В виду ограниченного объема аудиторных занятий важное значение в процессе изучения курса приобретает самостоятельная работа студентов. В результате освоения курса студент должен знать историю становления психологической мысли, структуру психики и сознания, взаимодействие сознания и подсознания, эмоциональные процессы и управления ими, воспитания воли; психологию личности – структуру, темперамент, характер, способности; психологию познавательных процессов – внимания, памяти, воображения, мышления; социально-психологические феномены – общение, межличностные взаимодействия; вопросы совершенствования специалистов, предупреждения и управления конфликтами в коллективах.
В соответствии с учебным планом студентам необходимо написать одну контрольную работу объемом 10-12 листов в рукописном варианте или 9-10 листов в компьютерном варианте (шрифт 14 через 1,5 интервала).
В отдельных случаях тема может быть выбрана студентом самостоятельно с учетом его интересов и по согласованию с преподавателем. После определения темы и знакомства с планом работы необходимо:
1. Усвоить соответствующие разделы учебно-методической литературы и понять место данной темы в структуре курса.
2. Ознакомиться с произведениями психологов и философов, писавших по данной проблематике.
Для решения данной задачи и с целью избежать повторов в первой части данного издания приводится список основной учебно-методической литературы, которую студенты могут использовать при изучении большинства тем курса. Для более глубокого и полного понимания темы следует обратить внимание на специальную и дополнительную литературу, которая приводится непосредственно к каждой теме. Необходимые сведения (по своей теме и при подготовке к экзамену или зачету) можно получить в справочных и периодических изданиях.
Кроме того, высокой оценки будут заслуживать студенческие работы, авторы которых нашли время и возможность ознакомиться с новыми поступлениями по психологии и педагогике в библиотеку и читальный зал университета. Следует учитывать и то, что в настоящее время издается большое количество психологической литературы, поэтому приведенный список не является законченным, а постоянно дополняется новыми источниками. В этом плане студентам предоставляется возможность самостоятельного и творческого подхода к работе.
Контрольная работа должна быть правильно и грамотно оформлена. На титульном листе следует указать название учебного заведения, факультет, на котором обучается студент, его фамилию, имя, отчество, тему работы и фамилию преподавателя, ведущего лекционный курс. Писать следует четким и разборчивым почерком (если работа представляется в рукописном виде).
Курс, социальная работа, заочное отделение
Типы и виды социологического исследования. Особенности социальных проблем. 5. Программа социологического исследования: структура и этапы. 6. Метод наблюдения: определение, виды, специфика. Основные достоинства и недостатки. Наблюдение в медицине. 7. Эксперимент в социологии. Функции, виды, специфика. «Тюремный» эксперимент Ф. Зимбардо. «Хотторнский» эксперимент Э. Мэйо. Особенность медицинского ...
Страницы должны быть пронумерованы, следует также оставлять поля. В начале работы приводится план, в конце — список использованной литературы. На цитируемые источники необходимо делать ссылки (в скобках в конце цитаты или внизу страницы).
По завершении работы ставится дата и подпись.
Студентам необходимо помнить, что в контрольной работе недопустимо механическое переписывание разделов учебников, первоисточников или другой литературы по теме. Работа должна представлять самостоятельное изложение основных положений темы.
Тематика контрольных работ для студентов заочного обучения.
Тема 1. Предмет и методы психологии
1 .Этапы развития представлений о предмете психологии.
2.Отрасли психологии. Методы психологических исследований
З.Мир психических явлений: процессы, свойства, состояния, образования.
Литература
[1, 2, 3, 24, 25]
Тема 2. Возникновение и развитие психики
1. Понятие психики. Физиологические механизмы психической деятельности человека.
2. Факторы развития психики человека.
3. Механизмы психологической защиты.
Литература
[1, 8, 17, 20, 22, 35, 37]
Тема 3. Личность
1. Индивид, личность, индивидуальность.
2. Психологическая структура личности.
3. Самосознание личности. « Я — концепция».
Литература:
[1, 2, 3, 11, 20, 22, 29, 35]
Тема 4. Темперамент
1. Биологические основы темперамента.
2. Типы темперамента.
3. Современные характеристики типов темперамента.
Литература
[1, 2, 3, 14, 15, 24, 25, 33]
Тема 5. Характер и способности
1. Понятие характера. Акцентуации характера.
2. Типологические модели характеров(А. Адлер, Э.Фромм, К.Юнг).
