Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочного обучения всех специальностей и направлений

В виду ограниченного объема аудиторных занятий важное значение в процессе изучения курса приобретает самостоятельная работа студентов. В результате освоения курса студент должен знать историю становления психологической мысли, структуру психики и сознания, взаимодействие сознания и подсознания, эмоциональные процессы и управления ими, воспитания воли; психологию личности – структуру, темперамент, характер, способности; психологию познавательных процессов – внимания, памяти, воображения, мышления; социально-психологические феномены – общение, межличностные взаимодействия; вопросы совершенствования специалистов, предупреждения и управления конфликтами в коллективах.

В соответствии с учебным планом студентам необходимо написать одну контрольную работу объемом 10-12 листов в рукописном варианте или 9-10 листов в компьютерном варианте (шрифт 14 через 1,5 интервала).

В отдельных случаях тема может быть выбрана студентом самосто­ятельно с учетом его интересов и по согласованию с преподавателем. Пос­ле определения темы и знакомства с планом работы необходимо:

1. Усвоить соответствующие разделы учебно-методической литера­туры и понять место данной темы в структуре курса.

2. Ознакомиться с произведениями психологов и филосо­фов, писавших по данной проблематике.

Для решения данной задачи и с целью избежать повторов в первой части данного издания приводится список основной учебно-методической литературы, которую студенты могут использовать при изучении боль­шинства тем курса. Для более глубокого и полного понимания темы следует обратить внимание на специальную и дополнительную литературу, ко­торая приводится непосредственно к каждой теме. Необходимые сведения (по своей теме и при подготовке к экзамену или зачету) можно получить в справочных и периодических изданиях.

Кроме того, высокой оценки будут заслуживать студенческие рабо­ты, авторы которых нашли время и возможность ознакомиться с новыми поступлениями по психологии и педагогике в библиотеку и читальный зал университета. Следует учитывать и то, что в настоящее время издается боль­шое количество психологической литературы, поэтому приведенный список не является законченным, а постоянно допол­няется новыми источниками. В этом плане студентам предоставляется воз­можность самостоятельного и творческого подхода к работе.

Контрольная работа должна быть правильно и грамотно оформле­на. На титульном листе следует указать название учебного заведения, фа­культет, на котором обучается студент, его фамилию, имя, отчество, тему работы и фамилию преподавателя, ведущего лекционный курс. Писать следует четким и разборчивым почерком (если работа представляется в рукописном виде).

3 стр., 1343 слов

Курс, социальная работа, заочное отделение

Типы и виды социологического исследования. Особенности социальных проблем. 5. Программа социологического исследования: структура и этапы. 6. Метод наблюдения: определение, виды, специфика. Основные достоинства и недостатки. Наблюдение в медицине. 7. Эксперимент в социологии. Функции, виды, специфика. «Тюремный» эксперимент Ф. Зимбардо. «Хотторнский» эксперимент Э. Мэйо. Особенность медицинского ...

Страницы должны быть пронумерованы, следует также оставлять поля. В начале работы приводится план, в конце — список ис­пользованной литературы. На цитируемые источники необходимо делать ссылки (в скобках в конце цитаты или внизу страницы).

По завершении работы ставится дата и подпись.

Студентам необходимо помнить, что в контрольной работе недопу­стимо механическое переписывание разделов учебников, первоисточников или другой литературы по теме. Работа должна представлять самостоя­тельное изложение основных положений темы.

Тематика контрольных работ для студентов заочного обучения.

Тема 1. Предмет и методы психологии

1 .Этапы развития представлений о предмете психологии.

2.Отрасли психологии. Методы психологических исследований

З.Мир психических явлений: процессы, свойства, состояния, обра­зования.

Литература

[1, 2, 3, 24, 25]

Тема 2. Возникновение и развитие психики

1. Понятие психики. Физиологические механизмы психической дея­тельности человека.

2. Факторы развития психики человека.

3. Механизмы психологической защиты.

Литература

[1, 8, 17, 20, 22, 35, 37]

Тема 3. Личность

1. Индивид, личность, индивидуальность.

2. Психологическая структура личности.

3. Самосознание личности. « Я — концепция».

Литература:

[1, 2, 3, 11, 20, 22, 29, 35]

Тема 4. Темперамент

1. Биологические основы темперамента.

2. Типы темперамента.

3. Современные характеристики типов темперамента.

Литература

[1, 2, 3, 14, 15, 24, 25, 33]

Тема 5. Характер и способности

1. Понятие характера. Акцентуации характера.

2. Типологические модели характеров(А. Адлер, Э.Фромм, К.Юнг).

3. Способности как индивидуальная психологическая характерис­тика человека.

Литература

[1, 2, 3, 26, 34]

Тема 6. Сознание и воля

1. Сознание — высшая ступень развития психики.

