Мазалова Е.Г.
г.Симферополь
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
1. Построение выборки респондентов
Выборка респондентов для мониторингового исследования
Генеральная совокупность исследования — руководители районных, городских отделов и управлений образования, заведующие районными (городскими) методическими кабинетами (центрами), руководители общеобразовательных учебных заведений, практические психологи, педагогические работники.
Общее количество респондентов по Автономной Республике Крым — 870 человек, из них:
Ш 25 руководителей районных, городских отделов и управлений образования;
Ш 25 заведующих районными (городскими) методическими кабинетами (центрами);
Ш 170 руководителей общеобразовательных учебных заведений;
Ш все практические психологи (ориентировочно — 400 человек);
Ш 250 учителей;
Проводится сплошной опрос:
Ш 25 руководителей районных, городских отделов и управлений образования;
Ш 25 заведующих районными (городскими) методическими кабинетами (центрами);
Ш практических психологов учебных заведений.
Выборка количества респондентов каждой категории по регионам:
№ п/п |
город/район |
руководители ОУЗ |
практические психологи |
учителя |
|
1. |
Алушта |
4 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист») |
|
2. |
Армянск |
2 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист I категории») |
|
3. |
Джанкой |
2 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист II категории») |
|
4. |
Евпатория |
5 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист») |
|
5. |
Керчь |
7 |
все |
10 чел, имеющих педагогические звания «Учитель-методист», «Старший учитель» |
|
6. |
Красноперекопск |
1 |
все |
10 чел, имеющих педагогические звания «Учитель-методист», «Старший учитель» |
|
7. |
Саки |
2 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист высшей категории») |
|
8. |
Симферополь |
15 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист») |
|
9. |
Судак |
3 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист II категории») |
|
10. |
Феодосия |
8 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист I категории») |
|
11. |
Ялта |
8 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист высшей категории») |
|
12. |
Бахчисарайский |
10 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист») |
|
13. |
Белогорский |
9 |
все |
10 чел, имеющих педагогические звания «Учитель-методист», «Старший учитель» |
|
14. |
Джанкойский |
12 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист II категории») |
|
15. |
Кировский |
5 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист I категории») |
|
16. |
Красногвардейский |
10 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист») |
|
17. |
Красноперекопский |
5 |
все |
10 чел, имеющих педагогические звания «Учитель-методист», «Старший учитель» |
|
18. |
Ленинский |
11 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист I категории») |
|
19. |
Нижнегорский |
7 |
все |
10 чел, имеющих педагогические звания «Учитель-методист», «Старший учитель» |
|
20. |
Первомайский |
5 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист II категории») |
|
21. |
Раздольненский |
5 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист I категории») |
|
22. |
Сакский |
11 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист высшей категории») |
|
23. |
Симферопольский |
13 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист II категории») |
|
24. |
Советский |
5 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист высшей категории») |
|
25. |
Черноморский |
5 |
все |
10 чел. (квалификационная категория «Специалист высшей категории») |
|
Опрос педагогических работников проводится только в тех общеобразовательных учебных заведениях, в которых опрашиваются руководители.