3. Способности как индивидуальная психологическая характеристика человека.
Литература
[1, 2, 3, 26, 34]
Тема 6. Сознание и воля
1. Сознание — высшая ступень развития психики.
Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи стиля управления и ...
... Структура выпускной квалификационной работы: …. 1 Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи стиля управления и социально-психологического климата 1.1 Понятия стиля управления и основные ... исследования: 1. Теоретические методы – анализ научной литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические методы: ... и задачами повышения эффективности управления людьми и регуляции развертывающихся между ними ...
2. Структура сознания. Самосознание.
3. Понятие воли. Формирование волевых качеств личности.
Литература
[1, 2, 3, 6, 11, 26, 28, 35]
Тема 7. Ощущения и восприятия
1. Понятие об ощущениях, их типология. Пороги ощущений.
2. Понятие о восприятиях и их классификация. Свойства восприятий.
3. Отличия восприятий от ощущений.
Литература
[1, 2, 3, 7, 25, 26, 36, 37]
Тема 8. Эмоции и чувства
1. Общая характеристика эмоций и чувств.
2. Эмоциональные состояния и высшие чувства.
3. Стресс и фрустрация. Стрессоустойчивость человека.
Литература
[1, 2, 3, 7, 16, 20, 22, 28]
Тема 9.Внимание и память
1. Понятие внимания, его виды и функции.
2. Понятие памяти, ее структура и виды.
3. Приемы совершенствования памяти человека.
Литература
[1, 2, 3, 5, 17, 21, 27, 39]
Тема 10 Мышление и воображение
1. Мышление — особая форма психического отражения человека .Виды мышления.
2. Основные мыслительные операции.
3. Понятие воображения и его основные виды.
Литература:
[3, 4, 10, 18, 19, 34, 37]
Тема 11. Деятельность и общение
1. Понятие общения, его функции и структура.
2. Основные средства общения.
3. Сущность деятельности, ее структура и основные виды.
Литература
[1, 3, 8, 9, 12, 15, 39, 40]
Тема 12. Психология профессиональной деятельности
1. Основные направления совершенствования специалиста.
2. Внешние факторы совершенствования.
3. Факторная модель самосовершенствования. Показатели самосовершенствования.
Литература
[2, 3, 13, 15, 18, 19, 34]
Тема 13. Конфликты в коллективах и основы управления ими
1. Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей.
2. Типы конфликтов.
3. Проблемы управления конфликтными отношениями. Предупреждение конфликтных ситуаций.
Литература
[3, 8, 10, 18, 19, 38, 40]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная и дополнительная литература.
Основная литература.
1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учеб. пособие. – М.: КДУ, 2006.
Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...
... направления подготовки, получат дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся для успешного прохождения практик и ...
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. (Курс лекций): Учеб. пособие. – М.: ЧеРо, 2005.
3 . Столяренко Л. Д. Психология. Учебник. – СПб: Питер, 2008.
Дополнительная литература.
4. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учеб. Пособие. – М., 2005.
5. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Учебник. – М., 2007.
6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М., 2006 .
7. Введение в психологию. /Под общей редакцией А.В.Петровского. — М.,2005.
8. Зельдович Б.З. Деловое общение. Учеб. пособие. – М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2007.
9. Изард К.А. Психология эмоций. – СПб, 2007.
10. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник. — М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.
11. Краев В.М. Психология и педагогика. Учеб. пособие для техн. вузов. — М.,2007.
12. Леоньтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х тт. – М., 1983.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Учеб. пособие. – М., 2007.
14. Мазилкина Е.И. Адаптация в коллективе или как грамотно себя зарекомендовать. М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2006.
15. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб, 2007.
16. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. – СПб, 2007.
17. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. – М., 2007.
18. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник. В 2-х частях. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2007.
19. Нуркова В.В. Психология. Учебник. – М.: Высшее образование, 2005.
20.Общая психология. Учебник для вузов./ Сост. Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2007.
21. Общая психология. Учебник./ Под ред. Карпова. М.: Гардарики, 2006.
22. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. Учеб. пособие. – М., 2007.
23. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х тт. — Ростов н.Дону: Феникс, 2006.
24. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология и педагогика. Учебник. – М.: Элит, 2007.
25. Психологическая энциклопедия. — СПб: Питер, 2005.
26. Психологический словарь./ Под ред. Зинченко. — М.: Педагогика – Пресс, 2007.
27. Психология. Словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 2008.
28. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб: Питер, 2005.
29. Психология XXI века./ Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: ПЕРСЭ, 2007.
30. Психофизиология. Учебник. / Под ред. Ю.А. Александрова. – СПб: Питер, 2007.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. / Сост.: К.Н. Абульханова-Славская и др.- М.: Педагогика, 2005.
32. Сеченов И.М. Психология поведения. Избранные психологические труды. / Под ред. М. Г. Ярошевского. — М. — Воронеж, 2005.
33. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб. пособие. — М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2006.
34. Тихомиров О.К. Психология мышления. Учеб. пособие. – М., 2007.
35.Фрейд З. Психология бессознательного. Пер. с нем. («Мастера психологии»).
– М., 2007.
36. Хасон Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. Учеб. пособие. – М., 2007.
37. Шадриков В.Д. Способности и интеллект – М., 2007.
ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ
... Какими же были довундтовские представления об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором аномальное состояние психики, вызванное ... те же результаты профессиональных престидижитаторов, и т.д. [41]. Итак, “опытная психология” началась с клинических исследований патологии и “исключительности”: сюда относились болезнь ...
38. Эльконин Б.Д. Психология развития. Учеб. пособие. – М., 2007.
39. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. – М., 2007.
40. Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии. Учеб. пособие. – М., 2006.
Информационное обеспечение дисциплины. Интернет ресурсы
1. Предмет психологии
http://www.pedlib.ru/Books/1/0180/1_0180-1.shtml- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
http://www.pedlib.ru/Books/1/0155/1_0155-1.shtml– Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
http://pedlib.ru/Books/1/0171/1_0171-1.shtml- Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с.
http://chitalka.info/ps_13/index.html– основы психологии и педагогики, курс лекций.
2. Структура психики
Сущность и структура психики
Интегральная модель психики и личности
Психологические средства в структуре психики и личности.
3. Сенсорно-перцептивные процессы
http://www.pedlib.ru/Books/1/0183/1_0183-310.shtml- Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. — М.: Смысл, 1998. – 685 с.
Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека.
Чувственное и рациональное познание.
4. Внимание и память
http://pedlib.ru/Books/3/0019/3_0019-1.shtml — Лурия A.P. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М., 1979. — c. 193-207.
http://pedlib.ru/Books/3/0006/3_0006-1.shtml- Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. — М., 2001.
http://pedlib.ru/Books/1/0095/1_0095-1.shtml — Память// Грановская Р. М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.— с. 76-140.
5. Мышление и воображение
Основные концепции творческих способностей
http://www.pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-1.shtml- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
http://pedlib.ru/Books/1/0176/1_0176-1.shtml- Мышление и язык / Под редакцией Д. П. Горского. — М.: Государственное издательство Политической литературы, 1957.
6. Эмоционально-волевые процессы
http://pedlib.ru/Books/3/0010/3_0010-1.shtml- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975
http://pedlib.ru/Books/1/0333/1_0333-1.shtml- Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с
http://pedlib.ru/Books/1/0230/1_0230-1.shtml- Сидоренко Е.Б. Мотивационный тренинг. – М.: Речь, 2005. – 240 c.
7. Темперамент
http://pedlib.ru/Books/3/0029/3_0029-1.shtml- Грей Джеффри. Нейропсихология темперамента /Перевод Н. Алмаева
http://pedlib.ru/Books/1/0163/1_0163-1.shtml- Карл Густав Юнг. Психологические типы. / Пер. Софии Лорие (под ред. В. Зеленского).
— СПб.: Азбука, 2001
1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...
... «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт считается родоначальником ... отсюда – понятие профессии "вклинивается" также в возрастную и педагогическую психологию. Важность вопроса об истории профессии, в частности профессии психолога, обосновывается ...
Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии.
8. Характер
http://pedlib.ru/Books/1/0454/1_0454-1.shtml- Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов Н/Д: Феникс, 2000. — 544 с.
Ананьев Б. Г. Строение характера.
Эрих Фромм. Человеческая природа и характер.
9. Личность
http://www.pedlib.ru/Books/1/0199/1_0199-1.shtml- Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси: «Мецниереба», 1989.
Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности.
КАК УСТРОЕНА ЛИЧНОСТЬ.
Интегральная модель личности.
10. Общение
http://pedlib.ru/Books/1/0190/1_0190-1.shtml– Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков — методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. — Самара, 1999.
http://pedlib.ru/Books/3/0032/3_0032-1.shtml- Лисина М.И. Потребность в общении// Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986. С.31–57 (с сокращ.).
http://www.myjane.ru/articles/text/?id=47- Невербальное общение.