4 стр., 1706 слов

Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи стиля управления и ...

... Структура выпускной квалификационной работы: …. 1 Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи стиля управления и социально-психологического климата 1.1 Понятия стиля управления и основные ... исследования: 1. Теоретические методы – анализ научной литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические методы: ... и задачами повышения эффективности управления людьми и регуляции развертывающихся между ними ...

2. Структура сознания. Самосознание.

3. Понятие воли. Формирование волевых качеств личности.

Литература

[1, 2, 3, 6, 11, 26, 28, 35]

Тема 7. Ощущения и восприятия

1. Понятие об ощущениях, их типология. Пороги ощущений.

2. Понятие о восприятиях и их классификация. Свойства восприятий.

3. Отличия восприятий от ощущений.

Литература

[1, 2, 3, 7, 25, 26, 36, 37]

Тема 8. Эмоции и чувства

1. Общая характеристика эмоций и чувств.

2. Эмоциональные состояния и высшие чувства.

3. Стресс и фрустрация. Стрессоустойчивость человека.

Литература

[1, 2, 3, 7, 16, 20, 22, 28]

Тема 9.Внимание и память

1. Понятие внимания, его виды и функции.

2. Понятие памяти, ее структура и виды.

3. Приемы совершенствования памяти человека.

Литература

[1, 2, 3, 5, 17, 21, 27, 39]

Тема 10 Мышление и воображение

1. Мышление — особая форма психического отражения человека .Виды мышления.

2. Основные мыслительные операции.

3. Понятие воображения и его основные виды.

Литература:

[3, 4, 10, 18, 19, 34, 37]

Тема 11. Деятельность и общение

1. Понятие общения, его функции и структура.

2. Основные средства общения.

3. Сущность деятельности, ее структура и основные виды.

Литература

[1, 3, 8, 9, 12, 15, 39, 40]

Тема 12. Психология профессиональной деятельности

1. Основные направления совершенствования специалиста.

2. Внешние факторы совершенствования.

3. Факторная модель самосовершенствования. Показатели самосо­вершенствования.

Литература

[2, 3, 13, 15, 18, 19, 34]

Тема 13. Конфликты в коллективах и основы управления ими

1. Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей.

2. Типы конфликтов.

3. Проблемы управления конфликтными отношениями. Предупреж­дение конфликтных ситуаций.

Литература

[3, 8, 10, 18, 19, 38, 40]

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная и дополнительная литература.

Основная литература.

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учеб. пособие. – М.: КДУ, 2006.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... направления подготовки, получат дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся для успешного прохождения практик и ...

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. (Курс лекций): Учеб. пособие. – М.: ЧеРо, 2005.

3 . Столяренко Л. Д. Психология. Учебник. – СПб: Питер, 2008.

Дополнительная литература.

4. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учеб. Пособие. – М., 2005.

5. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Учебник. – М., 2007.

6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М., 2006 .

7. Введение в психологию. /Под общей редакцией А.В.Петровского. — М.,2005.

8. Зельдович Б.З. Деловое общение. Учеб. пособие. – М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2007.

9. Изард К.А. Психология эмоций. – СПб, 2007.

10. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник. — М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.

11. Краев В.М. Психология и педагогика. Учеб. пособие для техн. ву­зов. — М.,2007.

12. Леоньтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х тт. – М., 1983.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Учеб. пособие. – М., 2007.

14. Мазилкина Е.И. Адаптация в коллективе или как грамотно себя зарекомендовать. М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2006.

15. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб, 2007.

16. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. – СПб, 2007.

17. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. – М., 2007.

18. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник. В 2-х частях. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2007.

19. Нуркова В.В. Психология. Учебник. – М.: Высшее образование, 2005.

20.Общая психология. Учебник для вузов./ Сост. Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2007.

21. Общая психология. Учебник./ Под ред. Карпова. М.: Гардарики, 2006.

22. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. Учеб. пособие. – М., 2007.

23. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психоло­гии. В 2-х тт. — Ростов н.Дону: Феникс, 2006.

24. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология и педагогика. Учеб­ник. – М.: Элит, 2007.

25. Психологическая энциклопедия. — СПб: Питер, 2005.

26. Психологический словарь./ Под ред. Зинченко. — М.: Педагогика – Пресс, 2007.

27. Психология. Словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 2008.

28. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб: Питер, 2005.

29. Психология XXI века./ Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: ПЕРСЭ, 2007.

30. Психофизиология. Учебник. / Под ред. Ю.А. Александрова. – СПб: Питер, 2007.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. / Сост.: К.Н. Абульханова-Славская и др.- М.: Педагогика, 2005.

32. Сеченов И.М. Психология поведения. Избранные психологичес­кие труды. / Под ред. М. Г. Ярошевского. — М. — Воронеж, 2005.

33. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб. пособие. — М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2006.

