Методические рекомендации и указания

по дисциплине «Основы этнологии»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Раздел I. Введение

Происхождение науки о народах мира и ее различные названия. Этнография и этнология – соотношение понятий. Этнология как историческая дисциплина. Объект, предмет, цели и задачи этнологии. Этнологические субдисциплины: этнолингвистика, этническая история, этническая экология, историческая этнография, фольклористика, расоведение, этнопсихология. Смежные дисциплины: демография, социология, география, антропология. Этнологическая терминология. Многозначность терминов.

 

Раздел II. История накопления этнологических знаний

Древний Восток: знания о соседних народах. Библия как источник эт­нографических сведений. Античный мир: накопление и первые попытки обобщения этнографических фактов (Фукидид, Аристотель, Геродот, Страбон, Цезарь, Тацит, Аммиан Марцелин).

Средневековый Восток: Сыма Цянь. Арабские географы Ибн-Фадлан, Аль-Бируни, Ибн-Батутта. Средневековая Европа: Византия (Прокопий, Иордан, Маврикий, Константин Багрянородный).

Путешествия в Центральную Азию Плано Карпини и Виллема Рубрука. Иоганн Шильтбергер. Значение «Великих географических открытий» в накоплении этнографических материалов. Откры­тие Америки (Колумб, Кабот, Писсаро, Ж.-Ф. Лафито).

Новое время: формирование этнологии как самостоятельной науки в середине XIX в. Истоки эволюционизма в этнографии и его основные принципы. А. Бастиан, Э. Тайлор, Дж. Леббок, И. Бахофен, Мак-Леннан, О. Конт, Л. Морган, К.Д. Кавелин, Л.Н. Штернберг. Культурно-историческое, биологическое, социологическое и географическое направления в эволю­ционизме. Кризис эволюционизма. Марксистская теория в этнографии. Теоретические предпосылки диффузионизма. Антропогеографическая школа (Ф. Ратцель).

Теория культурных кругов (Ф. Гребнер, В. Шмидт).

Фрейдизм. Французская социологическая школа (Э. Дюркгейм).

Функционализм (Б. Малиновский).

Американская историческая школа (Ф. Боас).

13 стр., 6243 слов

Этнология 2

... этнических отношений. 04/09/2013 Лекция 2 История науки Древняя Этнология Особенности развития этнологии в разных странах Особенности направления этнологии Становление этнологии Этнография на много старше этнологии. Этнография ... теряет актуальность. Диффузионизм стал просто исторической точкой этнологии социологическая школа. Выделяет предмет этнологии в человеческом обществе. Рассматривали общество ...

Американская этнопсихологическая школа (Р. Бенедикт, А. Кардинер).

Культурный релятивизм. Неоэволюционизм (Л. Уайт, Дж. Стюард).

Структурализм (А.Р. Радклифф-Браун).

Советская этнографическая школа (С. Толстов, А. Золотарев, Н. Чебоксаров, Ю. Бромлей, С. Арутюнов).

 

Раздел III. Методика этнографических исследований

Полевая этнография: метод непосредственного наблюдения, метод этнографического эксперимента, опрос и анкетирование, метод стационарного исследования. Сравнительно-исторический метод. Типологический метод. Метод картографирования. Комплексный метод. Организация этнологической науки. Научные общества, музеи, периодические издания.

Понятие о материальной культуре как предмете этнографического исследования. Методы типологизации. Основные тенденции в историческом развитии материальной культуры. Земледелие и его основные типы. Земледельческие орудия. Животноводство и его специфика в различных районах мира. Жилище и его типологизация. Охота: основные направления и орудия. Собирательство.

Этнос – объект изучения этнологии. Проблема исторических форм этноса. Виды этнических процессов. Этнические факторы в истории и в современной жизни. Соотношение этносов и археологических культур. Традиции и инновации.

Классификация народов мира. Этнический состав населения Земли и принципы его классификации. Географическая классификация народов по крупным регионам. Лингвистическая классификация народов мира по языковым семьям. Схема родственных отношений языков: языковая семья – языковая ветвь – языковая группа – язык. Антропологическая классификация народов мира. Большие человеческие расы. Малые, контактные и смешанные расы. Классификация по хозяйственно-культурным типам и историко-этнографическим областям. Хозяйственно-культурные типы охотников, рыбо­ловов, собирателей, мотыжных земледельцев, кочевых скотоводов, плужных земледельцев. Прочие хозяйственно-культурные типы. Понятие «историко-этнографическая область».

