РОЛЬ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Основы развития вокально-хоровых навыков на уроках

музыки ……………………………………………………………….

8

1.1. Хоровое пение как вид музыкальной деятельности …………… 8

1.2. Средства вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки) ………………………………………………….

10

Глава 2. Особенности применения игровых приемов в работе над

вокально-хоровыми навыками …………………………………….

17

2.1. Возрастные особенности младших школьников ………………. 17

2.2. Методические рекомендации по применению игровых приемов в работе над вокально-хоровыми навыками

21

Глава 3. Анализ результатов эксперимента применения игровых

методов в развитии вокально-хоровых навыков на уроках

музыки …………………………………………………………….

24

3.1. Планирование организация исследования …………………….. 24

3.2. Анализ результатов ……………………………………………… 26

Заключение …………………………………………………………………. 32

Список литературы ………………………………………………………… 34

Приложение 1. Упражнения для выявления уровня развития

музыкальных способностей учащихся 1 «А»

класса. Диагностика ……………………………………….

37

Приложение 2. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой ………… 41

Приложение 3. Артикуляционная гимнастика О.В. Кацер и

В.В. Емельянова …………………………………………..

45

Приложение 4. Методика распеваний В.В. Емельянова ………………… 47

Приложение 5. Народные песни-игры (нотное приложение) …………….

Приложение 6. Таблица показателей оценки результатов ………………. 49

52

Приложение 7. Итоги результатов эксперимента ……………………….. 53

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена изучению вопросов развития вокально-хоровых навыков у обучающихся в начальных классах на уроках музыки. Научить детей петь – это одна из важных задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе. Этот вопрос на протяжении многих лет остается актуальным, привлекающим внимание учителей музыки, ученых разных специальностей потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями: развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки и воспитание лучших человеческих качеств. Пение вызывает живой, активный интерес у детей и доставляет им удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребёнка, пение в хоре несёт в себе также и колоссальный воспитательный потенциал. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат. Поэтому не вызывает сомнений тот факт, что хоровая работа должна занимать значительное место на уроке музыки в общеобразовательной школе.

24 стр., 11690 слов

Влияние музыки на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Влияние музыки на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Введение Известно, что музыка имеет на людей определенное влияние. О способности музыки воздействовать на психическое состояние известно давно: нередко она вызывает слезы, радость, обостряет эмоции и усиливает чувства. Музыку особенно тонко чувствуют дети, поскольку они способны воспринимать мир с позиции доверия и любви. ...

В школе музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается учитель музыки. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников.

Среди видов деятельности младших школьников на уроках музыки хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ. Это объяснимо рядом причин:

1) песенным началом российской музыкальной культуры. Видный деятель хорового искусства Г.А. Струве отмечал: «Все обряды: рождение, венчание, погребение сопровождались пением. На всех праздниках наш народ пел. Пели работая, пели отдыхая» [36, с.50].

2) общедоступностью. Каждый ребенок физиологически обладает от природы голосом и слухом;

3) адекватностью пения психолого-возрастным особенностям младших школьников, и в частности их стремлению к активным нормам освоения искусства;

4) особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и музыки;

5) значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире [24, с.231].

Особая роль хорового пения объясняется тем, что ранее учебный предмет «Музыка» назывался «Пением». И хотя он сегодня переименован, пение на уроках музыки считается основополагающим в постижении музыкального искусства.

Методики хорового воспитания младших школьников постоянно обновляются, каждый педагог, занимающийся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Огромный вклад внесли такие педагоги, как В.Н. Шацкая, Н.А. Метлов, А.Д. Войнова, Б.Л. Яворский, Н.А. Ветлугина. В их работах предложена методика практической работы с детьми, показано влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.

21 стр., 10438 слов

Пластическое интонирование как средство художественно-невербальной коммуникации на уроке музыки в младших классах общеобразовательной школы

Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы пластического интонирования как средства художественно-невербальной коммуникации на уроке музыки в младших классах общеобразовательной школы 1.1 Сущность понятия "художественно-невербальная коммуникация"; средства художественно-невербальной коммуникации 1.2 Сущность понятия "пластическое интонирование" 1.3 Психофизиологические особенности младших ...

В пении, как и в других видах исполнительства, ребёнок может активно проявлять своё отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии.

Однако в силу ряда причин именно этот вид работы вызывает наибольшие трудности у учителей, так как требует разносторонней подготовки – теоретической и исполнительской. Учитель должен обладать определенным объёмом хороведческих знаний, элементарных знаний по теории музыки, владеть игрой на музыкальном инструменте, собственным голосом, а так же основными приёмами дирижирования. Кроме того, важным условием успешной организации вокально-хоровой работы являются проявление учителем таких личных качеств как эмоциональная активность, увлечённость, креативность, педагогическая находчивость. Учитель должен осознанно стремиться к воспитанию в себе этих качеств. В противном случае вокально-хоровая работа будет непродуктивна и потеряет привлекательность для детей [6, с.3].

Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации, поэтому благодаря использованию игровой методики они с лёгкостью «выдерживают» полноценное 45-минутное учебное занятие.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Содержание 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЫШЛЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕН. 3 2. МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ 4 3. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ. ОТЛИЧИЕ МЫШЛЕНИЯ ОТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ 5 4. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ. КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭТАПОВ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ (ПИАЖЕ). СТАДИЯ СЕНСОМОТОРНОГО ...

Изучая методики по развитию вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста, мы можем сказать, что игровой метод – это главный двигатель в работе над вокальными навыками.

Объект исследования — урок музыки как организационная форма развития вокально-хоровых навыков у младших школьников.

Предмет исследования — игровые приемы как средство развития вокально-хоровых навыков.

Цель исследования состоит в том, чтобы доказать важность применения игровых приёмов в процессе развития вокально-хоровых навыков.

С учётом поставленной цели, а также в соответствии с проблемой и предметом исследования решались следующие задачи:

1. На основе изученной теоретической литературы, раскрыть особенности хорового пения, как вида музыкальной деятельности;

2. Раскрыть средства вокально-хоровой выразительности в пении;

3. Разработать комплекс игровых упражнений для развития вокально-хоровых навыков младших школьников;

4. Выявить и проверить результативность применения игровых приемов способствующих развитию вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития вокально-хоровых навыков будет эффективным, если — использовать игровые методы и приемы по развитию певческих навыков у младших школьников.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы:

• Теоретический анализ и систематизация литературы по проблеме исследования;

• Изучение и обобщение практического опыта по развитию вокальных навыков.

• Проведение экспериментальной работы по развитию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста.

Методологическую основу исследования составляют: труды В.И. Петрушина, Г. М. Ципина в области музыкальной психологии; труды физиолога И.П. Павлова по вопросам воздействия пения на физическое развитие детей; вопросы методологии, теоретического обоснования системы усвоения певческих навыков в работах педагогов-музыкантов Н.А. Метлова, В.Н. Шацкой, А.Г. Яранцевой, А.Г. Менабени, Н.А Ветлугиной, Г. Струве, Г. П. Стуловой.

Структура работы: исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

17 стр., 8171 слов

Вокально-двигательные разминки как условие развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на музыкальных занятиях

... , потягивания шеи, дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков. Музыкальные впечатления, полученные от движения под ... 1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Гуманит. изд. ... музыкальных занятиях. Основной целью образования детей является общее развитие ребенка, формирование у него социально значимых ...

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

1.1. Хоровое пение как вид музыкальной деятельности

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей. В. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли. Песня сопровождает человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг.

Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею. К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни школы, и музыкальное воспитание в семье.

Хоровое пение — один из видов коллективной исполнительской деятельности на уроках музыки. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира, становлению мировоззрения, формированию будущей личности.

Н.А. Ветлугина в своих работах отмечает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка» [4, с.108].

Вокальное воспитание в хоре – важнейшая часть всей работы в коллективе. Основное условие правильной постановки вокального воспитания – подготовленность педагога для занятий со школьниками.

В каждом классе есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой, индивидуальный подход ко всем в классе, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них.

Большое значение в овладении любым материалом занимает внимание. «Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)» [17, с.67]….

5 стр., 2318 слов

Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка

Содержание работы социального педагога с личностью. Социальный педагог с основами юридических, медицинских, психологических знаний востребован в образовательных учреждениях, где возникает множество проблем за пределами учебного процесса. Содержание работы социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учебных ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок может пользоваться с малых лет. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки.

В нашей работе была рассмотрена проблема хорового воспитания школьников, рассмотрены средства вокально-хоровой выразительности, а так же вопросы применения игровых приемов в работе над вокально-хоровыми навыками. Изучив возрастные особенности младшего школьного возраста, мы выявили, что в работе над музыкальными способностями необходимо использовать не только традиционные методы обучения, но и игровые приемы, так как младший школьный возраст благодатная почва для их использования, поскольку игра остается значимым и естественным видом деятельности. Несмотря на огромное количество различных методических трудов и разработок, мало внимания в работах современных исследователей уделяется примерам практического внедрения игровых методов непосредственно в урок музыки в общеобразовательных школах. Музыкальные игры, открывающие детям пути к разнообразным эмоционально двигательным впечатлениям, являются обязательным дополнением и к технологиям обучения в связи с особенностями возраста учеников. С их помощью, возможно, не только осуществлять какие либо задачи и получить необходимые умения и навыки, но и наладить контакт с учениками.

