В условиях постоянного роста, подвижности информационного фона в общественной и профессиональной деятельности человека происходит смещение акцентов с усвоения как можно большего объема знаний к овладению способами поиска, отбора и рациональной работы с информацией. В этой связи в системе профессиональной подготовки будущему специалисту важно овладеть инструментами познания, иметь мотивацию к профессиональному росту и самосовершенствованию. Как следствие, значительное место в процессе обучения отводится самостоятельной работе студентов с дидактическими материалами, учебной литературой по предмету и смежным областям.
Самостоятельная работа студента – это вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности учащегося во всех ее структурных компонентах: от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простейших форм работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей функции пед. управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с постепенной передачей всех функций обучаемому. Самостоятельная работа является средством формирования готовности человека к непрерывному образованию и самообразованию.
Контрольная работа является одной из форм самостоятельной работы студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки. Эта формы работы предшествует научно-исследовательской деятельности студентов, готовит их к поисковой, творческой учебно-познавательной активности.
Контрольная работа выполняет задачи:
— активизация познавательной деятельности учащихся;
— изучение нового материала, на освоение которого недостаточно времени в рамках лекционных и практических занятий;
— актуализация и закрепление ранее освоенного, формирование системности, гибкости, прочности, мобильности, свернутости и развернутости профессионального знания;
— расширение и систематизация содержания дисциплины по теме, разделу, всему курсу;
— становление профессионального мировоззрения в процессе анализа различных психолого-педагогических теорий, концепций, подходов;
— формирование опыта творческой деятельности будущего специалиста в процессе выполнения заданий;
— контроль уровня усвоения студентами педагогических знаний, способов учебной и профессиональной деятельности;
Влияние познавательной деятельность человека на эффективность ...
... уровни интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская). Влияние познавательной деятельность человека на эффективность решения учебно-профессиональных задач. Тема 3. «Психология личности» 1. ... эмпирические, методы обработки данных, интерпретционные методы. Тема 2. «Познавательные процессы» 1.Внимание: виды, характеристики, свойства внимания. 2.Ощущения: функции, виды, характеристики ощущений. ...
— формирование культуры учебного труда студентов.
Контрольные работы по дисциплине «Дошкольная педагогика» проводятся на третьем и четвертом курсах обучения студентов, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология дошкольная», «Теория и методика дошкольного образования» (независимо от формы обучения – очная, заочная).
Они охватывают ключевые вопросы дошкольной педагогики, позволяют актуализировать, углублять, расширять усваиваемое на занятиях содержание.
Тематика контрольных работ выстроена в соответствие с Госстандартом по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Теория и методика дошкольного образования» и учебной программой по дисциплине «Дошкольная педагогика». В основу тем положены актуальные вопросы теории и практики дошкольного образования. Их раскрытие студентами предполагает одновременное теоретическое обоснование вопроса и решение практических профессиональных задач.
Структура контрольной работы по «Дошкольной педагогике» включает четыре логически взаимосвязанных компонента:
1. Введение. Во введении обосновывается актуальность, теоретическая и практическая значимость поставленной проблемы. Объем этой части составляет две – три страницы машинописного (2-4 рукописного) текста.
2. Основная часть. Раскрывает содержание темы, предполагает наличие от двух до пяти пунктов плана. Объем основной части составляет 20 страниц машинописного (до 25 рукописного) текста.
В этой части студенту необходимо представить два аспекта, обеспечивающих целостное раскрытие темы.
а) теоретическая часть, которая описывает содержание ведущих понятий, историю вопроса, степень разработанности проблемы в психологии и педагогике, структуру, функции изучаемого явления, уровни развития, взаимосвязь с другими педагогическими явлениями и процессами;
б) практическая часть, которая раскрывает организационные, педагогические условия и пути реализации теоретических положений в практической деятельности специалистов дошкольных учреждений. В этой части могут быть представлены:
— материалы, анализирующие уровень развития у детей тех или иных знаний, норм и правил поведения, умений, способностей, видов деятельности с методическими рекомендациями по повышению имеющегося уровня;
— проект деятельности специалиста в конкретной возрастной группе в рамках заданной темы (напр. трудового воспитания детей, обучение детей на занятиях, физического воспитания, формирования культурно-гигиенических навыков и т.д.);
— конструирование целостного педагогического процесса в возрастной группе дошкольников. В данном случае решение поставленной в контрольной работе проблемы раскрывается студентом через все стороны педагогического процесса в ДУ (социально-нравственное, физическое, умственное, трудовое воспитание детей, целенаправленное обучение, воспитание детей в игре, взаимодействие с семьей и школой);
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми для дошкольных ...
