Аналитический отчет педагога-психолога
ГБОУ ЦДТ «Свиблово»
Кузнецовой М.В.
Уч. г.
Аналитический отчет психологической службы
Учебного года.
В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых планом учебно-воспитательной работы. Деятельность педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» в рамках психолого-педагогического сопровождения организуется по следующим направлениям: психологическое консультирование и просвещение, психопрофилактика, психологическая диагностика, развивающая работа. В течение учебного года в учреждении психологическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса осуществляется через следующие виды деятельности:
· работа с педагогами дополнительного образования;
· работа с обучающимися;
· работа с родителями.
Психологическая служба центра строилась традиционно по следующим направлениям:
· психолого-педагогическая диагностика;
· развивающая работа;
· психолого-педагогическое консультирование;
· методическая работа;
· просветительская деятельность.
В течение учебного года педагогом — психологом посещаются занятия педагогов центра с целью оказания методической помощи по психологическим основам построения занятия.
Для организации психологического сопровождения учебного процесса в следующем учебном году, в мае проводится анкетирование педагогов центра по следующим методикам:
- уровень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в центре;
- выявление возможных проблем педагогов профессиональной деятельности;
- выявление потребностей и запросов в психолого-педагогическом сопровождении деятельности педагогов в следующем учебном году.
Гармоническое развитие личности обучающегося складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой. В работе учитывается влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в объединении, поэтому коррекционная работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём направлениям:
- диагностическое;
- развивающее;
- профилактическое.
Целью работы с педагогами дополнительного образования является повышение их психологической компетентности по вопросам, связанным с обучением и развитием обучающихся. Повышение психологической грамотности педагогов дополнительного образования центра по вопросам воспитания, формирования здорового образа жизни, межличностного взаимодействия проходит через консультативную работу психолога с педагогами. Консультирование педагогов организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики или коррекционной работы. Консультирование носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения. В рамках реализации плана работы психологического объединения проводятся тренинги для педагогов.
Этика психологической работы педагога психолога.
... к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми. Для успешной работы педагога-психолога крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции). Социальная чувствительность - ... семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий; консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное ...
СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Всего детей | Мальчиков | Девочек | |||
Возрастные группы | 5-7 лет | 7-10 лет | 10-12 лет | 12-15 лет | Старше 15 лет |
Всего приемов взрослых | Родителей | Специалистов | |||
Проведено индивидуальных обследований | Первичных | Повторных | |||
Проведено групповых консультаций | Детей | Специалистов/ родителей | |||
Проведено групповых диагностик | Количество детей на групповой диагностике | Количество специалистов /родителей на групповой диагностике | 2/3 | ||
Проведено индивидуальных развивающих занятий | С детьми | Специалисты, родители | |||
Проведено групповых развивающих занятий | С детьми | Специалисты, родители | |||
Участие, проведение методических заседаний | Плановых | Внеплановых | |||
Проведено семинаров | Для педагогов | Для родителей обучающихся | |||
Проведено психологических анализов занятий по запросам педагогов | |||||
Посещено мастер-классов и круглых столов |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Психологическая диагностика определяется задачами центра и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся.
По запросу администрации и педагогов ГБОУ ЦДТ «Свиблово» с целью выявления одаренных и талантливых детей было проведено комплексное обследование обучающихся коллектива «Столица» и коллектива «Светлана».
Для диагностики общей и специальной одаренности использовался следующий пакет методик.
Основные:
· Карта интересов для школьников.
· Методика «Карта одаренности».
· Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)
Дополнительные:
· Самооценка творческих характеристик личности. Опросник.
· Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер).
· Диагностика «Мотивация успеха и боязнь неудач» (МУН) Опросник А.А.Реана
· Тест Д.Голланда по определению типа личности.
· Тест дивергентного творческого мышления (в рамках теста Креативности Вильямса.
· Батарея тестов «Творческое мышление.
· Тест Торренса.