Практические психологи в регионе опрашиваются все
2. .Сбор статистической информации (приложение 1;таблицы 1-6);
3. Проведение анкетирования респондентов в соответствии с выборкой (приложения 2-6)
4. Обработка полученных данных
5. Подготовка аналитического обзора по итогам мониторинга
Приложение 1
Таблица 1
Информация
о введении должности(ей) методистов районных, городских методических кабинетов (центров), которые отвечают за деятельность региональной психологической службы в соответствии с нормативами численности (письмо МОНУ от 15.06.2004 № 1/9-324)
№ п/п |
общее количество детей в регионе |
кол-во ставок методистов в штатном расписании ГМК(Ц), РМК (Ц), которые отвечают за деятельность ПС |
кол-во работающих методистов, которые отвечают за деятельность ПС |
Ф.И.О. методистов, отвечающих за ПС |
нагрузка |
образовательный уровень (ВУЗ, год окончания) |
специальность по диплому |
квалификационный уровень |
стаж работы практическим психологом |
награждения (дипломы, грамоты) |
прохождение аттестации |
наличие отдельного кабинета |
||||
дошкольного возраста |
школьного возраста |
ПТУЗ |
||||||||||||||
год |
категория |
|||||||||||||||
Таблица 2
Информация
о создании региональных центров практической психологии и социальной работы в соответствии с нормативами численности (письмо МОНУ от 15.06.2004 № 1/9-324)
№ п/п |
общее количество детей в регионе |
Создание5 центра ПП и СР, его юридический статус |
Перечень должностей в штатном расписании |
Ф.И.О. методистов, отвечающих за ПС |
нагрузка |
образовательный уровень (ВУЗ, год окончания) |
специальность по диплому |
квалификационный уровень |
стаж работы практическим психологом |
награждения (дипломы, грамоты) |
прохождение аттестации |
наличие отдельного помещения (кабинета) для центра |
||||
дошкольного возраста |
школьного возраста |
ПТУЗ |
||||||||||||||
год |
категория |
|||||||||||||||
Таблица 3
Информация
о введении должности(ей) практических психологов в дошкольных учебных заведениях
в соответствии с нормативами численности
(письмо МОНУ от 15.06.2004 № 1/9-324)
№ п/п |
наименование ДУЗ |
Количество групп |
Количество ставок практических психологов в штатном расписании |
Количество работающих практических психологов |
Нагрузка |
Ф.И.О. практических психологов |
Образовательный уровень (ВУЗ, год окончания) |
Специальность по диплому |
Квалификационный уровень |
Стаж работы практическим психологом |
Награждения (дипломы, грамоты) |
Прохождение аттестации |
Наличие отдельного кабинета |
||
год |
категория |
||||||||||||||
Таблица 4
Информация
о введении должности(ей) практических психологов в общеобразовательных учебных заведениях
в соответствии с нормативами численности
(письмо МОНУ от 15.06.2004 № 1/9-324)
№ п/п |
наименование ОУЗ |
Количествоучащихся |
Количество ставок практических психологов в штатном расписании |
Количество работающих практических психологов |
Нагрузка |
Ф.И.О. практических психологов |
Образовательный уровень (ВУЗ, год окончания) |
Специальность по диплому |
Квалификационный уровень |
Стаж работы практическим психологом |
Награждения (дипломы, грамоты) |
Прохождение аттестации |
Наличие отдельного кабинета |
||
год |
категория |
||||||||||||||
Таблица 5
Информация
о введении должности(ей) социальных педагогов в общеобразовательных учебных заведениях
в соответствии с нормативами численности
(письмо МОНУ от 15.06.2004 № 1/9-324)
№ п/п |
наименование ОУЗ |
Количество учащихся |
Количество ставок социальных педагогов в штатном расписании |
Количество работающих социальных педагогов |
Нагрузка |
Ф.И.О. социального педагога |
Образовательный уровень (ВУЗ, год окончания) |
Специальность по диплому |
Квалификационный уровень |
стаж Работы практическим психологом |
Награждения (дипломы, грамоты) |
Прохождение аттестации |
Наличие отдельного кабинета |
||
год |
категория |
||||||||||||||
Таблица 6
Информация
об обеспечении кабинетами практических психологов и социальных педагогов в 2006/2007 учебном году (в соответствии с требованиями Положения о психологическом кабинете дошкольных, общеобразовательных и других учебных заведений системы общего среднего образования, утвержденного приказом МОН Украины от 19.10.2001г. №691)
Практические психологи |
Социальные педагоги |
|||||||||
Общее количество ПП в регионе |
из них: |
Общее количество СР в регионе |
из них: |
|||||||
Полностью обеспечено (2 помещения) |
Частично обеспечено (1 помещение) |
Приспособленное помещение Приспособленное помещение — не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям Положения о психологическом кабинете дошкольных, общеобразовательных и других учебных заведений системы общего среднего образования, утвержденного приказом МОН Украины от 19.10.2001г. №691 |
Совмещенное рабочее место Совмещенное рабочее место находится в одном помещении с другим работником, который не является специалистом социально-психологической службы |
Отсутствует рабочее место |
Отдельное помещение |
Совмещенное рабочее место2 |
Отсутствует рабочее место |
|||
Начальник
отдела (управления) образования
______________________
_______________________
Подпись
Ф.И.О.
