Департамент образования города Москвы
Московский городской
психолого-педагогический университет
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Педагогическая психология»
Методические указания
по дисциплине
«ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
для самостоятельной работы студентов очного, очно-заочного и заочного отделений
1. Автор и составитель пособия – кандидат психологических наук И.А.Мещерякова
2. Общий объем самостоятельной работы студентов по дисциплине:
– очн. форма – 8 час.
– очно-заочная форма – 24 час.
– заочная форма – 186 час.
3. Планирование самостоятельной работы студента.
Общие методические рекомендации для студентов
по изучению всех разделов и тем программы
1. Приступая к изучению материала, следует внимательно и вдумчиво прочитать название темы и, если необходимо, припомнить название раздела.
2. Далее следует прочитать все предложенные вопросы и постараться понять смысл. Если встретились незнакомые слова или незнакомые имена, посмотреть в словарях (см. пункт 9).
3. Понять, как соотносятся раздел, тема и вопросы.
4. Ознакомиться с рекомендованной литературой. Читая, постараться понять смысл. Если встретились незнакомые слова или незнакомые имена, посмотреть в словарях. Выделить ключевые понятия. Если необходимо, сделать краткие записи.
5. Выделить основные положения (обращая внимание на причины и следствия), доказательства и иллюстрации. Предложить свои примеры.
6. Выделить тезисы: а) развивающие одну и ту же идею; б) противоречащие друг другу. Продумать свои предложения (используя при этом прочитанную литературу).
7. Оценить, что понято. Попытаться сформулировать, что непонятно.
8. Чрезвычайно полезно при проработке тем пользоваться справочной литературой, в частности, словарями. Хорошо зарекомендовали себя указанные ниже пять словарей, в которых студент может найти много интересного и полезного.
Методические указания для студентов для самостоятельной подготовки ...
... - Донецк: ДонНМУ, 2008.- 25 с. Методические указания содержат материалы, необходимые для самостоятельной работы студентов во время подготовки к практическим занятиям по курсу "Основы психологии. Основы педагогики". ... МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ Тема изучается в течение 4 часов (2 занятия). В начале каждого занятия определяется уровень подготовки студентов к занятию. ...
· *[1] Большой психологический словарь /Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко (любое издание)
· *, **[2] Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко (любое издание)
· Мещеряков Б.Г. Психология. Тематический словарь.- СПб, 2007.
· Психология. Словарь. Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Составитель Л. А. Карпенко. 2-е изд., М., 1990.
· Карпенко Л.А. (Сост.) Краткий психологический словарь/ Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1985.
В программе и методических рекомендациях по ряду причин нет ссылок на словари:
а) в большинстве из них статьи располагаются по алфавитному принципу, (исключение составляет Тематический словарь Б.Г.Мещерякова, где помимо алфавитного использован и тематический принцип построения);
в) словари организованы как гипертекст, в котором статьи связаны перекрестными ссылками;
в) словари постоянно дополняются и переиздаются, что приводит к некоторому несовпадению объемов.
9. Если при изучении темы предложены специальные задания, выполнить их, следуя инструкциям и используя проработанную научную литературу
10. Найти в списке вопросов к зачету пункты, связанные с изученным материалом.
Раздел I . Основные положения психологии общения.
Тема 1.1.Основные теоретические подходы к пониманию общения.
Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 3 часа, заочная ф. обуч. –14 часов.
Содержание темы
Соотношение основных понятий. Общение и деятельность. Общение и коммуникация. Общение и взаимодействие.
Понимание общения в различных психологических направлениях. Бихевиоризм: научение реактивное, инструментальное, на основе наблюдения, имитация, идентификация, ролевое обучение. Теория обмена. (Уотсон, Толмен, Халл, Б. Скиннер, И.Сеченов, И.Павлов,В.Бехтерев).
Социально-когнитивное направление (А. Бандура, Дж.Роттер,).
Когнитивизм: восприятие, интерпретация, запоминание, формирование образов и их влияние на последующее поведение. Теория структурного баланса, теория коммуникативных актов, теория конгруэнтности (Ф.Хайдер, Т.Ньюком, Ч.Осгуд, П. Танненбаум и др.), казуальная атрибуция (Э.Джонс, К.Дэвисс, Дж.Келли, Р.Нисбет, Л.Росс и др.), дискурсивная психология (Р.Харре), теория социального конструктивизма (К.Герген).
Ролевая теория общения. (Дж. Мид), драматургический подход (Э.Гофман).
Психодинамическая теория: (З.Фрейд, Г.Салливан, А.Адлер, К.Юнг, Э.Фромм, К .Хорни).
Транзактный анализ в общении. (Э.Берн).
Гештальт-психология (В.Келлер, К.Левин).