С целью изучения психологической ситуации были проведены следующие психодиагностические обследования:
· Анкетирование учащихся с целью изучения адаптации.
· Рисуночный тест «Несуществующее животное».
· Собеседование с обучающимися и педагогами.
· Наблюдение за обучащимися на уроках и внеурочное время.
Поскольку оценивание одаренности должно быть комплексным и долговременным, необходимо пролонгированное (дополнительное) обследование обучающихся в течение учебного года.
Результаты исследования демонстрирует следующая диаграмма:
Одаренные дети-3,7 % от общего числа испытуемых.
В сопровождении одаренных детей решаются следующие задачи:
ü разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
ü формирование адекватной самооценки;
ü охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
ü профилактика неврозов;
ü предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.
В работе с одаренными детьми педагогам были даны следующие рекомендации:
· побуждать обучающихся к самостоятельному формированию поисковых вопросов, поощрять оригинальные решений, необычные комбинации, поисковую активность, постановку комплексных заданий достаточного объема и использование заданий, позволяющих допускать несколько вариантов способов их выполнения, сочетание индивидуальную и групповую работу и корректировка индивидуального маршрута работы с обучающимися с учетом сдвигов в их развитии.
· Необходимость предоставить обучающимся возможность самостоятельного конструирования творческих задач, поэтапное и поэлементное формирование умений творческой деятельности с последующей их интеграцией в способы действий, перекрестная постановка заданий, специфическое структурирование учебного материала и изучение его ребенком в такой последовательности, которая обеспечивала бы не только усвоение, а и синхронное ускоренное развитие его способностей.
· Использование сравнений, гипербол, метафор, задействование воображения обучающихся, предоставление информации для широкого комплекса ощущений и воображения, моделирование критических моментов для обострения восприятия и реакции.
С целью изучения психологической ситуации по запросу родителей обучающихся были проведены следующие психодиагностические обследования:
· Рисуночный тест «Несуществующее животное»
· Рисуночный тест «Клумба».
· Рисуночные тесты «Дом. Дерево. Человек».
· Определение уровня и характера тревожности учащихся, связанной со школой, с помощью теста школьной тревожности Филипса.
· Диагностика показателей и форм агрессии (А.Басс).
· Рисуночный тест «Моя семья».
Диагностика в педагогическом коллективе включает:
· Оценку психологического климата в педколлективе;
· Выявление типологических особенностей личности;
· Оценку профессиональной направленности личности.
В работе были использованы:
· Опросник для оценки синдрома психического выгорания (предназначен для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений).
· Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, которая позволяет установить ведущие симптомы, фазы эмоционального выгорания («напряжение», «резистенция» и «истощение»).
родителей:
1. изучение родительско-детских отношений;
2. стиль воспитания.
На основании анализа банка данных по всем видам диагностик, составляются планы коррекционной индивидуальной и групповой работы с обучающимися, планы консультаций педагогов и родителей по разрешению тех или иных проблем.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
С целью предупреждения «профессионального выгорания» в педагогической среде было проведено анонимное анкетирование педагогов с целью выявления педагогов, находящихся на одной из стадий профессионального выгорания.
Подготовлены презентации для семинаров:
· «Профессиональное выгорание. Навыки личной эффективности».
· «Ресурсный подход к профилактике выгорания».
Планируемая дата проведения семинаров – II полугодие 2013-2014 уч.г.
Кроме психологических консультаций и индивидуальных занятий с детьми и взрослыми большое внимание отводится работе по профилактике нарушений психологического здоровья детей и подростков, целью которой является создание условий для переживания жизненных трудностей и восстановление душевного равновесия, преодоления внутренних конфликтов и противоречий во взаимоотношениях.
РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Развивающее направление включает работу по развитию навыков общения, коррекции эмоциональных состояний и нежелательного поведения. Ведется активная работа с детьми, требующими особого педагогического внимания по созданию социально-психологических условий для оказания им помощи преодоления проблем в психологическом развитии, обучении и поведении.