Дата
Приложение 2
Анкета
для руководителей органов управления образованием
Уважаемые коллеги!
Вам предлагается анкета, позволяющая изучить Ваше мнение по функционированию психологической службы в Вашем регионе. Анкета анонимная.
1. Оцените максимальным баллом (9) направление деятельности региональной психологической службы, которое, по Вашему мнению, является наиболее приоритетным.
организация взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в целях создания условий для всестороннего развития детей и подростков |
||
осуществление посредничества между учебным заведением, семьей, трудовым коллективом, общественностью |
||
содействие участию воспитанников в научном, техническом, художественном творчестве, содействие выявлению задатков, одаренностей, раскрытию способностей, талантов |
||
содействие профессиональному самоопределению и социальной адаптации учащихся |
||
привлечение отдельных граждан, творческих союзов, общественных организаций, учреждений к культурно-образовательной, воспитательной, профилактической, спортивно-оздоровительной работе |
||
проведение психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к обучению в период его перехода из одной возрастной группы в другую |
||
проведение психологической экспертизы и психолого-педагогической коррекции девиантного поведения несовершеннолетних |
||
формирование психологической культуры воспитанников, учащихся, педагогов, родителей, консультирование по вопросам психологии, ее практического использования в организации учебно-воспитательного процесса |
||
организация психологического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения |
||
2. Куда (к кому) Вы обращаетесь, если Вам необходима информация по вопросам социального патроната или практической психологии (выберите два варианта ответа):
Ш к практическому психологу (социальному педагогу) методического кабинета (центра)
Ш к библиотекарю методического кабинета (центра)
Ш ищу информацию в сети «Интернет»
Ш использую собственный опыт
Ш информация по вопросам социального патроната или практической психологии меня не интересует
Ш Ваш вариант ответа ____________________________________
3. Как, по Вашему мнению, необходимо ли введение должности практического психолога (социального педагога) во все учебные заведения:
да не обязательно нет
4. Если да, то мотивируйте Ваш ответ.
_____________________________________________________________
5. Оцените уровень теоретической и научно-методической подготовки практических психологов (социальных педагогов) Вашего региона.
0 1 2 3 4 5
низкий высокий
6. Оцените соответствие материально-технического оснащения кабинетов практических психологов (социальных педагогов) учебных заведений Вашего региона действующим требованиям.
0 1 2 3 4 5
не соответствует соответствует
7. Какие из перечисленных форм изучения и оценивания результатов деятельности региональной психологической службы использовались в Вашем регионе. Отметьте все возможные варианты.
Ш комплексный мониторинг
Ш тематическая проверка
Ш рейтинговая система
Ш творческий отчет
Ш анкетирование
Ш тестирование
Ш наблюдение
Ш изучение не проводилось
Ш Ваш вариант ответа ______________________________________
8. Отметьте все формы методической работы с практическими психологами (социальными педагогами) на региональном уровне, которые, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными:
Ш научно-практическая конференция
Ш творческая группа
Ш школа перспективного педагогического опыта
Ш семинар-практикум
Ш ярмарка педагогических инноваций
Ш фестиваль методических идей
Ш не участвовали
Ш Ваш вариант ответа. _____________________________________
9. Оцените уровень взаимодействия методической службы региона и учебных заведений по вопросам функционирования региональной психологической службы.