34. Тихомиров О.К. Психология мышления. Учеб. пособие. – М., 2007.

35.Фрейд З. Психология бессознательного. Пер. с нем. («Мастера психологии»).

– М., 2007.

36. Хасон Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. Учеб. пособие. – М., 2007.

37. Шадриков В.Д. Способности и интеллект – М., 2007.

12 стр., 5797 слов

ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

... Какими же были довундтовские представления об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором аномальное состояние психики, вызванное ... те же результаты профессиональных престидижитаторов, и т.д. [41]. Итак, “опытная психология” началась с клинических исследований патологии и “исключительности”: сюда относились болезнь ...

38. Эльконин Б.Д. Психология развития. Учеб. пособие. – М., 2007.

39. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. – М., 2007.

40. Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии. Учеб. посо­бие. – М., 2006.

Информационное обеспечение дисциплины. Интернет ресурсы

1. Предмет психологии

http://www.pedlib.ru/Books/1/0180/1_0180-1.shtml- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

http://www.pedlib.ru/Books/1/0155/1_0155-1.shtml– Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.

http://pedlib.ru/Books/1/0171/1_0171-1.shtml- Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с.

http://chitalka.info/ps_13/index.html– основы психологии и педагогики, курс лекций.

2. Структура психики

Сущность и структура психики

Интегральная модель психики и личности

Психологические средства в структуре психики и личности.

3. Сенсорно-перцептивные процессы

http://www.pedlib.ru/Books/1/0183/1_0183-310.shtml- Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. — М.: Смысл, 1998. – 685 с.

Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека.

Чувственное и рациональное познание.

4. Внимание и память

http://pedlib.ru/Books/3/0019/3_0019-1.shtml — Лурия A.P. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М., 1979. — c. 193-207.

http://pedlib.ru/Books/3/0006/3_0006-1.shtml- Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. — М., 2001.

http://pedlib.ru/Books/1/0095/1_0095-1.shtml — Память// Грановская Р. М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.— с. 76-140.

5. Мышление и воображение

Основные концепции творческих способностей

http://www.pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-1.shtml- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.

http://pedlib.ru/Books/1/0176/1_0176-1.shtml- Мышление и язык / Под редакцией Д. П. Горского. — М.: Государственное издательство Политической литературы, 1957.

6. Эмоционально-волевые процессы

http://pedlib.ru/Books/3/0010/3_0010-1.shtml- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975

http://pedlib.ru/Books/1/0333/1_0333-1.shtml- Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с

http://pedlib.ru/Books/1/0230/1_0230-1.shtml- Сидоренко Е.Б. Мотивационный тренинг. – М.: Речь, 2005. – 240 c.

7. Темперамент

http://pedlib.ru/Books/3/0029/3_0029-1.shtml- Грей Джеффри. Нейропсихология темперамента /Перевод Н. Алмаева

http://pedlib.ru/Books/1/0163/1_0163-1.shtml- Карл Густав Юнг. Психологические типы. / Пер. Софии Лорие (под ред. В. Зеленского).

— СПб.: Азбука, 2001

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт считается родоначальником ... отсюда – понятие профессии "вклинивается" также в возрастную и педагогическую психологию. Важность вопроса об истории профессии, в частности профессии психолога, обосновывается ...

Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значе­ние для психологии.

8. Характер

http://pedlib.ru/Books/1/0454/1_0454-1.shtml- Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов Н/Д: Феникс, 2000. — 544 с.

Ананьев Б. Г. Строение характера.

Эрих Фромм. Человеческая природа и характер.

9. Личность

http://www.pedlib.ru/Books/1/0199/1_0199-1.shtml- Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси: «Мецниереба», 1989.

Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности.

КАК УСТРОЕНА ЛИЧНОСТЬ.

Интегральная модель личности.

10. Общение

http://pedlib.ru/Books/1/0190/1_0190-1.shtml– Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков — методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. — Самара, 1999.

http://pedlib.ru/Books/3/0032/3_0032-1.shtml- Лисина М.И. Потребность в общении// Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986. С.31–57 (с сокращ.).

http://www.myjane.ru/articles/text/?id=47- Невербальное общение.

11. Психическое развитие и обучение

http://pedlib.ru/Books/1/0157/1_0157-1.shtml- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика. проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.

http://pedlib.ru/Books/1/0439/1_0439-1.shtml- Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001 — 460 с.

Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития человека.

12. Психология профессиональной деятельности

http://pedlib.ru/Books/2/0120/2_0120-1.shtml- Осухова Н.Г. Поверить в себя: особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников. // Журнал «Школьный психолог», 2003. — № 4. С. 6–7.

Что движет людьми: типология мотивов.

Ориентиры трудовой мотивации в современной России.