... одаренности? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном детстве? Как построить работу с одаренными детьми в детском саду? Данные вопросы волнуют педагогов, родителей, ... достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. В качестве причин, задерживающих проявление и ...
— комплексный план самообразования специалиста ДУ в раскрываемом аспекте, теоретические и методические материалы, позволяющие реализовать предложенный план;
— система специально подобранных игр, занятий, упражнений с детьми (с использованием различных источников и собственного опыта), предлагаемых для решения проблемы в педагогической практике;
— систематизированные, обоснованные материалы по работе с родителями или для родителей в рамках заявленной темы контрольной работы и др.
3. Заключение содержит педагогические выводы по проделанной работе и составляет 1 -2 страницы текста. В этой части важно сделать логически выстроенные обобщения и выводы по основной части контрольной работы. Выводы необходимо сформулировать кратко и четко, отразить ведущие, опорные тезисы автора.
4. Список литературы отражает источники, использованные студентом при выполнении работы: энциклопедии, словари, учебники, научная психологическая, педагогическая и методическая литература, материалы статей профессиональных журналов и газет («Первое сентября», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Обруч» и др.).
Список литературы предполагает не менее 15 источников.
Для пояснения, конкретизации представленных материалов, в контрольной работе может иметь место пятая структурная часть – Приложение. В приложение включаются материалы диагностики, продукты деятельности детей, конспекты игр, занятий, экскурсий, конспекты бесед, родительских собраний, проекты папок-передвижек и др. формы педагогической работы с участниками педагогического процесса.
Общий объем контрольной работы составляет 25 – 30 страниц текста.
Тематика контрольных работ определяется:
— в соответствии с интересами, педагогическими предпочтениями студентов;
— недостаточностью профессиональных знаний и способов деятельности в определенном контрольной работой аспекте;
— пожеланиями преподавателя учебной дисциплины.
Представленные темы контрольных работ могут быть изменены, ограничен возрастной аспект, выделено одно или несколько направлений работы педагога ДОУ. Так например, тема «Особенности трудового воспитания дошкольников» может быть сужена за счет возрастной группы дошкольников и звучать как «Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДУ». По пожеланию студента в теме можно изменить сферу образовательного воздействия (в ДУ, в семье, в системе детский сад – начальная школа и т.д.).
Таким образом, темы имеют мобильный, динамичный характер, обеспечиваемый субъектами образовательного процесса в вузе.
Контрольная работа по дошкольной педагогике имеет творческий характер. При соблюдении основных структурных частей, выполнение контрольной работы предполагает свободу выбора студентом варианта практической части контрольной работы, способов интерпретации лежащих в основе вопросов темы.
Тематика контрольных работ
1. Педагог ДУ как субъект исследовательской деятельности в дошкольном учреждении. Методы педагогического исследования в ДУ. Специфика методов исследования дошкольной педагогики.
2. Дошкольные учреждения в системе образования Российской Федерации: цель и основные задачи ДУ; виды ДУ, организация деятельности ДУ. Анализ современных организационных форм осуществления дошкольного образования.
3. Целостный педагогический процесс в ДУ (закономерности, принципы, структура, этапы развития, особенности его организации).
Конструирование педагогического процесса в ДУ в группах раннего возраста (младших, средних, старших группах) ДУ.
4. Обучение в структуре целостного педагогического процесса в ДУ: принципы, цели и задачи, формы организации.
5. Продуктивные методы обучения детей (младшего, среднего, старшего возраста) в дошкольном учреждении.
6. Содержание дошкольного образования. Структура, общая характеристика компонентов. Тенденции изменения содержания дошкольного образования. Анализ тенденций на примере конкретной системы дошкольного образования города, края.
7. Образовательные программы в ДУ. Типы, способы построения. Характеристика современных образовательных программ в области дошкольного образования. Анализ комплексных (парциальных) программ обучения и воспитания дошкольников.
8. Формы организации учебно-познавательной деятельности в дошкольном учреждении (место в пед. процессе, их сочетание).
Специфика организационных форм обучения детей (младшего, среднего, старшего) дошкольного возраста.
9. Основные подходы к обучению (воспитанию) детей дошкольного возраста (личностно-ориентированный, гуманистический, индивидуальный, дифференцированный).
