Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения

2.1. Классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих специально подготов­ленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспече­нием, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории детей и подростков.

2.2. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом ди­ректора школы на основании заключения психолого-медико-педагогического конси­лиума школы на каждого ребенка, психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) муниципалитета, округа, медико-педагогической комиссии, диагностичес­ких центров о необходимости данного типа обучения.

Дети, поступающие в школу из коррекционно-развивающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы коррекционно-развивающего обучения без

44

дополнительного обследования на основании ранее существующего медико-педагогического заключения.

Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.

2.3. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются преимуществен­но на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и функционируют до 9-го класса включительно. На ступени основного общего образования классы коррекционно-развивающего обучения могут быть откры­ты в дневных школах не позднее 5-6, а в вечерних — 7-го классов.

2.4. Обучение в коррекционно-развивающих классах первой ступени продолжа­ется 3-5 лет, в зависимости от потенциальных возможностей развития и успешно­сти обучения ребенка. Продление сроков обучения возможно только по заключению психолого-медико-педагогической консультации или медико-педагогической комис­сии индивидуально на каждого обучающегося.

2.5. В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испы­тывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных био­логических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений фун­кций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).

Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостат­ками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т.е. слабостью регуляци­онных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием от­дельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, негрубыми не­достатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации дви­жений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью опе­рациональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

7 стр., 3060 слов

Структура и организация работы психолого-медико-педагогической службы округа

... образовательные учреждения различных видов, положением о классах коррекционно- 51 развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях с учетом прав роди­телей (законных представителей). 3.5. Психолого-медико-педагогическая служба округа (города) работает в ...

Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклоне­ния в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма).

2.6. При положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению психолого-медико-педагогического консилиума обучающи­еся коррекционно-развивающих классов могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (лиц,их заменяющих).

2.7. Обучающиеся, проявляющие особые склонности и способности к отдельным учебным дисциплинам, могут посещать уроки в общеобразовательном классе, а также факультативные занятия. .                    .

2.8. Наполняемость классовкоррекционно-развивающего обучения — 912 че­ловек.

2.9. Распорядок дня для обучающихся в указанных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Целесообразна рабо­та этих классов в первую смену по режиму продленного дня с организацией днев­ного сна (до 3-его класса включительно), трехразового питания, необходимых оздо­ровительных мероприятий.

Детям и подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выражен­ных невротических расстройств, аффективном поведении организуется индивидуально-

45

щадящий режим (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение, недели) и обязательная лечебная психотерапевтическая помощь (специали­сты могут привлекаться по договору).

Для обучающихся в коррекционно-развивающих классах 1 ступени вводится дополнительное каникулярное время в феврале продолжительностью в 7 календар­ных дней.

2.10. Для организации и проведения специалистами различных профилей ком­плексного изучения детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школьной жизни, в общеобразовательном учреждении приказом директора может создаваться психолого-медико-педагогический консилиум. В его состав входит заме­ститель директора по учебно-воспитательной работе, опытные учителя, работающие с этой категорией детей, детский психиатр, дефектолог, учитель-логопед, психолог. Специалисты, не работающие в данном учреждении, привлекаются для работы в кон­силиуме по договору.

2.11. В задачи консилиума входит:

— изучение личности ребенка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоци­онально-личностной зрелости, уровня развития речи;

— выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учи­телю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в про­цессе обучения и воспитания;

— выбор оптимальной для развития ученика учебной программы и типа шко­лы при отсутствии положительной динамики в обучении (в течение одного года пребывания ученика в указанном классе);        

10 стр., 4675 слов

Сущность и содержание интегрированного подхода к обучению учащихся ...

... чье обучение и воспитание осуществляется с учетом отклонений в их развитии, но специальные группы и классы часто ... специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Поэтому вторым условием ... обучения. Вобрав в себя критически осмысленный зарубежный опыт и экспериментальные данные отечественных исследований, нужно развивать ...

— определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам при положительной динамике и компенсации недостатков развития;

— профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегру­зок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероп­риятий;

подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обуча­емого для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию.

2.12. При отсутствии в школах указанного консилиума его функции могут выполнять психологические службы округа (муниципалитета) реабилитационные центры (компенсцентры) для детей и подростков, психолого-медико-педагогические консультации.

3. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса

3.1. Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, утвержденными для них программами Министерством об­разования Российской Федерации, программами для массовых классов, адаптирован­ными к особенностям психофизического развития ребенка и согласованными с ме­тодическими службами.

Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов, так и учебникам массовых классов — в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель.

3.2. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечивать усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.

3.3. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

— активизация познавательной деятельности учащихся;

46

— повышение уровня их умственного развития:

— нормализация учебной деятельности;

— коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

— социально-трудовая адаптация.

3.4. Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организует­ся индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность. Для их проведения используют­ся часы школьного компонента, а также консультативные часы групп продленного дня. Продолжительность таких занятий не превышает 30 мин., наполняемость групп не превосходит 4-5 человек.

3.5. Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного учрежде­ния с классами коррекционно-развивающего обучения вводится должность логопе­да из расчета не менее 15-20 человек с нарушениями речи.