Раздел IV. Народы Австралии и Океании

Народы Австралии и Тасмании. Расселение коренного населения Австралии и Тасмании в доколониальную эпоху и их судьба в колониальное время. Проблема этногенеза. Языковая и антропологическая принадлежность. Хозяйственно-культурные группы и историко-этнографические области. Хозяйство и материальная культура различных групп коренного населения. Образ жизни и годовой хозяйственный цикл. Орудия производства и оружие. Поселения и жилища, одежда, предметы быта. Семейно-брачные отношения, традиции, обряды и ритуалы. Парный брак и парная семья. Геронтократия и ее сущность. Социальная структура. Проблема локальной группы, рода. Фратрии и фратриальное деление. Экзогамия и брачные классы. Мужской и женский счет локальности. Возрастные классы и инициации. Институты власти. Межплеменные отношения и обмен. Духовная культура австралийских аборигенов. Религиозные представления и обряды. Устное народное творчество, музыка, изобразительное искусство. Европейская колонизация и современный состав населения.

Народы Микронезии. Проблемы этногенеза и заселения Микронезии человеком. Хозяйственно-культурные группы. Занятия. Производящее и присваивающее хозяйство. Орудия труда и оружие. Материальная культура: жилища и поселения, костюм, водные тран­спортные средства. Проблемы социальных отношений. Сочетание первобытных и раннеклассовых отношений. Имущественное и социальное расслоение. Община. Семейно-брачные отношения. Духовная культура. Религиозные верования. Фольклор.

14 стр., 6686 слов

Тема 3. Социально-культурный подход к экономико-психологическим проблемам

... тем, что эти реформы не учитывали социально-культурных, ментальных особенностей нашего народа, влияющих и определяющих своеобразие хозяйственной жизни. Поэтому весьма важными вопросами, которые мы ... определенной социальной группе, этносу, типу цивилизации. Тип цивилизации, как мы увидим ниже, определяет религия, на основе которой формируется духовно-нравственная культура. Кроме того, поведение ...

Народы Меланезии и Новой Гвинеи. Расселение этнических групп. Языковая и расовая принадлежность. Историко-этнографические области и хозяйственно-культурные типы. Проблемы этногенеза и миграций. Хозяйство и материальная культура. Формы тропического земледелия и его типы. Скотоводство. Значение охоты, рыболовства и собирательства. Поселения и жилища. Костюм и украшения. Средства передвижения. Пища. Социальная структура. Семейно-брачные отношения. Парный брак. Родовая община. Материнская и отцовская локальность рода. Мужские союзы. Мужские дома. Тайные союзы. Процесс разложения первобытнообщинных и складывание классовых отношений. Роль вождей. Духовная культура. Религиозные верования. Представления о силе «ману». Табуация. Обряды. Народное искусство. Европейская колонизация и современные этнокультурные процессы.

Народы Полинезии. Происхождение полинезийцев и гипотезы о путях заселения Полинезии. Языки и расовая принадлежность. Основные занятия. Значение рыболовства и мореходства. Материальная культура. Домашние производства и ремесла. Обмен. Социальная структура. Общинные и родовые связи. Семейно-брачные отношения. Собственность на орудия и средства производства. Процессы имущественного и социального расслоения. Зачатки кастовой системы. Процессы складывания ранней государственности. Роль старейшин и вождей. Духовная культура. Культ богов природы, представления о табуации. Культ предков и вождей. Зачатки письменности. Положительные знания. Фольклор. Легенды и исторические предания. Народное искусство. Колонизация и возникновение новых групп населения. Современные этнокультурные процессы и этническая консолидация.

 

Раздел V. Народы Зарубежной Азии

Этнический, лингвистический и антропологический состав народов Зарубежной Азии. Историко-этнографические области. Палеоантропологические находки. Древние центры возникновения производящего хозяйства и сложения цивилизаций. Особенности этнических процессов.

Народы Западной Азии. Этногенез и этнический состав на разных этапах истории. Древние цивилизации. Хозяйственно-культурные типы. Плужное и мотыжное земледелие. Кочевое и полукочевое скотоводство. Специфика социальных отношений у оседло-земледельческого и кочевого населения. Материальная культура. Ремесло, обмен. Средства передвижения. Духовная культура. Роль ислама. Современные этнокультурные процессы.

Народы Южной Азии. Этнический состав. Языковые семьи. Антропологические группы. Особенности исторического развития. Историко-этнографические группы и хозяйственно-культурные типы. Плужное и мотыжное земледелие. Кочевое и полукочевое скотоводство. Тропическое земледелие и присваивающее хозяйство. Специфика социально-экономических отношений. Кастовая система. Положение «племенного населения». Особенности социальных отношений у разных групп населения. Брак, семья и семейные отношения. Материальная культура. Ремесло. Торговля. Духовная культура. Ислам и индуизм. Джайнизм и другие религии. Первобытные верования. Фольклор. Народное искусство.

