Оглавление
Введение 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1. Сущностные характеристики понятия двигательной активности. Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Методические подходы к организации и проведению физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ 12
1.3. Пути оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях 19
Выводы по I главе 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МДОУ №282 24
2.1. Хронометраж моторной плотности физкультурных занятий с детьми 5-6 лет 24
2.2. Рекомендации по повышению моторной плотности физкультурных занятий с детьми 5-6 лет 31
Выводы по II главе 38
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Введение
Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В рамках реализации программы «Образование и здоровье» особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии.
Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.
На современном этапе отмечается, что дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», а интенсивность физического развития, здоровье зависит от двигательной активности.
Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста ...
... связи с этим целью курсовой работы является рассмотрение краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Объектом курсовой работы является педагогическая работа в ДОУ. Предметом - ... место краеведения в ДОУ, 3. Рассмотреть психологические и физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, 4. Провести анализ программ по краеведческой работе. Глава 1. Проблемы ...
Для повышения мышечной активности необходимы физические упражнения для совершенствования двигательных процессов и навыков, осанки, предупреждения развития плоскостопия.
Цель работы – обосновать теоретически и доказать практически возможность оптимизации двигательной активности детей 5-6 лет на физкультурных занятиях в ДОУ.
Объект исследования – оптимизация двигательной активности детей 5-6 лет.
Предмет исследования – пути оптимизации двигательной активности детей 5-6 лет на физкультурных занятиях.
Гипотеза исследования: Оптимизация двигательной активности детей 5-6 лет на физкультурных занятиях в ДОУ будет возможна, если в основу занятия положены следующие методические подходы:
— эффект одного оборудования;
— метод круговой тренировки.
Задачи работы:
1. раскрыть сущность понятия «двигательная активность»;
2. рассмотреть особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста;
3. изучить методические подходы к организации и проведению физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
4. выделить пути оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях;
5. разработать рекомендации по повышению моторной плотности физкультурных занятий с детьми 5-6 лет.
Теоретической основой исследования стали идеи: теории и методики физической культуры (Л.П.Матвеев, Ю.Ф.Курамшин и др.) и физического воспитания дошкольников (А.В.Кенеман, Т.И.Осокина, Э.Я.Степаненкова, Д.В.Хухлаева); о двигательной игре как ведущей форме активности человека в дошкольном возрасте (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); вершине двигательной активности и ее непроизвольности (В.Н.Курысь, Ю.К.Чернышенко, Н.И.Дворкина, Н.А.Фомина, И.Н.Моргун).
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Сущностные характеристики понятия двигательной активности. Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.
И.Д.Маханева, С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний [16, с.17].
В работах И.И.Мастюковой, С.Н.Попова, С.С.Бычковой, Т.И.Богиной, Е.А.Сагайдачной указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности [6, с.5].
При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию — удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т.д. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности.
Физическое развитие в младенчестве. Врожденные формы психики ...
... только в физическом, но и психическом развитии ребенка, которые обогащают содержание детского сознания и помогают в развитии двигательных структур. 1.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ В первый ... год жизни ребенка происходит становление эмоциональных контактов с окружающими людьми, ...
Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является ССС. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы…………………..
Заключение
Двигательной активностью определена как сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.
Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.
Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.
Двигательный режим — часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др.
С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.
Основная форма физического воспитания — физкультурное занятие, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми. Физкультурное занятие в зависимости от задач проводится фронтально, подгруппами, индивидуально руководителем физического воспитания и (или) воспитателем.
Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей: времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража; объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности; интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии (подсчет частоты сердечных сокращений в уд/мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в процессе обучения пению. ... музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое отношение к окружающему, раскрыть внутренний мир ...
Список использованной литературы
1. Абросимова Л. И., Юрко Г. П. Физическое воспитание детей. — М, 1989.
2. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» // Обруч. – 1996. — №1. — С.5-6.
3. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М.: Просвещение, 1981.
4. Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам. — М.: Владос, 1999.
5. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики // Дошкольное воспитание. — 1996.- №№6, 8, 10.
6. Доронова Т. Право на охрану здоровья // Дошкольное воспитание. – 2001. — №9. — С.5-8.
7. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 1999.
8. Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 1999.
9. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века /Авт.-сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина. — М.: АРКТИ, 2000.
10. Зелинская.Д. Школа здоровья. – М., 1995. — Т.2.
11. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 1991. — №10. – С.8.
12. Казьмин В.Д. Дыхательные гимнастики. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.
13. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1972.
14. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. — М.: Линка — Пресс, 2000.
15. Лазарев М.Л. Здравствуй! Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — М.: Мнемозина, 2004. – 248 с.
16. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. — М., 2000.
17. Основы безопасности дошкольников / Под ред. В.А.Ананьева. — М.: Академия, 2000.
18. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986.
19. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.
20. Стасюк А.М., Журавлева Н.А. О системе физкультурно-оздоровительной работы // Дошкольное воспитание. – 1997. — №9. — С.39-42.
21. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: Медицина, 1991. – 272 с.
22. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36.
23. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1984.
24. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического развития детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1976.
25. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. – М.: Академия, 1996.