Пути реализации в педагогической практике деятельности ДУ.
10. Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность ДУ. Анализ документов, их роль в организации и развитии дошкольного образования в Белоруси.
11. Раннее детство, его значение для дальнейшего развития личности ребенка. Диагностика развития детей в раннем возрасте. Анализ имеющихся методик, их применение в пед. деятельности специалистов ДУ.
12. Развитие, воспитание и обучение детей на первом году жизни. (построение среды развития, определение целей, задач, разработка конкретных вариантов применения форм и методов обучения и воспитания детей и др.).
13. Развитие, воспитание и обучение детей на втором году жизни.
14. Развитие, воспитание и обучение детей третьего года жизни.
15. Основы физического воспитания детей дошкольного возраста. Специфика организации процесса в (младшей, средней, старшей) возрастной группе.
16. Основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Специфика организации процесса в разных возрастных группах.
17. Основы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Специфика организации процесса в разных возрастных группах.
18. Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Специфика организации процесса в разных возрастных группах.
19. Основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Специфика организации процесса в разных возрастных группах.
20. Основы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Специфики организации процесса в разных возрастных группах.
Контрольные работы по педагогике для учащихся заочной формы обучения
Тема 1. Режиссёрские игры дошкольников.
Методические указания: Охарактеризуйте режиссёрские игры, как разновидность творческих игр. Раскройте особенности режиссерской игры. Перечислите педагогические условия развития режиссёрских игр. Сформулируйте вывод о значении режиссёрских игр для развития личности ребенка. Выполните практическое задание.
План.
1. Сущность режиссёрских игр.
2. Своеобразие режиссёрских игр дошкольников.
3. Педагогические условия развития режиссёрских игр.
4. Значение режиссёрских игр для развития личности ребенка.
Практическое задание.
1. Проведите анкетирование родителей на тему «Создание условий для режиссерских игр в семье». Обследуйте 5-7 родителей. Представьте выводы об отношении родителей, созданию условий в семье для данного вида игр. Составьте рекомендации для родителей о создании дома условий для режиссёрских игр ребенка.
№ |
суждение |
да |
нет |
затрудняюсь |
1 |
Я внимательно отношусь к потребности своего ребенка в игре. |
|
|
|
2 |
Дома у ребенка есть специальное место, где он может спокойно играть. |
|
|
|
3 |
Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате, если это связано с незаконченной игрой. |
|
|
|
4 |
Я, как правило, не говорю ребенку, чтобы он немедленно прекратил играть и выполнил мое распоряжение. |
|
|
|
5 |
Я поддерживаю ребенка в придумывании историй и фантазировании. |
|
|
|
6 |
Я практически ежедневно нахожу время, чтобы хоть немного поиграть с ребенком. |
|
|
|
7 |
Я помогаю ребенку в придумывании новых сюжетов, играю с ним в уже знакомые игры. |
|
|
|
8 |
Я никогда не наказываю ребенка отказом в игре, общении. |
|
|
|
9 |
Я хвалю ребенка за умение увлеченно и интересно играть. |
|
|
|
10 |
Я позволяю ребенку играть с разными предметами и бросовым материалом. |
|
|
|
11 |
Я предпочитаю, чтобы основную часть свободного времени дома ребенок играл. |
|
|
|
12 |
Я никогда не говорю играющему ребенку фразы типа «Хватит бездельничать, пора заняться делом. |
|
|
|
13 |
Укажите, кто заполнял анкету: мать, отец, бабушка, дедушка (подчеркните) |
|
|
|
Литература:
1. Михайленко, Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре. // Дошкольное восп. -1993. -№3. -С.6.
2. Иванова, В.М. Игра дошкольников в условиях семейного воспитания/ Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой — М., 1989.
3. Глазунова, В.Г., Чурикова, Е.Г. Педагогический совет как средство совершенствования воспитательно-образовательного процесса // Детский сад от А до Я. – 2008.- №6.
4. Игра дошкольника / Под ред. О.А.Анищенко, И.А. Комаровой. – Мозырь: РИФ «Белый ветер». – 1998. – С. 88 .
5. Колосова, Т., Лобанок, Т. Игра: в ней смысл глубокий // Пралеска. -1998. — №6. -С.42.
6. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. -3-е изд, М.,2001,С.- 276-283.
7. Гаспарова, Е.М. Режиссёрские игры // Игры дошкольника. – М., 1989.