Гумманистическая психология (А.Маслоу, К. Роджерс)
Феноменологическая психология. Общение с позиции экзистенционального подхода в психологии. (В.Франкл).
Методические рекомендации по изучению темы
· При проработке темы необходимо выполнить задание 1 (см. далее пункт 4 – Задания для контрольных работ. Вариант 1).
· При изучении материала необходимо обратить внимание на соотношение основных понятий и ответить на следующие вопросы:
Ема 2. Методы психологии (2 часа).
... [13]; [19]. рактическое занятие № 2. ема 2. Методы психологии (2 часа). Цель:формировать умение планировать и организовывать психологическое исследование, применять теоретические знания в ... сознания и деятельности; естественный эксперимент; интервьюирование; лабораторный эксперимент; методы психологии; наблюдение; самонаблюдение тест; эксперимент; принцип развития, принцип системности, принцип ...
1. Как соотносятся понятия «общение» и «деятельность», «общение» и «коммуникация», «общение» и «взаимодействие»?
2. Специфические черты отечественной психологии общения.
3. Кратко охарактеризуйте специфику понимания общения в различных психологических направлениях (бихевиористическая психология, когнитивная психология, психоанализ).
4. Основные положения ролевой теория общения (Дж. Мид).
5. Кратко охарактеризуйте подход к пониманию общения в гуманистической психологии (А.Маслоу, К. Роджерс).
Рекомендуемая литература по теме
Основная: 1 (с. 79-98); 4 (с.14-50); 5 (с. 11-29); 6 (с.26-39).
Дополнительная: 1, 2, 10.
Тема 1.2. Функции общения
Количество часов для самостоятельной работы: очная ф. обуч. – 1 час, очно-заочная ф. обуч. – 2 часа, заочная ф. обуч. – 12 часов.
Содержание темы
Классификации функций общения.
Подходы Г.М.Андреевой, А.А.Брудного, Б.Ф.Ломова.
Выделение функций по критерию «цели общения»: контактная, информационная, побудительная, координационная, эмотивная функции; функции понимания, установления отношений, оказания влияния (Л.А.Карпенко).
Методические рекомендации по изучению темы
· При изучении материала чрезвычайно важно ознакомится со словарной статьей «Общение» в словаре Л.А.Карпенко (сост.).
· Анализируя каждую из функций общения, необходимо привести примеры, иллюстрирующие ее — выполнить задание 2 (см. далее пункт 4 – Задания для контрольных работ. Вариант 1).
· Необходимо найти ответы на следующие вопросы :
1. В чем смысл выделения функций общения?
2. Подходы Г.М.Андреевой, А.А.Брудного, Б.Ф.Ломова: черты сходства и различия.
3. Укажите критерий, перечислите и кратко охарактеризуйте функции общения по Л.М.Карпенко.
4. Обоснуйте возможность применения функционального подхода для анализа конкретных коммуникативных ситуаций.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная:4 (с. 179-197;) 6 (с. 63-78)
Дополнительная: 5; 7;словари
Тема 1.3. Классификация видов общения
Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 1 часа, заочная ф. обуч. – 10 часов.
Содержание темы
· Необходимость в типологизации различных видов и форм коммуникативных актов.
· Предложенные подходы к классификации общения. Классификация по критерию преимущественного использования средств общения: общение посредством знаков, посредством действий, смысловое общение. Классификация по критерию языка общения (вербальное, невербальное).
Классификация по субъектам общения: межличностное, межгрупповое, массовое, внутриличностное, индивид-группа. Классификация по положению коммуникаторов в пространстве и времени (контактное и дистантное).
1. Невербальные средства общения и их классификация
... или заменяющая вербальное общение. Учёными установлено, что 55% информации человек передаёт жестами, а при помощи слов всего лишь 7%. Существует классификация жестов, в соответствии ... процессов – установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу. Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые, сенсорные или телесные контакты. ...
Классификация по социальной роли коммуникаторов: интимно-личностное, социально-ориентированное.
· Ограничения и возможности классификаций функций общения (в том числе, в работе практического психолога в системе образования).
Методические рекомендации по изучению темы
· Анализируя каждую из функций общения, необходимо привести примеры, иллюстрирующие ее — выполнить задание 2 (см. далее пункт 4 – Задания для контрольных работ. Вариант 2).
· Необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Для чего необходимы типологизации различных видов и форм коммуникативных актов?
2. Ограничения и возможности классификаций.
3. Классификация коммуникативных актов по критерию преимущественного использования средств общения: общение посредством знаков, посредством действий, смысловое общение.
4. Классификация коммуникативных актов по критерию языка общения (вербальное, невербальное).
5. Классификация коммуникативных актов по субъектам общения: межличностное, межгрупповое, массовое, внутриличностное, индивид-группа.