13. Конфликты

http://www.pedlib.ru/Books/1/0166/1_0166-1.shtml- Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. — Москва, 2001. — С. 373-394.

http://pedlib.ru/Books/1/0172/1_0172-1.shtml- Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая. — М., 2001.

http://www.refstar.ru/data/r/id.17199_1.html- Психология конфликтов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Этапы становления и развития психологии.

2. Работа Аристотеля «О душе».

3. Дуализм Р. Декарта и его значение для развития психологии.

4. Учение Г. Лейбница о бессознательной психике.

5. «Эмпирическая психология» Х. Вольфа.

6. Учение о душе Дж. Локка.

7. Экспериментальная психология В. Вундта.

8. Русская психология (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов).

9. Бихевиоризм.

10. «Гештальтпсихология».

11. Психоанализ З. Фрейда и структура психического.

12. Концепция коллективного бессознательного К. Юнга.

13.Когнитивная психология.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

...   Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства темперамента), личность, субъект деятельности и индивидуальность (неповторимость). Личности – конкретный субъект деятельности, с единственными его индивидуальными ...

14. Гуманистическая психология.

15. Интерактивная психология (Э. Берн).

16. Психология в СССР.

17. Трансперсональная психология. (С. Гроф).

18. Становление психологии как научной дисциплины.

19. Основные направления научной психологии.

20. Защитные механизмы психики.

21. Психика, ее структура и физиологические основы. Сознание ос­новные свойства и состояния.

22. Сознание – высшая ступень развития психики.

23. Познание и его формы.

24. Память. Закономерности памяти.

25. Ощущения, их свойства и виды.

26. Иллюзии и их виды.

27. Восприятия и их свойства.

28. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.

29. Психологические процессы воображения.

30. Воображение и творчество.

31. Психологические процессы творчества. Основные этапы твор­ческого решения проблем.

32. Внимание и его виды.

33. Потребности и мотивы.

34. Эмоции их роль в психике и поведении.

35. Виды эмоций и формы их проявления.

36. Темперамент. Физиологическая основа темперамента.

37.Типы темперамента и их основные черты.

38. Характер. Различные подходы к типологии характера.

39. Акцентуации характера.

40. Типология психотипов.

41. Личность. Ролевая концепция личности.

42. «Я-концепция» и самооценка личности.

43. Личность и группа: проблема лидерства и руководства.

44. Общение, его виды и стили.

45. Вербальные и невербальные средства общения.

46. Психологические особенности диалога.

47. Перцептивная сторона общения. Эффекты первого впечатления.

48. Трансактный анализ общения.

49. Психические механизмы восприятия и взаимодействия в процессе общения (эмпатия, аттракция, проекция, идентификация).

50. Интерактивная сторона общения.

51. Манипуляции в общении.

52. Конфликты и способы их разрешения.

53. Способности. Проблема соотношения наследственности и воспи­тания.

54. Понятие деятельности. Ее роль в становлении личности. Виды деятельности.

55. Понятие воли, структура волевого действия.

56. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения.

Глоссарий

Автоматизм — действия, реализуемые без не­посредственного участия сознания. Существует два типа автоматизмов: 1) автоматизмы первичные, врожденные; 2) навыки — автоматизмы вторичные, прошедшие через сознание и переставшие осознаваться.

Адаптация — приспособление физиологических процессов к изменившимся условиям существования.

Акцентуация характера — чрезмерное усиление отдель­ных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным психотравмирующим воздействиям при устойчивости к другим. Различают­ся: астеническая, гипертимная, дистимичная, истероидная (демонстративная), конформная, ла­бильная, неустойчивая, паранойяльная (застревающая), психастеническая, сенситивная, циклоидная, шизоидная, эпилептоидная.

2 стр., 786 слов

Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний ...

... курения. Замечено, что если: - дым направлен вверх – это свидетельствует о положительном настрое человека; - дым направлен вниз – это говорит об отрицательном эмоциональном состоянии; - дым направлен через ... Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионных коммуникаций, Москва, 2004. 4. Мокшанцев Р. И. Психология переговоров. Москва – Новосибирск, 2002. 5. Хасан Б. И. ...

Альтернативная психология – общее название ряда нетрадиционных психологических учений, возникших, существующих и развивающихся вне сложившихся научных школ и направлений (астрология, дзен-буддизм, дианетика, йога, каббализм, мистицизм, оккультизм, телекинез, телепатия, ясновидение и др.)

Аналитическая психология — направление в психологии, социологии и психоанали­зе, восходящее к системе взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, давшее ему это на­звание для отграничения от родственного направления — психоанализа 3. Фрейда.

Апперцепция — свойство восприятия, суще­ствующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Различаются: 1) апперцепция устойчи­вая — зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убе­ждений, уровня образования и т.д.; 2) апперцепция временная — определяется ситуативно воз­никающими психическими состояниями: эмоциями, настроениями, установками и пр.