0 1 2 3 4 5
неэффективно высокоэффективно
10. Оцените результативность работы региональной психологической службы по всем направлениям деятельности.
0 1 2 3 4 5
нерезультативна результативна
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 3
Анкета
для заведующих районными (городскими) методическими кабинетами (центрами)
Уважаемые коллеги!
Вам предлагается анкета, позволяющая изучить Ваше мнение по функционированию психологической службы в Вашем регионе. Анкета анонимная.
1. Оцените максимальным баллом (9) направление деятельности региональной психологической службы, которое, по Вашему мнению, является наиболее приоритетным.
организация взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в целях создания условий для всестороннего развития детей и подростков |
||
осуществление посредничества между учебным заведением, семьей, трудовым коллективом, общественностью |
||
содействие участию воспитанников в научном, техническом, художественном творчестве, содействие выявлению задатков, одаренностей, раскрытию способностей, талантов |
||
содействие профессиональному самоопределению и социальной адаптации учащихся |
||
привлечение отдельных граждан, творческих союзов, общественных организаций, учреждений к культурно-образовательной, воспитательной, профилактической, спортивно-оздоровительной работе |
||
проведение психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к обучению в период его перехода из одной возрастной группы в другую |
||
проведение психологической экспертизы и психолого-педагогической коррекции девиантного поведения несовершеннолетних |
||
формирование психологической культуры воспитанников, учащихся, педагогов, родителей, консультирование по вопросам психологии, ее практического использования в организации учебно-воспитательного процесса |
||
организация психологического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения |
||
2. Куда (к кому) Вы обращаетесь, если Вам необходима информация по вопросам социального патроната или практической психологии (выберите два варианта ответа):
Ш к практическому психологу (социальному педагогу) методического кабинета (центра)
Ш к библиотекарю методического кабинета (центра)
Ш ищу информацию в сети «Интернет»
Ш использую собственный опыт
Ш информация по вопросам социального патроната или практической психологии меня не интересует
Ш Ваш вариант ответа ______________________________________
3. Как, по Вашему мнению, необходимо ли введение должности практического психолога (социального педагога) во все учебные заведения:
да не обязательно нет
4. Если да, то мотивируйте Ваш ответ.
_____________________________________________________________
5. Оцените уровень теоретической и научно-методической подготовки практических психологов (социальных педагогов) Вашего региона.
0 1 2 3 4 5
низкий высокий
6. Оцените соответствие материально-технического оснащения кабинетов практических психологов (социальных педагогов) учебных заведений Вашего региона действующим требованиям.
0 1 2 3 4 5
не соответствует соответствует
7. Какие из перечисленных форм изучения и оценивания результатов деятельности региональной психологической службы использовались в Вашем регионе. Отметьте все возможные варианты.
Ш комплексный мониторинг
Ш тематическая проверка
Ш рейтинговая система
Ш творческий отчет
Ш анкетирование
Ш тестирование
Ш наблюдение
Ш изучение не проводилось
Ш Ваш вариант ответа _______________________________________
8. Отметьте все формы методической работы с практическими психологами (социальными педагогами) на региональном уровне, которые, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными:
Ш научно-практическая конференция
Ш творческая группа
Ш школа перспективного педагогического опыта
Ш семинар-практикум
Ш ярмарка педагогических инноваций
Ш фестиваль методических идей
Ш не участвовали
Ш Ваш вариант ответа. ______________________________________
9. Оцените уровень взаимодействия методической службы региона и учебных заведений по вопросам функционирования региональной психологической службы.
0 1 2 3 4 5
неэффективно высокоэффективно
10. Оцените результативность работы региональной психологической службы по всем направлениям деятельности.
0 1 2 3 4 5
нерезультативна результативна
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 4
Анкета
для руководителей общеобразовательных учебных заведений
Уважаемые коллеги!
Вам предлагается анкета, позволяющая изучить Ваше мнение по функционированию психологической службы в Вашем регионе. Анкета анонимная.