По результатам диагностики, в практической части нашего исследования мы видим, что не все учащиеся умеют правильно владеть техникой дыхания во время пения, многие не имеют представления о звуковысотном соотношении, интонировании и используют возможности голоса при пении не в полном объеме, а на бытовом уровне. В своей работе, мы использовали упражнения с включением игровых приемов, которые повлияли на результаты развития вокально-хоровых навыков на заключительном этапе. Учащиеся научились правильно использовать свои певческие способности, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность. В процессе работы, большинство учащихся стали быстро ориентироваться в трудных проблемных ситуациях и искать возможные пути решения в исправлении певческих ошибок, используя вокально-хоровые упражнения для развития певческих способностей.

16 стр., 7589 слов

Попова м.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-методич. Пособие. – м., 2000 г

§2. Постановка вопроса о преподавании психологии в зарубежной школе Вопрос о праве на существование «Психологии» как учебно­го предмета в школе обсуждается в Европе на протяжении двух последних веков. Однако на страницах образовательных жур­налов по-прежнему встает вопрос: готовы ли мы к науке само­познания? Необходимость введения психологических знаний в общеобразовательный курс учебных ...

Мы считаем необходимым еще раз указать на широкие возможности игровых приемов работы с учениками. Они позволяют достичь положительных результатов в обучении, и при этом щадящим образом воздействовать на ребенка с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Таким образом, можно сделать вывод: игровые приемы легко вписываются в различные упражнения для развития вокально-хоровых навыков, и играют большую роль в формировании певческих навыков.

Отсюда мы можем говорить о подтверждении поставленной нами гипотезы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).

2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

3. Вербов А.М. Техника постановки голоса. Госуд. муз. изд-во. Москва, 1961.- 28с.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968. – 123 с.

5. Герцман Е. Гимн у истоков нового завета. Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. – М., 1996. – 247 с.

6. Детский голос. Экспериментальные исследования. Под ред. В.Н. Шацкой. М.: «Педагогика», 1970.- 246 с.

7. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1998. – 69 с.

8. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 240 с.

9. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – 2-е изд. – М.: Музыка,1996. – 368 с., нот, ил.

10. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой для вокалистов (электронный ресурс) – Режим доступа: stati/dyxatelnaya-gimnastika-strelnikovoj-dlya-vokalista.html

11. Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М., 1951. – 99 с.

12. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж./Оформление обложки А. Лурье – СПб.: Лань. – 192 с.

13. Зарин Д. И. Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом, год 1-й. – М.,1907.

14. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М., «Музыка», 1965.- 28с.

15. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

16. Зинченко В.П. Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В.П., М.: Педагогика-пресс, 1999.- 440 с.

17. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. – М., 1964. – т.2. – 245 с.

18. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению (электронный ресурс) – Режим доступа: blogs/alena-borisovna-naumova/-poem-igraja-obzor-literatury-po-igrovym-metodikam-obuchenija-peniyu.html

19. Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера. М., АПН, 1952. – 167 с.

20. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – Ленинград: Изд-во «Музыка», 1967. – 67 с.

21. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.: ил.

22. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М., 1985. – 78 с.

23. Немов Р. С. Общая психология. – М., Просвещение, 1970. — с.176.

24. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Л.И. Скворцова. — М.: Издательский центр ОНИКС. Мир и Образование, 2005. – 1200 с.

25. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.

26. Основы вокальной методики. Методич. рекоменд. по вокалу. Вологда, «Русь», 2003.- 36 с.

27. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

28. Пение в музыкальном развитии ребёнка (электронный ресурс) – Режим доступа: metodiki/penie-v-razvitii-rebenka.htm

29. Плужников К.И. Механика пения. – СПб: «Композитор. Санкт-Петербург», 2004.

30. Прянишников И.П. Советы обучающихся пению. Госуд. муз. изд-во, М., 1958.- 52 с.

31. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнатская, Н.И. Кнященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 232 с.

32. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с.

33. Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие для студ. муз. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208 с.

34. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Издательство «Прометей», 1992. – 270 с.

35. Творчество – процесс человеческой деятельности (электронный ресурс) – Режим доступа: creation

36. Федонюк В.В. Детский голос. Задачи и методы работы с ним. Санкт-Петербург: Издательство «Союз художников», 2003. – 64 с., с ил.

37. Чесноков П. Г. Хор и управление им. – М., 1961. – 52 с.

38. Яранцева Я.Г. Воспитание вокалиста. Учебно-методич. пособие. Вологда, 2006. — 49 с.