Отечественные дефектологи

Развитие отечественной дефектологии связано с такими именами ученых-психологов, как Выготский Л.С., Власова Т.А., Левина Р.Е., Лурия А.Р., Певзнер М.С., Сухарева Г.Е., ​Ястребова В, Бессонова Т.П., Шевченко С.Г., Капустина Г.М., Эк В.В., Речицкая Е.Г., Яхнина Е.З. 

Олигофренопелагогика

Гнездилов Михаил Федотович (1887-1968)

советский олигофренопедагог, методист. Разработал теоретические основы обучения языку умственно отсталых детей. Автор учебников, методических руководств, пособий, а также программ для вспомогательных школ. Соч.: Обучение русскому языку в младших классах вспомогательной школы. — М., 1959; Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. — М., 1962; Обучение грамоте во вспомогательной школе. — М., 1957; Практические грамматические упражнения в младших классах вспомогательной школы. — М., 1956; Методика русского языка во вспомогательной школе. -М., 1965.

Кузьмина-Сыромятникова Нина Федоровна

советский олигофренопедагог, автор первых работ по дидактике вспомогательной школы. Работала в области обучения умственно отсталых детей арифметике, уделяя особое внимание вопросам коррекционно-воспитательной работы, индивидуального подхода к уч-ся, организации и содержания пропедевтического курса.

Шиф Жозефина Ильинична (1904—1978)

Российский психолог, дефектолог. Специалист в области общей психологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии. Много лет Ш. возглавляла лабораторию олигофренопсихологии, в которой по результатам исследований был создан ряд широко известных в области дефектологии книг. Как и ряд других советских психологов, Ж. И. Шиф изучала вопросы психологии речи. Шиф исследовала влияние словесной речи на развитие мышления глухих в процессе обучения.Основные труды: «Развитие научных понятий у школьников», 1935; «Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками», 1954; «Усвоение языка и развитие мышления глухих детей»,1968; «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы», 1965, соавтор и ред.; «Психология глухих детей»,1971, соавт. и ред. Многие работы Ш. переведены на ряд иностр. языков.

Сурдопедагогика

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... в школе, вне школы, в трудовом коллективе и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности ... противоречий. Новое воз­никает гз старом посредством деятельности субъекта. Обучение и воспитание содействуют не только успешно­му преодолению ... действия. Они выявля­ются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности1. В связи с ...

Зыков Сергей Александрович(1907—1974)

сурдопедагог, д-р педагогических наук (1961).

Разработал дидактическую систему школы глухих на основе обучения словесной речи по принципу формирования речевого общения и использования предметно-практической деятельности учащихся.

Корсунская Бронислава Давыдовна (1909-1986)

Выдающийся отечественный дефектолог, работала над проблемами обучения и воспитания неслышащих детей. Главным достижением научной деятельности Корсунской было создание системы формирования словесной речи у глухих дошкольников. Основные положения этой системы изложены во многих трудах Корсунской и, прежде всего, в ее книгах «Обучение речи глухих дошкольников» (1960).

«Методика обучения глухих дошкольников речи» (1969).

Рау Наталия Александровна (24.5(5.6).1870 — 20.2.1947)

 Автор первого пособия по обучению и воспитанию глухих дошкольников, букварей и учебников для школ глухих. Большое внимание уделяла обучению оглохших взрослых чтению с губ, в 1922 совместно с мужем Ф. А. Рау организовала кружок беглого чтения с губ, преобразованный в 1928 в Клуб. В течение 40 лет осуществляла метод, руководство дошк. учреждениями, вела консультац. работу с родителями глухих детей. Соч.: Матерям маленьких глухонемых детей, M., 19292; Что может и должна сделать мать с только что оглохшим ребенком, М.-Л., 1931; Дошк. воспитание глухонемых, М., 1947.

Рау Фёдор Андреевич (14(26).3.1868, — 30.5.1957)

Организатор и участник съездов и конференций по обучению и воспитанию глухих, инициатор первых мероприятий по организации логопедич. помощи. Принимал активное участие в строительстве сов. школы для глухих, в разработке уч. планов, программ, учебников и метод, пособий, способствовал осуществлению дифференци-ров. обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших. Соч.: Методика обучения глухонемых, М., 1934 (соавт.); Букварь. Для школ глухонемых, M., 19407 (соавт.); Методика обучения глухонемых произношению, M., 19594 (соавт.).

Тифлопедагогика:

Соколянский Иван Афанасьевич (1889—1960)

С. разработал систему обучения и воспитания слепоглухонемых, доказав возможность достижения высокого уровня их психического развития. Лауреат Государственной премии СССР (1980), посмертно.

  • Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности;
  • Муратов Р. С. Компенсация и коррекция дефекта зрения при помощи технических средств в процессе школьного обучения слепых и слабовидящих;
  • Касаткин Л. Ф. Формирование двигательных функций у слепых детей и пути преодоления недостатков физического развития в процессе школьного обучения;
  • Моргулис И. С. Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых;
  • Агеев Е. Д. Организационно-педагогические основы социально трудовой реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения;
  • Ермаков В. П. Научные основы обучения слепых и слабовидящих учащихся специальной графике и её роль в подготовке к трудовой деятельности;
  • Семёнов Л. А. Педагогические основы совершенствования физического воспитания слепых школьников.

Солнцева Людмила Ивановна (24 марта 1927 — 26 октября 2009) — тифлопсихолог. прослеживая динамику психического развития слепых детей, пришла к убеждению, что заметные различия между общим психическим статусом слепых и зрячих в раннем возрасте постепенно сглаживаются вследствие улучшения динамики психического развития детей данной категории.

11 стр., 5341 слов

Особенности коррекционного обучения, воспитания детей с нарушениями речи

... второстепенных раздражителях и не реагируют на основные. Итак, дети с нарушениями речи требуют создания оптимальных условий обучения. Изменение привычных условий предопределяет неустойчивость, потерю внимания. Воля ... высших психических процессов органического генеза у детей с нарушением речи особенно заметна в первые годы обучения в школе. Например, одни дети действуют очень быстро, импульсивно, не ...

Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности . -М.: ВОС, 1989. — 80 с.

Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста: Автореферат дис. … д.психол.н./НИИД АПН СССР.- М., 1978.

 Слепые и слабовидящие дети со сниженной умственной работоспособностью . — М.: Институт коррекционной педагогики. РАО., 1998

Тифлопсихология детства.

Логопедия:

Левина Роза Евгеньевна (1908-1989)

 участница «пятерки» учеников Л. С. Выготскᴏᴦᴏ. Важнейшие работы: «Автономная детская речь» (1936), «Недостатки чтения и письма» (1941), «Основы теории и практики логопедии» (1958), «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи» (1961).

(И. А. Мещерякова.)

Основные направления специальной педагогики

  1. Научно-теоретическая разработка основ коррекционно-педагогической работы;
  2. Совершенствование психолого-педагогического изучения лиц с отклонениями в развитии;
  3. отбор оптимальных форм и содержания коррекционно-педагогической работы;
  4. Совершенствование системы подготовки специалистов для коррекционно-педагогической работы;
  5. Совершенствование системы управления и организации коррекционно-педагогической работы в системе специального образования.