1. Отметьте тип Вашего учебного заведения:
Ш Общеобразовательное учебное заведение I — III ступеней
Ш Учебно-воспитательный комплекс «Школа-гимназия»
Ш Учебно-воспитательный комплекс «Школа-лицей»
Ш Учебно-воспитательный комплекс «Общеобразовательное учебное заведение — дошкольное учебное заведение»
Ш Гимназия
Ш Лицей
Ш Коллегиум
Ш Ваш вариант ответа ________________
2. Введены ли в штатное расписание Вашего учебного заведения должности:
Ш практического психолога да нет
Ш социального педагога да нет
3. Приняты ли на работу в Ваше учебное заведение:
Ш практический психолог(и) да нет
Ш социальный педагог(и) да нет
Если Вы ответили «нет» — переходите к вопросу №9
4. Оцените максимальным баллом (9) направление деятельности психологической службы учебного заведения, которое, по Вашему мнению, является наиболее приоритетным.
организация взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в целях создания условий для всестороннего развития детей и подростков |
||
осуществление посредничества между учебным заведением, семьей, трудовым коллективом, общественностью |
||
содействие участию воспитанников в научном, техническом, художественном творчестве, содействие выявлению задатков, одаренностей, раскрытию способностей, талантов |
||
содействие профессиональному самоопределению и социальной адаптации учащихся |
||
привлечение отдельных граждан, творческих союзов, общественных организаций, учреждений к культурно-образовательной, воспитательной, профилактической, спортивно-оздоровительной работе |
||
проведение психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к обучению в период его перехода из одной возрастной группы в другую |
||
проведение психологической экспертизы и психолого-педагогической коррекции девиантного поведения несовершеннолетних |
||
формирование психологической культуры воспитанников, учащихся, педагогов, родителей, консультирование по вопросам психологии, ее практического использования в организации учебно-воспитательного процесса |
||
организация психологического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения |
||
5. По каким вопросам, по Вашему мнению, педагогические работники наиболее часто обращаются к практическим психологам (социальным педагогам) (выберите два варианта ответа):
Ш психологическое сопровождение развития воспитанников, учащихся;
Ш консультирование педагогов по использованию эффективных методов стимулирования соответствующего поведения учащихся, предупреждение конфликтов в детских коллективах;
Ш оптимизация учебно-воспитательного процесса;
Ш адаптация учащихся на разных ступенях обучения, мотивация учебной деятельности;
Ш Ваш вариант ответа _______________________________________
6. Вы, как руководитель, часто обращаетесь за помощью или консультацией к практическому психологу (социальному педагогу):
Ш постоянно
Ш при необходимости
Ш иногда
Ш вообще не обращаюсь
7. Насколько часто Вы используете в своей деятельности информацию, материалы, рекомендации, полученные от практического психолога (социального педагога):
Ш часто
Ш зависит от ситуации (иногда — часто, иногда — нет)
Ш редко
Ш никогда
8. Куда (к кому) Вы обращаетесь, если Вам необходима информация по вопросам социального патроната или практической психологии (выберите два варианта ответа):
Ш к практическому психологу (социальному педагогу)
Ш к библиотекарю
Ш ищу информацию в сети «Интернет»
Ш использую собственный опыт
Ш информация по вопросам социального патроната или практической психологии меня не интересует
Ш Ваш вариант ответа _______________________________________
9. Как, по Вашему мнению, необходимо ли введение должности практического психолога (социального педагога) во все учебные заведения:
да не обязательно нет
10. Если да, то мотивируйте Ваш ответ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
11. Оцените уровень теоретической и научно-методической подготовки практического психолога (социального педагога) Вашего учебного заведения.
0 1 2 3 4 5
низкий высокий
12. Оцените соответствие материально-технического оснащения кабинета практического психолога (социального педагога) Вашего учебного заведения действующим требованиям.