Тема 2.Театрализованные игры дошкольников
Методические указания: Дайте определение понятию «театрализованные игры». Охарактеризуйте театрализованные игры, как разновидность творческих игр. Классифицируйте виды театрализованных игр. Перечислите педагогические условия для развития театрализованных игр. Раскройте методику руководства театрализованными играми в разных возрастных группах. Выполните практическое задание.
План.
1. Своеобразие и педагогическая ценность театрализованных игр.
2. Виды театрализованных игр.
3. Условия для развития театрализованных игр.
4. Педагогическое руководство театрализованными играми в разных возрастных группах.
Практическое задание.
Интерпретируйте смысл педагогической ситуации.
Педагогическая ситуация
“К концу года, когда у детей старшей группы накопились знания и первоначальные навыки кукловождения и когда воспитанники стали пользоваться ими в самостоятельной деятельности, педагог внес в группу кукол в неожиданном сочетании, не соответстующем ни одной знакомой сказке: Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок. Дети начали придумывать сюжет и разыгрывать его”.
Для чего был использован воспитателем такой прием? Смоделируйте сценку, используя персонажей в предложенной педагогической ситуации.
Литература:
1. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное восп.- 2005. — № 4. -С.24.
2. Примерные методические рекомендации по созданию предметно-игровой развивающей среды в группах дошкольных учреждений, работающих по базовой национальной программе «Пралеска»// Пралеска.- 2001. — №7. -С.5.
3. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика, М.- 2004.- С.301-311.
4. Артемова, Л.В. Театрализованные игры.- М. — 1991.
5. Игра дошкольника / Под ред. О.А.Анищенко, И.А. Комаровой. – Мозырь: РИФ «Белый ветер». – 1998.
6. Губич, И. Всем известные таланты. О театрализованных занятиях для детей дошкольного возраста // Пралеска.- 2008. — №1.- С.53.
Тема 3. Дидактические игры дошкольников.
Методические указания: Дайте определение понятию «дидактическая игра». Раскройте своеобразие дидактических игр. Классифицируйте виды дидактических игр. Представьте алгоритм построения дидактической игры. Раскройте методику руководства дидактическими играми в разных возрастных группах. Выполните практическое задание.
План.
1. Своеобразие дидактических игр .
2. Дидактических игры в истории педагогики.
3. Классификации дидактических игр .
4. Структура дидактической игры .
5. Педагогическое руководство дидактическими играми .
Практическое задание.
1. Изучите план воспитателя группы. Выясните место дидактических игр в воспитании и обучении детей вашей возрастной группы.
2. Пронаблюдайте в любой возрастной группе подготовку и проведение д/и, направленных на развитие памяти, мышления, сенсорных способностей, координации движений, связной речи и др. Для этого:
— перечислите д/и, возникающие по инициативе детей и организованные взрослым;
-отметьте количество участвующих игроков, способы объединении детей на игру, распределение ролей; запишите обсуждение детьми правил и хода проведения игры;
— обратите внимание на организатора игры, определите его место в проведении д/и и регулировании взаимоотношений сверстников;
-определите игровые действия, отметьте их разнообразие и насыщенность игровым содержанием;
— вычлените правила д/и, отметьте степень владения ими детьми;
— зафиксируйте деятельность воспитателя по руководству д/и.
Форма записи наблюдений
Название игры |
Дидактическая задача |
Количество играющих |
Игровые действия детей |
Действия педагога |
результат |
|
|
|
|
|
|
Литература:
1. «Пралеска»: программа дошкольного образования / Е.А. Панько /и др./. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. -320 с.
2. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языков обучения. / Е.А. Панько /и др./. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. -304 с.
3. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения// умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова.-М.- 1978.
4. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. –М.- 1992.
5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.- 1991.
6. Кононова, И.М., Сергеева, К.Д. Дидактические игры// Игра дошкольника /Под ред С.Л. Новоселовой.- М.- 1989.
7. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. -3-е изд.- М.-2001.-С.- 322- 335.
8. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.- 1982.
Тема 4. Игрушка
Методические указания: Изучите историю возникновения игрушки. Перечислите современные виды игрушек. В чем воспитательно-образовательная ценность игрушки? Классифицируйте требования к игрушке. Выделите основные характерные особенности белорусской игрушки. Выполните практическое задание на выбор (1 или 2)
План.
1. История возникновения игрушек.
2. Виды игрушек и требования к ним.
3. Белорусская игрушка, её основные виды и функции.
