Профориентационная работапсихолога в учреждении образования интернатного типа

Содержание

Введение 2-5

1. Теоретические основы профориентационной работы. 5-33

1.1 Сущность профориентационной работы. 5-11

1.2 Основные направления провориентационной работы. 12-21

1.3 Психолого — педагогическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников детских домов и интернатов. 21-33

2. Методические основы профориентационной работы в условиях школы. 33-58

2.1 Формы и методы работы по сопровождению профессионального самоопределения. 33-47

2.2 Основные элементы практики работы по профессиональному самоопределению выпускников МОУ Попенкская школа – интернат – детский дом, для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей». 47-58

Заключение 58-59

Список литературы 60-62

Приложение

Введение

В современном мире экономические и социальные изменения, происходящие в государстве и социуме, предъявляют повышенные требования к мобильности и адаптивности поведения человека, его личной ответственности за свою профессиональную карьеру, что делает весьма актуальными проблемы профессиональной ориентации. «Решение задач построения демократического, гражданского общества и социального государства связано с повышением роли человеческого фактора. Поэтому разработка проблемы выбора профессии и профессионального становления личности имеет важное теоретическое и методологическое значение для решения задач общественной практики» .

В условиях рыночных отношений происходят качественные изменения в сфере труда, возникает множество новых профессий, и мир профессий приобретает чрезвычайную изменчивость и динамичность. К тому же, в условиях современного жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией. Поэтому каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности. Современный человек должен проявлять экономическую активность, ему необходимо уметь самореализоваться в иной сфере труда. Но, к сожалению, профессиональная ориентация старшеклассников и содействие им в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков.

В жизненном самоопределении юношей и девушек одно из центральных мест занимает выбор трудового пути, той профессии, которая даст им возможность с наибольшим успехом применять свои силы и способности.

3 стр., 1225 слов

4057КР Специфика работы учителя-логопеда в условиях логопункта ...

... характер: наблюдение, моделирование. Глава 1. Содержание работы учителя-логопеда в условиях логопункта в ДОУ 1.1 Профессиональная деятельность учителя-логопеда К задачам приоритетного ... противоречия между требованиями, предъявляемыми профессией к личностным и профессиональным качествам учителя-логопеда, и успешной реализацией им профессиональных функций, самостоятельного, творческого решения ...

В старшем школьном возрасте интенсивно развиваются моральные силы человека, формируется его духовный облик, определяются черты характера, происходит становление мировоззрения. Заметно развивается самосознание. Оно не просто растет, оно приобретает качественно-специфический характер, что связано с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности с точки зрения конкретных жизненных целей и устремлений.

Очень важно не ошибиться, сделать правильный выбор. В этом старшекласснику может оказать помощь школьный психолог. Он занимается вопросами профессиональной ориентации учащихся. Он проводит групповую и индивидуальную работу по выявлению интересов и склонностей учащихся, их способностей и возможностей. На основании глубокого психолого-педагогического изучения подростка дает индивидуальные консультации, помогая учащимся в оптимальном выборе профессии.

Выбор профессии — сложная и ответственная задача, встающая перед каждым старшеклассником и абитуриентом. Сложная потому, что школьникам не хватает знаний о мире профессий; о том, какие требования предъявляются к специальности в той или иной сфере труда. Молодежь недостаточно информирована о ситуации на рынке труда в городе, не готова к конкуренции при трудоустройстве. Сделать правильный выбор непросто. И самый главный выбор из всех предстоит сделать в подростковом и юношеском периодах. Но помимо этого существуют профориентационные методики, направленные не только на подростков и абитуриентов, но и на студентов и молодых работников. Потому как в условиях рыночной экономики в силу чрезвычайно высокой подвижности её конъюнктуры каждому человеку приходится не только часто менять место работы, но и профессию. Поэтому молодёжь должна получать такое образование, которое позволит ей осваивать новые профессии в будущем. Не случайно вместо понятия «профессионализм» всё чаще используют понятия «образованность» и «компетентность», подразумевая такие качества личности как: самостоятельность, настойчивость, способность принимать решения, коммуникабельность, гибкость мышления, готовность и умение постоянно учиться, саморазвиваться.

Проблемам профессиональной ориентации и воспитания посвящены работы Л. И. Божовича , Л.П. Буева, Г. С. Глиссермана, А. Г. Здравомыслова, В.А. Крутецкого, А.Н.Леонтьева, К.К.Платонова, С. Г. Струмиллина, П. П. Тугарина, В.А. Ядова.