8 стр., 3531 слов

Духовно-нравственное воспитание личности, особенности его реализации ...

... за границыэгоистических интересов, личной пользы и сосредоточенность на морально - духовной культуре человечества. Поэтому и цели,и намерения духовно и морально зрелой личности, ... творческую способность личности ксамореализации и самосовершенствованию, что предопределяется такими особенностями когнитивно-интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и волевой сфер, которые являютсянеобходимыми ...

Народы Юго-Восточной Азии.Проблемы формирования этнического состава населения Юго-Восточной Азии. Этнические общности. Языковые семьи и антропологические группы. Историко-этнографические области. Особенности развития и связи с другими областями мира. Хозяйство. Тропическое и орошаемое земледелие. Животноводство. Хозяйственно-культурные типы и специфика отсталых этнографических групп. Передовые по социально-экономическому развитию народы. Специфика социальных отношений. Пережитки первобытных отношений. Патриархальные и феодальные отношения. Духовная культура. Ислам. Своеобразие местного буддизма. Пережитки индуизма в Индонезии. Народное творчество. Театр, музыка, танцы. Первобытные религиозные представления.

Народы Центральной и Восточной Азии. Историко-этнографические области и хозяйственно-культурные типы. Плужное и мотыжное земледелие. Кочевое и полукочевое скотоводство. Тропическое земледелие и присваивающие отрасли хозяйства. Рыболовство в прибрежных областях. Проблемы этногенеза китайцев. Китайские языки. Антропологические группы. Специфика хозяйства, материальной и духовной культуры, социаль­ного строя. Народы Монголии. Хозяйство и материальная культура. Народы Тибета. Этнический состав. Древние и современные формы хозяйства. Социальный строй. Проблемы этногенеза японцев и айнская проблема. Характеристика традиционного хозяйства, культуры, быта. Религиозные верования. Народы Кореи. Проблемы этногенеза.

 

Раздел VI. Народы Африки

Историко-этнографические области, языковые семьи и группы. Антропологический состав. Хозяйственно-культурные типы. Антропогенез и африканские находки. Древняя и средневековая культура народов Африки. Европейская цивилизация, разрушение государств и культур тропической Африки.

Северная Африка и древняя культура плужного земледелия. Египет и Магриб. Кочевое и полукочевое скотоводство. Специфика хозяйства и общественного строя. Духовная культура. Ислам.

Восточный Судан и народы банту. Земледелие и животноводство. Материальная культура. Особенности социального развития. Имущественное и классовое расслоение. Сочетание первобытнообщинных традиций и классовых отношений. Государство Конго. Сельская община. Семейно-брачные отношения. Духовная культура. Религия. Народное искусство. Народы Судана. Этнические группы и политические образования. Тропическое земледелие с выжигом леса. Животноводство. Металлургия и ремесла. Разложение первобытнообщинных и складывание классовых отношений. Государства Ашанти и Дагомея. Духовная культура.

Народы Восточной Африки. Эфиопия и Сомали. Комплексное хозяйство. Роль земледелия и скотоводства. Роль кочевого скотоводства. Ремесло и торговля. Материальная культура и особенности социально-экономического развития.

26 стр., 12509 слов

Тема 3 личность в группе как проблема социальной психологии

... подходы к решению этой проблемы. Г. М. Андреева полагает, что наиболее продуктивным является подход, согласно которому непосредственная среда деятельности личности – группа – наделяет личность определенными ... с усилиями других членов группы. Существуют различные подходы к вопросу о структуре личности, что позволяет выделить важную методологическую проблему. Неоднозначность употребления понятий « ...

Остальные народы Южной Африки. Койсанские языковые группы. Готтентоты-животноводы. Охотники-собиратели бушмены. Пигмеи – проблема происхождения и социально-экономических отношений.

Население Мадагаскара – малагасийцы (мальгаши).

Хозяйство и материальная культура. Социальный строй. Духовная культура.

Современные этнокультурные процессы в Африке. Сложение новых этнических общностей. Развитие культуры. Изменения в быту.

 

Раздел VII. Народы Америки

Заселение Америки человеком и гипотезы о путях миграций. Языковые семьи и антропологические типы коренного населения. Европейская колонизация и ее этнокультурные последствия.

Народы Северной Америки. Расселение и хозяйственно-культурные типы этнических групп. Арктические охотники и рыболовы. Оседлые рыболовы северо-западного побережья. Лесные охотники. Конные охотники на бизонов прерий. Земледельцы востока и юго-востока континента. Собиратели и охотники Калифорнии. Земледельцы пуэбло. Хозяйство и материальная культура у разных групп населения. Общественный строй и духовная культура.