0 1 2 3 4 5
не соответствует соответствует
13. Какие из перечисленных форм изучения и оценивания результатов деятельности психологических служб использовались органами управления образования в Вашем учебном заведении. Отметьте все возможные варианты.
Ш комплексный мониторинг
Ш тематическая проверка
Ш рейтинговая система
Ш творческий отчет
Ш анкетирование
Ш тестирование
Ш наблюдение
Ш изучение не проводилось
Ш Ваш вариант ответа _____________________________________
14. Отметьте все формы методической работы на региональном уровне, в которых принимали участие практические психологи (социальные педагоги) Вашего учебного заведения.
Ш научно-практическая конференция
Ш творческая группа
Ш школа перспективного педагогического опыта
Ш семинар-практикум
Ш ярмарка педагогических инноваций
Ш фестиваль методических идей
Ш не участвовали
Ш Ваш вариант ответа. ______________________________________
15. Оцените уровень взаимодействия методической службы региона и Вашего учебного заведения по вопросам функционирования психологической службы.
0 1 2 3 4 5
неэффективно высокоэффективно
16. Оцените результативность работы практического психолога (социального педагога) в организации психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
0 1 2 3 4 5
нерезультативна результативна
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 5
Анкета
для практических психологов (социальных педагогов) учебных заведений
Уважаемые коллеги!
Вам предлагается анкета, позволяющая изучить Ваше мнение по функционированию психологической службы в Вашем регионе. Анкета анонимная.
1. Отметьте тип Вашего учебного заведения:
Ш Общеобразовательное учебное заведение I — III ступеней
Ш Учебно-воспитательный комплекс «Школа-гимназия»
Ш Учебно-воспитательный комплекс «Школа-лицей»
Ш Учебно-воспитательный комплекс «Общеобразовательное учебное заведение — дошкольное учебное заведение»
Ш Гимназия
Ш Лицей
Ш Коллегиум
Ш Ваш вариант ответа ________________
2. Оцените максимальным баллом (9) направление деятельности психологической службы учебного заведения, которое, по Вашему мнению, является наиболее приоритетным.
организация взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в целях создания условий для всестороннего развития детей и подростков |
||
осуществление посредничества между учебным заведением, семьей, трудовым коллективом, общественностью |
||
содействие участию воспитанников в научном, техническом, художественном творчестве, содействие выявлению задатков, одаренностей, раскрытию способностей, талантов |
||
содействие профессиональному самоопределению и социальной адаптации учащихся |
||
привлечение отдельных граждан, творческих союзов, общественных организаций, учреждений к культурно-образовательной, воспитательной, профилактической, спортивно-оздоровительной работе |
||
проведение психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к обучению в период его перехода из одной возрастной группы в другую |
||
проведение психологической экспертизы и психолого-педагогической коррекции девиантного поведения несовершеннолетних |
||
формирование психологической культуры воспитанников, учащихся, педагогов, родителей, консультирование по вопросам психологии, ее практического использования в организации учебно-воспитательного процесса |
||
организация психологического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения |
||
3. По каким вопросам, по Вашему мнению, педагогические работники наиболее часто обращаются к практическим психологам (социальным педагогам) (выберите два варианта ответа):
Ш психологическое сопровождение развития воспитанников, учащихся;
Ш консультирование педагогов по использованию эффективных методов стимулирования соответствующего поведения учащихся, предупреждение конфликтов в детских коллективах;
Ш оптимизация учебно-воспитательного процесса;
Ш адаптация учащихся на разных ступенях обучения, мотивация учебной деятельности;
Ш Ваш вариант ответа ______________________________________
4. Руководитель учебного заведения обращается ли за помощью или консультацией к практическому психологу (социальному педагогу):
Ш постоянно
Ш при необходимости
Ш иногда
Ш вообще не обращаюсь
5. Насколько часто руководитель учебного заведения использует в своей деятельности информацию, материалы, рекомендации, полученные от практического психолога (социального педагога):
Ш часто
Ш зависит от ситуации (иногда — часто, иногда — нет)
Ш редко
Ш никогда
6. Куда (к кому) обращается руководитель учебного заведения, если ему необходима информация по вопросам социального патроната или практической психологии (выберите два варианта ответа):
Ш к практическому психологу (социальному педагогу)
Ш к библиотекарю
Ш ищу информацию в сети «Интернет»
Ш использую собственный опыт
Ш информация по вопросам социального патроната или практической психологии меня не интересует
Ш Ваш вариант ответа _______________________________________
7. Как, по Вашему мнению, необходимо ли введение должности практического психолога (социального педагога) во все учебные заведения:
да не обязательно нет
8. Если да, то мотивируйте Ваш ответ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
9. Оцените свой уровень теоретической и научно-методической подготовки.