Практическое задание (на выбор)
Задание 1. Проведите анкетирование родителей на тему «Игрушки вашего ребенка»
1. Фамилия, имя, возраст, пол ребенка.
2. Играет ли ваш ребенок дома? Да, нет, иногда. Если нет, то:
а) нет времени для игр;
б) нет игрушек, соответствующих интересам ребенка;
в) не любит играть;
г) другие варианты (ответов, укажите их).
3. Какие игрушки нравятся вашему ребенку больше других:
а) готовые (куклы, машины и т.п.);
б) конструкторы;
в) настольно-печатные игры, головоломки и др.;
г) другие варианты ответов, (укажите их).
4. Использует ли ваш ребенок в игре один и те же игрушки или постоянно привлекает новые?
5. Чем вы руководствуетесь, покупая игрушки ребенку:
а) просьбой ребенка;
б) модой на определенные игрушки;
в) полом ребенка (мальчик, девочка);
г) желанием расширить кругозор ребенка о мире вещей, природе и т.д.;
д) другие варианты ответов, (укажите их).
6. Какие игрушки, на ваш взгляд, более всего подходят вашему ребенку?
Проведите беседу с ребенком по следующим вопросам.
Фамилия, имя, возраст, пол ребенка.
Любишь ли ты играть? Почему?
Во что ты любишь играть? С кем?
Какие игрушки тебе нравятся? А какие не нравятся? Почему?
О какой игрушке ты мечтаешь?
Какие игрушки ты не будешь покупать своим детям? Почему?
Проанализируйте анкеты и результаты беседы. Какое применение вы найдете полученным результатам? Сформулируйте выводы.
Задание 2. Педагогическая ситуация
«Некоторые молодые родители считают, что они не должны ограничивать детей в игрушках, если позволяет благосостояние. Они покупают дорогостоящие игрушки по первому требованию: реактивные самолеты, роботы-чудовища, автоматы и другие. Через некоторое время родители замечают, что ребенок уже не радуется очередному дорогостоящему подарку, воспринимает его как должное, у него отсутствует чувство благодарности».
Интерпретируйте педагогическую ситуацию. Предложите варианты тактики педагога по отношению к родителям в описанной ситуации.
Литература:
1. Калиновская, М.А. Об игрушке и ее безопасности для физического и психического здоровья ребенка // Пралеска.- 2007.- №7.- С.17.
2. Павлова, И. Какие игрушки предпочитают малыши? // Дошкольное восп.- 1997.- №12.- С.86.
3. Примерные методические рекомендации по созданию предметно-игровой среды в группах дошкольных учреждений, работающих по базовой национальной программе «Пралеска».- 2001.- №7.- С.5.
4. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. -3-е изд.- М.-2001.- С.- 335-350.
5. Савка А, Дети и взрослые в мире современных игрушек/ / Дошкольное восп.- №3.- 2000.- С.74;
6. Горбатова, Е. Игра и игрушка: книги, пособия, исследования, публикации// Пралеска.- 2008.- №3. С.25;
7. Цацка. Этнаграфия Беларусі. С.- 5-20.
8. Церашковіч, Т.А. Лялька беларуская. -Мн.- Полымя, 1992.
Тема 5. Воспитание и развитие дошкольника в труде
Методические указания: Назовите цель трудового воспитания дошкольников. Перечислите основные направления трудового воспитания дошкольников. Охарактеризуйте особенности труда дошкольников, обосновав отличие труда дошкольника от труда взрослого. Классифицируйте средства и условия трудового воспитания детей. Выполните практическое задание.
План.
1. Цель и задачи трудового воспитания дошкольников, основные направления.
2. Особенности труда дошкольников
3. Условия воспитания дошкольников в труде.
4. Основные средства трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Практическое задание. Педагогическая ситуация
«Прежде чем пойти гулять, малыши на «поезде» объезжают группу, определяют, везде ли порядок. «В группе порядок, — удовлетворенно говорит воспитатель, – можно и гулять идти. Интересно, а в ваших шкафчиках такой же порядок?» Дети подходят к шкафчикам, открывают их и проверяют. Заметив непорядок, педагог подходит к ребенку, напоминает, где какая вещь должна лежать. Такая процедура повторяется каждый день. Вечером, когда родители приходят за детьми, воспитатель обращает внимание на то, как сын или дочь «умеет наводить порядок».
Предложите интерпретацию педагогической ситуации. Выделите, для решения какой задачи воспитатель использует такую систему в работе? Почему он обращается не только к детям, но и к родителям?
