Психодиагностический инструментарий изучения потенциальной индивидуальной виктимности

2.1. Методика «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности»

Инструкция испытуемому: Вам предлагается ряд утверждений, на которые следует дать ответы. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте цифру, соответствующую варианту Вашего ответа: 1 – неверно; 2 – скорее неверно; 3 – затрудняюсь ответить; 4 – скорее верно; 5 – верно. Не нужно долго размышлять над каждым вопросом. В данном случае «правильных» и «неправильных» ответов не существует.

Содержание методики и ключ обработки результатов

1. Большинство коллег считают меня раздражительным(ой).

2*. Я не верю в разрекламированные телевиденьем препараты.

3. Я займу деньги в долг дальней знакомой.

4. Я часто ругаюсь в очередях.

5. Мне нравится всегда быть в центре внимания, приглашая к себе гостей.

6″. Моей щедростью пользуется коллектив.

7. В общественных местах я более агрессивен(на), чем дома.

8*. Если мне нужно принять важное решение, то я доверяю только своему опыту.

9*. В порыве гнева я никогда не кину предмет.

10*. В общественных местах я стараюсь не привлекать к себе внимание.

11*. Я миролюбив(а) по отношению к коллегам.

12. При желании, я запросто смогу прорваться за кулисы к звезде.

13″. Меня больше волнует качество товара, а не цена.

14. Ради цели я могу преодолеть любые погодные условия.

15. Я всегда стремлюсь выделиться из коллектива.

16. Я могу перейти дорогу в неположенном месте или проехать на красный свет.

17. Если я куплю в дом дорогую вещь, то при возможности продемонстрирую ее.

18 Я взялся(ась) бы за опасное задание, если б за него хорошо заплатили.

19″. Я не упущу возможности проехать в трамвае «зайцем».

20. Если коллектив не поддерживает мою идею, то я очень расстраиваюсь.

21. В порыве гнева я могу что-то разбить, поломать.

22. Убедительный фразы действуют на меня как гипноз.

23. Если я спешу, то мне «наплевать» на очередь передо мной.

24. Если мне придет смс с просьбой пополнения счета с незнакомого номера, то скорее всего я пополню счет.

25. Я никогда не проверяю счет в ресторане.

26. Если в коллективе затевается интересное, пусть и опасное дело, я его поддержу.

27. Талисманы могут уберечь даже от природных катаклизмов.

28*.В коллективе, кроме себя, никому доверять нельзя.

29″. При необходимости я смог(ла) бы самостоятельно выбраться из горящего дома.

34 стр., 16745 слов

Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения ...

... обеспеченности нашего общества в дома ребенка, детские дома и интернаты поступают дети, ... отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность). Отсутствие должного внимания к ... Рассмотреть социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков детского дома Методы исследования ... которых приходится рабо­тать выпускникам школ, вузов и других ...

30. Мне очень нравится выделяться из толпы.

31. Совет авторитетного в коллективе человека для меня закон.

32″. Если я одет(а) не по ситуации, то чувствую себя скованно.

33. Обо мне говорят, что мне можно внушить что угодно.

34″. Зачастую я не берусь за работу, боясь не оправдать ожидания коллектива.

35. Я охотно записался(ась) бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.

36. В коллективе я делюсь своими секретами с доброжелательными людьми.

 

 

Шкала ответов разрабатываемой методики: 1 – неверно; 2 – скорее неверно; 3 – затрудняюсь ответить; 4 – скорее верно; 5 – верно.

В зависимости от выбранного варианта ответа, начисляется соответствующий балл:

для прямых заданий (1, 3, 4, 5, 7, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 30, 31, 33, 35, 36) 1-1балл, 2-2 балла, 3-3 балла, 4-4 балла, 5-5 баллов;

для обратных заданий, помеченных* (2*, 8*, 9*, 10*, 11*, 28*) 1-5 баллов, 2-4 балла, 3-3 балла, 4-2 балла, 5-1 балл;

для симметричных заданий, отмеченных» (6″, 13″, 19″, 29″, 32″, 34″)1≡5 баллов, 2 ≡4 балла, 3-3 балла, 4-4 балла, 5-5 балла.

Исходя из выше указанного начисления баллов и с учетом шкалы коррекции подсчитывается суммарный результат потенциальной индивидуальной виктимности.

Ключ начисления баллов будет выглядеть следующим образом: 1, 2*, 3, 4, 5, 6″k, 7, 8*, 9*, 10*, 11*, 12, 13″k, 14k, 15k, 16k, 17, 18, 19″k, 20k, 21, 22, 23, 24k, 25, 26, 27, 28*, 29″k, 30, 31, 32″k, 33, 34″k, 35k, 36.

Обратные утверждения – с пометкой *; симметричные утверждения – с пометкой » ; k − шкала коррекции (k=2).

Для выравнивания количественного содержания ячеек матрицы в процессе разработки методики предлагается шкала коррекции. Коэффициент коррекции определен по соотношению количеств заданий в ячейках.

Уровни потенциальной индивидуальной виктимности:

132-118 и меньше баллов – I уровень потенциальной индивидуальной виктимности (низкий);

133-165 баллов− II уровень потенциальной индивидуальной виктимности (средний);

166-188 баллов и больше − III уровень потенциальной индивидуальной виктимности (высокий).

 

Текст опросника. 1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить

1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить.

11 стр., 5168 слов

Взаимосвязь и иерархия общечеловеческих, конкретно-исторических ...

... в американской социологии, в частности, Т. Парсонсом. Ценностная ориентация – это индивидуальное и групповое ранжирование ценностей, в котором одним придаётся большая значимость, чем ... и духовной культуры либо человеческих поступков. Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. Сущность ...

2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.

3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.

4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могут отвлечься от мыслей о нем.

5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.

6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.

7. Главное для меня — представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.

8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.

9. Я часто ставлю себя на место другого человека.

10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.

11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил план.

12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.

14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.

15. Я беспокоюсь о своем будущем.

16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.

17. Порой я принимаю необдуманные решения.

18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.

19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.

20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить.

21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие.

22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог.

23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.

24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, какими словами это лучше сделать, чтобы его не обидеть.

25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.

26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.

27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.

Из этих 27-и утверждений 15 являются прямыми (номера вопросов: 1, 3,4,5,9,10,11,14,15,18, 19, 20, 22, 24, 25).

Остальные 12 – обратные утверждения, что необходимо учитывать при обработке результатов, когда для получения итогового балла суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных – значения, замененные на те, что получаются при инверсии шкалы ответов.

Уровни рефлексивности:

80-113 и меньше баллов – низкий уровень рефлексивности;

114-139 баллов − средний уровень рефлексивности;

140-172 баллов и больше − высокий уровень рефлексивности.