Сущность профориентационной работы раскрывается в исследованиях Т.А. Шишковец, В.С. Мухиной и Э.Фю Зеера.

Средняя общеобразовательная школа занимает особое место в процессе формирования профориентационного самоопределения, так как обладает системными возможностями профориентационной работы. Проблеме формирования профориентационного самоопределения у несовершеннолетних в условиях средней общеобразовательной школы посвящены исследования Г.В. Рязапкин, Н.В. Тельтевская и Н.С. Пряжников.

Вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы: «Профориентационная работа школьного психолога»

Объектом исследования является профориентационная работа со старшеклассниками.

6 стр., 2672 слов

Контрольная работа — Методы социально-психологического исследования

... решений, содержание которых поможет определить социально-психологическое исследование. Актуальность исследования может заключаться: Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся ... области их применения; обобщение, как компонент исследовательской работы. 7.        Создание классификаций, типологий: разработка и соотнесение классификаций ...

Предметом исследования: деятельность школьного психолога по профориентации щкольников.

Цель данной работы: проанализировать профориентационную работ школьного школьного психолога.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность профориентационной работы.

2. Рассмотреть основные направления профориентационной работы

3. Охарактеризовать диагностичекие методики по профориентационной работе и их характеристики.

4. Раскрыть формы работы школьного психолога по профориентации.

5. описать опыт профориентационной работы в МОУ «Попенкская школа-интернат – детский дом, для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей»

Данная работа состоит из двух глав, заключения списка использованных источников и приложения………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дереклеева И.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (10- 11классы)/ под ред. И.С. Артюховой.: ВАКО,2006.

2. Дик Н.Ф., Дик Т.Н. Настольная книга классного руководителя 8-11х классов. Воспитание в условиях профильного обучения/ Н.Ф. Дик, Т.Н.Дик.- 3-е изд., перераб. и доп.- Растов- н- Д6 Феникс, 2006.

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова М.О. Профориенталогия: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга.2006.

4. Иовайша Л. А. Проблемы профориентационной организации школьников. — М.: — Педагогика, 1983.

5. Исмагилова Ф.С. Основы профориентационного консультирования : Учеб. пособие, Екатеринбург, 1999.

6. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1997.

7. Крылова А.А., Маничев А.С. практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии. СПб . : Питер. 2002.

8. Кухарчук А.М. , Седова Е.Л., Лях Е.В. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся. — М.: Белорусская навука.2000.

9. Лукочагский А.В. О воспитании и образовании. М.,1991.

10. Майерс Д. Социальная психология. Спб : Питер.1999.

11. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.

12. О профессиональной ориентации молодежи // «Отдел кадров»,№3(14)от 01.03.2002.

13. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение,1987.

14. Примакова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Ю. Примакова, И.С. Пряников. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

15. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М. : Изд-во НПО «Модек», 2002.

16. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже.- М.: «ВАКО»,2006.

17. Пряжников Н.С. Профориентация и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии Воронеж НПО, «МОДЭК»,1996.

18. Пряжников Н.С. Теория и практика профориентационного самоопределения, М.: МГППИ,1999.

19. Резапкин Г.В. Я и моя профессия : программа профессионального самооределения для подростков.- М.,2000.

20. Розин В.Н. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии, 1992. №1 с 98-105.

21. Саронов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П., Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа.2000.

20 стр., 9834 слов

Психология профессионального развития проблема профориентации ...

... страны. Конечный результат профориентационной работы, таким образом, социально-экономический, дающий реальную выгоду и отдельному человеку, и государству в целом. Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы ... Гальтон.[2] В январе 1908 года в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. ...

22. Степанский В.И. Психология проблемы выбора и профориентации. М., 1998.

23. Тельтевская Н.В., Малинина А.Г., Содержание и методы профориентации школьников. Методическое пособие. — Саратов.2006.

24. Толстых А.В. Возраст и жизнь, М.: Молодая гвардия, 1988.

25. Франклин В. Человек в поиске смысла, М.: Прогресс,1990.

26. Шибутани Т. Социальная психология. Москва- Ростов- на -Дону: Феникс,1999.

27. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы/ авт.- сост. Т.А. Шишковец.- 2-е изд.; перераб. И доп. — М.: ВАКО, 2007.

28. festival.1 september.ru/articles/412720/

29. glossaru.ru

30. wiki.ru

31. portal.ru