя.

13. Оформление окончательного варианта курсовой работы, предоставление курсовой работы к защите.

14. Защита курсовой работы.

Май

Приложение 2. Общие требования к курсовым работам студентов факультета психологии

Курс

Тип работы

Цели и задачи работы:

Структура работы:

2

Аналитический обзор

  1. приобретение, формирование и развитие навыков обзора и анализа литературы
  2. развитие способности к поиску и формулированию исследовательских проблем
  3. развитие навыков оформления научных работ

Объем (стр. А4) 30-40

Литер. (источ.) от 25

Виды стат. анализа ‑

Выборки ‑

Методики ‑

Введение: проблема, актуальность, новизна (обоснование постановки проблемы) цель.

Теоретическая часть (не менее 2 глав): обзор и анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, рек. последние 5-10 лет (монографии, сборники, периодика, работы ученых Пермской научн. школы и студентов ИП ПГПУ).

Итоговый § — постановка исследовательской проблемы по заявленной теме.

Заключение: основные выводы, связанные с целями и задачами работы.

Библиографический список использованных источников (в полном соответствии со стандартами).

Приложения (некоторые иллюстрации, примеры методик и т.п.)

3

Теоретическое и пилотажное эмпирическое исследование

  1. приобретение навыков организации эмпирического исследования
  2. развитие психодиагностических навыков
  3. формирование умения интерпретировать данные методик
  4. развитие интереса к систематическим занятиям научной деятельностью

Объем (стр. А4) 40-50

Литер. (источ.) от 30

Виды стат. анализа Дескриптивная статистика, 1 вид анализа данных

Выборки Не менее 1 выборк (n=25-30)

Методики Не менее 2х методик или 5 диагн. показателей

Введение: проблема, новизна и актуальность, объект, предмет, гипотеза(ы), цель, задачи.

Глава 1 — Теоретическая часть: обзор отечественных и зарубежных источников, рек. последние 5-10 лет (монографии, сборники, периодика, работы ученых Пермской научн. школы и студентов ИП ПГПУ).

Итоговый § — постановка исследовательской проблемы и задач эмпирич.исслед. по заявленной теме.

Глава 2 — Организация и методы исследования: организация и этапы; хар-ка выборок; обоснование выбора методов и диагн. методик, их краткая хар-ка, краткая х-ка стат.методов анализа.

Глава 3 — Результаты и их обсуждение: должна содержать не только констатацию фактов (в таблицах, схемах, графиках), но и их интерпретацию в соответствии с предметом, целями, гипотезами и задачами исследования, а также в соотнесении с теоретической главой и исследованиями др.авторов.

Заключение — основные выводы, связанные с целями и задачами работы.

Библиографический список использованных источников (в полном соответствии со стандартами).

Приложения — (некоторые иллюстрации, примеры методик, бланков респондентов и т.п.)

4

Теоретико-эмпирическое

  1. анализ и интерпретация полученных фактов
  2. углубление и дальнейшее развитие умений статистического анализа
  3. умение внедрять результаты в практическую деятельность или представлять результаты научному сообществу

Объем (стр. А4) 50-60

Литер. (источ.) от 40

Виды стат. анализа Дескриптивная статистика, 2 вида анализа

Выборки Не менее 60 чел. или 2 выборок (n1=n2= 30)

Методики Не менее 3-5 или 10 диагн. показателей

Глава 2 — Организация и методы исследования: описание организации исследования, хар-ка выборок; обоснование выбора методов и диагн. методик, их краткая хар-ка, обоснование стат.методов анализа.

Заключение — основные выводы, связанные с целями и задачами работы, рекомендации по внедрению результатов в практику.

Приложения — (таблицы анализа, кор. программы и т.п.)

Приложение 3. Образец оформления титульного листа курсовой работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

кафедра теоретической и прикладной психологии

Курсовая работа

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ И СТУДЕНТОВ-ИСТОРИКОВ

Работу выполнила:

студентка 1132 группы

факультета психологии

Петрова Мария Федоровна

___________________

(подпись)

«Допущена к защите»

Руководитель: _________________

(подпись)

«____» ___________ 2008 г.