3.6. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально и группами из 4-6 человек, а также в подгруппах из 2-3 человек.

3.7. При проведении уроков трудового и профессионального обучения класс делится на 2 группы, начиная с 1 класса.

3.8. Содержание трудового и профессионального обучения определяется исходя из региональных, местных условий, состояния здоровья обучающихся и осуществ­ляется на основе вариативных профилей труда, включая в себя подготовку для индивидуально-трудовой деятельности.

6 стр., 2570 слов

Предмет — социально- психологические условия успешного обучения и развития

... и осуществление медико-психолого-педагогической программы помощи детям и предупреждения возникновения отклонений в физическом и психическом развитии. 3.   Разработка индивидуальных рекомендаций по организации коррекционно-развивающего воздействия, специального обучения и воспитания ...

3.9. Вопрос о формах итоговой аттестации, ее организации решается департа­ментом образования.        

3.10. Выпускники девятого класса, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца.

4. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение

4.1. В классах коррекционно-развивающего обучения работают учителя, воспи­татели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.

4.2. Для организации самоподготовки обучающихся в режиме продленного дня одновременно с воспитателями привлекаются учителя-предметники. Целесообразность такой работы, ее форма и продолжительность определяются психолого-медико-педагогическим консилиумом.

4.3. В необходимом случае для работы с обучающимися классов коррекционно-развивающего обучения привлекаются специалисты, не работающие в данном обра­зовательном учреждении, по договору (врач-психоневролог и др. специалисты).

4.4. При наличии в школе более трех классов такого типа может рассматривать­ся вопрос о введении в штатное расписание образовательных учреждений дополни­тельно ставки специалистов: педагога-психолога, социального педагога, дефектолога и др.

4.5. Классным руководителям классов коррекционно-развивающего обучения производится доплата за классное руководство в полном объеме.

4.6. Педагогическим работникам, специалистам классов коррекционно-развива­ющего обучения устанавливается надбавка в 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам. Руководителям школ при наличии более 3-х классов, создав­шим необходимые условия для их функционирования, может быть установлен 15%-ный размер надбавки.

4.7. Для работы данных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, дневного сна, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.

47

Приложение 1.2.

ПОЛОЖЕНИЕ

о психолого-медико-педагогической службе округа (города)*

Общие положения

1.1. Психолого-медико-педагогическая служба создается в соответствии с про­граммой «Столичное образование», утвержденной Постановлением Правительства Москвы № 557 от 5 июля 1994г.

1.2. Психолого-медико-педагогическая служба (в дальнейшем ПМПС) является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которой направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучени­ем, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклоне­ниями в развитии, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам).

1.3. ПМПС является межведомственной, постоянно действующей службой, охва­тывающей все образовательные учреждения округа (города).

В связи с межведом­ственным характером деятельности ПМПС, на специалистов различных профилей (медицинского, педагогического, социального) распространяются все льготы и пра­ва соответствующих ведомств.

1.4. ПМПС представляет иерхаризированную трехуровневую систему, состоя­щую из:

— психолого-медико-педагогических консилиумов, создающихся на базе массо­вых школ;

16 стр., 7769 слов

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

... обучении детей с выраженными нарушениями интеллекта Н.Н. Аляудинова     Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей ... ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. О работе городской медико-психолого ... основе полисенсорных подходов Ф.Б. Кощеева Использование коррекционно-развивающих упражнений в коллективных творческих заданиях Н.Н. ...

— психолого-медико-педагогических консультаций (муниципальной ПМПК), объединяющих несколько психолого-медико-педагогических консилиумов школ, являющихся центральным звеном по работе с детьми в системе коррекционно-развивающего обучения;

— окружной (городской) психолого-медико-педагогической консультации (окруж­ной городской ПМПК), являющейся головным методическим учреждением службы.

1.5. Порядок открытия подразделений ПМПС, организации, условия материаль­ного обеспечения, финансирования, контроля за работой ПМПС определяются при­казами департамента образования, окружного управления образования.

1.6. Методическое руководство работой ПМПС осуществляется Департаментом образования г. Москвы, Министерством образования и Министерством здравоохра­нения Российской Федерации.

1.7. ПМПС в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством Российской Федерации, нормативными документами Министерства образования и Министерства здравоохранения Россий­ской Федерации.                             .        —

1.8. Психолого-медико-педагогическая служба для обеспечения своей деятель­ности может привлекать небюджетные средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке.                .

1.9. ПМПС в лице своего головного учреждения — окружной (городской) пси­холого-медико-педагогической консультации (центра) является юридическим лицом,

* Данное Положение является инициативной разработкой коллектива специалистов пси­холого-педагогического центра помощи детям и подросткам «Строгино» Северо-Западного обра­зовательного округа г. Москвы и утверждено приказом по округу от 17.10.95 №195. В 1998 году данное Положение введено в качестве экспериментального в Юго-Западном образовательном округе г. Москвы приказом по округу от 9.02.98 №18.

48

имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы и бланки со своим наименованием и другие реквизиты, заключает договора, открывает счета в банке.

