Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочного обучения всех специальностей и направлений

В виду ограниченного объема аудиторных занятий важное значение в процессе изучения курса приобретает самостоятельная работа студентов. В результате освоения курса студент должен знать историю становления психологической мысли, структуру психики и сознания, взаимодействие сознания и подсознания, эмоциональные процессы и управления ими, воспитания воли; психологию личности – структуру, темперамент, характер, способности; психологию познавательных процессов – внимания, памяти, воображения, мышления; социально-психологические феномены – общение, межличностные взаимодействия; вопросы совершенствования специалистов, предупреждения и управления конфликтами в коллективах.

В соответствии с учебным планом студентам необходимо написать одну контрольную работу объемом 10-12 листов в рукописном варианте или 9-10 листов в компьютерном варианте (шрифт 14 через 1,5 интервала).

В отдельных случаях тема может быть выбрана студентом самосто­ятельно с учетом его интересов и по согласованию с преподавателем. Пос­ле определения темы и знакомства с планом работы необходимо:

1. Усвоить соответствующие разделы учебно-методической литера­туры и понять место данной темы в структуре курса.

2. Ознакомиться с произведениями психологов и филосо­фов, писавших по данной проблематике.

Для решения данной задачи и с целью избежать повторов в первой части данного издания приводится список основной учебно-методической литературы, которую студенты могут использовать при изучении боль­шинства тем курса. Для более глубокого и полного понимания темы следует обратить внимание на специальную и дополнительную литературу, ко­торая приводится непосредственно к каждой теме. Необходимые сведения (по своей теме и при подготовке к экзамену или зачету) можно получить в справочных и периодических изданиях.

Кроме того, высокой оценки будут заслуживать студенческие рабо­ты, авторы которых нашли время и возможность ознакомиться с новыми поступлениями по психологии и педагогике в библиотеку и читальный зал университета. Следует учитывать и то, что в настоящее время издается боль­шое количество психологической литературы, поэтому приведенный список не является законченным, а постоянно допол­няется новыми источниками. В этом плане студентам предоставляется воз­можность самостоятельного и творческого подхода к работе.

Контрольная работа должна быть правильно и грамотно оформле­на. На титульном листе следует указать название учебного заведения, фа­культет, на котором обучается студент, его фамилию, имя, отчество, тему работы и фамилию преподавателя, ведущего лекционный курс. Писать следует четким и разборчивым почерком (если работа представляется в рукописном виде).

3 стр., 1343 слов

Курс, социальная работа, заочное отделение

Типы и виды социологического исследования. Особенности социальных проблем. 5. Программа социологического исследования: структура и этапы. 6. Метод наблюдения: определение, виды, специфика. Основные достоинства и недостатки. Наблюдение в медицине. 7. Эксперимент в социологии. Функции, виды, специфика. «Тюремный» эксперимент Ф. Зимбардо. «Хотторнский» эксперимент Э. Мэйо. Особенность медицинского ...

Страницы должны быть пронумерованы, следует также оставлять поля. В начале работы приводится план, в конце — список ис­пользованной литературы. На цитируемые источники необходимо делать ссылки (в скобках в конце цитаты или внизу страницы).

По завершении работы ставится дата и подпись.

Студентам необходимо помнить, что в контрольной работе недопу­стимо механическое переписывание разделов учебников, первоисточников или другой литературы по теме. Работа должна представлять самостоя­тельное изложение основных положений темы.

Тематика контрольных работ для студентов заочного обучения.

Тема 1. Предмет и методы психологии

1 .Этапы развития представлений о предмете психологии.

2.Отрасли психологии. Методы психологических исследований

З.Мир психических явлений: процессы, свойства, состояния, обра­зования.

Литература

[1, 2, 3, 24, 25]

Тема 2. Возникновение и развитие психики

1. Понятие психики. Физиологические механизмы психической дея­тельности человека.

2. Факторы развития психики человека.

3. Механизмы психологической защиты.

Литература

[1, 8, 17, 20, 22, 35, 37]

Тема 3. Личность

1. Индивид, личность, индивидуальность.

2. Психологическая структура личности.

3. Самосознание личности. « Я — концепция».

Литература:

[1, 2, 3, 11, 20, 22, 29, 35]

Тема 4. Темперамент

1. Биологические основы темперамента.

2. Типы темперамента.

3. Современные характеристики типов темперамента.

Литература

[1, 2, 3, 14, 15, 24, 25, 33]

Тема 5. Характер и способности

1. Понятие характера. Акцентуации характера.

2. Типологические модели характеров(А. Адлер, Э.Фромм, К.Юнг).

3. Способности как индивидуальная психологическая характерис­тика человека.

Литература

[1, 2, 3, 26, 34]

Тема 6. Сознание и воля

1. Сознание — высшая ступень развития психики.

4 стр., 1706 слов

Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи стиля управления и ...