Народы Центральной и Южной Америки. Этнические и хозяйственно-культурные типы. Древние земледельческие цивилизации Мексики и Перу. Майя, ацтеки, инки и др. Современные плужные и мотыжные земледельцы. Охотники и собиратели тропиков и южной оконечности континента (огнеземельцы).

Социальная структура. Семейно-брачные отношения. Собственность на орудия и средства производства. Особенности раннеклассовых обществ Центральной и Южной Америки. Община. Локальные группы. Роль предводителей.

Духовная культура. Религии классовых и первобытных обществ. Фольклор. Народное искусство. Формирование этнического состава современного населения Америки. Индейские народы и народы европейского происхождения в Северной Америке. Проблема американской нации. Формирование населения Канады. Формирование этнического состава Центральной и Южной Америки. Роль индейских, африканских и европейских элементов.

 

Раздел VIII. Народы Зарубежной Европы

Историко-этнографическое районирование. Этни­ческий состав, языковые семьи. Проблемы этногенеза и этнической истории. Значение «Великого переселения народов». Средневековые миграции и формирование современных этнических групп. Традиционные занятия в разных областях Европы. Материальная культура. Семья и семейные отношения. Социальные отношения. Роль средневековой общины. Духовная культура. Народные дохристианские верования. Фольклор. Народное искусство. Современные этнические процессы.

 

Раздел IX. Народы СНГ

Восточнославянские народы. Численность и расселение. Диалектные особенности. Антропологические группы. Этногенез и этническая история восточнославянских народов. Формирование русского, украинского и белорусского этносов. Этнографические группы русских, украинцев и белорусов. Историко-этнографические области и их специфика в сфере хозяйства, материальной и духовной культуры. Особенности поселений и жилищ, костюма, транспортных средств, пищи, орудий труда и утвари. Сельская община и патриархальные семейные отношения. Календарные обряды и обычаи. Фольклор и изобразительное искусство. Роль дохристианских верований.

Неславянские народы Восточной Европы. Нации и народности. Языковая и антропологическая классификации. Историко-этнографические области. Народы Прибалтики, юга Восточной Европы, Поволжья и Южного Приуралья. Хозяйственно-культурные типы. Традиционные виды хозяйства, ма­териальной и духовной культуры. Промысловая и земледельческая зона Севера.

Народы Кавказа. Лингвистический и антропологический состав народов Кавказа. Проблема этногенеза. Хозяйственные типы. Общие черты и региональные особенности в хозяйстве, материальной и духовной культуре народов Кавказа. Родовые и общинные отношения. Особенности феодального развития. Религиозные верования. Ислам. Христианство. Пережитки древних верований. Народное творчество.

Народы Средней Азии и Казахстана. Историко-этнографические области и этнические группы. Проблемы этногенеза и этнической истории. Иранцы и тюрки. Хозяйственно-культурные типы. Орошаемое, плужное и мотыжное земледелие, животноводство. Огородничество. Роль тех­нических культур. Кочевое и полукочевое скотоводство. Общее и особенное в материальной культуре, семейных отношениях, духовной культуре. Специфика феодальных отношений у земледельческих, патриархаль­но-кочевых и скотоводческих народов.

Народы Сибири. Этнический состав населения Сибири. Языки и антропологические группы коренного населения. Проблемы этногенеза и этнической истории.

 

Раздел X. Народы Украины и Крыма

Современный этнический состав населения Украины. Историко-этнографическое районирование и этнографические группы украинцев. Формирование украинской народности и нации. Хозяйство, материальная и духовная культура украи­нского народа. Современные этнические процессы в Украине.

Сложность этногенетических процессов в Крыму и влияние на них природно-географических условий. Киммерийцы. Таврская проблема. Скифы и сарматы. Греки-эллины. Этнические процессы в эпоху «Великого переселения народов». Конфессиональный фактор в формировании этнических общностей Крыма. Проблемы этногенеза крымских народов и современные этнические процессы в Крыму. Материальная и духовная культура крымских татар, греков, болгар, армян, караимов и крымчаков.

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. по дисциплине «Основы этнологии»

по дисциплине «Основы этнологии»

Основная:

Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие.– Л., 1974; 1991.

Культура і побут населення України: Навч. посібник.– Київ, 1993.

Народы и религии мира: Энциклопедия.– М., 2000.

Садохин А.П. Этнология: Учебник.– М., 2000.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник.– М., 2000.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры.– М., 1971; 1985.

Этнография: Учебник.– М., 1982.

Дополнительная:

Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки.– М., 1974.

Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма.– Симферополь, 1999.

Айбабин А.И., Герцен А.Г., Храпунов И.Н. Основные проблемы этнической истории Крыма // МАИЭТ.– 1993.– Вып. III.

Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез.– М., 1989.