Цели и задачи

2.1. Целью организации ПМПС является создание целостной системы, обеспе­чивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обуче­нии в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

2.2. Задачи ПМПС определяются в соответствии с выделенными уровнями дея­тельности службы.

2.3. В задачи психолого-медико-педагогических консилиумов школ входит:

2.3.1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошколь­ного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллекту­альном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адапта­ции, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их инди­видуальными возможностями.

2.3.2. Обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявле­ния Их готовности к обучению и определения содержания, форм и методов их обучения и воспитания в соответствии с особенностями их физического и пси­хического развития. Формирование на базе дошкольных учреждений специали­зированных групп по подготовке детей, имеющих особенности развития, к школьному обучению как по общеобразовательным, так и по коррекционно-развивающим программам.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... в управлении производством, признал необходимость обучения, улучшения условие труда и быта рабочих. К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

2.3.3. Постоянная диагностическая и коррекционная работа с учащимися в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО) на базе массовой шко­лы.

2.3.4. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятель­ности (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических фун­кций), изучение эмоционально-волевого и личностного развития.

2.3.5. Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекоменда­ций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания.

2.3.6. Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы. При отсутствии положительной динамики в обучении в течение одного года решение вопроса о повторном прохождении программы данного класса или выборе соот­ветствующего типа школы;

2.3.7. При положительной динамике и компенсации недостатков определе­ние путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам.

2.3.8. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

2.3.9. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное разви­тие ребенка, динамику его состояния, овладение школьным компонентом. Пер­спективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка ее эффек­тивности.

2.3.10. Организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, участвующими в деятельности школьного консилиума.

2.4. В задачи психолого-медико-педагогических консультаций (муниципальных ПМПК) входит:

2.4.1. Уточнение, при необходимости, оценки актуального развития, степени выраженности отклонения в физическом или психическом развитии, получен­ной школьным консилиумом, разработка уточненных индивидуальных рекомендаций

49

по оказанию детям возможной психолого-медико-педагогической помощи, организации их специализированного обучения и воспитания в семье, учреж­дениях образования, здравоохранения, социальной защиты.

2.4.2. Направление, при необходимости, детей и подростков в специализи­рованные образовательные, медицинские и социальные научно-исследовательс­кие центры для углубленного и динамического изучения особенностейих раз­вития.                                          

2.4.3. Оказание консультативной помощи родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим заинтересованным лицам и организациям по проблемам обучения и воспитания детей и подростков с недостатками психичес­кого и физического развития, со школьной дезадаптацией и трудностями в обучении.                               

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... позволили определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в процессе обучения пению. Решение данной проблемы ...

2.4.4. Организация коррекционно-диагностического обучения (в классах КРО) с детьми, особенности которых не позволяют выявить причины трудностей обучения в процессе индивидуального консультирования, а требуют динамичес­кого наблюдения при коррекционно-диагностическом обучении.

2.4.5. Учет обследованных детей, уточнение структуры контингента детей в системе коррекционно-развивающего обучения, внесение этих уточнений в банк данных окружной (городской) ПМПК.

2.4.6. Просветительская работа специалистов учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты населения с родителями об особеннос­тях психического и физического состояния и возможностях развития детей различных категорий, необходимости оказания им адекватной помощи в обра­зовательных учреждениях разного типа.

2.4.7. Взаимодействие с школьными психолого-медико-педагогическими консилиумами, разбор конфликтных случаев и подготовка подробных заключе­ний о состоянии развития и здоровья учащихся для представления в школьный консилиум с рекомендациями по коррекционной работе в системе коррекцион­но-развивающего обучения данной школы.

2.5. В задачи окружной (городской) психолого-медико-педагогической консуль­тации (методического центра) входит:

2.5.1. Разработка и осуществление психолого-медико-педагогических про­грамм помощи населению с целью предупреждения отклонений в физическом и психическом развитии детей, начиная с дошкольного возраста.

2.5.2. Методическое руководство и оказание помощи специалистам-консуль­тантам школьных психолого-медико-педагогических консилиумов и муниципаль­ных ПМПК в организации определения уровня актуального развития детей и его динамики в процессе обучения и воспитания.

2.5.3. Анализ статистических данных о состоянии детской популяции и возможностях адаптации к соответствующим образовательным учреждениям.

2.5.4. Внесение предложений в органы управления образованием, здравохранением и социальной защитой населения и составление прогноза по разви­тию сети специальных учреждений и системы коррекционно-развивающего обу­чения на базе массовых школ в округе.

2.5.5. Разработка нормативной документации и принципов взаимодействия психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций различных уров­ней, координация деятельности службы.

2.5.6. Подготовка и апробация методического материала для проведения диагностической и коррекционной работы в рамках деятельности психолого-медико-педагогической службы, организация повышения квалификации специ­алистов, участвующих в деятельности школьных психолого-медико-педагогичес­ких консилиумов и муниципальных консультаций.

50

2.5.7. Разработка и апробация методов и средств профилактики, углублен­ной дифференциальной диагностики и коррекции нарушений развития детей дошкольного и школьного возрастов.