Литература:
- Буре, Р.С. Растить трудолюбивых //Р.С. Буре, Л.Ф.Островская. Воспитатель и дети.– М.- 1985. — С.83-98.
- Буре, Р.С., Година, Г.Н. Учите детей трудиться. – М.- 1983. — С.5-80.
- Воспитание дошкольника в труде /Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.- 1980. — С.48-140, 141-191.
- Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.- 2000. — С. 174-204.
- Трудовое воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. М.А. Васильевой. – М.- 1984. – 70с.
6. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.–М.-1987– С.25-47.
Тема 6. Виды труда детей. Формы организации трудовой деятельности дошкольников.
Методические указания: Раскройте виды и формы организации трудовой деятельности дошкольников. Аргументируйте необходимость единства подходов к трудовому воспитанию дошкольников в семье и дошкольном учреждении. Выполните практическое задание.
План.
1. Виды труда дошкольников( самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный, умственный).
2. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
1).
Обоснование выбора формы организации трудовой деятельности детей.
2).
Трудовые поручения, их характеристика.
3).
Дежурства, содержание работы дежурных.
4).
Коллективный труд, способы объединения детей в нем.
Практическое задание. Интерпретируйте педагогическую ситуацию.
Педагогическая ситуация
«Илюша (2,5 лет) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но…наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик: — Сам! Сам! Сам! – Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Литература:
1. Воспитание дошкольника в труде /Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.- 1980. — С.167 — 191.
2. Воспитывать коллективистов // Р.С. Буре , Л.Ф. Островская . Воспитатель и дети. – М.- 1985.- С.99-114.
3. Нравственно-трудовое воспитание детей / Под ред. Р.С. Буре. -М.- 1987.-С. 8-21,83-88, 189-190.
4. Растить трудолюбивых // Р.С.Буре , Л.Ф. Островская. Воспитатель и дети. -М.-1985.-С.83-99.
5. Давидчук, В.Н. Формирование у старших дошкольников способов сотрудничества в условиях совместной деятельности // Дружные ребята / Под ред. Р.Е.Буре – М.- 1997. – С.42-46.
6. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Программ.-метод.пособие. –М.- ВЛАДОС- 2003.
7. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.- 2000. — С. 174-204.
Тема 7. Современная педагогическая наука об экономическом воспитании детей дошкольного возраста
Методические указания: Обоснуйте актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников. Определите задачи, методы, приемы руководства, средства экономического воспитания дошкольников. Выполните практическое задание.
План.
1. Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников.
2. Задачи, методы, приемы, средства экономического воспитания дошкольников.
3. Экономическое воспитание в семье.
Практическое задание. Предложите конспект занятия или игры по экономическому воспитанию дошкольников.
Литература:
1. Наука о детстве: современные психолого-педагогические проблемы: Материалы Междунар.науч.-практ.конф., Минск, 4-5 декабря, 2003 г./Отв.ред Н.В. Литвина – Мн.: БГПУ, 2003.- С.113-115, 182-183.
2. Матюк, Л. Чему учит «тетушка» Экономика.// Пралеска.- 2001.- № 2.- С.-29.
3. Кондылева, Т. Экономика без тайн. // Пралеска.- 2001.- № 6.- С.-28.
4. Архипова, Е. Экономическое воспитание детей. // Пралеска.- 2000.- № 6.-С.-14.
5. Прокофьева, О. Мы и экономика, // Пралеска.- 2006.- № 7.- С.-17.
6. Шевелева, Л. Экономика для почемучек // Пралеска.- 2005.- № 7.- С.-17.
7. Мазеева, Т.С. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста. // Управление ДОУ.- 2007.- №2.-С.108.
8. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.- 2000. – С. -197-199.
Тема 8. Особенности и актуальные проблемы познавательного саморазвития и развития ребенка.
Методические указания: Дайте определение понятиям «умственное воспитание», «умственное развитие». Определите особенности интеллектуально-познавательного развития дошкольников. Охарактеризуйте задачи интеллектуально-познавательного развития. Аргументируйте необходимость использования средств умственного воспитания для решения задач интеллектуально-познавательного развития. Выполните практическое задание.
План.
1. Понятие об умственном развитии и умственном воспитании.
2. Особенности интеллектуально-познавательного развития дошкольников.
3. Задачи интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста.
4. Средства умственного воспитания.
Практическое задание. Интерпретируйте педагогическую ситуацию. В чем ценность использованных воспитателем приемов?