11. Психическое развитие и обучение
http://pedlib.ru/Books/1/0157/1_0157-1.shtml- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика. проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
http://pedlib.ru/Books/1/0439/1_0439-1.shtml- Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001 — 460 с.
Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития человека.
12. Психология профессиональной деятельности
http://pedlib.ru/Books/2/0120/2_0120-1.shtml- Осухова Н.Г. Поверить в себя: особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников. // Журнал «Школьный психолог», 2003. — № 4. С. 6–7.
Что движет людьми: типология мотивов.
Ориентиры трудовой мотивации в современной России.
13. Конфликты
http://www.pedlib.ru/Books/1/0166/1_0166-1.shtml- Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. — Москва, 2001. — С. 373-394.
http://pedlib.ru/Books/1/0172/1_0172-1.shtml- Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая. — М., 2001.
http://www.refstar.ru/data/r/id.17199_1.html- Психология конфликтов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Этапы становления и развития психологии.
2. Работа Аристотеля «О душе».
3. Дуализм Р. Декарта и его значение для развития психологии.
4. Учение Г. Лейбница о бессознательной психике.
5. «Эмпирическая психология» Х. Вольфа.
6. Учение о душе Дж. Локка.
7. Экспериментальная психология В. Вундта.
8. Русская психология (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов).
9. Бихевиоризм.
10. «Гештальтпсихология».
11. Психоанализ З. Фрейда и структура психического.
12. Концепция коллективного бессознательного К. Юнга.
13.Когнитивная психология.
Понятие о личности человека в психологии
... Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства темперамента), личность, субъект деятельности и индивидуальность (неповторимость). Личности – конкретный субъект деятельности, с единственными его индивидуальными ...
14. Гуманистическая психология.
15. Интерактивная психология (Э. Берн).
16. Психология в СССР.
17. Трансперсональная психология. (С. Гроф).
18. Становление психологии как научной дисциплины.
19. Основные направления научной психологии.
20. Защитные механизмы психики.
21. Психика, ее структура и физиологические основы. Сознание основные свойства и состояния.
22. Сознание – высшая ступень развития психики.
23. Познание и его формы.
24. Память. Закономерности памяти.
25. Ощущения, их свойства и виды.
26. Иллюзии и их виды.
27. Восприятия и их свойства.
28. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.
29. Психологические процессы воображения.
30. Воображение и творчество.
31. Психологические процессы творчества. Основные этапы творческого решения проблем.
32. Внимание и его виды.
33. Потребности и мотивы.
34. Эмоции их роль в психике и поведении.
35. Виды эмоций и формы их проявления.
36. Темперамент. Физиологическая основа темперамента.
37.Типы темперамента и их основные черты.
38. Характер. Различные подходы к типологии характера.
39. Акцентуации характера.
40. Типология психотипов.
41. Личность. Ролевая концепция личности.
42. «Я-концепция» и самооценка личности.
43. Личность и группа: проблема лидерства и руководства.
44. Общение, его виды и стили.
45. Вербальные и невербальные средства общения.
46. Психологические особенности диалога.
47. Перцептивная сторона общения. Эффекты первого впечатления.
48. Трансактный анализ общения.
49. Психические механизмы восприятия и взаимодействия в процессе общения (эмпатия, аттракция, проекция, идентификация).
50. Интерактивная сторона общения.
51. Манипуляции в общении.
52. Конфликты и способы их разрешения.
53. Способности. Проблема соотношения наследственности и воспитания.
54. Понятие деятельности. Ее роль в становлении личности. Виды деятельности.
55. Понятие воли, структура волевого действия.
56. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения.
Глоссарий
Автоматизм — действия, реализуемые без непосредственного участия сознания. Существует два типа автоматизмов: 1) автоматизмы первичные, врожденные; 2) навыки — автоматизмы вторичные, прошедшие через сознание и переставшие осознаваться.
Адаптация — приспособление физиологических процессов к изменившимся условиям существования.
Акцентуация характера — чрезмерное усиление отдельных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным психотравмирующим воздействиям при устойчивости к другим. Различаются: астеническая, гипертимная, дистимичная, истероидная (демонстративная), конформная, лабильная, неустойчивая, паранойяльная (застревающая), психастеническая, сенситивная, циклоидная, шизоидная, эпилептоидная.
Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний ...
... курения. Замечено, что если: - дым направлен вверх – это свидетельствует о положительном настрое человека; - дым направлен вниз – это говорит об отрицательном эмоциональном состоянии; - дым направлен через ... Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионных коммуникаций, Москва, 2004. 4. Мокшанцев Р. И. Психология переговоров. Москва – Новосибирск, 2002. 5. Хасан Б. И. ...
Альтернативная психология – общее название ряда нетрадиционных психологических учений, возникших, существующих и развивающихся вне сложившихся научных школ и направлений (астрология, дзен-буддизм, дианетика, йога, каббализм, мистицизм, оккультизм, телекинез, телепатия, ясновидение и др.)
Аналитическая психология — направление в психологии, социологии и психоанализе, восходящее к системе взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, давшее ему это название для отграничения от родственного направления — психоанализа 3. Фрейда.
Апперцепция — свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Различаются: 1) апперцепция устойчивая — зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убеждений, уровня образования и т.д.; 2) апперцепция временная — определяется ситуативно возникающими психическими состояниями: эмоциями, настроениями, установками и пр.
Ассоциация — связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, идеями, образами и т.д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно. Актуализация одного члена ассоциации влечет за собой появление другого.
Аффект — сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение. Сопровождается значительными изменениями в деятельности внутренних органов, резко выраженными двигательными проявлениями, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний.
Безусловный рефлекс — врожденное, инстинктивное реагирование организма на раздражитель; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значительные изменения внутренней и внешней среды.
Бессознательное — совокупность психических процессов и состояний, которые человеком не осознаются никогда или в данный момент времени.
Бихевиоризм — направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Родоначальники: Э. Торндайк, Дж. Уотсон.
Влечение — психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта.
Влияние — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений и пр. в ходе взаимодействия с ним. Выделяются четыре основных способа влияния: внушение, убеждение, заражение и подражание.
Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Может быть произвольным и непроизвольным.
Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитанника, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.
Воля — способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.
Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.
... некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения). Общая характеристика сознания как высшей формы психического отражения. Условия ... ним. Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, кот. поддерживаются НС и обеспечивают выживание. Единство реального ...
Воображение — специфический вид деятельности, направленный на создание человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений.
Воспитание — в педагогическом смысле: специально организованный и управляемый процесс формирования человека, направленный на развитие личности. Передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и труду.
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций, явлений и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентацию в окружающем мире.
Всестороннее развитие личности — 1) подготовка человека к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности; 2) гармоническое развитие всех сторон духовной сферы индивида, его интеллекта, воли, чувств, достижение единства рационально-логического и эмоционально-психологического компонентов его мировоззрения.
Вторая сигнальная система — способ регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка.
Высшая нервная деятельность — физиологическая основа психики, отражательная деятельность больших полушарий головного мозга, обеспечивающая наиболее сложные взаимодействия высокоразвитого организма с внешней средой. Все акты, осуществляемые корой больших полушарий головного мозга, являются рефлексами или продуктами их взаимодействия.
Генетическая психология — учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающее происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в детском возрасте.
Гештальтпсихология — одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание уделялось исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и др.) как целостных структур. Основные представители: М. Вертхаймер, В. Келнер, К. Коффка.
Гуманистическая психология — направление в западной психологии, в последнее время бурно развивающееся в России, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Действие — главная структурная единица деятельности определяется как процесс, направленный на достижение цели.
Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Как объяснительный принцип психики категория деятельности используется: 1) при изучении различных областей психической реальности -психологии познавательных процессов, воли, мотивации, эмоций, личности; 2) при построении различных отраслей психологии (психология общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская и т.д.).
Дидактика — составная часть педагогики, изучающая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения его целей.
Желание — переживание человеком той или иной потребности, один из компонентов волевого процесса. В отличие от влечения желание характеризуется более или менее ясным представлением об объекте, на который оно направлено.
Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние. Различают жесты: иллюстраторы, регуляторы, эмблемы, адаптеры и аффекторы.
Забывание — процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.
Закономерности педагогического процесса — объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса: 1) связь воспитания и социальной системы; 2) связь между обучением и воспитанием; 3) связь воспитания и деятельности; 4) связь воспитания и активности личности; 5) связь воспитания и общения.