6. Классификация коммуникативных актов по положению коммуникаторов в пространстве и времени (контактное и дистантное).
7. Классификация коммуникативных актов по социальной роли коммуникаторов: интимно-личностное, социально-ориентированное.
Рекомендуемая литература по теме
Основная: 1 (с. 79-99); 6 (с. 249-257).
Дополнительная: 2; 7; 12; 13; 17.
Тема 1.4. Модели общения.
Количество часов для самостоятельной работы: очная ф. обуч. – 1 час, очно-заочная ф. обуч. – 4 часа, заочная ф. обуч. – 14 часов.
Содержание темы
Модель общения как схематическое представление акта общения.
Возможности и ограничения моделей общения.
Различные модели общения. Структурная модель общения (выделение в каждом акте общения коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон).
Аналитические и функциональная модели.
Примеры моделей общения. Схема Лассуэлла. Линейная модель. Интерактивная модель. Трансакционная модель. Аксиальное и ретиальное общение. Модель Э.Берна. Схема Уоллеса. Структурная модель Хайдера. Модель когнитивного диссонанса Л.Фестингера.
Методические рекомендации по изучению темы
· При проработке темы требуется выполнение задания 3 (см. далее пункт 4 Задания для контрольных работ )
· При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Что такое модель общения и как ее можно использовать при анализе ситуации общения?
2. Основные положения структурной модели общения. Возможности и ограничения использования модели.
3. Аналитические и функциональная модели: назначение и примеры.
4. Схема Лассуэлла: возможности и ограничения использования модели.
5. Линейная, интерактивная и трансакционная модели: черты сходства и различий.
6. Аксиальное и ретиальное общение.
7. Основные положения схемы Уоллеса.
8. Основные положения структурная модель Хайдера и модели когнитивного диссонанса Л.Фестингера.
Рекомендуемая литература по теме
Формы об. Урок-основ. форма орган. обуч.
... из видов групповой сист обучения Кл-уроч сист обуч— высшая форма груп. общения. Коменский, разработал признаки классно-урочной системы и ее ... новых знаний; совершенст ЗУН; обобщения. 7. Диагностика рез-тов обуч. уч-ся нач. кл. Пед диаг насчитывает столько же ... адекватное оценивания ЗиУ. систематичности, что регулярному диагностир. подвергаются все обуч. с первого и до последнего дня пребывания в уч. ...
Основная: 1 (с.99-159); 4 (с. 185-118); 6 (с. 271-280); 9 (с. 38-57).
Дополнительная: 1; 5; 9; 10; 11; 12 3, 4, 10, 15
Тема 1.5. Коммуникативная сторона общения.
Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 10 часов.
Содержание темы
· Общение как процесс передачи информации.
· Семиотика и семантика
· Различные семиотики. Вербальные и невербальные языки общения.
· Проблема понимания сообщений. Барьеры и фасцинации в общении.
· Проблемы адекватного приема и передачи информации.
· Обратная связь и ее роль в общении людей.
Методические рекомендации по изучению темы
При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Психологическое содержание процессов передачи и приема информации.
2. Понятие семиотики. Виды семиотик. Искусственные и естественные семиотики. Семиотика и семантика.
3. Психологические условия понимания сообщений.
4. Что такое барьеры и фасцинации в общении?
Рекомендуемая литература по теме
Основная: 1 (с. 99-115);2 (с.44-70); 3 (с. 189-206); 5 (с.43-98)
Дополнительная: 1; 5; 6; 12; 18.
Тема 1.6. Перцептивная сторона общения.
Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 10 часов.
Содержание темы
· Восприятие и познание людьми друг друга. Сходство и различия между восприятием физического и социального объектов.
· Механизмы социальной перцепции (эмпатия, идентификация, рефлексия, стереотипизирование и т.д.).
· Эффекты социальной перцепции (эффект первичности, эффект ореола, эффект новизны и пр.) Влияние установок на процесс общения и способы их преодоления.
· Общение в ситуациях агрессии и стресса. Агрессия как защитный механизм личности.
· Влияние возрастных, профессиональных и личностных характеристик на восприятие людьми друг друга. влияние контекста на социальное суждение, поведение. Категоризация и социальные стереотипы. Влияние аттитюдов и убеждений на коммуникацию и взаимодействие.
Методические рекомендации по изучению темы
При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Сходство и различия между восприятием физического и социального объектов.
2. Механизмы социальной перцепции.
3. Эффекты социальной перцепции.
4. Влияние возрастных, профессиональных и личностных характеристик на восприятие людьми друг друга.
5. Влияние категоризации и социальных стереотипов на результаты социальной перцепции.
6. Как влияют аттитюды и убеждения на процесс и результаты коммуникации и взаимодействие?