Араджиони М.А. Греки Крыма и Приазовья: история изучения и историография этнической истории и культуры (80-е гг. XVIII в. – 90-е гг. XX в.).– Симферополь, 1999.

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.– М., 1989.

Арутюнян И.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этнопсихология.– М., 1998.

Атлас народов мира.– М., 1964.

Ачкинази И.В. Крымчаки. Историко-этнографический очерк.– Симферополь, 2000.

Бороноев А.О. Основы этнической психологии.– СПб., 1991.

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.– М., 1973.

Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии.– М., 1981.

Брук С.И. Население мира.– М., 1981.

Бутинов Н.А. Папуасы Новой Гвинеи (хозяйство, общественный строй).– М., 1968.

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос.– М., 1995.

Громов Г.Г. Методика полевых этнографических исследований.– М., 1967.

Етнографія України.– Львів, 1994.

Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии.– СПб., 1994.

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография.– М., 1991.

Иванов В.С. Культурная антропология и история культуры.– М., 1989.

Кабо В.Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии.– М., 1969.

Краткий этнологический словарь.– М., 1995.

Культура и быт народов Зарубежной Европы. Этнографические исследования.– М., 1967.

Культура и бытнародов Северного Кавказа.– М., 1968.

Культура индейцев. Вклад коренного населения Америки в мировую культуру.– М., 1963.

Лебон Г. Психология народов и масс.– СПб., 1995.

Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие.– М., 1998.

Малые народы Южной Азии.– М., 1978.

Марков Г.Е. Народы Индонезии.– М., 1963.

Марков Г.Е. Кочевники Азии.– М., 1976.

Минасян М.Г. Армяне Причерноморья.– Ереван, 1990.

Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты.– М., 1998.

Народы мира: Историко-этнографический справочник.– М., 1988.

От киммерийцев до крымчаков (народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в.).– Симферополь, 2004; 2006; 2007.

Очерки общей этнографии. Австралия и Океания, Америка, Африка.– М., 1957.

Поляков С.П. Историческая этнография Средней Азии и Казахстана.– М., 1980.

Пучков П.И. Население Океании. Этногеографический обзор.– М., 1967.

Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.– М., 1990.

Свод этнографических понятий и терминов: Социально-экономические отношения и соционормативная культура.– М., 1986.

Свод этнографических понятий и терминов: Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы.– М., 1988.

Свод этнографических понятий и терминов: Материальная культура.– М., 1989.

Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян.– М., 1979.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности.– М., 1997.

Социальная организация и культура народов Сибири.– М., 1974.

Степаненко Т.Г. Этнопсихология.– М., 1999.

Стингл М. Индейцы без томогавков.– М., 1984.

Татары Среднего Поволжья и Приуралья.– М., 1967.

Финогеев Б.Л. Крымские татары, немцы, греки, армяне, болгары.– Симферополь, 1997.

Хозяйство и материальная культура народов Кавказа.– М., 1968.

Храпунов И.Н. Этническая история Крыма в раннем железном веке // БИ.– Симферополь-Керчь, 2004.– Вып. VI.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии.– М., 1998.

Этнические процессы в современном мире.– М., 1987.

Этнические процессы в странах Юго-Восточной Азии.– М., 1974.

Этническиепроцессы в странах Южной Азии.– М., 1976.

Этнические процессы в Центральной и Юго-Восточной Европе.– М., 1988.

Этнические процессы и состав населения в странах Передней Азии.– М., 1980.

Этнические стереотипы поведения.– Л., 1985.

Этногенез и этническая история народов Севера.– М., 1975.

Этнография детства.– М., 1992.

Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы.– М., 1988.

Этносы и этнические процессы.– М., 1993.

www.countries.ru

www.ethnonet.ru


ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Основы этнологии»

Тема семинара 1. Понятийный аппарат этнологии.

Цель: Изучение используемых в этнологии общенаучных и специальных терминов из области хозяйства, материальной и духовной культуры, а также социальных и семейно-брачных отношений.
Обеспечение: учебная и научная литература, специализированные словари и справочники, личные записи студентов.
Продолжительность: 4 ч.

План семинара:

1. Общенаучные термины.

2. Термины из области хозяйства и материальной культуры.

3. Термины из области духовной культуры.

4. Термины из области социальных и семейно-брачных отношений.

Список рекомендованной литературы:

Итс Р.Ф. Введение в этнографию.– Л., 1991.

Народы и религии мира: Энциклопедия.– М., 2000.

Садохин А.П. Этнология: Учебник.– М., 2000.

Свод этнографических понятий и терминов: Социально-экономические отношения и соционормативная культура.– М., 1986.

Свод этнографических понятий и терминов: Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы.– М., 1988.

Свод этнографических понятий и терминов: Материальная культура.– М., 1989.