... Структура выпускной квалификационной работы: …. 1 Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи стиля управления и социально-психологического климата 1.1 Понятия стиля управления и основные ... исследования: 1. Теоретические методы – анализ научной литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические методы: ... и задачами повышения эффективности управления людьми и регуляции развертывающихся между ними ...

2. Структура сознания. Самосознание.

3. Понятие воли. Формирование волевых качеств личности.

Литература

[1, 2, 3, 6, 11, 26, 28, 35]

Тема 7. Ощущения и восприятия

1. Понятие об ощущениях, их типология. Пороги ощущений.

2. Понятие о восприятиях и их классификация. Свойства восприятий.

3. Отличия восприятий от ощущений.

Литература

[1, 2, 3, 7, 25, 26, 36, 37]

Тема 8. Эмоции и чувства

1. Общая характеристика эмоций и чувств.

2. Эмоциональные состояния и высшие чувства.

3. Стресс и фрустрация. Стрессоустойчивость человека.

Литература

[1, 2, 3, 7, 16, 20, 22, 28]

Тема 9.Внимание и память

1. Понятие внимания, его виды и функции.

2. Понятие памяти, ее структура и виды.

3. Приемы совершенствования памяти человека.

Литература

[1, 2, 3, 5, 17, 21, 27, 39]

Тема 10 Мышление и воображение

1. Мышление — особая форма психического отражения человека .Виды мышления.

2. Основные мыслительные операции.

3. Понятие воображения и его основные виды.

Литература:

[3, 4, 10, 18, 19, 34, 37]

Тема 11. Деятельность и общение

1. Понятие общения, его функции и структура.

2. Основные средства общения.

3. Сущность деятельности, ее структура и основные виды.

Литература

[1, 3, 8, 9, 12, 15, 39, 40]

Тема 12. Психология профессиональной деятельности

1. Основные направления совершенствования специалиста.

2. Внешние факторы совершенствования.

3. Факторная модель самосовершенствования. Показатели самосо­вершенствования.

Литература

[2, 3, 13, 15, 18, 19, 34]

Тема 13. Конфликты в коллективах и основы управления ими

1. Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей.

2. Типы конфликтов.

3. Проблемы управления конфликтными отношениями. Предупреж­дение конфликтных ситуаций.

Литература

[3, 8, 10, 18, 19, 38, 40]

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная и дополнительная литература.

Основная литература.

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учеб. пособие. – М.: КДУ, 2006.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... направления подготовки, получат дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся для успешного прохождения практик и ...

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. (Курс лекций): Учеб. пособие. – М.: ЧеРо, 2005.

3 . Столяренко Л. Д. Психология. Учебник. – СПб: Питер, 2008.

Дополнительная литература.

4. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учеб. Пособие. – М., 2005.

5. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Учебник. – М., 2007.

6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М., 2006 .

7. Введение в психологию. /Под общей редакцией А.В.Петровского. — М.,2005.

8. Зельдович Б.З. Деловое общение. Учеб. пособие. – М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2007.

9. Изард К.А. Психология эмоций. – СПб, 2007.

10. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник. — М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.

11. Краев В.М. Психология и педагогика. Учеб. пособие для техн. ву­зов. — М.,2007.

12. Леоньтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х тт. – М., 1983.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Учеб. пособие. – М., 2007.

14. Мазилкина Е.И. Адаптация в коллективе или как грамотно себя зарекомендовать. М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2006.

15. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб, 2007.

16. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. – СПб, 2007.

17. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. – М., 2007.

18. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник. В 2-х частях. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2007.

19. Нуркова В.В. Психология. Учебник. – М.: Высшее образование, 2005.

20.Общая психология. Учебник для вузов./ Сост. Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2007.

21. Общая психология. Учебник./ Под ред. Карпова. М.: Гардарики, 2006.

22. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. Учеб. пособие. – М., 2007.

23. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психоло­гии. В 2-х тт. — Ростов н.Дону: Феникс, 2006.

24. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология и педагогика. Учеб­ник. – М.: Элит, 2007.

25. Психологическая энциклопедия. — СПб: Питер, 2005.

26. Психологический словарь./ Под ред. Зинченко. — М.: Педагогика – Пресс, 2007.

27. Психология. Словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 2008.

28. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб: Питер, 2005.

29. Психология XXI века./ Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: ПЕРСЭ, 2007.

30. Психофизиология. Учебник. / Под ред. Ю.А. Александрова. – СПб: Питер, 2007.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. / Сост.: К.Н. Абульханова-Славская и др.- М.: Педагогика, 2005.

32. Сеченов И.М. Психология поведения. Избранные психологичес­кие труды. / Под ред. М. Г. Ярошевского. — М. — Воронеж, 2005.

33. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб. пособие. — М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2006.