Рекомендуемая литература по теме
Основная: 1 (с. 137-159); 2 (с. 30-41); 5 (с.303-342)
Дополнительная: 3; 4; 9; 13; 18; 19
Тема 1.7. Интерактивная сторона общения. Виды психологического влияния в общении.
Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 10 часов.
Презентация на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
... которые сами входят в группу профессионального риска Принципы педагогической валеологии (валеологизации образовательнойпринцип культуросообразностисреды): (подразумевает видение образования ... развития; гетерохронность развития; необратимость развития; постепенность развития Принципы педагогической валеологии (с позиции экзистенциальногопринцип здоровьетворения через образованиеподхода):(формирование ...
Содержание темы
· Общение как взаимодействие (соотнесение ситуации и действий; выбор правильных действий).
· Позиции в общении. Транзактный анализ (Э.Берн).
· Стратегии взаимодействия в общении: противодействие, избегание, сотрудничество, конкуренция, компромисс. Основные средства влияния в процессе общения. Личностно значимые ситуации для человека.
Методические рекомендации по изучению темы
При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Психологическое содержание интерактивной стороны общения
2. Стратегии взаимодействия в общении: противодействие, избегание, сотрудничество, конкуренция, компромисс.
3. Основные орудия влияния в процессе общения.
4. Транзактный анализ Э.Берна: основные теоретические положения и практическое применение.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная: 1 (с. 99-116); 5 (с. 101-192).
Дополнительная: 1; 6; 8; 12; 14
Тема 1.8. Стили общения
Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 10 часов.
Содержание темы
· Стиль общения как совокупность повторяющихся, устойчивых приемов осуществления процесса общения. Личностные, познавательные, эмоциональные, деятельностные характеристики стиля общения. Выделяемые стили общения. Авторитарный, демократический и либеральный стили общения, их преимущества и недостатки. Ритуальный, манипулятивный, гуманистический стили общения.
· Распознавание манипуляций и противодействие им. Манипуляции в общении. Зачем человек прибегает к манипуляции. Распознавание манипуляций и защита от манипуляций. Средства и механизмы манипулятивного поведения. Основные приемы и техники..
· Манипуляции в общении. Поведенческие игры как манипулятивное поведение. Внутренняя уверенность как защита от манипуляции.
Методические рекомендации по изучению темы
При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Сущность стиля общения. Условность выделения стилей
2. Преимущества и недостатки авторитарного, демократического и либерального стиля общения.
3. Возможности анализа стиля общения для понимания психологического содержания конкретной оммуникативной ситуации.
4. Ритуальный, манипулятивный, гуманистический стили общения.
5. Зачем человек прибегает к манипуляции?
6. Средства и механизмы манипулятивного поведения.
7. Как распознать манипуляцию?
8. Как противодействовать манипуляции?
9. Допустимы ли манипуляции в педагогическом общении?
Рекомендуемая литература по теме
Основная:4 (с. 56-71); 5 (с. 56-71).
Дополнительная: 2; 4; 6; 9; 12; 18.
Раздел II. Педагогическое общение и его специфические особенности
Тема 2.1. Роль общения в педагогической деятельности
Количество часов для самостоятельной работы: очная ф. обуч. – 1 час, очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 12 часов.
Содержание темы
· Общение как одно из важнейших средств педагогической деятельности.
Общение в педагогической деятельности как социально психологическое ...
... активных действиях педагогов и учеников/воспитанников как субъектов общения, причем общение становится центром взаимодействия. Педагогическим общение становится тогда, когда обусловлено целями, заранее ... теоретическом, эмпирическом, прикладном. Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную ( ...
· Профессиональные, личностные и коммуникативные требования к учителю в разных педагогических системах. Субъект-объектные и субъект-субъектные подходы в педагогическом взаимодействии.
· Ролевое и личностное общение. Аксиальное и ретиальное общение. Учитель как организатор социальной ситуации развития (Л.С.Выготский).
Особенности гуманистически ориентированного общения.
· Общение в системах «педагог-ученик»», «педагог-педагог», «педагог-родители», «педагог-психолог», «педагог-психолог-родители-ученик».
Методические рекомендации по изучению темы
При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Доказать, что общение является одним из важнейших средств педагогической деятельности.
2. Профессиональные, личностные и коммуникативные требования к учителю. Существуют ли различия требований к учителю в разных педагогических системах? Если да, то в чем они выражаются.
3. Субъект-объектные и субъект-субъектные подходы в педагогическом взаимодействии. Ролевое и личностное общение.
4. Аксиальное и ретиальное общение во взаимодействии учителя и учеников.
5. Учитель как организатор социальной ситуации развития (Л.С.Выготский).
6. Особенности гуманистически ориентированного общения. Общение в системах «педагог-ученик»», «педагог-педагог», «педагог-родители», «педагог-психолог», «педагог-психолог-родители-ученик».