Ассоциация — связь между двумя или более психиче­скими явлениями (ощущениями, восприятиями, идеями, образами и т.д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно. Актуализация одного члена ассоциации влечет за собой появ­ление другого.

Аффект — сильное и относительно крат­ковременное нервно-психическое возбуждение. Сопровождается значительными изменения­ми в деятельности внутренних органов, резко выраженными двигательными проявлениями, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний.

Безусловный рефлекс — врожденное, инстинктивное реа­гирование организма на раздражитель; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значительные изменения внутренней и внешней среды.

Бессознательное — совокупность психических процессов и состояний, которые человеком не осознаются никогда или в данный момент времени.

Бихевиоризм — направление в американской психоло­гии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Родоначальники: Э. Торндайк, Дж. Уотсон.

Влечение — психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта.

Влияние — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений и пр. в ходе взаимодействия с ним. Выделяются четыре основных способа влияния: внушение, убеждение, заражение и подражание.

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Может быть произвольным и непроизвольным.

Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспи­танника, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.

Воля — способность человека, проявляю­щаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психиче­ских процессов.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).   Общая характеристика сознания как высшей формы психического отражения. Условия ... ним.   Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, кот. поддерживаются НС и обеспечивают выживание. Единство реального ...

Воображение — специфический вид деятельности, направленный на создание челове­ком новых образов на основе имеющихся у него представлений.

Воспитание — в педагогическом смысле: специально организованный и управляемый процесс формирования человека, направленный на развитие личности. Передача обществен­но-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и труду.

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций, явлений и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Вместе с про­цессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентацию в окружающем мире.

Всестороннее развитие личности — 1) подготовка человека к всестороннему, компе­тентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности; 2) гармоническое развитие всех сторон духовной сферы индивида, его интеллекта, воли, чувств, достижение единства рационально-логического и эмоционально-психологического компонентов его мировоззрения.

Вторая сигнальная система — способ регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого вос­принимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка.

Высшая нервная деятельность — физиологическая основа психики, отражательная деятельность больших полушарий головного мозга, обеспечивающая наиболее сложные взаимодействия высокоразвитого организма с внешней средой. Все акты, осуществляемые корой больших полушарий головного мозга, являются рефлексами или продуктами их взаи­модействия.

Генетическая психология — учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающее происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в детском возрасте.

Гештальтпсихология — одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой поло­вине XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание уделялось исследова­нию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и др.) как целостных структур. Основные представители: М. Вертхаймер, В. Келнер, К. Коффка.

Гуманистическая психология — направление в западной психологии, в последнее время бурно развивающееся в России, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Действие — главная структурная единица деятельности определяется как процесс, на­правленный на достижение цели.

Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализа­ция опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Как объясни­тельный принцип психики категория деятельности используется: 1) при изучении различных областей психической реальности -психологии познавательных процессов, воли, мотива­ции, эмоций, личности; 2) при построении различных отраслей психологии (психология об­щая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская и т.д.).

Дидактика — составная часть педагогики, изучающая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения его целей.

Желание — переживание человеком той или иной потребности, один из компонентов волевого процесса. В отличие от влечения желание характеризуется более или менее ясным представлением об объекте, на который оно направлено.

Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние. Различают жесты: иллюстраторы, регуляторы, эмблемы, адаптеры и аффекторы.

Забывание — процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закреп­ленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

Закономерности педагогического процесса — объективно существующие, повто­ряющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педа­гогического процесса: 1) связь воспитания и социальной системы; 2) связь между обучением и воспитанием; 3) связь воспитания и деятельности; 4) связь воспитания и активности личности; 5) связь воспитания и общения.

Запоминание — один из основных процессов памяти, заключающийся в закреплении ощущений, образов, восприятий, представлений, мыслей, действий, переживаний; основа накопления, сохранения и воспроизводства человеком своего опыта. Различают смысло­вое (логическое) и механическое, непроизвольное и произвольное запоминание.

Игра — один из видов деятельности, характерных для животных и человека, важней­шее средство воспитания, особенно детей младшего возраста. Разновидности игры: манипулятивная, предметная, ролевая, подвижная (спортивная), умственная (разновидность — ди­дактическая) и др.

Имидж — эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым, обыденным сознанием кого-либо или чего-либо.

Индивид — одна из макрохарактеристик человека, ука­зывающая на него как на единичное природное существо, представителя Homo sapiens, носи­тель индивидуальных черт.

Индивидуально-психологические особенности — устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в качествах.

Индивидуальность — интегральная социально-психологическая макро-характеристика человека, совокупность индивидуально-психологических особенностей, делающих его уни­кальным, неповторимым.

Инстинкт — врожденная мало изменяемая форма поведения, обеспечивающая приспо­собление организма к типичным условиям его жизни.