Тема семинара 2. Классификации народов мира.

Цель: Изучение существующих систем классификации народов мира, а также проблем и основных этапов процессов антропогенеза, расогенеза и этногенеза; овладение знаниями об общих и отличительных особенностях развития народов мира, сформировавших современный облик человечества и его культур в их самобытности и многообразии.
Обеспечение: конспект лекции, учебная и научная литература, специализированные словари и справочники, личные записи студентов.
Продолжительность: 4 ч.

План семинара:

1. Географическая классификация.

2. Антропологическая классификация.

3. Хозяйственно-культурная классификация.

4. Лингвистическая классификация.

Список рекомендованной литературы:

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.– М., 1973.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию.– Л., 1991.

Козлов В.И. О классификации этнических общностей // Исследования по общей этнографии.– М., 1979.

Садохин А.П. Этнология: Учебник.– М., 2000.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры.– М., 1971, 1985.

Этнография: Учебник.– М., 1982.


Тема семинара 3. Народы Украины и Крыма.

Цель: Изучение проблем этногенеза и этнической истории крымских татар, греков, караимов и крымчаков; овладение знаниями по их традиционным видам хозяйства, материальной и духовной культуре.
Обеспечение: конспект лекции, учебная и научная литература, специализированные словари и справочники, личные записи студентов.
Продолжительность: 10 ч.

План семинара:

  1. Современное население Украины.
  2. Основные этапы этнической истории Крыма.
  3. Украинцы и субэтносы украинского народа.
  4. Русские и белорусы.
  5. Армяне.
  6. Болгары.
  7. Греки Крыма и Приазовья.
  8. Крымские татары.
  9. Крымские цыгане.

10. Караимы и крымчаки.

Предлагаемые темы рефератов:

1. «Автохтонный», «пришлый» и «коренной»: проблема дефиниций.

2. Проблемы этногенеза крымских татар.

3. Субэтносы крымскотатарского народа.

4. Эмиграция крымских татар в Турцию в конце XVIII-XIX вв.

5. Историография проблемы этногенеза крымских греков.

6. История формирования греческих общин Крыма в XVIII-XIX вв.

7. Религия как этнообразующий фактор.

8. Происхождение караимов Крыма в отечественной и зарубежной литературе.

9. Проблемы этнической самоидентификации крымчаков.

10. Современная этническая карта Крыма.

Список рекомендованной литературы:

Айбабин А.И., Герцен А.Г., Храпунов И.Н. Основные проблемы этнической истории Крыма // МАИЭТ.– 1993.– Вып. III.

Араджиони М.А. К вопросу о некоторых концепциях этногенеза тюркоязычного позднесредневекового населения Юго-Западного Крыма // История и археология Юго-Западного Крыма.– Симферополь, 1993.

Араджиони М.А. Греки Крыма и Приазовья: история изучения и историография этнической истории и культуры (80-е гг. XVIII в. – 90-е гг. XX в.).– Симферополь, 1999.

Ачкинази И.В. Крымчаки. Историко-этнографический очерк.– Симферополь, 2000.

Белый О.Б., Белая И.Н. К вопросу о названии и самоназвании восточно-европейских караимов (крымская этнографическая группа) в ХIII – начале XIX вв. // МАИЭТ.– 1996.– Вып. V.

Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар.– М., 1992.

Греки Крыма. Словарь-справочник.– Симферополь, 1999.

Евреи Крыма. Очерки истории.– Симферополь-Иерусалим, 1997 (5757).

Зiнченко Ю. Кримськi татари: Iсторичний нарис.– К., 1998.

Кефели В.И. Караимы.– Пущино, 1992.

Краткая еврейская энциклопедия.– Иерусалим, 1988.– Т. 4.

Крым многонациональный.– Симферополь, 1998; 2000.

Крымские татары: Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре.– Симферополь, 2005.

Кудусов Э. История формирования крымскотатарской нации.– 1996.

Культура i побут населення України.– К., 1993.

Меметов А. Крымские татары (Историко-лингвистический очерк).– Симферополь, 1993.

Народы и религии мира: Энциклопедия.– М., 1999.

Носкова И.А. Крымские болгары в XIX – начале XX в.: история и культура.– Симферополь, 2002.

От киммерийцев до крымчаков (народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в.).– Симферополь, 2004; 2006; 2007.

Финогеев Б.Л. Крымские татары, немцы, греки, армяне, болгары.– Симферополь, 1997.

Чебоксаров Н.Н. Проблемы происхождения древних и современных народов.– М., 1964.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Основы этнологии»

(на зачет и модульный контроль № 1 выносятся вопросы 1-32)

 

1. Предмет и задачи этнологии. Источники и методы этнологического исследования.