Рекомендуемая литература по теме
Основная: 6 (с. 258-267).
Дополнительная: 2; 7; 8; 9; 10; 18
Тема 2.2. Коммуникативные, перцептивные и интерактивные
особенности педагогического общения.
Количество часов для самостоятельной работы: очная ф. обуч. – 1 час, очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 14 часов.
Содержание темы
· Коммуникативная сторона педагогического общения. Проблемы адекватного приема и передачи информации. Адекватный выбор средств общения. Использование педагогом различных форм обратной связи. Вступление в контакт. Факторы, способствующие и препятствующие возникновению и поддержанию контакта.
· Позы, жесты, мимика в педагогическом общении. Распознавание поз и жестов. Влияние культурных традиций на невербальное поведение и его интерпретацию. Жесты контакта. жесты защиты, жесты агрессии. Межличностное пространство и влияние его на эффективность общения. Интимное, личностное, социальное и общественное пространство и их роль в процессе общения.
· Сущность и специфические особенности перцептивной стороны педагогического общения. Восприятие и познание учеников. Принятие «инакости» другого как одна из основных трудностей в педагогическом общении. Проблема самопрезентации учителя. Стереотипы учительского восприятия ученика и пути их преодоления.
· Сущность и специфические особенности итерактивной стороны педагогического общения.Учитель как организатор учебного взаимодействия.
Методические рекомендации по изучению темы
При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Общие положения структурного анализа коммуникативного акта.
Педагогическая терминология
... по трем направлениям: а) педагогическое - использование форм и методов обучения, стимулирующих познавательные интересы; б) социально-психологическое - организация межличностного общения в учебной группе, ... поведения и т. п.), без обращения к конкретным предметным действиям. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный ...
2. Сущность коммуникативной стороны педагогического общения.
3. Специфическиеособенности коммуникативной составляющей педагогического общения.
4. Проблема адекватного выбора средств в педагогическом общении.
5. Использование педагогом различных форм обратной связи.
6. Позы, жесты, мимика в педагогическом общении.
7. Влияние культурных и субкультурных традиций на невербальное поведение и его интерпретацию.
8. Интимное, личностное, социальное и общественное пространство и их роль в процессе общения.
9. Сущность перцептивной стороны педагогического общения.
10. Проблема самопрезентации учителя.
11. Стереотипы учительского восприятия ученика и пути их преодоления.
12. Сущность интерактивной стороны педагогического общения. Учитель как организатор учебного взаимодействия.
Рекомендуемая литература по теме
Рекомендуемая литература по теме
Основная:4 9с. 48-55); 3 (с.189-220); 7 (с. 347-361; 409-427)
Дополнительная:2; 4; 7; 8; 9; 14; 18
Тема 2.3.Стили педагогического общения.
Количество часов для самостоятельной работы: очная ф. обуч. – 1 час, очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 12 часов.
Содержание темы
· Стиль как совокупность устойчивых способов осуществления общения в различающихся ситуациях. Личностные, социально-психологические, индивидуально-психологические характеристики стиля общения.
· Различные подходы к классификации стилей общения. Авторитарный и демократический стили (К.Левин) в педагогическом общении, их преимущества и недостатки. Типологии стилей педагогического общения Л.Митиной, Березовина и Коломинского. Позиции в общении.
Методические рекомендации по изучению темы
При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
· Что такое стиль общения? Что такое стиль педагогического общения? Прагматическое значение выделения стилей.
· Различные классификации стилей общения.
· Личностные, социально-психологические, индивидуально-психологические характеристики стиля общения.
· Характеристика типичных позиций в общении.
Рекомендуемая литература по теме
Основная: 4 (с. 56-71; 347-410);5 (с. 99-183; 213-242); 7 (с. 347-360; 8 ( с. 3-55).
Дополнительная: 2; 4; 6; 7; 8; 9; 10; 12; 13.
Тема 2.4. Конфликты в педагогическом общении
Количество часов для самостоятельной работы: очная ф. обуч. – 1 час, очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 10 часов.
Содержание темы
· Различные подходы к конфликту: конфликт как индикатор неэффективного общения и конфликт как точка роста.
· Конфликтная компетентность учителя.
· Обратная связь и ее роль в разрешении конфликтов. Эхо-техника и её использование в социальном взаимодействии.
· Факт и его интерпретация. Роль коммуникаций в возникновении и разрешении конфликтов.
· Техники, разрушающие процесс общения.
Формирование педагогической компетентности
... системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации ... поэтапного формирования умственных действий; развивающего обучения. Активизировалось профессиональное общение с целью обмена опытом (65,9%), проявилась ориентация ...
Методические рекомендации по изучению темы
При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
· Оценка конфликта: конфликт как индикатор неэффективного общения и конфликт как точка роста.