Цели развивающей работы:
ü самоактуализация, развитие личности ребенка и раскрытие его потенциала, расширение форм опыта, отличных от интеллектуального, самовыражение;
ü повышение стрессоустойчивости ребенка, совершенствование механизмов психической защиты, формирование адекватной самооценки и форм межличностных отношений (психокоррекция);
ü установление контакта со «своим миром», гармонизация личности и установление взаимодействия с разными субперсоналиями;
ü дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам;
ü проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;
ü сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию;
ü развить художественные способности и повысить самооценку.
Развивающая работа включала:
· Работу с метафорическими ассоциативными картами.
Для детей: Saga, Personita, Morena, Она, Шкатулка доброго волшебника.
Для родителей и педагогов: Persona, Personita, Morena, Ecco, Он.
· Работу с песочницей sandplay.
· Изобразительная деятельность: работа с пластилином, графическими материалами, красками, куклами и т.д.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
В конкретных условиях рассматривалось как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (обучающийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования.
Консультирование ориентировалось на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы, предъявляющую жалобы невротического характера.
Консультировались также учащиеся, педагоги и родители, которые чувствуют себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач.
Консультирование выполнялось с учётом стоящих задач в настоящем и будущем клиента. Стремясь помочь клиенту, психолог выполнял задачу вместе с клиентом, но не вместо него. Консультирование проходило в тесном взаимодействии с выполнением развивающих задач.
Психологическое консультирование преследовало следующие основные цели:
· способствовать изменению поведения клиента (обучающийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;
· развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с теми или иными обстоятельствами школьной жизни и требованиями школы:
· развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать возникающие проблемы на разных уровнях общения;
· облегчать реализацию и повышение потенциала личности.
Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном, следующую направленность:
· поведенческую;
· эмоциональную;
· конфликтологическую;
· диагностическую.
Соотношение этих направленностей представим в виде диаграммы:
Поводами для обращения обучающихся за консультативной помощью служили:
· конфликты с товарищами по классу;
· конфликтные ситуации в отношениях с учителями;
· семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;
· неразделённые чувства и мировоззренческие позиции;
· страх самовыражения:
· излишнее волнение.
Поводами для обращения родителей за консультативной помощью служили:
· конфликтность ребенка в семье;
· агрессия ребенка в среде сверстников;
· невротические проявления у ребенка;
· страхи у детей.
В течение первого полугодия было проведено 56 индивидуальных консультаций.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа с родителями обучающихся направлена на повышение их психологической компетентности в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей, на создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей за воспитание и развитие ребёнка.
В течение первого полугодия были организованы групповые и индивидуальные консультации, круглые столы и тренинги для родителей, проводилась работа по диагностике детско-родительских отношений.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Цель: Повышение педагогической и родительской компетентности, психологическое образование родителей и педагогов.
Ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний участниками образовательного процесса. Приоритетной в этом направлении является работа с педагогами и родителями обучающихся. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр.
В связи с постоянно возрастающей потребностью в психологической помощи семьям, имеющих проблемы межличностного общения, возникла необходимость в разработке мероприятий для реабилитации семьи.
Среди основных задач работы с семьями, имеющими проблемы межличностного общения, можно выделить следующие направления работы:
1) восстановление механизмов интеграции семьи;
2) работа с неэффективной родительской позицией.
Для педагогов и родителей обучающихся было проведено семинаров:
· Стили родительского воспитания.
· Этапы формирования личности и жизненные кризисы.
· Психологические защиты.
· Психология общения.
· Роль семьи в развитии гармоничной личности.
Для педагогов был проведен семинар:
· Одаренные дети. Как распознать одаренность у детей.
По каждой из тем была составлена презентация, с которой можно ознакомиться на сайте учреждения в разделе «психолого-педагогическая поддержка образовательного процесса».
Результаты просветительской работы:
· обращения некоторых родителей за консультационной помощью к психологу;
· запросы педагогов по выявлению одаренных и талантливых детей с целью составления портфолио одаренного ребенка.