Запоминание — один из основных процессов памяти, заключающийся в закреплении ощущений, образов, восприятий, представлений, мыслей, действий, переживаний; основа накопления, сохранения и воспроизводства человеком своего опыта. Различают смысловое (логическое) и механическое, непроизвольное и произвольное запоминание.
Игра — один из видов деятельности, характерных для животных и человека, важнейшее средство воспитания, особенно детей младшего возраста. Разновидности игры: манипулятивная, предметная, ролевая, подвижная (спортивная), умственная (разновидность — дидактическая) и др.
Имидж — эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым, обыденным сознанием кого-либо или чего-либо.
Индивид — одна из макрохарактеристик человека, указывающая на него как на единичное природное существо, представителя Homo sapiens, носитель индивидуальных черт.
Индивидуально-психологические особенности — устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в качествах.
Индивидуальность — интегральная социально-психологическая макро-характеристика человека, совокупность индивидуально-психологических особенностей, делающих его уникальным, неповторимым.
Инстинкт — врожденная мало изменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
Интеллект — относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку различной информации и ее осознанную оценку.
Интерес — познавательная направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительными эмоциями. Интересы делятся на эпизодические и постоянные.
Интроверсия — преимущественная направленность личности на его собственный внутренний мир, собственное «Я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К.Г. Юнгом.
Интуиция — вывод без последовательного логического рассуждения; чутье, догадка, непосредственное понимание на основе ранее приобретенного опыта, знаний и в результате предшествовавшей (и не всегда осознаваемой) мыслительной работы.
Качества личности — сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.
Когнитивная психология — направление в психологии, в котором внимание фокусируется на процессе познания, на том, как жизненные переживания человека активно перерабатываются его разумом (Дж. Миллер, У. Найссер и др.)
Коммуникация — сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.
Конфликт — психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека.
Личность — макрохарактеристика человека, выражающая его социальную сторону, совокупные социальные качества как представителя определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и т.д.), который включен в социальные связи, занимается общественно значимым трудом и осознает свое отношение к окружающей среде.
Локус контроль — устойчивое свойство личности, сформированное в процессе ее социализации; склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.
Межличностные отношения — массовые социально-психологические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющих ядро их общения и объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Меланхолик — субъект, обладающий одним из четырех типов темперамента, характеризующимся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов и проявляющимся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированиям на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т.д.
Метод — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Методы воспитания — определенные способы педагогического воздействия на человека или коллектив или взаимодействия с ним в целях формирования и развития у него качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей.
Методы обучения — способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, при которой учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развивают свои познавательные силы и способности, формируют мировоззрение. По источнику получения знаний методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические. По уровням познавательной деятельности — на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые или эвристические, исследовательские.
Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, вспоминает и т.д.).
Одно из средств общения между людьми.
Мотив — субъективная причина того или иного поведения, действия человека — психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению.
Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Мышление — познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Различают мышление: теоретическое и практическое; дискурсивное и интуитивное; творческое и воспроизводящее; предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Наблюдение — метод научного исследования в различных науках, суть которого (для психолога) состоит в фиксации проявлений поведения и получения информации о субъективных психических явлениях наблюдаемого.
Навык — действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма.
Направленность личности — психическое свойство личности: система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. Обычно выделяют мировоззренческую, профессиональную, бытовую направленность.
Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение более или менее длительного времени все переживания человека.
Образ — субъективное психическое явление как результат познавательных процессов. Различают образы: элементарные и сложные; непосредственные, опосредованные и следовые; статичные и динамичные; самостоятельные и включенные в другие психические явления.
Образование — процесс усвоения и развития человеком объективно востребованных качеств, результатом которого выступает сформированность интеллектуальной, теоретической и практической подготовленности к жизни и деятельности.
Обучение — целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций.
Общение — одна из форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.
Одаренность — совокупность природных задатков как одно из условий формирования способностей. Наиболее сильное влияние на развитие и формирование одаренности оказывает целенаправленное обучение и воспитание.
Онтогенез — в психологии и педагогике — физическое и психическое развитие человека от рождения до смерти.
Операция — единица деятельности, способ выполнения действий в конкретной, реальной или условной ситуации. Термин введен А.Н. Леонтьевым.
Опыт — результат чувственно-эмпирического отражения в психике человека объективной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений.
Органы чувств — периферические анатомо-физиологические системы, с помощью которых человек (животные) воспринимает и частично анализирует разнообразные раздражения, поступающие из внешней среды (экстерорецепция) и из его собственного организма (интерорецепция).
Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Память — психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, переживал, воспринимал. Различают четыре вида памяти: двигательную, образную, словесно-логическую, эмоциональную.
Первая сигнальная система — система условно-рефлекторных связей, формирующаяся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на органы чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Понятие введено И.П. Павловым.
Переживание — любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни.
Перенос навыков — взаимодействие уже имеющихся навыков с вновь приобретенными. Синоним переноса навыков — интерференция.
Поведение — система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (психических и физических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин «поведение» употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в качестве центральной категории принято рассматривать не поведение, а деятельность.
Понимание — психологическое состояние, сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.
Познавательные психические процессы — психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущения, восприятия, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.
Потребность — отражение в психике противоречий между существующими условиями жизнедеятельности человека и их необходимым, желаемым состоянием, стремление к достижению которого побуждает человека к соответствующей деятельности. Различают биологические и социальные потребности.
Представление — психический познавательный процесс воссоздания образов предметов и событий на основе их припоминания или продуктивного воображения.
Привычка — сложившийся в динамический стереотип образ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности; навык, сформировавшийся на фоне положительной эмоции.
Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности, включающем в себя моделирование реальности и регуляцию на основе этой модели своего поведения и деятельности. Психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Изучение закономерностей развития и функционирования психики составляет предмет психологии как науки.
Психическая активность — процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.
Психические состояния — определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.
Психологическая школа — группа психологов, связанных идейно, а иногда и территориально, с лидером научного направления. Как правило, представители одной школы разделяют теоретическую или систематическую платформу и работают над близкими проблемами.
Психология — наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Развитие личности — процесс формирования типологических и социально значимых качеств человека и его индивидуальности. Стадии развития в той или иной мере хронологически совпадают со ступенями образовательной лестницы.
Рефлекс — реакция организма, опосредованная центральной нервной системой при воздействии рецепторов раздражителями внешней и внутренней среды. Рефлекс обеспечивает слаженную и скоординированную работу отдельных органов и приспособление организма к внешней среде.
Рефлексия — внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.
Рецепторы — специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему. Рецепторы делят на внешние (экстерорецепторы), внутренние (интерорецепторы) и на рецепторы, воспринимающие положение тела в пространстве, напряжение связок, мышц (проприорецепторы).
Речь — одно из средств коммуникативной деятельности человека, общения, опосредованное языком; процесс материализации мысли. Виды речи: внутренняя и внешняя (устная и письменная).
Самоактуализация — непрерывное стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию.
Самонаблюдение — психодиагностический метод исследования, основанный на фиксации человеком динамики собственного сознания, сформированности различных качеств и уровня подготовленности.
Самооценка — определение человеком уровня собственной значимости, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Сангвиник — носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью.
Склонность — устойчивая расположенность к определенной деятельности, стремление ею заниматься.
Сознание — высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий и категорий; неразрывно связано с языком.
Сосредоточенность — психическое состояние, определяемое концентрацией внимания на определенных объектах, мыслях, переживаниях человека.
Способности — устойчивые индивидуальные особенности, отличающие людей друг от друга и объясняющие различия в их успехах в разных видах деятельности.
Стимул — внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность.
Страсть — сильное, стойкое, длительное, всеохватывающее чувство, которое в решающей степени предопределяет, детерминирует психическую активность личности и приводит к сосредоточению всех ее стремлений и усилий на предмете страсти.
Стремление — желание и готовность действовать определенным образом.
Стресс — психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.
Талант — высшая степень способностей личности к определенной деятельности, ее одаренность, когда она достигает уровня черты характера, обеспечивая возможность наиболее успешного, творческого выполнения тех или иных задач.
Темперамент — совокупность устойчивых динамических особенностей протекания всех присущих ему психических явлений. Различают четыре основных видов темперамента: сангвинистический, флегматический, холерический и меланхолический. Кроме данного, существуют другие принципы классификации (по У. Шелдону, Г. Айзенку и др.)
Тест — метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам выполнения стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью.
Трансакция – взаимодействие, взаимное влияние людей друг на друга.
Труд — один из основных видов человеческой деятельности наряду с игрой и учением.
Узнавание — один из процессов памяти, при котором запечатленный материал актуализируется при повторном воздействии на человека предметов, явлений, событий, воспринятых им ранее.