2. Понятие «этнос». Этнические процессы. Этнологическая терминология.

3. Системы классификаций народов мира.

4. Этнолингвистическая классификация народов мира.

5. Современные человеческие расы.

6. Хозяйственно-культурные типы.

7. Накопление этнографических данных в древности и средневековье.

8. Зарождение этнографии как науки в XVIII – первой половине XIX вв.

9. Эволюционная школа в этнографии.

10.Антропогеографическая и культурно-историческая школы в этнографии.

11.Функционализм.

12.Этнография в США.

13.Развитие этнографии в СССР, России и Украине.

14.Лингвистическая классификация народов Азии.

15.Этногенез, этническая история и современный этнический состав населения Западной Азии.

16.Хозяйство и материальная культура населения Западной Азии.

17.Общественный строй и духовная культура населения Западной Азии.

18.Этногенез, этническая история и современный этнический состав населения Южной Азии.

19.Хозяйство и материальная культура народов Южной Азии.

20.Общественный строй и духовная культура народов Южной Азии.

21.Этногенез, этническая история и современный этнический состав населения Юго-Восточной Азии.

22.Хозяйство и материальная культура народов Юго-Восточной Азии.

23.Общественный строй и духовная культура народов Юго-Восточной Азии.

24.Этногенез, этническая история и современный этнический состав населения Центральной и Восточной Азии.

25.Хозяйство и материальная культура народов Центральной и Восточной Азии.

26.Общественный строй и духовная культура народов Центральной и Восточной Азии.

27.Народы Микронезии.

28.Народы Меланезии.

29.Народы Индонезии.

30.Народы Папуасии.

31.Аборигены Австралии и Тасмании. Англо-австралийцы.

32.Народы Полинезии.


33.Лингвистическая и антропологическая классификация народов Африки.

34.Этническая история Африки.

35.Народы Северной и Северо-Восточной Африки.

36.Народы Западной тропической Африки.

37.Народы Центральной, Восточной и Южной Африки. Малагасийцы.

38.История заселения Америки, лингвистическая классификация её коренного населения.

39.Хозяйственно-культурные ареалы коренного населения Америки.

40.Охотники, рыболовы и собиратели Америки.

41.Земледельческие племена Америки.

42.Майя.

43.Ацтеки.

44.Инки.

45.Европейская колонизация Америки. Современный этнический состав населения Америки.

46.Этнолингвистическая классификация народов Европы.

47.Европейские народы германской группы.

48.Европейские народы романской группы.

49.Европейские народы кельтской и финно-угорской групп.

50.Греки, албанцы, баски, мальтийцы.

51.Западные и южные славяне.

52.Этногенез и этническая история восточных славян.

53.Хозяйство и материальная культура восточных славян.

54.Общественный строй и духовная культура восточных славян.

55.Народы Прибалтики.

56.Народы Волго-Камья.

57.Народы Северо-Востока Европы.

58.Народы Молдовы.

59.Народы Северного Кавказа.

60.Народы Закавказья.

61.Народы Средней Азии и Казахстана.

62.Народы Сибири и Дальнего Востока.

63.Современное население Украины.

64.Греки Приазовья.

65.Основные этапы этнической истории Крыма.

66.Крымские татары.

67.Караимы, крымчаки, крымские цыгане.

68.Крымские армяне и крымские болгары.


СПИСОК ТЕРМИНОВ

(на зачет и модульный контроль № 1 выносятся термины из левой колонки)

 

Автохтонный Авункулат Адат Аккомодация Аккультурация Аллохтонный Анимизм Антропогенез Антропологический тип Апартеид Ассимиляция Аталычество Брак Брак посещением Верования Вождь Геноцид Гетеризм Гостевой брак Депортация Диаспора Дома молодежи Духовная культура Иммиграция Индивидуальная семья Инициация Инновация Интеграция Историко-этнографическая область Калым Каста Консолидация Кросскузенный брак Кувада Культура Левират Магия Материальная культура Материнский род Матриархат Матрилинейность Матрилокальность Мотыжное земледелие Мужские дома Народность Нация Обряд Община Обычай Ортокузенный брак Отцовский род Парная семья Патриархат Патрилинейность Патрилокальность Пашенное земледелие Пережиток Переложное земледелие Племя Побратимство Подсечно-огневое земледелие Полиандрия Полигиния Половозрастное деление Промискуитет Раса Расизм Религия Род Ручное земледелие Сегрегация Семья Сословие Сорорат Союз племен Старейшина Старец Стереотип Субэтнос Суперэтнос Табу, табуация Тайные союзы Тамга Титульный этнос Тотемизм Травестизм Традиция Трайбализм Умыкание Фетишизм Фольклор Фратрия Хозяйственно-культурный тип Шаманизм Эмиграция Экзогамия Эндогамия Этническая территория Этнос Этнофор

Примечание: На семинарском занятии, в ходе контрольного опроса или на экзамене получив 5 терминов (по принципу лото), студент должен в устной или письменной форме объяснить их значение.