0 1 2 3 4 5
низкий высокий
10. Оцените соответствие материально-технического оснащения кабинета практического психолога (социального педагога) Вашего учебного заведения действующим требованиям.
0 1 2 3 4 5
не соответствует соответствует
11. Какие из перечисленных форм изучения и оценивания результатов деятельности психологических служб использовались органами управления образования в Вашем учебном заведении. Отметьте все возможные варианты.
Ш комплексный мониторинг
Ш тематическая проверка
Ш рейтинговая система
Ш творческий отчет
Ш анкетирование
Ш тестирование
Ш наблюдение
Ш изучение не проводилось
Ш Ваш вариант ответа ___________________________________
12. Отметьте все формы методической работы на региональном уровне, в которых Вы принимали участие.
Ш научно-практическая конференция
Ш творческая группа
Ш школа перспективного педагогического опыта
Ш семинар-практикум
Ш ярмарка педагогических инноваций
Ш фестиваль методических идей
Ш не участвовали
Ш Ваш вариант ответа. _____________________________________
13. Какие из перечисленных форм методической работы на региональном уровне являются наиболее эффективными?
Ш научно-практическая конференция
Ш творческая группа
Ш школа перспективного педагогического опыта
Ш семинар-практикум
Ш ярмарка педагогических инноваций
Ш фестиваль методических идей
Ш Ваш вариант ответа. _____________________________________
14. Оцените уровень взаимодействия методической службы региона и Вашего учебного заведения по вопросам функционирования психологической службы.
0 1 2 3 4 5
неэффективно высокоэффективно
15. Оцените результативность работы своей работы по направлениям деятельности, используя 5-балльную шкалу оценивания:
0 1 2 3 4 5
нерезультативна результативна
психодиагностика |
||
психологическая коррекция |
||
превентивное образование |
||
психологическая экспертиза |
||
просветительская работа |
||
психологическое прогнозирование |
||
психологическое консультирование (педагогов, учащихся, родителей) |
||
16. Принимаете ли Вы участие в заседаниях школьных методических объединений (предметных кафедр):
Ш да
Ш нет
17. Если «да», то, как часто (укажите один вариант ответа):
Ш один раз в год
Ш один раз в семестр
Ш принимает участие в каждом заседании
Ш Ваш вариант ответа ____________________________________
18. По каким вопросам своей деятельности Вы хотели бы получить методическую помощь?
_____________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 6
Анкета
для педагогических работников общеобразовательных учебных заведений
Уважаемые коллеги!
Вам предлагается анкета, позволяющая изучить Ваше мнение по функционированию психологической службы в Вашем регионе. Анкета анонимная.
1. Отметьте тип Вашего учебного заведения:
Ш Общеобразовательное учебное заведение I — III ступеней
Ш Учебно-воспитательный комплекс «Школа-гимназия»
Ш Учебно-воспитательный комплекс «Школа-лицей»
Ш Учебно-воспитательный комплекс «Общеобразовательное учебное заведение — дошкольное учебное заведение»
Ш Гимназия
Ш Лицей
Ш Коллегиум
Ш Ваш вариант ответа ________________
2. Приняты ли на работу в Ваше учебное заведение:
Ш практический психолог(и) да нет
Ш социальный педагог(и) да нет
Если Вы ответили «нет» — переходите к вопросу №9
3. Оцените максимальным баллом (9) направление деятельности психологической службы учебного заведения, которое, по Вашему мнению, является наиболее приоритетным.