Педагогическая ситуация
«Воспитатель подозвал к себе группу детей, чтобы побеседовать с ними.
— Как узнать, будет ли сегодня дождь? – спросил педагог?
— Радио послушать, — предложил Стасик.
— А я к окну подойду, посмотрю, — ответил Витя.
— Откуда капает дождь? – поинтересовался взрослый.
— С неба. Из туч… Из облаков, — послышались голоса детей.
— А куда подевалась вода после дождя? – задал новый вопрос воспитатель.
Дети затруднялись ответить, и педагог посоветовал им рассмотреть картинки из географического атласа для детей «Мир и человек», на которых изображен круговорот воды в природе.
— А может ли быть дождь в комнате? – спросил воспитатель и, видя, что мнения детей разделились, пообещал найти ответ в другой раз.
На следующий день педагог показал опыт по образованию пара из воды: над кастрюлей с кипящей водой он держал холодное стекло, поднимавшийся пар оседал на стекло, и из него снова образовывалась вода. После этого дети снова рассматривали картинку из атласа».
Литература:
1. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.- 2000. – С.136-141;159-161.
2. Пралеска: программа дошкольного образования/ Е.А. Панько [и др.] – Мн.- 2007 — С.62-64, 135-138, 151, 231, 288.
3. Работаем по программе Пралеска: пособие для педагогов и руководителей учреждений, осеспеч.получение дошкольного образования/ Е.А. Панько и др. – Мн.- 2007. — С.148-160.
4. Варенцова, Н. Развитие умственных способностей дошкольников: некоторые проблемы работы воспитателя. // Дошкольное восп.- 1996.- № 4.- С. 72.
5. Дошкольная педагогика /Под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.- 1988. – ч.1. – Гл.6. — С.115-154.
6. Поддьяков, Н.Н., Парамонова. Л.А. Некоторые новые условия умственного воспитания детей дошкольного возраста //Дошкольное восп. – 1985. — №2. — С.52-58.
7. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.С. Сохина. – М..-1984. — С.5-15.
8. Зайцева, Н.В. Умственное воспитание дошкольников. – Мозырь.- 1998. – С.32.
Тема 9. Сенсорное воспитание дошкольников
Методические указания: Дайте определение понятию «сенсорное воспитание». Составьте краткую характеристику систем сенсорного воспитания д.д.в. в зарубежной и отечественной педагогике. Определите задачи сенсорного воспитания дошкольников. Обоснуйте необходимость сенсорного воспитания в развитии ребенка. Выполните практическое задание.
План.
1.Понятие сенсорного воспитания. Сенсорная культура и ее роль в умственном развитии детей.
2.Системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной педагогике.
4. Задачи сенсорного воспитания дошкольников.
5. Содержание и методика сенсорного воспитания дошкольников.
Практическое задание. Спрогнозируйте причины подобных затруднений ребенка. Предложите рекомендации родителям и воспитателю.
Педагогическая ситуация
«К воспитателю обратился отец, обеспокоенный тем, что его четырехлетний сын путает цвета: синий называет зеленым, желтый – красным, а квадрат путает с треугольником».
Литература:
1. Пралеска: программа дошкольного образования/ Е.А. Панько [и др.]. – Минск, 2007 — С.62-64, 135-138, 151,.231, 288.
2. Работаем по программе Пралеска: пособие для педагогов и руководителей учреждений, осеспеч.получение дошкольного образования/ Е.А. Панько [и др.]. – Минск, 2007 — С.152.
3. Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г. Венгер, Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.- 1988.
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. –М.- 1978.
5. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. – М.- 1983.
6. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.- 2002.
7. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.- 2000. – С. 142-149.
Тема 10. Развитие теории дошкольного обучения в педагогике. Дидактические принципы.
Методические указания: Дайте определение понятию «дидактические принципы» в дошкольном образовании. Кратко охарактеризуйте становление дошкольной дидактики. Классифицируйте принципы обучения. Обоснуйте необходимость руководствоваться дидактическими принципами в деятельности педагога дошкольного учреждения. Выполните практическое задание.
План.
1. Общее понятие о дидактике.
2. Дошкольная дидактика.
3. Принципы обучения.
Практическое задание. Интерпретируйте смысл педагогической ситуации.
