Методические рекомендации
По выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов
по дисциплине
ОП.06 «Культура делового общения»
Оренбург, 2014
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП.06 «Культура делового общения» предназначены для студентов, обучающихся по специальности 210801 «Почтовая связь»
Составитель – преподаватель Мещанинова Е.А.
Рецензенты:
Ирина Анатольевна Григорьева, председатель комиссии отделения ДОУ и ИТ ГАОУ СПО ГТТ г. Оренбурга, методист ГАОУ СПО ГТТ г. Оренбурга
Ирина Сергеевна Груздева, заместитель директора по УМР
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………… 4
2. Методические указания по выполнению ………………………………….. 5
— рефератов…………………………………………………………………… 5
— эссе …………………………………………………………………………. 6
— презентаций …………………………………………………………………7
— кроссвордов ………………………………………………………………… 8
3. Критерии оценки студентов ………………………………………………… 9
4. Перечень самостоятельных работ ………………………………………… 10
5. Рекомендуемая литература, интернет-ресурсы ………………………….. 12
6. Приложение …………………………………………………………………13
Пояснительная записка
Задания для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их выполнению составлены в соответствии с учебными программами по дисциплинам «Профессиональная этика и психология делового общения» и «Культура делового общения»
Учебные дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» и «Культура делового общения» относятся к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
Методичка деловое общение
... по УМР, председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов Деловое общение. Программа. Методические указания по выполнению аудиторной работы, вопросы для повторения, психологические тесты. Для студентов II курса специальностей 061000 «Государственное и ...
применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;
соблюдать профессиональный этикет;
создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе;
использовать методы и средства эффективного делового общения при работе в коллективе, команде, при общении с коллегами, руководством, потребителями
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе;
особенности профессиональной этики и психологии делового общения служащих государственных и иных организационно-правовых форм учреждений и организаций.
Большое значение при подготовке студентов приобретает самостоятельная работа студентов, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.
Выполнение заданий носит, по рекомендации преподавателя, обязательный характер для самостоятельной отработки студентами темы
Написанию самостоятельной работы студентом должны предшествовать изучение им по учебному пособию, другим литературным источникам, конспектам лекций соответствующего учебного материала.
В случае необходимости студент может получить консультацию преподавателя.
При выполнении самостоятельной работы следует пользоваться данными методическими указаниями.
Реферат. Реферат — письменная работа объемом 7-10 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца)
Реферат — письменная работа объемом 7-10 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников.
Целью всех видов рефератов является сообщение некоторой научной информации для приобретения студентом профессиональной подготовки и развития навыков научного поиска. С помощью рефератов студент глубже постигает вопросы изучаемого предмета, поскольку он анализирует различные точки зрения, явления, факты и события. Назначение реферата – оперативная и систематическая подача актуальной научно-технической информации в свернутом виде на основе ее смысловой переработки. Он должен быть составлен так, чтобы читатель мог в оптимально короткое время почерпнуть из него основную и существенную информацию по интересующему его вопросу.
Структура реферата:
Титульный лист заполняется по единой форме. Он должен содержать: название учебного заведения (Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга), тему работы, фамилию, инициалы студента, номер группы, название города (Оренбург), а также год написания работы.
После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1-1,5 страницы.
Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу — обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
ТРЕБОВАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Для студентов ...
... Раздел 1 порядок подготовки и защиты курсовых работ Последовательность и сроки подготовки курсовой работы Студент выбирает тему курсовой работы в соответствии со своими научными интересами с ... тема курсовой работы, фамилия автора, научного руководителя. Затем слово предоставляется студенту. Выступление студента должно быть кратким (5–7 минут). В текст выступления включаются следующие элементы: Тема ...
Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
Приложение может включать графики, таблицы, схемы.
Список литературы предполагает наличие использованной для написания реферата литературы. Список составляется согласно правилам библиографического описания.
Этапы работы над рефератом.
-Формулирование темы.
-Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
-Составление библиографии.
-Обработка и систематизация информации.
-Разработка плана реферата.
-Написание реферата.
-Публичное выступление с рефератом
Требования, предъявляемые к оформлению реферата.
Реферат должен быть аккуратно оформлен. Объем реферата колеблются от 7-10 печатных страниц. Реферат должен быть оформлен на отдельных стандартных листах формата А4 (14 кегль шрифта Times New Roman, через 1,5 интервала).
Печатать следует на одной стороне листа. Страницы работы должны иметь поля: левое – 30мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм. Все страницы должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титульный лист, на ней цифра 1 не ставится, на следующей странице проставляется цифра 2 и так далее. Порядковый номер печатается в правом нижнем поле страницы.
Публичная защита реферата, доклада
— хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 5-
7 минут) изложение материала с использованием интересных примеров;
— логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;
— употребляйте только понятные аудитории термины;
— хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста;
— ваше выступление выиграет, если Вы будете максимально использовать
наглядный материал.
После этого вы должны быть готовы ответить на вопросы преподавателя.
Эссе
Эссе– (франц. essai — попытка, проба, очерк, от лат. exagium — взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Из предложенного перечня выбрать тему.
1. Введение.Объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, дается постановка проблемы, формулировка её основных положений. Актуальность – это востребованность её рассмотрения, соответствие современному состоянию общества, указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для общества в целом.
— Объяснение: почему пишете по этой теме
— Указывается поднятая автором проблема
— Отмечается её актуальность: эта проблема весьма актуальнав нашей сегодняшней действительности, в современном мире, для меня лично (если возможно — то объяснить почему).
Во введении определяется проблема и ваше отношение к ней.