· Коммуникативная компетентность учителя в конфликте и конфликтной ситуации. Эхо-техника и её использование в социальном взаимодействии
· Значение обратной связи в разрешении конфликтов.
· Коммуникативные техники, разрушающие процесс общения (манипуляции, обман, директивное общение и др.)
Рекомендуемая литература по теме
Основная:4 (с.72-84); 7 (с. 392-408).
Дополнительная: 2; 4; 7; 8; 10; 13; 14; 17.
Раздел III. Коммуникативная компетентность в педагогическом общении
Тема 3.1. Природа коммуникативной компетентности.
Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 2 часа, заочная ф. обуч. – 12 часов.
Содержание темы
Коммуникативная компетентность психолога. Требования к коммуникатору. Компетентность как система знаний, умений, навыков и как глубина понимания коммуникативной ситуации.
Методические рекомендации по изучению темы
При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
· Понятие коммуникативных способностей личности. Требования к коммуникатору.
· Компетентность как система знаний, умений, навыков и как глубина понимания коммуникативной ситуации.
· Специфика профессиональной коммуникативной компетентности психолога и педагога.
·
Рекомендуемая литература по теме
Основная: 4 (с. 20-22; 48-50); 5 (с. 343-413); 9 (с. 96-103).
Дополнительная: 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 13; 17; 18.
Тема 3.2. Диагностика коммуникативной компетентности
Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 10 часов.
Содержание темы
· Необходимость оценки коммуникативной компетентности в планировании, реализации и анализе коммуникативных действий в процессе педагогического общения.
· Оценка согласованности вербальных и невербальных составляющих. Определение стиля и модели педагогического общения. Определение способности к эмпатии. Оценка профессионального «выгорания»
· Использование опросников, методов экспертной оценки, самоотчетов, социометрии. Кооперация психолога и педагога.
Методические рекомендации по изучению темы
При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Обоснование необходимости оценки коммуникативной компетентности в планировании, реализации и анализе коммуникативных действий в процессе педагогического общения.
2. Оценка согласованности вербальных и невербальных составляющих.
3. Способы выявления стиля и модели педагогического общения.
4. Способы определения способности к эмпатии в педагогическом общении.
5. Оценка профессионального «выгорания»
6. Методическое обеспечение: опросники, самоотчеты, метод экспертной оценки, метод социометрии.
Рекомендуемая литература по теме
Основная: 5 (с. 501-530); 2 (с.72-75).
Дополнительная: 6; 7; 13; 15; 16; 18; 19; 20
Тема 3.3. Методы развития коммуникативной компетентности в педагогическом общении
Количество часов для самостоятельной работы: очная ф. обуч. – 1 час, очно-заочная ф. обуч. – 2 часа, заочная ф. обуч. – 10 часов.
Содержание темы
· Традиционные формы обучения: лекции, семинары. Активные формы обучения. Тренинги общения как групповая форма работы по повышению коммуникативной компетентности.
· Активные методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности. Цели и задачи коммуникативного тренинга. Основные принципы проведения тренинга (событийность, объективирование, экспериментальность, системность и т.д.) Виды коммуникативных тренингов: поведенчески-ориентированный, личностно-ориентированный и ситуационно-ориеннтированный. Оценка эффективности тренинга.
· Индивидуальные формы работы по повышению коммуникативной компетентности. Мотивация к изменению опыта общения. Построение индивидуальной программы повышения коммуникативной компетентности. Роль рефлексии. Психогигиена учительского труда. Саморегуляция. Личные проблемы учителей и их профессиональная деятельность
Методические рекомендации по изучению темы
При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Особенности педагогического общения в традиционных формах обучения (лекции, семинары).
2. Активные методы повышение коммуникативной компетентности (Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности).
3. Цели, задачи и основные принципы коммуникативного тренинга (событийность, объективирование, экспериментальность, системность и т.д.).
Оценка эффективности тренинга.
4. Индивидуальные формы работы по повышению коммуникативной компетентности. Необходимость построения индивидуальной программы повышения коммуникативной компетентности.
5. Роль рефлексии в повышении коммуникативной компетентности педагогического общения.
6. Психогигиена учительского труда. Саморегуляция. Личные проблемы учителей и их профессиональная деятельность.
Рекомендуемая литература по теме
Основная: 2 (с. 88-125); 3(с. 289-317)
Дополнительная: 2; 5; 6; 7; 9; 10; 14; 16; 17; 18; 19; 20.
Тема 3.4. Техники эффективной коммуникации в различных ситуациях общения.
Количество часов для самостоятельной работы: очная ф. обуч. – 1 час, очно-заочная ф. обуч. – 1 часа, заочная ф. обуч. – 16 часов.