34. Тихомиров О.К. Психология мышления. Учеб. пособие. – М., 2007.

35.Фрейд З. Психология бессознательного. Пер. с нем. («Мастера психологии»).

– М., 2007.

36. Хасон Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. Учеб. пособие. – М., 2007.

37. Шадриков В.Д. Способности и интеллект – М., 2007.

12 стр., 5797 слов

ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

... Какими же были довундтовские представления об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором аномальное состояние психики, вызванное ... те же результаты профессиональных престидижитаторов, и т.д. [41]. Итак, “опытная психология” началась с клинических исследований патологии и “исключительности”: сюда относились болезнь ...

38. Эльконин Б.Д. Психология развития. Учеб. пособие. – М., 2007.

39. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. – М., 2007.

40. Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии. Учеб. посо­бие. – М., 2006.

Информационное обеспечение дисциплины. Интернет ресурсы

1. Предмет психологии

http://www.pedlib.ru/Books/1/0180/1_0180-1.shtml- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

http://www.pedlib.ru/Books/1/0155/1_0155-1.shtml– Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.

http://pedlib.ru/Books/1/0171/1_0171-1.shtml- Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с.

http://chitalka.info/ps_13/index.html– основы психологии и педагогики, курс лекций.

2. Структура психики

Сущность и структура психики

Интегральная модель психики и личности

Психологические средства в структуре психики и личности.

3. Сенсорно-перцептивные процессы

http://www.pedlib.ru/Books/1/0183/1_0183-310.shtml- Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. — М.: Смысл, 1998. – 685 с.

Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека.

Чувственное и рациональное познание.

4. Внимание и память

http://pedlib.ru/Books/3/0019/3_0019-1.shtml — Лурия A.P. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М., 1979. — c. 193-207.

http://pedlib.ru/Books/3/0006/3_0006-1.shtml- Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. — М., 2001.

http://pedlib.ru/Books/1/0095/1_0095-1.shtml — Память// Грановская Р. М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.— с. 76-140.

5. Мышление и воображение

Основные концепции творческих способностей

http://www.pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-1.shtml- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.

http://pedlib.ru/Books/1/0176/1_0176-1.shtml- Мышление и язык / Под редакцией Д. П. Горского. — М.: Государственное издательство Политической литературы, 1957.

6. Эмоционально-волевые процессы

http://pedlib.ru/Books/3/0010/3_0010-1.shtml- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975

http://pedlib.ru/Books/1/0333/1_0333-1.shtml- Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с

http://pedlib.ru/Books/1/0230/1_0230-1.shtml- Сидоренко Е.Б. Мотивационный тренинг. – М.: Речь, 2005. – 240 c.

7. Темперамент

http://pedlib.ru/Books/3/0029/3_0029-1.shtml- Грей Джеффри. Нейропсихология темперамента /Перевод Н. Алмаева

http://pedlib.ru/Books/1/0163/1_0163-1.shtml- Карл Густав Юнг. Психологические типы. / Пер. Софии Лорие (под ред. В. Зеленского).

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт считается родоначальником ... – понятие профессии "вклинивается" также в возрастную и педагогическую психологию. Важность вопроса об истории профессии, в частности профессии психолога, обосновывается ...

— СПб.: Азбука, 2001

Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значе­ние для психологии.

8. Характер

http://pedlib.ru/Books/1/0454/1_0454-1.shtml- Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов Н/Д: Феникс, 2000. — 544 с.

Ананьев Б. Г. Строение характера.

Эрих Фромм. Человеческая природа и характер.

9. Личность

http://www.pedlib.ru/Books/1/0199/1_0199-1.shtml- Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси: «Мецниереба», 1989.

Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности.

КАК УСТРОЕНА ЛИЧНОСТЬ.

Интегральная модель личности.

10. Общение

http://pedlib.ru/Books/1/0190/1_0190-1.shtml– Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков — методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. — Самара, 1999.

http://pedlib.ru/Books/3/0032/3_0032-1.shtml- Лисина М.И. Потребность в общении// Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986. С.31–57 (с сокращ.).

http://www.myjane.ru/articles/text/?id=47- Невербальное общение.

11. Психическое развитие и обучение

http://pedlib.ru/Books/1/0157/1_0157-1.shtml- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика. проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.

http://pedlib.ru/Books/1/0439/1_0439-1.shtml- Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001 — 460 с.

Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития человека.

12. Психология профессиональной деятельности

http://pedlib.ru/Books/2/0120/2_0120-1.shtml- Осухова Н.Г. Поверить в себя: особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников. // Журнал «Школьный психолог», 2003. — № 4. С. 6–7.

Что движет людьми: типология мотивов.

Ориентиры трудовой мотивации в современной России.

