Психодиагностический инструментарий изучения потенциальной индивидуальной виктимности

2.1. Методика «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности»

Инструкция испытуемому: Вам предлагается ряд утверждений, на которые следует дать ответы. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте цифру, соответствующую варианту Вашего ответа: 1 – неверно; 2 – скорее неверно; 3 – затрудняюсь ответить; 4 – скорее верно; 5 – верно. Не нужно долго размышлять над каждым вопросом. В данном случае «правильных» и «неправильных» ответов не существует.

Содержание методики и ключ обработки результатов

1. Большинство коллег считают меня раздражительным(ой).

2*. Я не верю в разрекламированные телевиденьем препараты.

3. Я займу деньги в долг дальней знакомой.

4. Я часто ругаюсь в очередях.

5. Мне нравится всегда быть в центре внимания, приглашая к себе гостей.

6″. Моей щедростью пользуется коллектив.

7. В общественных местах я более агрессивен(на), чем дома.

8*. Если мне нужно принять важное решение, то я доверяю только своему опыту.

9*. В порыве гнева я никогда не кину предмет.

10*. В общественных местах я стараюсь не привлекать к себе внимание.

11*. Я миролюбив(а) по отношению к коллегам.

12. При желании, я запросто смогу прорваться за кулисы к звезде.

13″. Меня больше волнует качество товара, а не цена.

14. Ради цели я могу преодолеть любые погодные условия.

15. Я всегда стремлюсь выделиться из коллектива.

16. Я могу перейти дорогу в неположенном месте или проехать на красный свет.

17. Если я куплю в дом дорогую вещь, то при возможности продемонстрирую ее.

18 Я взялся(ась) бы за опасное задание, если б за него хорошо заплатили.

19″. Я не упущу возможности проехать в трамвае «зайцем».

20. Если коллектив не поддерживает мою идею, то я очень расстраиваюсь.

21. В порыве гнева я могу что-то разбить, поломать.

22. Убедительный фразы действуют на меня как гипноз.

23. Если я спешу, то мне «наплевать» на очередь передо мной.

24. Если мне придет смс с просьбой пополнения счета с незнакомого номера, то скорее всего я пополню счет.

25. Я никогда не проверяю счет в ресторане.

26. Если в коллективе затевается интересное, пусть и опасное дело, я его поддержу.

27. Талисманы могут уберечь даже от природных катаклизмов.

28*.В коллективе, кроме себя, никому доверять нельзя.

29″. При необходимости я смог(ла) бы самостоятельно выбраться из горящего дома.

31 стр., 15014 слов

Вступление. Записки психиатра, или Всем галоперидолу за счет заведения

... от дурных мыслей…   Максим Малявин ЗАПИСКИ ПСИХИАТРА, Или Всем галоперидолу за счет заведения   Вступление   Есть мнение, что не человек выбирает специальность, а ... — боже, как все это было интересно! А потом — другой город, другая больница. Дом у шоссе, тогда еще новенький, пахнущий краской, побелкой и свежепостеленным линолеумом. Больничный ...

30. Мне очень нравится выделяться из толпы.

31. Совет авторитетного в коллективе человека для меня закон.

32″. Если я одет(а) не по ситуации, то чувствую себя скованно.

33. Обо мне говорят, что мне можно внушить что угодно.

34″. Зачастую я не берусь за работу, боясь не оправдать ожидания коллектива.

35. Я охотно записался(ась) бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.

36. В коллективе я делюсь своими секретами с доброжелательными людьми.

 

 

Шкала ответов разрабатываемой методики: 1 – неверно; 2 – скорее неверно; 3 – затрудняюсь ответить; 4 – скорее верно; 5 – верно.

В зависимости от выбранного варианта ответа, начисляется соответствующий балл:

для прямых заданий (1, 3, 4, 5, 7, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 30, 31, 33, 35, 36) 1-1балл, 2-2 балла, 3-3 балла, 4-4 балла, 5-5 баллов;

для обратных заданий, помеченных* (2*, 8*, 9*, 10*, 11*, 28*) 1-5 баллов, 2-4 балла, 3-3 балла, 4-2 балла, 5-1 балл;

для симметричных заданий, отмеченных» (6″, 13″, 19″, 29″, 32″, 34″)1≡5 баллов, 2 ≡4 балла, 3-3 балла, 4-4 балла, 5-5 балла.

Исходя из выше указанного начисления баллов и с учетом шкалы коррекции подсчитывается суммарный результат потенциальной индивидуальной виктимности.

Ключ начисления баллов будет выглядеть следующим образом: 1, 2*, 3, 4, 5, 6″k, 7, 8*, 9*, 10*, 11*, 12, 13″k, 14k, 15k, 16k, 17, 18, 19″k, 20k, 21, 22, 23, 24k, 25, 26, 27, 28*, 29″k, 30, 31, 32″k, 33, 34″k, 35k, 36.

Обратные утверждения – с пометкой *; симметричные утверждения – с пометкой » ; k − шкала коррекции (k=2).

Для выравнивания количественного содержания ячеек матрицы в процессе разработки методики предлагается шкала коррекции. Коэффициент коррекции определен по соотношению количеств заданий в ячейках.

Уровни потенциальной индивидуальной виктимности:

132-118 и меньше баллов – I уровень потенциальной индивидуальной виктимности (низкий);

133-165 баллов− II уровень потенциальной индивидуальной виктимности (средний);

166-188 баллов и больше − III уровень потенциальной индивидуальной виктимности (высокий).

 

Текст опросника. 1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить

1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить.

10 стр., 4758 слов

Раздел 2. Диагностика индивидуальных различий: темперамента, ...

... называемого кратким ориентировочным или отборочным тестом (КОТ), и предназначен для определения уровня общего интеллектуального развития в целях отбора персонала. Тест содержит 50 заданий, ... требующих для своего решения достаточно высокого уровня вербальных, числовых и пространственных способностей, осведомленности, внимательности и скорости мышления. Для ...

2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.

3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.

4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могут отвлечься от мыслей о нем.

5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.

6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.

7. Главное для меня — представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.

8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.

9. Я часто ставлю себя на место другого человека.

10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.

11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил план.

12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.

14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.

15. Я беспокоюсь о своем будущем.

16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.

17. Порой я принимаю необдуманные решения.

18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.

19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.

20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить.

21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие.

22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог.

23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.

24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, какими словами это лучше сделать, чтобы его не обидеть.

25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.

26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.

27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.

Из этих 27-и утверждений 15 являются прямыми (номера вопросов: 1, 3,4,5,9,10,11,14,15,18, 19, 20, 22, 24, 25).

Остальные 12 – обратные утверждения, что необходимо учитывать при обработке результатов, когда для получения итогового балла суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных – значения, замененные на те, что получаются при инверсии шкалы ответов.

Уровни рефлексивности:

80-113 и меньше баллов – низкий уровень рефлексивности;

114-139 баллов − средний уровень рефлексивности;

140-172 баллов и больше − высокий уровень рефлексивности.