Интеллект — относительно устой­чивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессозна­тельные процессы, обеспечивающие переработку различной информации и ее осознанную оценку.

Интерес — познавательная направленность че­ловека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительными эмоциями. Интересы делятся на эпизодические и постоянные.

Интроверсия — преимуще­ственная направленность личности на его собственный внутренний мир, собственное «Я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К.Г. Юнгом.

Интуиция — вывод без последова­тельного логического рассуждения; чутье, догадка, непосредственное понимание на основе ранее приоб­ретенного опыта, знаний и в результате предшествовавшей (и не всегда осознаваемой) мыс­лительной работы.

Качества личности — сложные социально и биологически обусловленные структур­ные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.

Когнитивная психология — на­правление в психологии, в котором внимание фокусируется на процессе познания, на том, как жизненные переживания человека активно перерабатываются его разумом (Дж. Миллер, У. Найссер и др.)

Коммуникация — сообщение, передача ин­формации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.

Конфликт — психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различ­ных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека.

Личность — макрохарактеристика человека, выражающая его социальную сторону, совокупные социальные качества как представителя определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и т.д.), который включен в социальные связи, занимается общест­венно значимым трудом и осознает свое отношение к окружающей среде.

Локус контроль — устойчивое свойство личности, сформирован­ное в процессе ее социализации; склонность человека приписывать ответственность за ре­зультаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и уси­лиям.

Межличностные отношения — массовые социально-психологические явления, за­ключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющих ядро их общения и объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Меланхолик — субъект, обладающий одним из четырех типов темперамента, характеризующимся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов и проявляющимся в высокой реактивности психики, склон­ности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированиям на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т.д.

Метод — сово­купность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы воспитания — определенные способы педагогического воздействия на чело­века или коллектив или взаимодействия с ним в целях формирования и развития у него ка­честв, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей.

Методы обучения — способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, при которой учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развивают свои познавательные силы и способности, формируют мировоззрение. По источнику получения знаний методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические. По уровням познавательной дея­тельности — на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые или эвристические, исследовательские.

Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (пред­ставляет, обдумывает, вспоминает и т.д.).

Одно из средств общения между людьми.

Мотив — субъективная причина того или иного по­ведения, действия человека — психическое явление, непосредственно побуждающее челове­ка к выбору того или иного способа действия и его осуществлению.

Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержа­ние, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Мышление — познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Различают мышление: теоретическое и практическое; дискурсивное и ин­туитивное; творческое и воспроизводящее; предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наблюдение — метод научного исследования в различных науках, суть которого (для психолога) состоит в фиксации проявлений поведения и получения информации о субъек­тивных психических явлениях наблюдаемого.

Навык — действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма.

Направленность личности — психическое свойство личности: система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их дос­тижению. Обычно выделяют мировоззренческую, профессиональную, бытовую направлен­ность.

Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение более или менее длительного времени все переживания человека.

Образ — субъективное психическое явление как результат познавательных процессов. Различают образы: элементарные и сложные; непосредственные, опосредованные и следо­вые; статичные и динамичные; самостоятельные и включенные в другие психические явле­ния.

Образование — процесс усвоения и развития человеком объективно востребованных качеств, результатом которого выступает сформированность интеллектуальной, теоретиче­ской и практической подготовленности к жизни и деятельности.

Обучение — целенаправленный, систематический и организованный процесс форми­рования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения ка­ких-либо функций.

Общение — одна из форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании меж­личностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

Одаренность — совокупность природных задатков как одно из условий формирования способностей. Наиболее сильное влияние на развитие и формирование одаренности оказыва­ет целенаправленное обучение и воспитание.

Онтогенез — в психоло­гии и педагогике — физическое и психическое развитие человека от рождения до смерти.

Операция — единица деятельности, способ выполнения действий в конкретной, реальной или условной ситуации. Термин введен А.Н. Леонтьевым.

Опыт — результат чувственно-эмпирического отражения в психике человека объек­тивной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений.

Органы чувств — периферические анатомо-физиологические системы, с помощью которых человек (животные) воспринимает и частично анализирует разнообразные раздра­жения, поступающие из внешней среды (экстерорецепция) и из его собственного организма (интерорецепция).

Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память — психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, со­хранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе дея­тельности того, что человек делал, переживал, воспринимал. Различают четыре вида памяти: двигательную, образную, словесно-логическую, эмоциональную.

Первая сигнальная система — система условно-рефлекторных связей, формирую­щаяся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на органы чувств раз­дражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Понятие введено И.П. Павловым.

Переживание — любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состоя­ние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и высту­пающее для него как событие его жизни.

Перенос навыков — взаимодействие уже имеющихся навыков с вновь приобретенны­ми. Синоним переноса навыков — интерференция.