13. Конфликты

http://www.pedlib.ru/Books/1/0166/1_0166-1.shtml- Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. — Москва, 2001. — С. 373-394.

http://pedlib.ru/Books/1/0172/1_0172-1.shtml- Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая. — М., 2001.

http://www.refstar.ru/data/r/id.17199_1.html- Психология конфликтов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Этапы становления и развития психологии.

2. Работа Аристотеля «О душе».

3. Дуализм Р. Декарта и его значение для развития психологии.

4. Учение Г. Лейбница о бессознательной психике.

5. «Эмпирическая психология» Х. Вольфа.

6. Учение о душе Дж. Локка.

7. Экспериментальная психология В. Вундта.

8. Русская психология (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов).

9. Бихевиоризм.

10. «Гештальтпсихология».

11. Психоанализ З. Фрейда и структура психического.

12. Концепция коллективного бессознательного К. Юнга.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

...   Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства темперамента), личность, субъект деятельности и индивидуальность (неповторимость). Личности – конкретный субъект деятельности, с единственными его индивидуальными ...

13.Когнитивная психология.

14. Гуманистическая психология.

15. Интерактивная психология (Э. Берн).

16. Психология в СССР.

17. Трансперсональная психология. (С. Гроф).

18. Становление психологии как научной дисциплины.

19. Основные направления научной психологии.

20. Защитные механизмы психики.

21. Психика, ее структура и физиологические основы. Сознание ос­новные свойства и состояния.

22. Сознание – высшая ступень развития психики.

23. Познание и его формы.

24. Память. Закономерности памяти.

25. Ощущения, их свойства и виды.

26. Иллюзии и их виды.

27. Восприятия и их свойства.

28. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.

29. Психологические процессы воображения.

30. Воображение и творчество.

31. Психологические процессы творчества. Основные этапы твор­ческого решения проблем.

32. Внимание и его виды.

33. Потребности и мотивы.

34. Эмоции их роль в психике и поведении.

35. Виды эмоций и формы их проявления.

36. Темперамент. Физиологическая основа темперамента.

37.Типы темперамента и их основные черты.

38. Характер. Различные подходы к типологии характера.

39. Акцентуации характера.

40. Типология психотипов.

41. Личность. Ролевая концепция личности.

42. «Я-концепция» и самооценка личности.

43. Личность и группа: проблема лидерства и руководства.

44. Общение, его виды и стили.

45. Вербальные и невербальные средства общения.

46. Психологические особенности диалога.

47. Перцептивная сторона общения. Эффекты первого впечатления.

48. Трансактный анализ общения.

49. Психические механизмы восприятия и взаимодействия в процессе общения (эмпатия, аттракция, проекция, идентификация).

50. Интерактивная сторона общения.

51. Манипуляции в общении.

52. Конфликты и способы их разрешения.

53. Способности. Проблема соотношения наследственности и воспи­тания.

54. Понятие деятельности. Ее роль в становлении личности. Виды деятельности.

55. Понятие воли, структура волевого действия.

56. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения.

Глоссарий

Автоматизм — действия, реализуемые без не­посредственного участия сознания. Существует два типа автоматизмов: 1) автоматизмы первичные, врожденные; 2) навыки — автоматизмы вторичные, прошедшие через сознание и переставшие осознаваться.

Адаптация — приспособление физиологических процессов к изменившимся условиям существования.

Акцентуация характера — чрезмерное усиление отдель­ных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным психотравмирующим воздействиям при устойчивости к другим. Различают­ся: астеническая, гипертимная, дистимичная, истероидная (демонстративная), конформная, ла­бильная, неустойчивая, паранойяльная (застревающая), психастеническая, сенситивная, циклоидная, шизоидная, эпилептоидная.

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... понятия воспитания: 1. процесс контролируемой социализации 2. передача опыта деятельности Целенаправленное управление процессом развития личности 4. социально-ролевое взаимодействие личности 5. процесс овладения системой знаний ... Педагогический процесс относится к системе: 1. «Человек - техника» 2. «Человек - человек» 3. «Человек - художественный образ» 4. «Человек - знак» 5. «Человек - ...

Альтернативная психология – общее название ряда нетрадиционных психологических учений, возникших, существующих и развивающихся вне сложившихся научных школ и направлений (астрология, дзен-буддизм, дианетика, йога, каббализм, мистицизм, оккультизм, телекинез, телепатия, ясновидение и др.)

Аналитическая психология — направление в психологии, социологии и психоанали­зе, восходящее к системе взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, давшее ему это на­звание для отграничения от родственного направления — психоанализа 3. Фрейда.

Апперцепция — свойство восприятия, суще­ствующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Различаются: 1) апперцепция устойчи­вая — зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убе­ждений, уровня образования и т.д.; 2) апперцепция временная — определяется ситуативно воз­никающими психическими состояниями: эмоциями, настроениями, установками и пр.

Ассоциация — связь между двумя или более психиче­скими явлениями (ощущениями, восприятиями, идеями, образами и т.д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно. Актуализация одного члена ассоциации влечет за собой появ­ление другого.

