Развитие отечественной дефектологии связано с такими именами ученых-психологов, как Выготский Л.С., Власова Т.А., Левина Р.Е., Лурия А.Р., Певзнер М.С., Сухарева Г.Е., Ястребова В, Бессонова Т.П., Шевченко С.Г., Капустина Г.М., Эк В.В., Речицкая Е.Г., Яхнина Е.З.
Олигофренопелагогика
Гнездилов Михаил Федотович (1887-1968)
советский олигофренопедагог, методист. Разработал теоретические основы обучения языку умственно отсталых детей. Автор учебников, методических руководств, пособий, а также программ для вспомогательных школ. Соч.: Обучение русскому языку в младших классах вспомогательной школы. — М., 1959; Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. — М., 1962; Обучение грамоте во вспомогательной школе. — М., 1957; Практические грамматические упражнения в младших классах вспомогательной школы. — М., 1956; Методика русского языка во вспомогательной школе. -М., 1965.
Кузьмина-Сыромятникова Нина Федоровна
советский олигофренопедагог, автор первых работ по дидактике вспомогательной школы. Работала в области обучения умственно отсталых детей арифметике, уделяя особое внимание вопросам коррекционно-воспитательной работы, индивидуального подхода к уч-ся, организации и содержания пропедевтического курса.
Шиф Жозефина Ильинична (1904—1978)
Российский психолог, дефектолог. Специалист в области общей психологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии. Много лет Ш. возглавляла лабораторию олигофренопсихологии, в которой по результатам исследований был создан ряд широко известных в области дефектологии книг. Как и ряд других советских психологов, Ж. И. Шиф изучала вопросы психологии речи. Шиф исследовала влияние словесной речи на развитие мышления глухих в процессе обучения.Основные труды: «Развитие научных понятий у школьников», 1935; «Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками», 1954; «Усвоение языка и развитие мышления глухих детей»,1968; «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы», 1965, соавтор и ред.; «Психология глухих детей»,1971, соавт. и ред. Многие работы Ш. переведены на ряд иностр. языков.
Сурдопедагогика
Принцип развития в психологии 2
... в школе, вне школы, в трудовом коллективе и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности ... противоречий. Новое возникает гз старом посредством деятельности субъекта. Обучение и воспитание содействуют не только успешному преодолению ... действия. Они выявляются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности1. В связи с ...
Зыков Сергей Александрович(1907—1974)
сурдопедагог, д-р педагогических наук (1961).
Разработал дидактическую систему школы глухих на основе обучения словесной речи по принципу формирования речевого общения и использования предметно-практической деятельности учащихся.
Корсунская Бронислава Давыдовна (1909-1986)
Выдающийся отечественный дефектолог, работала над проблемами обучения и воспитания неслышащих детей. Главным достижением научной деятельности Корсунской было создание системы формирования словесной речи у глухих дошкольников. Основные положения этой системы изложены во многих трудах Корсунской и, прежде всего, в ее книгах «Обучение речи глухих дошкольников» (1960).
«Методика обучения глухих дошкольников речи» (1969).
Рау Наталия Александровна (24.5(5.6).1870 — 20.2.1947)
Автор первого пособия по обучению и воспитанию глухих дошкольников, букварей и учебников для школ глухих. Большое внимание уделяла обучению оглохших взрослых чтению с губ, в 1922 совместно с мужем Ф. А. Рау организовала кружок беглого чтения с губ, преобразованный в 1928 в Клуб. В течение 40 лет осуществляла метод, руководство дошк. учреждениями, вела консультац. работу с родителями глухих детей. Соч.: Матерям маленьких глухонемых детей, M., 19292; Что может и должна сделать мать с только что оглохшим ребенком, М.-Л., 1931; Дошк. воспитание глухонемых, М., 1947.
Рау Фёдор Андреевич (14(26).3.1868, — 30.5.1957)
Организатор и участник съездов и конференций по обучению и воспитанию глухих, инициатор первых мероприятий по организации логопедич. помощи. Принимал активное участие в строительстве сов. школы для глухих, в разработке уч. планов, программ, учебников и метод, пособий, способствовал осуществлению дифференци-ров. обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших. Соч.: Методика обучения глухонемых, М., 1934 (соавт.); Букварь. Для школ глухонемых, M., 19407 (соавт.); Методика обучения глухонемых произношению, M., 19594 (соавт.).
Тифлопедагогика:
Соколянский Иван Афанасьевич (1889—1960)
С. разработал систему обучения и воспитания слепоглухонемых, доказав возможность достижения высокого уровня их психического развития. Лауреат Государственной премии СССР (1980), посмертно.
- Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности;
- Муратов Р. С. Компенсация и коррекция дефекта зрения при помощи технических средств в процессе школьного обучения слепых и слабовидящих;
- Касаткин Л. Ф. Формирование двигательных функций у слепых детей и пути преодоления недостатков физического развития в процессе школьного обучения;
- Моргулис И. С. Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых;
- Агеев Е. Д. Организационно-педагогические основы социально трудовой реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения;
- Ермаков В. П. Научные основы обучения слепых и слабовидящих учащихся специальной графике и её роль в подготовке к трудовой деятельности;
- Семёнов Л. А. Педагогические основы совершенствования физического воспитания слепых школьников.
Солнцева Людмила Ивановна (24 марта 1927 — 26 октября 2009) — тифлопсихолог. прослеживая динамику психического развития слепых детей, пришла к убеждению, что заметные различия между общим психическим статусом слепых и зрячих в раннем возрасте постепенно сглаживаются вследствие улучшения динамики психического развития детей данной категории.
Особенности коррекционного обучения, воспитания детей с нарушениями речи
... второстепенных раздражителях и не реагируют на основные. Итак, дети с нарушениями речи требуют создания оптимальных условий обучения. Изменение привычных условий предопределяет неустойчивость, потерю внимания. Воля ... высших психических процессов органического генеза у детей с нарушением речи особенно заметна в первые годы обучения в школе. Например, одни дети действуют очень быстро, импульсивно, не ...
Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности . -М.: ВОС, 1989. — 80 с.
Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста: Автореферат дис. … д.психол.н./НИИД АПН СССР.- М., 1978.
Слепые и слабовидящие дети со сниженной умственной работоспособностью . — М.: Институт коррекционной педагогики. РАО., 1998
Тифлопсихология детства.
Логопедия:
Левина Роза Евгеньевна (1908-1989)
участница «пятерки» учеников Л. С. Выготскᴏᴦᴏ. Важнейшие работы: «Автономная детская речь» (1936), «Недостатки чтения и письма» (1941), «Основы теории и практики логопедии» (1958), «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи» (1961).
(И. А. Мещерякова.)
Основные направления специальной педагогики
- Научно-теоретическая разработка основ коррекционно-педагогической работы;
- Совершенствование психолого-педагогического изучения лиц с отклонениями в развитии;
- отбор оптимальных форм и содержания коррекционно-педагогической работы;
- Совершенствование системы подготовки специалистов для коррекционно-педагогической работы;
- Совершенствование системы управления и организации коррекционно-педагогической работы в системе специального образования.