СПИСОК ЭТНОНИМОВ

 

 

Абазины Абхазы Аварцы Австралийцы Адыги Азербайджанцы Айны Аккадцы Аланы Албанцы Алеуты Алтайцы Англичане Англосаксы Анты Арабы Араваки Арауканы Арии Армяне Ассирийцы (Айсоры) Аукштайты Афганцы Ацтеки Балкарцы Башкиры Белорусы Белуджи Бенгальцы Бирманцы Болгары Ботокуды Бритты Бургунды Бурунди Буряты Бушмены Вайнахи Валлийцы Вандалы Венгры Венеды Вепсы Византийцы Вьетнамцы Гагаузы Галлы Гепиды Гиляки Готтентоты Готы Греки Грузины Гунны Гуцулы Дакота Датчане Даяки Долганы Дравиды Древляне Дреговичи Дунгане Евреи Египтяне Жемайты (жмудь) Земгалы Зулусы Ижора Илоки Ингуши Индонезийцы Индусы Инки Иранцы Ирокезы Испанцы Италики Итальянцы Ительмены Ифугао Йоруба Кабардинцы Казахи Калмыки Канадцы Каннара Караимы Каракалпаки Карачаевцы Карелы Картвелы Кашубы Ква Квакиуитль Кельты Кечуа Кеты Кечуа-аймара Кидани Киммерийцы Кипчаки Киргизы Китайцы Коми Команы Корейцы Коряки Коса Кривичи Крымчаки Кубу Кумыки Курды Кхмеры Лазы Лакцы Лангобарды Лао Латгалы Латыши Лопари Лезгины Лемки Ливийцы Ливы Литовцы Лужичане Мадурцы Мадьяры Майя Македонцы Малагасийцы Малайцы Мальтийцы Манде Манси Маньчжуры Маори Маратхи Марийцы (черемисы) Масаи Мегрелы Мексиканцы Меланезийцы Микронезийцы Минангкабау Мингрелы Могикане Молдаване Монголы Моны Мордва (мокша и эрзя) Мунда Мурома Мускоги Мяо Навахи Нага Нанайцы Науа Нганасаны Негидальцы Немцы Ненцы Нивхи Никарао Никобарцы Ногайцы Норвежцы Норманны Нубийцы Огнеземельцы Оджибве Ойраты Ольстерцы Орочи Осетины Остготы Пакистанцы Патагонцы Папуасы Пенджабцы Сарматы Сваны Североамериканцы Селькупы Семанги Сенои Сербы Сиамцы Сингалы Сингапурцы Синдхи Словаки Словенцы Сомалийцы Сонгаи Суахили Сэлиш Персы Печенеги Пигмеи Полинезийцы Полищуки Поляки Поляне Поморы
Португальцы Пруссы Пуштуны Пуэбло Пуэрториканцы Радимичи Ретороманцы Римляне Румыны Русины Русские Саамы Сандаве Скифы Табасараны Таджики Тавры Таиландцы Таитяне Талыши Тамилы Тасманийцы Татары (все группы) Таты Техуэльче Телеуты Тибетцы Тигре Тиграе Тлинкиты Туареги Тувинцы Тунгусы Тупи-гуарани Турки Туркмены Удмурты Удэгейцы (гольды) Узбеки Уйгуры Урумы Украинцы Ульчи Фарерцы Фиджийцы Филиппинцы Финны (суоми) Фламандцы Франко-швейцарцы Французы Фризы Фульбе Хазарейцы Хазары Хакасы Халха-монголы Ханты Хауса Хевсуры Хетты Хиндустанцы Хорваты Цыгане Черкесы Черногорцы Чеченцы Чехи Чжуан Чон Чуваши Чукчи Шведы Шорцы Шотландцы Эвенки Эвены Эльзасцы Энцы Эскимосы Эстонцы Эфиопы Южноафриканцы Юкагиры Яванцы Якуты Яганы (ямана) Яо Японцы

Примечание: На семинарском занятии, в ходе контрольного опроса или на экзамене, получив 5 этнонимов (по принципу лото), студент должен показать на карте ареал этноса, указать его лингвистическую принадлежность, хозяйственно-культурный тип, дать краткую информацию об этногенезе, этнической истории, материальной и духовной культуре. Ответы могут быть даны в устной или письменной форме. В качестве самостоятельной работы студентам предлагается нанести на контурные карты ареалы существующих ныне перечисленных этносов.