Аффект — сильное и относительно крат­ковременное нервно-психическое возбуждение. Сопровождается значительными изменения­ми в деятельности внутренних органов, резко выраженными двигательными проявлениями, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний.

Безусловный рефлекс — врожденное, инстинктивное реа­гирование организма на раздражитель; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значительные изменения внутренней и внешней среды.

Бессознательное — совокупность психических процессов и состояний, которые человеком не осознаются никогда или в данный момент времени.

Бихевиоризм — направление в американской психоло­гии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Родоначальники: Э. Торндайк, Дж. Уотсон.

Влечение — психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта.

Влияние — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений и пр. в ходе взаимодействия с ним. Выделяются четыре основных способа влияния: внушение, убеждение, заражение и подражание.

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Может быть произвольным и непроизвольным.

Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспи­танника, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.

Воля — способность человека, проявляю­щаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психиче­ских процессов.

20 стр., 9765 слов

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

... детей с нормальным психическим развитием. Проанализировать познавательную деятельность детей с задержкой психического развития. Сделать выводы. ... 1.4 Особенности личности детей с задержкой психического развития У детей с задержкой психического развития ... процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно, и темпа психического ...

Воображение — специфический вид деятельности, направленный на создание челове­ком новых образов на основе имеющихся у него представлений.

Воспитание — в педагогическом смысле: специально организованный и управляемый процесс формирования человека, направленный на развитие личности. Передача обществен­но-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и труду.

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций, явлений и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Вместе с про­цессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентацию в окружающем мире.

Всестороннее развитие личности — 1) подготовка человека к всестороннему, компе­тентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности; 2) гармоническое развитие всех сторон духовной сферы индивида, его интеллекта, воли, чувств, достижение единства рационально-логического и эмоционально-психологического компонентов его мировоззрения.

Вторая сигнальная система — способ регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого вос­принимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка.

Высшая нервная деятельность — физиологическая основа психики, отражательная деятельность больших полушарий головного мозга, обеспечивающая наиболее сложные взаимодействия высокоразвитого организма с внешней средой. Все акты, осуществляемые корой больших полушарий головного мозга, являются рефлексами или продуктами их взаи­модействия.

Генетическая психология — учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающее происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в детском возрасте.

Гештальтпсихология — одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой поло­вине XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание уделялось исследова­нию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и др.) как целостных структур. Основные представители: М. Вертхаймер, В. Келнер, К. Коффка.

Гуманистическая психология — направление в западной психологии, в последнее время бурно развивающееся в России, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Действие — главная структурная единица деятельности определяется как процесс, на­правленный на достижение цели.

Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализа­ция опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Как объясни­тельный принцип психики категория деятельности используется: 1) при изучении различных областей психической реальности -психологии познавательных процессов, воли, мотива­ции, эмоций, личности; 2) при построении различных отраслей психологии (психология об­щая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская и т.д.).

Дидактика — составная часть педагогики, изучающая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения его целей.

Желание — переживание человеком той или иной потребности, один из компонентов волевого процесса. В отличие от влечения желание характеризуется более или менее ясным представлением об объекте, на который оно направлено.

Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние. Различают жесты: иллюстраторы, регуляторы, эмблемы, адаптеры и аффекторы.

Забывание — процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закреп­ленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

Закономерности педагогического процесса — объективно существующие, повто­ряющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педа­гогического процесса: 1) связь воспитания и социальной системы; 2) связь между обучением и воспитанием; 3) связь воспитания и деятельности; 4) связь воспитания и активности личности; 5) связь воспитания и общения.

Запоминание — один из основных процессов памяти, заключающийся в закреплении ощущений, образов, восприятий, представлений, мыслей, действий, переживаний; основа накопления, сохранения и воспроизводства человеком своего опыта. Различают смысло­вое (логическое) и механическое, непроизвольное и произвольное запоминание.

Игра — один из видов деятельности, характерных для животных и человека, важней­шее средство воспитания, особенно детей младшего возраста. Разновидности игры: манипулятивная, предметная, ролевая, подвижная (спортивная), умственная (разновидность — ди­дактическая) и др.

Имидж — эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым, обыденным сознанием кого-либо или чего-либо.

Индивид — одна из макрохарактеристик человека, ука­зывающая на него как на единичное природное существо, представителя Homo sapiens, носи­тель индивидуальных черт.

Индивидуально-психологические особенности — устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в качествах.

Индивидуальность — интегральная социально-психологическая макро-характеристика человека, совокупность индивидуально-психологических особенностей, делающих его уни­кальным, неповторимым.

Инстинкт — врожденная мало изменяемая форма поведения, обеспечивающая приспо­собление организма к типичным условиям его жизни.