Поведение — система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (пси­хических и физических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин «пове­дение» употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в каче­стве центральной категории принято рассматривать не поведение, а деятельность.

Понимание — психологическое состояние, сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

Познавательные психические процессы — психические явления, в своей совокупно­сти непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу от­носятся: ощущения, восприятия, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.

Потребность — отражение в психике противоречий между существующими условия­ми жизнедеятельности человека и их необходимым, желаемым состоянием, стремление к достижению которого побуждает человека к соответствующей деятельности. Различают биологические и социальные потребности.

Представление — психический познавательный процесс воссоздания образов предме­тов и событий на основе их припоминания или продуктивного воображения.

Привычка — сложившийся в динамический стереотип образ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности; навык, сформировавшийся на фоне положительной эмоции.

Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности, включающем в себя моделирование реальности и регуляцию на основе этой модели своего поведения и деятельности. Психика обеспечивает более эф­фективное приспособление к среде. Изучение закономерностей развития и функционирова­ния психики составляет предмет психологии как науки.

Психическая активность — процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.

Психические состояния — определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент вре­мени. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апа­тию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.

Психологическая школа — группа психологов, связанных идейно, а иногда и терри­ториально, с лидером научного направления. Как правило, представители одной школы раз­деляют теоретическую или систематическую платформу и работают над близкими пробле­мами.

Психология — наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенно­стях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Развитие личности — процесс формирования типологических и социально значимых качеств человека и его индивидуальности. Стадии развития в той или иной мере хронологически совпадают со ступенями образовательной лестницы.

Рефлекс — реакция организма, опо­средованная центральной нервной системой при воздействии рецепторов раздражителями внешней и внутренней среды. Рефлекс обеспечивает слаженную и скоординированную рабо­ту отдельных органов и приспособление организма к внешней среде.

Рефлексия — внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмыс­ление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о про­исходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

Рецепторы — специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и пере­дающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему. Рецепторы делят на внешние (экстерорецепторы), внутренние (интерорецепторы) и на рецепторы, восприни­мающие положение тела в пространстве, напряжение связок, мышц (проприорецепторы).

Речь — одно из средств коммуникативной деятельности человека, общения, опосредо­ванное языком; процесс материализации мысли. Виды речи: внутренняя и внешняя (уст­ная и письменная).

Самоактуализация — непрерывное стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возмож­ностей, к творчеству, полноценному общению, ак­тивному саморазвитию.

Самонаблюдение — психодиагностический метод исследования, основанный на фиксации человеком динамики собственно­го сознания, сформированности различных качеств и уровня подготовленности.

Самооценка — определение человеком уровня собственной значимости, своих воз­можностей, качеств и места среди других людей.

Сангвиник — носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью.

Склонность — устойчивая расположенность к определенной деятельности, стремле­ние ею заниматься.

Сознание — высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий и категорий; неразрывно связано с языком.

Сосредоточенность — психическое состояние, определяемое концентрацией внимания на определенных объектах, мыслях, переживаниях человека.

Способности — устойчивые индивидуальные особенности, отличающие людей друг от друга и объясняющие различия в их успехах в разных видах деятельности.

Стимул — внешнее воз­действие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность.

Страсть — сильное, стойкое, длительное, всеохватывающее чувство, которое в ре­шающей степени предопределяет, детерминирует психическую активность личности и при­водит к сосредоточению всех ее стремлений и усилий на предмете страсти.

Стремление — желание и готовность действовать определенным образом.

Стресс — психическое состояние обще­го возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстре­мальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия сре­ды.

Талант — высшая степень способностей личности к опре­деленной деятельности, ее одаренность, когда она достигает уровня черты характера, обес­печивая возможность наиболее успешного, творческого выполнения тех или иных задач.

Темперамент — совокупность устойчивых динамических особенностей протекания всех присущих ему психических явлений. Различают четыре основных видов темперамента: сангвинистический, флегматический, холерический и меланхолический. Кроме данного, существуют другие принципы классификации (по У. Шелдону, Г. Айзенку и др.)

Тест — метод исследования личности, постро­енный на ее оценке по результатам выполнения стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью.

Трансакция – взаимодействие, взаимное влияние людей друг на друга.

Труд — один из основных видов человеческой деятельности наряду с игрой и уче­нием.

Узнавание — один из процессов памяти, при котором запечатленный материал актуа­лизируется при повторном воздействии на человека предметов, явлений, событий, восприня­тых им ранее.

Условный рефлекс — индивидуально приобретенная, сложная приспособительная ре­акция организма животных и человека, возникающая при определенных условиях на основе образования временных нервных связей между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловным рефлекторным актом. Система взаимосвя­занных условных рефлексов образует динамический стереотип. Термин предложен И.П. Павловым.