Условный рефлекс — индивидуально приобретенная, сложная приспособительная реакция организма животных и человека, возникающая при определенных условиях на основе образования временных нервных связей между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловным рефлекторным актом. Система взаимосвязанных условных рефлексов образует динамический стереотип. Термин предложен И.П. Павловым.
Установка — готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации ее удовлетворения; это психическое явление, которое как кратковременный процесс и состояние есть проявление внимания, а как свойство личности — ее направленности.
Учение — организованная познавательная деятельность, в процессе которой учащийся проходит путь от незнания к знанию, от знания неполного к более полному и совершенному, опираясь при этом на чувственное восприятие, абстрагирование и практику.
Феноменалистическая психология — направление зарубежной, главным образом американской (Р. Берне, К. Роджерс, А. Комбас) психологии, объявившее себя «третьей силой» и в противовес бихевиоризму и фрейдизму обратившее свое главное внимание на целостное человеческое «Я», его личностное самоопределение, его эмоции, отношения, ценности, убеждения. Феноменалистическая психология рассматривает поведение личности как результат восприятия ею ситуации.
Флегматик — носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и устремлений.
Фрейдизм — общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения 3. Фрейда — психоанализа — и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции. Психоанализ — учение, разработанное 3. Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. В дальнейшем фрейдизм возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.
Фрустрация — психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями на пути к желанной цели. Фрустрация — внутренний конфликт личности между ее направленностью и объективными возможностями, с которыми личность не согласна.
Характер — совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении.
Холерик — носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов, проявляющихся в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении.
Цель — один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов его достижения.
Черта личности — относительно устойчивое качество личности, являющееся компонентом ее характера и проявляющееся в особенностях поведения индивида.
Чувство — особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенических) или тормозящих (астенических) деятельность.
Эвристика — наука, исследующая закономерности творческой деятельности человека; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.
Экстраверсия — преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления, события.
Эмоции — особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих (стенических) или тормозящих (астенических) деятельность; непосредственная форма выражения чувств.
Эмпатия — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
Язык — знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи.
Я-концепция — относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о себе как субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействие с другими, относится к себе, осуществляет свою деятельность и поведение.
Контрольная работа
Конфликты в коллективах и основы управления ими
1. Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей.
2. Типы конфликтов.
3. Проблемы управления конфликтными отношениями. Предупреждение конфликтных ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература.
- Столяренко Л. Д. Психология. Учебник. – СПб. : Питер, 2008.
Дополнительная литература.
1. Зельдович Б. З. Деловое общение. Учеб. пособие. – М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2007.
2. Климов Е. А. Основы психологии. Учебник. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
3. Немов Р. С. Психология. Словарь-справочник. В 2-х частях. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2007.
4. Нуркова В. В. Психология. Учебник. – М.: Высшее образование, 2005.
5. Эльконин Б. Д. Психология развития. Учеб. пособие. – М., 2007.
6. Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии. Учеб. пособие. – М., 2006.
Методические рекомендации:
Конфликт — определенный вид взаимодействия людей, в процессе, которого действия его участников характеризуются острым спором, борьбой , развитием противоречия, стремлением его участников взаимоисключить друг друга.
Конфликт – это борьба различных социальных субъектов индивидуальных или коллективных за определенный статус, позволяющий обладать или распоряжаться определенными ресурсами в рамках социальных групп и организаций различного масштаба. Типы конфликтов: — внутриличностный, межличностный, групповой, внутринациональный, международный; подлинный, случайный; конструктивный,. Деструктивный.
Проблемы управления конфликтными отношениями. Анализ причин. Оценка тенденций и возможных вариантов развития. Способы разрешения конфликтов. Различие конфликта и конфликтной ситуации. Предупреждение конфликтов в коллективах. Правила хорошего общения (доктор философии Д. Г. Скотт – США): уделять внимание неречевым свидетельствам (жестам, мимике, взглядам и т.д.) того, что слова говорящего не расходятся с его мыслями; следить за тем, чтобы у Вас или других людей, участвующих в общении не оставалось скрытых ложных предположений или установок. Стараться делать общение открытым; избегать неясностей, выяснять все, что мешает дальнейшему нормальному общению; научиться правильно слушать, проявляя заинтересованность, уважение к собеседнику; выражать свои чувства в вежливой форме, чтобы не вызывать отрицательных эмоций у оппонента.