организация взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в целях создания условий для всестороннего развития детей и подростков |
||
осуществление посредничества между учебным заведением, семьей, трудовым коллективом, общественностью |
||
содействие участию воспитанников в научном, техническом, художественном творчестве, содействие выявлению задатков, одаренностей, раскрытию способностей, талантов |
||
содействие профессиональному самоопределению и социальной адаптации учащихся |
||
привлечение отдельных граждан, творческих союзов, общественных организаций, учреждений к культурно-образовательной, воспитательной, профилактической, спортивно-оздоровительной работе |
||
проведение психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к обучению в период его перехода из одной возрастной группы в другую |
||
проведение психологической экспертизы и психолого-педагогической коррекции девиантного поведения несовершеннолетних |
||
формирование психологической культуры воспитанников, учащихся, педагогов, родителей, консультирование по вопросам психологии, ее практического использования в организации учебно-воспитательного процесса |
||
организация психологического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения |
||
5. По каким вопросам, Вы наиболее часто обращаетесь к практическому психологу (социальному педагогу) (выберите два варианта ответа):
Ш психологическое сопровождение развития воспитанников, учащихся;
Ш консультирование педагогов по использованию эффективных методов стимулирования соответствующего поведения учащихся, предупреждение конфликтов в детских коллективах;
Ш оптимизация учебно-воспитательного процесса;
Ш адаптация учащихся на разных ступенях обучения, мотивация учебной деятельности;
Ш Ваш вариант ответа _______________________________________
6. Как часто Вы, как классный руководитель (учитель-предметник), обращаетесь за помощью или консультацией к практическому психологу (социальному педагогу):
Ш постоянно
Ш при необходимости
Ш иногда
Ш вообще не обращаюсь
7. Насколько часто Вы используете в своей деятельности информацию, материалы, рекомендации, полученные от практического психолога (социального педагога):
Ш часто
Ш зависит от ситуации (иногда — часто, иногда — нет)
Ш редко
Ш никогда
8. Куда (к кому) Вы обращаетесь, если Вам необходима информация по вопросам социального патроната или практической психологии (выберите два варианта ответа):
Ш к администрации
Ш к практическому психологу (социальному педагогу)
Ш к библиотекарю
Ш ищу информацию в сети «Интернет»
Ш использую собственный опыт
Ш информация по вопросам социального патроната или практической психологии меня не интересует
Ш Ваш вариант ответа ______________________________________
9. Как, по Вашему мнению, необходимо ли введение должности практического психолога (социального педагога) во все учебные заведения:
да не обязательно нет
10. Если да, то мотивируйте Ваш ответ.
_____________________________________________________________
11. Оцените уровень теоретической и научно-методической подготовки практического психолога (социального педагога) Вашего учебного заведения.
0 1 2 3 4 5
низкий высокий
12. Принимает ли практический психолог (социальный педагог) участие в заседаниях школьных методических объединений (предметных кафедр):
Ш да
Ш нет
Ш затрудняюсь ответить
13. Если «да», то, как часто (укажите один вариант ответа):
Ш один раз в год
Ш один раз в семестр
Ш принимает участие в каждом заседании
Ш Ваш вариант ответа ____________________________________
14. На Ваш взгляд, соответствует ли материально-техническое оснащение кабинета практического психолога (социального педагога) Вашего учебного заведения современным требованиям.
0 1 2 3 4 5
не соответствует соответствует
15. Оцените результативность работы практического психолога (социального педагога) в организации психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
0 1 2 3 4 5
нерезультативна результативна
Благодарим за сотрудничество!