Содержание темы
· Техники ведения беседы. Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия.
· Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений.
· Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Психологические закономерности ведения деловой беседы. Психологические особенности и ведение переговоров. Деловые совещания. Структура деловой беседы. Подготовка к беседе. Правила ведения деловой беседы. Требования к публичному выступлению. Вербальное и невербальное поведение публичного выступления. Логичность. Самовыражение, Компетентность. Контакт с аудиторией. Самоконтроль и саморегуляция в процессе публичного выступления. Выход из контакта.
Методические рекомендации по изучению темы
При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Характеристика специфических техник педагогического общения: ведения беседы; активного слушания; налаживания контакта; поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа; техники влияния и противодействия.
2. Перечисление и характеристика психологических особенностей ведения деловых дискуссий и публичных выступлений.
3. Раскрытие психологических особенностей ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Психологические закономерности ведения деловой беседы.
4. Психологические особенности и ведение переговоров. Структура деловой беседы. Подготовка к беседе. Правила ведения деловой беседы.
5. Перечисление и обоснование основных требований к публичному выступлению: вербальное и невербальное поведение публичного выступления; логичность; самовыражение, компетентность; контакт с аудиторией.
6. Значение самоконтроля и саморегуляции в процессе публичного выступления. Правила выхода из контакта.
Рекомендуемая литература по теме
Основная: 4 (с. 318-409); 5 (с. 414-450); 7 (с. 409-442); 9 (с.104-128).
Дополнительная: 2; 5; 6; 7; 9; 10; 14; 16; 17; 18; 19; 20.
4.Задания для контрольных работ
Задание 1 (по теме 1.1)
Вариант 1. Анализ основных понятий, связанных с общением
Методические рекомендации:
· Изучив литературу, составить рабочий список дефиниций общения.
· Выявить ряд важных психологических категорий, с помощью которых даются дефиниции общения.
· Произвести соотнесение понятий (осуществить логико-психологический анализ общения), обращая особое внимание на а) объемы понятий; б) соотнесение различных значений каждого из рассматриваемых понятий.
Оптимальный объем работы – 3-4 с.
Вариант 2. Классификация видов общения
Методические рекомендации:
· Изучив литературу, выявить как можно больше разнообразных классификаций видов и форм общения.
· Проанализировать каждую классификацию, выделяя критерий разделения на группы и сами группы.
· При необходимости иллюстрировать теоретические положения примерами.
· Обратить особое внимание на выполнение правил логики.
· Быть критичным.
· По желанию предложить свою классификацию.
Оптимальный объем работы – 2-3 с.
Задание 2 (по теме 1.2)
Вариант 1 . Иллюстрация функций общения (по Карпенко): контактной, побудительной, эмотивной и оказания влияния (по Карпенко).
Вариант 2. Иллюстрация функций общения (по Карпенко): информационной, координационной, функций понимания, и установления отношений.
Методические рекомендации :
Для каждой из рассматриваемых функций подобрать иллюстрацию из художественной литературы. В этом случае ситуацию необходимо представить в работе (в виде ксерокопии, цитаты или подробного перессказа).
Можно воспользоваться результатами наблюдений или собственным опытом. В последних случаях ситуацию следует детально описать (где происходило общение, кто являлся субъектами, привести реплики и описать невербальное поведение.
Привести доказательства того, что в рассмотренном случае реализуется именно данная функция общения.
Задание 3 (по теме 1.4)
Психологический анализ конкретной ситуации общения.
Методические рекомендации :
· Выбрать ситуацию общения, которую желательно (вследствие ее сложного, запутанного характера) подвергнуть психологическому анализу. Можно воспользоваться художественной литературой, наблюдениями или самонаблюдением. Обязательно представить ситуацию в контрольной работе.
· Выбрать подходящую модель общения. Осуществить анализ.
· Вычленить то новое знание, которое дал анализ ситуации.
5. Вопросы к зачёту
1. Основные подходы к пониманию общения. Общение и деятельность. Общение и коммуникация. Общение и взаимодействие.
2. Понимание общения в: бихевиоризме (связь с научением; теория обмена).
3. Понимание общения в психоанализе.
4. Понимание общения в когнитивной психологии (теория структурного баланса, теория коммуникативных актов), ролевой теории общения. (Дж.Мид).
5. Понимание общения в гештальт-психологии (В.Келлер, К.Левин) и гумманистической психологии (А.Маслоу, К. Роджерс)
6. Функции общения. Подходы к классификации функций общения (Г.М.Андреева, А.А.Брудный, Б.Ф.Ломов, Л.М.Карпенко).
7. Классификации видов общения. Потребность в классификациях видов общения. Ограничения и возможности классификаций.
8. Структурная модель общения (выделение в каждом акте общения коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон).
Возможности и ограничения моделей общения.