Педагогическая ситуация
«В книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» предлагается вариант обучения детей чтению и письму: …- Я рисую стебелек травы, цветок настурции, солнце и капельки росы с горящими искорками. Дети тоже рисуют. Под картинками ставим подпись: «Роса». Эти буквы напоминают детям солнце, капельки росы. Читаем буквы-рисунки. Каждый ребенок по-своему рисует буквы, передавая в нарисованном свои представления об окружающем мире. Вот Сережа говорит товарищам:
— Это капелька росы висит на стебельке травы, — так он представляет букву Р. – Скоро она скатится на землю. Эта капелька ждет не дождется солнца, — такой видит мальчик букву О. – А в этой капельке уже горит солнечная искорка. – Сережа еще раз обводит карандашом контуры буквы С.
Предлагаю каждому нарисовать стебелек травы с капельками росы… Для них рисунок и подпись – это целый мир образов, звуков, красок, чувств. Каждая буква в сознании ребенка связывается с наглядными образами, поэтому легко запоминается и все слово, и каждая буква».
Литература:
1. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.- 2000. – С.205-218.
2. Васильева, А.И. Совершенствование обучения в детском саду.- Минск, 1980.- 95с.
3. Савенков, А. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. // Дошкольное восп. – 2000. — №2.- С.8
4. Павлова, Л. Воспитанию и обучению – научный подход // Дошкольное восп. – 2008.- №11.- С.12
5. Ильницкая, И. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения. // Дошкольное восп.- 2007.- №1.- С.19
Тема 11. Методы обучения детей дошкольного возраста
Методические указания: Дайте определение понятию «метод» и «приём» обучения. Раскройте сущность наглядных методов обучения. Представьте классификацию методов, которая соответствует возрастным особенностям и возможностям дошкольников и по которой методы подразделяются по источникам передачи и характеру восприятия информации. ( Е.Я. Голант, Е.И. Перовский).
Обоснуйте выбор педагогом метода обучения. Выполните практическое задание.
План.
1. Понятие о методах и приемах обучения.
2. Классификация методов обучения дошкольников.
3. Наглядные методы обучения.
Практическое задание. Интерпретируйте смысл педагогической ситуации. Выделите, какие методы использовал воспитатель?
Педагогическая ситуация
«Тепе – Недотепе, который решил заняться благоустройством участка возле своего нового дома, дети средней группы решили помочь. Рассмотрев макет участка и те растения, которые он приготовил для посадки, дети разделились на три группы: одна захотела посадить то, что растет на клумбах; другая – на огороде; третья – те растения, которые помогают летом спрятаться от жары. Когда работа была закончена, каждая группа детей объяснила Тепе, по какому признаку были посажены растения.
Дети заспорили, высказывая свое мнение по поводу того, растут ли мак и подсолнух на клумбах, а камыши на берегу. После обсуждения пришли к правильным выводам».
Литература:
1. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.- 2000. – С.225-243.
2. Васильева, А.П.Совершенствование обучения в детском саду.- Минск, -1980.- С.41-60.
3. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М.- Просвещение.- 1983. -Ч.2.- С. 58-81.
4. Михайленко, Н.Я., Короткова ,Н.А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению //Дошкольное восп. – 1992. — №5-6. — С.17-27.
5. Усова, А.П. Процесс обучения на занятиях //Обучение в детском саду /Под ред. А. В. Запорожца. – М.- 1981. — С. 93-148.
Тема 12. Особенности художественной деятельности детей дошкольного возраста.
Методические указания: Дайте определение понятию «эстетическое воспитание». Назовите задачи, условия и средства эстетического воспитания дошкольников. Перечислите основные виды художественной деятельности дошкольников. Поясните условия, необходимые для развития детского творчества. Обоснуйте, может ли художественная деятельность детей быть средством диагностики, коррекции, психотерапии. Выполните практическое задание.
План.
1.Понятие «эстетическое воспитание».
2. Задачи, условия и средства эстетического воспитания дошкольников.
3. Характеристика основных видов детской художественной деятельности.
4. Условия развития детского творчества.
Практическое задание. Составьте библиографический обзор периодических изданий по проблеме эстетического воспитания дошкольников (журнал на выбор за 2000-2009 годы).
Предложите, в виде перечня, направления работы с родителями по приобщению дошкольников к прекрасному в вашем городе.
Литература:
1. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.- 2000. – С. 162-174.
2. Болотина, Л. Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия».- 1998.- С. 114-126
3. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М.-Просвещение.- 1983. -Ч.1.-С. 271.
4. Эстетическое воспитание в детском саду/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.- 1986.