Интеллект — относительно устой­чивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессозна­тельные процессы, обеспечивающие переработку различной информации и ее осознанную оценку.

Интерес — познавательная направленность че­ловека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительными эмоциями. Интересы делятся на эпизодические и постоянные.

Интроверсия — преимуще­ственная направленность личности на его собственный внутренний мир, собственное «Я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К.Г. Юнгом.

Интуиция — вывод без последова­тельного логического рассуждения; чутье, догадка, непосредственное понимание на основе ранее приоб­ретенного опыта, знаний и в результате предшествовавшей (и не всегда осознаваемой) мыс­лительной работы.

Качества личности — сложные социально и биологически обусловленные структур­ные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.

Когнитивная психология — на­правление в психологии, в котором внимание фокусируется на процессе познания, на том, как жизненные переживания человека активно перерабатываются его разумом (Дж. Миллер, У. Найссер и др.)

Коммуникация — сообщение, передача ин­формации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.

Конфликт — психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различ­ных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека.

Личность — макрохарактеристика человека, выражающая его социальную сторону, совокупные социальные качества как представителя определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и т.д.), который включен в социальные связи, занимается общест­венно значимым трудом и осознает свое отношение к окружающей среде.

Локус контроль — устойчивое свойство личности, сформирован­ное в процессе ее социализации; склонность человека приписывать ответственность за ре­зультаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и уси­лиям.

Межличностные отношения — массовые социально-психологические явления, за­ключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющих ядро их общения и объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Меланхолик — субъект, обладающий одним из четырех типов темперамента, характеризующимся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов и проявляющимся в высокой реактивности психики, склон­ности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированиям на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т.д.

Метод — сово­купность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы воспитания — определенные способы педагогического воздействия на чело­века или коллектив или взаимодействия с ним в целях формирования и развития у него ка­честв, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей.

Методы обучения — способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, при которой учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развивают свои познавательные силы и способности, формируют мировоззрение. По источнику получения знаний методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические. По уровням познавательной дея­тельности — на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые или эвристические, исследовательские.

Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (пред­ставляет, обдумывает, вспоминает и т.д.).

Одно из средств общения между людьми.

Мотив — субъективная причина того или иного по­ведения, действия человека — психическое явление, непосредственно побуждающее челове­ка к выбору того или иного способа действия и его осуществлению.

Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержа­ние, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Мышление — познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Различают мышление: теоретическое и практическое; дискурсивное и ин­туитивное; творческое и воспроизводящее; предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наблюдение — метод научного исследования в различных науках, суть которого (для психолога) состоит в фиксации проявлений поведения и получения информации о субъек­тивных психических явлениях наблюдаемого.

Навык — действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма.

Направленность личности — психическое свойство личности: система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их дос­тижению. Обычно выделяют мировоззренческую, профессиональную, бытовую направлен­ность.

Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение более или менее длительного времени все переживания человека.

Образ — субъективное психическое явление как результат познавательных процессов. Различают образы: элементарные и сложные; непосредственные, опосредованные и следо­вые; статичные и динамичные; самостоятельные и включенные в другие психические явле­ния.

Образование — процесс усвоения и развития человеком объективно востребованных качеств, результатом которого выступает сформированность интеллектуальной, теоретиче­ской и практической подготовленности к жизни и деятельности.

Обучение — целенаправленный, систематический и организованный процесс форми­рования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения ка­ких-либо функций.

Общение — одна из форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании меж­личностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

Одаренность — совокупность природных задатков как одно из условий формирования способностей. Наиболее сильное влияние на развитие и формирование одаренности оказыва­ет целенаправленное обучение и воспитание.

Онтогенез — в психоло­гии и педагогике — физическое и психическое развитие человека от рождения до смерти.

Операция — единица деятельности, способ выполнения действий в конкретной, реальной или условной ситуации. Термин введен А.Н. Леонтьевым.

Опыт — результат чувственно-эмпирического отражения в психике человека объек­тивной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений.

Органы чувств — периферические анатомо-физиологические системы, с помощью которых человек (животные) воспринимает и частично анализирует разнообразные раздра­жения, поступающие из внешней среды (экстерорецепция) и из его собственного организма (интерорецепция).

Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память — психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, со­хранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе дея­тельности того, что человек делал, переживал, воспринимал. Различают четыре вида памяти: двигательную, образную, словесно-логическую, эмоциональную.

Первая сигнальная система — система условно-рефлекторных связей, формирую­щаяся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на органы чувств раз­дражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Понятие введено И.П. Павловым.

Переживание — любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состоя­ние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и высту­пающее для него как событие его жизни.

Перенос навыков — взаимодействие уже имеющихся навыков с вновь приобретенны­ми. Синоним переноса навыков — интерференция.