2.Основная часть.Анализ точки зрения автора высказывания + свой взгляд на проблему + определение терминов по предложенной теме и их раскрытие.
В текст включаются термины (понятия) и их объяснение. Не увлекаться определениями (не более 2-3).
Каждый абзац основной части раскрывает отдельную проблему или одну из её сторон и логически является продолжением друг друга.
3. Заключение.1) Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по проблеме (теме) высказывания. 2) Выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших раздумий. 3) Резюме по теме. Не делать повтора мыслей в выводе.
Презентация. Наличие титульного листа
Общие требования:
Наличие титульного листа.
Соответствие теме сообщения.
Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Текст легко читаем.
Правильность используемой терминологии.
Отсутствие ошибок правописания и опечаток.
Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, максимально равномерно заполнить все экранное поле. Но при этом не перегружать слайд зрительной информацией.
Наличие выводов по рассматриваемой проблеме.
Наличие однотипных элементов навигации на всех слайдах (управляющие кнопки, гиперссылки)
Работа всех ссылок.
Единый стиль оформления всех слайдов.
Соответствие дизайна слайда содержанию. Сочетается фон, текст и графика.
Целесообразно использование эффектов анимации.
Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
На первом слайде размещается тема работы и данные автора или авторов.
На последнем слайде обязательно должен присутствовать перечень используемой литературы, веб-сайты
Советы по составлению мультимедийной презентации
— Соблюдайте единый стиль оформления.
— Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый).
— На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один
для фона, один для заголовков, один для текста.
— Для фона и текста используйте контрастные цвета
— Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
— Используйте короткие слова и предложения.
— Заголовки должны привлекать внимание аудитории
— Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
— Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
— Шрифты для заголовков – не менее 24, для информации – не менее 18.
— Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
— Следует использовать рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
— Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
— Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Перечень самостоятельных работ
№ п/п | Тема, тематика задания | Кол-во часов | Задание | Форма контроля |
Тема 1.1. Этическая культура | ||||
Подобрать пословицы и поговорки об общении, этике | Подбор и оформление пословиц и поговорок | Информационный лист | ||
Повседневный этикет | Составление вопросов для викторины (вопрос и правильный ответ) | Викторина | ||
Профессиональная этика | Подготовка сообщения | Сообщение | ||
«Моя профессия…» | Написание эссе | Эссе | ||
Принципы делового этикета | Подготовка презентации | Презентация | ||
Этическая культура | Составление тезауруса по теме 1.1 | Тезаурус | ||
Тема 1.2. Деловой этикет и культура поведения | ||||
Правила ведения деловой телефонной беседы | Подготовка реферата | Реферат | ||
Правила ведения деловой беседы. Правила организации пространства для деловой беседы | Подготовка реферата (по одной из тем на выбор) | Реферат | ||
Виды писем | Составление и оформление письма | Письмо | ||
Виды дневных и вечерних деловых приемов | Подготовка презентации | Презентация | ||
Гастрономический этикет | Подготовка сообщения | Сообщение | ||
Имидж, дресс-код – что это? | Подготовка сообщения | Сообщение | ||
Внешний облик делового человека: прическа, макияж, аксессуары | Подготовка презентации | Презентация | ||
Классический стиль одежды | Подготовка презентации | Презентация | ||
Корпоративная этика | Подборка 10 правил корпоративной этики в офисе | Информационный лист | ||
Психологические особенности цвета и его влияние на работоспособность человека | Подготовка сообщения | Сообщение | ||
Этикет и подарки | Подготовка презентации | Презентация | ||
Деловой этикет и культура поведения | Составление тезауруса по теме 1.2 | Тезаурус | ||
Тема 2.1. Психологические аспекты делового общения | ||||
Психология общения | Составление кроссворда по теме 2.1 | Кроссворд | ||
Классификация общения | Подготовка схемы | Схема | ||
Успех в деловом общении | Подготовка сообщения | Сообщение | ||
Язык телодвижений | Подготовка презентация | Презентация | ||
Взаимоотношения между коллегами | Разработайте кодекс взаимоотношений между коллегами | Информационный лист | ||
Вербальные и невербальные средства общения | Подборка картинок, фото по теме | Альбом | ||
Тема 2.2. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении | ||||
Роль познавательных процессов в профессиональной деятельности человека | Подготовка реферата | Реферат | ||
Волевые черты характера и их значение в профессиональной деятельности | Подготовка реферата | Реферат | ||
Тема 2.3. Конфликты в деловом общении | ||||
Классификация конфликтов | Подготовка схемы или таблицы | Схема или таблица | ||
Причины конфликтов | Подготовка реферата | |||
Поведение в конфликтной ситуации | Составление правил поведения в конфликтной ситуации | Информационный лист |
Рекомендуемая литература, интернет-ресурсы
Основные источники:
1. Панфилова А.П. Теория и практика общения: учебное пособие: допущено Минобразованием России. – 4-е изд., стер. – 288 с., пер.
2. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. 6-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160с
Дополнительные источники:
1. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. – М.: — «Проспект», 2006
2. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления.- Изд.5-е. – Ростовн/Д: Феникс, 2006. – 416с.
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону, «Феникс», 2001г.
4. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. – М.: «Ось-89», 1999г.
5. Под.ред. А. Драгового. Этикет. Энциклопедия. – М.: «Ральф», 1999г
6. Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»
7. Журнал «Секретарское обслуживание»
8. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: «Академия», 2006
9. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач.проф.образов.- 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160с
10. Шеламова. Г.М. Деловая культура и психология общения. – М.: «Академия», 2006
11.
12. http://www.psylist.net/
13. www.psibib.ru/spec/resurs.php