Дата защиты: «___» ________ 2008 г.

Оценка:______________________

Руководитель: ________________

(подпись)

Руководитель:

доктор психол. наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Иванова Ирина Николаевна

Пермь

2008

Приложение 4. Образец оформления оглавления курсовой работы Оглавление

Введение

…………………………………………………………

3

Глава 1.

………………………………………………………….

6

1.1

………………………………………………………….

6

1.2

………………………………………………………….

15

Глава 2.

………………………………………………………….

22

2.1

………………………………………………………….

22

2.2

………………………………………………………….

30

Заключение

35

Список литературы

39

Приложения

40

Приложение 5. Образец оформления списка литературы Однотомное издание

  • Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике / Е.В. Бережнова. – М., 1999.
  • Введение в научное исследование по педагогике / под ред. В.И. Журавлева. – М., 1987.
  • Волков, Б.С. Методы исследований в психологии: учеб.-практ. Пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М., 2002.
  • Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атарханов. – М., 2003.
  • Курсовая работа по социальной педагогике: методические рекомендации / сост. Т.П. Гаврилова. – Пермь, 2000.
  • Воспитательный процесс в высшей школе России (15-17 сентября 2001г., Новосибирск): сб. матер. Межвуз. Науч.-практ. Конф. – Новосибирск: НГАВТ, 2001.- 157 с.

Законодательные материалы

  • Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон. – М.: ИНФРА-М, 2004.- 19 с.
  • Российская Федерация. Законы. О ветеранах: федеральный закон от 12.01.1995 // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 3. – С. 21-58.

Многотомные издания

  • Сухомлинский, В.А. Избранные сочинения: в 5 т./ В.А. Сухомлинский. – Киев, 1979.

Отдельный том

  • Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. О необходимости сделать русские школы русскими / К.Д. Ушинский. – М., 1988.

Неопубликованные издания (диссертации)

  • Григорьева, Е.А. Педагогические условия развития субъективности учителя-исследователя: дис. … канд. Пед. Наук / Е.А. Григорьева. – Хабаровск, 2003. – 198 с.

Серии и продолжающиеся издания

  • Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. Тр. – Вып.3. – Екатеринбург, 1998.
  • Бочаров, И.Н. Кипренский / И.Н. Бочаров, Ю. Глушаков. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2001. – 390 с. – (Жизнь замечательных людей).

Составные части документа.

Статья из книги

  • Санникова, А.И. Формирование благоприятного психологического климата ученического коллектива как важное условие развития творческого потенциала школьников / А.И. Санникова // Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования: сб. статей и тезисов конференции.- Казань; Йошкар-Ола: Центр инновационных технологий, 2001. – С.146-160.

Статья из продолжающегося издания

  • Беляева, Л.А. Категории “социальная работа” и “социально-педагогическая деятельность” в их взаимосвязи / Л.А. Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. Тр. – Вып.3. – Екатеринбург, 1998. – С. 3-26.
  • Положение о педагогической практике // Сборник нормативных документов ПГПУ. Вып.2. Учебная работа. – Пермь, 2003. – С. 17-21.

Статья из периодического издания

  • Мигелева, П.В. Содержание и методы работы социального педагога / П.В.Мигелева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – № 3. – С.18-31.
  • Коньшина Т. У добрых дел не может быть конца / Т. Коньшина // Комсомольская правда. – 2005. – 13 октября. – С. 20.

Раздел, глава из книги

  • Краевский, В.В. Педагогика как наука / В.В. Краевский // Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2003. – Гл. 1. – С. 5-40.
  • Санникова, А.И. Сущность творческого потенциала личности и возможности его развития средствами образования / А.И. Санникова // Формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в образовательном процессе: учеб. Пособие / А.И. Санникова. – Пермь, 2001. – Гл.2. – С. 29-43.
  • Маралов, В.Г. Педагогическая поддержка самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов // Основы самопознания и саморазвития: учеб. Пособие / В.Г. Маралов. – М., 2002. – Разд. 3. – С. 99-53.

15