Поведение — система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (пси­хических и физических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин «пове­дение» употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в каче­стве центральной категории принято рассматривать не поведение, а деятельность.

Понимание — психологическое состояние, сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

Познавательные психические процессы — психические явления, в своей совокупно­сти непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу от­носятся: ощущения, восприятия, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.

Потребность — отражение в психике противоречий между существующими условия­ми жизнедеятельности человека и их необходимым, желаемым состоянием, стремление к достижению которого побуждает человека к соответствующей деятельности. Различают биологические и социальные потребности.

Представление — психический познавательный процесс воссоздания образов предме­тов и событий на основе их припоминания или продуктивного воображения.

Привычка — сложившийся в динамический стереотип образ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности; навык, сформировавшийся на фоне положительной эмоции.

Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности, включающем в себя моделирование реальности и регуляцию на основе этой модели своего поведения и деятельности. Психика обеспечивает более эф­фективное приспособление к среде. Изучение закономерностей развития и функционирова­ния психики составляет предмет психологии как науки.

Психическая активность — процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.

Психические состояния — определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент вре­мени. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апа­тию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.

Психологическая школа — группа психологов, связанных идейно, а иногда и терри­ториально, с лидером научного направления. Как правило, представители одной школы раз­деляют теоретическую или систематическую платформу и работают над близкими пробле­мами.

Психология — наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенно­стях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Развитие личности — процесс формирования типологических и социально значимых качеств человека и его индивидуальности. Стадии развития в той или иной мере хронологически совпадают со ступенями образовательной лестницы.

Рефлекс — реакция организма, опо­средованная центральной нервной системой при воздействии рецепторов раздражителями внешней и внутренней среды. Рефлекс обеспечивает слаженную и скоординированную рабо­ту отдельных органов и приспособление организма к внешней среде.

Рефлексия — внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмыс­ление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о про­исходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

Рецепторы — специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и пере­дающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему. Рецепторы делят на внешние (экстерорецепторы), внутренние (интерорецепторы) и на рецепторы, восприни­мающие положение тела в пространстве, напряжение связок, мышц (проприорецепторы).

Речь — одно из средств коммуникативной деятельности человека, общения, опосредо­ванное языком; процесс материализации мысли. Виды речи: внутренняя и внешняя (уст­ная и письменная).

Самоактуализация — непрерывное стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возмож­ностей, к творчеству, полноценному общению, ак­тивному саморазвитию.

Самонаблюдение — психодиагностический метод исследования, основанный на фиксации человеком динамики собственно­го сознания, сформированности различных качеств и уровня подготовленности.

Самооценка — определение человеком уровня собственной значимости, своих воз­можностей, качеств и места среди других людей.

Сангвиник — носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью.

Склонность — устойчивая расположенность к определенной деятельности, стремле­ние ею заниматься.

Сознание — высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий и категорий; неразрывно связано с языком.

Сосредоточенность — психическое состояние, определяемое концентрацией внимания на определенных объектах, мыслях, переживаниях человека.

Способности — устойчивые индивидуальные особенности, отличающие людей друг от друга и объясняющие различия в их успехах в разных видах деятельности.

Стимул — внешнее воз­действие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность.

Страсть — сильное, стойкое, длительное, всеохватывающее чувство, которое в ре­шающей степени предопределяет, детерминирует психическую активность личности и при­водит к сосредоточению всех ее стремлений и усилий на предмете страсти.

Стремление — желание и готовность действовать определенным образом.

Стресс — психическое состояние обще­го возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстре­мальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия сре­ды.

Талант — высшая степень способностей личности к опре­деленной деятельности, ее одаренность, когда она достигает уровня черты характера, обес­печивая возможность наиболее успешного, творческого выполнения тех или иных задач.

Темперамент — совокупность устойчивых динамических особенностей протекания всех присущих ему психических явлений. Различают четыре основных видов темперамента: сангвинистический, флегматический, холерический и меланхолический. Кроме данного, существуют другие принципы классификации (по У. Шелдону, Г. Айзенку и др.)

Тест — метод исследования личности, постро­енный на ее оценке по результатам выполнения стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью.

Трансакция – взаимодействие, взаимное влияние людей друг на друга.

Труд — один из основных видов человеческой деятельности наряду с игрой и уче­нием.

Узнавание — один из процессов памяти, при котором запечатленный материал актуа­лизируется при повторном воздействии на человека предметов, явлений, событий, восприня­тых им ранее.

Условный рефлекс — индивидуально приобретенная, сложная приспособительная ре­акция организма животных и человека, возникающая при определенных условиях на основе образования временных нервных связей между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловным рефлекторным актом. Система взаимосвя­занных условных рефлексов образует динамический стереотип. Термин предложен И.П. Павловым.