9. Аналитические и функциональная модели. Схема Лассуэлла. Линейная модель. Интерактивная модель. Трансакционная модель. Аксиальное и ретиальное общение.
10. Транзактная модель Э.Берна.
11. Схема Уоллеса.
12. Структурная модель Хайдера.
13. Модель когнитивного диссонанса Л.Фестингера.
14. Общение как процесс передачи информации.
15. Семиотики. Вербальные и невербальные языки общения.
16. Проблема понимания сообщений.
17. Барьеры и фасцинации в общении.
18. Обратная связь и ее роль в общении людей.
19. Перцептивная сторона общения.
20. Механизмы социальной перцепции (эмпатия, идентификация, рефлексия, стереотипизирование и т.д.).
21. Эффекты социальной перцепции (эффект первичности, эффект ореола, эффект новизны и пр.) Влияние установок на процесс общения и способы их преодоления.
22. Виды психологического влияния в общении.
23. Общение как взаимодействие (соотнесение ситуации и действий; выбор правильных действий).
24. Стили общения
25. Манипуляции в общении.
26. Роль общения в педагогической деятельности
27. Коммуникативные, перцептивные и интерактивные особенности педагогического общения.
28. Коммуникативная сторона педагогического общения.
29. Вербальные и невербальные средства в педагогическом общении
30. Использование педагогом различных форм обратной связи. Перцептивная сторона педагогического общения.
31. Стереотипы учительского восприятия ученика и пути их преодоления.
32. Учитель как организатор учебного взаимодействия.
33. Стили педагогического общения.
34. Конфликты в педагогическом общении
35. Коммуникативная компетентность в педагогическом общении
36. Диагностика коммуникативной компетентности
37. Методы развития коммуникативной компетентности в педагогическом общении.
38. Коммуникативные тренинги. Виды тренингов. Основные принципы. Оценка эффективности тренинга.
39. Индивидуальные формы работы по повышению коммуник5ативной компетентности.
40. Коммуникативные техники в различных ситуациях. Техники ведения беседы. Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия.
41. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений.
6. Рекомендуемая литература
6.1. Основная литература
1. *, **Андреева Г.М. Социальная психология (раздел «Психология общения»).
Любое издание.
2. *,** Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения.- СПб, 2003.
3. *, ** Гойхман О.Я,. Надеина Т.М. Речевая коммуникация.- М., 2003
4. *, ** Горянина В.А. Психология общения.- Учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений.- М., 2002Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- Москва-Нальчик. 1996.- 95 с.
5. *, **Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение.- СПб, 2001.
6. *, **Леонтьев А.А. Психология общения (любое издание)
7. *,** Педагогическая психология: Учебное пособие/ Под ред. И.Ю.Кулагиной.- М, 2008
8. ** Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993 (эл.вид).
9. *,** Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации.- М.,2003
6.2. Дополнительная литература
1. Аронсон Э. Общественное животное (Введение в социальную психологию.- М,1998
2. *Берн Э. Игры, в которые играют люди (любое издание).
3. *Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком (любое издание)
4. **Бодалев А.А. Психология общения.- М.-Воронеж, 2002.
5. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве. Учебное пособие для вузов. — М., 2000.
6. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников В.П. Диагностика и развитие компетентности в общении.- М, 1991.
7. *Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя.- М., 2002.- 160 с. (Эл. вид )
8. Коротаева Е.В. Директор-учитель – ученик: пути взаимодействия.- М., 2000., с. 36-49
9. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. –Л, 1990.
10. *Лефрансуа Ги. Прикладная педагогическая психология.- СПб, 2003 (гл. 12. «Управление в классе»; гл 10. «Мультикультурное образование: как обучать») (эл. вид)
11. *Майерс Дэвид. Социальная психология. – СПб, 1997
12. Межличностное общение/ Хрестоматия. Сост и общ.ред. Н.В.Казариновой, В.М.Погольши.- СПб, 2001.*
13. *Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. Учебник -СПб, 2004.
14. *Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении.- М, 1992.
15. *Фетискин Н.П., Козлов В.В. Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.- М., 2002, с. 120-174, 203-216, 247-256, 258-276, 355-486.
16. Осипова Ю.В. Психологический анализ состояния студента после проведения пробного урока // Школа, 2003, N1, с. 73-75.
17. Павлова Л. Спор, дискуссия, полемика. (любое издание).
18. Пост П., Пост П. Деловой этикет.- М., 2008
19. *Чебыкин А.Я. Распознавание педагогами выражения эмоций у учащихся // Вопросы психологии, 1991, N5, с. 74-80.
20. *Штейнмец А.Э. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя // Вопросы психологии, 1983, N2, с. 79-83.
[1] * — имеется в библиотеке МГППУ
[2] ** имеет гриф