Установка — готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребно­сти и объективной ситуации ее удовлетворения; это психическое явление, которое как крат­ковременный процесс и состояние есть проявление внимания, а как свойство личности — ее направленности.

Учение — организованная познавательная деятельность, в процессе которой учащийся проходит путь от незнания к знанию, от знания неполного к более полному и совершенному, опираясь при этом на чувственное восприятие, абстрагирование и практику.

Феноменалистическая психология — направле­ние зарубежной, главным образом американской (Р. Берне, К. Роджерс, А. Комбас) психоло­гии, объявившее себя «третьей силой» и в противовес бихевиоризму и фрейдизму обратив­шее свое главное внимание на целостное человеческое «Я», его личностное самоопределе­ние, его эмоции, отношения, ценности, убеждения. Феноменалистическая психология рас­сматривает поведение личности как результат восприятия ею ситуации.

Флегматик — носитель одного из четырех основ­ных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и устремлений.

Фрейдизм — общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной ба­зе психологического учения 3. Фрейда — психоанализа — и работавших над созданием еди­ной психотерапевтической концепции. Психоанализ — учение, разработанное 3. Фрейдом и исследующее бессознатель­ное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. В дальнейшем фрейдизм возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессозна­тельным в психике человека.

Фрустрация — психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объек­тивно непреодолимыми препятствиями на пути к желанной цели. Фрустрация — внутренний конфликт личности между ее направленностью и объективными возможностями, с которыми личность не согласна.

Характер — совокупность устойчи­вых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловли­вающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому се­бе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельно­сти и общении.

Холерик — носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов, проявляющихся в психическом плане в несдержанности, бурных эмо­циональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мими­ке, поведении.

Цель — один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характери­зуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов его достижения.

Черта личности — относительно устойчивое качество личности, являющееся компо­нентом ее характера и проявляющееся в особенностях поведения индивида.

Чувство — особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения лично­сти к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизи­рующих (стенических) или тормозящих (астенических) деятельность.

Эвристика — наука, исследующая закономерности творче­ской деятельности человека; теория и практика организации избирательного поиска при ре­шении сложных интеллектуальных задач.

Экстраверсия — пре­имущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления, события.

Эмоции — особая форма отражения психикой ок­ружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных пережи­ваниях, отражающих потребности организма и активизирующих (стенических) или тормозя­щих (астенических) деятельность; непосредственная форма выражения чувств.

Эмпатия — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Язык — знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения лично­сти, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи.

Я-концепция — относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о себе как субъекте своей жизни и труда, на основе ко­торой он строит взаимодействие с другими, относится к себе, осуществляет свою деятель­ность и поведение.

Контрольная работа

Конфликты в коллективах и основы управления ими

1. Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей.

2. Типы конфликтов.

3. Проблемы управления конфликтными отношениями. Предупреж­дение конфликтных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература.

  1. Столяренко Л. Д. Психология. Учебник. – СПб. : Питер, 2008.

Дополнительная литература.

1. Зельдович Б. З. Деловое общение. Учеб. пособие. – М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2007.

2. Климов Е. А. Основы психологии. Учебник. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. Немов Р. С. Психология. Словарь-справочник. В 2-х частях. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2007.

4. Нуркова В. В. Психология. Учебник. – М.: Высшее образование, 2005.

5. Эльконин Б. Д. Психология развития. Учеб. пособие. – М., 2007.

6. Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии. Учеб. посо­бие. – М., 2006.

Методические рекомендации:

Конфликт — определенный вид взаимодействия людей, в процессе, которого действия его участников характеризуются острым спором, борьбой , развитием противоречия, стремлением его участников взаимоисключить друг друга.

Конфликт – это борьба различных социальных субъектов индивидуальных или коллективных за определенный статус, позволяющий обладать или распоряжаться определенными ресурсами в рамках социальных групп и организаций различного масштаба. Типы конфликтов: — внутриличностный, межличностный, групповой, внутринациональный, международный; подлинный, случайный; конструктивный,. Деструктивный.

Проблемы управления конфликтными отношениями. Анализ причин. Оценка тенденций и возможных вариантов развития. Способы разрешения конфликтов. Различие конфликта и конфликтной ситуации. Предупреждение конфликтов в коллективах. Правила хорошего общения (доктор философии Д. Г. Скотт – США): уделять внимание неречевым свидетельствам (жестам, мимике, взглядам и т.д.) того, что слова говорящего не расходятся с его мыслями; следить за тем, чтобы у Вас или других людей, участвующих в общении не оставалось скрытых ложных предположений или установок. Стараться делать общение открытым; избегать неясностей, выяснять все, что мешает дальнейшему нормальному общению; научиться правильно слушать, проявляя заинтересованность, уважение к собеседнику; выражать свои чувства в вежливой форме, чтобы не вызывать отрицательных эмоций у оппонента.