Установка — готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребно­сти и объективной ситуации ее удовлетворения; это психическое явление, которое как крат­ковременный процесс и состояние есть проявление внимания, а как свойство личности — ее направленности.

Учение — организованная познавательная деятельность, в процессе которой учащийся проходит путь от незнания к знанию, от знания неполного к более полному и совершенному, опираясь при этом на чувственное восприятие, абстрагирование и практику.

Феноменалистическая психология — направле­ние зарубежной, главным образом американской (Р. Берне, К. Роджерс, А. Комбас) психоло­гии, объявившее себя «третьей силой» и в противовес бихевиоризму и фрейдизму обратив­шее свое главное внимание на целостное человеческое «Я», его личностное самоопределе­ние, его эмоции, отношения, ценности, убеждения. Феноменалистическая психология рас­сматривает поведение личности как результат восприятия ею ситуации.

Флегматик — носитель одного из четырех основ­ных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и устремлений.

Фрейдизм — общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной ба­зе психологического учения 3. Фрейда — психоанализа — и работавших над созданием еди­ной психотерапевтической концепции. Психоанализ — учение, разработанное 3. Фрейдом и исследующее бессознатель­ное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. В дальнейшем фрейдизм возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессозна­тельным в психике человека.

Фрустрация — психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объек­тивно непреодолимыми препятствиями на пути к желанной цели. Фрустрация — внутренний конфликт личности между ее направленностью и объективными возможностями, с которыми личность не согласна.

Характер — совокупность устойчи­вых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловли­вающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому се­бе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельно­сти и общении.

Холерик — носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов, проявляющихся в психическом плане в несдержанности, бурных эмо­циональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мими­ке, поведении.

Цель — один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характери­зуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов его достижения.

Черта личности — относительно устойчивое качество личности, являющееся компо­нентом ее характера и проявляющееся в особенностях поведения индивида.

Чувство — особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения лично­сти к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизи­рующих (стенических) или тормозящих (астенических) деятельность.

Эвристика — наука, исследующая закономерности творче­ской деятельности человека; теория и практика организации избирательного поиска при ре­шении сложных интеллектуальных задач.

Экстраверсия — пре­имущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления, события.

Эмоции — особая форма отражения психикой ок­ружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных пережи­ваниях, отражающих потребности организма и активизирующих (стенических) или тормозя­щих (астенических) деятельность; непосредственная форма выражения чувств.

Эмпатия — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Язык — знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения лично­сти, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи.

Я-концепция — относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о себе как субъекте своей жизни и труда, на основе ко­торой он строит взаимодействие с другими, относится к себе, осуществляет свою деятель­ность и поведение.

Контрольная работа

Конфликты в коллективах и основы управления ими

1. Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей.

2. Типы конфликтов.

3. Проблемы управления конфликтными отношениями. Предупреж­дение конфликтных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература.

  1. Столяренко Л. Д. Психология. Учебник. – СПб. : Питер, 2008.

Дополнительная литература.

1. Зельдович Б. З. Деловое общение. Учеб. пособие. – М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2007.

2. Климов Е. А. Основы психологии. Учебник. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. Немов Р. С. Психология. Словарь-справочник. В 2-х частях. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2007.

4. Нуркова В. В. Психология. Учебник. – М.: Высшее образование, 2005.

5. Эльконин Б. Д. Психология развития. Учеб. пособие. – М., 2007.

6. Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии. Учеб. посо­бие. – М., 2006.

Методические рекомендации:

Конфликт — определенный вид взаимодействия людей, в процессе, которого действия его участников характеризуются острым спором, борьбой , развитием противоречия, стремлением его участников взаимоисключить друг друга.

Конфликт – это борьба различных социальных субъектов индивидуальных или коллективных за определенный статус, позволяющий обладать или распоряжаться определенными ресурсами в рамках социальных групп и организаций различного масштаба. Типы конфликтов: — внутриличностный, межличностный, групповой, внутринациональный, международный; подлинный, случайный; конструктивный,. Деструктивный.

Проблемы управления конфликтными отношениями. Анализ причин. Оценка тенденций и возможных вариантов развития. Способы разрешения конфликтов. Различие конфликта и конфликтной ситуации. Предупреждение конфликтов в коллективах. Правила хорошего общения (доктор философии Д. Г. Скотт – США): уделять внимание неречевым свидетельствам (жестам, мимике, взглядам и т.д.) того, что слова говорящего не расходятся с его мыслями; следить за тем, чтобы у Вас или других людей, участвующих в общении не оставалось скрытых ложных предположений или установок. Стараться делать общение открытым; избегать неясностей, выяснять все, что мешает дальнейшему нормальному общению; научиться правильно слушать, проявляя заинтересованность, уважение к собеседнику; выражать свои чувства в вежливой форме, чтобы не вызывать отрицательных эмоций у оппонента.